Психология труда, инженерная психология, эргономика
В.В. Ермолаев
Представления о нравственности в организационной культуре органов внутренних дел
В статье рассматриваются особенности организационной культуры органов внутренних дел - представления руководителей о нравственности подчиненных. Исследуются различия между представлениями о нравственности подчиненных руководителей ОВД и их личным отношением к соблюдению нравственных норм. Полученные результаты свидетельствуют о различиях в понимании руководителями органов внутренних дел содержания нравственного поведения, а также о высокой ситуативной изменчивости выборов такого поведения, осуществляемых в процессе служебной деятельности, - до диаметрально противоположных.
Ключевые слова: моральный выбор, нравственное поведение, нравственный облик руководителя, нравственные нормы, организационная культура органов внутренних дел, представления о нравственности, реформирование органов внутренних дел, российская полиция, управленческая элита.
Поступательное развитие организации, находящейся на этапе стратегических изменений, практически всегда обеспечивается профессиональной подготовкой и своевременным повышением квалификации персонала. Именно поэтому в нормативных документах, определяющих стратегическое развитие органов внутренних дел (далее - ОВД) указывается, что достижение целей реформы полиции предполагает создание современной и эффективной правоохранительной системы в России, обретение полицейскими такого уровня развития профессиональных компетенций, которые соответствовали бы ожиданиям общества.
При этом во главу угла ставится достижение ключевой цели - формирования нового облика полицейского, обладающего высоким профессионализмом и морально-нравственными качествами. Исходя из этого понимания ключевой цели, одним из самых сильных вызовов эффективному реформированию ОВД, по нашему мнению, является возвращение доверия российских граждан к полиции, уважения к закону, веры в справедливость на всех уровнях правоприменения, которые возникают только тогда, когда закон один для всех, всеми соблюдается и в основе его нравственность: правда, честность, совесть, порядочность [4].
Сила брошенного вызова состоит в том, что российской полиции предстоит пересмотреть, при одновременном отказе от привычной репрессивной роли в поддержании общественного порядка, формы сотрудничества с обществом, пережить превращение ее из карательного и властного института общества в институт по предоставлению услуг по безопасности граждан и обеспечению прав человека, развить способности к изменению и приспособлению к своей новой социальной роли на фоне выполнения традиционных функций. Для этого необходимо и формирование новых компетенций у сотрудников ОВД, и обучение новым формам взаимодействия с обществом, но более всего потребуется осознание того, что ответить на возрастающие вызовы преступного мира может только полиция, ставшая наиболее нравственной частью общества и постоянно получающая от него поддержку. Только такой подход предоставляет возможность избежать той социально-психологической ловушки, о возможности которой упоминал академик Д. С. Лихачёв: «в системе с испорченной системой нравственных координат не будет работать ни один закон» [13, с. 16].
Опираясь на взгляды В.П. Зинченко о «духовной системе регуляции» [6], мы полагали, что проблема регуляции организационных отношений в ОВД, прежде всего, - это проблема нравственности. Мы также рассматривали представления руководителей о нравственности подчиненных и их личное отношение к соблюдению нравственных норм как возможный критерий управляемости организационной культурой ОВД, опираясь на мнение А. Л. Журавлёва и А.Б. Купрейченко о том, что этические проблемы характерны для отношений всех звеньев организационной структуры [5].
В качестве объекта исследования выступили представления руководителей о нравственности подчиненных. Предметом нашего исследования стал поиск различий между представлениями о нравственности подчиненных у руководителей ОВД и их отношением к соблюдению нравственных норм. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что существуют различия между представлениями руководителей ОВД о нравственности подчиненных и их отношением
к соблюдению нравственных норм. Слагаемые имиджа полиции и слу- 77 жебной репутации представляют собой цепочку повседневных жизненных выборов и поступков, в которых проявляется отношение всех к полицейских (и руководителей, и рядовых сотрудников) к людям, об- ° | ществу, своей деятельности. В свою очередь, эта триада отношений основывается на таких ценностях, как человеколюбие, справедливость, | ^ гражданская смелость, порядочность, честность, совесть и профессио- з I нальная честь. А фундамент триады составляют представления управ- о § ленческой элиты (руководителей ОВД) о нравственности и их отноше- Э & ние к организационным нормам. с °
В связи с этим мы учитывали, что поведение руководителя является реально воспринимаемым нравственным ориентиром для подчиненных. Своим мировоззрением, поведением, повседневным отношением к делу он устанавливает и утверждает в организации четкие морально-нравственные индикаторы позиций и убеждений подчиненных, приучая к определенному устойчивому поведению в самом широком спектре профессионально-жизненных ситуаций [14]. И относительно именно этих морально-нравственных индикаторов подчиненным предлагается вести себя в организации соответствующе - достойно либо недостойно.
В.М. Шепель считает, что нравственный облик самого руководителя можно представить в трех измерениях: как систему общих (верность Отечеству, поддержание традиций, признание достоинства личности, вера в человека, справедливость, открытость, самокритичность), конкретных (совесть, уважение к людям, честность, самоотдача в работе, коллективизм, стойкость к невзгодам, принципиальность) и специфических (трудолюбие, скромность, ответственность, бескорыстность, великодушие, умение прощать) нравственных качеств, среди которых общие нравственные качества являются базовыми, а все последующие предметно их раскрывают [15].
Теоретическим понятием, положенным в основу исследования, является психологическое отношение как основное понятие в концепции В.Н. Мясищева [9]. Опираясь на положения концепции, мы полагали, что психологические отношения нравственности представляют собой эмоционально окрашенные представления и оценки объектов, явлений и событий, связанных с нравственностью и нравственной регуляцией жизни общества, группы или личности. Мы также учитывали, что психологическое отношение к соблюдению нравственных норм тесно связано с моральным поведением. Мы согласны с трактовкой нравственности Б. Мещеряковым и В. Зинченко, утверждавшими, что это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле, в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида [1]. Нравственные нормы мы
О
рассматривали как переплетение социальных установок и личного сознания каждого человека, как свод правил и регулятор социального поведения, основанного на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.п.
Под представлениями мы понимали субъективные понятия, меняющиеся от человека к человеку, но основанные на объективном жизненном опыте - не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В своей работе мы опирались на взгляды У. Штерна [11], который говорил, что в представлениях человека присутствуют как объективные, так и аффективные моменты, указывая тем самым на психологическую связь представлений: связь впечатлений, получаемых в какой-либо ситуации, с субъективным образом - результатом избирательного, активного психического отражения воспринятой ситуации.
В целях подтверждения выдвинутой гипотезы и выявления представлений о нравственности подчиненных руководителей подразделений ОВД и их отношения к соблюдению нравственных норм, мы провели эмпирическое исследование. Выборку эмпирического исследования составили полицейские, проходящие службу на должностях старшего начальствующего состава: 56 сотрудников полиции УВД по Липецкой области (из них 43 мужчины и 13 женщин в возрасте от 29 до 48 лет); руководители подразделений ОВД - слушатели курсов повышения квалификации Воронежского института МВД России из 15 регионов страны (29 мужчин в возрасте от 31 до 46 лет); 35 человек - слушатели 2-го факультета Академии управления МВД России (подготовки руководителей территориальных органов МВД России), - из них 31 мужчина и 4 женщины в возрасте от 32 до 40 лет. Общий объем выборки составил 120 сотрудников полиции - руководителей различного уровня.
Исследование проводилось на добровольной основе, посредством применения следующих методик.
1. Методика «Незаконченные предложения» в авторской версии В.В. Ермолаева и И.В. Жуковской, направленная на диагностику представлений руководителей ОВД о нравственности подчиненных. При составлении пунктов методики мы опирались как на определения характеристик нравственного поведения, приведенные в словарных статьях [12], так и на современные исследования имплицитных представлений о нравственном, порядочном человеке М.И. Воловиковой, Л.Л. Грен-ковой [2], О.П. Николаевой [10]. Вслед за А.Б. Купрейченко [7] предполагалось, что психологическое отношение к соблюдению нравственных норм представлено в сознании субъекта в виде мотивов, намерений и готовности совершать поступки, связанные с нравственной регуляцией.
г
с ^
ю
Ч а
Ш \0
С о
2. Методика «Отношение менеджеров к соблюдению нравственных 79 норм». Методический прием определения отношения к соблюдению нравственных норм (ОСНН) является модифицированным вариантом методики А.Б. Купрейченко [7] в авторской версии В.В. Ермолаева и М.В. Ферапонтовой.
Полученные результаты были подвергнуты качественной и количественной обработке. Для общей характеристики выборки применялось выборочное среднее (Хср).
На первом этапе эмпирического исследования, с целью получения данных о представлениях руководителей подразделений ОВД о нравственности подчиненных, мы предложили респондентам методику «Незаконченные предложения». Полученные данные были обработаны с помощью метода кластерного анализа. В результате мы выделили 5 кластеров, такие как: «нравственность», «отношение к безнравственности», «отношение к подчиненным», «организационные ценности», «совесть как идеал нравственности», которые совмещали в себе выделение соответствующей категории отношения к нравственности подчиненных, а также в ряде случаев его эмоциональное описание - положительное, отрицательное (скептическое) или формальное (нейтральное), а также описание условий, функций, действий по отношению к нему или действий, ожидаемых от обозначаемого объекта, действий объекта по отношению к обезличенному объекту.
Первый кластер «нравственность» описывается 50% респондентов как поведение человека, соблюдающего нормы морали, этики: честный человек, порядочный, с чувством долга, принципиальный, ответственный, поступающий по совести. Нравственный человек не пойдет против своей совести, имеет высокие морально-этические качества, соблюдает нормы и правила поведения в обществе. Остальные 50% руководителей подразделений ОВД указывают на то, что нравственный человек - это, скорее, идеал общества, которого сейчас в жизни не существует и к которому должны стремиться («ответственный человек», «идеал», «не допускает нарушений правил морали и нравственности», «честный и порядочный», «человек принципиальный, который имеет свое мнение и умеет его отстаивать», «поступает по совести», «имеет внутренние нравственные убеждения», «образованный, законопослушный гражданин»).
Примечательно, что называя качества идеального полицейского, только 40% руководителей подразделений ОВД наделяют его честностью, порядочностью, справедливостью, доверительностью, принципиальностью. 60% респондентов в перечне нравственных качеств идеального российского полицейского будущего указывают профессионализм, образованность, законопослушность, дисциплинированность, коммуникабельность, ответственность. Только 25% респондентов в качестве
основных критериев нравственности подчиненных выделяют «честность, справедливость», «порядочность», «исполнительность и целеустремленность», «искренность», «личная дисциплинированность», «преданность», «мораль». Большинство же (75%) респондентов указывают, что проявлением нравственности подчиненных являются: «профессионализм, умение организовать свою работу», «умение мыслить, трудоспособность», «быстрота и качество выполнения задачи», «исполнительность», «добросовестное исполнение обязанностей», «активность, самостоятельность», «приверженность закону», «стремление к профессиональному росту», «грамотное и ответственное принятие решений», «отсутствие взысканий», «непричастность к коррупции», «отсутствие жалоб граждан», «показатели служебной деятельности».
Второй кластер «отношение к безнравственности» показывает, что безнравственным респонденты считают, прежде всего, унижение человеческого достоинства, оскорбление и нанесение обиды подчиненному, ложь («во всем врет», «делает то, что не желает себе», «идет по головам», «совершает преступление, порочащие поступки», «ради карьеры готов на любые подлые поступки»). При этом 22% руководителей подразделений ОВД считают отношения безнравственными в ситуациях, когда унижают, обижают других. Ложь, обман, вранье считают проявлением безнравственности 19% опрошенных. Для 16% безнравственно, когда «нарушают нормы морали, нет совести, совершают подлость ради карьеры». Такой же процент респондентов (16%) считает безнравственным «нарушение закона, совершение преступлений, порочащих поступков, совершение противоправных поступков, корыстные интересы, превышение полномочий». 7% отметили в качестве безнравственности «нецензурную брань».
Заслуживает внимания реакция руководителей ОВД в ситуации, когда они узнают о безнравственном поступке подчиненного: 37% из них принимают меры по привлечению к дисциплинарному воздействию, ответственности, наказанию; 31% - выяснят причину и обстоятельства совершения безнравственного поступка, проведут беседу; 6%
- осудят безнравственный поступок подчиненного («меняю отношение к человеку», «разочаровываюсь», «пытаюсь научить хорошему»); 26%
- не смогли четко обозначить свою позицию в этой ситуации. В то же время, если коллега в служебной деятельности придерживается свободных от нравственной цензуры взглядов, то 32% респондентов - не поддерживают его, дистанцируются, не одобряют, осуждают, упрекают, не уважают. А 26% руководителей ОВД - не обратят на это внимание, примут его таким, какой он есть, отнесутся равнодушно, «это его дело». В то же время 24% опрошенных будут пытаться повлиять: «объяснить свои жизненные позиции, свою точку зрения, выскажут свое
отношение, поговорят об этом». 18% руководителей ОВД не смогли чет- 81 ко обозначить свою позицию в этой ситуации.
Третий кластер «совесть как идеал нравственности» указывает на к то, что если обстоятельства служебной деятельности вынуждают поступить не по совести, то 29% полицейских руководителей поступят «по закону», «по разуму», «в интересах службы», «по обстоятельствам». = ™ 38% поступят по совести - не смогут поступить бессовестно, при раз- з 1 ных обстоятельствах сохранят совесть в приоритете. 23% опрошенных | § уступят влиянию обстоятельств и пойдут против своей совести, но Эо. «будут долго думать, переживать, грустить, испытывать муки совести». с ° 10% респондентов не сочли возможным ответить на этот вопрос.
Четвертый кластер «отношение к подчиненным» показывает, что в качестве показателя нравственности подчиненных абсолютное большинство руководителей подразделений ОВД обозначают их «поведение, отношение к людям, показатели служебной деятельности, служение закону, профессиональный рост, грамотное и ответственное принятие решений, отсутствие взысканий, коррупции, жалоб граждан». 17% респондентов в качестве показателя выделяют честность, мораль. При этом руководители отмечают, что не смогут простить своим подчиненным предательства и лжи: «подлог», «обман», «подставу», «злоупотребление доверием», «предательство своих товарищей», «двурушничество», «предательство интересов службы, чести мундира».
Пятый кластер «организационные ценности» показывает, что в системе организационных ценностей для руководителей ОВД особенно важно, чтобы их указания неукоснительно исполняли (так считают 82% опрошенных). Они акцентируют внимание на выполнении их указаний качественно, грамотно, четко, в срок. Для 18% респондентов более важна законность действий подчиненных, понимание сути указаний и мотивированность на достижение организационных целей. Единичные ответы свидетельствуют о нетерпимости пьянства и непрофессионализма («алкоголь», «пьянство», «безответственное отношение к работе», «неграмотное принятие решений»).
Если выполнение служебных обязанностей будет угрожать личной жизни опрашиваемых, то 89% руководителей ОВД не откажутся от продолжения служебной деятельности по достижению организационных целей: «урегулируют вопрос, найдут угрозу, решат проблему, усилят безопасность, продолжат службу, будут работать, поступят по совести, не отступятся от своих принципов». В то же время 11% руководителей подразделений полиции «будут думать, делать выводы, откажутся от выполнения обязанностей».
Кластеру организационных ценностей мы уделили более пристальное внимание, стремясь выяснить, как в условиях процесса своей реорганизации ОВД решают одну из основных своих задач: вернуть общественное
о
доверие, уважение, признание, обеспечить поддержку деятельности полиции со стороны гражданского общества. Большинство респондентов (78%) полагает, что для возвращения доверия российских граждан полицейским необходимо и достаточно: «сформировать положительный образ полицейского», «добросовестно работать», «усовершенствовать законодательство», «качественно выполнять свои обязанности», «оказывать посильную помощь гражданам, вежливость». И только 22% руководителей подразделений полиции указали, что для решения одной из ЦЦ. главных задач ОВД необходимы «некая открытость, доверие», «порядочные взаимоотношения, как между сотрудниками, так и гражданами».
Второй этап эмпирического исследования по выявлению отношения руководителей подразделений ОВД к соблюдению нравственных норм привел нас к необходимости переосмысления проблематики исследования и уточнения исследовательских задач. В результате обработки данных по методике «Отношение менеджеров к соблюдению нравственных норм» выяснено, что 39 (32,5%) руководителей показали высокий уровень отношения к соблюдению нравственных норм, а 14 человек (11,7%) показали низкий уровень отношения к их соблюдению. Большинство испытуемых, а именно 67 из 120 (что составляет 55,8% от всей выборки), показали высокую ситуативную изменчивость, заключающуюся в выборе диаметрально противоположных, с точки зрения нравственности, правил поведения в зависимости от ситуации. Иными словами, в зависимости от личных выгод в социальном взаимодействии, испытуемые проявили готовность как к нравственному, так и безнравственному поведению, что само по себе исключает понятие нравственности. В связи с этим, опираясь на результаты теста, мы не можем сказать, обладают они высоким или низким уровнем отношения к нравственным нормам. Полученные данные указывают, что испытуемые (руководители подразделений полиции) будут вести себя в отношении соблюдения нравственных норм по-разному, в зависимости от ситуации.
Данное обстоятельство не позволило нам провести количественный анализ результатов (достоверность различий предполагалось оценивать по критерию Манна-Уитни, считая различия достоверными при р < 0,01). Выдвинутую гипотезу о том, что существуют различия между представлениями руководителей ОВД о нравственности подчиненных и их отношением к соблюдению нравственных норм, нам проверить количественными методами не удалось, что указывает на необходимость уточнения исследовательских задач и совершенствования диагностического комплекса методик для продолжения данного исследования.
Полученные данные, с одной стороны, подтверждают, что моральное поведение может иметь отнюдь не моральные причины [8], т.к. на относительность организационных норм влияют не только особенности
национальной культуры в целом, но и то, что социальные институты, 83 организационно представленные профессиональные группы обладают своими организационно-культурными особенностями — корпоративной ^ профессиональной этикой. С другой стороны, полученные данные сви- о | детельствуют о расхождении между декларируемыми ОВД организационными ценностями, нормами и демонстрируемыми представления- с ° ми о них значительной частью начальствующего состава полиции. ™ л
т-т
По нашему мнению, несовпадение декларируемых и реально опре- ¡5 § деляющих служебную деятельность полиции ценностей, норм, органи- Э о. зационных отношений вызывается целой группой социально-психоло- с ° гических факторов, из которых важнейшим является влияние обстоятельств, затрудняющих демонстрацию честности, совестливости, порядочности, справедливости при проведении организационно-культурных изменений в ОВД. Современные условия служебной деятельности ежедневно и ежечасно ставят руководителей подразделений полиции перед «трудным нравственным выбором», т.е. таким, когда каждое решение не является однозначно нравственным или безнравственным. Решающее значение имеют приоритеты и иерархия мотивов каждого полицейского, мировоззрение, ценности и смыслы не только выбора как такового, сколько причин, по которым он совершен. Полагаем, что во многом поэтому российской полиции до сих пор не удается кардинально изменить эффективность деятельности по защите граждан от преступных посягательств, обеспечить достойный профессионализм и качество кадрового состава полиции, вернуть доверие граждан и престиж службы.
В результате проведенного эмпирического исследования мы пришли к некоторым выводам.
1. Руководители ОВД представляют нравственность подчиненных, прежде всего, как добросовестное исполнение обязанностей, служение закону, ответственность, активность, самостоятельность, умение решать поставленные задачи и общаться с гражданами. К безнравственным поступкам и поведению подчиненных руководители ОВД преимущественно относят: унижение человеческого достоинства, оскорбление и нанесение обиды подчиненному, ложь подчиненных и факты личного предательства, совершение преступлений и противоправных поступков, злоупотребление своими полномочиями, нарушение общественных норм поведения.
2. В качестве основных критериев нравственности подчиненных большинство руководителей ОВД обозначают их доброжелательное отношение к коллегам и гражданам, показатели служебной деятельности, приверженность закону, стремление к профессиональному росту, грамотное и ответственное принятие решений, отсутствие взысканий,
О Q-S
1= ES
непричастность к коррупции, отсутствие жалоб граждан. Только 17% испытуемых в качестве основных критериев нравственности подчиненных выделяют порядочность, справедливость, честность, мораль.
3. Ключевыми аспектами нравственности, которые в итоге разделили руководителей по основанию внутренней и внешней мотивации к нравственному поведению в значимых конфликтных служебных ситуациях, явились: совесть, справедливость, способность доверять и вызывать доверие, порядочность в организационных отношениях и в отношениях с гражданами.
4. Высокая ситуативная изменчивость выбора руководителями диаметрально противоположных, с точки зрения нравственности, правил поведения предполагает системное изменение подходов к обучению начальствующего состава ОВД.
5. Нравственные качества представляют собой духовные опоры, на которых происходит формирование тех профессиональных компетенций руководителя ОВД, которые соответствовали бы ожиданиям российского общества. Их стабильность, содержательность и определяют его нравственное здоровье, характер действий в условиях морального выбора.
Библиографический список
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зин-ченко. СПб., 2003.
2. Воловикова М.И., Гренкова Л.Л. Современные представления о порядочном человеке // Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики / Под ред. К. А. Абульхановой. М., 1997. С. 93-111.
3. Дикевич Л.Л. Обыденные представления о порядочном человеке: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1999.
4. Ермолаев В. В. Управление организационной культурой органов внутренних дел: социально-психологические вызовы к трансформации: Монография. М., 2015. С. 5-8.
5. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М., 2003.
6. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
7. Купрейченко А.Б. Изучение психологического отношения личности в русле системного подхода // Психология отношений: материалы региональной научно-практической конференции. Владимир, 2001. С. 18-21.
8. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.., 1999.
9. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М., Воронеж, 1995.
10. Николаева О.П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1992.
г
11. Нравственность для XXI века / Под ред. Ю.М. Антоняна. М., 2008. 85
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2006. Изд. 4-е, доп.
13. «Ущерб в культуре чаще всего невосполним». Яркие цитаты Дмитрия Ли- | Сукачёва // Аргументы и Факты. 24.09.2014. С. 16. § ^
14. Шепель В.М. Управленческая психология. М., 1993. ¡5
15. Шепель В.М. Управленческая этика. М., 1989. ^ к
ч; о.
ш ю 1= о
Л.В. Скитневская, Д.В. Жарова
Сравнительный анализ
типов личностной центрации педагога
(1994 и 2014 гг.)1
Статья посвящена сравнительному анализу типа личностной центрации педагогов на основе исследований, проведенных в 1994 г. (под руководством Е.Н. Волковой) и в 2014 г. Личностная центрация понимается как смысловая иерархия интересов педагога к участникам педагогического процесса: к самому себе, к администрации образовательного учреждения, к коллегам, средствам и способам обучения, а также к ученикам и их родителям. Изучение типа личностной центрации педагогов осуществлялось с помощью модифицированного варианта цветового теста отношений А.И. Эткинда.
Ключевые слова: педагог, педагогическая деятельность, мотив деятельности педагога, педагогическая направленность, направленность личности педагога, личностная центрация, педагогическая центрация, интерес.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Мотивация к профессии учителя в психолого-педагогической литературе носит название педагогической направленности. Развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу — интересу к личности учащихся [11, с. 160]. Нередко в понятие
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-06-10575 «Исследование средовых и личностных детерминант подросткового буллинга»).