Научная статья на тему 'Развитие системы антимонопольного законодательства в России'

Развитие системы антимонопольного законодательства в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4998
571
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОН "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ" / МОНОПОЛИИ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смагина А.Ю.

Развитие антимонопольного законодательства является актуальной проблемой ввиду его взаимосвязи с изменяющимися экономическими процессами и необходимостью регулирования деятельности на товарных рынках. В статье рассмотрен процесс становления в России антимонопольного законодательства. Представлена структура нормативно-правовых актов и прочих источников права, образующая систему антимонопольного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы антимонопольного законодательства в России»

УДК: 347.73

Смагина А. Ю.

преподаватель, Тольяттинский государственный университет,

г. Тольятти (Россия)

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В РОССИИ

Развитие антимонопольного законодательства является актуальной проблемой ввиду его взаимосвязи с изменяющимися экономическими процессами и необходимостью регулирования деятельности на товарных рынках. В статье рассмотрен процесс становления в России антимонопольного законодательства. Представлена структура нормативно-правовых актов и прочих источников права, образующая систему антимонопольного законодательства.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, Закон «О защите конкуренции», монополии, конкуренция.

Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг. Но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт.

Деятельностью, прямо противоположной конкуренции является монополистическая деятельность. Она предполагает отсутствие возможности продвижения на рынок иных субъектов и полностью нивелируют конкурентную среду. Как следствие — отсутствие прогресса, установление произвольно цен и тарифов на предлагаемые товары, работы или услуги, стагнация рыночной экономики.

Такое же разрушительное воздействие на экономическую сферу оказывает недобросовестная конкуренция. Общественные отношения в области конкуренции необходимо регламентировать законодательно для утверждения определённых норм, нарушение которых может повлечь юридическую ответственность. С этой целью создана система антимонопольного законодательства.

Соблюдение предписанных норм обеспечивает антимонопольный орган в виде Федеральной антимонопольной службы России. Первый закон, позволяющий определить особенности антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году. Это Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Дальнейшее развитие антимонопольного законодательства позволило за короткий период времени построить эффективную системы антимонопольного законодательства. Ее основу составляет Закон «О защите конкуренции».

Целью этого закона является обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Закон о защите конкуренции определяет основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что законодатель создает единую систему правового регулирования конкурентных отношений, обеспечивая единообразие дальнейшего применения антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство характеризуется использованием различных методов регулирования. Прежде всего это метод власти и подчинения — императивный. Другими словами, это метод предписаний, который применяется в отношениях антимонопольных органов с государственными органами. Или с органами местного самоуправления, а также с хозяйствующими субъектами и иными участниками рынка.

Однако, вместе с императивным методом, который характерен для административного права, используется и диспозитивный метод. Посредством его реализации участникам рынка предоставляется возможность выбора различных правовых вариантов поведения. Диспозитивный метод относят к методам гражданского права.

Применение одновременно перечисленный методов регулирования: императивного и диспозитивного объяснимо различием в сферах регулирования, сущности и составе регулируемых отношений. Другими словами, причиной является неоднородность предмета регулирования.

Российское антимонопольное законодательство содержит нормы, устанавливающие запреты в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Запреты налагаются на принятие актов и совершение действий, ограничивающих или устраняющих конкуренцию. Антимонопольное законодательством также определены полномочия антимонопольных органов по пресечению и предупреждению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем антимонопольным законодательством установлены правила дозволенного поведения хозяйствующих субъектов на товарном рынке. Определены пределы осуществления гражданских прав. Установлен запрет субъектам гражданско-правовых отношений на недобросовестную конкуренцию и злоупотребление рыночной властью.

Иными словами, запрещено доминирующее положение на рынке при заключении и исполнении гражданско-правовых договоров. Перечисленные нормы наряду с публичными отношениями призваны регулировать имущественные отношения, а это — свойство частного или, по-другому, гражданского права.

Этот факт подтверждает двойственность правовой природы некоторых норм антимонопольного законодательства. Например, статья 10 Закона «О защите конкуренции» направлена на регулирование различных отношений. Антимонопольных органов с хозяйствующими субъектами, государственными органами и органами местного самоуправления — это публичные отношения. Отношения между хозяйствующими субъектами-участниками товарного оборота — это гражданско-правовые отношения.

Антимонопольное законодательство несет в себе административный порядок применения правовосстановительных мер принуждения и ответственности. Направлено на защиту публичного порядка и защиту гражданских прав. Нарушение антимонопольного законодательства предполагает осуществление защиты нарушенных прав в судебном порядке, аналогично непосредственному обращению в суд заинтересованного лица. Также, как и в случае рассмотрении судом заявлений об оспаривании актов антимонопольных органов. Симбиоз элементов публичного и частного права, императивного и диспозитивного метода не позволяет ученым найти достаточные основания для признания совокупности норм антимонопольного регулирования в качестве самостоятельной отрасли права. Однако, взаимодействие публичных и частноправовых норм обусловливает комплексный характер антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство — это совокупность нормативно-правовых актов регулирующих, поддерживающих и стимулирующих конкурентную среду, пресечение и

предупреждение. Предмет антимонопольного законодательства представляет собой властные или вертикальные отношения.

Изменение экономической системы в России, формирование рынка и рыночных отношений стали предпосылкой в формировании законодательства. Которое позволяет нормально функционировать рынку, создать благоприятные условия для развития конкурентной среды.

Такое законодательство начало свое развития с принятия Закона РСФСР от 22 марта № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данный закон бал подвержен многочисленным изменениям. Это нашло отражение в изменении рыночной среды и практики применения законодательства. В 1995 году принят Федеральный закон от 17.08.1991 года № 147 «О естественных монополиях».

В период развития антимонопольного законодательства принят Федеральный закон от 18 июля 1995 года № 108 «О рекламе». В 1999 году принят Федеральный закон от 23 июня 1999 года № 117 «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

Все эти законы являлись взаимосвязанными по сфере регулируемых отношений. Они приводились в исполнение одним государственным органом — федеральным антимонопольным органом и его территориальными управлениями. Некоторые понятия и термины, представленные в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», применялись и в других законах, прямо или косвенно регулирующих антимонопольные отношения.

Все законы имели общую цель. Ее можно выразить в необходимости государственного регулирования поведения на рынке субъектов антимонопольного законодательства. К цели законов относилась защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Обобщив практику применения таких законов был принят новый. Его название — Закон «О защите конкуренции». Прежний закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» утратил силу.

Федеральный закон «О защите конкуренции» 2006 года — важный этап в модернизации всего российского антимонопольного законодательства. По существу, этот закон подвел итоги более чем пятнадцатилетнего периода развития антимонопольного законодательства в России, длительной практики его применения антимонопольным органом и судами, научного осмысления проблем правовой защиты конкуренции.

За пятнадцать лет развития антимонопольного законодательства ежегодно принималось более восьмисот судебных решений. Более трех тысяч пятисот решений антимонопольных органов. В частности, федерального антимонопольного органа и его территориальных органов. За этот период несколько десятков дел, связанных с применением антимонопольного законодательства, рассмотрел Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Им же в 1997 году в специальном информационном письме закреплены толкование отдельных аспектов антимонопольного законодательства. В 2008-м году обобщена практика его применения решением Пленума.

В эти же годы проблема конкуренции как особого объекта правовой защиты была осознана рядом гуманитарных научных дисциплин. В частности, институциональной экономической теорией и юриспруденцией, экономической социологией.

Необходимо отметить важный аспект. Вступив в силу, Закон о защите конкуренции сохранило концептуальное ядро предыдущих законов. В частности, единый предмет регулирования. Это отношения, связанные с защитой конкуренции, независимо от сферы и формы их существования. Будь то сфера гражданско-правовых договорных отношений. Или сфера административных отношений, предполагающая исполнение участниками рынка властных предписаний соответствующих публично-правовых образований, российская или иностранная территория. Государственный контроль и надзор за соблюдением

антимонопольного законодательства, который позволяет участникам рынка защищать свои нарушенные права.

Осуществление такого контроля и надзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, функции которого соответствуют предмету регулирования. В 1991 году создан орган исполнительной власти в составе Правительства Российской Федерации. Он создан с целью осуществления антимонопольного регулирования. Антимонопольный орган сменил несколько названий. Он приобретал или терял функции. Однако неизменно за ним оставались закреплены функции, связанные с осуществлением антимонопольного регулирования [5]. По состоянию на 2016-й год он имеет название Федеральная антимонопольная служба России.

Законодательство Российской Федерации предусматривает антимонопольное со-регулирование отдельных секторов экономики. Например, законодательство о банках определяет следующее. Соблюдение антимонопольных правил в сфере банковских услуг контролируется Федеральной антимонопольной службой совместно с Банком России. При этом, Федеральная антимонопольная служба наделена самостоятельной функцией контроля за соблюдением антимонопольных правил при осуществлении Банком России контроля за экономической концентрацией в банковской сфере.

Эти положения законодательства о банках развиваются в антимонопольном законодательстве и формируются в концепцию антимонопольного сорегулирования деятельности кредитных организаций. Она устанавливает объем полномочий, функции и сферу регулирования Федеральной антимонопольной службы и Банка России. Элементы антимонопольного со-регулирования присущи и другим сферам деятельности финансовых организаций, если они подлежат обязательному лицензированию федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Помимо Федерального закона «О защите конкуренции» к системе антимонопольного законодательства относится Конституция Российской Федерации. В соответствии с ней гарантируется единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию, недобросовестную конкуренцию [3]. В систему антимонопольного законодательства входит и положения Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ему, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу. А также злоупотребление правом в иных формах, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции. Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривает ответственность за нарушения антимонопольного законодательства. Также к антимонопольному законодательству относят Уголовный кодекс РФ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты, принимаемые Федеральной антимонопольной службой в рамках ее компетенции.

Проанализируем основные источники антимонопольного законодательства.

Развитие антимонопольного законодательства, как и многих других отраслей российского права, базируется на нормах Конституции Российской Федерации. Это нормы о конкуренции, едином экономическом пространстве и едином рынке, в частности, представленные в статьях восемь, тридцать четыре, семьдесят один. Принятие и изменение федеральных законов, контроль за их соблюдением, в соответствии со статьей семьдесят один Конституции, входит в компетенцию Федерации. Это означает, что все антимонопольные законы являются федеральными.

В Части 1 статьи 8 Конституции установлено, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств [1]. Гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

С точки зрения антимонопольного законодательства важной является статьи тридцать четыре Конституции. В ней установлены права и свободы человека и гражданина в экономической сфере. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Эти нормы являются основой современного российского антимонопольного законодательства.

Кроме норм Конституции, антимонопольное законодательство базируется на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, к ним относятся основные начала гражданского законодательства. Например, нормы, предусмотренные первой статьей Гражданского Кодекса РФ.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора. На недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Этой же статьей установлено, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

Важное значение для антимонопольного законодательства имеет статья десять Гражданского Кодекса Российской Федерации «Пределы осуществления гражданских прав». Так, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав или злоупотребление правом. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения таких требований, суд, арбитражный или третейский, с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. Такие последствия применяются и в случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью.

Особое значение имеет 4 Часть Гражданского кодекса Российской Федерации. В ней регламентированы права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Статья 1033 Гражданского кодекса Российской Федерации Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии, как и ряд других норм, неразрывно связана с антимонопольным законодательством, дополняя его.

Среди федеральных законов, которые относятся к антимонопольному законодательству, выделяют и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Это обусловлено значимостью норм, регламентирующих ответственность за его нарушение антимонопольного законодательства. По действующему российскому законодательству такие нормы отделены от диспозиции и гипотезы запретительных и поведенческих норм антимонопольного законодательства и размещены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кодексом определены как ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, так и порядок возбуждения и рассмотрения антимонопольными органами дел об административных правонарушениях. Так, статья двадцать три сорок восемь Кодекса, определила, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы

рассматривают дела об административных правонарушениях антимонопольного законодательства.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени этих органов вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, или руководители структурных подразделений федерального антимонопольного органа, их заместители. Также рассмотрение дел об административных правонарушениях могут осуществлять руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители в пределах своих полномочий. К статьям Кодекса об административных правонарушениях, регулирующим правонарушения антимонопольного законодательства относятся следующие:

- ст. 14.32 Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности;

- ст. 14.33 Недобросовестная конкуренция.

Уголовный кодекс РФ, наряду с другими кодифицированными нормативно-правовыми актами, предусматривает уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Так, статья 178 предусматривает ответственность за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения, которое запрещено в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.

Законы, входящие в состав антимонопольного законодательства, послужили основой принятия ряда актов разной правовой силы. В соответствии со ст. 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти. Также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации. Законы в области антимонопольного регулирования применяются и в отношении предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Такие отношения могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом О защите конкуренции, применяются правила международного договора Российской Федерации. Таким образом, международные договоры обладают большей юридической силой, чем Закон о защите конкуренции. Основным законом в системе действующего антимонопольного законодательства является Федеральный закон «О защите конкуренции» с последующими изменениями. Закон о защите конкуренции распространяется на товарный рынок, включая финансовые услуги. В тоже время, особенности рынка финансовых услуг находят отражение и в самом Законе, и в постановлениях Правительства Российской Федерации.

Статья 1 закона «О защите конкуренции» определяет предмет и цели данного законодательного акта. Так, определены организационные и правовые основы защиты

конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Определены меры пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации. Защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии со статьей 3, положения Закона применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими или иностранными лицами либо организациями. Если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются определенные условия. Если соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и нематериальных активов. Либо в отношении акций российских хозяйственных обществ, прав в отношении российских коммерческих организаций. И если соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в Российской Федерации. Статья четыре Закона О защите конкуренции раскрывает понятия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции [3].

Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством. А также иные действия или бездействие, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Если они противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. И если они причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Закон О защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Федеральный закон от 17.08.1995 № 147 «О естественных монополиях» также входит в состав антимонопольного законодательства [4]. Ранее он предусматривал создание самостоятельных органов для регулирования отношений в отдельных областях естественных монополий. Позже органы регулирования деятельности субъектов естественных монополий полностью изменились. Первоначально образованные органы были упразднены, а их функции переданы антимонопольным органам.

Российская Федерация вступила во второе десятилетие XXI века с государственной политикой развития конкуренции, с развитой институциональной инфраструктурой антимонопольного регулирования и зрелым антимонопольным законодательством. С действенным законодательством о наказаниях за ограничение конкуренции и сформированной судебной практикой.

Таким образом, антимонопольное законодательство продолжает свое развитие вместе с изменением экономической ситуации, что находит отражение в постановлениях Верховного Суда РФ, изменениях в законах о защите конкуренции и о естественных монополиях.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 -ФКЗ).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2016).

3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).

4. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (ред. от 05.10.2015).

5. Д.А. Алешин и др. Конкурентное право России. учеб. пособие. / отв. ред. И.Ю. Артемьев, А.Г. Сушкевич и др. — Нац. исслед. ун-т. "Высшая школа экономики". — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 391 с.

6. Репетева О.Е. Юридическая ответственность за семейные, финансовые и экологические правонарушения как межотраслевой институт права // Право и государство: теория и практика, 2010. — № 3. — С. 135-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.