Научная статья на тему 'История развития российского законодательства о конкуренции'

История развития российского законодательства о конкуренции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2560
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КОНКУРЕНЦИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДОБРОСОВЕСТНАЯ И НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ТОВАРНЫЙ РЫНОК / COMPETITION LAW / COMPETITIVE ATTITUDE / FAIR AND UNFAIR COMPETITION / TRADE MARKET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лобаков А. В.

В статье автором дается характеристика российского законодательства о конкуренции на различных исторических этапах развития страны. Обосновывается вывод о том, что нормы стимулирующего характера должны быть закреплены во всех российских нормативных правовых актах, содержащих положения антимонопольной и конкурентной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития российского законодательства о конкуренции»

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ

А.В. ЛОБАКОВ

Аннотация. В статье автором дается характеристика российского законодательства о конкуренции на различных исторических этапах развития страны. Обосновывается вывод о том, что нормы стимулирующего характера должны быть закреплены во всех российских нормативных правовых актах, содержащих положения антимонопольной и конкурентной направленности.

Ключевые слова: законодательство о конкуренции, конкурентные отношения, добросовестная и недобросовестная конкуренция, товарный рынок.

A.V. LOBAKOV

Annotation. In this article the author describes the Russian legislation on competition in the various historical stages of development. Substantiate the conclusion that the stimulating nature of the rules should be enshrined in all Russian regulations containing provisions of antitrust and competitive focus.

Key words: competition law, competitive attitude, fair and unfair competition, trade market.

Российское законодательство вплоть до начала XX в. не уделяло должного внимания правовому регулированию конкурентных отношений, на что обращали внимание многие дореволюционные правоведы. Законодательство о конкуренции в России создавалось в условиях полного отсутствия каких-либо возможностей для конкурентных отношений. В советской литературе преобладали негативные оценки конкуренции. Справочники, словари и учебные пособия по политэкономии социализма регулярно оповещали о полном устранении конкуренции и замене ее бесконфликтным (или малоконфликтным с победителями без побежденных) соцсоревнованием в советской экономике. Многих людей пугало слово «конкуренция». Оно ассоциировалось со страданиями сотен тысяч честных тружеников, эксплуатируемых небольшой кучкой оборотистых бизнесменов, дельцов, способных на любой проступок в их продвижении к вершинам успеха и обогащения, с миром загнивающего капитализма. В благополучном социалистическом лагере такое явление существовать не могло. Сегодня такие наивные представления о конкуренции, основанные на элементарной неинформированности советских людей о подлинных реалиях конкуренции в странах с развитой рыночной экономикой, эксплуатируются разве что немногочисленными противниками быстрого перехода к рыночной экономике. Практика доказала, что именно благодаря конкуренции и на ее основе государства с рыночной ориентацией обеспечивали движение вперед. В связи с этим первостепенную роль в конкурентном законодательстве страны должны играть именно созидательные, а не ограничительные нормы.

Экономика того времени носила административно-командный характер. Подлинной конкуренции, как, впрочем, и рынка, не существовало, но при этом советское право содержало нормы, касающиеся защиты от недобросовестной конкуренции. Это связа-

но с тем, что СССР, являясь участником Парижской конвенции по охране промышленной собственнос-ти1, был обязан в соответствии с ней обеспечить гражданам других государств эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Однако такая защита предоставлялась лишь во внешнеэкономических отношениях.

В последние годы существования СССР появились первые предпосылки, свидетельствующие о необходимости развития конкуренции. Стимулирование развития экономического соревнования, конкуренции на рынке товаров, работ и услуг провозглашалось одним из аспектов деятельности кооперативов в Законе «О кооперации в СССР»2 от 26 мая 1988 г. Необходимость соблюдения конкурентного законодательства была отмечена в Законе «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 г.

Однако лишь в Российской Федерации появились нормативные акты, в которых конкуренция стала рассматриваться как непосредственный объект правового регулирования. Принятие Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»3 (далее — Закон о конкуренции 1991 г.) положило начало созданию нормативных актов о конкуренции различного правового уровня. В июле 1991 г. был создан Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, позже — Государственный антимонопольный комитет, в 2003 г. — Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, преобразованное в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России). Полномочия антимонопольного органа напрямую определялись Законом о конкуренции 1991 г.

Россия совершила переход к свободному рынку уже в 1992 г. Правда, речь идет о возникновении с самого начала множества примитивных продовольствен-

ных и вещевых рынков, где ведется индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каждому гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль.

Накопленный опыт пресечения нарушений антимонопольного законодательства показал, что Закон о конкуренции 1991 г. не был в полной мере приспособлен к экономическим процессам в России. Уже в 1993 г. стала очевидной необходимость его существенного обновления и дополнения.

Со дня принятия Конституции Российской Федерации начался этап формирования конституционных основ конкурентного законодательства. Понятие «поддержка конкуренции» трактуется в Конституции РФ так же, как и в Законе о конкуренции 1991 г. Таким образом, были закреплены юридические начала регулирования конкуренции, заложен правовой фундамент для формирования цивилизованного рынка.

Следующий этап в развитии конкурентного законодательства — принятие Гражданского кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Принятие Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации обусловили необходимость дальнейшего внесения изменений в Закон о конкуренции 1991 г. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, в настоящее время реализуется преимущественно в рамках регулирования деятельности субъектов естественных монополий на базе Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также специальных законов, например, Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию». В целях защиты конкуренции в области рекламы, пресечения ненадлежащей рекламы в 1995 г. был принят Федеральный закон «О рекламе». В настоящее время действует Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе».

Законодательное описание недобросовестной конкуренции в российском законодательстве также появилось в 1991 г. Однако тогда законодатель не дал ее общего определения, а лишь привел примерный перечень из пяти форм недобросовестной конкуренции.

Новая формулировка недобросовестной конкуренции появилась в п. 5 ст. 1 Федерального закона от 25 мая 1995 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Она рассматривала в качестве этого правонарушения действия хозяйствующих субъектов, которые: 1) направлены на приобретение преимуществ

в предпринимательской деятельности; 2) противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; 3) могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Определение товарного рынка впервые появилось в ст. 4 Закона о конкуренции 1991 г., где республиканский товарный рынок изначально рассматривался как сфера обращения товаров в пределах границ Российской Федерации, а местный товарный рынок — как сфера обращения товаров в пределах границ республики, автономной области, автономного округа, края, области. Впоследствии границы товарного рынка стали определяться в зависимости не от адми нистративно-территориального деления, а на основе экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 25 мая 1995 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»4 — утратил силу). В Законе о защите конкуренции этот критерий принципиально не изменился, но подвергся ряду уточнений. Так, теперь при определении географических границ рынка следует учитывать не только соответствующую возможность (в том числе экономическую и техническую) приобретателя товара, но и целесообразность такого приобретения.

Впоследствии сформировалось законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковских, страховых и иных, связанных с денежными средствами юридических и физических лиц). Существенные поправки в Закон о конкуренции 1991 г. были внесены в октябре 2002 г. и воодушевили представителей малого и среднего бизнеса, в значительной степени выводя его из-под опеки чиновников. В частности, корректировке подверглись описания отдельных форм недобросовестной конкуренции. В качестве такого правонарушения законодатель стал рассматривать не только продажу товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, но и любое введение такого товара в оборот. Тем самым в примерном перечне форм недобросовестной конкуренции приоритет получили общие понятия, под которые можно было подвести большее количество фактических ситуаций.

Основным официальным документом, регламентирующим недобросовестную конкуренцию на финансовых рынках, являлся Федеральный закон от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», в ст. 15 которого давалось понятие недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг — это действия финансовых организаций,

направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям — конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации.

Помимо этих положений нормы о недобросовестной конкуренции содержатся в ряде других нормативных правовых актов. К ним следует отнести часть первую Гражданского кодекса РФ, которая содержит нормы, как косвенным образом (установление в ст. 5 соотношения норм законодательства и обычаев делового оборота или установление в ст. 10 пределов осуществления гражданских прав), так и напрямую регулирующие определенные аспекты отношений, связанных с недобросовестной конкуренцией (интеллектуальная собственность, коммерческая тайна в ст. 138, 139 соответственно). На пресечение отдельных видов недобросовестной конкуренции направлены Федеральный закон «О рекламе», IV часть Гражданского кодекса РФ и др.

В настоящее время действует Федеральный закон «О защите конкуренции»5 (далее — Закон о защите конкуренции).

Итоги применения названных актов можно охарактеризовать следующим образом.

Цели создания и развития конкуренции на товарном рынке возложены на современное законодательство о конкуренции; во многих отраслях хозяйства наметилась тенденция к формированию конкурентной сферы. Ослабляется действие монопольных структур, оставшихся в наследие от советского периода. Изначально законодательство о конкуренции рассматривалось с точки зрения предотвращения монополистической деятельности. При разработке законодательства не всегда принимались во внимание, во-первых, сама цель развития конкурентных отношений, во-вторых, особенности национальных условий, заключавшиеся в полном отсутствии конкурентных отношений, что требовало разработки мер жесткого конкурентного регулирования и делало создание стимулирующих норм первоочередной задачей. Однако вместо того, чтобы способствовать

созданию отсутствующих конкурентных отношений, законодательство о конкуренции лишь ослабляло имеющуюся ограничительную практику.

В настоящее время законодательство о конкуренции имеет своей целью стимулирование дальнейшего развития конкурентных отношений. Нормы стимулирующего характера необходимо закрепить во всех законодательных актах, содержащих положения антимонопольной и конкурентной направленности. К последним относятся законодательства о ценообразовании, об иностранном предпринимательстве, о малом предпринимательстве, о новых структурах, появляющихся на российском рынке, о приватизации в той мере, в какой данные области законодательства влияют на создание и поддержку новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов на внутреннем товарном рынке.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что история развития законодательства о конкуренции в России имеет свои особенности, поскольку оно создавалось в условиях полного отсутствия каких-либо возможностей для конкурентных отношений. На основе накопленного опыта законодательство о конкуренции в качестве своей цели должно рассматривать стимулирование развития конкурентных отношений. Нормы стимулирующего характера должны быть закреплены во всех актах, содержащих положения антимонопольной и конкурентной направленности: в законодательстве о ценообразовании, предпринимательстве, новых структурах, появляющихся на российском рынке, приватизации в той мере, в какой данные области законодательства влияют на создание и поддержку новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

1 Парижская конвенция об охране промышленной собственности. Официальный русский текст. — Женева: ВОИС, 1990.

2 Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 25. Ст. 460.

3 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499.

4 СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977.

5 СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3434.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.