Научная статья на тему 'Становление нормативно-правовой базы, регулирующей конкурентные отношения в России'

Становление нормативно-правовой базы, регулирующей конкурентные отношения в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1315
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ / COMPETITION / COMPETITIVE ENVIRONMENT / ANTIMONOPOLY POLICY / COMPETITION POLICY / LEGISLATION ON COMPETITION PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симон Д. В.

В статье анализируются этапы формирования организационно-правового обеспечения конкурентных отношений в России, определяются особенности формирования нормативно-правовой базы, регулирующей конкурентные отношения, делаются концептуальные выводы относительно ее антимонопольной направленности и недостаточности мер по формированию и поддержанию конкурентной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

formATION of NORMATIVE legal BASE regulatING competitive relations in Russi

In this article the author analyses the stages of formation of organisational and legal support of competition in Russia. The author introduces the peculiarities of the legal framework governing the competitive environment and makes conclusions about its conceptual focus on antitrust orientation and lack of actions directed at building and maintaining competitive environment.

Текст научной работы на тему «Становление нормативно-правовой базы, регулирующей конкурентные отношения в России»

УДК 316.012

Симон Диана Вадимовна

аспирантка кафедры социологии, политологии и права ИППК ЮФУ [email protected]

СТАНОВЛЕНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ

В статье анализируются этапы формирования организационно-правового обеспечения конкурентных отношений в России, определяются особенности формирования нормативно-правовой базы, регулирующей конкурентные отношения, делаются концептуальные выводы относительно ее антимонопольной направленности и недостаточности мер по формированию и поддержанию конкурентной среды.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентная среда, антимонопольная политика, конкурентная политика, законодательство о защите конкуренции.

К настоящему времени в мире создана разветвленная законодательная и институциональная база регулирования конкурентных отношений. Законы о конкуренции приняты почти в ста странах мира, постоянно проводится работа по совершенствованию правил конкуренции, гармонизации законодательной базы и повышению эффективности реализации конкурентной политики.

Рассмотрим этапы становления российского законодательства в сфере регулирования конкурентных отношений. Прежде всего необходимо отметить, что в начале XX в. российское законодательство не уделяло должного внимания правовому регулированию конкурентных отношений, на что обращают внимание многие дореволюционные ученные. Впервые в отечественную правовую систему нормы, касающиеся защиты от недобросовестной конкуренции, были включены в советский период. Хотя экономика в тот момент и носила административно-командный характер, советское право содержало нормы, касающиеся защиты от недобросовестной конкуренции. Это связано с тем, что СССР как участник Парижской конвенции по охране промышленной собственности был обязан в соответствии с ней обеспечить гражданам других государств эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Однако такая защита предоставлялась лишь во внешнеэкономических отношениях [1].

Защита от недобросовестной конкуренции признана составной частью охраны промышленной собственности в самом начале

Simon Diana Vadimovna

Postgraduate Student of the Department of Sociology, Political Science and Law of the Institute for Retraining and Development of Vocational Competence of Southern Federal University [email protected]

FORMATION OF NORMATIVE LEGAL BASE REGULATING COMPETITIVE RELATIONS IN RUSSIA

In this article the author analyses the stages of formation of organisational and legal support of competition in Russia. The author introduces the peculiarities of the legal framework governing the competitive environment and makes conclusions about its conceptual focus on antitrust orientation and lack of actions directed at building and maintaining competitive environment.

Key words: competition, competitive environment, antimonopoly policy, competition policy, legislation on competition protection.

ХХ в. В 1990 г. в Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности были включены положения, касающиеся защиты от недобросовестной конкуренции. В середине ХХ в. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, включила защиту от недобросовестной конкуренции в перечень прав, составляющих интеллектуальную собственность. И хотя правомерность отнесения защиты от недобросовестной конкуренции к объектам промышленной собственности, в том числе и интеллектуальной, нередко подвергается сомнению, упомянутые факты свидетельствуют о столь давнем признании мировым сообществом необходимости установления правил ведения конкурентной борьбы.

Крупные преобразования в экономике Российской Федерации, когда прежние методы регулирования производства были признаны неэффективными, потребовали новых механизмов обеспечения развития экономики и должного внимания проблеме государственного регулирования конкуренции. Провозглашенная свобода экономических отношений привела к постоянному столкновению интересов предпринимателей, что потребовало правового регулирования возникающих при этом отношений [2, с. 41].

Уже в последних законах СССР появились упоминания о необходимости развития конкуренции. Стимулирование развития экономического соревнования, конкуренции на рынке товаров, работ и услуг провозглашалось одним из аспектов деятельности коопе-

ративов в Законе «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. [3, с. 355]. Необходимость соблюдения конкурентного законодательства была отмечена в Законе «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 г. [4]. В соответствии с указанными нормативными актами государство рассматривалось как гарант «всемерного развития экономического соревнования между предприятиями», а также ограничения их монопольного положения. Для реализации указанных целей государство могло использовать такие меры воздействия, как планирование, конкурсное проектирование и производство, финансово-кредитные рычаги и цены. Противодействие монопольным тенденциям отдельных предприятий осуществлял вышестоящий орган (министерство, государственный комитет, ведомство или иной орган). С этой целью он осуществлял мероприятия по преодолению завышения себестоимости и цен, застоя в техническом развитии производства, искусственного ограничения выпуска и сбыта продукции, пользующейся спросом у потребителей.

В 1991 г. принимается первый в истории России Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [5], в который в 1995 г. были внесены значительные изменения. Принятие данного Закона положило начало созданию нормативных актов о конкуренции различного правового уровня.

Указанный закон содержал запрет на злоупотребление доминирующим положением хозяйствующего субъекта на товарном рынке; запрет на антиконкурентные соглашения; запрет на антиконкурентные действия публичноправовых образований; правила и объекты государственного контроля за экономической концентрацией.

Закон не распространял сферу своего действия на отношения участников финансового и фондового рынков, поскольку они еще отсутствовали в стране и только позднее, в 1999 г., вступил в силу федеральный закон [6], который в содержательном плане дублировал положения Закона РСФСР, однако применялся исключительно к отношениям, возникающим на финансовом и фондовом рынках.

Фактически российское законодательство о защите конкуренции впервые принималось в условиях практически полного отсутствия конкурентных рынков и отношений. Основной целью его принятия на тот момент была борьба с существовавшей тотальной монополизированностью отраслей. В переходных условиях произошел поворот от развития конкурентной среды к борьбе с монополизмом. Тезис о недостаточности (или даже практически полном отсутствии) политики, направленной на развитие конкурентных от-

ношений, подтверждает весь комплекс законодательства в сфере конкуренции.

Одновременно с принятием в 1991 г. Закона о конкуренции был сформирован и специализированный орган исполнительной власти в рассматриваемой сфере - Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур [7], который в период с февраля 1995 г. по июль 1997 г. приравнивался по статусу к федеральному министерству [8]. Антимонопольный комитет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 915 позиционировался как центральный орган исполнительной власти Российской Федерации в проведении государственной политики по развитию конкуренции, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей. Несмотря на то что одной из основных задач Комитета провозглашалось содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, анализ функций и полномочий Комитета показывает, что вся его деятельность в дальнейшем сводилась к осуществлению двух других задач: предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также к государственному контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей. Именно в связи с этим в Конституцию Российской Федерации включены нормы, в соответствии с которыми закрепляется и гарантируется поддержка конкуренции, не допускается экономическая деятельность, нацеленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Изначально Конституцией запрещается любая деятельность, направленная на монополизацию. Таким образом, любая слишком масштабная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на расширение рынков сбыта, на занятие преобладающих позиций на рынке, должна в соответствии с буквой закона рассматриваться как антиконституционная. Представляется, что подобный казус берет свои истоки именно в искусственно навязанной России западной правовой традиции и ее недопонимания лицами, проводившими в то время либеральную политику.

Необходимо отметить, что цели Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности изначально не сводились только лишь к борьбе с монополистическими тенденциями. Целью рассматриваемого закона было определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и

обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Таким образом, законодатель на тот момент представлял, что в отсутствие конкуренции нужно не только предупреждать, ограничивать и пресекать монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, но и развивать товарные рынки конкурентную среду на них. Именно в связи с этим на Антимонопольный комитет наряду с осуществлением иных задач была возложена уже упоминавшаяся задача по содействию формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства. Для осуществления этой функции в Антимонопольном комитете должны были создаваться специальные экспертные советы. И даже в финансовом плане все было достаточно продуманно: для финансирования мероприятий по развитию предпринимательства, конкуренции и ограничению монополистической деятельности при Комитете планировалось образовать Фонд поддержки предпринимательства.

Ситуация в стране, в экономике предопределила следующий шаг - разработку в 1994 г. Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации [9]. Несмотря на это, эффективность указанной Программы была сведена к минимуму. Оценки результатов Программы неизвестны. По мнению экспертов, указанная Программа носила скорее декларативный, лозунговый, а не правовой характер [10, с. 48].

В 1998 г. Антимонопольный комитет был упразднен и сформирован новый орган исполнительной власти в сфере конкуренции -Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства [11]. Министерство должно было проводить государственную политику и осуществлять управление в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках и пр. [12].

Таким образом, на современном этапе развития можно говорить о том, что в Российской Федерации сложилась государственная политика по развитию конкуренции, достаточно развита институциональная инфраструктура антимонопольного регулирования, сформировано антимонопольное законодательство, работает законодательство о наказаниях за ограничение конкуренции и сформирована судебная практика его применения. Вместе с тем основной особенностью государственного регулирования конкуренции в России является его антимонопольная направленность при фактическом отсутствии на законодательном и организационном уровнях механизма стимулирования конкуренции. Формально меры, направленные на развитие конкуренции в России, закреплены в программных документах, однако фактически их применение сталкивается с отсутствием организационных механизмов их реализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Парижская конвенция об охране промышленной собственности. Официальный русский текст. Женева, 1990.

2. Владимирова П.М. Конкуренция в российском законодательстве: историко-правовой аспект // История государства и права. 2007. № 17.

3. Ведомости ВС СССР. 1988. № 22.

4. Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 25. Ст. 460.

5. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499.

6. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг: Федеральный закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 29.

7. О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур: Указ Президента Российской Федерации от 24.08.1992. № 915 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 35. Ст. 2008.

8. О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур: Указ Президента Российской Федерации от 27.02.1995. № 201 // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 855.

9. Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.1994. № 191 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 14. Ст. 1052.

10. Якунин В.И., Сулакшин С.С. [и др.] Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. монография: в 2 т. М., 2008. Т. 1.

11. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 22.09.1998 г. № 1142 // СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4886.

12. Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства: Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.1999. № 793 // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3756.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.