Научная статья на тему 'Обоснование теоретической модели нравственной сферы личности несовершеннолетних правонарушителей'

Обоснование теоретической модели нравственной сферы личности несовершеннолетних правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / MODEL OF MORAL SPHERE OF THE PERSON / MINOR OFFENDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчарова Р. В., Малюшина Ю. А.

В статье дана характеристика методологических принципов и научных идей обоснования, описана модель нравственной сферы личности несовершеннолетних правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF THEORETICAL MODEL OF MORAL SPHERE OF THE PERSON OF MINOR OFFENDERS

The characteristic of methodological principles and scientific ideas of a substantiation is given in this article, the model of moral sphere of the person of minor offenders is described.

Текст научной работы на тему «Обоснование теоретической модели нравственной сферы личности несовершеннолетних правонарушителей»

ных с оценками «идеально хорошего» и «абсолютно плохого». В частности, выявлена важность оценок «абсолютно плохого» как ресурса принципиальности, требовательности и непримиримости в развитии подростка и юноши. На примере взрослых и подростков с ограниченными возможностями здоровья рассмотрены компенсирующие ресурсы идеализации.

За рамками статьи остался вопрос о соотношении идеализации как результата развития и ресурса развития.

Сложность процессов идеализации, их индивидуальная вариативность, нелинейные связи с социально-психологическими и личностными параметрами показывают важность этих процессов как ресурсов в самоорганизации, развитии и самоосуществлении личности взрослого человека.

Список литературы

1 Зинченко, Т.П. Когнитивная и прикладная психология

[Текст]/ Т.П.Зинченко. - М.: МОДЭК, 2000. - 608 с.

2 Ладошкин Н.А. Теоретико-методологические подходы к

исследованию интеллектуального потенциала школьников. URL: http://www.teoria-practica.ru/-10-2012/ pedagogics/ladoshkin.pdf

3 Философия: Энциклопедический словарь / под ред.

A.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004.

4 Философский энциклопедический словарь /гл. редакция:

Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв,

B.Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983.

5 Аллахвердов В.М., Кармин А.С., Шилков Ю.М. Методоло-

гия и история психология. Материалы к учебному курсу для аспирантов и преподавателей психологических специальностей 2007. - Т. 2. Вып. 2. Сер. История и философия науки. URL: http://www.cogpsy.ru/ downloads/articles/principlejdealization.pdf

6 Свияш, А. Как почистить свой сосуд кармы. URL: http://

bookap.info:8080.

7 Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / пер. с

англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гвоздева под редакцией канд. философ. наук С.М.Черкасова.-СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. URL: http://www.psychol-ok.ru/dictionary/ idealization.html

8 Тэхке, Вэйкко Психика и ее лечение: психоаналитический

подход / под ред. М.В. Ромашкевича. URL: http:// www.erlib.com/

9 Александров, Ю.И. Субъективный опыт и культура.

Структура и динамика [Текст]/Ю.И. Александров, Н.Л. Александрова // Психология. Журнал Высшей школы экономики.- Т. 4. - №1.- 2007. - С.3-46.

10 Николаева, И.А. Пространственное измерение ценнос-

тной сферы личности [Текст] / И.А. Николаева. -Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007.

11 Николаева, И.А. Универсальные критерии ценностного

и нравственного оценивания и сопутствующие психологические феномены [Текст] / И.А. Николаева // Психология нравственности /отв.ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.: ИП РАН, 2010. - С. 67-94.

12 Николаева, И.А. «Я и другие»: процедура исследования

субъективных характеристик социализации личности [Текст]: учебно-методическое пособие / И.А. Николаева. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003.

13 Николаева, И.А. Новый метод исследования личност-

ных ценностей. Часть I. Изучение содержания личностных ценностей / И.А.Николаева // Сибирский психологический журнал. -2010.- №38. - С. 70-76.

14 Николаева, И.А. Новый метод исследования личност-

ных ценностей. Часть 2. Структурные феномены ценностных отношений / И.А. Николаева // Сибирский психологический журнал. - 2011.- №39. - С. 112-120.

УДК 15.81.57

Р.В. Овчарова, Ю.А. Малюшина Курганский государственный университет

ОБОСНОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье дана характеристика методологических принципов и научных идей обоснования, описана модель нравственной сферы личности несовершеннолетних правонарушителей.

Ключевые слова: модель нравственной сферы личности. несовершеннолетние правонарушители.

R.V. Ovcharova, J.A. Malyushina Kurgan State University

SUBSTANTIATION OF THEORETICAL MODEL OF MORAL SPHERE OF THE PERSON OF MINOR OFFENDERS

Annotation. The characteristic of methodological principles and scientific ideas of a substantiation is given in this article, the model of moral sphere of the person of minor offenders is described.

Keywords: model of moral sphere of the person. Minor offenders.

В психологических концепциях А.Н. Леонтьева, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, А.К. Марковой, В.Г. Леонтьева, В.С. Мерлина, В.И. Ковалева и др. мотивацион-ная сфера личности используется для обозначения личностных, регулятивных, деятельностных, потребно-стных системных образований. В рамках психологически сущностного подхода к мотивации и мотиваци-онной сфере личности, а именно раскрытию понятия ее природы и структуры, было установлено, что «мотивация» используется в психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления), и как характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [2].

В первом случае с позиции С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, В.Г. Асеева, Б.И. Додонова и др. мотивация рассматривается как сложная система, в которую включены иерархизированные структуры, являющиеся относительно устойчивым единством элементов, их отношений и целостности объекта, как инварианта системы. Наличие многообразия функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно

присутствует на всех его этапах. В.Г. Асеев, содержательно исследуя истоки мотивации, выделил биосоциальный, психологический, динамический, содержательный, личностный ее аспекты.

В.К.Вилюнас рассматривает мотивацию с позиции онтогенетического развития. Под феноменом мотивации он понимает особый пласт «образа мира», составляемый множеством пристрастных отношений субъекта ко всему, что происходит в некоторый момент его жизни. Психологические истоки мотивации находятся во взаимосвязи активности и осознания ее реализации в жизни, преобразования и управления своей активностью. Подчеркивается, что мотивация - это глубинные образования, пронизывающие направленность личности, характер, эмоции и ценности, способы и деятельность, психические процессы .

Во втором случае подходы к изучению моти-вационной сферы личности, ее понятий, структуры и содержательной стороны мотивов представлены в исследованиях В.С. Мерлина, К.А. Абульхановой-Славской, А.К. Марковой, А.В. Петровского, РС. Немова, В.Г. Леонтьева и др.

К.А. Абульханова-Славская в структуре моти-вационной сферы выделяет основные компоненты: ценности деятельности, личностную мотивацию, смысловую деятельность. А.К. Маркова в структуру мотивационной сферы включает побуждения, идеалы и ценностные ориентации, надежды, потребности, мотивы, цели и интерес.

Основываясь на принципах организации психологических систем, изложенных в трудах Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.К. Марковой, В.С. Мухиной и др., Р.М.Цветковой была выделена система мотивационных блоков, представляющих скоординированность и цельность психологических образований как существенной характеристики мотивационной сферы личности. Мотивацион-ная сфера личности представляет собой систему факторов, условий и средств, мотивов, потребностей, установок и других социально-психологических явлений, где в основу были положены системы факторов, воздействующие на личность. К основным блокам отнесены: блок факторов гуманных отношений к человеку, потребностный, блок общения, блок аналитической деятельности и мыслительных способностей, эмоционально-волевой и блок самосознания. Данные блоки факторов находятся в неразрывном единстве и обусловливают мотивационное отношение человека к окружающей действительности [2].

«Мотивация - это совокупность факторов, определяющих поведение». Согласно схеме В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями, целями личности, уровнем притязаний, идеалами, условиями деятельности (как объективными, так и субъективными - знаниями, умениями, способностями, характером), мировоззрением, убеждениями, направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов человек принимает решение.

Однако наряду с таким пониманием возможно и другое: мотивация - это совокупность моти-

вов поведения и деятельности. В этом случае для оценки мотивации используются параметры - множественность, структурность, иерархичность.

Множественность характеризует развитость содержания, т.е. достаточное число мотивов. Структура мотивации оценивается по тому, как эти мотивы связаны между собой в рамках одного уровня. Иерархичность определяется на основе доминирования разных групп мотивов.

Согласно взглядам Л.И. Божович, структура мотивации характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, динамикой опосредствованных потребностей и их иерархизацией. Иерархическая структура мотивации в наиболее развитой ее форме предполагает усвоение определенных моральных ценностей - представлений,понятий, идей, ставших доминирующими мотивами [1].

По словам С.Л. Рубинштейна, «соотношение внутренних условий с внешними (соотношение потребности с ее объектом) образует мотивацию человека. "Через... мотивацию человек вплетен в контекст действительности. Значение предметов и явлений и их «смысл» для человека есть то, что детерминирует поведение"» [3].

Таким образом, научные представления о мотивационной сфере личности несовершеннолетнего правонарушителя носят разрозненный характер: нет обобщенного понятия «мотивационная сфера личности», наблюдаются разночтения в трактовке ее структуры, компонентов и их содержания, не выделен системообразующий компонент или признак этой структуры, обеспечивающий единство, взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов; не представлена в юридической психологии эмпирически подтвержденная модель мотивационной сферы личности несовершеннолетнего правонарушителя и т.д.(таблица 1).

На основании проведенного теоретического анализа представлений о мотивационной структуре личности несовершеннолетнего правонарушителя, мы предполагаем, что ее теоретическая модель должна строиться на следующих теоретико-методологических основаниях:

- принцип системно-структурного подхода, постулирующий, что любой психологический феномен имеет сложное иерархическое строение, в котором составляющие его элементы рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние ступени субординированы, т. е. подчинены и управляются высшими; этот принцип предполагает возможность рассмотреть мотивационную сферу личности несовершеннолетнего правонарушителя как систему и выделить в ней доминирующий, системообразующий компонент или элемент;

- принцип единства единства личности, сознания и деятельности (сознание — личностно и деятельно, личность — сознательна и деятельна, деятельность — сознательна и личностна), предполагающий взаимодействие когнитивного, эмоционального, индивидуально-личностного и поведенческого компонентов мотивационной сферы личности;

- принцип личностного подхода, предписываю-

Исследователь, его представление о мотивационной сфере личности Компоненты и их содержание

Л.И. Божович Структура мотивации характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, динамикой опосредствованных потребностей и их иерархизацией Иерархическая структура мотивации в наиболее развитой ее форме предполагает усвоение определенных моральных ценностей, представлений, понятий, идей, ставших доминирующими мотивами

В. Г. Леонтьев Мотивация - это причина поведения и деятельности человека, придающая целесообразность, направленность активности живой системы Исходная мотивация организма (инстинкты, эмоции, потребности) Личностная мотивация (мотивы как побуждения)

В.А. Терентьев Мотивация - трехкомпонентное психическое явление Интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты

В. Д. Шадриков Мотивация - это совокупность факторов, определяющих поведение Мо тив ация обусловлена потребно стя ми, целями лично сти, уровнем притязаний, идеалами, условиями деятельности (как объективными, так и субъективными - знаниями, умениями, способностями, характером), мировоззрением, убеждениями, направленностью личности

щий учитывать индивидуальный подход к человеку как к личности и понимание ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления;

- принцип единства теории, эксперимента и практики, постулирующий необходимость уточнения и экспериментальной проверки теоретической модели мотивационной сферы личности несовершеннолетнего правонарушителя.

Построение теоретической модели мотивационной сферы личности может также основываться на следующих продуктивных научных идеях:

1) идеи С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, В.Г. Асеева, Б.И. Додонова, согласно которым мотивация рассматривается как сложная система, в которую включены иерархизированные структуры, являющиеся относительно устойчивым единством элементов, их отношений;

2) идея Л.И.Божович о том, что структура мотивации характеризуется сменой доминирующих мотивов, динамикой опосредствованных потребностей и их иерархизацией.

3) идея С.Л. Рубинштейна о том, что мотивацию человека образует соотношение потребности с ее объектом. Значение предметов и явлений и их «смысл» для человека есть то, что детерминирует поведение;

4) идея П.В.Симонова о том, что независимо от того, осознается или не осознается потребность, о ее появлении сигнализируют определенные эмоции, если потребность не удовлетворяется возникает эмоциональная напряженность, которая, характеризуется скорее оценочным отношением человека к результату деятельности, состояние напряженности характеризуется преобладанием отрицательных эмоциональных переживаний.

5) идея Д.А.Леонтьева о том, что высшийуро-вень систем смысловой регуляции образуют ценности, выступающие смыслообразующими по отношению ко всем остальным структурам.

Исходя из обозначенных выше теоретико-методологических предпосылок, теоретическая модель

мотивационной сферы личности включает четыре блока (рисунок 1).

Рисунок 1 - Теоретическая модель мотивационной сферы личности несовершеннолетнего правонарушителя

Когнитивный блок представлен ценностями личности, ее личностными смыслами, потребностями и мотивами. У несовершеннолетнего правонарушителя в систему ценностей включаются антиценности; в системе мотивации часто доминируют один

или несколько асоциальных, криминальных мотивов; его потребности, особенно социальные (в признании, одобрении, самоутверждении), как правило, остаются неудовлетворенными. Этот блок формирует деструктивное правовое сознание правонарушителей.

В индивидуально-личностный блок входят самосознание, личностные смыслы, акцентуированные черты характера, волевые процессы. Образ Я правонарушителя (самооценка, уровень притязаний) носит конфликтый характер. В силу дефектов семейного воспитания практически все девиантные подростки являются акцентуированными личностями, а их волевые процессы развиты очень слабо. Все это свидетельствует о формировании деструктивной личности.

Эмоциональный блок включает эмоции, чувства, отношение и переживание. В норме у человека силу адекватного отношения к действительности, себе и другим наблюдается некий эмоциональный баланс. Социальные потребности человека удовлетворяются, условия его жизни, обучения и семейного воспитания не создают хронического состояния стресса, состояния фрустрации. У правонарушителей наблюдается противоположная картина: постоянные психотравмирующие ситуации, стрессы, конфликты, блокирование актуальных потребностей и т.п. приводят к доминированию негативных эмоциональных переживаний и эмоциональному дисбалансу. В таком виде эмоциональный блок создает деструктивные эмоциональные состояния правонарушителей.

Поведенческий блок представлен такими составляющими, как копинг-стратегии, поведенческие реакции, механизмы психологической защиты (отрицание, проекция, рационализация, замещение компенсация, гиперкомпенсация). В норме позитивный опыт идентификации, социализации способствует формированию эффективных поведенческих стратегий и рациональных психологических защит. У правонарушителей можно отметить наличие неадекватных поведенческих реакций. На почве деформаций в индивидуально-личностной, когнитивной и эмоциональной сферах у них формируются неэффективные поведенческие стратегии и психологические защиты. В таком виде этот блок обусловливает деструктивные действия несовершеннолетних правонарушителей.

Механизм формирования криминальной мотивации в соответствии с данной моделью представляется следующим образом. В случаях криминальной мотивации возникает взаимодействие деструктивной личности, деструктивного правового сознания, дестабилизирующих эмоциональных состояний и деструктивных действий несовершеннолетних правонарушителей.

В силу воздействия экстринсивных и интринсив-ных факторов в процессе социализации в системе ценностей подростков-правонарушителей формируются антиценности, преобразующиеся в деструктивные личностные смыслы. Именно они, оказывая влияние на все личностные структуры, в том числе и мотива-ционно-потребностную сферу личности, обусловливают нарушение иерархии материальных, физиологических и психологических потребностей либо гиперт-

рофируют некоторые из них, а также приводят к зарождению и функционированию особых криминальных потребностей и соответствующих им мотивов.

В свою очередь, выполняя побуждающие, смыслообразующие регулирующие, контролирующие и другие функции, сформировавшиеся мотивы могут оказывать обратное негативное воздействие на деформацию ценностей и личностных смыслов правонарушителей, появление новых негативных потребностей, а также обусловливать асоциальную направленность личности, деструкции правового сознания и, соответственно, все ее поведение.

Известная связь потребностей и эмоций в генезисе преступного поведения позволяет считать, что нарушения в потребностной сфере в сочетании с эмоциональными эффектами фрустрации ведущих социальных потребностей, типом эмоционального реагирования, хроническим перевесом негативных переживаний становятся мощным фактором неадекватного поведения, эмоциональному дисбалансу личности несовершеннолетнего правонарушителя.

Следует отметить, что личность несовершеннолетнего правонарушителя представляет собой благоприятную основу для различного рода деструкций в силу нарушений самооценки и уровня притязаний, наличия акцентуаций характера и психопатий, слабостью волевых процессов, обусловленных нарушениями семейного воспитания и социальной дезадаптацией. Следовательно, на первичную деструктивность личности правонарушителя накладывается асоциальная направленность, негативные переживания, связанные с криминальным опытом и т.п. Такая личность не в состоянии управлять своим поведением, эмоциями, правильно оценивать свои действия и поступки. В условиях школьных и семейных репрессий и социальной обструкции впоследствии формируется вторичная деструктивность в виде криминальной личности.

Криминальная мотивация в силу ее направляющей, побуждающей, организующей и защитной функций формирует деструктивное поведение, обусловливая поведенческие стратегии, характер поведенческих реакций, способы психологических защит, поведение несовершеннолетнего правонарушителя в целом. С другой стороны, негативный поведенческий опыт определяет типологию личности, ее направленность, закрепляет эмоциональный дисбаланс, корректирует ее ценности, личностные смыслы.

Таким образом в описанном психологическом механизме наблюдается взамодействие когнитивного, эмоционального, индивидуально-личностного и поведенческого компонентов мотивационной сферы несовершеннолетнего правонарушителя.

Список литературы

1 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности

[Текст]/Л.И. Божович. - М.: Ин-т практ. психологии;

Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

2 Овчарова Р.В. Психология личности [Текст] /Р.В.Овчаро-

ва, С.В.Уманский. - Курган: Изд-во Курганского гос. унта, 2010. - С.44-55.

3 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /

С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.