Научная статья на тему 'Образование как система социального управления формированием нравственности и ответственности предпринимателей'

Образование как система социального управления формированием нравственности и ответственности предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / EDUCATION / UPBRINGING / MORAL / SOCIAL RESPONSIBILITY / ENTREPRENEURSHIP AND BUSINESS / SOCIAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минералов Владислав Юрьевич

Рассматриваются и анатзируются возможности социального управления формированием нравственности и ответственности, как предпринимателей, так и общества в целом средствами системы образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS SYSTEM OF SOCIAL MANAGEMENT OF FORMATION MORAL AND RESPONSIBILITY ENTREPRENEURS

Possibilities of social management by moral and responsibility formation, both entrepreneurs, and societies as a whole means of an education system and upbringing are considered and analyzed.

Текст научной работы на тему «Образование как система социального управления формированием нравственности и ответственности предпринимателей»

УДК 316.334 : 37 © В.Ю. Минералов

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ НРАВСТВЕННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Рассматриваются и анализируются возможности социального управления формированием нравственности и ответственности, как предпринимателей, так и общества в целом средствами системы образования и воспитания.

Ключевые слова: образование, воспитание, нравственность, социальная ответственность, предпринимательство и бизнес, социальное управление.

V.Yu. Mineralov

EDUCATION AS SYSTEM OF SOCIAL MANAGEMENT OF FORMATION MORAL AND RESPONSIBILITY ENTREPRENEURS

Possibilities of social management by moral and responsibility formation, both entrepreneurs, and societies as a whole means of an education system and upbringing are considered and analyzed.

Key words: education, upbringing, moral, social responsibility, entrepreneurship and business, social management.

Одним из современных оснований развития человеческой цивилизации является предпринимательство. Транснациональные корпорации, предпринимательские системы, поощряющие, в том числе, внутреннее предпринимательство, обретают влияние и ресурсы, нередко превосходящие силы отдельных государств, а по всепла-нетарному охвату соперничающие с наиболее развитыми странами (государственными экономическими системами). Средние и малые предприниматели в своей совокупности также оказывают значительное влияние на развитие прогрессивных тенденций в обществе. В формирующейся новой расстановке общественных сил представляется чрезвычайно актуальным всестороннее управление процессами развития, становления и эволюции моральных, социально-нравственных, духовных качеств, ценностных ориентиров будущих, начинающих и действующих предпринимателей.

По мнению И.В. Игнатовой, предпринимательство, будучи активной и сознательной деятельностью, способствует удовлетворению общественных потребностей, выступает как важный элемент социальной культуры человечества. С ним связаны целесообразная хозяйственная деятельность, философско-мировоззренческие, правовые, нравственные, эстетические и другие ценностные ориентиры. Участие человека в предпринимательстве обусловлено его представлениями о смысле жизни, ее достойном образе, социально значимых целях, престижности тех или иных видов труда, об успехе, собственности, материальном благосостоянии, взаимоотношениях людей в процессе хозяйствования [4, с. 110].

В условиях, когда прямое влияние на духовные, нравственные и иные личностные качества предпринимателей практически невозможно (нельзя заставить быть нравственным, действовать в соответствии с какими-то нравственными нормами, не реформировав существующую экономическую систему) представляются важными долгосрочные косвенные воздействия, прежде всего, через систему воспитания и образования. «Опытные бизнесмены вообще говорят о том, что предпринимателей нужно воспитывать еще с детства, со школьной скамьи. Не учить, а именно воспитывать, развивать в них инициативность, целеустремленность, амбициозность -качества, которые определяют успешного предпринимателя» [5, с. 55]. Так почему бы не включить в перечень этих обязательных важных качеств предпринимателя воспитание нравственности.

Задаваемые образованием и воспитанием духовно-нравственные ориентиры, нормы, цели общественного развития, прививаемые навыки самоуправления и самодисциплины, цели и задачи приложения духовных и физических сил, подаваемые примеры, образцы поведения, в том числе делового, создают важные основы для социальной ответственности предпринимательства. Образование не просто транслирует знания, социализирует и воспитывает, а, в сущности, является инструментом социально-

психологического управления обществом, при умелой организации носящим стратегический характер.

Нравственный вектор образования может привести к росту предпринимательской ответственности только если обеспечена преемствен-

ность на всех ступенях, начиная с дошкольного образования, семейного воспитания и далее к профессиональному (в частности, корпоративному) образованию. «Провал» какой-то стадии (в особенности начальных) образовательного процесса, протекающего на протяжении всей жизни, подрывает результативность всей системы образования, ее социализирующе-образовательной функции, не дает обществу желаемый результат - повышение духовно-нравственного уровня во всех областях материальной и духовной культуры, профессиональных взаимодействий, включая предпринимательскую деятельность.

Выделяя фундаментальные проблемы современного образования, некоторые исследователи замечают, что сегодня знания и образование, уровняв достижение истины с получением частной пользы, заменили идеалы, цели и смысл человеческой жизни, ее субъективные, творческие основы и начала экономическим, политическим и идеологическим детерминизмом, рационализмом, прагматизмом. Тем самым они не способствуют становлению нового типа и способа деятельности, который не мотивируется материально, не измеряется количественно, который ведет к многообразию и индивидуализации общественных отношений, обогащению их интеллектуально и духовно [8, с. 11-12].

Высказывается также небезосновательное мнение, что современное образование вступило в существенное противоречие не только с настоящим, но и будущим. Не обеспечивая социальные потребности в настоящем, мировая образовательная система сложилась таким образом, что фактически игнорирует будущее, находя свое «комфортабельное» существование в «воспоминаниях о прошлом». Практически все образовательные учреждения, процессы и системы не ориентированы на будущее, на создание того его образа, который обеспечит выживание и оптимальное развитие человеческого рода. Если модернизация образования, о которой так много говориться, в том числе в контексте всеобщей российской модернизации, призвана его реформировать в соответствии с требованиями современности, т.е. настоящего времени, то следующим важным шагом на пути инновационных процессов должна стать футуризация, адаптирующая образование к устойчивому будущему [14, с. 444].

По нашему мнению, одним из ключевых факторов роста социальной (экономической, поли-тическои, экологической и др.) ответственности, действительно является формирование опережающего сознания (футуризация сознания) у

критического количества населения, что предполагает достаточно ясное видение образа желаемого будущего и последовательности шагов, ключевых общественных действий для его достижения.

В этом плане общее и профессиональное образование и воспитание (дошкольное, школьное, вузовское и т.д.) являются инструментом социального управления, способного в перспективе менять «культурный код» народа, менталитет, духовно-нравственные ценности, ориентиры. И хотя сам факт социального управления через систему воспитания и образования многим очевиден, далеко не так очевидно какое влияние на общество в среднесрочной, а тем более долгосрочной перспективе оказывает существующая система образования и воспитания и к какому будущему она готовит. Ведет ли действующая система образования к прогрессу, духовному росту, справедливости, свободе для всех слоев населения или деградации и упадку, поляризации жизненного уровня, доступа к знаниям, прав и свобод членов общества, интенсификации разрушения природной среды и т.д.

Мы не претендуем на всесторонний анализ сложных взаимосвязей культурно-

образовательно-воспитательных факторов и социальной ответственности предпринимателей, но отметим некоторые важные тенденции, угрозы и возможности в этой области.

Традиционно выделяют такие уровни и виды образования как дошкольное, школьное, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее образование. Вместе с этим существуют понятия непрерывного и дополнительного образования (в частности корпоративного образования), особо выделяются явление самообразования, семейное воспитание и так называемое «образование жизнью». Рассмотрим более подробно некоторые особенности современного образования.

Например, по мнению авторов Стратегии 2020: «Новый этап развития школьного образования должен быть ориентирован на достижение нового качества человеческого капитала России, создание системы образовательных сервисов для удовлетворения разнообразных запросов подрастающего поколения» [12, с. 291]. Делая акцент на новом качестве человеческого капитала, разработчики стратегии ничего не говорят о том, чтобы данный капитал должен включать в себя развитую нравственную составляющую, как определенную гарантию, что человеческий капитал будет реализован на пользу обществу, и полученные знания и навыки не будут в будущем

сознательно применены во вред обществу, государству.

Следует отметить сложную взаимосвязь духовно-нравственного воспитания и профессионального образования. Например, Ф.Э. Шереги, выделяя две основные функции образования, пишет: «Интегрирующая (социализирующая — В.М.) функция образования реализуется в процессе приобщения молодого поколения к культурным ценностям, нравственным идеалам, принципам мировоззрения, тем самым, формируя социальную общность. Дифференцирующая функция образования реализуется в потенциальном «рассредоточении» молодого поколения по пирамидальным ячейкам социально-профессиональной структуры. Через эту свою функцию образование, преимущественно на стадии профессионального самоопределения молодежи, реализует начальную стадию пирамидального замещения поколений в иерархии общественного разделения груда» [16, с. 2].

С одной стороны, недостаток духовного воспитания может способствовать превращению человека в орудие производства, «бездуховного» профессионала «знающего свое дело» (как сейчас образно говорят «биоробота»). С другой стороны, нравственное воспитание, всяческая «одухотворенность» на фоне слабой или не востребованной, не отвечающей вызовам времени профессиональной подготовки ведет к фрустрации, чувству беспомощности, не востребованности, что также может способствовать социальным конфликтам, ослабляя общество, делая его уязвимым как перед природными, так и техногенными рисками, агрессии со стороны других государств.

В связи с этим требует незамедлительного решения задача преодоления запаздывания образования, «производства» невостребованных специалистов - следствия несостоятельности стратегического планирования и управления государства, дающего неправильный государственный заказ на специалистов.

Согласно Ф.Э. Шереги, «профессиональное становление нынешней российской молодежи проходит в обществе с относительно устойчивой, но отнюдь не прогрессивной социальной структурой, критическим восприятием обществом своего прошлого и не вполне осознанной моделью будущего, что само по себе является предпосылкой для дисфункциональности профессионального образования, т.е. воспроизводства им не прогрессивной, а консервативной социальной структуры» [16, с. 4]. Происходит растрачивание, выгорание, подрыв интеллектуального потенциала вследствие профессиональной

нереализованное™ знаний, навыков. А за утратой профессионализма, невостребованностью полученного образования следует фрустрация, потеря профессиональных ценностей и ориентиров, профессиональной нравственности и ответственности. Человеку становится все равно где, кем и как работать - лишь бы платили деньги.

Поэтому важно ясное планирование, объяснение перспектив будущего, направлений, целей движения общества, последовательное создание благоприятных условий для достижения декларируемого будущего, формирующее у молодежи сознание, признающее приоритет не иждивенчества (исключительное потребительство), а равноправной трудовой деятельности.

Значительная проблема образования состоит в том, что любые попытки прививать, воспитывать новые духовно-нравственные, ценностные, идейные и т.д. установки неизменно вступают в конфликт с существующим «порядком вещей», в частности, в «деловом мире» предпринимателей, а также со стратегиями бизнеса, госуправления далеко не всегда учитывающими и приветствующими гуманистические устремления образования и воспитания, идущие вразрез с гиперпрагматизмом и рационализмом наиболее активных и влиятельных участников социально-экономических отношений.

Система образования вынуждена учитывать существующую реальность, а не только заниматься строительством гуманного, высоконравственного и справедливого общества будущего. По мнению Ф.Э. Шереги, «система образования «должна не «собою любоваться», а «смотреться в иное, экономическое зеркало». Только экономика есть тот потребитель «конечной продукции» системы профессионального образования, который либо признает ее функциональность, с пользой для себя трудоустраивая выпускников, либо констатирует дисфункциональность профессионального образования, не проявляя потребности в выпускниках» [16, с. 10]. С этим мнением нельзя во всем согласиться. Конечно, образование не может «производить» специалистов без учета экономических реалий и будущих перспектив. Но не всегда сегодняшние экономические потребности должны быть выше долгосрочной стратегии образования, задача которой как раз в том, чтобы подготовить профессионалов, обладающих нравственными качествами и знаниями, способствующими изменению, совершенствованию самих экономических отношений, экономической системы. Возможно только комплексное, согласованное решение, на основе диалога, консенсуса, планирования и прогнозирования образования и экономики.

Схожую точку зрения высказывает А.Л. Кочетов, заявляя, что «профессиональное образование не должно слепо следовать за спросом текущего рынка труда, оно должно развиваться по формуле, опережающей потребности. Общество призвано иметь «чистый» интеллектуальный потенциал, прежде всего научно-технический, свободный от спроса нынешних работодателей для будущего прогресса. Однако то, что произошло с высшим образованием за последние годы, явно противоречит формуле формирования указанного потенциала». При этом цитируемый автор все же замечает: «"чистый" интеллектуальный потенциал не может сохраняться, если он не востребован реальной экономикой длительное время» [6, с. 85].

Компенсировать недостатки традиционной образовательной системы потенциально может так называемое самообразование. Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования. Поэтому необходимо осознание личностью особой роли самообразования, которое становится системообразующим фактором образовательного пространства [3, с. 79].

Смысл самообразования - в возможности опережать состояние и уровень развития, как производства, так и образования, формируя потребность в непрерывном самообразовании [3, с. 84-85]. Самообразование как форма непрерывного образования способно стать фактором активизации консервативного, отстающего институционального образования, как более гибкое и динамичное.

Самообразование людей потенциально является предпосылкой массовой предпринимательской активности (способность к самообразованию и самоуправлению неотделимая черта настоящего предпринимателя, тем более занятого инновационным предпринимательством), роста числа инициативных людей, постепенно ликвидирующих статус предпринимательской деятельности, как привилегии «избранных», сверхспособных или сверхбогатых, обладающих властью. При этом в современной образовательной системе должны быть заложены механизмы побуждения, стимулирования, мотивирования к самостоятельной активной творческой образовательной деятельности. Можно сказать, что самообразование амортизирует, компенсирует недостаток гибкости государственной образовательной политики, страхует в случае ошибочных решений и целей.

Но не следует забывать, что призыв к самообразованию может стать удобным маневром для снятия с государства ответственности за качество, доступность и гарантию получения образования гражданами. Именно государство обязано обеспечивать главное - ресурсы для образования, которых нет у большинства людей -оборудование, помещения, финансы (оплату педагогов, консультантов, литературы и т.д.).

В противном случае выходит, что результаты производства, деятельности отчуждаются государству, собственнику-работодателю, которые ничего не инвестируют в работников, не обеспечивают им условия для образования, повышения квалификации, а только призывают самообразовываться (вынуждают при помощи культа конкуренции) за свой счет и в свое нерабочее время (в сущности, подчиняя всю жизнь производству). Никакое самообразование не может заменить организованный и ресурсообеспеченный образовательный процесс.

Нельзя не учитывать также и того, что в настоящее время самообразование стимулируется отчасти профессионально-трудовой деятельностью человека, которая в случае ее обеднения тормозит сам этот процесс [3, с. 79]. Например, в результате сокращения рабочих мест с массовыми увольнениями, закрытия градообразующих предприятий и т.п. у безработных и обнищавших граждан остается все меньше стимулов для самообразования и самосовершенствования.

Самообразование высту пает как показатель личностной (групповой) социальной активности, стимулирует, конкретизирует и повышает ее продуктивность. При правильном задании вектора самообразования оно может стать гибким и действенным инструментом развития нравственности и духовности, прекрасно дополняя семейное воспитание и централизованное (инсти-туализированное) образование. Но для этого государству следует создать благоприятные условия и обеспечить стимулы. В ситуации элементарного выживания об активном самообразовании, тем более духовно и нравственно ориентированном, не может быть и речи. Никакая социальная ответственность не возможна в условиях выживания, когда существуют барьеры для деятельности, преодоление которых требует затраты больших физических и духовных сил. Это касается также малого и среднего предпринимательства. В этом отношении раздражение, как типичная реакция предпринимателей, каждодневно упирающихся в искусственные, но почти непреодолимые барьеры, обретает весьма категоричную словесную форму: не надо нам никакой поддержки, хотя бы не мешайте [9, с. 45].

Согласно данным психологических исследований, несмотря на бурное развитие дошкольного образования, важным остается семейное воспитание, во многом превосходящее институали-зированное образование. Весьма значимыми в развитии интеллекта детей являются семейные факторы. Например, ученые отмечают следующий парадокс: с одной стороны, очевидно, что интеллект может быть развит под воздействием благоприятных средовых условий и, более того, обычная семья порой хорошо справляется с этой задачей, с другой стороны, специальные системы, сконструированные психологами, такого же эффекта не дают. Влияние семьи заключается в совершенно другом: в эмоциональной поддержке тех или иных действий, позитивном или негативном подкреплении, стимулировании любопытства, самовыражения и т.д. [2, с. 106].

Подобные выводы можно во многом проецировать и на развитие у детей духовно-нравственных, социально-нравственных качеств (чувства и понимания справедливости, сочувствия, заботы об окружающих и т.д.), которые наилучшим образом развиваются в семье и не могут быть полностью переданы под контроль специализированных служб, учреждений и организаций. А в настоящее время именно данная тенденция инициируется все более. Следовательно, создание благоприятных условий для семей, укрепление института семьи, помощь в формировании благоприятного психологического климата в семьях оказывают прямое влияние на духовно-нравственный, интеллектуальный, креативный потенциал общества.

Нельзя забывать и о роли корпоративного образования. Непосредственно связанное с профессиональной деятельностью повышение квалификации, обучение и развитие, дополнительные образовательные программы являются эффективными инструментами организационного управления (менеджмента). При этом корпоративные программы непрерывного образования и развития, приобщение к корпоративной культуре, этике, регламенту и распорядку способны оказывать значительное влияние на сознание, поведение, ценности и нормы не только в профессиональной сфере, но и менять поведение во внерабочее время [7, с. 30-31].

В завершении общего обзора и краткого анализа многогранной современной системы образования отметим, что в ее основе по-прежнему остается «обучение жизнью» как естественный и непрерывный процесс, играющий значительную роль, поскольку в ряде областей деятельности человек в основном самообразовывается и образовывается жизнью, окружающей его социаль-

ной и природной средой. «Образование» личности происходит за счет адаптации к происходящему в жизни и окружающей среде.

Однако усвоение жизненных реалий формирует в основном «отстающее» от жизни личностное (а тем более, общественное) сознание [15, с. 45]. В итоге приспособление к жизненным условиям без ясного понимания того, как использовать жизненный опыт, знания о прошлом и настоящем для улучшения окружающей действительности, создания лучшего будущего ведет лишь к накоплению ошибочных представлений, норм, ценностей и правил, способствует ошибочным решениям и действиям создающим определенные риски.

Одним из серьезных препятствий совершенствования, развития нравственных приоритетов системы образования является социальная незрелость российских элит и неготовность к устойчивому партнерству в сфере развития образования. Многие представители элиты не разделяют ответственности за кризис или развитие социума, а ориентированы на собственное воспроизводство в экономическом и политическом пространстве страны (и даже на экспансию за пределы России) в значительной степени за счет сохранения невысокого уровня образования и низкого уровня жизни основных слоев населения [10, с. 111].

Безусловно, важна социальная ответственность самой системы образования, основанная на социальном партнерстве заинтересованных сторон. Пока же приходится констатировать, что в образовательном менеджменте коммерческие интересы и стремление к корпоративному выживанию и экспансии оказываются сильнее чувства социальной ответственности [10, с. 108].

В идеале управление образованием не должно быть политизировано, подчиняться идеологическим интересам государственной или корпоративной элиты, а прежде всего, развивать мышление (общие способности), трудолюбие и гуманность (нравственность). Имея эти качества, человек способен наверстать многие пробелы в специализированных и общих знаниях путем самообразования (если для самообразования созданы условия). Хотя нельзя также отрицать, что «сложные» профессии все же требуют серьезной подготовки, педагогов, наставников, специального оборудования и помещений.

Образование должно растить не только креативную личность, но и критически настроенных потребителей, развивающих сбалансированный подход к жизни [1, с. 72]. Задача образования -учить ориентироваться в усложняющемся мире, быть активным участником социальных отно-

шении и находить гармоничный Ьаланс с природой.

Недаром многие специалисты сходятся во мнении, что «успешно реформы идут там, где государство способствует формированию широких слоев самодеятельного населения. Главное заключается в поддержке различных форм самоуправления - от предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса, где занята основная масса трудоспособного населения, до многочисленных иных организаций в структуре гражданского общества» [9, с. 45].

При этом на наш взгляд, самоуправление возможно и эффективно (социально ориентированно) только в случае достаточного культурного, нравственного и образовательного уровня (и личностного желания, стремления - потенциала к их росту). Это обеспечивается комплексом культурно-образовательных воздействий, в основу которых необходимо заложить сознательное стремление и навыки самообразования, саморазвития как вектора жизни каждого. В противном случае самоуправление если и возможно, то обеспечивает деструктивную (даже криминальную) направленность.

Развитию социальной ответственности способствует переориентация в образовательном процессе с обеспечения учащихся знаниями на обучение проработке и поиску возможных решений проблем. При этом в учебном процессе следует сохранить традиционный акцент на преподавании основных предметов, и в то же время необходимо привить навык многостороннего и междисциплинарного анализа ситуаций реальной жизни [11, с. 214]. Необходим переход от образовательной системы, пока еще ориентированной на навыки, умения, объем и качество знаний как конечную цель, к задачам развития личности и подготовки ее ко всем «сложностям жизни» на всех образовательных этапах, начиная с дошкольного и кончая вузовским [13, с. 83].

Связь футуризации сознания, образования и повышения социальной ответственности предпринимателей особенно явственно может проявляться при постановке ясного вектора, целей и задач общественного развития, когда от понимания общего направления движения возможно отталкиваться при анализе того вклада, какой вносит предпринимательская или иная деятельность в дело построения будущего (положительный или отрицательный вклад). Мышление и действия многих людей, опирающиеся на ясные положительные сценарии будущего (краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного) способны выработать ориентиры для предпри-

нимательской деятельности и так называемого «свободного рынка», который все же нуждается в стратегическом управлении, учете ресурсов и состояния окружающей среды для их рационального использования.

К сожалению, в одном из недавних основополагающих документов развития России «Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика» ничего не сказано о футуризации сознания, формировании нравственности, социальной ответственности (в том числе и профессиональной). Хотя профессионализм (знания, навыки, интеллект, креативность и т.п.) совершенно не гарантирует его общественно-полезное применение, скорее, наоборот, в конкурентной борьбе все средства оказываются хороши. Поэтому развитие и оценка профессиональной, социальной ответственности, этики и нравственности не могут оставаться без внимания. Вместе с тем вызывает тревогу тот факт, что многочисленные исследовательские и экспертные группы, работающие над Стратегией, совершенно не задумывались об этих вопросах. По всей видимости, составители окончательного доклада посчитали эти поистине стратегические факторы несущественными, не вписывающимися в прагматичную логику идеологов данного документа.

В заключении подчеркнем, что система образования и воспитания воздействует на сознание и деятельность потенциальных, начинающих и действующих предпринимателей двумя основными путями:

1. Напрямую, в процессе образования и воспитания детей и молодежи (потенциальных будущих предпринимателей) в семьях, институтах образования (дошкольного, школьного, высшего, дополнительного и т.д.), а также непрерывного образования и бизнес-образования взрослых.

2. Косвенно, образовывая, воспитывая и поощряя самообразование граждан, которые обладая знаниями и навыками, потенциально способны вести активную общественную деятельность, совершать сознательный потребительский выбор, объединяться и отстаивать свои интересы на рынке труда и т.д., тем самым вынуждая предпринимателей, бизнес учитывать изменяющиеся интересы, требования общества, подталкивая к более нравственному, социально-ответственному деловому поведению. Также немаловажной является поддержка со стороны государства в виде принятия законов, создания новых условий регулирующих поведение предпринимателей. Система образования является чрезвычайно важным регулятором социальной

ответственности предпринимателей, выражающейся, в том числе, и в бережном отношении к природной среде.

Существует мнение, что будущее образования неразрывно связано с созданием единого образовательного пространства. И на этом едином пространстве необходимо предусмотреть единые нормы, показатели, индикаторы и критерии, ступени социальной ответственности, подходы к ее формированию и развитию.

Литература

1. Биляна Раткович-Негован Глобализация, труд и образовательные парадигмы // Труд и социальные отношения. -2010.-№ 1 -С. 66-74.

2. Журавлев А., Ушаков Д. Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты // Наука. Культура. Общество. -2008. -№3 - С. 99-108.

3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема // Социологические исследования. - 1997. -№ 10-С. 78-87.

4. Игнатова И.В. Социально-психологические аспекты предпринимательского успеха // Трзд и социальные отношения. -2010.-№ М -С. 110-118.

5. Ильичева JI.E. Молодежь и предпринимательство // Наука. Культура. Общество. -2010. -№1 - С. 52-55.

6. Кочетов А.Н. Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия // Социс. - 2011. -№5-С. 82-90.

7. Минералов В.Ю. Инновационная активность и культура в системе современных общественных отношений //ПОИСК. -2010. -№5 -С. 28-37.

8. Миронов A.B. Социально-гуманитарные знания и образование в XXI веке // Социально-гуманитарные науки и мир в XXI веке. - М.: Социально-гуманитарные знания, 2009.-392 с.

9. Орланов Г.Б. «Золотое сечение» власти. Баланс управления и самоуправления // Труд и социальные отношения.-2011.-№ 7 - С. 40-51.

10. Осипов A.M., Карстанье П., Тумалев В.В., Зарубин В.Г. О социальном партнерстве в сфере образования // Социс.-2008.-№11-С. 108-115.

11. Степанов С.А. Глобализация и черты новой философии культуры мира и сохранения природы // Социально-гуманитарные науки и мир в XXI веке. — М.: Социально-гуманитарные знания, 2009. - 392 с.

12. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика // Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. -864 с. - [Электронный ресурс] - 10 октября 2012. -http://2020strategy.ru/documents/32710234.html.

13. Сухарев A.B. Механизмы преодоления системного кризиса: этнофункциональная парадигма в образовании // Интеллектуальный статус России: дух и нравы XXI века. -М.: Клуб «Реалисты», 2011. - 426 с.

14. Урсул А.Д. Перспективы образовательной революции в XXI веке // Социология: антология «Современное русское зарубежье». - М.: Академика, 2010. - 529 с.

15. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобально-эволюционный подход к перспективам образования // Социально-гуманитарные знания. - 2011. -№1 - С. 40-55.

16. Шереги Ф.Э. Дисфункциональность российского профессионального образования // Всероссийская социологическая конференция «Образование и общество», 2009, Пленарный доклад. - [Электронный ресурс] - 20 июня

2012. - http://www.ssa-rss.ru/files/File/Ot_F_Seregi

_Statqq.pdf.

Минералов Владислав Юрьевич, кандидат социологических наук, заведующий отделом инновационного развития Московского института социально-культурных программ, г.Москва, e-mail: mineralov.v@yandex.ru.

Mineralov Vladislav Yuryevich, candidate of sociological science, head of department of innovative development, Moscow Institute of Social and Cultural Programs, Moscow, e-mail: mineraIov.v@yandex.ru.

УДК 316.752:316.354 О И.Н. Кузьмичева

О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ

В КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ

Рассматриваются содержание понятия «ценности», «корпоративная культура», роль ценностей в корпоративной культуре, методологические подходы к исследованию ценностей в корпоративной культуре. Ключевые слова: ценности, корпоративная культура, корпоративные ценности.

I.N. Kuzmicheva

THE METHODOLOGICAL APPROACHES TO RESEARCH OF VALUES IN CORPORATE CULTURE

The article is considered values, concept content «values», «corporate culture», the role of values in corporate cul-Key words: values, corporate values, corporate culture.

Ценностная проблематика всегда вызывала интерес и дискуссии среди ученых, представителей самых разных наук - философии, социо-

логии, психологии, педагогики, культурологии, менеджмента. Интерес к данной теме обусловлен важностью ценностей в жизни человека и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.