Научная статья на тему 'Становление органов охраны общественного порядка в Нижнем Поволжье в 1917 году'

Становление органов охраны общественного порядка в Нижнем Поволжье в 1917 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
334
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LOWER VOLGA REGION / POLICE / GENDARMERIE / MILITIA / MILITSIYA / COMMISSAR / STAFF / REGULATIONS / НИЖНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / ПОЛИЦИЯ / ЖАНДАРМЕРИЯ / МИЛИЦИЯ / КОМИССАР / ШТАТЫ / НОРМАТИВНЫЙ АКТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крепкова Ирина Александровна

В статье показываются особенности ликвидации царской полиции и жандармерии в Нижнем Поволжье в 1917 году. Проанализирован процесс создания новых органов охраны правопорядка в Саратовской и Астраханской губерниях. Рассмотрена специфика формирования штатов милиции, исследованы источники финансирования вновь созданных органов, проанализирована деятельность сотрудников милиции в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PUBLIC ORDER PROTECTION BODIES IN THE NIZHNY POVOLZHE REGION IN 1917

The article deals in various aspects of liquidation of tsarist police and gendarmerie in the Lower Volga Region in 1917. The process of formation of new publuc security bodies in Saratov and Arkhangelsk governorates is investigated. The local context of militia security staffing is analyzed, as well as the sources of funding for the newly formed bodies. Also, a review of militia security members‘ activities in the given period is made.

Текст научной работы на тему «Становление органов охраны общественного порядка в Нижнем Поволжье в 1917 году»

УДК 34 (091) (470) : 351.74

ББК 67

Крепкова Ирина Александровна Krepkova Irina Alexandrovna

заместитель начальника отдела - начальник отделения полиграфической и оперативной печати редакционно-издательского отдела Волгоградской академии МВД России кандидат исторических наук.

Deputy Head of Department - Head of Printing Operations of the Publishing Department, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in History. E-mail: krepkovaia@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В 1917 ГОДУ

Formation of public order protection bodies in the Nizhny Povolzhe region in 1917

В статье показываются особенности ликвидации царской полиции и жандармерии в Нижнем Поволжье в 1917 году. Проанализирован процесс создания новых органов охраны правопорядка в Саратовской и Астраханской губерниях. Рассмотрена специфика формирования штатов милиции, исследованы источники финансирования вновь созданных органов, проанализирована деятельность сотрудников милиции в рассматриваемый период.

Ключевые слова: Нижнее Поволжье, полиция, жандармерия, милиция, комиссар, штаты, нормативный акт.

The article deals in various aspects of liquidation of tsarist police and gendarmerie in the Lower Volga Region in 1917. The process offormation of new publuc security bodies in Saratov and Arkhangelsk gov-ernorates is investigated. The local context of militia security staffing is analyzed, as well as the sources of funding for the newly formed bodies. Also, a review of militia security members' activities in the given period is made.

Keywords: Lower Volga Region, police, gendarmerie, militia, militsiya, commissar, staff, regulations.

В литературе, посвященной формированию милиции в Нижнем Поволжье, данный процесс рассматривается лишь с 1918 года. Однако, как свидетельствуют источники, большая часть которых впервые вводится нами в оборот, становление новых органов охраны общественного порядка происходит весной 1917 года. Именно отсутствие научных изысканий по этому вопросу придает особую актуальность данному исследованию, основанному исключительно на анализе архивных материалов.

Целью данного исследования является изучение процесса ликвидации жандармских управлений и института полиции в целом в начале 1917 года и формирование нового органа охраны общественного порядка - милиции на территории Саратовской и Астраханской губерний.

В результате февральских событий 1917 года произошла смена политического строя России. По мнению новых органов управления, полиция (и общая, и политическая), стоявшая на страже интересов свергнутого режима, не могла эффективно выполнять свои функции.

Уже 28 февраля 1917 года Временный комитет Государственной думы издал постановление о немедленном аресте всех чинов наружной и тайной полиции, а также Отдельного корпуса жандармов.

3 марта Временное правительство заявило о том, что своей важнейшей задачей считает замену полиции «народной милицией с выборным начальством» [1, с. 84]. 6 марта 1917 года упраздняется Отдельный корпус жандармов, а постановлением Временного правительства от 10 марта 1917 года - Департамент полиции и учреждается Временное управление по делам общественной полиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан.

Территория Нижнего Поволжья в изучаемый период включала в себя Саратовскую и Астраханскую губернии. Процесс ликвидации института полиции и становления новых органов охраны общественного порядка в данном регионе имел ряд особенностей.

В Саратове представители Военного комитета и солдаты 3-го пулеметного полка 2 марта произвели аресты губернатора, вице-губернатора и полицмейстера [2, л. 2]. Аресты чи-

нов полиции и жандармерии продолжались около суток вплоть до издания приказа Городского (губернского) общественного исполнительного комитета о прекращении арестов представителей старой власти [2, л. 3]. 11 апреля на заседании военной секции саратовского Совета было решено полицейских и жандармов всех чинов отправить в действующую армию в качестве рядовых [2, л. 24].

В Царицыне 2 марта также происходили аресты чинов полиции и жандармерии. Кроме того, солдатами 141-го пехотного полка была сожжена тюрьма, в результате чего на свободе оказались все заключенные [2, л. 24].

С 4 марта началось разоружение полиции в уездах Саратовской губернии.

В начале марта в Саратове создана комиссия по ликвидации местных жандармских управлений в составе председателя А. С. Чума-евского и членов - Л. И. Перельмана, П. П. Ро-маненко, М. П. Сердобова, А. А. Гольдштейна, а также двух представителей Военного комитета Маслова и Гуртеса. Перед Комиссией были поставлены следующие задачи: установить сотрудников всех жандармских управлений, осветить их деятельность, выбрать и подготовить материал для возбуждения уголовного преследования против сотрудников и чинов жандармских управлений в случае совершения ими уголовных преступлений и преступлений по должности, а также отобрать документы, имеющие историческое значение. Кроме того, на Комиссию было возложено заведывание хозяйственной частью жандармских управлений [3, л. 26]. Впоследствии Губисполком постановил поручить Комиссии производить допросы лиц, служивших в охранном отделении и жандармском управлении, для выяснения граждан, сотрудничавших с охранным отделением [3, л. 28]. Данный список был опубликован Комиссией 11 апреля [2, л. 33].

Во избежание уничтожения документации ликвидируемых учреждений в 20-х числах марта саратовским исполкомом была образована комиссия для охраны дел и документов местного охранного отделения [3, л. 33].

В Астраханской губернии губернский комиссар 7 марта дал поручение о расформировании полиции. Сохранилась переписка губернского комиссара с комиссаром Астраханского уезда, в которой первый 13 марта 1917 года потребовал от второго доклад о проделанной

работе и списки арестованных жандармских и уездных полицейских чинов с указанием, когда и кому они переданы [4, л. 38]. 15 марта 1917 года астраханский уездный комиссар докладывал губернскому комиссару, что «вследствие предложения от 7 марта № 1799 и 13 марта № 1858 расформирование общей уездной полиции производится как мною лично, так и посредством волостных старшин Астраханского уезда.

... Случаев заорестования чинов жандармской полиции района Астраханского уезда не было» [4, л. 39].

Бывшие полицейские урядники и стражники, расквартированные в уездах, направлялись в Астрахань в распоряжение воинского начальника. Их вооружение передавалось уездным комиссарам, делопроизводство и денежные средства, находившиеся у приставов, - волостным старшинам. Кроме того, было направлено письмо атаману Донского казачьего войска со списком членов уездной полиции из казачьего сословия, подлежащих отбыванию воинской повинности [4, л. 11-13]. В марте 1917 года только из Астраханского уезда в войсковые части было отправлено 85 бывших чинов Астраханской уездной полиции [4, л. 103].

Астраханский полицмейстер Робуш продолжал выполнять свои обязанности в течение марта и был уволен лишь 30 числа приказом губернского комиссара Бирюкова № 561 на основании телеграммы министра внутренних дел от 26 марта 1917 года № 25063 [4, л. 113].

Одновременно с ликвидацией старой полиции шло формирование новых органов охраны общественного порядка. Данный процесс в первые дни существования нового строя основывался исключительно на творчестве народных масс, так как первый нормативный акт общегосударственного значения, регламентирующий создание нового правоохранительного органа - милиции, был принят 1 7 апреля 1917 года (постановление Временного правительства «Об учреждении милиции»).

На территории Нижней Волги первый отряд милиции создается 3 марта 1917 года рабочими крупнейшего в Царицыне металлургического Французского завода (сегодня это завод им. Красного октября) [2, л. 4]. 6 марта в городе в целях охраны порядка и безопасности граждан учреждается Комитет общественной безопасности, в состав которого вошли

представители Временного исполнительного комитета и Совета рабочих депутатов. В этот же день Комитет обсудил вопрос об организации общегородской милиции [2, л. 6].

Первым нормативным актом, закрепляющим юридические основы создания милиции в изучаемый период в Нижневолжском крае, является Положение о милиции, разработанное и утвержденное Саратовским советом рабочих депутатов 6 марта 1917 года. В Положении указывалось, что «...для самоохраны народа и нормального течения жизни города Совет организует из среды рабочих народную милицию» [5]. В соответствии с данным Положением милиция делилась на милицию по охране города и милиционные дружины по охране фабрик и заводов.

Бывшие полицейские чины в милицию не принимались.

Списки милиционеров должны были формировать заводские комитеты и утверждать в исполкоме. На каждый участок планировалось назначать милиционеров в три раза больше числа бывшего состава полиции. За свою работу они получали денежное содержание, размер которого не должен был быть ниже содержания бывших чинов полиции. Члены участковой милиции из своей среды выбирали начальников стражи, помощников начальников стражи и старших милиционеров. Внутренний распорядок и распределение службы устанавливал участковый комиссариат, в подчинении которого находился участковый отряд милиции. Оружие милиции должен был выдавать исполком Совета рабочих депутатов. Милиционер обязан иметь при себе удостоверение за подписью начальника милиции. Минимальный срок службы каждого милиционера был определен в 2 недели.

Милиционные дружины по охране фабрик и заводов должен был формировать каждый заводской или фабричный комитет. Все милиционные дружины подчинялись начальнику милиции, дружинникам выдавалось оружие. Служба дружинников не оплачивалась, однако они могли быть привлечены и к охране города. В этом случае им выдавалось денежное содержание на общих основаниях [5].

В Астрахани первые отряды милиционеров созданы по инициативе различных общественных организаций и предприятий города. Так, гимнастическое общество «Сокол» в письме

на имя председателя исполкома г. Астрахани сообщило об образовании 3 марта 1917 года при нем отряда милиционеров, который «3 дня по возможности старался водворить порядок, тишину и спокойствие среди населения г. Астрахани» [6, л. 1]. 5 марта организован отряд милиционеров из учащихся средних учебных заведений. В целях достижения большей эффективности было принято решение об объединении этих 2-х отрядов, при этом штаб-квартиру первого отряда перенесли в центр города, что сильно затруднило передвижение милиционеров на окраины. Поэтому 8 марта милиционный отряд при обществе «Сокол» был возвращен в свою прежнюю штаб-квартиру и взял на себя охрану только 1 и 6 участков, расположенных на окраинах города.

8 марта на общем собрании служащих, рабочих и мастеровых механических мастерских Восточного общества товарных складов и Товарищества нефтяного производства братьев Нобель были избраны начальник милиции и его помощник, а 14 марта утверждены отобранные начальником милиции 15 младших милиционеров и 1 старший [4, л. 56-57].

Нормативный акт, юридически закрепляющий образование милиции в Астраханской губернии в 1917 году и регламентирующий основные принципы деятельности нового органа, разработан не был. Однако при создании отряда милиции при Дюрт-Алтынской пристани Восточного общества товарных складов была подготовлена инструкция, которая регламентировала деятельность отряда. В отличие от саратовского Положения о милиции, в ней регламентирован не только процесс формирования милиции, но и штаты, обязанности и даже порядок дежурств милиционеров:

1. Организация милиции поручается заранее выбранному на общем собрании начальнику милиции, который по окончанию набора милиционеров делает доклад местному Совету рабочих депутатов. После рассмотрения Советом список передается на утверждение общего собрания, затем направляется в уездный исполком.

2. Все милиционеры должны подчиняться начальнику милиции и его помощнику и по первому требованию являться для исполнения своего гражданского долга по защите прав и имущества свободных граждан.

3. Каждый милиционер должен считать своим долгом и обязанностью немедленно заявлять начальнику милиции или же, в случае его отсутствия, помощнику о лицах, ведущих пропаганду свергнутого самодержавного строя и разного рода провокаторах, натравливающих одну часть населения на другую или разжигающих национальную вражду, и так далее. Подобного рода лиц следовало задерживать до выяснения их личности и составлять протоколы, которые затем передавать комиссару правительственной власти.

4. Вступивший в ряды народной милиции должен осознавать всю меру ответственности перед родиной и избравшими его гражданами, которые вверили ему защиту личности и жилища. Кроме того, каждый милиционер должен пообещать свято и нерушимо исполнять свой гражданский долг.

5. Милиция состоит из 16 человек и делится на 2 отряда, которыми командует начальник и его помощники.

6. Если потребуются ночные дежурства или ночные обходы патрулей либо командировка, то предприятие названной пристани обязано оплачивать милиционерам потерянное ими время и расходы столовые.

7. Порядок дежурства милиционеров назначается начальником милиции. Для успешной и продуктивной работы милиции начальник должен проводить общие собрания милиционеров, на которых следует вести протоколы.

8. В обязанности милиции входит борьба с шинками, азартными игроками, проституцией и притонами, действующими разлагающим образом на общественную и политическую жизнь страны.

9. Жалобы на неправильные действия милиционеров подаются начальнику милиции, который отчитывается перед общим собранием [4, л. 55].

Во второй половине марта начинается формирование милиции в уездах и волостях Астраханской губернии. В селах и поселках на общих собраниях населения избирали милиционеров и направляли их списки на рассмотрение уездному комиссару, который утверждал кандидатуры и выдавал удостоверения следующего содержания: «Предъявитель сего есть милиционер Астраханской уездной милиции Артемичев Федор Степанович, служебные обязанности которого распространяются на рай-

он всего Заячьего острова, поселки: Абелов-ский, Ново-Абеловский, с пристанями Москов-ско-Волжско-Бакинского нефтепромышленного торгового товарищества и Тер-Акопова, что подписан и приложением печати удостоверяется. Астраханский уездный комиссар» [4, л. 61].

Анализ сохранившихся в Государственном архиве Астраханской области документов показал, что в течение марта-апреля 1917 года в Астраханской губернии было выдано около 200 удостоверений сотрудника милиции.

Штаты милиционеров и их жалование первоначально определялись на общих собраниях граждан. Количество сотрудников в селах колебалось от 1 до 4 человек. Например, жители поселка Бертюль в количестве 235 душ «для водворения у себя тишины и спокойствия, а равно для пресечения различного рода незаконных действий со стороны лиц, занимающихся грабежами, разбоями и нанесением оскорблений мирным жителям, как словами, так и действиями, решили утвердить у себя в поселке милицию в составе 1 лица. Для этой цели на общем собрании 14 марта 1917 года. ... постановили: избрать на этот пост нашего жителя Я. Г. Лужнова» [4, л. 162]. 23 марта уездный комиссар выписал удостоверение № 38 и отправил его в п. Бертюль.

Записи в журнале Икрянского сельского народного собрания от 3 апреля 1917 года свидетельствуют о том, что «.собрание признало необходимым формировать сельскую местную милицию в числе 4 человек, из которых 2-е должны занять места речной охраны, которая должна следить за порядком как со стороны ловцов, так и арендаторов вод. при этом собрание признало, что эти лица ввиду дороговизны должны получать не менее 100 рублей в месяц» [4, л. 91].

Отметим, что не только села и поселки, но и целые волости имели 1 или 2 милиционеров. Например, Ново-Разбугоринский волостной исполком в докладе уездному комиссару сообщил о наличии 1 милиционера (жалованье не указано) [4, л. 169], Чаганский - 2-х с жалованьем по 60 рублей [4, л. 161], Карантинный -2-х с жалованьем 80 рублей [4, л. 175]. Председатель же Яндыковской волости докладывал 18 апреля, что милиционеры на службу не принимались [4, л. 167].

В некоторых селах милиционеры несли службу на общественных началах и по понят-

ным причинам их работа имела низкую результативность. Так, в постановлении Камызякско-го волостного исполкома от 11 апреля 1917 года отмечалось, что в с. Камызяке числилось 6 милиционеров, которые за свою службу не получали жалования и, соответственно, «... относились к своим обязанностям. почти халатно.» [4, л. 130]. В связи с этим Волостной исполком постановил: принять на должность милиционера крестьянина А. Г. Шабалина с окладом 100 руб. Цветновский волостной исполком 15 апреля докладывал Астраханскому уездному комиссару, что «в наличии имеются 8 милиционеров. Начальник, помощник, 3 в селе, 3 по рыболовству. В смету заложены 2 по 90 руб., остальные служат бесплатно» [4, л. 68].

В целях упорядочения системы новых органов охраны общественного порядка 10 апреля 1 91 7 года волостным, сельским и поселко-

ганов охраны правопорядка выступали бюджетные средства, выделяемые местными органами власти, и общественные средства (в городе это средства фабрик, заводов или обществ, в сельской местности - деньги местного населения). 10 апреля астраханский уездный комиссар телеграфировал волостным, сельским и поселковым комитетам Астраханского уезда: «... так как средств на содержание народной милиции правительством не ассигновано, то таковая впредь до соответствующих распоряжений правительственной власти должна содержаться на местные средства волостных, сельских и поселковых комитетов» [4, л. 110]. Однако, учитывая тот факт, что денежных сумм до местных комитетов доходило крайне мало, им ничего не оставалось, как восполнять этот недостаток за счет средств местных жителей. Так, в постановлении прав-

вым комитетам был разослан циркуляр уездного ления Дмитриевского волостного исполкома от

комиссара № 455 о необходимости срочно доложить о количестве принятых на службу милиционеров и размере их жалования [4, л. 161].

На следующий день, 11 апреля, Астраханский уездный комиссар подал на утверждение губернскому комиссару штатное расписание уездной милиции (см. табл.) [4, л. 123].

16 апреля отмечается: «.милиционерам. содержание выдается из средств, позаимствованных у частных лиц» [4, л. 174]. В с. Раз-дорское Каралатской волости оплата службы милиционеров производилась из сумм сельского мирского сбора [4, л. 177]. Такая же ситуация сложилась и во многих других волостях.

Таблица

Штатное расписание Астраханской уездной милиции

№ п/п Должности Количество Сумма, в рублях

1 Начальник 1 400

2 Помощник начальника 1 300

3 Секретарь 1 200

4 Столоначальник 2 250

5 Регистратор, он же заведующий архивом 1 100

6 Машинистка 1 80

7 Начальник резерва 1 200

8 Милиционер 1 100

9 Курьер 2 130

10 На канцелярские расходы - 75

Данный документ впоследствии утверди-

Нормативного акта, регламентирующего

ли, однако штатное расписание милиции в волостях так и не было разработано. В течение 1917 года сотрудниками милиции назначались крестьяне на общих собраниях граждан сел в количестве и с оплатой, определенными на этих же собраниях.

Источниками финансирования новых ор-

денежные выплаты милиционерам, не существовало. Единственным документом, в котором рассматривался данный вопрос, являлось постановление Астраханской уездной земской управы от 16 мая 1917 года № 463. В нем отмечалось следующее: «.расходы по удовлетворению содержанием чинов милиции из

средств казны производятся в пределах норм, установленных законом 23 октября 1916 года, недостающие суммы относятся на средства Астраханского уездного земства» [4, л. 247].

Имеющиеся сведения позволяют сделать выводы о том, что деятельность новых правоохранительных органов не была эффективной. Подтверждением этому может служить следующее замечание: «Милиционеры, несущие всю работу по поддержанию порядка, очень неопытны. Они почти все безграмотны, это делает дознания, производимые ими, несовершенными, так как они не могут правильно изложить обстоятельства дела. Они допрос излагают в такой форме, что иногда совершенно не в состоянии найти состав преступления. Кроме того, производятся по неопытности аресты, которые не имеют за собой в основе преступление, являются незаконными и недопустимыми» [4, л. 272]. Начальник астраханской милиции в обращении в исполком № 1303 от 21 марта 191 7 года писал: «.производство милицией обысков (речь идет об обыске в целях обнаружения "собрания монархистов") не только не достигает цели. но и ... восстанавливает население против установленного строя» [7, л. 20].

С апреля 1917 года по всей стране начинается насильственный захват крестьянами помещичьих земель и инвентаря. Ни одного документа, свидетельствующего об участии милиционеров в предотвращении самовольных захватов, в архивах Нижнего Поволжья найдено не было. Однако в распоряжении министра Временного правительства кн. Львова от 8 апреля отмечалось, что крестьянские волнения должны быть подавлены военной силой [2, л. 22].

Отсутствуют сведения, подтверждающие участие милиции в подавлении массовых беспорядков в губернских городах Нижнего Поволжья. Так, 1 4 апреля в Царицыне произошел винный погром, начатый солдатами маршевой роты 93 пехотного полка. Он был ликвидирован силами рабочих и солдат 141-го пехотного полка [2, л. 25]. В Саратове 26 апреля также произошел винный погром, подавленный рабочими и революционными воинскими частями [2, л. 31]. Таким образом, милиция в данный период не могла полностью заменить полицию и обеспечить охрану общественного порядка. Подтверждением этому также может

служить принятие 2 мая рабочими и служащими завода «Титаник» в Саратове резолюции о необходимости организации на каждом предприятии дружин, помимо милиции [2, л. 38].

Отметим, что многие бывших полицейские чины обращались с просьбами о принятии их в ряды сотрудников милиции. 20 марта из Петрограда в регионы направлена телеграмма за подписью товарища министра внутренних дел кн. Урусова следующего содержания: «В МВД поступает значительное количество ходатайств со стороны бывших чинов полиции и корпуса жандармов об определении их на службу в милицию и в войска. Во избежание излишней переписки прошу широко оповестить этих лиц, что прием на службу в милицию достойных из их числа всецело зависит от комиссаров. » [4, л. 82]. Однако комиссары на местах не спешили принимать на службу в милицию бывших полицейских и жандармов. Хотя, вполне вероятно, это могло бы во многом исправить положение и обеспечить более эффективную организацию охраны общественного порядка.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы. Ликвидация института полиции и становление новых органов охраны общественного порядка в Нижнем Поволжье начались одновременно с аналогичными событиями в центральных губерниях. При этом процессы, происходившие в Саратовской губернии, значительно отличались от имевших место в Астраханской губернии. Так, в Саратове уничтожение полиции началось с создания органа, призванного изучить деятельность бывших чинов, в случае необходимости расследовать и подвергать их наказанию по закону. В Астраханской губернии такого органа не существовало и весь процесс ликвидации происходил стихийно.

Создание милиции в Саратове регламентировалось Положением, разработанным местным Советом рабочих депутатов. В Астрахани такого нормативного акта не существовало. Изначально милиция создается в губернских городах, и лишь к середине марта этот процесс охватывает и уезды. Отсутствие документа, регламентирующего штаты и денежное содержание милиции, приводит к нерегулируемому избранию милиционеров в населенных пунктах. При назначении окладов милиционеров общие собрания граждан, по-видимому, исходили из возможности данного

поселения собрать необходимую сумму денег самостоятельно, так как средств в местных бюджетах на оплату труда милиционеров не было. Деятельность первых милиционеров,

Литература

1. Фастов А. Г., Пантелеев Е. В., Бойко Д. В. История органов внутренних дел: учебное пособие. Волгоград, 2016.

2. ГАСО. Ф. 1279. Оп. 1. Д. 74. Хроника революционных событий (март 1917 - июль 1918 года).

3. ГАСО. Ф. 1281. Оп. 1. Д. 72. Справка об организации комиссии по ликвидации саратовских жандармских управлений.

4. ГААО. Ф. 1093. Оп. 1. Д. 21. Дело об организации милиции в Астраханском уезде 8 марта 1917 года.

5. Известия Саратовского совета рабочих и солдатских депутатов. 1917. 8 марта.

6. ГААО. Ф. 1093. Оп. 1. Д. 20.

7. ГААО. Ф. 1093. Оп. 1. Д. 25. Сведения о неблагонадежных лицах по отношению к новой власти.

бывших крестьян и рабочих, имела низкую результативность по причине общей необразованности, отсутствия опыта, незнания основ работы.

Bibliography

1. Fastov A. G., Panteleev E. V., Bojko D. V. History of interior affairs bodies. Volgograd, 2016.

2. Chronicle of the revolutionary events from March 1917 to July 1918. GASO. F. 1279. Op. 1. D. 74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Reference on the organization of the Commission for the Elimination of Saratov Gendarmerie. GASO. F. 1281. Op. 1. D. 72.

4. Proceedings for the organization of militia public security in Astrakhan Uyezd March 8, 1917. GAAO. F. 1093. Op. 1. D. 21.

5. Reports the Saratov soviet of workers' and soldiers' deputies. 1917. March 8.

6. On the organization of the people's militia public security in the Astrakhan province. GAAO. F. 1093. Op. 1. D. 20.

7. Information about politically suspect persons disloyal to the new government. GAAO. F. 1093. Op. 1. D. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.