НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Г.Р. Шафикова (Уфа)
Аннотация. Нравственное развитие подростков рассматривается через оформление соответствующей мотивационно-смысловой сферы личности. По ее характеристикам сравниваются выборки подростков без физических нарушений и с их наличием. Выявляются социально-психологические особенности нравственного развития современных подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ключевые слова: нравственность, характеристики нравственной мотивационно-смысловой сферы подростков.
В современном обществе остро проявляется нехватка человечного, нравственного способа взаимоотношений; необходима организация специальных мер по его развитию с детского возраста. Однако в условиях сегодняшней трансформации российского общества образовательные учреждения, призванные заниматься этим, испытывают затруднения, поскольку традиционные методы уже неэффективны, а инновационные в отечественной психолого-педагогической науке недостаточно изучены.
Особого внимания исследователей требуют подростки, остро реагирующие на различные социальные изменения, но в силу возрастных особенностей сенситивные к формированию нравственности. И если данная проблема для обычных подростков в отечественной психолого-педагогической науке разрабатывается, то для категории детей с ограниченными возможностями (по классификации ООН) остается мало затронутой, что затрудняет организацию процесса их интеграции в общество и социализации в нем.
Необходимым потенциалом для включения в обычную социальную среду обладают подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата, т.к. при отсутствии нарушений познавательной деятельности им для социализации не требуется помощь специалистов. В организации психолого-педагогического сопровождения их нравственного становления педагоги образовательных учреждений могут опираться на опыт исследования проблемы у обычных подростков с учетом специфики психического развития детей-инвалидов, вытекающих из особенностей первичного дефекта. Это определяет необходимость выявления психологических особенностей данного процесса у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата в современных условиях социализации.
Сегодня изменились методологические подходы к рассмотрению нравственности человека. В советский период развития психологии её изучение подменялось рассмотрением моральности. Теперь говорят о различиях этих двух аспектов нормативной регуляции жизни человека. Если моральность предполагает соблюдение человеком норм и правил жизни отдельного общества, то нравственность - это свободный выбор человеком жизни по общечеловеческим законам Добра, Истины, Красоты. Это два разных по содержанию, механизмам, законам развития и функционирования типа регуляции взаимоотношений человека с миром. Если для моральности достаточно, чтобы у человека было моральное сознание и поведение, а
их регуляция определяется извне, то нравственность предполагает трансформацию всех личностных образований в направлении Абсолюта Добра, поскольку это свободная внутренняя регуляция поведения.
В современной отечественной психологии нравственность рассматривается как сущностная интегральная характеристика личности, которая приводит в движение все составляющие, образующие личность как систему. Её системообразующим элементом являются личностные смыслы, представленные различными смысловыми образованиями и объединяемые смысловой сферой личности [2, 4, 7]. Личностные смыслы как продукт объективной и субъективной реальности объединяют жизненные отношения человека с его феноменальной картиной мира и практической деятельностью. Приобретаемые в системе жизненных отношений субъекта с миром, они соединяют аффект и интеллект, выступая в качестве смысловой регуляции активности личности. А смысловая регуляция нравственного содержания является вершиной личностного развития, которой соответствуют смыслы гуманистического уровня. Однако достижение этого предполагает обязательную трансформацию содержания смысловой сферы в процессе приобретения личностью жизненного опыта от эгоцентрического, группоцентрического до про-социального уровня. Изменяются и формально-динамические характеристики смысловой сферы: наблюдаются иерархизация, интеграция и структурное усложнение смысловых образований, распространение осмысления за пределы наличной жизни и прогрессирующее опосредование социальными регуляторами. Выявлено, что эти процессы имеют возрастные и социальные рамки становления, без учета которых достижение акме нравственности невозможно [1, 8, 10].
С древних времен о подлинной нравственности человека судят по мотивам поступка. Поэтому ведущим критерием её оценки считают внутреннюю мотивацию поступка: «Нравственность - это личная форма этического сознания; область свободных и ответственных поступков, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро» [4. С. 335]. Следовательно, целесообразно изучать её через мотивационно-смысловую сферу личности как системное понятие, объясняющее участие личностных смыслов в регуляции активности человека.
Смыслообразование есть продукт активности субъекта, который предполагает мотивацию. Именно в данный момент происходит образование смысла активности лич-
ности: соотнесение внешних значений и внутренних смыслов в вопросе «ради чего?» Мотивационно-смысловая сфера личности соединяет содержательные и формально-динамические показатели явления, выступает силой регуляции активности. Смысловая составляющая задает внешне-внутренние границы деятельности, аккумулирует опыт деятельности субъекта в определенной ситуации, являясь позицией личности относительно общественно выработанной системы ценностей. А мотивационная составляющая, наполненная конкретным потребностным содержанием, концентрирует энергетический и эмоциональный компонент деятельности, определяя направление поиска смыслов, преодоления жизненных трудностей. Мотивационно-смысловая сфера - это сложное психологическое явление, в котором устройство смыслов задает мотивы, создавая направленность личности и регулируя на этой основе ее поведение.
Изучение нравственности с позиций мотивационносмысловой сферы личности предполагает рассмотрение ее как стержневого системообразующего личностно переживаемого отношения к другому человеку как самоценности, имеющее жизненный смысл и воплощенное в личностных структурах, регулирующих ее поведение. Это «смысложизненная позиция личности в мире» [2], главная функция которой регулирование активности в ситуациях выбора сообразно общечеловеческим нормам добра и истины. Как стержневая позиция личности нравственное отношение связывает различные личностные образования в единую систему гуманистической направленности человека. Как переживаемое отношение нравственность является активной внутриличностной позицией, определяющей выбор способа регуляции поведения. Как сущностная системообразующая характеристика личности она является сложным многоуровневым интегральным образованием, динамично включающим в себя мотивационносмысловой, эмоционально-волевой, когнитивный, самооце-ночный и поведенческий компоненты психики, определяющие способ отношения к другому человеку, к миру с общечеловеческих позиций добра и истины.
В исследованиях смысловых образований подчеркивается, что сами они не задают конкретные мотивы и цели деятельности, а определяют лишь плоскость отношений между ними, общий принцип соотнесения мотивов, целей и средств жизни, в том или ином виде реализуемый в каждой новой конкретной ситуации. Считается, что смысловые образования выполняют роль нравственной оценки и регулятора деятельности [2, 3, 7]. Сами смыслы про-изводны от мотива деятельности; однажды образовавшись, они начинают жить самостоятельной жизнью [5]. В ходе развития личности отношение мотива и смысла становится противоположным. Смыслы начинают участвовать в выборе мотивов, их формировании и развитии. Благодаря этому мотив становится относительно устойчивым личностным образованием, относящимся не только к деятельности. Ситуативные мотивационные образования,
генетически первичные, преобразуются в устойчивые мотивационные образования, лежащие в основе мотивационной системы и несущие смыслоформирующую функцию. Как один из видов регуляции появляется смысловая регуляция поведения личности.
Соединение смысловых образований и соответствующих мотивов требует определенного личностного развития человека и перехода от ситуативной эмоциональ-но-потребностной регуляции поведения к смысловой. Для этого необходимо внутреннее оформление смысловых образований и становление устойчивой системы мотивации личности. По отношению к развитию нравственности - это оформление соответствующих личностных смысловых образований и соединение их с подобной мотивацией. Чтобы это произошло, необходимо развитие мотивационной сферы до уровня доминирования в мотивации духовных смыслообразующих мотивов над мотивами-стимулами (внутреннее желание поступать по законам Добра, Красоты и Истины). Такое развитие мотивационной сферы имеет возрастные, индивидуальные, социальные особенности и предполагает сложное многоуровневое становление различных интер- и интрапсихологических образований, где можно выделить психическое, личностное, межличностное, деятельностное и духовное измерение.
Сензитивным базовым этапом нравственного становления является подростковый возраст [6, 7, 9]. Здесь наблюдаются формирование мотивационно-смысловых образований психики, активная индивидуализация и универсализация личности. При этом на всем протяжении подросткового возраста между смысловой и мотивационной сферами личности наблюдается разрыв. Если смысловое поле личности уже имеет истинно нравственные очертания, то смысловое поле действий еще носит внешне социальный ситуативный характер и чаще мотивируется стыдом, виной, прагматизмом. Потенциал развития содержательных (собственные нравственные инстанции, децентрация, дестереотипизация, опосредование поведения общечеловеческими ценностями) и формально-динамических (стабильность, гармоничность, подвижность, кристаллизация, структурирование, дифференциация и др.) характеристик данной сферы зависит от социальных и деятельностных условий индивидуализации, универсализации и интеграции субъекта. Отсутствие подобающих условий приводит к дезадаптации личности, искажению его дальнейшего самоопределения и нравственного становления.
Организация необходимых условий формирования нравственности не может быть продуктивной, если не знать возможностей и особенностей развития этого аспекта субъективной реальности в рамках возраста. Именно они задают цели социально-педагогического сопровождения соответствующего развития человека. Как показывает анализ исследований, к старшему подростковому возрасту в смысловой сфере может преобладать группо-
центирическая центрация, через которую он взаимодействует с миром, анализирует способы и перспективы своего поведения, понимает и оценивает поведение других, продуцирует и дифференцирует собственные нравственные смыслы. На этой основе оформляются внутренние моральные регуляторы (ценностные ориентации, моральные преграды и т.д.), которые становятся осознанными, значимыми, внутренне структурированными. Должны также появиться внутренний локус контроля; некоторая степень самостоятельности; целостное, устойчивое позитивно спокойное отношение к себе с преобладанием нравственно-психологических и социально-ролевых позиционных оценок; интегрированное, автономное отношение к другим; равновесие социального и рефлексивного «Я». Эти изменения являются неотъемлемым условием развития нравственной смысловой сферы подростков.
В мотивационной сфере должно произойти переструк-турирование. Общая тенденция расширения общения трансформирует мотивы личности от ситуативных утилитарных и общения в референтной группе до нравственно-рефлексивных мотивов налаживания позитивных отношений с окружающими людьми, осмысления законов и норм человеческих отношений, оптимизации общения. Появление данных мотивов, направленных на преобразование себя и окружающего, является моментом соединения нравственной смысловой и мотивационных сфер личности подростка, активизации соответствующей смысловой регуляции деятельности, которая предполагает актуализацию генерализованных внутренних моральных регуляторов, являющихся центральным и надситуативным смысловым узлом, конституирующим общую направленность личности. Однако вследствие недооформленности внутренних преград нравственная смысловая регуляция в этом возрасте может быть нестабильно ситуативной.
Целостная картина нравственного развития подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата пока отсутствует, что затрудняет процесс организации оптимального социально-педагогического сопровождения. Опыт исследования нравственного становления простых подростков мог бы стать фундаментом для этой категории детей с поправкой на законы и особенности их развития. Поэтому мы решили сравнить особенности развития нравственной мотивационно-смысловой сферы личности подростков общеобразовательных школ и школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Было сделано предположение, что подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата в силу отличающихся условий социализации будут иметь содержательные, формально-динамические особенности становления нравственной мотивационно-смысловой сферы в отличие от статистической нормы данных показателей у подростков простых школ.
Для сравнения были взяты старшие подростки. Первую выборку составили старшие подростки общеобразовательных школ (117 человек), вторую выборку - стар-
шие подростки из школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (26 человек).
Исследование особенностей мотивационно-смысловой сферы проводилось с помощью модифицированной проективной методики «Незаконченные предложения», направленной на изучение отношений, проявление честности, ответственности, совести, альтруизма, моральной автономии, а также механизмов их развития (вера, рефлексия, локус контроля, чувство вины). Предварительно были проведены необходимые процедуры стандартизации методики. Использовались методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и «Личностный дифференциал», последняя разработана в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева.
Исследование центрации смысловой сферы показало наличие статистически значимых различий (р < 0,01) между показателями выборок. У 35% подростков общеобразовательных школ наблюдается эгоцентризм, у 61% преобладает группоцентризм и лишь у 4% - просоциальная центрация. У подростков с группоцентричной центраци-ей иногда отмечают и эгоцентрические тенденции смыс-лообразования (у 24%), что является показателем переходного момента к неустойчивой группоцентричной позиции. В целом группа выступает для подростков источником поддержки, уверенности, представлений о себе, самоутверждения. Отношения с группой строятся на основе мотивов прагматизма, альтруизма. При этом альтруизм у половины исследуемых носит устойчивый, а у другой половины - ситуативный характер.
В выборке подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата в 100% случаев выявляется группоцен-тризм, у 60% определены осознанная нравственная позиция просоциального уровня и желание соответственно поступать. Однако нравственные поступки диагностируются лишь у 40% исследуемых. Основным мотивом такого поведения является самоутверждение (у 60%), стремление обрести поддержку (у 23%), прагматизм (у 17%). Ситуативный альтруистический мотив наблюдается у 4% испытуемых. Полученные данные говорят о неустойчивости проявления просоциального уровня, о переходном моменте от группоцентризма к просоциальным отношениям. Это подтверждает исследование ценностных ориентаций; наблюдается высокое осознание моральных ценностей. На первом месте у подростков «здоровье», далее -«верные друзья», «общественное признание». Высоко ценятся и «ответственность», «исполнительность», «честность», «воля». В выборке старших подростков общеобразовательных школ иерархия ценностей иная. Доминирующей ценностью являются «друзья», далее - «семья» и «материально обеспеченная жизнь». Личностные характеристики «ответственность», «честность», «исполнительность», «любовь» занимают второстепенные позиции. У 60% подростков данные ценности опосредуют сознание, и лишь у 8% опрошенных лежат в основе смысловой регуляции поведения.
Весьма разнородно в двух выборках содержание группоцентрической центрации. Подростки общеобразовательных школ объединяются в группы по физическим характеристикам (22%), поведению (15%), для оценки поведения других (15%). В оценках других часть уже проявляет дифференцированное отношение (8%) исходя из ситуации, значимости лица и выстраивания временной перспективы групповых отношений. В суждениях подростков преобладают критические оценочные требования по отношению нравственности других, но еще нет рефлексивных суждений по поводу собственного нравственного облика в группе. Это говорит о недостаточной развитости группоцентрического уровня развития нравственности.
В выборке подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата главным смыслом объединения в группы является собственное физическое отличие, у 40% наблюдается комплекс неполноценности по данному поводу. У этих подростков прослеживается неадекватно высокое позитивное некритичное оценивание себя по параметрам отзывчивости, понимания, доброты, честности, справедливости, целеустремленности, ответственности, что, скорее всего, является показателем компенсации. Дифференцированное отношение к другим у подростков данной выборки отсутствует, как и временная перспектива жизни. У 60% подростков прослеживается уверенность в себе, удовлетворенность жизнью, поэтому есть позитивная временная перспектива, дифференцированное отношение к другим с позиций собственной моральной автономии. В других они акцентируют нравственные качества (добрый, терпеливый, верный), критично относятся к себе, рефлексируют собственный нравственный облик вне зависимости от группы.
Статистически достоверных различий между выборками по остальным нравственным смысловым образованиям не обнаружено (р > 0,05). Важным моральным регулятором отношений всеми подростками признается ответственность. Различны лишь степень, направленность и мотивы ее проявления. Для 56% респондентов она является устойчивой внутренней преградой, через которую опосредуются отношения с окружающими, а у 44% имеет ситуативный характер. Для 3 8% подростков ответственность имеет личностный смысл и выступает устойчивым смыслообразующим мотивом поведения. Для остальных это качество есть способ построения рациональных отношений с миром, имеет эффект долженствования и отличается поведенческой пассивностью. Только у 8% испытуемых уровень развития ответственности соответствует низкому, у 38% - среднему. Данные испытуемые опосредуют ее проявление субъективными и предметными характеристиками «Другого».
Менее сложившимся регулятором отношений является честность (у 85%). Устойчивый внутренний характер она имеет лишь у 8% испытуемых, у остальных же опосредуется страхом быть наказанным, целью выживания, носит ситуативный характер. 61% испытуемых оправдывают собственную ложь, ожидая от других лишь правды.
У старших подростков обеих выборок наблюдается оформление моральной автономии субъекта (72%), хотя и носящей в большинстве случаев ситуативный характер (48%). У 60% испытуемых она имеет направленность только на себя, у 12% - на себя и мнение группы.
Незрелость данных нравственных показателей обусловлена особенностями становления веры, локуса контроля, рефлексивности. Вера как механизм налаживания межличностных отношений присутствует у всех подростков, однако имеет разные направленность и характеристики. 65% респондентов доверяют другим, верят в себя и возможность самоконтроля, а остальные лишь признают необходимость этого; то же с локусом контроля: у 57% локус контроля интернальный, у остальных - экстерналь-ный. Это определяет отношение к другим и к себе. У первой половины испытуемых выявляются автономность отношения к другим и миру, спокойный позитивный фон отношения к себе как самостоятельной личности, равновесие социального и рефлексивного «Я». У второй половины преобладает критическое отношение к другим при абсолютной позитивной оценки себя, что говорит об отсутствии гармонии смыслов «Я», полярности в чувствах. Рефлексивность имеет прагматическую и группоцентрическую характеристику с преобладанием поверхностных эмоциональных характеристик. Обе группы показывают ее ситуативность, преобладание критического настроя. Учитывая, что именно рефлексивность задает упорядоченность, гармоничность смысловой сферы, готовность решать «задачи на смысл», неситуативность субъекта, гибкость центрации сознания, можно констатировать недостаточный уровень развития нравственной регуляции. По сравнению с рефлексивностью лучше развит социальный регулятор отношений - чувство вины (75%): за совершенные поступки (32%), стиль жизни (13%) и общения (30%).
Статистические различия между выборками были выявлены по показателям развития мотивационной сферы (р > 0,05). В обеих выборках устойчиво преобладают группоцентрические мотивы общения, самоутверждения, самопознания. Но отлично соотношение мотивов. В выборке подростков общеобразовательных школ у 24% наблюдаются прагматические, утилитарные мотивы поведения, у остальных - мотивы расширения социального пространства (15%), самовыражения (15%), приобретения опыта общения (46%). В выборке подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата прагматический мотив диагностируется у 80% испытуемых, у 60% из них он имеет гедонистическую, у 20% практическую направленность. Проявление альтруистических мотивов ситуативно (20%). У всех подростков высоки показатели мотива самоутверждения, стремления расширить круг общения, куда они стремятся для обретения поддержки (60%), представлений о себе (40%).
Таким образом, старшие подростки общеобразовательных школ по уровню развития нравственно-смысловой сферы соответствуют описанным в теоретических иссле-
дованиях характеристикам среднего подросткового возраста. Их отличает группоценризм, внешняя нравственная позиция, недостаточный уровень развития собственных нравственных инстанций, чувств и качеств личности. У них есть осознание нравственных ценностей, однако они ситуативно опосредуют поведение подростков, т.к. нравственные смыслы нестабильны, полярны, недостаточно дифференцированы. Старшие подростки находятся на переходе от эгоцентризма к группоцентризму, что гармонично проявляется в содержательных и формально-динамических характеристиках смысловой сферы. Мотивационная сфера этих подростков неустойчиво опосредуется то смыслами группоцентризма, то ситуационными социальными факторами. Моральная автономия нестабильна, чувство вины преобладает над ответственностью. Нравственная смысловая регуляция поведения характерна лишь для 8% испытуемых. Наблюдается частичное согласование нравственных смыслов и мотивов. Социально-педагогическое сопровождение становления нравственной мотивационно-смысловой сферы необходимо активизировать по всем содержательным и формально-динамическим параметрам.
Старшие подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата соответствуют описанным в теоретических исследованиях характеристикам нравственной мотивационно-смысловой сферы старших подростков и статистически достоверно отличаются от современных старших подростков общеобразовательных школ. Преобладающим смыслом является группоцентризм, но высоки показатели проявления просоциальных смыслов. Нравственные ценности занимают в иерархии ценностей доминирующие позиции, однако соответствующая смысловая регуляция поведения ситуативна. Преобладает социальное опосредование поведения мотивами, стимулами, недостаточно развиты нравственные чувства, качества личности, но прослеживается рефлексия собственных нравственных чувств и восприятие, оценка их у других.
Нравственная смысловая сфера нестабильна, дисгармонична, полярна, недостаточно дифференцирована, направляется механизмом компенсации. Исследуемые находятся на переходе от группоцентризма к просоциаль-ной позиции. Осознание нравственных смыслов не согласуется с поведением. У подростков данной выборки по сравнению с предыдущей шире поле мотивационной сферы. Поведение направляется мотивом самоутверждения с гедонистической направленностью. Альтруистические мотивы ситуативны. Нравственная смысловая и мотивационная сферы дисгармоничны и не согласованы. Особенности социализации (неудовлетворенная потребность самоутверждения, неуверенность в себе) определяют специфические характеристики нравственной сферы личности старшего подростка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Социально-педагогическое сопровождение нравственного становления личности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо активизировать по направлениям гармонизации, стабилизации и согласования соответствующей смысловой и мотивационной сферы, формирования нравственной автономии и чувств ответственности, самоконтроля. Подросткам необходимы самоутверждение в среде сверстников без физических нарушений, гармонизация общения с ними, направленность на духовные смыслы и переживания.
Таким образом, нравственное становление подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата опосредуется средой взаимодействия, удовлетворением потребности самоутверждения в группе сверстников, компенсаторными возможностями психики, «Я-концеп-цией» личности. Их отчасти изолированное от внешнего мира положение позволяет создать необходимые социальные условия для развития нравственности соответственно возрасту. Однако характеристики этого личностного образования отличаются по всем параметрам от возможных в данный отрезок взросления.
Литература
1. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: Мос. пед.
ун-т, 2001. 21 с.
2. Братусь Б.С. Психология личности // Психология личности: Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2004. Т. 2. С. 385-456.
3. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2000. 487 с.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности:
Учеб. пособие. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
5. Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М.: Прометей, 1993. 199 с.
6. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии // Избранные психологические труды. М.: Ин-т практ. психологии;
Воронеж, НПО МОДЭК, 1996. 463 с.
7. Фризен М.А. Особенности развития смысловой сферы подростка: Дис. ... канд. психол. наук. Петропавловск-Камчатск, 2005. 241 с.
8. Чикалов Н.А. Развитие когнитивно-оценочных механизмов морального сознания личности. Калуга, 2002. 21 с.
9. Чоросова О.М. Психологические условия и возможности развития нравственного поведения ребенка на разных стадиях подросткового
возраста: Дис. . канд. психол. наук. М., 1996. 202 с.
10. Шафикова Г.Р. Взаимосвязь креативного и нравственного становления личности подростка: Дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2000. 198 с.
MORAL FORMATION OF TEENAGERS WITH LOCOMOTORIUM ABNORMALITIEES G. Shafikova (Ufa)
Summary. Moral formation of teenagers is examined by forming the correspondent motivation - meaning sphere of the personality. By motivation -meaning sphere characteristics the teenagers with and without physical defects are compared. The socio-psychological peculiarities of moral development of teenagers with special needs are shown up.
Key words: morality, teenagers’ motivation - meaning sphere characteristics.
9З