Научная статья на тему 'Становление личностно-смысловой готовности к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в процессе прохождения ознакомительной практики студентами – будущими педагогами-дефектологами'

Становление личностно-смысловой готовности к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в процессе прохождения ознакомительной практики студентами – будущими педагогами-дефектологами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья / особые образовательные потребности / студенты – будущие педагоги-дефектологи / личностно-смысловая готовность / ознакомительная практика / pupils with disabilities / special educational needs / future special education teachers / personal and meaningful readiness / introductory practice

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сарапулова Мария Александровна

Цель исследования раскрыть процесс становления личностно-смысловой готовности к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в ходе прохождения студентами будущими педагогами-дефектологами ознакомительной практики. В статье охарактеризована сущность личностно-смысловой (отношенческой) готовности будущих педагогов-дефектологов, дано ее авторское определение. Доказана значимость становления личностно-смысловой готовности к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в структуре сознания, личности, деятельности будущего педагога-дефектолога. Научная новизна исследования заключается в выделении и обосновании критериев оценки достижения личностно-смысловой готовности студентами будущими педагогами-дефектологами, роли ознакомительной практики (учебной) в становлении этой готовности. В результате исследования на основе механизмов трансформации смысловой сферы личности: смыслообразования, смыслоосознания и смыслостроительства (согласно работам Д. А. Леонтьева) были выделены этапы, сформулированы цели, раскрыто содержание, методы и приемы работы по становлению отношенческой готовности к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в процессе прохождения студентами ознакомительной практики (учебной).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сарапулова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of developing personal and meaningful readiness for working with pupils with disabilities during the introductory practice of future special education teachers

The research aims to provide insight into the process of developing personal and meaningful readiness for working with pupils with disabilities during the introductory practice of future special education teachers. The paper characterizes the essence of personal and meaningful readiness for future special education teachers and provides the author’s definition. The significance of developing personal and meaningful readiness for working with pupils with disabilities is proven within the structure of consciousness, personal traits, and activities of future special education teachers. The scientific novelty of the research lies in identifying and justifying the criteria for evaluating the achievement of personal and meaningful readiness by students who will become future special education teachers and the role of the introductory (educational) practice in the development of this readiness. As a result of the research, based on the mechanisms of personal meaning transformation (meaning formation, meaning awareness, and meaning construction according to the works of D. A. Leontiev), the stages, goals, content, methods, and techniques for developing personal and meaningful readiness for working with pupils with disabilities during the students’ introductory practice were identified and formulated.

Текст научной работы на тему «Становление личностно-смысловой готовности к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в процессе прохождения ознакомительной практики студентами – будущими педагогами-дефектологами»

i rpamÖTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2023. Том 8. Выпуск 11 | 2023. Volume 8. Issue 11

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Становление личностно-смысловой готовности к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в процессе прохождения ознакомительной практики студентами - будущими педагогами-дефектологами

Сарапулова М. А.

Аннотация. Цель исследования - раскрыть процесс становления личностно-смысловой готовности к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в ходе прохождения студентами - будущими педагогами-дефектологами ознакомительной практики. В статье охарактеризована сущность личностно-смысловой (отношенческой) готовности будущих педаго-гов-дефектологов, дано ее авторское определение. Доказана значимость становления личностно-смысловой готовности к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в структуре сознания, личности, деятельности будущего педагога-дефектолога. Научная новизна исследования заключается в выделении и обосновании критериев оценки достижения личностно-смысловой готовности студентами - будущими педагогами-дефектологами, роли ознакомительной практики (учебной) в становлении этой готовности. В результате исследования на основе механизмов трансформации смысловой сферы личности: смыслообразования, смыслоосознания и смыслостроительства (согласно работам Д. А. Леонтьева) - были выделены этапы, сформулированы цели, раскрыто содержание, методы и приемы работы по становлению отношенческой готовности к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в процессе прохождения студентами ознакомительной практики (учебной).

EN

The process of developing personal and meaningful readiness

for working with pupils with disabilities during the introductory practice

of future special education teachers

Sarapulova M. A.

Abstract. The research aims to provide insight into the process of developing personal and meaningful readiness for working with pupils with disabilities during the introductory practice of future special education teachers. The paper characterizes the essence of personal and meaningful readiness for future special education teachers and provides the author's definition. The significance of developing personal and meaningful readiness for working with pupils with disabilities is proven within the structure of consciousness, personal traits, and activities of future special education teachers. The scientific novelty of the research lies in identifying and justifying the criteria for evaluating the achievement of personal and meaningful readiness by students who will become future special education teachers and the role of the introductory (educational) practice in the development of this readiness. As a result of the research, based on the mechanisms of personal meaning transformation (meaning formation, meaning awareness, and meaning construction according to the works of D. A. Leontiev), the stages, goals, content, methods, and techniques for developing personal and meaningful readiness for working with pupils with disabilities during the students' introductory practice were identified and formulated.

Введение

Подготовка будущих педагогов-дефектологов основывается на прочных знаниях клинико-психолого-педагогических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью; особых образовательных потребностей и специальных условий их реализации (Гончарова, Никольская, Кукушкина, 2019; Лубовский, 2016); специфики адаптированных образовательных программ, коррекционно-раз-вивающей сущности образовательного процесса. Вопросы достижения высокого уровня когнитивной (знаниевой)

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230165

© 2023 Авторы. © 2023 ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. © 2023 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

подготовки студентов-дефектологов, позволяющей эффективно решать основные задачи в области профессиональной деятельности, широко представлены в психолого-педагогической литературе (Богданова, 2018; Воденникова, 2014; Емельянова, Степанько, 2018; Ивенских, Сорокоумова, Суворова, 2018).

В то же время реализация заложенных в профессиональном стандарте «Педагог-дефектолог» (https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_444952) обобщенных трудовых функций, таких как коррекционно-разви-вающее обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений, будет затруднена либо невозможна без внутренней, личностно-смысловой (отношенческой) позиции, занимаемой педагогом-дефектологом. Анализ прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (https://ivo.garant.rU/#/document/71897872/ рага§гарЬ/482:1) задач профессиональной деятельности (педагогических, культурно-просветительских и др.) также показал, что индикаторами достижения универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций являются не только высокие академические знания и умения будущего педагога-дефектолога, но и наличие сформированной у него особой личностной, ценностно-смысловой установки по отношению к психофизическим различиям между людьми, к «инаковости» (в терминологии Н. Н. Малофеева (2009)), к тем, кто, имея отклонения в развитии, отличается (иногда и значительно) от большинства (Алехина, Мельник, Самсонова и др., 2019; Инденбаум, 2020; Кантор, Зарин, Круглова и др., 2021; Усанова, 2021; Хитрюк, Феклисто-ва, Позняк и др., 2023; Шатунова, Минахметова, 2019). Исследование проблемы личностно-смысловой (отношенческой) готовности студентов-дефектологов к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью актуально в контексте структуры сознания, личности, будущей профессиональной деятельности.

Во-первых, необходимость освоения системы профессиональных компетенций в единстве с осмыслением собственного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью непосредственно обусловлена структурой сознания (Артемьева, 1999; Асмолов, 2002; Зинченко, 1991; Леонтьев, 1975; Леонтьев, 1999). Согласно смысловому подходу в психологии личности, раскрытому в работах данных авторов, образ любого предмета, процесса, явления представлен в сознании двумя составляющими: значение (знаниевый слой сознания) - ответ на вопрос «что это?» и личностный смысл (отношенческий слой сознания) - ответ на вопрос «что это для меня?». Личностный смысл, как пристрастное, эмоциональное отношение, отражает место и роль этого предмета, процесса, явления в жизнедеятельности человека посредством эмоциональной окраски образа и его структурной трансформации. «Сознание, - пишет А. Н. Леонтьев, - строится, формируется в результате решения 2-х задач: 1. Задачи познания реальности (что сие есть?); 2. Задачи на смысл, на открытие смысла (что сие есть для меня?). Последняя задача, то есть "задача на смысл", - есть труднейшая задача. В своем общем виде - это "задача на жизнь"» (1975, с 258). Именно личностно-смысловой, отношенческий слой сознания является первичным при восприятии окружающего мира, оценка которого идет сначала на эмоциональном уровне (нравится - не нравится) (Артемьева, 1999; Зинченко, 1991).

Во-вторых, развитие личности в процессе профессионального обучения провозглашается главной целью и ценностью современного образования. С точки зрения психологической структуры личности именно отношения являются интегральной характеристикой личности, в них наиболее ярко воплощаются значимые для человека мотивы, потребности и ценности, отражается содержание его внутреннего мира. Поэтому особое значение в контексте становления личности студента - будущего педагога-дефектолога в процессе обучения в вузе имеет обогащение системы его отношений к миру и другим людям и прежде всего, если исходить из специфики содержания получаемого образования, обогащение его отношения к различиям между людьми, к имеющимся у человека физическим и психическим особенностям.

Во-третьих, в структуре будущей профессиональной деятельности обоснованием значимости личностно-смысловой подготовки студентов-дефектологов служит социокультурный подход к анализу становления национальных систем специального образования, разработанный Н. Н. Малофеевым. Им было доказано, что эволюция периодов отношения общества и государства к людям с отклонениями развития влечет за собой смену этапов национальных систем специального образования. Современный этап интеграции (инклюзии) в специальном образовании возможен только тогда, когда люди готовы принять новую философию гражданского общества. Если же социальная и образовательная интеграция (инклюзия) вводится политическим волевым решением, то она не будет встречать общественной поддержки. Поэтому актуальность заявленной нами проблемы также обоснована запросами общества и государства по проведению целенаправленной работы, направленной на формирование среди широкой общественности позитивного восприятия людей, имеющих физические и психические особенности, распространению оптимистического взгляда на возможности их включения в жизнь социума. Только пройдя сам через осмысление собственного отношения, переведя его с неосознанного уровня на уровень представленности в сознании, педагог-дефектолог сможет эффективно решать стоящую перед ним профессиональную задачу: распространение в обществе толерантного сознания и поведения по отношению к людям с ОВЗ и инвалидностью.

Проведенный нами анализ учебного плана по программе бакалавриата 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (https://isu.m/ru/educatюn/programs/show_program/?request=show_program&id=4117) показал, что вклад в формирование личностно-смысловой готовности будущих дефектологов к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью так или иначе вносят самые разные дисциплины как базовой части учебного плана, так и части, формируемой участниками образовательных отношений (Блок 1 учебного плана). Это, безусловно, отражено в соответствующих рабочих программах учебных дисциплин. Вместе с тем место и роль практик (Блок 2 учебного плана) в данном процессе, эффективные методы воссоздания обобщенного образа

человека с ОВЗ и инвалидностью с последующим анализом отношенческой (личностно-смысловой) составляющей этого образа, критерии оценки достижения личностно-смысловой готовности студентов к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в специальной психолого-педагогической литературе изучены недостаточно. В первую очередь это касается именно ознакомительной практики (учебной), так как, во-первых, она относится к обязательной части учебного плана и проходит уже в первом семестре, в самом начале обучения по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, во-вторых, осуществляется параллельно с изучением учебной дисциплины «История дефектологии», основной целью которой как раз и является ознакомление студентов с социокультурными основами специального образования, эволюцией отношения общества и государства к людям с ОВЗ и инвалидностью, в-третьих, формируемые в рамках данной практики знания, умения и навыки необходимы для изучения всех последующих профильных учебных дисциплин и прохождения практик. За счет заложенных в нее универсальных (УК) и общепрофессиональных (ОПК) компетенций (УК-1 - способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, УК-3 - способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде, ОПК-2 - способность участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)) ознакомительная практика играет важную роль в становлении личностно-смысловой (отношенческой) готовности студентов (Попова, Щеколдина, 2022; Ситникова, Сунгурова, 2021). Это и определило задачи исследования:

- представить сущность личностно-смысловой (отношенческой) готовности студентов-дефектологов к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью на основе критериев оценки достижения ими личностно-смысловой готовности;

- раскрыть этапы, содержание, методы и приемы работы по формированию личностно-смыслового отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью, реализуемые в процессе прохождения студентами-дефектологами ознакомительной практики (учебной).

Для решения указанных задач были выбраны следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы по социокультурным проблемам отношения государства и общества к людям с ОВЗ и инвалидностью; систематизация и обобщение результатов научного поиска механизмов трансформации смысловой сферы личности, осознания человеком собственного отношения к миру и другим людям; метод педагогического моделирования; опытная работа автора статьи по формированию у студентов-дефектологов личностно-смысловой готовности к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в ходе прохождения ознакомительной практики.

Теоретическая база исследования включает: социокультурный подход к развитию национальных систем специального образования (Малофеев, 2009; Карабанова, Малофеев, 2019), труды по психологии отношений (Артемьева, 1999; Зинченко, 1991; Леонтьев, 1975; Леонтьев, 1999), положения психологии личности о системе смысловой регуляции жизнедеятельности (Асмолов, 2002; Братусь, 1997; Леонтьев, 1999).

Практическая значимость. Представленные в исследовании критерии оценки достижения студентами лич-ностно-смысловой готовности к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, а также этапы, содержание, методы ее формирования в процессе прохождения ознакомительной практики будут способствовать реализации единства когнитивной (знаниевой) и отношенческой (смысловой) составляющей профессиональной компетентности студентов-дефектологов; кроме того, будут востребованы самими педагогами-дефектологами при проведении ими целенаправленной работы по распространению среди широкой общественности (учителей, сверстников, родителей) толерантного сознания и поведения по отношению к людям с ОВЗ и инвалидностью.

Обсуждение и результаты

Под личностно-смысловой (отношенческой) готовностью к работе с лицами с ОВЗ и инвалидностью мы понимаем воссоздание, реконструкцию представленного в сознании студента - будущего педагога-дефектолога обобщенного образа человека с ОВЗ и инвалидностью и последующий анализ отношенческой (личностно-смысловой) составляющей этого образа, иными слова, субъективное отражение в сознании студента его отношения к имеющимся психофизическим различиям между людьми, к человеческой «инаковости». Отношенче-ская готовность подразумевает решение студентами-дефектологами «задачи на смысл». Согласно А. Н. Леонтьеву (1975), «задача на смысл» может ставиться как по отношению к собственному действию (ради чего я это делаю, какие мотивы за этим стоят, какие потребности или ценности находят реализацию в этом действии и к каким следствиям оно приведет), так и по отношению к объектам, явлениям, событиям действительности (какое место они занимают в моей жизни, в моем жизненном мире, для каких аспектов моей жизни они не безразличны, как могут повлиять на нее, какие могут иметь последствия). Применительно к нашей теме осознание смысловых связей, «решение задачи на смысл» требует от будущего педагога-дефектолога ответов на следующие вопросы: какое место занимает человек с ОВЗ и инвалидностью в моем жизненном мире, в жизнедеятельности общества, человечества в целом? Для каких аспектов моей жизни, жизни общества он не безразличен, как он может повлиять на нее? Почему у меня именно такое отношение к людям с ОВЗ и инвалидностью, какие мотивы, потребности, ценности я тем самым реализую? Каковы последствия такого отношения, как оно скажется на жизни человека с ОВЗ, на его личностном благополучии; как оно повлияет непосредственно на мою собственную жизнь, а также жизнь общества и всего человечества? Насколько деятельность педагога-дефектолога может основываться на таком отношении?

На основе работ ведущих исследователей отечественной культурно-исторической школы дефектологии были выделены критерии оценки достижения студентами-дефектологами личностно-смысловой готовности к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью:

1. Позитивность образа человека с ОВЗ и инвалидностью. Преодоление свойственного обыденному сознанию стереотипного, одномерного взгляда на человека с отклонениями развития только как носителя болезней, дефектов, недостатков; признание наличия у него потенциальных возможностей; сильных, сохранных сторон личности, «зон» успешности, компетентности.

2. Психологическая близость - принятие в сознании студента обобщенного образа человека с ОВЗ и инвалидностью. Подчеркивание общности, единства человека, имеющего нарушения психофизического развития, с другими людьми; демонстрация в первую очередь признаков его схожести с другими людьми, а не различий.

3. Когнитивная сложность, многомерность образа человека с ОВЗ и инвалидностью. Увеличение когнитивной сложности, дифференцированности категориальных структур индивидуального сознания (Келли, 2000), системы личностных конструктов, лежащих в основе восприятия, оценки, категоризации человека с ОВЗ и инвалидностью.

Этапы становления личностно-смысловой готовности к психолого-педагогическому сопровождению лиц с ОВЗ и инвалидностью в процессе прохождения студентами-дефектологами ознакомительной практики были выделены и обоснованы с позиции смыслового подхода в психологии личности (Леонтьев, 1999; 2014; 2019), с опорой на положения о механизмах трансформации смысловой сферы личности: смыслообразова-нии, смыслоосознании и смыслостроительстве.

Смыслообразование - подключение новых объектов к существующей системе смысловых связей; объекты приобретают новый смысл, встраиваются в систему жизненных отношений. Этому механизму трансформации смысловой сферы личности соответствует первый этап работы по становлению в ходе прохождения ознакомительной практики личностно-смысловой готовности студентов к работе с лицами с ОВЗ и инвалидностью: анализ социокультурных основ специального образования, признание значимости проблемы отношения к человеку с ОВЗ, его места и роли в обществе.

Смыслоосознание - решение задачи на смысл объекта, явления, процесса, определение их объективного места в жизнедеятельности субъекта. Этому механизму трансформации смысловой сферы личности соответствует второй этап работы по становлению в ходе прохождения ознакомительной практики личностно-смысловой готовности студентов к работе с лицами с ОВЗ и инвалидностью: осмысление своего отношения к лицам с ОВЗ, к психофизическим различиям между людьми.

Смыслостроительство - преобразование сложившихся смысловых структур личности в трех классах ситуаций: критические перестройки, личностные, художественные переживания. Этому механизму трансформации смысловой сферы личности соответствует третий этап работы по становлению в ходе прохождения ознакомительной практики личностно-смысловой готовности студентов к работе с лицами с ОВЗ и инвалидностью: рассмотрение существующих альтернативных подходов к вопросу отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью.

Раскроем цели, содержание, методы и приемы работы на каждом этапе становления личностно-смыслового отношения студентов-дефектологов к обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в ходе ознакомительной практики.

1 этап становления личностно-смысловой готовности в ходе прохождения ознакомительной практики студентами-дефектологами - анализ социокультурных основ специального образования, признание значимости проблемы отношения к человеку с ОВЗ, его места и роли в обществе (смыслообразование в терминах Д. А. Леонтьева).

Цель - признание актуальности проблемы отношения к людям с ОВЗ; понимание того, что происходящие сегодня изменения в системе специального образования, процессы социальной и образовательной интеграции (инклюзии) есть следствие эволюции отношения общества и государства к людям с отклонениями развития. Содержание: знакомство с социокультурными основами специального образования, периодизацией эволюции отношения общества и государства к людям с ОВЗ и инвалидностью. Используемые методы и приемы работы: составление обобщающих таблиц, различные виды работы с текстом, подготовка эссе, сочинений, просмотр видеоматериалов.

2 этап становления личностно-смысловой готовности в ходе прохождения ознакомительной практики студентами-дефектологами - осмысление своего отношения к лицам с ОВЗ, к психофизическим различиям между людьми (смыслоосознание в терминах Д. А. Леонтьева).

Цель - реконструировать представленный в сознании студента обобщенный образ человека с ОВЗ и проанализировать личностно-смысловую (отношенческую) составляющую этого образа. Содержание: перевод отношения с уровня реальных жизненных отношений (неосознанный уровень) на уровень личностного смысла.

Для решения этой задачи наиболее продуктивен психосемантический подход (Артемьева, 1999; Келли, 2000; Петренко, 1988; Франселла, Баннистер, 1987; Шмелев, 2002). Он дает возможность выявить структуры, обусловливающие особенности отношений человека с окружающим миром, другими людьми, самим собой. Нами были использованы следующие методики, направленные на реконструкцию категориальных структур сознания.

Методика «Неоконченные предложения» позволила выявить общие эмоциональные установки студентов по отношению к людям с ОВЗ, их принятие в социуме, социальную дистанцию, оценку качества их жизни, отношение к политике государства. Студентам необходимо было окончить предложения типа:

«Ябоюсь, что люди с ОВЗ...»;

«Человека с ОВЗ нужно.»;

«Ведь это и так ясно, что человек с ОВЗ. »;

«Если бы это было в моих силах, то людей с ОВЗ.»;

«После общения с человеком с ОВЗ я...»;

«Государство по отношению к людям с ОВЗ должно.»;

«В нашем обществе человек с ОВЗ.».

В методике свободного описания «Человек с ОВЗ: кто он такой?» от студентов требовалось дать не менее 10 определений, то есть перечислить признаки, присущие, по их мнению, этому человеку. Под признаком мы понимаем показатель (характеристику, примету), который выражает природу объекта и по которому этот объект можно опознать, обозначить, описать. Эти признаки и составили содержание представленного в сознании студентов образа человека с ОВЗ.

Методика «Рисунок человека с ОВЗ» позволила нам выявить особенности восприятия студентами этого человека на невербальном, экспрессивном уровне. Студенты также интерпретировали изображенный ими рисунок, высказывались о вызванных в процессе рисования ассоциациях, участвовали в беседе, вопросы которой были заимствованы нами из бланка пост-рисуночного опроса, представленного в работе Дж. Бука «Тест "Дом, дерево, человек (ДДЧ)"»: Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)? Сколько ему (ей) лет? Кто он? Это Ваш родственник, друг или кто-нибудь другой? О ком Вы думали, когда рисовали? Что он делает? Где он в это время находится? О чем он думает? Что он чувствует? О чем заставляет думать нарисованный человек? Кого Вам напоминает этот человек? Это человек счастлив? Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление? Что Вы чувствуете по отношению к данному человеку, считаете ли Вы, что это характерно для большинства людей? Чего больше всего хочет человек?

Тест личностных конструктов использовался нами с целью изучения отражения в сознании человека системы его отношений с окружающим миром, другими людьми, самим собой в форме личностного смысла. Студенты заполняют репертуарную решетку, элементами которой являются «я», «человек, который ничего не добьется в жизни», «человек, который меня привлекает (нравится мне)», «человек, который не похож на меня», «человек с ОВЗ», «такой же, как я», «человек, который достиг успеха», «человек, который вызывает отрицательные эмоции (не нравится мне)», «человек, который представляет для меня угрозу» (всего 9 элементов). В результате этого выявляются личностные конструкты - качества, параметры, лежащие в основе восприятия, оценки, категоризации человеком окружающего мира, других людей, самого себя. Оценка объекта по параметру присутствия и выраженности в нем любого из значимых для человека качеств (атрибутов) как раз и определяет характер отношений человека к другим людям. Далее с помощью факторного анализа строится семантическое пространство, оси которого представляют собой выделенные факторы, в нем размещаются элементы репертуарной решетки в соответствии с их факторными нагрузками. Критериями анализа расположения элементов в репертуарных решетках выступают:

- соотношение положительных и отрицательных признаков, приписываемых элементу «человек с ОВЗ» как показатель целостной, глобальной эмоциональной окраски образа этого человека;

- расположение элемента «человек с ОВЗ» в «противоречивых» либо «непротиворечивых» квадрантах семантического пространства как показатель уровня дифференцированности восприятия окружающего мира, когнитивной сложности сознания;

- расположение элемента «человек с ОВЗ» относительно элемента «я» как показатель степени близости -дистанции (то есть психологического принятия/отталкивания) образа «я» и образа «человек с ОВЗ»;

- взаимное расположение элементов в семантическом пространстве, выявление элементов, которые имеют близкие оценки.

Наше исследование показало, что именно когнитивная сложность личностных конструктов отвечает за характер отношения к людям с инвалидностью и ОВЗ, за принятие психофизических различий между людьми (Сарапулова, 2006).

3 этап становления личностно-смысловой готовности в ходе прохождения ознакомительной практики студентами-дефектологами - рассмотрение существующих альтернативных подходов к вопросу отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью (смыслостроительство по Д. А. Леонтьеву).

Цель - «столкновение» (термин Д. А. Леонтьева) с иным восприятием и оценкой людей с ОВЗ, анализ различных подходов к проблеме толерантного отношения к различиям между людьми. Содержание этапа: преобразование смысловых структур личности в результате критических перестроек, личностных вкладов, художественных переживаний. Данные механизмы смыслостроительства раскрыты Д. А. Леонтьевым (1999, с. 268). Для реализации заявленной на этом этапе цели студентам были предложены следующие задания.

Тема: «Жизнь замечательных людей: социальная активность личности и ограничения жизнедеятельности». Задания: используя ресурсы сети Интернет, художественную литературу, документальные источники (дневники, письма, мемуары, научные и художественные биографии, автобиографии), научные и популярные статьи, материалы в социальных сетях, привести примеры активной жизненной позиции, успешной социальной и профессиональной реализации лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Чему учит их жизненный путь? Какие факторы позволяют человеку с ОВЗ добиться успехов, максимальной самостоятельности, независимости?

Тема: «Образ человека с ОВЗ и инвалидностью в литературе и искусстве». Задания: анализ художественной литературы и произведений искусства о людях с ОВЗ. Подбор художественной литературы разных жанров (повести, пьесы, поэмы, рассказы, романы, стихотворения, сказки), произведений изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура), зарубежного и отечественного киноискусства, в которых бы затрагивалась эта проблема. Совместное обсуждение на занятиях по плану: основная идея произведения; характеристика

персонажей; анализ представленного образа человека с ОВЗ; эмоции, которые вызывает это произведение (Сарапулова, 2016). Посещение подготовленной и проведенной Научной библиотекой им. В. Г. Распутина ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» выставки, посвященной данной теме.

Тема: «Характер отношения современного общества к людям с ОВЗ». Задание: проведение собственного исследования по плану:

• Анализ изученности проблемы в психолого-педагогической литературе, подготовка списка исследований по теме (научные статьи, аналитические отчеты по результатам социологических исследований и др.).

• На основе рассмотренных научных статей обоснование значимости проведения собственного исследования общественных установок, формулировка практической значимости (потенциальной полезности) собственного исследования для успешной социальной адаптации лиц с ОВЗ.

• Составление собственного опроса респондентов, который позволил бы выявить характер отношения общества к людям с ОВЗ.

• Сбор данных (эмпирического материала). Опрос близких, знакомых, представителей широкой общественности через социальные сети, Google-формы и др.

• Количественная и качественная обработка полученных данных. Подсчет распределения ответов на тот или иной вопрос в процентах, оформление этих данных в виде таблиц, рисунков (диаграмм). Соотнесение полученных результатов с моделями отношения общества к людям с ОВЗ, описанными Н. М. Назаровой (2010).

Тема: «Роль СМИ в формировании позитивного отношения к лицам с ОВЗ». Задание первое: составить подборку опубликованных в СМИ материалов о проблемах лиц с ОВЗ. Анализ одного из подобранных материалов по плану: какой образ человека с ОВЗ представлен в статье; позиция автора, его отношение к людям с ОВЗ; утверждения автора, которые являются: а) неадекватными представлениями, предрассудками и стереотипами, характерными для обыденного сознания, б) личным мнением автора, основанным на жизненном опыте, в) доказанными, общепризнанными научными положениями, г) домыслами, которые категорически не соответствуют действительности и являются показателем некомпетентности автора, незнания проблемы, о которой он пишет. Задание второе: «Я - автор». Студенты пробуют самостоятельно написать статью. Выбирают СМИ, в которых может быть опубликована статья; целевую аудиторию, к которой хотят обратиться (к самим людям, имеющим ОВЗ, к родителям, учителям, подросткам, будущим мамам и папам, государственным деятелям, широкой общественности); аспект (социокультурный, философский, экономический, правовой, педагогический); основную мысль, которую хотят донести до читателей.

4 этап становления личностно-смысловой готовности в ходе прохождения ознакомительной практики студентами-дефектологами - анализ трансформации, преобразования собственного отношения к людям с ОВЗ (как результат смыслостроительства по Д. А. Леонтьеву).

Цель - осознание причин и характера изменений обобщенного образа человека с ОВЗ, представленного в сознании студентов; побуждение к дальнейшей самостоятельной работе над данной проблемой. Содержание: сравнение результатов самодиагностики личностного отношения к людям, имеющим психофизические особенности, до и после прохождения ознакомительной практики. Расширение контекста осмысления проблемы, понимание того, что отношение к человеку с ОВЗ есть отражение отношения к людям вообще (и, в частности, к самому студенту), к тем, кто отличается от большинства по какому-то признаку. Рефлексия значимости прохождения ознакомительной практики для становления личностно-смыслового отношения к людям с ОВЗ.

Заключение

В статье были рассмотрены вопросы становления личностно-смысловой готовности будущих педагогов-дефектологов к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. Актуальность личностно-смысловой (отно-шенческой) подготовки к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью обусловлена как психологической структурой сознания и личности, так и спецификой задач, решаемых педагогом-дефектологом в процессе своей профессиональной деятельности.

Сущность личностно-смысловой готовности заключается в воссоздании, реконструкции представленного в сознании студента - будущего педагога-дефектолога обобщенного образа человека с ОВЗ и инвалидностью и последующем анализе смысловой (отношенческой) составляющей этого образа, иными словами, это готовность студента к субъективному отражению в сознании его отношения к имеющимся психофизическим различиям между людьми, к человеческой «инаковости». Критериями оценки достижения личностно-смысловой готовности являются: общая эмоциональная позитивность, психологическая близость - принятие в сознании студента обобщенного образа человека с ОВЗ и инвалидностью, когнитивная сложность представленного в сознании студента-дефектолога обобщенного образа человека с ОВЗ и инвалидностью.

Значимую роль в процессе становления личностно-смысловой готовности студентов к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью играет ознакомительная практика (учебная). Она позволяет за счет заложенных в нее компетенций (УК-1 - способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, УК-3 - способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде, ОПК-2 - способность участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты) реализовать все этапы динамики смысловых процессов личности:

1) анализ социокультурных основ специального образования, признание значимости проблемы отношения к человеку с ОВЗ, его места и роли в обществе;

2) осмысление своего отношения к лицам с ОВЗ, к психофизическим различиям между людьми;

3) рассмотрение существующих альтернативных подходов к вопросу отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью;

4) анализ изменения собственного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью на основе механизмов трансформации смысловой сферы личности: смыслообразования, смыслоосознания и смыслостроительства.

Содержание каждого этапа, предложенные нами методы и приемы работы направлены на воссоздание отраженного в сознании студента - будущего педагога-дефектолога обобщенного образа человека с ОВЗ и инвалидностью и последующий анализ отношенческой (личностно-смысловой) составляющей этого образа, иными словами, на перевод отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью с неосознаваемого уровня на уровень представленности в сознании.

Перспективы дальнейшего исследования мы связываем с изучением специфики становления личностно-смыслового отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью у студентов недефектологических направлений, в частности обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование. На современном этапе развития системы специального образования будущие педагоги массовых школ, безусловно, должны быть готовы к взаимодействию с детьми с особыми образовательными потребностями как в процессе урочной, так и неурочной деятельности при реализации различных моделей интеграции (инклюзии): полной, частичной, временной, эпизодической. В связи с этим в учебный план по данному направлению профессиональной подготовки включена дисциплина «Психолого-педагогические особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями». Поэтому требуется анализ роли этой дисциплины в становлении у будущих педагогов массовых школ личностно-смыслового отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью, выявление специфики, возможных трудностей и ограничений переноса накопленного опыта работы со студентами-дефектологами на студентов недефектологических направлений.

Источники | References

1. Алехина С. В., Мельник Ю. В., Самсонова Е. В., Шеманов А. Ю. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 4. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110410

2. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / под ред. И. Б. Ханиной. М.: Смысл, 1999.

3. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2002.

4. Богданова Е. В. Модель процесса формирования инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 1.

5. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5.

6. Воденникова Л. А. Теоретико-методологическая основа формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Специальное образование. 2014. № 2.

7. Гончарова Е. Л., Никольская О. С., Кукушкина О. И. Дети с особыми образовательными потребностями в системе понятий культурно-исторической психологии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 39.

8. Емельянова Т. В., Степанько А. А. Модель процесса формирования мотивационной компетенции будущих педагогов инклюзивного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 1 (22).

9. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2.

10. Ивенских И. В., Сорокоумова С. Н., Суворова О. В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Минского университета. 2018. № 1 (22).

11. Инденбаум Е. Л. Инклюзивная компетентность как перспектива современного педагогического образования // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452.

12. Кантор В. З., Зарин А. П., Круглова Ю. А., Проект Ю. Л. Педагог инклюзивной образовательной организации: компетентностная модель в контексте вузовских программ профессиональной подготовки // Образование и саморазвитие. 2021. № 3.

13. Карабанова О. А., Малофеев Н. Н. Стратегия развития образования детей с ОВЗ: по дороге к реализации культурно-исторического подхода // Культурно-историческая психология. 2019. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Келли А. Дж. Психология личности. СПб.: Речь, 2000.

15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

16. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.

17. Леонтьев Д. А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт // Мир психологии. 2014. № 1.

18. Леонтьев Д. А. Человек и жизненный мир: от онтологии к феноменологии // Культурно-историческая психология. 2019. № 1.

19. Лубовский В. И. Инклюзия - тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями // Специальное образование. 2016. № 4.

20. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. М.: Просвещение, 2009.

21. Назарова Н. М. Современное понятие интеграции. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе: модели в общественном сознании // Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. М., 2010.

22. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

23. Попова О. Ю., Щеколдина А. В. Ознакомительная практика как средство формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов // Artium Magister. 2022. № 2.

24. Сарапулова М. А. Использование произведений художественной литературы и изобразительного искусства о людях с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной подготовки бакалавров специального (дефектологического) образования // Преподаватель XXI век. 2016. № 1.

25. Сарапулова М. А. Личностно-смысловое отношение будущих специалистов к людям с нарушениями развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 3.

26. Ситникова В. А., Сунгурова О. В. Образовательные технологии, используемые на ознакомительной практике // Электронный научный журнал. 2021. № 1.

27. Усанова О. Н. Социально-психологический контекст инклюзивного образования // Специальное образование. 2021. № 1.

28. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам / пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.

29. Хитрюк В. В., Феклистова С. Н., Позняк А. В., Волченков В. С. Подготовка педагогических работников в контексте принципа инклюзии: векторы развития содержания образования // Адукацыя i выхаванне. 2023. № 4 (376).

30. Шатунова О. В., Минахметова А. З. Готовность российских педагогов к реализации инклюзивного образования // Мир педагогики и психологии. 2019. № 8 (37).

31. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Сарапулова Мария Александровна1, к. психол. н., доц. 1 Иркутский государственный университет

Sarapulova Mariya Aleksandrovna1, PhD 1 Irkutsk State University

1 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 29.09.2023; опубликовано online (published online): 14.11.2023.

Ключевые слова (keywords): обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; особые образовательные потребности; студенты - будущие педагоги-дефектологи; личностно-смысловая готовность; ознакомительная практика; pupils with disabilities; special educational needs; future special education teachers; personal and meaningful readiness; introductory practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.