УДК 378:17
© О.М. Матвеева Роль педагога-фасилитатора в становлении нравственности будущих предпринимателей
В статье рассматривается роль педагога-фасилитатора в решении проблемы становления нравственности будущих предпринимателей в системе высшего профессионального образования. Рассмотрены перспективы гуманистического подхода в образовании будущих предпринимателей.
Ключевые слова: нравственность предпринимателя, высшее профессиональное образование, гуманистический подход, педагог-фасилитатор.
O.M. Matveeva
The Role of Teacher-facilitator in Formation of Future Entrepreneurs Moral Features
The article is concerned with the problem role of the teacher in formation of morals future entrepreneurs in higher professional education. It is shown the prospects of humanistic approach in education of future entrepreneurs.
Keywords: morals of entrepreneurs, higher professional education, humanistic approach, teacher-facilitator.
Современная высшая школа, исполняющая социальный заказ государства в подготовке специалистов в сфере предпринимательства, ориентируется, прежде всего, на формирование необходимых экономических компетенций, определяемых требованиями, концепциями планирования государственной политики, предъявляемых к предпринимательству, а также исходя из желаемого результата предпринимательской деятельности.
Установленный результат предпринимательской деятельности на протяжении многих лет, как правило, заключается в получении максимального экономического эффекта, увеличении темпов прироста социально-экономического развития.
Но на современном этапе экономического развития первостепенная цель предпринимательской деятельности - получение максимальной прибыли любыми доступными средствами и способами - вступила в противоречие с ограниченными ресурсами нашей планеты.
Достижение результатов экономической эффективности обеспечивает скорейший рост материальных доходов и темпов прироста народного хозяйства, увеличивает общее благосостояние нашей страны, но довольно часто не отвечает требованиям критериев социальной безопасности.
Многими предпринимателями не принимаются во внимание морально-этические аспекты предпринимательской деятельности, общественная значимость ее результатов по отношению к обществу, окружающей среде и т.д.
Анализ образовательного процесса будущих предпринимателей в высших учебных заведениях показал, что в полной мере обеспечивается экономическая и правовая подготовка специалистов к предпринимательской деятельности, но нравственное становление личности, воспитание
важных гуманных качеств, становление нравственной культуры не нашло своего достаточного отражения.
При такой постановке вопроса возникает необходимость высшим учебным заведением выбора образовательной стратегии, которая бы обеспечила развитие нравственных качеств личности в полной мере.
К числу современных образовательных парадигм относится гуманистическая концепция образования, приоритеты, идеи, принципы и механизмы которой являются перспективным направлением в решении проблемы нравственного становления личности.
Роль гуманизации образования в нравственном становлении личности заключается в первостепенном признании уникальности личности, ее права на личностное развитие, на самоактуализацию; при этом гуманистическими ценностями особенно актуальными в рамках нашего исследования, являются духовная и нравственная ориентации гуманистической парадигмы на систему адекватных нравственных ценностей, ядром которой является обучаемый как личность.
Установленная глубинная связь между мировоззренческими категориями - нравственностью и гуманизацией, - и баланс этих двух значимых категорий в большой степени определяется, как отметил М.С. Каган, личностными аспектами высшей школы, ее гуманитарной направленностью, комфортной гуманитарной средой учебного заведения, что имеет особое значение в становлении нравственной личности [1].
На основании компаративного анализа литературы, посвящённой гуманизации образования на всех этапах образования, нами выделен потенциал гуманистического подхода в контексте
нравственного становления личности.
Первое направление гуманизации, ее потенциал для нравственного восполнения личности заключается в вариативности обучения, многообразии образовательных программ, разнообразии педагогических приемов, дифференциации обучения, в рамках которых становление нравственного мировоззрения будущих предпринимателей будет более успешным.
Для нравственного становления будущего специалиста крайне актуально, что проблемы, вызванные вопросами экономического развития, должны быть рассмотрены в рамках не менее важного третьего направления гуманизации образования, которое заключается в усилении роли дисциплин гуманитарного цикла в образовании.
Однако реализация указанных направлений невозможна без активного участия педагога, заинтересованного в новых качественных изменениях, пересмотре собственного мнения на образовательный процесс предпринимателей, стиля поведения, ориентации на гуманистическое сознание и мышление, должна быть сформирована готовность педагога к взаимодействию на принципах паритетного диалога со студентами.
Данное положение является приоритетным и первостепенным, поскольку, как справедливо отмечает О.Л. Подлиняев, «гуманизация образования» связана, прежде всего, с активной личностной позицией педагога, и не может быть осуществлена «сверху» какими-либо указами или реформами; этот процесс может быть начат только конкретными людьми, желающими видеть себя, своих детей, своих учеников свободными, неповторимыми, самоактуализирующи-мися личностями. Чем больше будет таких людей, тем более вероятным будет переход образования и общества в эпоху истинной демократии и гуманизма» [2, с. 5].
При гуманистическом подходе деятельность преподавателя осуществляется таким образом, что учащиеся являются сами по себе целью -целью собственного развития, самосовершенствования, становления как человека, как личности, а не средством достижения целей общепедагогической подготовки, не средством манипулирования. Обучение в режиме диалога между учащимся и педагогом определяет эффективность подготовки будущих предпринимателей. Таким образом, целью работы педагога, профессиональное мировоззрение которого основано на принципах гуманизации, является оказание помощи личности в осуществлении индивидуального саморазвития. Преподаватель, который профессионально или личностно связан с про-
блемами психологического консультирования, воспитания, обучения в рамках гуманистической парадигмы обозначается одним определением -«фасилитатор» [2].
Фасилитатор - (от англ. to facilitate - помогать, способствовать) - это, по теории К. Роджерса, тот, кто оказывает содействие личностному становлению индивидуума, помогает ему в поиске и создании благоприятных условий для самоактуализации.
Фасилитатор не формирует и не переделывает ребенка под изначально заданный образец, не вкладывает в него извне какое-либо (с его точки зрения нужное) содержание, он только помогает субъекту саморазвития стать самим собой.
Таким образом, смысл фасилитации заключается в том, чтобы помочь индивидууму освободить собственные личностные резервы роста. Эффективная фасилитация позволяет человеку уменьшить потребность в посторонней помощи или же вовсе отказаться от нее.
Вера в человека, поиск путей его максимальной самоактуализации, поддержка в личностном и профессиональном самоопределении, уважение к ее своеобразию и индивидуальности личности, помощь в самосознании, осмыслении перспектив нравственного развития является высшим приоритетом педагога с гуманистическим мировоззрением.
Гуманистически направленный педагог помогает субъектам учения в сложных условиях самостановления, организует наиболее благоприятные условия для развития полноценной нравственной личности на принципах диалогического сотрудничества, взаимной помощи и поддержки.
Сам термин «гуманизация образования» абсолютно несовместим с догматическим стилем преподавания педагога. В процессе нравственного становления личности не может быть применим принцип «одно верное мнение - мнение педагога». В этом случае есть одно верное решение педагога, и нет места дискуссиям, размышлениям, активному поиску истины, но все это противоречит принципам гуманистического подхода и абсолютно неприемлемо в процессе становления нравственной личности [3].
Поэтому диалогические взаимоотношения складываются между педагогом и личностью студента, если есть предпосылки к сопереживанию, сочувствию и желанию помочь друг другу. Занятия, проводимые с использованием диалога, налаживают коллективную и индивидуальную дисциплину и ответственность, ориентируют на достижение успеха, способствуют нравственно-
му совершенствованию личности.
В силу вышеизложенного, гуманизация образования - это изменение мышления самого преподавателя, реорганизация его педагогической деятельности; это особая педагогическая философия (философия образования), неразрывно связанная с каждой обучающейся личностью.
Теоретические предпосылки развития нравственности в рамках гуманистического подхода привели к необходимости проведения практического исследования гуманистической направленности преподавателей, заинтересованности в собственных качественных изменениях, готовности к преобразованиям, и, как следствие, их ориентированности на активное участие в процессе нравственного становления будущих предпринимателей. В исследовании было задействовано 57 педагогов ФГБОУ ВПО «Братского Государственного Университета», отвечающих за различные направления подготовки будущих предпринимателей.
На первоначальном этапе была выдвинута цель - выявить общий уровень информированности педагогов о явлениях гуманизации, основных перспективах, приоритетах, целях, принципах и механизмах в контексте становления нравственной личности предпринимателя.
Для выявления уровня осведомленности преподавателей об исследуемых явлениях использовалась специальная анкета-тест [2].
Анкетирование показало, что из 57 педагогов только 5 человек смогли дать определение (близкое к действительному смыслу) таким понятиям как «гуманизм» и «гуманизация», что составляет менее 10% от общего количества респондентов. В остальных ответах гуманизм отождествлялся с гуманностью (28%), гуманитаризацией (18%), «любовью к детям» (11%); 40% преподавателей затруднились как-либо охарактеризовать сущность названных понятий, смогли назвать 1-2-х авторов, представляющих гуманистический подход в педагогике и психологии 7 человек; считают своё участие в гуманизации педагогического процесса необязательным 37 человек.
Низкий уровень информированности преподавателей о ключевых моментах нашего исследования обусловил необходимость качественного изменения уровня осведомленности преподавателей о сущности и роли нравственных качеств, перспектив гуманистического подхода в их личностно-профессиональном становлении. Успех в решении данной проблемы стал возможным через разностороннее информирование преподавателей об образовательных ценностях гуманистического подхода, обеспечивающих
нравственное становление личности.
С целью повышения уровня информированности педагогов о гуманистическом подходе в образовании в целом и потенциале гуманитарных дисциплин, активных методов и форм обучения; осознании собственной роли в процессе нравственного развития личности студентов были проведены информационные семинары с преподавателями гуманитарных дисциплин в рамках заседаний кафедры педагогики и психологии; реализованы основные идеи гуманизации образования в учебно-методическом издании в котором изложен потенциал гуманитарных дисциплин и активных методов обучения, обоснована роль педагога в учебном процессе, и их обсуждение вынесено на научно-практические конференции.
Свою готовность участвовать в гуманизации педагогического процесса, которая создает благоприятную среду для нравственного становления предпринимателя, проявили 20 преподавателей дисциплин гуманитарного цикла.
В рамках выполнения исследования нами была разработана модель поэтапного становления нравственного мировоззрения будущих предпринимателей, включающая в себя совокупность гуманитарных предметов, модифицированный содержательный смысл, соответствующие формы проведения занятий и ожидаемые результаты от проведения указанных мероприятий, их целесообразность процесса становления нравственности.
В целях успешной реализации предлагаемой нами практико-ориентированной модели были организованы творческие группы из активных преподавателей, имеющих ярко выраженную гуманистическую направленность, небезразличных к личностным проблемам студентов, их развитию и становлению, которые внесли предложенные нами изменения в рабочие программы гуманитарных предметов с позиций гуманистического подхода.
Реализация модифицированного содержания каждой дисциплины стала возможной при внедрении соответствующих активных форм проведения занятий - тренингов, круглых столов, дискуссий.
Введение указанных мероприятий привело к становлению у большинства задействованных педагогов гуманистически-ориентированного
личностно-профессионального мировоззрения, переосмыслению ценностных приоритетов педагогической деятельности, развитию способностей, свойственных учителю - фасилитатору (эмпатия, толерантность, диалогичность и т.д.), и повышению уровню самоактуализации.
Произошедшие качественные изменения в сознании и мышлении педагогов в совокупности с другими приемами гуманистического подхода - потенциалом гуманитарных дисциплин и активных методов обучения, в свою очередь, способствовали успешной реализации компонентов
разработанной модели становления нравственного мировоззрения студентов, что подтверждается степенью значимости полученных качественных изменений на этапе преобразующего эксперимента.
Литература
1. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений [Текст] / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1988.-339с.
2. Подлиняев, О. Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода. Дисс. доктора. пед. наук. [Текст] / О.Л. Подлиняев. - Иркутск: ИрГПУ, 1999. - 3l9 с.
3. Вульфсон, Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: Актуальные проблемы [Текст] / Б.Л. Вульфсон. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 336 с.
Матвеева Ольга Михайловна, аспирант Братского государственного университета. E-mail: [email protected]
УДК 3l.043
© Л. В. Николаева
Модульный дистанционный курс как средство фундаментализации образования
В статье описывается опыт внедрения в образовательный процесс Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики новой формы обучения, при которой основная роль отводится использованию дистанционных технологий
Ключевые слова: дистанционное обучение, фундаментализация образования, модульный дистанционный курс.
L. V Nikolaeva
Module Distance Course as a Means of Fundamental Education
The article describes the experience of introduction of the new form of education in the educational process of the Buryat Branch of Siberian State University of Telecommunications and Computer Science, where the dominant role is given to the use of distance learning.
Keywords: Distance learning, fundamental education, module distance course.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) имеют огромные возможности в решении задач фундаментализации образования, в т.ч. технологии дистанционного обучения. Одним из важнейших дидактических принципов является принцип фундаментализации. Неотъемлемой чертой образовательного процесса стали модели и технологии дистанционного обучения. Технологии дистанционного обучения способствуют достижению целей государства в области образования - его доступности, улучшению качества обучения, уничтожению барьеров на пути получения образования. Дистанционное обучение на основе современных информационных технологий вносит в учебный процесс новые возможности: сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса, широкое использование информационных ресурсов, существенное расширение возможностей традиционных форм обучения, а также возможность построения новых эффективных форм обучения. Дистанционное обучение становится разновидностью системы непре-
рывного образования [1].
В современных учебных курсах классическое понимание фундаментальных законов науки наполняется новым содержанием: законы науки тогда и только тогда считаются фундаментальными, когда одновременно являются фундаментальными условиями бытия человека [2].Фундаментализация образования «предполагает все большую ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека. Именно это должно позволить самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических и стрессовых ситуациях, а также в тех случаях, когда человек сталкивается с новыми весьма сложными природными и социальными явлениями. Научные знания и высокие нравственные принципы являются в этих случаях единственной надежной опорой» [3].
Современная личность как субъект непрерывного образования может реализоваться только в результате получения новых знаний и опы-