УДК 340.12
Сливинский Виктор Романович Slivinskiy Victor Romanovich
соискатель кафедры теории и истории государства и права
Львовского государственного университета
внутренних дел
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ИЗУЧЕНИЯ АКМЕОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
PhD applicant of the Department of Theory and History of State and Law, Lviv State University of Internal Affairs [email protected]
SOCIOCULTURAL CONTEXT OF THE STUDY DEALING WITH THE ACMEOLOGY OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES PERSONNEL
Аннотация:
В статье анализируется социокультурный контекст изучения акмеологии профессиональной деятельности работника органов внутренних дел. Обосновывается тезис о том, что когда имеется в виду высокий профессионализм работника органов внутренних дел, с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие знания в той области, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности.
Ключевые слова:
акмеология, человек, общество, профессиональная деятельность, работник органов внутренних дел, философия права.
Summary:
The article is concerned with sociocultural context of the study dealing with the acmeology of professional activity carrying out by the internal affairs bodies’ personnel. The author substantiates a thesis that the high expertise of the internal affairs bodies’ employee includes not only outstanding development of one’s abilities, but also deep knowledge of the occupational field, original implementation of skills required for the successful vocational activities.
Keywords:
acmeology, person, society, professional activity, employee of the internal affairs bodies, philosophy of law.
Рассматривая путь к профессиональному становлению работника ОВД, следует подробнее остановиться на таком важном его признаке, как акмеологичность. Ее рассматривают как свойство жизнедеятельности человека, характеризующееся стремлением к вершинам личностного, профессионального развития и самосовершенствования, что выражается в творческом потенциале и профессиональном мастерстве. Как онтологический атрибут бытия живого организма (растения, животного, человека) и общественной системы (группы, коллектива, объединения людей), акмеологичность характеризует тенденцию развития к расцвету и самосовершенствованию «акме»-форм [1, с. 6]. Более того акмеологичность формирует профессиональный менталитет, который можно определить как компонент профессионального сознания, выражающий систему ценностных ориентаций и профессионального самоопределения личности в социальном, правовом, политическом и историческом пространствах. Структура профессионального самоопределения характеризуется взаимодействием ступеней, его образующих: ак-меологической, концептуальной, технологической, рефлексивной, коммуникативной, информационной. Также, с целью изучения и анализа «акме»-форм как прецедентов успешного и творческого профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке. В связи с этим, свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие сосредоточенности на выявлении, описании, анализе феноменологии «акме»-форм в жизнедеятельности человека, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной ее деятельности, в становлении, как личностном, так и профессиональном.
Особое социальное значение акмеология приобретает в современном обществе в условиях создания правового и демократического государства и гражданского общества, поскольку для этого необходима потребность в социально активных людях, высоких профессионалов правоохранительной сферы, которые владеют инициативой, деловыми качествами, организо-
ванностью и творческим потенциалом. В связи с этим, современные акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике общечеловеческие ценности и национальные традиции, гуманистические и культурные идеалы, положительные принципы здравого смысла и экономической эффективности, цивилизованного правосознания и рациональной организации, эстетической гармонии, творческого самосовершенствования, искренности общения и свободы самовыражения, глубины переживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их творческой профессиональной деятельности [2, с. 248-249]. Таким образом, философия мировоззренчески формирует акмеологические идеалы правового измерения возможностей сотрудника органов внутренних дел.
Естественной сферой для профессионального самовыражения личности и творческой самореализации индивидуальности сотрудника ОВД служит общество - мир людей и их социальная практика. Именно в этой сфере формируется и развивается профессиональная деятельность вплоть до ее вершинных, творческих форм. Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областей социальной практики во многих отношениях связано с преодолением, как объективных противоречий профессиональной деятельности, так и субъективных конфликтов, которые возникают. В таком контексте, для развития ак-меологических теорий совершенствования профессионализма кадров правоохранительной деятельности является рассмотрение взаимосвязи акмеологии и конфликтологии.
Конфликтология занимается изучением роли внутриличностных и межличностных конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, а также разработкой способов овладения ими в целях развития профессионального творчества. Нацеленность на ситуативность в изучении интра- и интерсубъективности определяет онтологический статус конфликтологии как науки, рассматривая конфликтность жизнедеятельности человека в синхроническом аспекте его бытия. Реальный конфликт всегда, так или иначе, локализован определенной ситуацией, в него включены конкретные люди. Эта включенность имеет ситуативно-синхронический характер, хотя она детерминирована многими факторами, определяющими специфику возникновения и решения той или иной проблемно-конфликтной ситуации. Таким образом, многие исследователи утверждают, что акмеология изучает диахронический аспект бытия человека, акцентируя внимание на производительности ее профессиональной деятельности (в виде творческих достижений, социального признания, личного успеха и т.д.) на различных возрастных этапах жизни [3]. Ее задача - разработка средств самосовершенствования и развития жизнедеятельности до высшего уровня профессионального мастерства. Одним из ключевых вопросов акмеологии является проблема становления и развития творческого потенциала человека в различных видах профессиональной деятельности. На основе решения этой фундаментальной проблемы возможна конструктивная разработка ряда прикладных задач: диагностика одаренности, подбор кадров с творческим потенциалом, создание индивидуализированных программ обучения творческих кадров в целях развития их профессионального мастерства в акмеологическом уровне и т.д.
Конструктивность категорий синхроникы и диахроникы для анализа творческой деятельности отмечалась в трудах М.М. Бахтина [4] и специально исследовалась в современной рефлексивной психологии творчества (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и другие [5]). Созданная в ее рамках концептуальная модель успешного разрешения проблемно-конфликтных ситуаций служит конструктивным средством описания и изучения творческого достижения успеха. Согласно этой модели выделяются два вида содержания сознания субъекта творческой деятельности: интеллектуальный и личностный, а также соответствующие им смыслы. В этом контексте надо подчеркнуть, что если интеллектуальные смыслы обеспечивают осознание основ деятельности, то личностные - переосмысление той проблемно-конфликтной ситуации, в которой она разворачивается. Тем самым рефлексируется не только существующая действительность, но и существующая в ней личность, обеспечивая констелляцию профессионального мастерства. На базе этой концептуальной модели могут быть разработаны эффективные средства эвристической рефлексии, развития творческого потенциала, обеспечивающих достижение акмеологи-ческого профессионального мастерства в процессе возникающих проблемно-конфликтных ситуаций, опыт решения которых при соответствующей рефлексии ведет к диахроническому развитию творчества [6, с. 74]. Согласно рассматриваемой нами ситуации, рефлексия представляет собой осознание и переосмысление стереотипов мышления и их эвристическое преодоление вплоть до образования нового (креативно-инновационного) содержания сознания.
Акмеология, что интенсивно развивается в последнее время, во взаимодействии с теорией управления, педагогикой, психологией существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки кадров в системе непрерывного образования. При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов с учетом различных ас-
пектов подготовки кадров и совершенствования их квалификации. Это имеет очень важное значение для исследования проблем профессионального роста работников органов внутренних дел.
Современная государственная служба сотрудников ОВД представляет собой сложно организованное образование, что изучается в различных аспектах рядом общественных и гуманитарных наук, в том числе правом, политологией, психологией, акмеологией и т.д. В связи с этим, следует рассмотреть какая доля исследований той или иной науки в комплексном изучении государственной службы сотрудников ОВД, и каким образом она выступает в качестве предмета исследования при их взаимодействии, необходимой для решения практических задач ее научного обеспечения. Логика их взаимодействия определяется тем, что госслужба сотрудников ОВД как специфический правовой институт и определенная социальная система реализуется в общественной жизни благодаря жизненным усилиям и профессиональной деятельности конкретных индивидов - сотрудников ОВД. Причем их функционирования в системе гос-службы ОВД во многих аспектах опосредованы теми социальными и политическими процессами, которые характерны для общественной жизни в целом и которые наиболее рельефно и персонифицировано, проявляются на вершине социальной пирамиды в высших эшелонах власти и политики. Именно здесь, считают исследователи, наиболее применимым является идеографический психолого-акмеологической подход к изучению поведения высшей категории государственных служащих с учетом влияния их индивидуальных особенностей на профессиональную управленческую деятельность.
В отличие от этого, противоположную сторону анализа составляют массовидные процессы, связаны с реализацией функций многочисленного персонала госслужащих, выполняющих директивы, идущие от руководства. Причем, важно подчеркнуть, что в обоих случаях взаимодействие индивидов-госслужащих ОВД регламентировано законом, нормирует цели, функции, содержание и средства осуществления ими своей профессиональной деятельности в системе государственной службы в ОВД того или иного уровня (государственного, регионального, местного и т.д.). Именно это социально-правовое нормирование и определяет собственно правовой аспект комплексного изучения госслужбы сферы ОВД и ее научного обеспечения во взаимодействии с философией права, политологией, акмеологией, психологией, педагогикой и т.д.
Однако реализация социально-законодательных норм в конкретных условиях и ситуациях допускает гораздо больше возможностей и одновременно требует большей ответственности, творческих усилий при осуществлении управленческой, чем исполнительской деятельности. Причем эффективность обоих видов деятельности зависит не только от компетентности специалиста ОВД, но и от его мастерства, творческого потенциала, а главное - личной инициативы и активности его профессионального сознания. Именно эти компоненты профессиональной деятельности составляют акмеологический аспект изучения госслужбы в сфере ОВД и его научного обеспечения во взаимодействии с правом и политологией. Если социально-законодательное нормирование задает правовую базу работы в ОВД, то акмеологическое пространство ее функционирования на этой базе определяется двумя основными векторами профессионального взаимодействия сотрудников: горизонтальным и вертикальным. То есть, в первом случае имеют место горизонтально-партнерские взаимоотношения работников ОВД, принадлежащих к одной и той же команды, а во втором - вертикально-подчиненные взаимоотношения между руководителем и исполнителем как внутри команды, так и во всей системе управления в целом.
Во всех сферах службы в ОВД (изучаемых правом, политологией, философией права, акмеологией) социально-профессиональное функционирование работника ОВД осуществляется в актах сознания, деятельности, общения, поведения. Это касается и законотворчества, правоотношений в правовой сфере, развития компетентности или построения карьеры - в профессиональной сфере. Кроме того, следует подчеркнуть, что важным является то, что для рядового гражданина «правосознание» есть только мировоззренческим элементом его, во многих аспектах, спонтанно функционирующего сознания. Для работника ОВД это «правосознание» выступает одним из главных компонентов его профессионального сознания (наряду с предметными знаниями, ценностями, смыслами и т.д.). Аналогичная ситуация с деятельностью, поведением, общением - все они формируются и реализуются достаточно стихийно и спонтанно, по сравнению с четко нормированной деятельностью работника ОВД, где его функционирования обязательно профессионализируется, и в этом своем качестве они становятся неотъемлемым компонентом профессионализма сотрудника ОВД в целом. В связи с этим, возникает (для обозначения предмета философско-правового изучения акмеологического измерения госслужбы в ОВД) ключевая проблема, - какая категория конкретизировала бы понятие профессионализма именно по отношению к работнику ОВД. Такой категорией является понятие «профессиональный менталитет» работника, которое и позволяет определить целостность человеческого фак-
тора в социально-правовой системе госслужбы в ОВД и эксплицировать тем самым предмет ее изучения и научного обеспечения в акмеологическом измерении при взаимодействии с правом.
Собственно говоря, на акмеологическом уровне - через формирование системы профессиональных ценностей сотрудника ОВД обеспечивается его идентификация с менталитетом конкретного общества, его культурой и государственностью, построенные на гуманистических, демократических и правовых принципах, которые реализуются средством конкретных ценностных ориентаций, поведения и деятельности, адекватные условиям принятия и выполнения управленческих решений. На концептуальном уровне эта идентификация происходит через формирование системы профессиональных представлений о целях, содержании, формах и средствах осуществляемой управленческой и исполнительной деятельности (или поведения), что задается как ее социально-правовым нормированием, так и научно-методическим и материально-информационным обеспечениям.
Подводя итоги, важно отметить, что, несмотря на рассмотрение развития всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость, а в ней и акме, акмеология анализирует зрелость, и акме более сужено, - имея в виду только овладение человеком профессии, достижения уровня мастерства. Очевидно, что постижение сущности профессионализма, видение и понимание путей, ведущих к нему, имеет не только чисто теоретическое, но и большое практическое значение. Таким образом, когда имеется в виду высокий профессионализм работника органов внутренних дел, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие знания в той области, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности.
Очевидно, что настоящий профессионализм всегда сочетается с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной направленностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Конечно, последнего не достичь, если у человека не окажется и нужного для его профессионального труда состояния здоровья. Однако высокий профессионализм, хотя и невозможен без развития у работника специальных способностей, которые, как своим содержанием, так и формой были бы тесно связаны с требованиями конкретной деятельности, и с соответствующими этим требованиям знаниями и умениями, но очень важным условием достижения такого профессионализма есть развитие общих способностей личности и преобразования общечеловеческих ценностей в ее собственные. Кроме того, чтобы четко очертить наиболее характерные черты профессионализма работника ОВД, высокий уровень которого становится обычно доступным человеку зрелого возраста, следует четко видеть неразрывную связь составляющих его психических образований со всеми другими блоками свойств, входящих в его личностную и субъектную структуру, что рассматривается в широком смысле.
В конце концов, профессиональная деятельность сотрудника ОВД, которую мы рассматриваем сквозь призму философско-правовой точки зрения акмеологического совершенствования, раскрывается как многогранный процесс профессионального самосовершенствования, имеет теоретическую и практическую составляющие, которые неразрывно связаны и проявляются в сочетании на пути к акме самопознания, раскрытия способностей, обучения и практического воплощения их в работе, реализуются по призванию. По нашему убеждению, неотъемлемой составляющей достижения новых вершин роста в процессе профессионального совершенствования является наличие задатков, способностей, талантов, а, следовательно, и призвания, побуждающего личность выбрать профессию именно работника органов внутренних дел, а не любую другую, и работать в ней творчески. В связи с этим, безусловно, важную роль в реализации процесса самосовершенствования играет единство сознания и деятельности. Собственно говоря, акмеологиче-ское развитие сотрудника органов внутренних дел - это процесс, заключающийся в постоянном совершенствовании его личности, включает достижение максимального совершенства в творческой и продуктивной профессиональной деятельности личности на основе природных потенциалов. Поэтому, акмеологические проблемы рассматриваются нами через призму поиска совершенства и закономерностей достижения вершин личностью сотрудника ОВД в связи с социумом, где существуют различные уровни взаимодействия человека и общества.
Ссылки:
1. Акмеология: учеб. / под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2004.
2. Бачинин С.А. Морально-правовая философия. Харьков, 2000.
3. Акмеология ... С. 10.
4. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.
5. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления / С.Ю. Степанов, О.А. Полищук, И.Н. Семенов. М., 1996.
6. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. СПб., 2003.