Научная статья на тему 'Психологические особенности развития нравственных отношений у современных подростков'

Психологические особенности развития нравственных отношений у современных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1082
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ / ТИПЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ / ВОЗРАСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ / AGE AND SOCIAL RULES OF TEENAGERS' MORAL RELATIONS DEVELOPMENT / MORALITY / STRUCTURE OF THE MORAL RELATIONS / TYPES AND CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шафикова Гульназ Радмиловна

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования развития нравственных отношений в подростковый период онтогенеза. Выявлены типы, содержательные, формальные и динамические характеристики, тенденции, структура, механизм развития нравственных отношения у современных подростков. На этой основе определены характеристики объекта, требующие организации социально-педагогического сопровождения на данном возрастном отрезке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Peculiarities of the Contemporary Teenagers' Moral Relations Development

The article gives the results of the longitude investigation of the moral relations development during the teenagers' age ontogenesis. The types, content, formal and dynamical characteristics, tendencies, structures, development mechanisms of moral relations development are revealed. All these data were the basis of the object's characteristics requiring the social and pedagogical accompanying at this age.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности развития нравственных отношений у современных подростков»

УДК 159.922.8 ББК 88.834.02

Шафикова Гульназ Радмиловна

кандидат психологических наук, доцент г. Уфа

Shafikova Gulnaz Radmilovna

Candidate of Psychology, Associate Professor Ufa

Психологические особенности развития нравственных отношений

у современных подростков

Psychological Peculiarities of the Contemporary Teenagers’ Moral Relations

Development

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования развития нравственных отношений в подростковый период онтогенеза. Выявлены типы, содержательные, формальные и динамические характеристики, тенденции, структура, механизм развития нравственных отношения у современных подростков. На этой основе определены характеристики объекта, требующие организации социально-педагогического сопровождения на данном возрастном отрезке.

The article gives the results of the longitude investigation of the moral relations development during the teenagers’ age ontogenesis. The types, content, formal and dynamical characteristics, tendencies, structures, development mechanisms of moral relations development are revealed. All these data were the basis of the object’s characteristics requiring the social and pedagogical accompanying at this age.

Ключевые слова: нравственность; структура нравственного отношения; типы и характеристики, возрастные и социальные нормы развития нравственных отношений у подростков.

Key words: morality, structure of the moral relations, types and

characteristics, age and social rules of teenagers’ moral relations development.

Вопрос исследования нравственного становления подрастающего поколения является постоянным социальным заказом для гуманитарных наук. Это традиционная проблема для отечественной философии, педагогики и психологии. На сегодня в психологии это позволило раскрыть различные аспекты явления, выявить его содержание, природу, факторы проявления, психологические механизмы и закономерности развития отдельных сторон на

разных этапах онтогенеза человека. Однако целостного представления о явлении с позиций достижений системного подхода пока не выработано. Не достаточно работ, раскрывающих особенности развития данного сложного психологического явления на сензитивных этапах становления, изучающих формирование его структурных единиц, выявляющих закономерности этого процесса. Слабая разработанность данных аспектов проблемы затрудняет построение системной социально-педагогической работы по формированию нравственности у современного подрастающего поколения.

В отечественной психологии сложилась традиция рассматривать нравственность через категорию «отношение». Так, В.Н.Мясищев говорил: «Нравственность это, прежде всего проблема нравственных отношений, которые определяют мотивы и выбор поступка» [4, с.344]. В современных исследованиях Б.С.Братусь дает определение: «Нравственность это способ отношения к Другому как Равному» [1, с.29]. Автор доказывает, что достижение такого способа отношения возможно при прохождении личностью сначала эгоистической, группоцентической и просоциальной уровней морали. И только это позволяет ей выйти на гуманистический способ взаимоотношений с людьми.

Отношение является сложным психическим образованием. С одной стороны, оно складывается из процессуального триединства сознания, чувства и воли. А с другой стороны, в основе отношения лежат психические образования, имеющие аффективно-потребностную природу. Отсюда в составе нравственного отношения выделяют как эмоциональный компонент (чувства любви, уважения, сочувствия и др.), конативный компонент (потребность в совершении добра, в сотрудничестве и т.д.) и когнитивный компонент (знания о понятиях «добро», «истина», «совесть» и т.д.) [4]. В единстве они определяют интегральную позицию субъекта, регулирующую его действия и переживания.

Отношение является результатом активного культурно-исторического взаимодействия субъекта с внешним миром. Оно проходит стадии формирования в процессе онтогенеза как в содержательном, так и в структурном плане. Каждая из её составляющих доминирует в определенном возрасте, закладывая особенности реакций личности на внешние воздействия, определяя сензитивность к формам взаимодействия с миром.

Благоприятным для развития нравственных отношений считается подростковый возраст [7, 10]. На его протяжении в организации нравственного отношения происходят структурные трансформации, когда одна составляющая доминирует над другой, опережает в динамике развития, имеет разную связь с

другими частями, отличается в устойчивости к помехам и т.д. Это определяет характеристики проявления и дальнейшего развития нравственности личности. Чтобы выстроить эффективную социально-педагогическую систему развития нравственного отношения у подростков необходимо обратить внимание именно на данный аспект проблемы.

Нравственное отношение представляет собой сплав сознательных психических процессов [1, 3, 8]. С.Л. Рубинштейн утверждал: «Подлинной конкретной «единицей» психического (сознания) является целостный акт отражения объекта субъектом. Это образование всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов знания и отношения, интеллектуального и аффективного, из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего» [8, с. 264]. Данную «единицу», начиная с Л.С. Выготского принято называть «переживанием» [3, с.16]. По концепции Василюка Ф.Е. переживание есть активная форма внутренней деятельности субъекта, направленная на восстановление душевного равновесия и утраченной осмысленности существования [2].

По нашему мнению, эмоциональный компонент, реализуемый в переживании, является тем необходимым ядром, вокруг которого выстраиваются другие компоненты в нравственном отношении подростка. Он определяет гармоничность и степень развития остальных компонентов, устойчивость и стабильность нравственного поведения. По утверждению исследователей эмоциональная реакция является основой нравственного поведения в противовес моральному. «Способность увидеть и услышать

именно другого человека, а не только себя в нем, переживание его ценности является основой нравственного отношения к другому» [9, с.30]. В основе же морального поведения авторы видят стремление соответствовать некому образцу и направленность, когда другой человек воспринимается сквозь призму моего Я - моих представлений, моих оценок и потребностей, то есть доминирующим является когнитивный компонент. Мы предполагаем, что доминирование когнитивной составляющей в нравственном отношении подростка приведет к дисгармоничности отношения, нестабильности нравственного поведения. Нравственное отношение как обобщенное смысловое образование, которое личность осознает, может легко вербализовать и определить его место в системе собственного социального взаимодействия появляется только к концу подросткового возраста. Доминирование когнитивного компонента является необходимым для следующего этапа онтогенеза.

Наши предположения подтвердило проведенное лонгитюдное исследование с 130 учащимися школ г. Уфы с 5 по 9 класс (2005 - 2008г.г.) начиная с возраста 11 лет до достижения ими 16 лет. Исследование проводилось в три этапа в периоды младшего, среднего и старшего подросткового возраста. Для диагностики были взяты методики «Ценностные ориентации» М. Рокича [6], «Незаконченные предложения» Сакса и Леви в нашей модификации [5], методика исследования общей эмоциональной направленности Б.И.Додонова [5] и «Личностный дифференциал» в модификации инст-та В.М.Бехтерева [11].

Обработка данных позволила выделить разные типы развития нравственных отношений у подростков. Результаты представлены в таблице №1.

Таблица №1

Распределение по типам развития нравственных отношений, в %

Возраст Доконвен циональный Конвен циональный Ситуативно- конвенци ональный Дис гармоничный Постконвен циональный

11 -12л. 12 15 35 38

13 -14л. 8 18 36 38

15 - 16л. 7 10 34 37 12

Возрастным нормам развития, описанным в исследованиях [1, 7, 10], соответствовали лишь группы конвенционального типа в младшем и среднем подростковом возрасте и постконвенционального типа в старшем подростковом возрасте. В данных группах центробразующим ядром являлся эмоциональный компонент нравственного отношения.

Испытуемые группы конвенционального типа отличались гармоничностью развития всех компонентов нравственного отношения на среднем уровне. Нравственные отношения подростков отличаются группоцентризмом, дружелюбием, ситуативным альтруизмом и стремлением быть добрым и честным. Однако иерархия ценностей не сформирована, нравственные ценности в общей структуре ценностных ориентаций имеют средние ранги, осмысление нравственных категорий соответствует средней интенсивности. Также у учащихся наблюдалось критическое, но позитивное

дифференцированное оценивание других по нравственным параметрам. К себе такие оценки применялись ситуативно в младшем подростковом возрасте и устойчиво - со среднего. Однако общая ориентация в нормах взаимоотношений носит характер социального прагматизма, продиктована потребностью самоутверждения. А к активизации нравственного поведения у подростков необходимы внешние побудители, которые принимаются, если имеют практический или эстетический характер. В среднем подростковом возрасте к таким побудителям добавились гедонистические. Сочувствие и доверие у подростков на всем протяжении возраста остались развиты на среднем уровне. К старшему подростковому возрасту данную группу пополнили испытуемые из ситуативно-конвенционального типа в связи с повышением устойчивости показателей.

В старшем подростковом возрасте 12% подростков из предыдущей группы выросли до постконвенционального уровня. В данной группе системообразующим также определился эмоциональный компонент на среднем уровне развития. Их отличает другой тип центрации - просоциальный (общественный), терпимое отношение к другим, личностное принятие общечеловеческих норм и оценивание себя с позиций соответствия им, автономность моральных суждений, устойчивая социальная ответственность и нормативность, стремление воплощать ее в деятельности, интернальный локус контроля.

По другим типам развития нравственного отношения позитивная динамика выявилась не значимая. Испытуемые доконвенционального типа пополнили ряды ситуативно-конвенционального типа. В обоих типах доминирующим являлся когнитивный компонент отношения. Доконвенциональный тип развития отличается средним или низким уровнем сформированности компонентов нравственного отношения, центрацией подростков на своем «Я», недифференцированным отношением к другим, высокой требовательностью к ним при некритичности к себе, высокой потребностью самоутверждения, гедонистической направленностью, низкой интенсивностью осмысления нравственных категорий и стремлением следовать им. Таким подросткам характерна зависимость от обстоятельств и пассивность в означивании моральных ценностей. Их знания о нормах слабо соотносятся с конкретными ситуациями их применения, суждения об этом стереотипны. Основными особенностями данного типа являются содержательное несоответствие

возрастным нормам, слабая динамика, ситуативность и

недифференцированность развития нравственного отношения.

Слабая позитивная динамика развития нравственных отношений наблюдалась у испытуемых «ситуативно-конвенционального» типа, которому соответствовали результаты среднего или высокого уровней сформированности тех или иных компонентов отношения, при доминировании когнитивного компонента и слабых связях в структуре отношения. В то же время была выявлена рассогласованность внутри когнитивного компонента между эго- и группоцентризмом, что приводило к противонаправленным суждениям, несформированности иерархии ценностей и слабой нравственной потребности у подростков на всем протяжении возраста. Конфликт центрации привел подростков к зависимости от обстоятельств в проявлении нравственного отношения, высокой требовательности к окружающим при низкой к себе. Альтруистическая направленность в данной группе минимальна при высокой социальной практичности.

Опасения в развитии нравственных отношений вызвал «дисгармоничный» тип испытуемых, у которых выявилась наименьшая позитивная динамика в исследуемом объекте. Данный тип подростков характеризуется разноуровневым развитием компонентов нравственных отношений и отсутствием значимых связей между ними. Здесь затруднительно говорить о доминировании какой-либо центрации, нравственной ориентации и нормативности, так как показатели колеблются по уровням развития. Факторизация данных показала, что в данный тип вошли подростки с разным видом эмоциональной направленности (альтруистическая, гностическая и эстетическая) и потребностью в самоутверждении. На протяжении всего возраста группа отличалась противоречивостью суждений по проблемам нравственности, амбивалентностью и критичностью нравственных чувств, избеганием решения моральных дилемм, оцениванием других по внешним бессодержательным критериям («ничего», «нормально» и т.п.), отсутствием устойчивого собственного мнения и рефлексивности, ситуативной нормативностью и социальной ответственностью при декларировании высоких моральных устоев. Данный тип развития оказался доминирующим в нашей выборке на всем протяжении возраста.

Результаты проведенного исследования подтверждают наше предположение о том, что основой развития нравственного отношения в подростковом возрасте является переживание, позитивный эмоциональный отклик на нравственные ценности. Нравственное отношение сложное

психологическое образование, структура которого начинает оформляться в систему в подростковом возрасте. Первой ступенью становления является эмоциональный отклик на нравственный образец поведения. Далее необходимо переживание нравственной ценности другого человека, рациональное обоснование, смысловое принятие пережитой центрации и преобразование её в компонент личностной готовности действовать и оценивать поступки по принятым нравственным ориентирам. В подростковом возрасте необходимый уровень развития нравственного отношения начинается с перехода эгоцентрации к группоцентрации и к концу возраста - к просоциальной центрации. Механизмом данного перехода выделилось эмоциональное заражение и эмпатия. Именно это позволяет перейти от ситуативности к устойчивости нравственных отношений, от его критичности к дифференцированности и терпимости, от зависимости от обстоятельств к моральной автономии, от нерефлексивности к социальной ответственности и нормативности, от дисгармоничности к структурированности и системности.

Становление нравственного отношения у современных подростков без внешнего вмешательства идет по дисгармоничному типу, не соответствует возрастным нормам. Необходима организация социально-педагогической системы нравственного развития подростков, направленной на создание условий для переживания нравственных ценностей, а не ни их изучение, на формирование самостоятельной активной личности, рефлексирующей себя в обществе, несущей ответственность за свои действия, терпимой и дружелюбной к другим и принимающей себя.

Библиографический список

1. Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура [Текст]/ Б.С. Братусь. -М.: Роспедагенство, 1994. - 41с.

2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) [Текст]/ Василюк Ф.Е. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. - 200с.

3. Выготский, Л.С. Проблема возраста [Текст]/ Л.С. Выготский // Хрестоматия по детской психологии. - М.: Ин-т практ. психол., 1996. С. 419.

4. Мясищев, В.М. Психология отношений [Текст]/ Под ред. А. А. Бодалева - М.: Ин-т практ. психол., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356с.

5. Практикум по возрастной психологии [Текст]/ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2005. — 688с. С.384 -386, С.680 - 682.

6. Психологические тесты [Текст]/ Сост. Э.Р. Ахмеджанов — Москва, 1996. -320с. С. 81 - 83.

7. Рахимов, А.З. Нравственная психология. [Текст]: учебное пособие /А.З. Рахимов

- Уфа: НОК, 1995. — 70с. С. 34-38.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: монография /С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2000. - 712с.

9. Смирнова, Е.О. Непосредственные и опосредованные побудители нравственного поведения. [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова // Вопросы психологии, — 2002. — №1. — С.27 - 36.

10. Фризен М.А. Особенности развития смысловой сферы подростка. [Текст]: дис...канд.психол.н. / М.А. Фризен. - Петропавловск - Камчатск, 2005, 241с.

11. Червинская, К. Р. Компьютерная психодиагностика. [Текст]/ К. Р. Червинская — СПб.: Речь, 2003. — 336 с. С.75-82.

Bibliography

1. Bratus, B.S. Psycology. Morality. Culture. [Text] / B.S. Bratus.- M.: Pospedagenstvo, 1994. - 41p.

2. Chervinskaya, K.A. Computer Psychodiagnostics [Text] / K.R. Cherviskaya. -St. Petersburg: Retch, 2003. - 336 p. - Р.75-82.

3. Frisen, M.A. Peculiarities of a Teenager’s Meaning Sphere Development. [Text]: Thesis ... Candidate of Psychology/ M.A. Frisen - Petropavlovsk-Kamchatsk, 2005. - 241 p.

4. Myasishchev, V.M. Relations Psychology. [Text] / Edited by A.A. Bodalev. -M.: Inst.of Practical Psychology, Voronezh: SPC “Modek”, 1995.- 356 p.

5. Practical Workbook on Age Psychology [Text] / Edited by L.A. Golovey, E.F. Rybalko. - St. Petersburg: Rech, 2005. - 688 p. - P. 384-386, Р. 680-682.

6. Psychological Tests [Text] / Comp. by E.R. Akhmedzhanov. M. 1996. - 320 p. Р.81-83.

7. Rakhimov, A.Z. Moral Psychology [Text]: Study Guide / A.Z. Rakhimov - Ufa: NOK, 1995. - 70 p. - Р.34-38.

8. Rubinstein, S.L. General Psychology Bases [Text]: Monograph / S.L. Rubinstein

- - St. Petersburg: Peter, 2000. - 712 p.

9. Smirnova, E. O. Direct and Indirect Stimula of Moral Behaviour [Text] / E.O. Smirnova, V.M. Kholmogorova// Psychology Questions, 2002. - Р.27-36.

10. Vasilyuk, F.E. Psycology of Experience (Analysis of Critical Situations Overcoming) [Text] / Vasilyuk F.E.- M.: Mosk. Univ. Publ., 1984 - 200 p.

11. Vygotsky, L.S. Age Problems [Text] / L.S.Vygotsky// Reading Book on Children’s Psychology - M.: Inst of Pract Psychology, 1996. - P. 4-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.