Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ МАСТЕРСТВА БРОСКА У ЮНЫХ ГАНДБОЛИСТОВ'

СТАНОВЛЕНИЕ МАСТЕРСТВА БРОСКА У ЮНЫХ ГАНДБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ГАНДБОЛИСТЫ / ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ АТАКИ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ БРОСКА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВОЙ ТЕХНИКЕ БРОСКА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / YOUNG HANDBALLER / HANDBALL BEGINNERS / TRICKS TO FINISH GOAL / FACTORS OF SHOT EFFECTIVENESS / TRAINING PROCEDURES FOR BASIC SHOT SKILLS ON THE INITIAL STAGE OF SPORTS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Валентина Яковлевна

В современном гандболе при взятии ворот соперников главным приемом завершения атаки стал бросок в прыжке с ближнего и дальнего расстояния. Броски в опорном положении стали большой редкостью. В связи с этим некоторые тренеры высказывают предположение, что начинать обучение детей гандбольному броску надо с освоения его сразу из положения без опоры, т.е. в прыжке. В статье приведены сведения о динамике становления технико-тактического мастерства юных гандболистов и особенностях методики обучения броскам мяча как важнейшему приему завершения атаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьева Валентина Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG HANDBALLERS THROW DEVELOPMENT

The main trick to finish goal in modern handball is short jumper and long jumper. The standing posture shots are really rare. Thereby some coaches suggest that shot training of young handball players should starts from jumpers. Young handballers’ technics and tactics development data and shot training special aspects are listed in the article.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ МАСТЕРСТВА БРОСКА У ЮНЫХ ГАНДБОЛИСТОВ»

physical culture, No. 11, pp. 23-26.

4. Tikhonov, A.M., Kechkin, D.D. and Polyakova, T.A. (2016), "Physical culture: problems and prospects", Bulletin of the Perm State Humanitarian Pedagogical University. Series No. 1. Psychological and Pedagogical Sciences, No. 2-1, pp. 31-43.

5. Lyakh, V.I. and Zdanevich, A.A. (2012), A comprehensive program of physical education for students. Grades 1-11: for teachers of educational institutions, Education, Moscow.

Контактная информация: den55_90@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.08.2020

УДК 796.322

СТАНОВЛЕНИЕ МАСТЕРСТВА БРОСКА У ЮНЫХ ГАНДБОЛИСТОВ

Валентина Яковлевна Игнатьева, доктор педагогических наук, Почетный мастер спорта СССР, Заслуженный работник физической культуры РФ, Федеральный центр подготовки спортивного резерва, Москва

Аннотация

В современном гандболе при взятии ворот соперников главным приемом завершения атаки стал бросок в прыжке с ближнего и дальнего расстояния. Броски в опорном положении стали большой редкостью. В связи с этим некоторые тренеры высказывают предположение, что начинать обучение детей гандбольному броску надо с освоения его сразу из положения без опоры, т.е. в прыжке. В статье приведены сведения о динамике становления технико-тактического мастерства юных гандболистов и особенностях методики обучения броскам мяча как важнейшему приему завершения атаки.

Ключевые слова: юные гандболисты, техника выполнения броска для завершения атаки, факторы, влияющие на эффективность броска, методика обучения базовой технике броска на этапе начальной подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p117-121

YOUNG HANDBALLERS THROW DEVELOPMENT

Valentina Yakovlevna Ignatieva, the doctor of pedagogical sciences, Honorary Master of Sports of the USSR, Honored Worker of Physical Culture of the Russian Federation, Federal Center of Sports Reserve Training, Moscow

Abstract

The main trick to finish goal in modern handball is short jumper and long jumper. The standing posture shots are really rare. Thereby some coaches suggest that shot training of young handball players should starts from jumpers. Young handballers' technics and tactics development data and shot training special aspects are listed in the article.

Keywords: young handballer, handball beginners, tricks to finish goal, factors of shot effectiveness, training procedures for basic shot skills on the initial stage of sports training.

ВВЕДЕНИЕ

Задачей данного исследования было изучение соревновательной деятельности юных гандболистов и оценка динамики становления способов броска у игроков различного возраста [2, 5, 8].

Проявление тех или иных способностей тесно связано с возрастными особенностями детей и подростков. Сенситивные и критические периоды развития на разных этапах онтогенеза проявляются на морфологическом, физиологическом и социально-психологическом уровнях идентичности человека. Сенситивные ассоциируются с благоприятными факторами, а критические связывают с переходными возрастными фазами

развития [9].

На этапах многолетней подготовки увеличение трудности выполнения упражнений должно соответствовать уровню развития двигательных качеств, адаптивность осваиваемых тренировочных и соревновательных нагрузок адаптивным возможностям организма [1]. Вместе с тем, основное внимание большинства специалистов связано с особенностями подготовки спортсменов высокого класса. Но в то же время некоторые специалисты и личный тренерский опыт позволяет предположить, что для успешного броска в прыжке игроку необходима мощность двигательных действий, которая складывается из синтеза скоростных и силовых возможностей спортсмена, и определенные координационные способности, которые по-разному проявляются в определенном возрасте [4].

Цель исследования: определить динамику показателей соревновательной деятельности юных гандболистов от 12 до 16 лет на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В проведенных нами многочисленных исследованиях [2, 3, 4, 5, 6, 7] было проанализировано соотношение применяемых в соревновательной деятельности способов броска в опорном положении, в прыжке и в падении у гандболистов разного пола и возраста от 12 до 16 лет (рисунок 1).

12 13 14 15 16 12 13 14 15 16

женщины мужчины

бросок в спорном положении ■ в прыжке ■ в падении

Рисунок 1 - Соотношение бросков в соревновательной деятельности игроков в гандбол различного возраста

при разных условиях выполнения (в %)

Было показано, что количество бросков в опорном положении у девушек держится на уровне 34%, а в 15 и 16 лет снижается до 25%. У юношей применение опорного броска более стабильно 30-35%, и только в 15 лет снижается до 24%.

Бросок в прыжке из общего количества атак юноши применяют в 43-60% случаев, девушки несколько чаще - от 50 до 65%. В опорном положении девушки выполняют бросок в 25-35% случаях, а юноши всего в 10-25%.

На бросок в падении у девушек приходится всего 4-15%, а у юношей 10-25%. Особенно выделяются показатели мальчиков 13-14 лет, которые применили бросок в падении в 25% случаев. Видимо этот возраст у юношей можно выделить как сенситивный и с наибольшей интенсивностью в этот период совершенствовать бросок в падении.

При анализе бросков по положению руки при выпуске мяча сверху или сбоку у мальчиков и девочек получены совершенно разные данные. Оказалось, что девушки 1416 лет, производя опорный бросок, посылают мяч в ворота при положении руки сбоку в 50% случаев. У юношей самый высокий показатель 30% только в 16 лет (рисунок 2).

Видимо, в этот возрастной период двигательные возможности девушек больше соответствуют структуре броска сбоку, хотя на практике большинство упражнений направлено на совершенствование броска сверху. В 14 лет у гандболисток обнаруживается частая травма плеча вплоть до привычного вывиха [3]. Возможно, это следствие большого количества упражнений в тренировке для выполнения движений прямой рукой сверху

(бросок через натянутую веревку, через блок), а опорно-двигательный аппарат девушек не может адаптироваться к нагрузке. Поэтому в соревнованиях они применяют более удобный бросок.

100 80 60 40 20 0

82

72

69

70

12 13 14 15 16

12 13 14 15 16

сверху ■ сбоку

мужчины

Рисунок 2 - Соотношение разных способов броска в соревновательной деятельности игроков в гандбол различного возраста (в %)

Юноши уже в 13 лет, посылая мяч в ворота, используют отскок мяча от площадки, а девушки реже используют такую траекторию мяча (рисунок 3).

120 -

100 -80 60 40 20 0

12

13

14 15 16

девушки

12 13 14 15

16

с отскоком прочие траектории

Рисунок 3 - Соотношение разных траекторий полета мяча при броске в ворота у игроков в гандбол разного возраста (в %)

Обнаружилась еще одна интересная деталь. Освоение броска в двухопорном положении у мальчиков не вызывает трудностей. А для девочек нужно время, чтобы освоить такое исходное положение для разгона мяча после разбега. Девочки 12 лет в соревнованиях 85% бросков выполняют с беговых шагов в одноопорном положении. Они применяют такой бросок даже когда атакуют ворота один на один с вратарем от линии ворот. На броски с опорой на обе ноги приходится только 15%. Только к 15 годам девушки осваивают бросок со стопорящим последним шагом на должном уровне (рисунок 4).

100 80 60 40 20 0

83

83

82

12

13

14

15

16

одноопорное

двухопорное

Рисунок 4 - Соотношение бросков в опорном положении при разных способах разбега и опоры в соревнованиях гандболисток разного возраста (в %)

женщины

ВЫВОДЫ

Полученные нами результаты показывают, что эффективность техники бросков мяча при завершении атаки квалифицированными гандболистами, во многом, зависят от того, когда начинается изучение этой техники. В частности, по нашему мнению в содержание тренировочного процесса уже на начальном этапе подготовки необходимо включать элементы техники и тактической подготовки бросков, исходя из особенностей соревновательной деятельности детей. А самое главное, важно сочетать техническую подготовку с физической подготовкой, исходя из уровня развития необходимых двигательных качеств у девушек и юношей, поскольку становление мастерства у них происходит по-разному.

В 13-14 лет у гандболисток обнаруживается частая травма плеча вплоть до привычного вывиха [3]. Мы считаем, что возможно, это следствие больших силовых нагрузок для совершенствования броска, имеющих место для совместной тренировки юношей и девушек. Решение данной проблемы предполагает индивидуализацию тренировочного процесса для мальчиков и девочек уже на этапе начальной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губа, В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук. - Москва : Физкультура и спорт, 2009. - 259 с.

2. Игнатьева, В.Я. Гандбол: пособие для институтов физической культуры / В.Я. Яковлева. - Москва : Физкультура и спорт, 1983. - 208 с.

3. Игнатьева, В.Я. Динамика мышечной силы верхних конечностей у гандболисток разного возраста / В.Я. Игнатьева, А.А. Игнатьев, А.А. Ратников // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки спортивного резерва» : материалы конференции. - Москва : ВНИИФК, 1999. - С. 37-38.

4. Игнатьева, В.Я. Подготовка игроков в гандбол в спортивных школах : учебно-методическое пособие. - Москва : Советский спорт, 2013. - 288 с.

5. Игнатьева, В.Я. Теория и методика гандбола : учебник / В.Я. Игнатьева. - Москва : Спорт, 2016. - 328 с.

6. Игнатьева, В.Я. Средства подготовки игроков в гандбол / В.Я. Игнатьева, А.А. Игнатьев, А.В. Игнатьев. - Москва : Спорт, 2015. - 160 с.

7. Игнатьева В.Я., Петрачева И. В. Многолетняя подготовка гандболистов в ДЮСШ : методическое пособие / В.Я. Игнатьева. - Москва : Советский спорт, 2004. - 216 с.

8. Тренировка гандболиста / А.Н. Евтушенко, Я. Кецскемети, Б. Кёниг, Н.П. Клусов, А.Л. Ратианидзе, П. Свобода, И. Словик, Г.И. Стасюлявичус, Л. Шестак // Москва : Физкультура и спорт, 1975. - 208 с.

9. Никитюк, Б.А. К вопросу о сенситивных, критических и кризисных периодах / Б.А. Никитюк // Труды ученых ГЦОЛИФК. Ежегодник, посвященный 75-летию института. - Москва : ГЦОЛИФК, 1993. - С. 252-260.

REFERENCES

1. Guba, V.P., Nikitushkin, V.G. and Kvashuk, P.B. (2009), Individualization of young sportsmen training, Physical Culture and Sport Publ., Moscow.

2. Ignatieva, V.Ya. (1983), Handball: Study guide for sports colleges, Physical Culture and Sport Publ., Moscow.

3. Ignatieva, V.Ya., Ignatiev, A.A. and Ratnikov, A.A. (1999), "The dynamic of the upper limbs muscle strength among handballers", All-Russian scientific-practical conference "Actual problems of improving the system of training sports reserve": conference proceedings, Scientific and Research Institute of Physical Culture and Sports of Russia, Moscow, pp. 37-38.

4. Ignatieva, V.Ya. (2013), Handballers training in sport schools, study guide, Soviet Sport Publ., Moscow.

5. Ignatieva, V.Ya. (2016), Theory and methods of handball, Sport Publ., Moscow.

6. Ignatieva, V.Ya., Ignatiev, A.A. and Ignatiev, A.V. (2015), Means of training players in handball, Sport, Moscow.

7. Ignatieva, V. Ya. and Petracheva I.V. (2004), Long-Term training of handball players in the youth sports school, methodological guide, Soviet sport, Moscow.

8. Evtushenko, A.N., Ketskemeti, J., Koenig, B., Klusov, N.P., Ratianidze, A.L., Svoboda, P, Slovik, I., Stasulyavichus, G.I. and Shestak, L. (1975), Handball player training, Physical culture and sport Publ. Moscow.

9. Nikityuk, B.A. (1993), "Aspects of sensitive, critical and crisis periods", Yearbook in honor of 75th anniversary of State Central Order of Lenin Institute of Physical Education, Moscow, pp. 252-260.

Контактная информация: otrada116@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.08.2020

УДК 796.966

ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИГРОВОГО АМПЛУА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Алексей Николаевич Илькин, кандидат педагогических наук, Алексей Борисович

Тинюков, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова; Леонид Владимирович Михно, доктор педагогических наук, профессор, Вадим Владимирович Плотников, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассмотрена одна из проблем, связанная в подготовке хоккеистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки: определение игрового амплуа и оценка эффективности обучению функциональным обязанностям. В методике исследования с помощью систематизации опыта подготовки юных хоккеистов 9-10 лет, анализа литературных источников с последующей математико-статистической обработкой результатов исследования разработан подход к определению игрового амплуа, разработаны этапы обучения функциональным обязанностям, доказана эффективность подхода. Выводы соответствуют поставленной цели исследования. Список литературы, содержащий информацию по теме исследования, носит специализированный характер. Полученные результаты исследования могут применяться тренерами, инструкторами, педагогами и научными работниками в области практической подготовки юных хоккеистов.

Ключевые слова: анкетирование тренеров, детский хоккей, этап начальной подготовки, юные хоккеисты, игровое амплуа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p121-124

APPROACH TO DEFINING STYLE OF PLAYING WHEN TRAINING HOCKEY PLAYERS AT THE AGE OF 9-10 AT INITIAL STAGE OF TRAINING

Aleksey Nikolayevich Ilkin, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Aleksey Borisovich Tinyukov, the candidate of pedagogic sciences, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov; Leonid Vladimirovich Mikhno, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vadim Vladimirovich Plotnikov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.

Petersburg

Abstract

The article considers one of the problems related to training hockey players at the age of 9-10 at the initial stage of training. The problem is to define the style of playing and assess the efficiency of functional duties training. The researchers conducted the study by systematization of the experience of those who trained 9-10-year-old hockey players. They analyzed literature sources and processed the findings with the math-and-stats method. This helped determine the approach to how to define the style of playing. The research findings allowed developing the stages of training functional duties. The study proved the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.