Научная статья на тему 'Становление методологических основ акмеологии в России: предыстория и современность'

Становление методологических основ акмеологии в России: предыстория и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
920
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / АКМЕ / ПРИНЦИПЫ АКМЕОЛОГИИ (СОСТОЯНИЕ / СВОЙСТВО / ГАРМОНИЯ)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пожарский Святослав Дмитриевич

В статье раскрываются историко-философские, естественно-научные и психологические предпосылки становления акмеологии в России. Рассматриваются этапы развития акме человека, описываются универсальные принципы акмеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of Methodological Bases of Acmeology in Russia: Pre-History and Modernity

The article is disclosed to historical-philosophical, scientifical and psychological preconditions of formation of acmeology in Russia. We consider the stages of development of the Acme of man, describes the universal principles of acmeology.

Текст научной работы на тему «Становление методологических основ акмеологии в России: предыстория и современность»

возможностей личности, снижает риски дезадаптации и позволяет ей лучше справляться со стрессами. В свою очередь, высокий уровень социально-психологической адаптации личности создает реальные предпосылки для развития ее творческих возможностей.

Исследование выполнено в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на2009-2013 годы (2012-1.2.1-12-000-3005-012).

Примечания

1 Крысько В. Г. Социальная психология : словарь-справочник. Минск ; М., 2001. С. 628.

2 См.: Сухов А. Н., Бодалев А. А., Казанцев В. Н. [и др.]. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. С. 41.

3 См.: Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. О. Социальная психология : учеб. пособие. М., 2006. С. 100-101.

4 Психологический словарь / под общ. ред. Ю. Л. Ней-мера. Ростов н/Д, 2003. С. 484-485.

5 Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопр. психологии. 1990. № 1. С. 164-168.

См.: Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. 368 с.

См.: Максимова С. В. Творчество : созидание или деструкция? М., 2006. 222 с.

См.: Страхов И. В. Психология творчества : лекция для студентов педагогических институтов. Саратов, 1968. 80 с.

См.: Дружинин В. Н. Указ. соч.

См.: Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983. 173 с. См.: Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом : Реф. журн. Сер. Науковедение. 1968. № 4. С. 69-73. См.: Дружинин В. Н. Указ. соч. Там же.

См.: Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. СПб., 2000. 608 с.

См.: Олах А. Указ. соч.

См.: Дружинин В. Н. Указ. соч.

См.: Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009. 448 с. См.: Роджерс К. К теории творчества : взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 74-79.

См.: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Т. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005. 490 с.

7

11

УДК 159.9.019

СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АКМЕОЛОГИИ В РОССИИ: ПРЕДЫСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

С. Д. Пожарский

Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии E-mail: sdpozharskij@rambler.ru

В статье раскрываются историко-философские, естественно-научные и психологические предпосылки становления акмеологии в России. Рассматриваются этапы развития акме человека, описываются универсальные принципы акмеологии. Ключевые слова: акмеология, акме (констатация, кульминация, топ), принципы акмеологии (состояние, свойство, гармония).

The Formation of Methodological Bases of Acmeology in Russia: Pre-History and Modernity

S. D. Pozharsky

The article is disclosed to historical-philosophical, scientifical and psychological preconditions of formation of acmeology in Russia. We

consider the stages of development of the Acme of man, describes the universal principles of acmeology.

Key words: acmeology, acme (fixation, climax, top), principles of acmeology (condition, essence of existence, property, harmony).

Акмеология - это уникальное явление в истории российской науки. Она сформировалась в процессе накопления научных знаний на стыке социальных и гуманитарных дисциплин и рассматривает закономерности развития человека на этапах достижения совершенства и зрелости.

Актуальность обращения к предыстории становления акмеологии в недрах российского естествознания особенно ярко проявилась в на-

© Пожарский С. Д., 2012

стоящее время, когда некоторая часть российского научного сообщества стремится ориентироваться только на развитие западной науки, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Русские ученые подчеркивали, что «мировые завоевания русской науки, составляющие национальную гордость русского народа, а вместе с ним и всех народов <...> обнаружили всю огромную мощь русского ума и исторически сложившийся гуманистический, демократический и патриотический характер передовой русской науки.»1

Историю развития российской акмеологии трудно раскрыть без обращения к анализу «развития русской классической материалистической философии и естествознания, особенно физиологии нервной деятельности.»2 Связь акмеологии и физиологии объясняется тем, что акмеология сформировалась на базе психологии. Как отмечают Е. С. Кузьмин и В. А. Якунин, «ближайшей естественно-научной основой психологии является физиология и поэтому, прежде всего, от ее состояния зависели судьбы психологии.»3 В связи с этим понять логику становления акмеологии, выделения ее предмета, методов, прогнозирования дальнейших перспектив позволит анализ развития естественно-научных, в том числе и физиологических, идей в России.

Развитие акмеологии в России проходило по двум направлениям: первое составляют ученые, разрабатывавшие вершинный принцип развития науки на основе достижения конкретных результатов деятельности. В рамках второго направления изучались достижения и совершенствование человека на основе филогенеза и знаний о возрастной антропологии, физиологии и психологии. Нам представляется, что в истории психологии также рельефно прослеживаются и принципы акмеологичности, отражающие вершинные этапы развития науки о человеке.

Одним из первых исследователей истории русской психологии XVШ-XIX вв. был Б. Г. Ананьев. Он подчеркивал, что при изучении истории русской научной психологии становятся понятными и «раскрываются некоторые общие закономерности становления передовой русской науки, связанной своими методологическими основами с развитием русского философского материализма и блестя-

4

щим расцветом русского естествознания.»

XVШ-XIX в. были периодом, когда развитие конкретных научных направлений - антропологии, физиологии, психологии складывалось таким образом, что в их недрах могло произойти формирование собственного предмета акмеоло-гии. В связи с этим очень важно рассматривать предысторию и историю развития русской акмео-логии во взаимодействии с историей развития русской неврологии, психиатрии, антропологии. Как отмечают исследователи истории психологии, «реальный процесс экспериментального преобра-

зования психологии действительно зарождался в недрах естествознания и, прежде всего, в области физиологии. К середине XIX в. отдельные специальные области физиологии (нервно-мышечная, физиология органов, чувств, анатомия и физиология головного мозга и др.) благодаря внедрению в них методов физики, химии и других наук развились настолько, что вплотную подошли к экспериментальной разработке проблем, имеющих непосредственное отношение к психологии.»5 В вышесказанном важно подчеркнуть, что при формировании новых научных концепций приобретает особое значение их взаимосвязь с новейшими успехами естествознания: как известно, XIX век - век важнейших научных открытий в физике, химии, биологии. Вот почему «в истории психологии, как на западе, так и в России XIX веку принадлежит важнейшая роль в оформлении психологии как науки.»6

В данном исследовании в фокусе внимания находится акмеологичность, т.е. достижение конкретных вершин с позиций хроно-топологи-ческого подхода. Одним из первых, кто применил акмеологический метод достижения конкретных результатов в области естествознания, был Б. Г. Ананьев. В своей работе «Очерки русской психологии XVШ-XIX веков» он выделил пять десятилетий XIX в., важных для становления психологии:

первое десятилетие и три фундаментальных открытия (акме) - теория цветового зрения (Г. Юнг, 1807), «Физиология мозга» (Ф. Галль, 1810) и учение о цветах (И. Гете, 1810);

второе десятилетие и четыре фундаментальных открытия (акме) - различие чувствительных и двигательных нервов (Ч. Белль, 1811), выделение основания психологии (Ф. Мен-де-Биран, 1812), первая «Учебная книга по психологии» (И. Гербарт, 1816), «Лекции по философии человеческого сознания» (Т. Броун, 1820);

третье десятилетие и четыре фундаментальных открытия (акме) - публикации об индивидуальных отклонениях в восприятии (Ф. Бессель, 1823), опыты по физиологии мозга (М. Флуранс, 1824), работы по изучению мускульного чувства (Э. Вебер, 1829), труд «Анализ явлений человеческого сознания» (Д. Милль, 1829);

четвертое десятилетие и пять фундаментальных открытий (акме) - открытие механизма рефлекса (М. Холл, 1832), работы по психологии Ф. Бенеке («Психологические зарисовки», 1825 и «Практическая психология», 1832), многотомное издание «Руководство по физиологии человека» (И. Мюллер, 1833), исследования о тактильной чувствительности (Э. Вебер, 1834), опыты по гипнозу (Д. Эллиотсон, 1838);

пятое десятилетие и одно фундаментальное открытие (акме) - работы по физиологии органов чувств (Э. Вебер, 1846)7.

Такая четкая форма представления исторического материала позволяет увидеть в целом логику становления научного знания, а также, анализируя переходные этапы, выявить такую точку, которая является переломной, за которой начинается принципиально новый этап в развитии науки.

Процесс формирования акмеологии в России характеризовался анализом акмеологичности развития именно человека. Одной из основных задач исследователей было стремление раскрыть высший принцип, которому подчинена жизнедеятельность человека. Выделившись в самостоятельную научную дисциплину в рамках психологии, акмеология в дальнейшем развитии прошла этапы формирования собственных категорий, понятийного аппарата, принципов.

Фундаментом развития отечественной психологии и акмеологии является блестящая школа русских философов, ученых естествоиспытателей, физиологов и психологов. Такие вершины развития данных научных направлений, как «философские концепции Ломоносова, Радищева, Герцена, Белинского, Чернышевского нельзя полностью раскрыть без анализа психологических воззрений, составляющих часть их гносеологических и этических теорий. Своеобразие русского естественно-научного материализма, особенно в трудах Сеченова, ярко проявляется в решении психофизической проблемы и вопроса о психогенезе, русский материализм, таким образом, готовил теоретическую почву для развития научной психологии в России...»8

Необходимо отметить, что философские взгляды русских мыслителей также оказали воздействие на ученых-естествоиспытателей, как и научные достижения на взгляды философов; все это в совокупности определяло направление развития русской психологической мысли. «Философско-психологические взгляды русских материалистов XIX века - А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского оказали непосредственное влияние на передовых естествоиспытателей России - анатомов, физиологов, психиатров, которые оказались первыми созидателями экспериментальной психологии в России. Философско-материалистические тенденции, на которых основывалась русская научная психология, позволят занять России передовые позиции в общемировом развитии

9

психологии.»

Все это в полной мере можно отнести и к развитию акмеологии, идейным вдохновителем которого был Б. Г. Ананьев. Он глубоко осознал гносеологический принцип вершинного развития человека, раскрывающийся в характеристиках его расцвета, пиков, совершенства, и, как было отмечено выше, практически применил суть данного принципа не только к развитию науки, но, прежде всего, к пониманию акме человека.

Акмеологическая теория развития человека как субъекта деятельности Б. Г. Ананьева получила дальнейшее развитие в трудах Н. В. Кузьминой. Она выделяет фундаментальный принцип, важный для характеристики и оценки деятельности, - продукт деятельности, который представляет собой материальное воплощение творческих устремлений человека, когда скрытые в нем ресурсы проявляются в конкретной материальной или духовной ценности. В связи со сказанным особое значение в концепции Н. В. Кузьминой принадлежит потенциалам. Рассматривая развитие человека как субъекта деятельности, его движение вверх, выделим три особенности, отмеченные Н. В. Кузьминой при достижении конкретного акме-результата: физические (природные), психологические и акмеоло-гические потенциалы (или потенции)10.

Раскроем более подробно современное понимание акме через призму исторического поэтапного развития его содержания.

Первый этап. Акме рассматривается как констатация, фиксация предельного достижения развития, которое является, с одной стороны, наивысшим результатом, достигнутым в прошлом - вершиной прошлого, с другой стороны - базой для дальнейшего развития вверх, в будущее. Это первая констатирующая сущность такого многогранного понятия как вершина. Акме может характеризовать: предельное развитие природы на определенном историческом этапе развития;

предельное развитие человека как наивысшего биофизиологического существа;

предельное развитие социума, сообществ, личности в социокультурном развитии.

Второй этап. Акме как кульминация характеризует процесс развития живой природы, состоящей из двух частей: флоры - растительного мира - и фауны - животного мира, частью которого является человек. В данном аспекте благодаря анализу вершинного развития в биологии и физиологии человека акме наполняется новым смыслом и воспринимается как цветение, расцвет человека, достигшего конкретного результата (физиологической и социальной зрелости).

Обобщая, можно сказать, что кульминация более широко показывает процесс совершенствования: как достижение вершины во времени, так и итог процесса совершенствования, когда появляется конкретный результат - продукт. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что понятие кульминации раскрывает тройственный характер совершенства: как конкретную вершину, как цветение - длительный процесс от достижения точки кульминации до его завершения (увядания), и, наконец, как результат, итоговый продукт (плод).

Применительно к человеку можно говорить о нескольких аспектах акме. С одной стороны, человек - акме-результат развития животного мира,

обладающий особым свойством - мышлением. Сущность человека как «общественного животного, наделенного разумом» (Аристотель), состоит в том, что человек есть идеологическое животное. Это значит, что он - такое животное, конечным мотивом поведения которого является некий идеал, а конечным результатом - реализация этого идеала. Отсюда следует, что, с другой стороны, для человека можно определить индивидуальное акме как реализацию идеала. Кульминационный момент его жизни будет связан с формированием идеала и воплощением его в действительность.

При раскрытии сущности кульминации в человеческой деятельности самым важным моментом является процесс производства как создание конкретного продукта деятельности, как плод усилий человека. И с этих позиций акме характеризует особенность развития человека и общества. В общем плане можно сказать, что творческая деятельность человека заключает в себе:

осмысление уже достигнутого уровня развития знаний, продуктов материального и духовного творчества;

производство на этой основе нового знания, новых продуктов материального и духовного творчества;

потребление продуктов реализации этих знаний.

Если отсутствуют эти три компонента, то не может быть и движения вперед.

Третий этап: акме как топ. Топология в данном случае понимается как символ вершины, высшей степени, высшей ступени, максимального, предельного уровня конкретного результата деятельности.

Через понятие «топ» акме получает новую качественную характеристику констатирующего момента, движения от одной точки к другой, где символом движения является гора, а символом биологического развития - цветок, плод. Кроме того, акме приобретает с топологической точки зрения дополнительную характеристику - социальную зрелость индивидуума и социума в различные временные периоды и на различных территориях. Социальная зрелость - это высшая ступень социального развития, символом которой является конкретный результат деятельности человека и общества, прошедший испытание временем, признанный, утвержденный в истории.

Акме - это кульминационный этап в деятельности человека, который имеет определенную связь с какими-то знаковыми событиями его жизни, а также с особенностями исторической ситуации. Из этих положений следует важный вывод о том, что акме не только результат достижений собственных усилий человека: так как последний не изолирован от среды, от общественных условий развития, то его акме - это результат признания обществом.

С развитием общественного сознания понятие «топ» как вершина общественного признания, как оценка результата деятельности стало применяться для характеристики «самых самых». Примером тому могут служить популярные рейтинги самых красивых людей планеты, самых дорогих картин мира, самых престижных вузов мира и т.д. В научном аспекте топовыми могут считаться словари, энциклопедии, где собраны самые современные, признанные научным сообществом знания о том или ином предмете.

Общественное утверждение (топ) наступает в соответствии с критерием ценности, и его анализ осуществляется через своеобразный акме-фильтр выдающихся достижений прошлого, анализ и обобщение акме-вершин настоящего и прогнозирование дальнейших достижений. В этом заключена тройственная характеристика общественного признания. Отсутствие учета какой-либо стороны делает общественную оценку неполной. Без прошлого происходит нарушение преемственности в развитии, появляется опасность преувеличения значимости того, что кажется важным, популярным сегодня, но может оказаться «мыльным пузырем» лет через десять. Без настоящего отсутствует связь того или иного достижения с реальностью, с непосредственным бытием. Без будущего нет обозрения горизонта, отсутствует цель дальнейшего развития.

Рассмотрев содержание понятия акме на каждой ступени исторического развития, отметим то, что их объединяет, - соотношение явления и сущности. В настоящее время в научной парадигме сущность и явление рассматриваются как разные стороны одной и той же объективной реальности, поэтому двум аспектам материальных объектов присваивается объективный и рациональный характер, ибо проблему взаимоотношения явления и сущности нельзя решать чисто умозрительно (апеллируя только к истории философии): ее необходимо связать не только с историей философии, но и с историей конкретных наук - историей формирования фундаментальных научных теорий, где обсуждаемая проблема приобретает ясный и точный смысл и практическое значение..

В связи с этим, с точки зрения акмеологи-ческого знания, проблема соотношения явления и сущности рассматривается как акме, как кульминация, как конкретное состояние объекта. Под понятием «сущность» понимается состояние, которое характеризуется внутренним, общим, относительно устойчивым основанием, конкретной точкой наивысшего совершенства в пространстве и во времени. Но оно всегда существует вместе с явлением, составляя с ним неразрывное единство. В данном объекте исследования явление рассматривается как свойство, характеризующее состояние акме со всех сторон. Предмет акмеоло-

гии характеризуется тремя универсальными при-ципами, являющимися показателями определения предмета - состоянием, свойством и гармонией. Эти принципы позволяют раскрыть общие черты (свойства) устойчивого явления.

Состояние, а точнее, состояние сущности понимается как достижение наивысшего совершенства в любой области деятельности, как материализованный результат итоговой деятельности. Сущность рассматривается при этом как объективная реальность, природа которой проявляется в ее всеобщих атрибутах и единичных признаках, и нет ничего такого, что находилось за или под ними и не выражалось в них. Научное познание, направленное на изучение материального мира, руководствуется важной методологической установкой - переходить от описания изучаемого объекта к его объяснению. В данном исследовании изучаемым объектом является вершина - конкретная реальность бытия, которая проявляется в разнообразных явлениях, а явления способствуют объяснению сущности данного объекта. В ходе научного исследования объект должен быть расчленен на явление и сущность. Таким образом, сущность - это внутреннее общее, относительно устойчивое, познаваемое мышлением основание явлений.

Сущность как основание явлений не может существовать «сама по себе», до явления. Еще Аристотель отмечал, что явление и сущность всегда существуют вместе, но, составляя неразрывное единство, в то же время не совпадают друг с другом. При рассмотрении акме сущностью является конкретный результат деятельности, конкретное констатирующее положение. Например, если мы рассматриваем деятельность человека, то состояние имеет два аспекта - это утверждение (в каком-либо документе или труде) результатов деятельности человека и признание его заслуг. При этом важны: дата этого события; сообщество, которое признает заслуги; реальный результат - за что произошло признание.

Свойство понимается как процесс совершенствования, критерием соответствия которому является совпадение целого и частей, индивиду -ального и общезначимых социальных результатов. Если состояние как сущность бытия является материальной характеристикой, раскрывающей внутреннюю сторону объекта, то явление в форме различных свойств раскрывает внешнюю сторону объекта. Вследствие этого возникает задача дальнейшего анализа явления и сущности: на этом этапе анализа дальнейшее углубление в раскрытии явления заключается в использовании категорий качества и количества.

Свойство имеет двоякую обусловленность: внутренним содержанием объекта и спецификой тех объектов, с которыми он взаимодействует. Понимание качества как определенности объ-

екта, а последней - как его свойства соответствует обычному, часто употребляемому смыслу понятий качества. Но если сначала качество объекта представляется как совокупность его свойств, то при более глубоком рассмотрении обнаруживается, что объект, в данном случае вершина (акме), является системой, имеющей определенные содержание и форму, т.е. состоит из неких совокупностей элементов, организованных некой структурой. Об элементе (акме, кульминация, топ) можно говорить лишь в определенном отношении, так как в другом отношении элемент сам будет представлять собой систему, состоящую из элементов другого уровня. Понятие структуры означает способ связи элементов материального объекта, их отношения в рамках данного целого. Например, свойства вершинных личностей отражают такие их качества, которые они сформировали на базе природных задатков и в процессе созидательной деятельности в социуме. Это - те свойства, которые способствовали достижению профессиональных и социальных вершин, способствующих утверждению их идей.

Гармония (гармоничность) - это значимая целостность, взаимные соответствия предметов и явлений, связь, стройность, соразмерность частей, составляющих целостность, которая является динамическим результатом качественного различия противоположностей элементов (акме и кате). Гармония понимается нами как искусное сочетание выдающейся личностью в своей деятельности разносторонних интересов и видов деятельности. Причем это сочетание, интегрированное некоей общей идеей, способствовало достижению одной вершины за другой, преодолению трудностей и созданию целостных научных концепций. Образцом для гармонии в космосе и природе «является гармонический человек, который обладает духовной и физической силой и развивает свои способности»11, реализуя их в форме наивысших достижений. Универсальность гармонии проявляется в «деятельности человека, при соотнесении ее со смежными понятиями, такими как "мера", "ритм", "пропорция", "симметрия"»12.

Подводя итог данному исследованию, отметим, что акмеология в России приобрела статус самостоятельной науки во второй половине XX в. и ее становление происходило в русле общемирового процесса дифференциации новых научных направлений. К настоящему моменту сформированы предмет, категории и принципы акмеологии, внутри нее самой образовалось множество областей. Новый исторический уровень развития общества поставил перед акмеологией очередную задачу - анализа движения вперед к акме через прохождение кризиса, характеризующегося сломом прежнего состояния. В этой связи особую актуальность приобретает более глубокое иссле-

Б. С. Клементьев. Философские аспекты научного творчества

дование предыдущих этапов развития истории, в которой кристаллизовано все лучшее, вершинное, достигнутое, как в древности, так и за последние два века. Такой анализ позволяет выявить критерии для определения степени совершенства и преобразования современного человека как субъекта деятельности и основания для анализа среды, в которой он формируется.

Примечания

1 Ананьев Б. Г. Очерки русской психологии XVIII и XIX веков. СПб., 1947. С. 7. Там же. С. 5.

Статья посвящена рассмотрению философских аспектов феномена научного творчества; показано, что творческое познание является активным творческим процессом, в результате которого появляются принципиально новые системы знаний, навыков, методик.

Ключевые слова: творческая деятельность, творческий потенциал, творческое познание.

Philosophical Aspects of Scientific Creativity

B. S. Klementyev

Article is devoted to consideration of philosophical aspects of a phenomenon of scientific creativity. It is shown, that the creative knowledge is active creative process as a result of which there are essentially new systems, knowledge, skills, techniques. Key words: CTeative activity, creative potential, creative knowledge.

Затрагивая вопросы творческой деятельности, необходимо, в первую очередь, обратиться к сфере сознания и познавательных способностей человека, а также тесно связанными с ними вопросам новизны и интуитивных прозрений. Все это ведет нас в область антропологии и, как следствие, аксиологических и эстетических сфер человеческой деятельности. В связи с повышением интереса к сфере инновационной деятельности происходит трансформация и в процессе творчества, что налагает определенный отпечаток на формирование творческой личности.

Анализируя механизмы творческих процессов, можно познать личность как таковую, так как творческая деятельность является фундамен-

3 Кузьмин Е. С., Якунин В. А. Развитие психологии внутри естествознания. Л., 1985. С. 4.

4 Ананьев Б. Г. Указ. соч. С. 5.

5 Кузьмин Е. С., Якунин В. А. Указ. соч. С. 56.

6 Ананьев Б. Г. Указ. соч. С. 19.

7 Там же. С. 20-24.

8 Там же. С. 8.

9 Кузьмин Е. С., Якунин В. А. Указ. соч. С. 99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 См.: КузьминаН. В. Предмет акмеологии. СПб., 2002. 189 с.

11 Ирмшер И., Йоне Р. Словарь античности / пер. с нем. В. И. Горбушина. М., 1989. С. 121. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 2001.С. 111.

тальным проявлением личностного аспекта как во временном, так и вневременном пространствах человеческого бытия. Таким образом, творческая деятельность стимулирует всестороннее развитие личности. Можно прийти к выводу, что процесс познания всегда имеет в своем основании творческий потенциал. Научное открытие, в какой бы сфере оно ни совершалось, необходимо требует творчества и таланта; научная методология, несмотря на логичность и четкую последовательность, несет в себе черты творческого процесса, так как является весьма многогранной.

Процесс познания заключает в себе наряду с рациональными операциями и нерациональные, когда в механизме познания реализуются не только дискурсивный, но и интуитивный аспекты. Интуицию можно отнести к одному из ключевых элементов творческого механизма познания. В истории философии существовали разные представления о понятии интуиции: в греческой философии Платон обозначал ее как возможность обладания внутренним зрением или совершенно особую способность ума, которая давала возможность смотрящему лицезреть мир вечных идей, находящихся вне структуры человеческого сознания. С точки зрения Рене Декарта, идеи заключаются в нашей душе, а интуиция позволяет отчетливо и ясно их усматривать. Л. Фейербах, напротив, считал интуицию не инструментом для усмотрения высших идей, а неотъемлемой частью чувственности человека. Творческий процесс интуитивного познания, особенно в сфере художественной и философской деятельности,

УДК 1:001; 001.8

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

Б. С. Клементьев

Саратовский государственный университет E-mail: klementyev@mail.ru

© Кломонтьев Б. С., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.