Молчанова Екатерина Юрьевна
адъюнкт кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России
(е-mail: [email protected])_
Акмеологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников ОВД
Статья посвящена специфике деятельности сотрудников полиции, критериям профессиональной надежности, подготовленности и высокой социальной значимости деятельности органов внутренних дел.
Ключевые слова: акмеология, профессионализация, профессиональная надежность, праксис, гнозис.
E.Yu. Molchanova, Adjunct of a Chair of Psychology and Pedagogics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected] Acmeologic aspects of professional activity of staff of Department of Internal Affairs The article is devoted to the specific activity of the police, the criteria of professional reliability, readiness and the high social importance of the internal affairs bodies.
Key words: acmeology, professionalism, professional reliability, praxis, gnosis.
Акмеология изучает профессионализм зрелых людей, личность человека в период ее расцвета, многовершинность процессов восхождения к профессионализму и зрелости.
Акмеология рассматривает закономерности достижения вершин зрелости как профессионалом, так и личностью. В качестве стержневых качеств личности выделяют способность к саморазвитию, самостоятельному выбору, ответственность за его последствия, способность к смыслотворчеству, самовосстановление и сохранение своих мотивационных установок в ситуациях социальных перемен, помехоустойчивость и др. (А.Н. Рыбников, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач).
Системообразующим и регулирующим фактором активности личности, выражающейся в делах и поступках, является самосознание. Самосознание как результат самопознания и самоотношения можно назвать достаточно устойчивым комплексом представлений и суждений человека о самом себе, своих способностях и возможностях. В структуре самосознания как самообъективированном личностном опыте можно выделить образ «Я», ценности, идеалы, цели, уровень притязаний, представления о способах самооценивания и порождения личностных смыслов и т.п. Интегрирующим фактором самосознания является образ «Я». Структуру образа «Я» образуют следующие компоненты:
«Я» прошлое, «Я» реальное, «Я» будущее, «Я» идеальное. Другие элементы самосознания выполняют регуляторную функцию в процессе взаимодействия образа «Я» с этими элементами.
По мнению В.Г. Зазыкина и А.П. Чернышева, в акмеологическом исследовании, рассматривающем пути движения личности к зрелости, необходимо учитывать многоуровневый характер процесса социализации, возможность неоднократного «рождения» личности в процессе жизни по мере возникновения обновленной системы ценностей и изменения мировосприятия и мировоззрения, нового индивидуального выбора способа жизнедеятельности. Все это лежит в основе многовершинности личностной зрелости [1].
Так, выбирая профессию, требующую формирования особых черт и свойств личности, человек делает важнейший шаг на пути к своей зрелости. К таким профессиям, несомненно, относится и деятельность сотрудников ОВД.
Специфика профессиональной деятельности ОВД заключается в том, что реализация служебных задач нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, сопряжена с повышенной ответственностью сотрудников за принятые решения, необходимостью общаться с различным контингентом, воздействием психических и физических перегрузок, требует от сотрудников решительных действий, способности пойти на риск и т.д. В критериях професси-
244
ональной надежности сотрудника ОВД можно выделить четыре взаимосвязанных компонента: профессионально-нравственную надежность, профессионально-интеллектуальную надежность, профессиональную эмоционально-волевую надежность, профессиональную подготовленность [2].
Профессионально-нравственная надежность выражается в наличии комплекса нравственных качеств, необходимых сотруднику (чувство профессионального долга, честность, принципиальность и т.д.). Несомненно, это не исчерпывает комплекс профессионально значимых качеств, но нравственный критерий здесь играет чрезвычайно важную роль, т.к. гражданственность, строгое соблюдение законности возможны лишь тогда, когда они приобретают для сотрудника смысл нравственных норм. Иными словами -когда сотрудник осознает нравственный смысл своей профессии. В противном случае это будет только комплекс знаний, а не руководство к действию.
Профессионально-интеллектуальная надежность сотрудника выражается в первую очередь в его способности самостоятельно принимать и реализовывать верные профессиональные решения, в особенности в новой для него или экстремальной ситуации. Важнейшая составляющая профессионально-интеллектуальной надежности - способность самостоятельно учиться, анализировать свой собственный опыт, опыт коллег и деятельности всей системы МВД России.
Профессиональная эмоционально-волевая надежность проявляется в психологической устойчивости сотрудника, его способности к самоконтролю и эмоционально-психологической саморегуляции, наличии у него необходимых для данного вида профессиональной деятельности психологических качеств и характеристик.
Под профессиональной подготовленностью Е.А. Климов подразумевает наличие у сотрудника способности к самостоятельным профессиональным действиям, а также комплекса знаний, умений, навыков и осмысленного профессионального опыта, необходимых для результативного решения служебных задач. Естественно, что для представителей различных направлений деятельности органов внутренних дел конкретные характеристики профессиональной надежности будут различаться в зависимости от специфики решаемых профессиональных задач [3].
Высокая социальная значимость деятельности органов внутренних дел предъявляет повышенные требования к уровню их профессионализма и психологическим качествам личности.
М.Р. Гинзбург считает, что профессионализм является не только неким высшим уровнем умений и знаний человека в конкретной области деятельности, он представляет собой системную организацию сознания, психики человека, включающую следующие компоненты.
1. Свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности):
направленность на социально ориентированные и деятельностно ориентированные мотивы;
отношение к внешнему миру, людям, деятельности;
отношение к себе, особенности саморегуляции;
креативность (творчество), особенности ее проявления;
интеллектуальные и операторные черты индивидуальности;
эмоциональность, ее особенности и проявления;
сочетания личных качеств и способностей, ожидаемые в данной общности у профессионала;
представление о своем месте в профессиональной общности.
2. Праксис профессионала: моторика (движения, координация движений, статика), организационно-производственные, коммуникативные и социальные умения, навыки, действия.
3. Гнозис: специфика внимания, ощущения и восприятия, прием и переработка информации, принятие решений, представления, гностические умения, навыки, действия.
4. Информированность, знания, опыт, культура профессионала.
5. Психодинамика работника, психологические трудности, нагрузки в данной профессиональной области.
6. Физические качества, здоровье, противопоказания к труду в данной области [4].
Таким образом, объектами профессионального развития личности являются ее интегральные характеристики: социально-профессиональная направленность, компетентность, профессионально важные качества и психофизиологические свойства.
Профессионализация, подобно социализации, имеет несколько сторон: усвоение человеком социальных норм профессиональной деятельности, выработанных в предыдущем опыте; формирование индивидуальной профессиональной деятельности и в ходе этого выработка собственных установок, целей, способов деятельности (эту фазу профессионализации психологи (В.Д. Шадриков) обозначают как «распредмечивание» человеком
245
нормативно одобренного способа деятельности и превращение его в индивидуальный способ деятельности); активное воздействие человека на профессию, уточнение способа организации деятельности в зависимости от возможностей человека; преобразование за счет творческого вклада человека в профессию; осознанная работа человека по созиданию себя как профессионала. Объективными показателями профессионализации психологи считают показатели соответствия личности требованиям профессии (прежде всего, производительность труда), субъективными показателями - проявления соответствия профессиональной деятельности требованиям личности (степень удовлетворенности трудом - субъективное отношение к содержанию, к условиям работы, к самому себе; отношение к себе как к профессионалу, степень принятия себя как профессионала). Профессионализация - это не только овладение операциональной стороной профессии (действиями,
операциями), но и совершенствование мотива-ционной сферы. В целом профессионализация может быть рассмотрена как развертывание, усложнение профессиональной деятельности и профессионального общения, становление личности профессионала [1].
Общая направленность личности сотрудника ОВД адекватна отношению личности к действительности, которое проявляется в форме осознаваемой готовности к профессиональной деятельности. Для реализации этой готовности сотруднику необходимо знать социально-психологические механизмы и закономерности его ролевой деятельности. Ролевая позиция сотрудника ОВД также связана с уровнем его социальной компетентности, т.к. последняя, реализующаяся в конкретной профессиональной деятельности, соотносится с существующими в служебном коллективе отношениями и характеризуется определенным уровнем адаптации сотрудника к заданной социальной роли.
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
2. Борисова С.Е. Профессиональные стереотипы как предпосылка и проявление профессиональной деформации сотрудников милиции // Профессионал. 2001. № 2.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004.
4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3.
1. Bodrov V.A. Psychology of professional suitability. M., 2001.
2. Borisova S.E. Professional stereotypes as precondition and manifestation of professional deformation of police officers // Professional. 2001. № 2.
3. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. M., 2004.
4. Ginzburg M.R. Psychological content of personal selfdetermination // Psychology questions. 1994. № 3.
246