Научная статья на тему 'Оперативно-розыскная деятельность в контексте юридической акмеологии'

Оперативно-розыскная деятельность в контексте юридической акмеологии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СПЕЦИАЛИСТ / ПСИХОЛОГ / ЛИЧНОСТЬ / ПОЗНАНИЕ / НАБЛЮДЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / МЫШЛЕНИЕ / МОТИВ / ПРОБЛЕМА / ВЕРШИНА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПОДХОД / АКМЕОЛОГИЯ / КАТАБОЛОГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ПАРАДИГМА / ЛАКУНА / РОЗЫСК / ТЕОРИЯ / SUBJECT / SPECIALIST / PSYCHOLOGIST / PERSONALITY / COGNITION / OBSERVATION / ACTIVITIES / REFLECTION / THINKING / MOTIVE / PROBLEM / TOP / PROFESSIONALISM / APPROACH / AKMEOLOGY / KATABOLOGIYA / CONCEPT / PARADIGM / LACUNA / SEARCH / THEORY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федосеев Г. А.

В статье предпринимается попытка рассмотреть концептуальные положения юридической акмеологии в контексте задач, выполняемых оперативными подразделениями органов внутренних дел на основе исследований первой половины 90-х гг. прошлого столетия. Созданный в те годы акмеологический центр активно занимался пропагандой новой науки, уделялось значительное внимание профессиональному мышлению сотрудника ОВД. Однако в публикациях по юридической акмеологии, как правило, не делался акцент на фигуре познающего субъекта - кто он: юрист, психолог или пассивный наблюдатель, тогда как именно от фигуры познающего субъекта зависит сам характер познания и его результат. В настоящее время акмеориентированный подход и соответствующие технологии вновь востребованы, в т.ч. и для их практической реализации в деятельности оперативного сотрудника с целью совершенствования его профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федосеев Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operatively-search activity in the context of legal psychology

The paper attempts to examine the conceptual provisions of law in the context of Occupational tasks performed by the operational units of the Interior on the basis of studies of the first half of 90-ies of the last century.

Текст научной работы на тему «Оперативно-розыскная деятельность в контексте юридической акмеологии»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

УДК 159.9 Г.А. Федосеев*

Оперативно-розыскная деятельность в контексте юридической акмеологии

В статье предпринимается попытка рассмотреть концептуальные положения юридической акмеологии в контексте задач, выполняемых оперативными подразделениями органов внутренних дел на основе исследований первой половины 90-х гг. прошлого столетия. Созданный в те годы акмеологический центр активно занимался пропагандой новой науки, уделялось значительное внимание профессиональному мышлению сотрудника ОВД. Однако в публикациях по юридической акмеологии, как правило, не делался акцент на фигуре познающего субъекта - кто он: юрист, психолог или пассивный наблюдатель, тогда как именно от фигуры познающего субъекта зависит сам характер познания и его результат. В настоящее время акмеориентированный подход и соответствующие технологии вновь востребованы, в т.ч. и для их практической реализации в деятельности оперативного сотрудника с целью совершенствования его профессиональной подготовки.

Ключевые слова: субъект, специалист, психолог, личность, познание, наблюдение, деятельность, рефлексия, мышление, мотив, проблема, вершина, профессионализм, подход, акмеология, катабология, концепция, парадигма, лакуна, розыск, теория.

G.A. Fedoseev*. Operatively-search activity in the context of legal psychology. The paper attempts to examine the conceptual provisions of law in the context of Occupational tasks performed by the operational units of the Interior on the basis of studies of the first half of 90-ies of the last century.

Keywords: subject, specialist, psychologist, personality, cognition, observation, activities, reflection, thinking, motive, problem, top, professionalism, approach, akmeology, katabologiya, concept, paradigm, lacuna, search, theory.

Сегодня для всех очевидно, что некоторые психологические концепции устарели, другие требуют определенных ресурсов для своего окончательного самоопределения. Хорошая идея - наполнить психологическим содержанием сопровождение разных видов деятельности, определить в ней свой круг задач и вопросов по проблемным ситуациям профессиональной деятельности сотрудников оперативных подразделений, т.к. последняя до сих пор не получила необходимого научно-прикладного статуса в юридической психологии. В свою очередь, психология и педагогика органов внутренних дел вместе с юридической психологией заняты каждая своими проблемами и рассматривают личность сотрудника оперативного подразделения, не учитывая достижений смежных дисциплин. До сих пор отсутствует достоверное знание и системное представление как о самой личности сотрудника оперативного подразделения, так и о психологических особенностях правоохранительной деятельности оперативных подразделений в целом. В результате специалистами, как правило, предлагаются отдельные мероприятия, направленные на повышение эффективности правоохранительной деятельности, обучения и воспитания личного состава без учета системности самих параметров успешности или продуктивности, международных эталонов, идеалов оказания правоохранительных услуг, без ориентации на достижение предельных (экстремальных) уровней развития. Возникает проблема неадекватности представлений у руководителей о тех реальностях, на базе которых развивается современная оперативная деятельность, организационная культура оперативно-розыскных подразделений ОВД.

Современные процессы в оперативных подразделениях ОВД характеризуются выраженными изменениями, которые охватывают все их структуры. Меняются прежде всего организационная структура и функции оперативных служб полиции России. Острота и неотложность комплекса проводимых реформ диктуют необходимость поиска эффективных способов установления оперативных контактов - как с отдельными лицами с помощью психологических, психофизиологических методик на предмет достоверности предоставляемых ими сведений, так и психологических контактов внутри служебного коллектива.

Чтобы сегодня психологу на профессиональной основе заниматься психологическим сопровождением оперативно-розыскной деятельности, ему недостаточно своих способностей исследователя, методологических разработок, он должен еще и обладать соответствующим опытом. Однако в системе подготовки психолога ОВД полностью отсутствует оперативно-розыскная специализация. Не раскрывается в учебном процессе и юридическая акмеология. В этой связи выделенный психолог подразделения профессионально не готов опираться в своей деятельности на современные достижения юридической акмелологии и синергитической акмелологии.

* Федосеев, Г.А., преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского Университета МВД России. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812)744-96-37.

* Fedoseev, G. A., lecturer in operational and investigative activities of law enforcement bodies of the St. Petersburg University, the Ministry of the Interior of Russia, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Office. tel. (812) 744-96-37.

© Федосеев Г.А., 2013

Сегодня юридическая акмеология охватывает основные сферы профессионального самоопределения личности, диагностику и управление жизнедеятельностью человека, начиная с детства и заканчивая глубокой старостью. В акмеологии одним из главных рабочих понятий является понятие «акме», как вершины, на которую поднимается человек в своем индивидном, личностном и субъектном развитии. Выражением этой вершины обычно оказываются наивысшие уровни, которые становятся характерными для формирования каждой из систем личности человека и всего его в целом. Поскольку «акме» сотрудника оперативного подразделения может проявляться в наивысшем уровне его ценностно-смысловых систем, в его отношениях к разным сторонам оперативной деятельности, то наивысшей формой «акме» у него будет выступать вся совокупность образований личности специалиста - физических, физиологических, психических и всех иных качеств, которые позволяют ему на оптимальном для него уровне действовать в качестве субъекта познания, труда и общения. Поэтому объектом изучения в юридической акмеологи,и применительно к оперативно-розыскной деятельности, постоянно должен быть целостный человек. Для этого необходимо целеустремленно и научно грамотно применять комплексный подход, последовательно и настойчиво стремиться к достижению единства методологического, теоретического и практико-ориентированного подходов при изучении феноменологии, закономерностей и механизмов развития сотрудника на ступени ранней, средней и поздней взрослости при завершении профессиональной деятельности в ОВД и подготовке к отставке.

Для успешного решения сформулированной выше задачи необычайно важны также всесторонняя разработка и правильное применение субъектного подхода, ориентирующего специалиста на достижение оптимума в своем развитии. Конкретно это означает свободное владение им внешними и внутренними условиями своей жизнедеятельности, результатом чего оказываются не только сохранение, но и укрепление своего физического и психического здоровья как основы высокой трудоспособности, ответственное отношение к созданию семьи и воспитанию детей, непрерывное профессиональное совершенствование в избранной сфере трудовой деятельности [5, с. 68]. Существенное отличие юридической акмеологии от психологии и педагогики состоит в том, что акмеология целенаправленно выделяет профессионализм и воздействующие на него факторы в качестве предмета своего исследования и имеет своей задачей построение, разработку и совершенствование систем повышения профессионализма, для которых ключевыми являются понятия «продуктивность», «результативность» и «уровень профессионализма» [6, с. 28].

В юридической акмеологии принято считать, что динамика продуктивности профессиональнотворческой деятельности носит ритмический, волнообразный характер, включающий подъемы и спады под влиянием интегративного взаимодействия внешних и внутриличностных факторов. При этом неоднозначность основных параметров творческой продуктивности специалиста связана в значительной степени с возрастом, уровнем зрелости субъекта, с личностными факторами, с активным рефлексивным характером отражения внешних условий жизнедеятельности. Всё это важно для совершенствования системы подготовки и психологического сопровождения сотрудников оперативных подразделений.

С развитием оперативно-розыскной психологии как науки смещается акцент рефлексивных исследований с того, кто и что изучает, на то, как добывается знание, как оно принимается или отбирается. Имеется ввиду «методологическая рефлексия» логики научного познания с позиций «должного» нормативного описания процессов [9, с. 55].

В качестве такого познания выступают реальные проблемы юридической акмеологии оперативнорозыскной деятельности; психологии оперативно-розыскной деятельности (проблема типологии трудовой деятельности), актёрской психотехники (проблема механизмов творчества и развития творческой личности); возрастной психологии личностно-профессионального развития (проблема возрастного развития и зрелости), проблемы соотношения психического и психофизиологического в акмеологии как науке и технологии развития профессионализма.

Важно подчеркнуть, что наряду с исследованием путей и методов достижения индивидуального «акме», акмеология делает акцент на профессиональной мотивации, на факторах творческой продуктивности сотрудника, установках на самореализацию, мотивацию достижения, на содержание позитивных ценностных установок личности.

Так, в акмеологической литературе, различаются формальный и содержательный подходы к анализу мотивов. При формальном подходе все мотивы такого рода сводятся к следующим двум: 1) стремление к профессиональному росту; 2) стремление к социальному росту. Но, поскольку при сочетании этих мотивов может возникать противоречие между профессиональным и социальным ростом, то конечным итогом продвижения к «акме» является требование достижения максимальной гармонии между профессиональным ростом индивидуума и его социальным ростом.

Теория самоорганизации и теория движения к «акме» неизбежно предполагают учитывать и движение к антиподу «акме», т.е. катаболе. Если акмеология изучает закономерности движения к «вершине» в творческой деятельности, то катабология - закономерности движения к «низине» этой деятельности [3]. Поэтому наряду с проблемой гармонизации «акме», важной проблемой юридической акмеологии является проблема конструктивного преодоления катаболе (т.е. оптимального выхода из кризисных состояний) [4].

Анализ сущности катабологии показывает, что последняя представляет собой своеобразную теорию антидеятельности. Примером антидеятельности является сознательное нарушение профессиональных, юридических, моральных норм, например, факты коррупции. В правоохранительной деятельности также можно найти массу примеров антидеятельности в тех правовых институтах, которые уполномочены государством исполнять законы. Нередки случаи, когда оперативные подразделения

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

либо закрывают глаза на преступления за взятку, либо вымогают мзду, угрожая «большими неприятностями». Так, если сотрудники уголовного розыска заведомо фальсифицируют данные о способах сбора доказательств, то соответствующим образом они эти способы и «контролируют».

Конструктивное «снятие» конфликтов в развитии субъекта деятельности - это и есть практическая реализация принципов синергетики, синтеза порядка и хаоса. Этот синтез имеет два аспекта: 1) «порядок» существует лишь за счет «хаоса», вносимого в среду; 2) благодаря своему «порядку» система приобретает способность адекватно реагировать на хаотические воздействия среды и этим сохранять свою устойчивость; в ее упорядоченном поведении появляются «хаотические» черты, но эти черты становятся необходимым условием ее «упорядоченного» существования» [10, с . 47].

Акмеориентированное сознание предполагает кардинальное изменение отношения к феномену развития специалиста, роли в этом процессе непрерывного образования и самообразования, творческой деятельности. Все это позволяет обнаружить значительный практический потенциал, определить новые смысловые ориентиры и ценности, акмеологические условия и факторы повышения продуктивности профессионально-творческой деятельности и сохранения профессионального долголетия сотрудников оперативных подразделений.

В результате проведенных теоретико-методологических исследований, объединенных общей идеей прогрессивного развития личности при достижении вершин в развитии и поиске соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека, была обоснована система методологических принципов юридической акмеологии (см. Ю.А. Шаранов)

Методологические принципы, применяемые в акмеологических исследованиях оперативнорозыскной деятельности, являются, с одной стороны, общими для наук, входящих в комплекс человекознания, с другой стороны, имеют конкретное акмеологическое содержание. Так, принцип комплексности нацелен на интеграцию знания о различных качествах, свойствах, состояниях человека и различных систем, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность [2, с. 26]. В свою очередь, принцип системного подхода заключается в изучении объекта как целого, но состоящего из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного и сложноорганизованного [5, с. 112].

Субъектный подход нередко декларируется как парадигмальный подход для акмеологии и рассматривается как главный, определяющий. Данный принцип основан на идее С.Л. Рубинштейна о субъекте как центре организации бытия и субъективности, проявляющийся через потребность и способность совершенствования человека [9, с. 68].

Принцип развития понимается как идея ориентации на прогрессивное самосовершенствование личности. Результатом самосовершенствования будет являться развитие профессиональных компетенций, личностных и индивидуальных качеств психолога-специалиста в правовом поле оперативно-розыскной деятельности.

Принцип необходимости изучения человека в его прогрессивном развитии как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности предполагает изучение развития профессионализма в многообразии личностных проявлений.

В акмеологических исследованиях провозглашается получивший широкое распространение в юридической психологии методологический принцип, согласно которому необходимо изучать объект и субъект деятельности как два равноценных центра [11].

Отсюда развитие может осуществляться как через предмет, так и субъект деятельности.

К субъектам оперативно-розыскной деятельности относятся как сами государственные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности указанных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» [1, ч. 1 ст. 13], так и субъекты оперативных подразделений соответствующих государственных органов, начиная от оперативных уполномоченных до руководителей отделов и оперативно-розыскных частей.

В то же время нельзя однозначно сделать вывод из текста данного Закона о том, являются или не являются специалисты, а также отдельные граждане субъектами оперативно-розыскной деятельности [1,

ч. 5 ст. 6]. С учётом такой правовой лакуны полагается, что к субъектам оперативно-розыскной ситуации на сегодняшний день следует отнести всех участников оперативно-розыскной деятельности, в т.ч. и лиц, содействующих оперативно-розыскным органам [13, с. 140]. В этой связи не может оставаться вне процесса рефлексии и фигура специалиста-психолога в оперативно-розыскном подразделении. Прежде всего следует указать на юридическую неурегулированность его статуса. Если обратиться к опыту нормативного закрепления его деятельности, то следует вспомнить опыт США и многих европейских стран, где элемент лицензирования и сертификации специалиста-психолога является необходимым условием начала его профессиональной деятельности. Право определять компетенцию и практическую деятельность специалиста-психолога имеют специальные комиссии, в компетенцию которых входят комплексные проверки кандидатов на получение лицензии, и решение которых определяется исключительно по результатам сдачи профессионального экзамена и анализа опыта профессиональной практики.

Естественно, что субъектом оперативно-розыскной деятельности должна являться прогрессивно развивающаяся зрелая личность сотрудника, самореализующаяся в конкретном виде профессиональной деятельности и достигающая в ней вершин профессионализма независимо от того, как это будет прописано в законе.

Юридическая акмеология должна помочь субъекту соответствовать акмеориентированной деятельности с обязательным учётом профессиональной специфики оперативно-розыскных подразделений. Поэтому не случайно прикладными направлениями в юридической акмеологии стали те, которые ориентированы на профессиональные сферы, непосредственно связанные с бытием и жизнедеятельностью человека.

Сегодня одними из наиболее разработанных направлений в профессиологии являются педагогическая акмеология - наука о путях достижения профессионализма в труде педагога, где наиболее известны труды Н.В. Кузьминой и представителей её научной школы [8, с. 12], а также юридическая акмеология управления, причём последняя находится в стадии становления и развития в качестве самостоятельного направления в связи с актуализацией общественной потребности в управленческих кадрах, обладающих высоким уровнем профессионализма [12, с. 48].

В настоящее время юридическая акмеология управления являет собой область научного знания, обеспечивающего достижение высших уровней профессионализма и культуры в управленческой деятельности. Для руководителей оперативных подразделений ОВД общая управленческая культура необходима, т.к. сотрудникам приходиться организовывать работу подчинённых, проводить мероприятия воспитательного характера [10, с. 37].

В свою очередь, весьма перспективным направлением прикладной акмеологии может стать акмеология оперативно-розыскной деятельности в целом, объектом которой является профессионализм деятельности сотрудников оперативных подразделений ОВД, а предметом - закономерности, условия и факторы, способствующие совершенствованию их профессионального мастерства и значимости профессионального «акме».

Центром внимания акмеологии оперативно-розыскной деятельности уже сегодня может стать проблема профессионализма оперативных работников, выявление условий и факторов, повышающих эффективность их деятельности, стимулирующих прогрессивное личностно-профессиональное развитие, психологические противопоказания к оперативной работе, а также виды профессиональной «деформации» оперативных работников, разработка методов их компенсации и преодоления. Особенно интересны достижения креативной акмеологии. Так, деятельность оперативного уполномоченного уголовного розыска по раскрытию преступлений рассматривается как особый вид мыслительной деятельности, имеющей предметную специфику и осуществляемую со значительными психическими и энергетическими затратами. Оценка результатов этой деятельности не может быть объективной, если эта деятельность наблюдается и познаётся вне контекста её задач, в искусственно созданных условиях, тем более непрофессионалом. Недостатком познания непрофессионала, т.е. «наивного» наблюдателя, является именно иллюзия отождествления знания с познаваемой реальностью. Другими словами, стремление познающего удержать в фокусе познания именно психологическое, наполнить при этом его конкретным содержанием вольно или невольно приводит его к переформулированию познаваемого в терминах социальной перцепции. Восприятие психики человека оказывается вытесненным восприятием человека. Наивный субъект, который видит человека в его телесности, воспринимает психическое в его крайних, предельных выражениях (отсюда интерес к психопатологии, к проявлениям гениальности и т.п.). Чтобы сделать психическое «видимым», воспринимаемым, он стремиться привязать его к соме, проецировать на сому [7, с. 56].

Другим проявлением ошибки в познании и восприятии психического наивным субъектом может быть смещение акцентов с процесса восприятия человека человеком, самовосприятия на его результат [10, с. 20]. Такое смещение обусловлено тем, что от пассивного субъекта процесс восприятия скрыт и ему сразу открывается результат. Именно по конечному результату обыватель как пассивный наблюдатель судит о том, насколько хорошо или плохо работает полиция.

Подводя итог, следует заметить, что в публикациях по юридической акмеологии не подчёркивается, кем же будет являться познающий субъект деятельности (в нашем случае оперативно-розыскной деятельности): профессиональным юристом, психологом или «наивным» субъектом. Тем самым познающий субъект оказывается как бы растворённым в предметной области юридической деятельности. По всей видимости, вполне обоснована постановка вопроса: «Есть ли особенности в содержании или методах познания в ситуациях, когда исследователем выступает специалист-психолог?». Вопрос возникает в связи с теми задачами, которые вынужден будет решать психолог оперативно-розыскного подразделения, будет ли он чем-то отличаться от оперативного сотрудника. Как представляется, по сравнению с «наивным наблюдателем» психолог может выступать не только субъектом, но и объектом изучения явлений психики. Основанием для такого утверждения является специфика психологического познания, которое состоит не только в анализе самой психической реальности в её разнообразных проявлениях, но и в восприятии и понимании накапливаемого на протяжении длительного времени психологического знания [9, с. 55].

Профессиональный психолог вполне осознаёт, что знание должно восприниматься как один из вариантов описания реальности. Имеется в виду, когда субъект не замечает, что смотрит на реальность как бы сквозь вербальный, избирательно прозрачный экран, принимая изображение на экране за саму реальность как способ её существования. Специалист-психолог обладает умением соотносить описание с познаваемой реальностью, нащупывать за описанием реальность и на этой основе сопоставлять пёстрые, иногда взаимоисключающие описания друг с другом. Собственно, этому умению - соотносить знания с реальностью - психолог учиться всю жизнь, поскольку число способов представления реальности и знания бесконечно [9, с. 56]. В этой связи желательно создать в штате оперативного подразделения именно должность специалиста-психолога. Можно сделать вывод, что в настоящее время оформились концептуальные и нормативные параметры требований по психологическому совершенствованию профессиональной деятельности сотрудников оперативных подразделений, достаточно ясно формируются запросы практики в отношении особого режима работы, разноплановости и многофункциональности выполняемых задач, профессионального мастерства, уровня психологической культуры самих сотрудников. Тем самым для фигуры психолога оперативного подразделения специфика научного познания состоит в том, что он сам является носителем той реальности, которую познаёт в других, которая представлена в психологическом знании и влечёт повышенную социальную ответственность за профессиональные ошибки.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Полиция России, являясь важнейшим элементом полицейской системы страны, выполняет задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в стране, обладает точно сформулированными национальным законодательством властными полномочиями, особой системой управления и конспиративными методами, включая оперативно-розыскные мероприятия. Следовательно, проблематика этого направления весьма обширна и связана с профессионализмом специалиста-психолога, осуществляющего свою профессиональную деятельность в затрудненных условиях, предъявляющих повышенные требования к субъекту деятельности, особый режим которого нельзя свести к обычному алгоритму действий, а различение методологической и психологической рефлексии психологической науки заставляет более требовательно относиться к методологии, учитывать не только универсальные нормы и правила, сформулированные для всех, но и их специфическое проявление как у профессиональных психологов, так и у пассивных наблюдателей, избегать психологических ловушек познания и преодолевать исследовательский эгоцентризм.

Список литературы

1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N° 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в редакции от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ).

2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1987.

3. Актуальные проблемы социальной синергетики : материалы межвузовской научнопрактической конференции студентов, аспирантов и преподавателей / под ред. Ю.А. Шаранова. - СПб.: Санкт-Петербургская акмеологическая академия (институт), 2006.

4. Акмеология развития личности и деятельности : материалы межвузовской науч.-практ. конф. студ., аспирантов и преподавателей. Санкт-Петербург, 20 апреля 2007 г. / введ. и общ. ред. Ю.А. Шаранова. - СПб.: Санкт-Петербургская акмеологическая академия (институт), 2007.

5. Бодалев, А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М.: Изд-во РАУ, 1993.

6. Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. - 750 с.

7. Кондратьева, Л. А., Шаранов, Ю. А. Особенности процесса познания с точки зрения наивного наблюдателя и специалиста-психолога // Перспективы развития психологического образования в XXI веке : материалы межвуз. науч.-практ. конф. студ., аспирантов, преподавателей. 24 ноября 2006 г. - СПб.: Санкт-Петербургская акмеологическая академия, 2006. - 210 с.

8. Кузьмина, Н. В., Слепов, В. Я., Хальзов, В. И. Акмеология и ее значение в профессиональной подготовке кадров сотрудников правоохранительных органов // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел» РФ. - СПб., 1995. - 220 с.

9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2007. - 720 с.

10. Трусов, В. П. Психология межличностного влияния и оценивания. - Л., 1984. - 120 с.

11. Шаранов, Ю. А. Актуальные проблемы юридической акмеологии : монография. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010. - 130 с.

12. Шаранов, Ю. А. Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел: управленческо-развивающийся подход : монография. - СПб., Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. - 382 с.

13. Шахматов, А. В. Психологические вопросы содействия отдельных лиц из числа членов преступной группы, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Материалы международной научно-практической конференции. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. - 247 с.

УДК 159.9.072

Ю.А. Шаранов*, В.М. Статный**

Импровизация в структуре субъектогенеза личности сотрудника органов внутренних дел

В данной статье рассмотрена импровизация как системообразующий феномен профессиональной компетентности сотрудника. Подчеркивается очевидная тенденция к возрастанию уровня креативности юридической деятельности. Отсюда возникает необходимость изменения «импровизационного

* Шаранов, Юрий Александрович, профессор кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, доктор психологических наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. 8(921)-986-75-67. E-mail: niospba@mail.ru.

** Статный, Владлен Михайлович, начальник кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. 8(921)-922-78-50. E-mail: statny@mail.ru.

* Sharanov, Yury Aleksandrovich, the professor of the department of legal psychology, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor of psychological sciences, professor, Honored worker of the higher school of the Russian Federation, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. 8(921)-986-75-67. E-mail: niospba@mail.ru.

** Statny, Vladlen Mikhailovich, head of the department of legal psychology, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of pedagogical sciences, associate professor. Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. 8(921)-922-78-50. E-mail: statny@mail.ru.

© Шаранов Ю.А., Статный В.М., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.