Научная статья на тему 'Становление нравственных отношений личности в ранней юности'

Становление нравственных отношений личности в ранней юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
649
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ / MORALITY / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MORAL RELATIONS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шафикова Гульназ Радмиловна

Представлены результаты лонгитюдного исследования развития нравственных отношений личности в ранней юности; выявлены характеристики, тенденции, структура этого процесса у современных старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY''S MORAL RELATIONS FORMING AT TEENAGE AGE

The article presents the results of the longitude investigation of the moral relations development during teenage age; characteristics, tendencies, structure of the process of senior pupils’ moral relations forming are singled out.

Текст научной работы на тему «Становление нравственных отношений личности в ранней юности»

УДК 159.922.8 ББК 88.834.02

Шафикова Гульназ Радмиловна

кандидат психологических наук, доцент г. Уфа

Shafikova Gulnaz Radmilovna

Candidate of Psychology, Assistant Professor Ufa

Становление нравственных отношений личности в ранней юности Personality's Moral Relations Forming at Teenage Age

Представлены результаты лонгитюдного исследования развития нравственных отношений личности в ранней юности; выявлены характеристики, тенденции, структура этого процесса у современных старшеклассников.

The article presents the results of the longitude investigation of the moral relations development during teenage age; characteristics, tendencies, structure of the process of senior pupils' moral relations forming are singled out.

Ключевые слова: нравственность; психологические характеристики развития нравственного отношения.

Key words: morality, psychological characteristics of moral relations development.

Изменения современного общества существенно отражаются на развитии человеческих взаимоотношений у подрастающего поколения, на ценностях, с которыми они входят в социум. Однако в психологии остаётся слабоизученной проблема влияния процессов трансформации современного российского общества на нравственное развитие школьников. Не достаточно изучены психологические особенности нравственного развития сегодняшних учеников на сензи-тивных к этому этапах взросления в условиях коренных изменений ценностных ориентаций российского общества. Это затрудняет решение вопроса об организации эффективной образовательной среды для нравственного самоопределения личности. Исходя из этого, мы поставили задачу изучить психологические особенности нравственного развития школьников, живущих в современных культурно-исторических условиях нашего общества.

Нравственность человека - это интегративный личностный феномен [3]. По словам В.Н.Мясищева: «Проблема нравственности - это, в первую очередь, проблема нравственных отношений» [2, С.281]. Системообразующим компонентом явления является соответствующее отношение. По Б.С. Братусь «это

способ отношения к Другому как Равному» [1, С.14]. Сензитивным этапом формирования такого отношения выделяется юношеский возраст. Но в это время жизни личность поддается разным социальным влияниям. Поэтому трансформация нравственного отношения в данном возрасте у современных юношей стала предметом нашего исследования. Мы предположили, что нравственное отношение в раннем юношеском возрасте претерпевает значимые содержательные, формальные и динамические изменения. Отношение к другим тесно связано с отношением к себе с позиций нравственной нормативности.

Для исследования нравственных отношений нами был разработан опросник «Незаконченные предложения». Нравственное отношение исследовалось нами через анализ характеристик: отношение к другим (честность - лживость, доверие - недоверчивость, дружелюбие - доминантность, альтруизм - эгоизм, позиция); отношение к себе: (позиция, рефлексивность, мотивы развития, чувство вины (выжившего, отделения, ответственности); отношение к нравственным нормам, нормативность. Предложения построены так, что позволяют выявить содержательные характеристики (центрация, направленность, принятие, оценочность, требовательность, осмысленность, адекватность, автономность), формальные (структурность, дифференцированность, сложность) и динамические характеристики отношения (валентность, сформированность, устойчивость, степень принятия, гармоничность). Например, «Друзьям надо...», «По сравнению с ...», «Не делай другим ...» и т.д.

Методика прошла необходимые этапы разработки с экспертами. На первом (индуктивном) этапе 45 экспертов (студентов - выпускников факультета психологии вуза) генерировали всевозможные варианты ответов, по которым проверялись гипотезы о проявлении в ответах отношения личности к себе, к другим, к соблюдению нравственных норм и выявлении по ним психологических особенностей изучаемых отношений. В результате был получен набор из 42 предложений. На втором (дедуктивном) этапе 40 психологов анализировали принадлежность предложений к выделенным шкалам и верность дифференциации вариантов ответов. На основании результатов был сделан вывод о под-

тверждении выделенных гипотез. Далее с помощью контент-анализа были установлены максимум и минимум показателей по каждой шкале и проведено апробирование методики. Результаты апробации методики позволяют считать ее пригодной для дальнейших исследований.

Лонгитюдное исследование проводилось в течение трех лет с 448 учениками с 9-го класса (2006 год) по 11-й класс (2009 год) в г. Уфе.

Полученные средние значения по результатам методики позволили построить общегрупповой портрет исследуемого отношения у юношей, обучающихся в 9 классе. Отношение к другим выявляется как позитивное принятие. Есть требовательность к другим в соблюдении правил группового общения, четкая грань психологической дистанции, в которой главным параметром является возможность самоутверждения. Однако круг друзей не устойчив. Важным в отношении к другим является общность времяпровождения, направленность ценностных ориентаций. Но оказание помощи другим определяется прагматическими интересами, а бескорыстное дружелюбие, альтруизм носят ситуативный характер, продиктованы рациональными мотивами социального приспособления. Доброта рассматривается как необходимое правило поведения, которое поможет им добиться поставленных целей. Юноши допускают возможность лжи со своей стороны при нетерпимости к таковой со стороны других.

В качестве тенденций развития можно отметить появление дифференцированной оценки других по моральных характеристикам (у 24%), снижение критичности в оценках (у 41%), усложнение применяемых категорий в оценках (у 36%), появление устойчивого дружелюбия (у 12%), просоциальной центрации и альтруизма (у 6%).

В отношение к себе выявлено позитивное принятие, с устойчивой рефлексивностью критического содержания, с нехваткой дифференциации деятельности и качеств. Требовательность к себе умеренная, с центрацией на референтных лицах. Но наблюдается обостренное чувство вины за совершенные поступки.

Отношение к нравственным нормам у девятиклассников определяется как рациональное принятие их как норм общежития, внешних требования социума,

которые необходимо выполнять как чьи-то требования. При этом нормативность ситуативна, рационально мотивированная, часто зависимая от позиции группы или референтных лиц. Моральная автономия ситуативна. Тенденциями в развитии отношений к соблюдению нравственных норм можно назвать появление стабильного действенного принятия нравственных норм как личностно активных регуляторов поступков, необходимых для удовлетворения внутренних потребностей ответственного поведения (у 24%). 13% респондентов имеют устойчивую моральную автономию.

Гармоничность отношения к себе и другим по нравственным параметрам выявлена у 82% испытуемых. Дисгармония наблюдается у испытуемых с эгоцентрической центрацией и чувством вины нежеланного ребенка.

Через два года характеристики отношения изменились. Данные, по которым выявлены значимая разница (р<0,01 по критерию ф* Фишера) приведены в таблице № 1.

Таблица № 1

Динамика характеристик отношения, в %

Шкала Характеристики Показатели 9 класс 11 класс Изменения

неопределенность в оценках 50 31 -19

оценка по материальным показателям 28 58 +30

требовательность к другим 56 19 -37

позиция цинизм 22 40 +18

дифференцированность 72 54 -18

прагматизм 28 44 +12

поддержка 6 64 +58

К устойчивая дружба 11 21 +10

эгоцентризм 56 38 -16

центрация группоцентризм 70 79 +9

просоциальность 6 13 +7

альтруизм ситуативный 28 38 +10

отсутствует 12 17 +5

честность амбивалентная «Я могу лгать, другие - нет» 47 21 -26

равнонаправленная 41 65 +24

доверие наличие 83 98 +15

К себе: позиция оценочность 50 27 -23

рефлексивность 17 54 +37

требовательность к себе 33 21 -12

дифференцированность оценок 6 71 +65

уверенность в себе 17 48 +31

удовлетворенность собой и жизнью 22 69 +47

субъектность 17 60 +33

Мотивы развития гедонизм 29 15 -14

самоутверждение 30 22 -8

саморазвитие 24 9 -15

социальный успех 12 30 +18

служение обществу 5 25 +20

К нормам Принятие личностное 24 32 +8

действенное 0 10 +10

Устойчивость 23 33 +10

Моральная автономия ситуативная 75 62 -13

устойчивая 13 33 +20

Общий групповой портрет изучаемых отношений выпускника школы получился следующим. В отношение к другим доминирующим осталось позитивное принятие других с дифференциацией по внешним показателям (внешность, материальный достаток, статус и т.д.) и появление оценок по некоторым моральным характеристикам (верный, надежный, честный и т.д.). Причем по первому параметру дифференцированность оценок стала значимой. При этом снизилась требовательность к другим в соблюдении правил группового общения, но повысилась группоцентричность по параметру общности ценностных ориен-таций. В оценках других появилась лояльность. В дружбе стали важны доверительные, устойчивые поддерживающие связи, самоутверждение и прагматизм отошли на второй план, малозначимыми стали гедонистические потребности. Однако по параметру прагматизм в отношениях данные стали выше, а изменения по показателям «мотив самоутверждения» и «гедонистические мотивы» за два года оказались не значимыми. Следовательно, юноши еще не самоутвердились в глазах других, а бесцельное времяпровождение является одной из ценных ориентаций сознания современных юношей. Но устойчивость дружественных отношений можно считать намечающейся тенденцией в отношениях к дру-

гим, так как наблюдается у 21% испытуемых. Позитивная динамика была выявлена по параметрам дружелюбия и альтруизма. Доброта в отношениях стала более устойчивее и из знаемой характеристики превратилась в ситуативно действенную. Доброта стала рассматриваться как необходимая внутренняя норма поведения, но она еще не является доминирующей ценностью. При этом увеличилось количество испытуемых с просоциальной центрацией и переходящих от групповой к просоциальной центрации (8%). Последнее является новой тенденцией. Также оказание помощи другим стало мотивироваться бескорыстием (у 16%), у 4% это носит устойчивый характер. От эгоцентрической к групповой центрации перешли треть испытуемых. У остальных эгоцентризм приобрел ценностный, принципиальный характер, стал устойчивой чертой личности. Также юноши стали допускать возможность лжи как со своей стороны, так и со стороны других. При этом страх как причина лжи стал менее значим.

В качестве намечающихся тенденций развития можно отметить появление устойчивой просоциальной центрации (у 4%), бескорыстного альтруизма (у 16%), дифференцированности в оценках других по моральным характеристикам (у 17%), устойчивой психологической дистанции в отношениях по ценностным показателям (у 21%), самоопределение в дружественных связях (у 21%).

Позитивные изменения произошли в отношение к себе. Бесконфликтное принятие себя дополнилось устойчивой дифференцированной рефлексивностью. Снизились критичность оценки и требовательность к себе, чувство вины. В оценке себя акцент центрации на других сместился на внутреннее «Я». В потребности саморазвития акцент направленности сместился с самоутверждения в группе на социальный успех (у 30%) и служение обществу (у 25%).

Таким образом, выявленные в пятнадцатилетнем возрасте тенденции развития приобрели характеристики сформированности, устойчивости, позитивной динамики, личностного принятия, дифференцированности, сложности и структурированности. В семнадцатилетнем возрасте наметились тенденции развития автономности, ответственности, расширения поля потребностей и направлений работы над собой.

Противоречивые изменения получены по параметру - отношение к нравственным нормам. Юноши перед принятием решения стали больше обдумывать последствия собственных действий, регуляция поведения приобрела отчетливо рациональный характер. 32% испытуемых в ответах показали, что нормы добра, помощи, совести, справедливости принимаются ими как личностные потребности, доминирующие ценности жизни. Однако для остальных это всего лишь социальные нормы общежития.

Теперь нравственные нормы становятся личностно значимыми, появляется тенденция их активного осмысления и деятельностной апробации. Это отчетливо проявляется в характеристиках нормативности. Возросла ее устойчивость, субъектность и воплощение в деятельности (на 10%). Однако она остается в большинстве случаев ситуативной, рационально мотивированной, зависимой от позиции других. В качестве намечающихся тенденций в развитии нормативности необходимо отметить увеличение моральной автономности и поведенческой активности в воплощении норм, их личностного принятия.

Гармоничность отношения к себе и другим по нравственным параметрам выявлена у 85% испытуемых. Дисгармония теперь наблюдается у испытуемых с устойчивой эгоцентрической центрацией или критичной неадекватной самооценкой.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в юношеском возрасте нравственные отношения претерпевают значимые содержательные, формальные и динамические трансформации. В содержании отношений происходит переход от эгоцентрической до просоциальной центрации, наблюдается изменение направленности от самоутверждения до служения обществу. В оценочной части отношения критичность сменяется лояльностью, а неадекватно высокая требовательность - адекватной рефлексивностью, оценка по внешним показателям - оценкой по личностным особенностям, низкая категоризация, стереотипность, неопределенность оценки - дифференцированностью, абсолютное принятие - разграничением психологической дистанции, оформлением автономности. В эмоциональной части отношения возрастает позитивная валент-

ность. В конатативной части отношения расширяется поле потребностей в сторону увеличения просоциально направленных.

В структуре нравственного отношения доминирующим элементом становится рассудок, что приводит к увеличению смысловой регуляции поведения, сложности восприятия поступков, детальной категоризации последствий. Формально это уже другое отношение. Его отличает сложность, дифференцирован-ность структуры, активное осмысление, высокая степень принятия со стороны «Я», устойчивость проявления и гармоничность частей.

Прагматизм является основным мотивом проявления добра, честности. При этом их воплощение регламентируется социальными обстоятельствами. Смысловая сфера личности лишь ситуативно связана с мотивационной сферой. Такое состояние развития нравственных отношений позволяет отнести их к среднему (конвенциональному по Л.Кольбергу) уровню развития. Высокий уровень выявляется лишь как намечающаяся тенденция развития. Среди нравственных качеств, определяемых как устойчиво формирующиеся к юношескому возрасту - дружелюбие, альтруизм, честность, доверие - лишь последние показали необходимый уровень развития.

Статистический анализ показал, что отношение к другим связано с отношением к себе с позиций нравственной нормативности. Позитивный ответ на вопрос: «Каков я среди других в соблюдении нравственных норм?» приводит к такому же отношению юноши к другим.

Результаты показали необходимость организации просоциальной деятельности, где юноши смогут самоутвердиться, получить удовольствие от бескорыстной помощи, дружеских взаимоотношений, принятия норм, самоопределения.

Библиографический список

1. Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура [Текст]/ Б.С. Братусь. - М.: Роспедагенство, 1994. - 41с.

2. Мясищев, В.М. Психология отношений [Текст]/ Под ред. А.А. Бодалева - М.: Ин-т практ. психол., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356с.

3. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст]/ Д.И. Фельдштейн. - Избранные психологические труды. - М.: Изд-во Ин-т практ. психологии -Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 368с.

Bibliography

1. Bratus, B.S. Psychology. Morality. Culture [Text]/ B.S. Bratus. - M.: Rospedagentstvo, 1994. - 41 p.

2. Feldshtein, D.I. Problems of Developmental and Pedagogical Psychology [Text] / D.I. Feldshtein.- Selected Psychological Works. - M.: Pub. House of the Practical Psychology Institiute. - Voronezh: SPC MODEK, 1996. - 368 p.

3. Myasishchev, V.M. Relations Psychology [Text] / Edited by A.A. Bodalev. - M.: Inst.of Practical Psychology, Voronezh: SPC "Modek", 1995. - 356 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.