Научная статья на тему 'Становление нравственности будущих предпринимателей в системе высшего профессионального образования как педагогическая проблема'

Становление нравственности будущих предпринимателей в системе высшего профессионального образования как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Ольга Михайловна

В статье рассматривается проблема становления нравственности будущих предпринимателей в системе высшего профессионального образования. Представлены перспективы гуманистического подхода в образовании для становления нравственности будущих предпринимателей. Приведены результаты практического исследования; разработана авторская модель становления нравственности будущих предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление нравственности будущих предпринимателей в системе высшего профессионального образования как педагогическая проблема»

раздел VIII ИЗ ПЕДАГОГИЧЕКОГО ОПЫТА

УДК 378:17

Матвеева Ольга Михайловна

Аспирант Братский Государственный Университет, north_mail@mail. т, Братск

СТАНОВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Matveeva Olga Mihailovna

Post-graduate student Bratsk State University, north_mail@mail ru, Bratsk

FORMATION OF MORALS FUTURE ENTREPRENEURS IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION AS PEDAGOGICAL Problem

На протяжении многих лет социальный заказ общества высшей школе в подготовке будущих предпринимателей заключается в обеспечении студентов необходимыми ключевыми экономическими компетенциями, определяемыми экономической сущностью предпринимательской деятельности, ее профессиональными требованиями и нормами.

Однако, социально-экономический прогресс общества, на данном этапе развития зависит не только от экономической рентабельности, первостепенное значение принимает социальная полезность и значимость результатов предпринимательства для общества.

Поэтому важно, чтобы будущие предприниматели осознавали необходимость осуществления как экономически эффективной, так и социально полезной предпринимательской деятельности в рамках этических норм и нравственных принципов, принимали ответственность за последствия осуществляемой деятельности, что в свою очередь, требует развития важных нравственных качеств личности.

В образовательном процессе будущих предпринимателей в практике большинства высших учреждений реализуется, в основном, директивный тип обучения, основанный на внимании только к базовым и специальным экономическим, правовым знаниям, направленный на развитие профессиональных компетенций специалиста.

При такой постановке образовательного процесса не находит свое отражение развитие личности и личностных качеств, в частности становление нравственности предпринимателя.

Другое противоречие в традиционной подготовке предпринимательству связано со слабым развитием гуманитарного образования и культуры, что не позволяет будущим предпринимателям получить знания о своем предназначении, воспитать в себе элементы нравственной культуры, осознать важную социальную функцию предпринимательства.

для реализации кардинальной задачи по нравственному становлению будущих предпринимателей низкоэффективны традиционные методы обучения - лекции и практические занятия, а доля специальных творческих занятий (активные формы обучения) - деловые игры, спецкурсы, тренинги, группы встреч и т. д. сравнительно невелика.

Резюмируя вышеизложенные положения, традиционное обучение будущих предпринимателей характеризуется как образец предписанной стандартной деятельности учеников и учителей по единой программе, с регламентированными нормами общения и способами контроля [1].

Гуманизация образования является диаметральной для становления нравственности предпринимателей по отношению к традиционному подходу образования, поскольку помимо формирования необходимых для общества профессиональных качеств, гуманизм настоящего времени все больше связывается с воспитанием в личности стержня - совокупности естественнонаучных, гуманистических, философских, социальных, политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, определяющих духовность, ценностные ориентации, творческое и деятельностное отношение к миру, к своему месту в обществе [2].

Анализ работ авторов по гуманизации образования (М. Н. Берулава, А. В. Вербицкий, Л. Н. Куликова, А. Б. Орлов, Р. А. Порфирьева, Т. С. Полякова, Е. Н. Шиянов и др.) позволил увидеть ее основные качественные отличия от традиционной парадигмы образования будущих предпринимателей, которые придают данному процессу принципиальные в контексте проблемы становления нравственности особенности:

- гуманизация образования предполагает личностное развитие, профессиональное самовоспитание индивидуально-личностных качеств, эффективно влияет на становление сознания, самопознания;

- права личности на свободное развитие и проявление служат систематизирующим фактором гуманизации образовании;

- гуманизация обучения и воспитания исходит из самоактуализации, апеллирует к духовным ценностям, поиску смысла бытия и раскрытию творческих способностей каждого человека. [3];

- гуманизация обеспечивает условия для становления полноценной, свободной (предполагающей личностный выбор и ответственность за него) самоактуализации личности.

Таким образом, нравственное становление личности является современной образовательной ценностью гуманизации образования.

Пути решения каждого из указанных противоречий традиционной подготовки предпринимателей нашли свое отражение в трех направлений гуманистического подхода в образовании.

Первое направление связано с формированием гуманистического сознания и мышления у педагогов.

В этом отношении велика роль преподавателя, который оказывает содействие личностному становлению индивидуума, помогает ему в поиске и создании благоприятных условий для самоактуализации, взаимоотношения строит на принципах паритетного диалога.

Сам термин «гуманизация образования» абсолютно несовместим с догматическим стилем преподавания педагога. В процессе нравственного становления личности не может быть применим принцип «одного верного мнения - мнения педагога». В этом случае есть одно верное решение педагога, и нет места дискуссиям, размышлениям, активному поиску истины [4].

Решение второго противоречия связано с направлением гуманизации, заключающимся в вариативности обучения, многообразия образовательных программ, разнообразии педагогических приемов, дифференциации обучения, в рамках которых становление нравственного мировоззрения будущих предпринимателей будет более успешным.

Для нравственного становления будущего специалиста крайне актуально, что проблемы, вызванные вопросами экономического развития, должны быть рассмотрены в рамках третьего направления гуманизации образования, не менее важного, которое заключается в усилении роли дисциплин гуманитарного цикла в образовании.

Сущность данного положения состоит в превалировании комплекса научных дисциплин, способствующих интенсивному личностному росту студента в нравственном направлении, что, в первую очередь, соответствует содержанию гуманитарных наук.

Теоретическое обоснование перспектив гуманистического подхода в становлении нравственности будущих предпринимателей позволило предположить, что данный процесс будет успешным, если:

1) в системе высшего профессионального образования будет реализована теоретически обоснованная модель становления нравственности как профессионально-важного качества предпринимателя средствами гуманитарных дисциплин;

2) будет обеспечено субъект-субъектное, диалогическое, профессионально значимое общение с использованием активных методов, форм, средств обучения, стимулирующих развитие нравственных качеств студентов.

Для исполнения цели - создание и экспериментальная апробация системы психолого-педагогических условий, способствующих эффективному становлению нравственности будущих предпринимателей в высшей школе -нами было проведено практическое исследование со студентами факультета экономики и управления Братского государственного университета. На разных этапах работы было охвачено более 180 человек из контрольной и экспериментальной групп 1-- 4 курсов факультета экономики и управления. Кроме того, в нашем исследовании были задействованы преподаватели дисциплин гуманитарного цикла - всего 20 человек.

Роль преподавателей в нравственном становлении предпринимателей была значительной, поскольку именно творческие педагоги-фасилитаторы приняли самое непосредственное участие в процессе становления нравственной личности предпринимателя.

Изначально были проведены информационные семинары для преподавателей, с целью донесения знаний о гуманистическом подходе в образовании в целом и о потенциале гуманитарных дисциплин, активных методов и форм обучения в становлении нравственности будущих предпринимателей.

Далее организованы творческие группы из наиболее подготовленных преподавателей, имеющих ярко выраженную гуманистическую направленность, которые с позиций гуманистического подхода внесли предложенные нами изменения в рабочие программы. Для каждой дисциплины были разработаны приоритетные формы проведения занятий - тренинги, круглые столы, дискуссии.

Процесс становления нравственности будущих предпринимателей включал несколько этапов.

На первом, диагностическом этапе производилось измерение общего уровня представлений, знаний будущих предпринимателей о предпринимательской деятельности, о роли и месте предпринимательских качеств в профессионально-личностном развитии; о понятии и составляющих нравственности в современном предпринимательстве; о двух важнейших категориях нашего исследования и их взаимосвязи между собой: «нравственном становлении будущего предпринимателя» и роли «гуманизации образования в этом процессе».

Первичные данные проведённого диагностического этапа показывают низкий уровень представлений студентов об исследуемых явлениях, что связано с отсутствием информации об изучаемых явлениях на занятиях.

Кроме того, анкетирование показало, что будущие предприниматели, поступившие в ВУЗ, имеют недостаточную ориентированность на данную профессию или руководствуются неглубокой временной увлечённостью (различными недостаточно аргументированными доводами, причинами избрания профессии), что показывает неосознанное отношение к выбору жизненного пути, к избранной профессии, незнания предназначения своей будущей профессии и как следствие, неосознанное отношение к себе низкий уровень самоактуализации.

Всё вышесказанное обусловливало необходимость качественного изменения уровня осведомленности студентов о сущности и роли нравственных качеств, перспектив гуманистического подхода в их личностно-профессиональном становлении.

Решение данной проблемы стало возможным на втором информационносодержательном этапе, на котором подготовленными преподавателями были проведены информационные семинары в рамках гуманитарных дисциплин, направленные на осознание студентами объективной востребованности знаний о роли и сущности важных современных проблем нравственного раз-

вития, различных аспектов гуманизации образования в рамках личностного становления.

Переходный этап, на котором студенты имеют существенное развитие интеллектуальной деятельности в понимании нашей проблемы, предполагал изменения в сознании студентов на уровне переживаний.

Принимая во внимание данное положение, данный этап воспринимается нами как эмоционально-оценочный этап в нравственном мировоззрении и представляется нам особенно важным, поскольку ведущим аспектом нравственного становления человека является процесс познания окружающего мира, эмоциональные механизмы добывания знаний на уровне личностночувственного опыта, на эмоциональном уровне переживаний.

Важнейшим посредником в этом процессе является педагог, здесь еще больше возникает роль общения, межличностного, взаимно заинтересованного, в режиме диалога.

Так, обследования на мотивационно-ценностном этапе показали, что для студентов изначально суть предпринимательства заключается в личностном интересе - реализации своих собственных потребностей и интересов, укреплении личного материального благополучия -75%, только 25% студентов отвечали, что предпринимательство - это «двигатель социального благополучия», развитое предпринимательство «наращивает экономическую привлекательность государства».

Кроме того, данный этап включал диагностику жизненных ориентаций, осознанной жизненной траектории будущих предпринимателей, а также уровня готовности к новым качественным изменениям, к нравственному становлению в целом, с помощью теста «Смысложизненных ориентаций» (СЖО) Дж. Крамбо и Л. Махолика, в русскоязычной версии Д. А. Леонтьева.

Результаты обследования обнаружили, что лишь у половины будущих предпринимателей сформирован целеустремленный, обдуманный взгляд на жизнь (49%), а 39% подтверждают существующую неудовлетворенность сегодняшним положением дел. 85% будущих предпринимателей характеризует сильные стороны личности, которая способна к качественным само-изменениям, личностному росту, для того, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Большинство будущих специалистов имеют высокий уровень ответственности за процесс своего личностного становления. Эти положительные моменты показывают определенный уровень готовности будущих предпринимателей к самообразованию и саморазвитию, к заинтересованности в повышении уровня самоактуализации.

Важный в психологии принцип (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, А. В. Петровский), основанный на том, что именно через совокупность деятельностей, через бытие человека происходит присвоение культуры, ценностей, общественных норм, как следствие появляется субъективное знание объективных явлений, которые и порождают личностные смыслы человеческого существования, реализовывался нами на следующем - деятельностно-пре-образующем этапе.

Качественным показателем деятельностного этапа является, как умение будущих предпринимателей решать сложные экономические задачи, в условиях нравственного выбора, так уровень самоактуализации будущих предпринимателей, степени их реальной включенности в процесс сознательного личностного саморазвития, потребности в самостановлении, готовности к качественным изменениям личности.

Низкий уровень самоактуализации, выявленный по методике САМОАЛ, валидизированной А. В. Лазукиным, подтвердил невысокую мотивационную направленность к осознанию студентами своей роли в окружающем мире, неустойчивый интерес к исследованию современных нравственных проблем личности, познанию; неготовность к саморазвитию, самостановле-нию, воспитанию и развитию в себе нравственных качеств.

Обобщенные выводы поставили нас перед необходимостью коренных изменений в педагогическом процессе, направленном на нравственное становление будущих предпринимателей. Данные, полученные на констатирующем этапе экспериментальной деятельности, обусловили необходимость перехода к преобразующей части эксперимента, внесения изменений в содержание и технологию обучения, направленного на становление нравственности, используя перспективы гуманистического подхода. По нашему мнению, в решении указанных задач велик гуманистический потенциал дисциплин гуманитарного цикла.

В рамках выполнения исследования нами была разработана модель поэтапного становления нравственного мировоззрения будущих предпринимателей, отражающая потенциал каждой гуманитарной дисциплины, их новый содержательный смысл, соответствующие формы проведения занятий для каждой дисциплины и ожидаемые результаты от проведения указанных мероприятий, их целесообразность для процесса становления нравственности.

В течение нескольких семестров в процессе освоения важных мировоззренческих дисциплин при активной поддержке педагогов ставилась цель помочь будущим предпринимателям осознать свою значимость в окружающем мире, познать философские знания об общечеловеческих гуманистических ценностях, в частности, роли нравственности, о важности современной гуманистической парадигмы в их профессионально-личностном становлении. Впоследствии глубокое осознание этого пласта нового знания привело к насущной потребности будущих специалистов в постоянном саморазвитии и самообразовании.

В педагогическом процессе применялись специальные учебные технологии, активизирующие нарастающий положительный опыт в решении различных профессиональных проблем студентами, с учетом знаний о нравственных феноменах, с опорой на социальные нормы и индивидуальные приоритеты.

Для успешной реализации данных задач с помощью комплекса педагогических приемов: дискуссий, мини-рефератов, проективных игр, создавались педагогические условия, способствующие осознанию потребности в пере-

осмыслении взглядов на структурные компоненты и роли нравственности в профессиональной деятельности.

«Поддерживающие» принципы гуманистического подхода привели к поисковой активности студентов, направленной на повышение уровня самоактуализации, саморазвития, личностно-профессионального самостановления.

Гуманистический подход оказал свое благотворное влияние, предоставив студентам осознать себя индивидуальной личностью, увидеть перспективы собственного развития, разрешить свои жизненные противоречия, подготовил к качественным изменениям.

Процесс реализации содержания гуманитарных дисциплин как одного из перспективных направлений гуманистического подхода способствовал постепенному преобразованию интеллектуальной, мотивационной и поведенческой структур личности.

Проведённый на заключительном этапе экспериментального исследования повторный массовый опрос студентов, анкетирование, тестирование, сравнительный анализ результатов на начальном и итоговом этапах эксперимента, позволил выявить позитивную динамику становления нравственности будущих предпринимателей в экспериментальной группе.

Степень значимости полученных изменений была подтверждена при помощи критерия Стьюдента. Результаты подсчетов по значимости различий в экспериментальной группе и контрольной группам высчитывалась при а=0,05. Во всех случаях значения Т-экспериментального больше Т-критического, следовательно, все выявленные различия значимы, не случайны и можно уверенно утверждать, что эксперимент оказал влияние на увеличение показателей.

Библиографический список

1. Rogers, C. R. Some observations on the organization of personality. [Тест] / C. R. Rogers// Amer. Psychologist, - 1947. - №2. - P. 358-368.

2. Блинова, Т. И. Подготовка преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в вузе [Текст] / Т. И. Блинова - Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2008. - 152с.

3. Берулава, М. Н. Некоторые аспекты концепции гуманизации образования [Текст] / М. Н. Берулава// Гуманизация образования - императив XXI века. - Наб. Челны, 1996. - С. 30-44.

4. Вульфсон, Б. Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: Актуальные проблемы [Текст] / Б. Л. Вульфсон. - М.: Московский психологосоциальный институт, 2008. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.