Кравченко Олег Георгиевич
преподаватель кафедры специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России (тел.: +79787953783)
Юзьвак Сергей Анатольевич
преподаватель кафедры специальных дисциплин
Крымского филиала Краснодарского университета МВД России
(тел.:+79788540825)
Непрерывное образование в системе МВД России: основные подходы и содержание
В статье рассматриваются основные подходы, позволяющие изучать непрерывное образование в системе МВД как функциональную развивающуюся систему, динамика которой определяется социокультурными процессами. Раскрывается содержание понятия «непрерывное образование», определяется место постдипломного образования в системе непрерывного профессионального образования, способного реализовать самосовершенствование сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: непрерывное образование, постдипломное образование, сотрудник органов внутренних дел, система МВД, основные подходы, содержание образования.
O.G. Kravchenko, Lecturer of the Chair of Special Disciplines of the Crimea branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79787953783;
S.A. Yuzvak, Lecturer of the Chair of Special Disciplines of the Crimea branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79788540825.
^nt^ing education in the system of the Ministry of the Interior of Russia: main approaches and content
This article discusses the main approaches to study continuing education in the Interior Ministry as a functional developing system, which dynamics is determined by the socio-cultural processes. The content of the concept of «continuing education» has been explained, the position and place of post-graduate education in the system of continuing professional education, able to implement self-improvement of employees of MIA departments were proved.
Key words: continuing education, postgraduate education, employee of the MIA department, Ministry of Internal Affairs system, basic approaches, content of education.
На современном этапе развития российского общества определяющими векторами модернизации постдипломного образования сотрудников органов внутренних дел являются непрерывность и системность повышения их профессиональной компетентности, доступность образования, инновацион-ность, гибкость, ориентированность образования в целом и его отдельных составляющих на стихийно изменяющуюся действительность, компетентностный подход к обеспечению саморазвития и самореализации личности на всех этапах профессионализации. Поэтому главной в системе непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел является подготовка специалистов, имеющих инновационное мышление, надлежащую мотивацию к самосовершенствованию и самообучению на протяжении жизни.
Весомый вклад в разработку теоретико-методологических положений обеспечения непре-
рывности образования в системе МВД осуществили и осуществляют отечественные и зарубежные ученые И. Горлинский, Б. Дамбаева, Т. Купавцев,
A. Порожняков, И. Сташевская, В. Шалин и др.
Основными методологическими принципами по исследованию феномена непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел, по его организации и содержательному наполнению являются системный, акмеологи-ческий и компетентностный подходы, которые в контексте исследования выполняют инструментальную функцию, т.е. позволяют изучать дополнительное профессиональное образование как функциональную развивающуюся систему, динамика которой определяется социокультурными процессами.
Основные положения системного подхода для решения педагогических проблем рассмотрены и реализованы в работах И. Блаубер-га, Ф. Королева, Н. Кузьминой, В. Новичкова,
B. Садовского, В. Шадрикова, Е. Юдина и др.
342
Системный подход предназначен для исследования систем и процессов, познания закономерностей изучаемых объектов и явлений. Он позволяет не только исследовать части и целое систем любых типов и видов, но и осуществлять проектирование, моделирование новых систем, формировать механизмы их целенаправленного функционирования и развития.
По мнению Н. Кузьминой, системный подход является методом научного познания и означает, что явление объективной действительности рассматривается с позиций закономерностей системного целого и взаимодействия его составляющих частей, образует особую гносеологическую призму или особое «измерение» реальности [1].
Как отмечает В. Беликов, использование системного подхода для решения проблем образования предполагает выполнение следующих требований:
определять образование как систему; исследовать каждый компонент системы образования с целью выяснения и обеспечения полноты ее состава;
определять всю совокупность структурных связей;
разбираться в механизме функционирования отдельных звеньев системы образования, ее организации, управлять этим механизмом на научной основе;
определять тенденции и предусматривать уровни развития системы образования как важное условие совершенствования процесса в целом [2].
Системный подход позволяет раскрыть детерминированность непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел изменениями, происходящими в социокультурном контексте Российской Федерации. В связи с этим следующим методологическим основанием к рассмотрению феномена постдипломного образования является акмеологический подход, который в начале третьего тысячелетия является одним из перспективных для современной системы непрерывного образования. «Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановлении целостности субъекта, который проходит степень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъек-тно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во взаимосвязях для того, чтобы способствовать достижению более высоких уровней, на которые может подняться каждый» [3, с. 48].
Важную роль в разработке основ теории по различным проблемам акмеологии играют труды таких ученых, как А. Бодалев, А. Деркач, Н. Кузьмина, А. Маркова, С. Пальчевский, С. Степанов и др.
В исследованиях Н. Кузьминой предложено определение предмета акмеологии - изучение целостности человека в период самореализации его зрелости и осознания субъектом самого себя [4]. Проблемам акмеологии посвящены и труды А. Бодалева, в частности его монография «Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения» освещает феномен акме и определенные условия его формирования. Исследователь рассматривает роль социальной макро- и микросреды в достижении человеком вершины своего развития; акме и индивидуальность человека; акме и популярность; акме и проблему саморазвития [5].
Таким образом, акмеологический подход позволяет перевести систему образования из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается качество дополнительного профессионального образования, потому что у всех субъектов учебного процесса систематизируются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности является ведущим.
Далее наше внимание сфокусировано на характеристике основ компетентностного подхода к определению характеристик постдипломного образования сотрудников органов внутренних дел как объекта исследования.
Методологическим и теоретическим аспектам компетентностного подхода посвятили свои исследования многие отечественные и зарубежные (ученые и практики В. Байденко, А. Бермус, И. Зимняя, Б. Оскарсон, Дж. Равен, Ю. Татур, А. Хуторской и др.).
Новый концептуальный ориентир - компетентность^ подход - вызывает немалый интерес педагогического сообщества. Составляющими непрерывного образования на основе компетентностного подхода являются личностные компетенции - преодоление проблем и стрессов, толерантность, коммуникабельность, инициативность, нестандартность, аргументированность и профессиональные компетенции, присущие подготовке именно сотрудников системы МВД. Реализация основных положений компетентностного подхода в системе последипломного образования сотрудников органов внутренних дел позволяет решить важные проблемы дополнительного профессионального образования - предотвратить их слабую практическую подготовку.
Компетентностный подход способствует формированию компетенций - знаний, умений и навыков, а также способов и приемов их реализации в деятельности, общении, развитии. Компетенции обеспечивают продуктивное выполнение профессиональной деятельности, они необходимы будущим специалистам для адаптации в современной профессиональной
343
среде, самореализации. Реализация компе-тентностного подхода предусматривает переход от накопления у сотрудников органов внутренних дел нормативно определенных знаний, умений и навыков к формированию и развитию способностей действовать мобильно, креативно, используя передовой опыт в процессе последипломного развития профессиональной компетентности.
Совокупность рассмотренных подходов в их взаимодействии является основой парадигмы личностно ориентированного образования, концептуальная идея которой - личностный и профессиональный рост человека, самообразование в течение жизни, творческая самореализация и повышение уровня профессионализма каждого дипломированного специалиста, в том числе профессионально-компетентной личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Реализации личностно ориентированной парадигмы образования способствуют такие тенденции развития учебных систем, как признание каждого уровня образования органической составляющей системы непрерывного образования; расширение форм открытого обучения с целью повышения уровня способности личности к самообразованию; переход к субъект-субъектным отношениям в учебном процессе; реализация педагогических технологий, способных активизировать самореализацию личности. «Личностный подход требует изучения и учета индивидуальных, возрастных особенностей, природных возможностей и социальных условий, в которых происходит реальное становление и развитие личности... личностно-ориентированная педагогика выводит на первый план самого человека, его ценности, его умение прогнозировать и контролировать себя» [6, с. 56].
Поскольку формирование личности, ее качественные изменения происходят только в процессе определенной деятельности (учебная, профессиональная), необходимо спроектировать постдипломное образование сотрудников органов внутренних дел таким образом, чтобы оно способствовало целенаправленному формированию их личности как субъектов целостного процесса развития профессиональной компетентности, преждевсегопрофессионально-коммуникативной.
Сделанный вывод обосновывает необходимость рассмотрения в логике исследования сотрудника органов внутренних дел как субъекта дополнительного профессионального образования. Организация и содержательное наполнение постдипломного образования сотрудников системы МВД напрямую зависят от следующих критериев: с одной стороны, оно непосредственно определяется социокуль-
турными изменениями, которые происходят в структуре Российской Федерации, с другой -представитель системы внутренних дел как личность осознает пределы своей индивидуальности, обладает совокупностью личностных и профессиональных качеств и имеет внутреннюю интенцию профессионального обновления.
Понятие «образование» в последнее время значительно изменило свой смысл. В сегодняшних условиях образование рассматривается широко, определяется различными контекстами, которые можно обобщить так: образование -ценность (государственная, общественная, личная), система различных учебных заведений и образовательных учреждений; особый процесс, разноуровневый результат; социокультурный феномен; социальный институт, влияющий на состояние сознания общества.
Не делая попытки дать определения понятию «образование», отметим, что в контексте нашего исследования перечисленные подходы к его определению играют роль регуляторов в выявлении сущности феномена непрерывного и последипломного образования.
В отечественной науке наиболее распростра-неные термины «андрагогика», «образование в течение жизни», «образование взрослых», «непрерывное образование», «повышение квалификации», каждый из которых имеет свои ключевые характеристики и отличительные признаки. Например, результатом повышения квалификации считаем достижение высокого уровня профессиональной компетентности, длительность использования новых технологий, потребность в непрерывном образовании. Именно система непрерывного профессионального образования способна реализовать самосовершенствование сотрудников органов внутренних дел.
Непрерывное образование России охватывает учебные заведения начиная с детского сада, общеобразовательную школу, профессиональные технические училища, высшие учебные заведения I—IV уровней аккредитации, курсы повышения квалификации, переподготовку, стажировку, обучение в аспирантуре, докторантуре, адъюнктуре.
Наиболее распространенным при определении самого понятия «непрерывное образование» является подход, согласно которому непрерывное образование - это образование, охватывающее всю жизнь человека и включающее в себя формальные (школа, институт), неформальные (образовательные курсы, народные университеты, клубы, кружки) и ин-формальные (самообразование, жизненный и социальный опыт) виды образования в соответствии с цивилизационно-гуманистической направленностью развития и социально-экономических потребностей общества, интересов и способностей личности.
344
На наш взгляд, под непрерывным образованием следует понимать такую систему образования, которая дает каждому человеку возможность формировать и достраивать свой профессиональный/образовательный и культурный «багаж» в соответствии с личными нуждами и потребностями общества в целом, ведь, по мнению Е.Н. Карелкина, «формирование мотивации и ценностных ориентаций обучающихся является неотъемлемой частью развития личности человека» [7, с. 155].
Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на достаточно высокую степень стандартизации, сущность непрерывного образования остается индивидуальной для каждой страны и зависит от уровня ее социально-экономического развития, исторических условий функционирования системы образования, ее структуры и т.п.
Таким образом, анализ системы непрерывного образования свидетельствует, что идеи такого образования, с учетом образования взрослых, распространены во многих странах, большинство из которых разработали собственные образовательные программы. Сегодня система непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел приобретает в Российской Федерации важное значение, поскольку, во-первых, информация, знания, мотивация, а также необходимые для этого навыки становятся решающим фактором развития, конкурентоспособности и эффективности рынка труда. Во-вторых, россияне живут в сложной социально-экономической среде, где полноценное развитие личности невозможно без
умения активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию. И только образование в широком смысле этого слова может помочь успешно реализовать эти задачи.
Обобщая взгляды ученых на базовое понятие исследования, утверждаем: непрерывное образование вызвано к жизни процессами опережающего характера во всех сферах общества, актуализирует необходимость в специалисте, умеющем ориентироваться в быстро меняющемся мире, и выдвигает новые требования к уровню квалификации - профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел.
Таким образом, констатируем, что изменения, которые происходят в экономической, социально-политической и культурной жизни российского народа, усилили потребность в компетентном, толерантном, креативном сотруднике органов внутренних дел как активном субъекте. Это активизирует ориентацию последипломного образования на самоорганизующуюся личность, способную к постоянному наращиванию своих потенциалов. Результативность такого обновления непрерывного образования во многом зависит от профессионализма сотрудника системы МВД, его способности к личностно-профессиональному росту. Поэтому обучение сотрудников органов внутренних дел в системе дополнительного профессионального образования должно осуществляться, исходя из их потребностей, возможностей, сил и способностей.
1. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Н.В. Кузьминой. М., 2002.
2. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность. М., 2010.
3. Акмеология: учеб. / под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2004.
4. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб., 2002.
5. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.
6. Андреев В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань, 2000.
7. Карелкин Е.Н. Социально-психологические особенности студенческой молодежи // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2014. № 4(26). С. 155-157.
1. Methods of system pedagogical research: study aid / ed. by N.V. Kuzmina. Moscow, 2002.
2. Belikov V.A. Education. Activities. Personality. Moscow, 2010.
3. Acmeology: textbook / gen. ed. by A.A. Derkach. Moscow, 2004.
4. Kuzmina N.V. Subject of acmeology. St. Petersburg, 2002.
5. Bodalev A.A. The highest stage of adult development: characteristics and conditions of achievement. Moscow, 1998.
6. Andreyev V.I. Pedagogics: training course for creative self-development. 2nd ed. Kazan, 2000.
7. Karelkin E.N. Social and psychological features of student's youth // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2014. № 4(26). P. 155157.
345