УДК 342.417
М. С. Ларькина
магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ
Аннотация. В статье анализируется российское законодательство о конкуренции, мнения и высказывания специалистов по данной тематике. Это позволяет сформулировать вывод о том, что в современных реалиях конкурентным отношениям присущ межотраслевой характер и некодифицирован-ность, а современному конкурентному праву присущи черты не только дифференциации, но и унификации, которая предполагает единые правовые основы регулирования конкуренции на различных рынках и в различных секторах экономики. Также в статье рассматривается проблема соотношения понятий поддержка и защита конкуренции. В связи с этим автором предлагается принять отдельный Федеральный закон «О недобросовестной конкуренции», в котором будет установлен общий запрет совершать действия, подпадающие под определение недобросовестной конкуренции, а в отдельных статьях подробно описать конкретные наиболее опасные виды таких действий, что сделало бы регулирование этого вопроса более полным.
Ключевые слова: поддержка конкуренции, защита конкуренции, недобросовестная конкуренция, рыночная экономика.
M. S. Lar'kina
Master student
Penza State University, Penza, the Russian Federation
LEGAL BASES OF THE REALIZATION THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF SUPPORT OF COMPETITION
Abstract. The article analyzes the Russian competition law, the views and opinions of experts on the subject. This allows us to formulate a conclusion that in today's realities competitive relationships inherent multispectral nature and the modern competition law are inherent features of differentiation and unification which assumes uniform legal bases of regulation of competition in the various markets and in different sectors of the economy. The article also addresses the problem of relationship between the concepts «support» and «protection» competition. In this connection the author proposes adopt specific Federal Act «About the unfair competition», which will establish a general prohibition to commit actions that fall under the definition of unfair competition, and in certain articles the specific most dangerous types of such actions are detailed, which would make the regulation of this problem more complete.
Key words: support of competition, unfair competition, market economy.
Современное конкурентное законодательство начало формироваться в начале 90-х гг. предыдущего столетия, когда были приняты и вступили в силу некоторые законодательные акты, направленные на борьбу с недобросовестной конкуренцией и монополистической деятельностью. К таковым главным образом относятся: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»; Постановление Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 г. № 344 «Вопросы Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур»; Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1761 «О неотложных мерах по стабилизации работы Государственного комитета Российской Федерации
по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» и другие.
О.А. Городов считает, что «устанавливая правила, обеспечивающие благоприятные условия для развития конкурентной среды, государство одновременно стремится свести к минимуму отрицательные последствия проявления недобросовестных конкурентных действий, вводя для этих целей в действующее законодательство признаки недобросовестной конкуренции и очерчивая круг запрещенных при занятии предпринимательством действий, подлежащих пресечению» [3].
Из сказанного следует, что в современных реалиях конкурентным отношениям присущ межотраслевой характер и некодифицированность. Положения, регламентирующие поддержку, защиту и условия развития конкуренции, содержатся в различных правовых актах, регулируются гражданским, налоговым, банковским, административным законодательством. Антимонопольная политика в мировой практике в наши дни развивается преимущественно в рамках административно-правового режима регулирования, которое имеет свою логику, свои стандарты качества и эффективности, залоги успешности. Следовательно, успешное развитие публичного антимонопольного права в России невозможно без учета и опоры на эти стандарты. По справедливому замечанию К.А. Писенко разработка и установление административно-правовых механизмов защиты конкуренции осуществляются в условиях неразвитости общего административного законодательства Российской Федерации [5].
Основополагающим источником регулирования конкурентных отношений выступает Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., которая закрепляет положения качественно нового по содержанию, целям и задачам экономического строя. Экономический строй, закрепленный Конституцией Российской Федерации, основывается на принципах единого экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, равной защиты всех форм собственности [1].
Провозглашая государственную поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности, законодатель тем самым предоставил субъектам предпринимательства возможность конкурировать между собой. Конкуренция является очень важным элементом рыночной экономики. Конкурентные отношения способствуют развитию предпринимательства, а также требуют всесторонней поддержки на законодательном уровне, включая правовые механизмы защиты и привлечения к ответственности за нарушение конкурентной среды. Поэтому именно законодательство является основой поддержания конкуренции и ее защиты.
Таким образом, существенной проблемой, осложняющей регулирование конкурентных отношений, является то, что Конституция закрепляет принцип «поддержки» конкуренции, а основной закон, регламентирующий данные отношения, носит название «О защите конкуренции». Термины поддержка и защита стоит толковать в соответствии с их общим значением в русском языке. Под поддержкой обычно понимается содействие, оказание помощи в чем-либо, а защита означает охрану, ограждение чего-либо от враждебных посягательств.
То, что Конституция и федеральный закон, регулирующий конкурентные отношения, закрепляют различную терминологию для одних и тех же отношений, создает препятствия для оптимальной реализации конституционных гарантий, развитию конкурентных отношений в стране и единообразному применению законодательства о конкуренции на всей территории Российской Федерации.
Пункт «ж» ст. 71 Конституции РФ гласит, что установление правовых основ единого рынка отнесено к ведению Российской Федерации. Основываясь на положении о едином экономическом пространстве, можно придти к выводу, что и законодательство о конкуренции относится к ведению Российской Федерации. А это в свою очередь дает нам право сделать вывод о том, что на всей территории
РФ существует единая, сформированная на федеральном уровне система законодательства, направленного на поддержку конкуренции, которая не позволяет принимать на региональном уровне каких-либо правовых актов в данной сфере правового регулирования.
Во второй главе Конституции устанавливается запрет экономической деятельности, направленный на недобросовестную конкуренцию и монополизацию. В части 2 статьи 34 Конституции РФ закреплено право предпринимателей на защиту от антиконкурентных действий, которое А.Н. Варламова назвала правом на защиту от незаконной конкуренции [2].
Как уже отмечалось ранее, помимо Конституции обеспечению единого экономического пространства, свободному перемещению товаров, свободе экономической деятельности, защите конкуренции, а также созданию эффективного функционирования товарных рынков служит Федеральный закон от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции». Его очевидным преимуществом является то, что в одном законодательном акте собрана правовая основа для единообразной трактовки добросовестных и недобросовестных форм конкуренции экономических агентов, которые могут одновременно взаимосвязано действовать как на рынках товаров, так и на рынках финансовых услуг.
Руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев, отмечая громадную работу, предшествующую принятию закона, заявил: «Наш закон на 80 процентов соответствует лучшим европейским антимонопольным законам, к которым многие страны шли пятьдесят лет». По замечанию Н.М. Коршунова, в связи с принятием Федерального закона «О защите конкуренции» открываются новые возможности в деле защиты конкуренции и борьбы с произволом монополий в РФ [6].
Правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Указанный закон направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» закреплены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, а также установлены антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности [6].
Помимо вышеперечисленных нормативных актов к правовым основам поддержки конкуренции в Российской Федерации следует отнести кодифицированные акты, в первую очередь, Гражданский кодекс РФ. Согласно положениям ст. 10 не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Особую значимость имеют акты, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства в сфере конкурентных отношений. К таковым относится Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающий административные санкции (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства, и Уголовный Кодекс Российской Федерации, устанавливающий уголовную ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления
или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба.
Среди постановлений Правительства РФ, регулирующих конкурентные отношения, существуют те, на которые стоит обратить особое внимание. Среди них: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»; Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам». Кроме того, имеется большое число постановлений, посвященных частным вопросам антимонопольного регулирования, например, Приказ ФАС России от 22 декабря 2006 г. № 337 «Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» и другие.
В рамках своей компетенции Федеральная антимонопольная служба принимает нормативно-правовые акты, которые могут быть связаны с утверждением конкретных требований или же с разъяснением положений антимонопольного законодательства. К таковым нормативным актам можно отнести, например, следующие: Приказ ФАС России № 332-14 «Об утверждении Методики расчета значений показателей эффективности деятельности руководителя Федеральной антимонопольной службы в сфере развития конкуренции» от 15.05.2014 г., Приказ ФАС России № 267 «О ведении Реестра недобросовестных поставщиков... » от 27.08.2007 г., Приказ ФАС России № 37 «Об утверждении формы уведомления о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций» от 10.03.2005 г.
Трудно не согласиться с замечанием бывшего начальника Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации А.Ю. Кинева, который указывает на то, что в настоящее время отмечается тенденция трансформации антимонопольной политики в политику защиты конкуренции. Как мы выяснили, в законе о защите конкуренции содержатся нормы, как о недобросовестной конкуренции, так и об антимонопольном регулировании. Сами по себе категории «монополистическая деятельность» и «недобросовестная конкуренция» имеют разную правовую природу. Таким образом, отмечается тенденция развития обособленности структурных разделов в теории конкурентного права. В связи с этим предлагается принять отдельный Федеральный закон «О недобросовестной конкуренции», в котором следует установить общий запрет совершать действия, подпадающие под определение недобросовестной конкуренции, а в отдельных статьях подробно описать конкретные наиболее опасные виды таких действий, что сделало бы регулирование этого вопроса более полным [4].
Действующий на данный момент ФЗ о защите конкуренции объединил в себе два ранее действовавших закона - Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», и установил единые нормы о защите конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг. Следовательно, можно утверждать, что современному конкурентному праву присущи черты не только дифференциации, но и унификации, которая предполагает единые правовые основы регулирования конкуренции на различных рынках и в различных секторах экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисова Н.Е. Конституционные принципы экономического строя России /Н.Е. Борисова // Образование и право. — 2011. — № 9. — С. 71-81.
2. Варламова А.Н. Недобросовестная конкуренция: направления совершенствования правового регулирования / А.Н. Варламова // Юрист. — 2015. — № 1. — С. 23-30.
3. Городов О.А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика / О.А. Городов. — М. : Статус. — 2008. — 216 ^
4. Кинев А.Ю. Административное законодательство о защите конкуренции: становление и совершенствование / А.Ю. Кинев // Административное право и процесс. — 2013. — № 3. — С. 12-14.
5. Писенко К.А. Стандарты административно-правового регулирования и современное антимонопольное законодательство Российской Федерации / К.А. Писенко // Конкурентное право. — 2013. — № 2. — С. 4-6.
6. Предпринимательское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»/Н.Д. Эриашвили и др.; под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили, П.В. Алексия. — М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 719 с.
REFERENSES
1. Borisova N.E. Constitutional Principles of an Economic System of Russia. Obra-zovanie iparvo = Education and Law, 2011, no. 9, pp.71-81 (in Russian).
2. Varlamova A. N. Unfair Competition: Directions of Improvement of Legal Regulation. Iurist = Jurist, 2015, no. 1, pp. 23-30 (in Russian).
3. Gorodov O.A. Nedobrosovestnaia konkurentsiia: teoriia i pravoprimenitel'naia praktika [Unfair competition: theory and law-enforcement practice]. Moscow, Status Publ., 2008, 216 p.
4. Kinev A.Iu Administrative Legislation on Protection of Competition: Formation and Improvement. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative Law and Procedure, 2013, no. 3, pp. 12-14 (in Russian).
5. Pisenko K.A. Administrative law standards and the Russian Federation modern an-timonopoly legislation. Konkurentnoe pravo = Competition Law, 2013, no. 2, pp. 4-6 (in Russian).
6. Korshunova N.M., Eriashvil., N.D, Aleksiia P.V. Predprinimatel'skoe pravo: uchebnik dlia studentov vuzov, obuchaiushchikhsia po spetsial'nosti 030501 «Iurisprudentsiia» [Enterprise right: the textbook for students of higher education institutions, students on specialty 030501 «Law»]. Moscow, IuNITI-DANA: Zakon i parvo Publ., 2015, 719 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ларькина Мария Сергеевна — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: rashodchiko-va. maria@yandex. ru.
AUTHOR
Lar'kina Mania Sergeevna — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Ларькина М.С. Правовые основы реализации конституционного принципа поддержки конкуренции / М.С. Ларькина / / Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Lar'kina M. S. Legal basis for the implementation of the constitutional principle of competition support. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 1, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).