УДК 378.637:376(077) ББК 74.58:74.3Р30
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА О ЛЮДЯХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
| М.А. Сарапулова
Аннотация. В статье определено место произведений художественной литературы и изобразительного искусства, отражающих образ человека с ограниченными возможностями здоровья, в подготовке бакалавров специального (дефектологического) образования к решению ими задач в области своей профессиональной деятельности. Показана возможность формирования средствами художественной литературы и произведений живописи профессиональных компетенций будущих педагогов-дефектологов. Раскрыт потенциал литературы и искусства в плане личностного становления студентов. Приведены задания с использованием художественной литературы и живописи, затрагивающих проблемы нарушенного развития, как ценных источников знаний по истории специального образования, как опоры для 148 анализа основных теоретических положений специальной педагогики.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, бакалавры специального (дефектологического) образования, педагогическая компетентность будущих педагогов-дефектологов, люди с ограниченными возможностями здоровья, художественная литература и искусство о людях с ограниченными возможностями здоровья.
USE OF WORKS OF LITERATURE AND ARTS ABOUT PEOPLE WITH DISABILITIES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS IN PROGRAMS OF SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION
I M. A. Sarapulova
Abstract. The articles defines the place of works of literature and graphic arts reflecting the image of a person with special disabilities in training of
bachelors of special (defectological) education to solve tasks in their professional activity domain. The study indicates the ability to form professional competence of future teacher-defectologists by using the means of literature and graphic arts. The potential of literature and art in development of students' personality is demonstrated. The article provides tasks including literature and graphic arts involving problems of developmental disorders as a reference for analysis of main theoretical provisions of special pedagogics.
Keywords: рrofessional training, bachelors of special (defectological) education, pedagogical competence of future teacher-defectologists, people with special disabilities, literature and art about People with Special disabilities.
Профессиональная подготовка бакалавров специального (дефектологического) образования основывается на прочном овладении комплексом дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний. Изучение анатомо-физиологических и клинических основ, общих и специфических закономерностей психического развития при разных видах его нарушения, а также сущности образования лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья (далее — с ОВЗ) позволяет выпускнику программ бакалавриата быть готовым успешно решать задачи в области своей профессиональной деятельности.
Образование — это также развитие личности обучающегося, станов -ление его ценностно-смысловой сферы. Важность соблюдения единства когнитивного (представленного системой значений) и личностно-смыс-лового (представленного системой смыслов, отношений) компонентов обучения, необходимость наряду с трансляцией профессиональных знаний развивать ценностно-смысловую сферу личности будущего специалиста обусловлена структурой созна-
ния, состоящего как из сферы значений (знаний объективных свойств и связей объекта, явления, события), так и из сферы смыслов (отношений субъекта к этому объекту, явлению, событию) (Е.Ю. Артемьева, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.П. Зин-ченко, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Из всех психологических структур именно в отношениях наиболее ярко воплощаются значимые для человека мотивы, потребности и ценности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Отношение человека к окружающему миру является ин-тегративной характеристикой его личности, развитие которой провозглашается главной целью и ценностью современного образования [1; 7]. Глобальными, наиболее ярко характеризующими внутренний мир личности, являются отношения к другому человеку. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, В.Н. Мя-сищева, А.Б. Орлова, С.Л. Рубинштейна доказана ведущая роль отношения человека к другим людям в формировании у него всех других отношений. Основываясь на трудах
149
150
этих авторов по психологии личности, считаем, что процесс личностного становления бакалавра предполагает осмысление им системы его отношений к миру и другим людям, и, прежде всего, если исходить из содержания специального (дефектологического) образования, его отношения к людям, имеющим физические и психические особенности.
В этом контексте большим потенциалом в плане как профессионального роста, так и ценностно-смыслового обогащения будущих педагогов-дефектологов обладают произведения художественной литературы и изобразительного искусства, раскрывающие образ человека с ограниченными возможностями здоровья. При доказательстве положения о том, что художественная литература и искусство обладают силой воздействия на личностно-смыс-ловую сферу, обратим внимание на труды Д.А. Леонтьева по психологии смысла. Именно личностные смыслы рассматриваются Д.А. Леонтьевым как специфическое содержание художественного произведения, а трансляция личностных смыслов — это основная психологическая функция художественного произведения. Художественная литература и искусство затрагивают ценностно-смысловую сферу личности как «ответственную» за порождение отношений с миром, другими людьми [5].
В процессе профессиональной подготовки будущих дефектологов мы используем произведения художественной литературы и изобразительного искусства, в которых рас-
крываются вопросы, относящиеся к философским, социокультурным основаниям специальной педагогики: образ человека с нарушениями развития, смысл и назначение его жизни, место и роль в обществе, положение человека с ОВЗ в мире социальных отношений, отношение к нему других людей. Литература, искусство расширяют границы рассмотрения этих проблем как отражение отношения к людям вообще (и в частности, к самому себе), отношения к «не таким», «инаковым» (определение Н.Н. Малофеева [8]), не вписывающимся в норму, отличающимся от других по каким-либо признакам (толерантность как принятие различий между людьми), отношения к тем, кто «в силу тяжести своего недостатка ни при каких условиях не мог стать полезным членом общества» (определение Н.М. Назаровой [9]). Поэтому приобщение к творчеству классических и современных, отечественных и зарубежных авторов в определенной мере способствует овладению бакалаврами общепрофессиональными компетенциями, в частности ОПК-1 «обладать готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности»1.
Раскроем основные источники, из которых автором статьи для преподавания отбираются литературные и живописные произведения. Главным библиографом справоч-но-информационного отдела научной библиотеки ФГБОУ ВПО «ИГУ» С.А. Драгункиной составлен список
1 ФГОС ВО Уровень высшего образования Бакалавриат, направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», ОПК-1.
произведении художественной литературы и изобразительного искусства о людях с ОВЗ, в него входят:
• произведения художественной литературы, ориентированные на разные возрастные категории читателей: проза разных жанров (повести, рассказы, романы, сказки и др.) поэзия;
• произведения художественной литературы, созданные самими авторами с ОВЗ; очерки об их жизни и творчестве;
• литературная критика: рецензии на произведения, посвященные интересующей нас теме, критические статьи, литературные портреты, эссе;
• произведения изобразительного искусства (живопись).
Ежегодно для всех заинтересованных читателей проводится тематическая выставка «Образ человека с ограниченными возможностями здоровья в литературе и искусстве» (подготовлена главным библиографом С.А. Драгункиной).
Мы также опираемся на рекомендательные указатели литературы «Книги, помогающие жить» (составитель Н.Е. Колоскова) [10] и «Мир особого детства и юности» (составитель А.В. Годинер) [11; 12]. В основе отбора этих произведений лежит формальный признак: один из героев (и совсем не обязательно, что этот герой — человек, взрослый или ребенок) с ОВЗ. Книги систематизированы в разделы: «Маленьким», «Тем, кто уже подрос», «Для тех, кто вырос», «Недетское чтение». Особое внимание уделено книгам о роли и месте в мире маленького и взрослого человека с инвалидностью, тяжелой болезнью и особыми потребностями,
написанным самими этими людьми, их родителями.
Кроме того, студенты самостоятельно пополняют данный перечень. Они знакомятся с тем или иным текстом; выявляют и формулируют проблемы, затронутые в данном произведении; используют художественную литературу и живопись как ценный источник информации по истории становления и развития помощи людям с ОВЗ; пробуют себя в роли своеобразного литературного критика: информируют однокурсников о прочитанной книге, дают ей свою оценку и истолкование, пытаются вовлечь других в живой процесс совместного осмысления прочитанного (организуют обсуждение, дискуссии по прочитанному).
Приемы использования произведений художественной литературы и изобразительного искусства разнообразны: чтение крупных отрывков из произведения (пространная цитата); чтение отдельных, небольших отрывков; краткая цитата; краткий пересказ текста. Так как чтение .... больших отрывков на занятиях тре- 151 бует много времени, то чаще всего бывает целесообразно ограничиться лишь ссылкой на знакомое студентам произведение, «напоминанием» литературного образа, указанием на конкретный эпизод. Это мобилизует сознание студентов, усиливает наглядность изложения теоретического материала, обогащает его восприятие и облегчает осмысление.
Привлекая литературу и живопись в разные формы организации учебного процесса (лекции, семинарские занятия, самостоятельную работу), при изучении дисциплин вариативной части гуманитарного,
152
социального и экономического цикла (История дефектологии), дисциплин профессионального цикла (Специальная педагогика, История олигофренопедагогики и др.), на разных этапах усвоения материала, автор статьи преследует несколько целей. Рассмотрим основные из них.
Осмысление бакалаврами средствами литературы и искусства характера собственного отношения к существующим различиям между людьми, к имеющимся у человека психическим и физическим особенностям, то есть по сути дела «решение задачи на смысл» (в терминах А.Н. Леонтьева). Д.А. Леонтьев трактует задачу на смысл как задачу определения места объекта или явления в жизнедеятельности субъекта. Она может ставиться как по отношению к собственному действию (ради чего я это делаю, какие мотивы за этим стоят, какие потребности или ценности находят реализацию в этом действии и к каким следствиям оно приведет), так и по отношению к объектам, явлениям, событиям действительности (какое место они занимают в моей жизни, в моем жизненном мире, для каких аспектов моей жизни они небезразличны, как могут повлиять на нее, какие иметь последствия) [5]. Таким образом, соприкасаясь с художественными текстами и живописью, бакалавры определяют мотивы, потребности, ценности, обусловливающие характер своего отношения, анализируют его значения и последствия. Отвечают для себя на следующие вопросы:
• какое место занимает человек с нарушениями развития в моем жизненном мире, в жизнедеятельности общества, человечества в целом?
• для каких аспектов моей жизни, жизни общества он не безразличен, как он может повлиять на нее?
• почему у меня именно такое отношение, какие мотивы, потребности, ценности я тем самым реализую?
• каковы последствия такого отношения, как оно скажется на жизни человека с ОВЗ, на его личностном благополучии; как оно повлияет непосредственно на мою собственную жизнь, а также жизнь общества и всего человечества?
Уместно использовать произведения художественной литературы и изобразительного искусства с целью создания ситуативного интереса при изучении нового материала, если необходима подготовка к его восприятию. В частности, для достижения высокой степени познавательной и эмоциональной вовлеченности студентов при рассмотрении ключевого в дефектологии вопроса о биологических и социальных факторах компенсации нарушенных функций привлекаем эпизод из повести А.Я. Бруштейн «Дорога уходит в даль». События книги происходят в 1894 г. Однажды Сашенька (главная героиня) и ее мама присутствуют на необычном зрелище, где безрукий художник в присутствии публики рисует картины ногами. Сашенька, желая поддержать художника, хочет приобрести какую-либо его картину, и тот ей рекомендует только что нарисованный пейзаж «Дорога уходит в даль» и дает напутствие, которое Сашенька запоминает на всю жизнь.
Пусть маленькая барышня возьмет рисунок: „Дорога уходит в даль...". Когда я еще был художником, -а я был настоящим художником, прошу мне поверить! - это
была моя любимая тема: „Все - вперед, все - в даль! Идешь - не падай, упал - встань, расшибся - не хнычь. Все - вперед!Все - в даль!.." <...>
Не стоит, вероятно, и говорить о том, что, придя домой, я первым делом разуваюсь, вдеваю между пальцев правой ноги карандаш и пытаюсь для начала если не нарисовать что-нибудь - рисую я и рукой очень плохо! - то хотя бы написать свое имя. Увы, у меня ничего не получается! Пробую сделать это левой ногой - такой же результат. Вот когда до меня доходит, как трудно, как невообразимо трудно было художнику научиться рисовать ногой!
Рисунок художника углем на бумаге „Дорога уходит в даль..." заделали в рамку под стекло и повесили в моей комнате. В течение ряда лет, утром, открывая глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: „Упал - встань. Расшибся - не хнычь. Дорога уходит в даль, дорога идет вперед!" Это были мужественные слова мужественного человека. Увечье не победило его - он победил свое увечье. Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал, как мог. Художник сказал мне свои замечательные слова, как напутствие, а я запомнила их на всю жизнь - как завет воли к сопротивлению. Ох, как пригодились мне в жизни эти слова!
Для актуализации имеющихся у бакалавров знаний по этой теме задаем следующий вопрос:
— Опираясь на этот эпизод из книги, скажите, о каких уровнях организации компенсаторных процессов мы будет говорить на занятии?
На этапе непосредственного ознакомления с новым материалом, яркие примеры из произведений художественной литературы и живописи позволяют иллюстрировать отдельные положения истории и теории дефектологии, повышают наглядность изложения. Например, дисциплина История олигофренопедагогики. Раздел: Основные этапы развития общественной помощи лицам с нарушением интеллекта. Тема: Учение Ф. Пинеля о душевных болезнях и слабоумии [13]. Наглядность изложения теоретического материала, усиление эмоционального воздействия достигаются за счет демонстрации на занятии картин французского художника Тони Робер-Флери «Доктор Филипп Пинель приказывает снять цепи с душевнобольных в Бисетре в 1793 году» и «Доктор Филипп Пинель освобождает от оков душевнобольных в больнице Сальпетриер в 1795 году». Для того, чтобы глубоко раскрыть драматизм и динамику изображенного события, сопровождаем просмотр картин отрывком из книги Т.Б. Дмитриевой: «Начало коренных преобразований, направленных на гуманизацию психиатрических служб, по праву связывают с именем французского психиатра Филиппа Пинеля. Символом его психиатрической реформы считается распоряжение о снятии цепей с обитателей домов для умалишенных, сначала в Бисетре, а затем в Сальпетриере.<...> В Бисетр пожаловал Жорж Кутон, член Комитета общественного спасения, один из активных организаторов революционных трибуналов, казненный вместе с Робеспьером в 1794 г. Свое отношение к намерению Пинеля снять с больных цепи Кутон выразил следу-
153
ющими словами: „Сам ты, вероятно, помешан, если собираешься спустить с цепи этих зверей. Делай с ними, что хочешь, но я боюсь, ты будешь первой жертвой собственного сумасбродства". Такое вот „благословение" получили от революционных властей славные начинания Пинеля. Рассказывают, что он освободил от оков несколько десятков человек сразу после отъезда Кутона» [14].
— Этот момент и изобразил художник Тони Робер-Флери на своей картине, которую так и назвал «Доктор Филипп Пинель приказывает снять цепи с душевнобольных в Бисетре в 1793 году».
Далее задаем обобщающий вопрос:
— Как вы понимается слова известного русского психиатра XIX столетия Н.Н. Баженова о том, что благодаря Пинелю «сумасшедшие были подняты до достоинств больных» и что именно с него «психиатрия ведет свое летоисчисление»?
Приведем еще один пример. Дисциплина «Специальная педаго-I54 гика». Тема: «Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности». Вопрос для рассмотрения: «Проблемы поведения и возможности их разрешения в дошкольном возрасте: необычные пристрастия, интересы и влечения».
— Как отмечает О.С. Никольская, для некоторых аутичных детей характерно пристрастие к какому-то одному предмету, с которым они не могут расстаться ни при каких обстоятельствах: «Это может быть одна пустышка, бутылочка, игрушка (что выглядит вполне адекватным), а может быть и электрическая лампочка
или определенная коробочка из под йогурта, которая становится сильно потрепанной, но оставить ее ребенок не может: он с ней спит, гуляет, садится на горшок» [15, с. 192].
Затем, для иллюстрации стереотипности в контактах со средой как классического признака синдрома раннего детского аутизма, привлекаем эпизод, взятый нами из художественной книги Марти Леймбах «Дэниэл молчит»: «У Дэниэла одна любимая игрушка и десятки других, которые для него будто и не существуют. Единственная обожаемая моим сыном игрушка - деревянный Паровозик Томас, с физиономией в виде часов с черным ободком и трубой, здорово смахивающей на шляпу. Паровозик должен следовать за Дэниэлом повсюду, находясь либо у него во рту, либо в руке. Ни в коем случае не в руке Эмили и уж конечно не в раковине, под струей воды. Никакие мои уговоры и обещания вымыть игрушку за минутку - меньше чем за минутку - на Дэниэла не действовали: он барабанил кулачками по моим бедрам и верещал как мартышка, горестно округлив рот.
- Дэниэл, ну пожалуйста, не плачь. - Я вернула ему паровозик».
Когда бакалавры учатся применять на семинарских занятиях полученные на лекциях знания, проблемы, затронутые в произведениях художественной литературы и искусства, выступают в качестве основы для дальнейшей беседы, дискуссии, обсуждения, высказывания собственного мнения. В данном случае использование произведений художественной литературы и искусства способствует углубленному осознанию материала, его закреплению.
Студентам предоставляется возможность самим подобрать примеры из литературных произведений и живописи в подтверждение своих мыслей. Обосновано это тем, что не все бакалавры, приступая к изучению профессиональных дисциплин, имеют достаточный личный опыт взаимодействия с людьми с ОВЗ, а у некоторых он вообще отсутствует, и иллюстрировать основные положения теории и истории специального образования, подбирать материал из реальной жизни им еще сложно.
В частности, дисциплина «История олигофренопедагогики». Раздел: «Борьба русской общественности за осуществление мероприятий по призрению, лечению и воспитанию слабоумных». Тема: «Влияние русского революционно-демократического движения на формирование гуманного отношения русского общества к слабоумным 40-60 гг. XIX века». На семинарском занятии организуется дискуссия по повести А.И. Герцена «Доктор Крупов» (дата написания 1846 г.).
- В повести «Доктор Крупов» А.И. Герцен показал тяжелую участь людей с физическими и умственными недостатками в России того времени (III период эволюции отношения общества и государства к людям с отклонениями развития по периодизации Н.Н. Малофеева [8]).
- Насколько судьба мальчика Левки, отношение к нему окружающих типичны для дореволюционной России начала XIX века?
- Какова роль государства в деле призрения, лечения, воспитания детей с физическими и умственными недостатками на данном этапе истории?
- Раскройте влияние русской общественности на осуществление мероприятий по призрения, лечению, воспитанию детей с физическими и умственными недостатками. Докажите, что борьба за развитие общественной помощи слабоумным в России всегда рассматривалась в контексте общеполитического, социально-экономического преобразования всей жизни России.
Дисциплина «История дефектологии». Тема: «Характеристика современного этапа развития системы специального образования в России и за рубежом». Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Ознакомьтесь с Рекомендательными указателями литературы «Книги, помогающие жить», «Мир особого детства и юности». На какой период эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии (периодизация Н.Н. Малофеева) приходится издание большинства этих книг? Обоснуйте, почему.
Задание 2. Обратитесь к указанной выше литературе, а также самостоятельно найдите и прочитайте книги, авторы которых сами имеют те или иные ограничения здоровья.
- Докажите, что выход в свет этих автобиографических книг ознаменовал собой новый период эволюции отношения общества и государства к людям с ОВЗ: от изоляции к интеграции (периодизация Н.Н. Малофеева).
- Согласны ли вы с утверждением, что данная художественная литература один из социально-культурных факторов, под влиянием которого произошли столь значи-
155
тельные изменения в общественном сознании?
Теперь рассмотрим возможности художественных книг и живописи в формировании профессиональных компетенций бакалавров специального (дефектологического) образования. Исходя из положения о социальной функции искусства, проявляющейся в том, что оно оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность, мы посчитали целесообразным использовать произведения художественной литературы и изобразительного искусства для решения профессиональных задач в области культурно-просветительской деятельности В частности, на подготовку бакалавров к реализации просветительских программ, способствующих формированию в обществе толерантного отношения к лицам с ОВЗ, направлены следующие задания:
Задание 1. Ознакомьтесь с исследованиями Н.Н. Малофеева, в 1ED которых показана роль СМИ, оте-I"6 чественного и западного кинематографа в преодолении устоявшегося стереотипа восприятия лиц с отклонениями развития [8].
Задание 2. Какова, по вашему мнению, роль произведений художественной литературы и изобразительного искусства в формировании готовности общества к интеграции инвалидов?
Задание 3. Подготовьте свой рекомендательный список литературных произведений и живописи, на который вы будете опираться при реализации просветительских программ, способствующих формированию и укреплению толерантно-
го сознания и поведения по отношению к лицам с ОВЗ в обществе. Для каждого произведения определите возрастную категорию (дошкольники, младшие школьники, подростки, взрослые).
Задание 4. Сформулируйте цели использования и покажите специфику вопросов и заданий к художественным произведениям, имеющим различную возрастную ориентацию:
— Гальего Р. Белое на черном. Стейнбек Дж. О мышах и людях. Фолкнер У. Шум и ярость (литература для взрослых).
— Крапивин В.П. Самолет по имени Сережка. Лиханов А. Мальчик, которому не больно: Несказка для взрослых (литература для подростков).
— ДиКамилло К. Приключения мышонка Десперо, а точнее - Сказка о мышонке, принцессе, тарелке супа и катушке с нитками. Катаев В.П. Цветик-семицветик (литература для дошкольников).
Приведем пример заданий с использованием произведений художественной литературы при подготовке бакалавров к еще одной профессиональной компетенции: взаимодействию с общественными объединениями родителей детей с ОВЗ, к педагогическому сопровождению семьи лиц с ОВЗ, взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением. Задание в рамках дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла «Взаимодействие специального педагога с общественными организациями»:
Задание 1. Раскройте возможности художественной литературы и
искусства в работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ.
Задание 2. Составьте список книг, авторы которых сами являются родителями детей с ОВЗ (Ласлоцки В. Мой маленький Будда; Каган Г. Окно в другое измерение и др.) Напишете свои аннотации к этим книгам, включите наиболее яркие отрывки из них
Задание 3. Выберите какую-либо родительскую организацию детей с ОВЗ (ИОООИД «Надежда», Иркутская региональная общественная организация родителей детей-инвалидов «Солнечный круг», ИОООИ «Семейная усадьба», АПЦ «Прибайкальский талисман» и др.) и подготовьтесь к встрече, посвященной обсуждению этих книг. Примерные вопросы для беседы:
Понравилась ли Вам книга, какие чувства она вызвала?
Сталкивались ли Вы с похожими ситуациями, проблемами, описанными в книге родителями детей с ОВЗ. Помог ли лично Вам как родителям опыт этих семей?
Если бы у Вас была возможность встретиться с автором книги, какие вопросы Вы хотели бы с ним обсудить?
Художественная литература и изобразительное искусство, реализуя познавательную, воспитательную, социальную функции, обладают большим потенциалом как для профессиональной подготовки, так и для личностного становления студентов. Использование на занятиях литературных произведений и живописи, раскрывающих различные образы человека с ОВЗ, позволяет эффективно готовить бакалавров к решению их профессиональных задач.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2002. - 416 с.
2. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии [Текст] / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 1997. - № 5. - С. 3-19.
3. Братусь, Б.С. Этика и психология: опыт построения дискуссии [Текст] / Б.С. Братусь. - Самара: БАХРАХ, 1999. - 128 с.
4. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1993. - 43 с.
5. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
7. Исаев, Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога [Текст] / Е.И. Исаев, С.Г. Косарец-кий, С.Г. Слободчиков // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С. 57-66.
8. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: Учебное пособие для вузов [Текст] / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.
9. Специальная педагогика: Учебное пособие 157 [Текст] / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов,
Л.И. Белякова и др. / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
10. Книги, помогающие жить: Указатель литературы для читателей всех возрастов [Электронный ресурс] / сост. Н.Е. Коло-скова. - URL: http://www.gaidarovka.ru/ index.php?option=com_content&task=view &id=253&Itemid=1486 (дата обращения: 15.12.2015).
11. Мир особого детства и юности: Рекомендательный указатель литературы [Электронный ресурс] / сост. А.В. Годинер. -URL:http://www.narniacenter.ru/go/osoboe_ detstvo (дата обращения: 15.12.2015).
12. Центр Нарния: рекомендательный обзор литературы [Электронный ресурс]. -URL: http://narniacenter.livejournal.com/ tag/14-17 (дата обращения: 15.12.2015).
13. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древнейших времен до середины
20 в.: Учебное пособие для вузов [Текст] / 7. Х.С. Замский. - М.: Академия, 2008. - 361 с.
14. Дмитриева, Т.Б. Альянс права и милосердия: О проблеме защиты прав человека в психиатрии [Текст] / Т.Б. Дмитриева. - М., 2001. - 21 с.
15. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. 8. Пути помощи [Текст] / О.С. Никольская,
Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Тере- 9. винф, 2012. - 288 с.
REFERENCES 10
1. Asmolov A.G., Psihologija lichnosti: Prin-cipy obshhepsihologicheskogo analiza, Mos- 11 cow, Smysl, 2002. (in Russian)
2. Bratus B.S., Jetika i psihologija: opyt postroenija diskussii, Samara, BAHRAH, 1999. (in Russian)
3. Bratus B.S., K ргоЫете cheloveka v psi- ^ hologii, Voprosy psihologii, 1997, No. 5,
pp. 3-19.
4. Centr Narnija: rekomendatelnyj obzor li- p teratury, available at: http://narniacenter. livejournal.com/tag/14-17 (accessed: 15.12. 14 2015) (in Russian)
5. Dmitrieva T.B., Aljans prava i miloserdija:
O problem zashhity prav cheloveka v psihi- ц atrii, Moscow, 2001. (in Russian) 158 6. Isaev E.I., Kosareckij S.G., Slobodchikov S.G., Stanovlenie i razvitie professionalnogo
soznanija budushhego pedagoga, Voprosy Psihologii, 2000, No. 3, pp. 57-66. (in Russian)
Knigi, pomogajushhie zhit: ukazatel liter-atury dlja chitatelej vseh vozrastov, ed. N.E. Koloskova, available at: http://www.gaida-rovka.ru/index.php?option=com_content&ta sk=view&id=253&Itemid=1486 (accessed: 15.12.2015). (in Russian) Leontev D.A., Ocherk psihologii lichnosti, Moscow, Smysl, 1993. (in Russian) Leontev D.A., Psihologija smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj realnosti, Moscow, Smysl, 1999. (in Russian) Malofeev N.N., Specialnoe obrazovanie v menjajushhemsja mire. Evropa, Moscow, Prosveshhenie, 2009. (in Russian) Mir osobogo detstva i junosti: rekomendatelnyj ukazatel literatury, ed. A.V. Godiner, available at: http://www.narniacenter.ru/go/ osoboe_detstvo (accessed: 15.12.2015). (in Russian)
Nikolskaja O.S., Baenskaja E.R., Libling M.M., Autichnyj rebenok. Puti pomoshhi, Moscow, Terevinf, 2012. (in Russian) Rubinshtejn S.L., Bytie i soznanie. Chelovek i mir, St. Petersburg, Piter, 2003. (in Russian) Specialnaja pedagogika, ed. L.I. Aksenova, B.A. Arhipov, L.I. Beljakova, Moscow, Aka-demija, 2000. (in Russian) Zamskij H.S., Umstvenno otstalye deti: Isto-rija ih izuchenija, vospitanija i obuchenija s drevnejshih vremen do serediny 20 v., Moscow, Akademija, 2008. (in Russian)
Сарапулова Мария Александровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра теории и практики специального обучения и воспитания, Педагогический институт, Иркутский государственный университет, [email protected] Sarapulova M.A., PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Theory and Practices of Special Training and Education, Pedagogical Institute, Irkutsk State University, [email protected]