Г. Р. Шафикова
СТАНОВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОЙ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
На основе обзора исследований по проблеме нравственного развития личности в отечественной психологии обосновывается необходимость ее рассмотрения с позиций становления соответствующей мотивационно-смысловой сферы личности. Далее определяются социально-психологические условия и механизмы ее формирования, которые могут быть использованы в образовательном процессе в школе, предлагаются показатели оценки высокого уровня развития нравственной мотивационно-смысловой сферы личности в подростковом и юношеском возрасте.
G. Shafikova
MORAL AND MOTIVATIONAL-CONCEPTUAL SPHERE FORMATION OF STUDENTS' PERSONALITIES
Basing on the domestic psychological investigations on the problem of a personality's moral development, the author of the article proves the necessity of its studying in the context offorming the corresponding motivational-conceptual sphere ofa personality. The author determines the socio-psychological conditions and mechanisms ofits forming, which can be used in the school educational process, and proposes the indices of estimating a high-level moral and motivational-conceptual sphere development among teenagers and young adults.
Проблема нравственности является одной из центральных в психологии, поскольку в жизни человека ей отводится консолидирующая роль регулятора социальной активности. С одной стороны, это сущностная характеристика человека, затрагивающая все области психики, с другой стороны, одна из форм организации сообщества, такого, где человек является наивысшей ценностью. Достижение этого уровня взаимодействия людей во всех мировоззренческих системах рассматривалось вершиной развития личности. Поэтому исследование нравственности является постоянным социальным заказом для психологии. Перед ней ставятся задачи выявления психологических составляющих явления, механизмов и закономерностей их развития.
Особую актуальность приобретает изучение нравственности с позиций возможностей ее развития. Существенные изменения психики наблюдаются в школьный этап взросления, когда субъективная реальность человека наиболее подвержена
социальным влияниями. Поэтому интерес к возможностям воздействия на нравственное становление личности представляет этап школьного возраста, так как это время активного становления человека как личности. А нравственность является системообразующей характеристикой личности, определяющей особенности саморазвития в различных областях социального и межличностного взаимодействия. Однако вопрос о ее становлении остается слабо-изученным, что затрудняет работу социально-педагогических институтов в данном направлении.
Трудность решения вопроса отчасти заключается в методологических позициях исследования явления в психологии. На каждом этапе становления психологии проблема нравственного становления личности рассматривалась в силу развития научных концепций и их взаимодействия с другими отраслями и обществом. В отечественной психологии эта проблема всегда считалась одной из центральных из-за особенностей российского менталитета. Еще
рассматриваться как целостное системное психологическое образование, сущностная интегральная характеристика личности, затрагивающая все ее структуры и уровни: биологический и метапсихологи-ческий уровни, кластеры когнитивности, направленности, активности, субъективности, событийности, действительности (по терминологии А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского3). Ее развитие есть постоянная трансформация составляющих по специфическим механизмам каждого кластера и уровня. Необходимым условием становления является собственная активность субъекта.
В русле данного подхода снова возникает вопрос о системообразующем компоненте и механизмах взаимодействия элементов на разных этапах формирования, малопонятной остается роль социальной составляющей.
В последнее десятилетие в отечественной психологии наблюдается возвращение к изучению нравственности в синтезе исследований субъективной, духовной и социальной плоскости существования психики. Причем акцент делается на субъективно-духовной составляющей. Это существенно расширяет психологические составляющие нравственности такими феноменами, как духовность, смысл жизни, временная перспектива и др. Учитывая историю вопроса, исследователи в качестве системообразующей характеристики, в которой пересекаются различные плоскости и феномены выделяют личностные смыслы, представленные различными смысловыми образованиями и объединяемые смысловой сферой личности4.
Изучение явления через категорию смыслов позволяет, по убеждению исследователей, объединить онтологический (жизненные отношения), феноменологический (феноменальная картина мира), деятельностный (в процессах практической и познавательной деятельности) аспекты проблемы. Смыслы будучи продуктом объективной и субъективной реально-
сти выступают как системное качество, приобретаемое в системе жизненных отношений субъекта с миром. К тому же они снимают оппозицию аффекта и интеллекта. «Смысловая регуляция, которая определяется всем жизненным миром субъекта, является основным специфическим для человека способом существования и конституирующей функцией личности. Она является одной из высших форм регулирования жизнедеятельности и присуща всем людям. Степень развитости смысловой регуляции и ее удельный вес среди других форм регуляции жизнедеятельности выступает как мера личностной зрелости»5. Смысловая регуляция нравственного содержания является вершиной личностного развития человека.
Развитие смысловой регуляции идет через иерархизацию, интеграцию и структурное усложнение смысловых образований, распространение осмысления за пределы наличной жизни и прогрессирующее опосредование социальными регуляторами. Содержание смыслов изменяется по мере развития от эгоцентрического и группо-центрического до просоциального и гуманистического уровня6.
Сегодня рассмотрение смысловой сферы идет в различных направлениях: изучаются содержательный (ценностно-смысловая сфера или потребностно-ценностная сфера), формально-динамический аспекты (мотивационно-потребностная сфера), выделяются возрастные, индивидуально-типологические и другие особенности.
Исследование нравственности в рамках смыслового подхода требует некоторых уточнений, вытекающих из специфики этого явления. Обычно ее рассматривают через изучение различных смысловых образований и поступков личности7. Обращение к различным философским изысканиям вопроса показывает, что о подлинной нравственности человека можно говорить только по мотивам поступка, а не по суждениям и поведению8. Следовательно, изучение психологической природы явления
тия личности и формирования соответствующей сферы психики, включающей предпочтения, интересы, социально-значимые мотивы поведения, бескорыстные, альтруистические установки, позитивное отношение к окружающим и др. Возникновение и развитие данной сферы обусловлено субъектным потенциалом личности, включающим эмоциональный, поведенческий и потребностный компоненты психики.
Таким образом, особенности формирования нравственной мотивационно-смыс-ловой сферы личности определяются разносторонними процессами: социализацией, индивидуализацией, созреванием, становлением и универсализацией различных компонентов психики.
Изменения происходят в первую очередь в смысловой сфере личности по содержательным, формальным и динамическим показателям на каждом возрастном этапе онтогенеза. Вершина такого развития — устойчивая смысловая регуляция, определяющая доминирование гуманистических мотивов в деятельности.
В исследованиях смысловых образований подчеркивается, что сами они не задают конкретных мотивов и целей деятельности, а определяют лишь плоскость отношений между ними, общий принцип соотнесения мотивов, целей и средств жизни, в том или ином виде реализуемый в каждой новой конкретной ситуации. Считается, что смысловые образования выполняют роль нравственной оценки и регулятора деятельности.
Сами смыслы производны от мотива деятельности, но, по словам Б. А. Соснов-ского, однажды образовавшись, они начинают жить самостоятельной жизнью11. В ходе развития личности отношение мотива и смысла становится противоположным. Смыслы начинают участвовать в выборе мотивов, их формировании и развитии. Мотив становится относительно устойчивым личностным образованием, относящимся не только к деятельности. Си-
туативные мотивационные образования генетически первичны, но в основе мотива-ционной системы лежат устойчивые моти-вационные образования, несущие смысло-формирующую функцию.
Чтобы произошло соединение нравственных смысловых образований и соответствующих мотивов деятельности необходимо высокое развитие мотивационной сферы до уровня доминирования в мотивации духовных смыслообразующих мотивов над мотивами-стимулами: внутреннего желания поступать по законам Добра, Красоты и Истины. Такое развитие моти-вационной сферы имеет возрастные, индивидуальные особенности и зависит от создания соответствующих социально-психологических условий.
Первое условие — удовлетворение общественных и культурно обусловленных потребностей личности. Во многом достижение духовного уровня становления мотивов зависит от социокультурного развития микро- и макросреды личности, определяющей поле потребностей личности. Внутреннее приобретается в активном отражении внешнего. Отсюда важным для развития мотивационной сферы является активизация форм психического отражения. Особо стоит отметить эмоциональную форму психического отражения, так как она задает качество, динамику активности и пристрастность отношения. И если потребности являются побудительной силой и определяют направление активности личности, то переживания вызывают возбуждение всей психики, объединяют ее внутренние функциональные системы для удовлетворения потребности и достижения равновесия со средой. Кроме эмоций необходимо отметить важность аналитико-синтетической, сознательной форм отражения, так как смысловые образования являются сверхчувственными феноменами, требующими обращения к самосознанию. Это следующее условие развития мо-тивационной составляющей нравственности личности.
«борьбы мотивов» и регуляции деятельности. К динамическим характеристикам сформированной нравственно-смысловой сферы личности следует отнести — стабильность нравственных мотивов и личностных смыслов, их внутреннюю согласованность. Внешне это проявляется в отсутствии колебаний и негативных переживаний в процессе принятий решения в пользу общечеловеческих ценностей, совпадении личностных сфер «хочу», «могу», «надо», «делаю», общей гуманистической направленности личности, общекультурном контексте поведения. К формальным характеристикам зрелой нравственной смысловой сферы личности юноши следует отнести упорядоченность, дифференцированность, кристаллизацию общечеловеческих, но внут-
ренних смыслов, их четкую структурированность в сознании человека. У личности наблюдается простроенная иерархия жизненных ценностей, с преобладанием в ней гуманистического содержания. В мотива-ционной сфере личности юноши нравственные смысловая регуляция поведения становится стабильной, доминирующей, начинает приобретать внешне не контролируемый характер.
Таким образом, при создании соответствующих социально-психологических условий в школьном образовательном процессе у личности к концу обучения в школе может сформироваться устойчивая, гармоничная мотивационно-смысловая сфера нравственного содержания, стабильно регулирующая ее поведение.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. зав. — М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - С. 416-444.
2 Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — Новосибирск, 1999.
3 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М.:ИНФРА-М, 1999.
4 Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии // Избранные психологические труды. — М.: Изд-во Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
5 Леонтьев Д. А. Психология смысла. — М.: Смысл, 2000. — С. 120.
6 Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. — М.: Роспедагенство, 1994. — С. 29.
7 Сафин В. Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования: Монография. — Уфа: Гилем, 2004. — С. 201—205.
8 Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — С. 188—219.
9 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995. — С. 335.
10 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000. — С. 318.
11 Сосновский Б. А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). — М.: Прометей, 1993. — С. 51.
12 Рахимов А. З. Нравственная психология: Учебное пособие. — Уфа: НОК, 1995. — С. 34—38.
13 Шафикова Г. Р. Взаимосвязь креативного и нравственного становления личности подростка: Дис. канд. психол. наук. — Казань, 2000; Шафикова Г. Р. Развитие нравственности современных школьников // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — Сер. Акмеология образования. — 2006. — № 3. — С. 24—28.