Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАГИСТРАТУРЫ ПО ПРОФИЛЮ «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»'

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАГИСТРАТУРЫ ПО ПРОФИЛЮ «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Практическая подготовка / готовность педагога к профессиональной деятельности / инклюзивная образовательная среда. / Рractical training / teacher's readiness for professional activity / inclusive educational environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калмыкова Е. А.

В статье раскрыты особенности организации и содержания практической подготовки обучающихся в процессе овладения содержанием образовательной программы на практических занятиях и в ходе производственной практики. Показано значение практической подготовки в формировании готовности будущих дефектологов к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калмыкова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND CONTENT OF PRACTICAL TRAINING OF MASTER'S DEGREE STUDENTS ACCORDING TO THE PROFILE "INCLUSIVE EDUCATION"

The article reveals the features of the organization and content of practical training of students in the process of mastering the content of the educational program in practical classes and during industrial practice. The importance of practical training in the formation of the readiness of future defectologists to work with children with disabilities in an inclusive educational organization is shown.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАГИСТРАТУРЫ ПО ПРОФИЛЮ «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»»

УДК 378.147

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАГИСТРАТУРЫ ПО ПРОФИЛЮ «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

© 2021 Е. А. Калмыкова

канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой специальной психологии

и коррекционной педагогики e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В статье раскрыты особенности организации и содержания практической подготовки обучающихся в процессе овладения содержанием образовательной программы на практических занятиях и в ходе производственной практики. Показано значение практической подготовки в формировании готовности будущих дефектологов к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной организации.

Ключевые слова: практическая подготовка, готовность педагога к профессиональной деятельности, инклюзивная образовательная среда.

ORGANIZATION AND CONTENT OF PRACTICAL TRAINING

OF MASTER'S DEGREE STUDENTS ACCORDING TO THE PROFILE "INCLUSIVE EDUCATION"

© 2021 E. A. Kalmykova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Head of the Department of Special Psychology and Correctional Pedagogy

e-mail: [email protected]

Kursk State University,

The article reveals the features of the organization and content of practical training of students in the process of mastering the content of the educational program in practical classes and during industrial practice. The importance of practical training in the formation of the readiness of future defectologists to work with children with disabilities in an inclusive educational organization is shown.

Keywords: practical training, teacher's readiness for professional activity, inclusive educational environment.

Современные реалии и перспективы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривают трансформацию подходов к формированию профессиональной готовности будущих дефектологов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и в условиях инклюзивного образования.

Прежде чем приступить к основному содержанию нашей работы, мы считаем целесообразным, остановиться на анализе значений понятия «готовность».

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой данная дефиниция рассматривается с двух точек зрения. Во первых, это согласие сделать что-

либо. Второе значение рассматривает готовность как некое состояние, при котором все готово для чего-либо. Анализ данного понятия в контексте заявленной темы позволяет нам сделать обоснованный выбор второго значения для дальнейшего применения в нашей работе.

Теоретико-методологические основы изучения готовности педагогов к реализации инклюзивного образования рассматривались С.В. Алехиной [Алехина 2012], И.М Яковлевой [Яковлева 2011], О.С. Кузьминой, Н.В. Чекалевой, Т.Ю. Четвериковой [организация и содержание подготовки... 2014].

Анализ работ в рамках заявленной проблемы позволил нам прийти к выводу о разнообразии точек зрения на данную проблему и вариативности подходов к ее решению. Особый интерес для нашего исследования представляет работа В.В. Хитрюк, в которой готовность педагога (инклюзивная готовность) проанализирована в единстве когнитивного, эмоционального, мотивационно-конативного, коммуникативного и рефлексивного компонентов [Хитрюк 2013: 191].

Мы будем рассматривать готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве в единстве мотивационно-когнитивного, эмоционально-рефлексивного и деятельностного компонентов, сформированность которых позволит ему работать с данной категорией обучающихся.

Когда говорят о готовности к какой-либо деятельности, часто употребляют понятие «подготовленность», которое конкретизируется понятиями «осведомленность» или «компетентность».

Инклюзивная компетентность педагога относится к уровню специальных профессиональных компетентностей, является составляющей его профессиональной компетентности и включает ключевые содержательные и функциональные компетентности.

В формате нашей статьи мы сделали акцент на организации и содержании практической подготовки обучающихся магистратуры по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленности (профилю) Инклюзивное образование.

Целью образовательной программы является подготовка дефектолога как конкурентоспособного, мобильного профессионала, владеющего знаниями и умениями решать сложные профессиональные задачи в условиях инклюзивного образовательного пространства с использованием инновационных психолого-педагогических технологий.

Практическая подготовка является необходимым условием формирования готовности будущего дефектолога к осуществлению деятельности в инклюзивном образовательном пространстве. В соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №. 885/390 «О практической подготовке обучающихся» практическая подготовка рассматривается как форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы. Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов образовательных программ, предусмотренных учебным планом.

Специфика подготовки обучающегося по профилю «Инклюзивное образование» заключается в формировании у выпускника готовности к проектированию коррекционно-образовательного пространства и индивидуальных маршрутов для лиц

с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды, на основе глубокого психолого-педагогического изучения особенностей психофизического развития лиц с ОВЗ, выявления их особых образовательных потребностей; ведению многоаспектной научно-исследовательской деятельности в проблемном поле магистерской программы.

При разработке содержания магистерской программы был сделан акцент на формирование готовности выпускника работать в условиях бригадного приема, взаимодействовать со всеми субъектами образовательных отношений в инклюзивной среде, решать задачи профессиональной деятельности следующих типов: педагогический, сопровождения, научно-исследовательский, которые определены федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования -магистратуры по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование.

Задачи педагогического типа конкретизируются в частными задачами: освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проектировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися с ОВЗ в рамках проектирования и реализации (в сотрудничестве со всеми субъектами системы инклюзивного образования) индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования с учетом возрастных, психофизических особенностей и особых образовательных потребностей; организация и совместное осуществление с педагогами и специалистами сопровождения психолого-педагогической коррекции выявленных недостатков психофизического развития, нарушений социализации и адаптации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования; разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде; формирование и реализация планов по созданию инклюзивной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

Задачи сопровождения предполагают освоение и применение психолого-педагогических технологий комплексного сопровождения, необходимых для адресной работы с обучающимся с ОВЗ, а также их семьями в инклюзивной образовательной среде; взаимодействие с педагогами и специалистами сопровождения (учителем-логопедом, тьютором, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.), а также родителями (законными представителями) в процессе проектирования комплексной программы сопровождения обучающихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде; применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка с ОВЗ с целью выявления особенностей их психофизического развития и особых образовательных потребностей для комплексного сопровождения в инклюзивной образовательной среде; взаимодействие с педагогами и специалистами сопровождения в рамках психолого-педагогического консилиума (ППк); организация консультирования администрации, педагогов, специалистов сопровождения, родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам комплексного сопровождения, разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде; консультирование обучающихся с ОВЗ в рамках комплексного сопровождения в инклюзивном образовательном пространстве (в том числе по вопросам профессионального самоопределения).

Освоение программы магистратуры «Инклюзивное образование» невозможно представить без глубокого погружения в проблемное поле инклюзивного образования, поиска научно обоснованных подходов к образованию детей с ОВЗ в условиях современной образовательной среды.

Поэтому еще один тип задач представлен в магистерской программе: научно-исследовательский, предполагающий разработку стратегии, структуры и процедуры осуществления научно-исследовательской работы; анализ и систематизацию результатов исследований.

Необходимость формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профилю «Инклюзивное образование» нашло свое отражение в содержании профильных дисциплин, включенных в учебный план.

В соответствии с современными требованиями к организации практической подготовки основная задача преподавателя состоит в том, чтобы организовать учебный процесс таким образом, когда каждый студент смог бы отработать тот или иной навык практической деятельности. В рамках реализации практико-ориентированных дисциплин максимально должны быть использованы преподавателями разнообразные интерактивные формы работы. Это и лекция-дискуссия, и проблемная лекция, но основной акцент должен быть сделан на отработку навыков на практических занятиях.

Поэтому мы посчитали целесообразным разработать практические задания для обучающихся, которые они должны выполнить в ходе прохождения ряда дисциплин. Так, например, для формирования готовности работать в команде сопровождения можно предложить обучающимся составить алгоритм взаимодействия работников образовательной организации в условиях командной работы психолого-педагогического консилиума, в соответствии с актуальными задачами медицинского, психолого-педагогического и социального сопровождения лиц с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.

Формирование профессиональных компетенций у обучающихся будет более эффективным, если в процессе обучения каждый студент будет погружен в профессиональное общение, в ходе которого у него будут формироваться навыки совместной деятельности. В логике командной работы в условиях инклюзивного образования такой эффект дают разнообразные интерактивные формы обучения, когда происходит обмен информацией, опытом, когда студент является не только пассивным объектом обучения, но и активно взаимодействует с другим обучающимися, учится и учит участников команды.

В связи с этим мы считаем важным включение в содержание практической подготовки заданий, в которых проигрываются ситуации бригадного приема. Такие ситуации помогут студентам разобраться в организации и содержании комплексного сопровождения лиц с ОВЗ в системе инклюзивного образования.

Для этого обучающимся магистратуры можно предложить на основе представленной психолого-педагогической характеристики ребенка с ОВЗ или просмотра видеосюжета описать содержание психолого-педагогических технологий комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в инклюзивной образовательной организации, которые будут наиболее эффективными для конкретного ребенка, и сформулировать задачи коррекционно-педагогической работы каждого из специалистов сопровождения в условиях инклюзивной образовательной среды.

Как уже говорилось ранее, специалист команды сопровождения должен четко понимать деятельность каждого участника сопровождения, правильно расставлять приоритеты коррекционно-развивающей работы, обладать профессиональной интуицией, помогающей видеть скрытые риски дальнейшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вовремя предупреждать вторичные и последующего порядка отклонения в его развитии. Поэтому в качестве заданий в рамках практической подготовки можно предложить магистрантам психолого-педагогическую характеристику ребенка с ОВЗ, которую необходимо будет

проанализировать и потом назвать специалистов, к которому целесообразно направить ребенка для уточнения информации о его особенностях развития и направлений его сопровождения.

Формирование деятельностного компонента готовности к работе в инклюзивной образовательной среде предполагает наличие практических навыков выявления особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Навыки практической деятельности в области диагностики будут способствовать грамотной организации комплексного сопровождения ребенка.

В рамках выполнения практических заданий магистранты должны овладеть навыками организации комплексного подхода к анализу нарушений развития обучающихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде, описания проблем обучения, общения, взаимодействия ребенка с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.

Внедрение инклюзии в современную систему образования порождает достаточное количество проблем, связанных с организацией процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из таких проблем является недостаточность, а в некоторых случаях отсутствие у педагогов знаний в области специальной психологии и специальной педагогики. При этом количество детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях инклюзии, увеличивается. Поэтому, сталкиваясь в своей работе с ребенком с ОВЗ, современный педагог должен знать варианты дизонтогений, особенности психофизического развития каждой нозологической группы.

В рамках практической подготовки обучающихся магистратуры по профилю «Инклюзивное образование» целесообразным является выполнение следующих заданий: на основе предложенной психолого-педагогической характеристики ребенка с ОВЗ необходимо определить тип нарушенного развития и обосновать свой ответ, опираясь на анализ проявлений нарушений, описанных в характеристике, а также на результаты выполнения ребенком диагностических методик; на основе предложенных студенту результатов исследования ребенка с ОВЗ учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, социальным педагогом, медицинским работником составить комплексную характеристику на ребенка и определить основные направления комплексного психолого-педагогического сопровождения.

В рамках проведения практических занятий обучающиеся должны отработать навык составления плана комплексного психолого-педагогического обследования ребенка, подбора инструментария и методов психолого-педагогической диагностики особенностей психофизического развития ребенка в соответствии с возрастом и вариантом дизонтогении. Очень важным является умение работать в команде в процессе диагностики особенностей развития ребенка.

Профессиональная готовность специалиста инклюзивного образования предполагает наличие знаний, умений и навыков в области проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. В соответствии с этим мы предусмотрели следующие практико-ориентированные задания: на основе предложенной психолого-педагогической характеристики ребенка с ОВЗ разработать содержание мероприятий для каждого этапа реализации ИОМ в сотрудничестве со всеми специалистами сопровождения, или разработать фрагмент программы психолого-педагогической коррекции выявленных недостатков психофизического развития в рамках индивидуального образовательного маршрута с конспектами занятий.

Практическая подготовка обучающихся в рамках магистерской программы предполагает прохождение разнообразных практик. Учебным планом предусмотрены

различные виды практик (учебных и производственных), которые проходят в разных институциональных условиях. Несмотря на разнообразие заданий на практику, одним из основных является изучение будущими дефектологами, будущими специалистами в области инклюзивного образования организации и содержания деятельности психолого-педагогического консилиума (ППк), посещение бригадного приема заседания ППк.

Реализация комплексной программы практик включает разнообразные задания. Одним из первых является проведение диагностики детей, анализ полученных результатов. Специфика работы в рамках прохождения практики будет заключаться в том, что студент, как будущий специалист системы инклюзивного образования, должен научиться составлять с другими специалистами комплексную психолого-педагогическую характеристику и уметь описывать направления комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, разрабатывать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, проводить коррекционно-развивающие занятия с ребенком. Акцент в этой практике делается на работу всей группы студентов с целью отработки навыков командной работы специалистов сопровождения в инклюзивном образовании.

Практическая подготовка обучающихся по направлению «Инклюзивное образование» не должна ограничиваться только рамками выполнения учебного плана. Ранее мы отмечали, что одной из задач, к решению которой должен быть готов выпускник, является научно-исследовательская. На наш взгляд, большую роль в практической подготовке, играет участие студентов в разнообразных конференциях, конкурсах, на которых он презентует результаты своих научных изысканий и практических наработок.

Традиционным для нашего факультета стало проведение международного конкурса научно-исследовательских проектов «ПРИНИМАТЬ. ПОНИМАТЬ. ПОМОГАТЬ». Одной из задач конкурса является обмен результатами исследований и обобщение научно-педагогического опыта в области специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Опыт участия в подобных мероприятиях дает возможность обучающимся расширить свой профессиональный опыт, апробировать результаты научно-исследовательской работы, повысить уровень своей профессиональной (в том числе и инклюзивной) компетентности и быть подготовленным к реализации образования лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

В заключение мы хотим отметить, что представленные в статье примеры возможной организации и содержаний практической подготовки обучающихся магистратуры по профилю «Инклюзивное образование» не являются исчерпывающими. Реализация магистерской программы предполагает вариативность практических заданий для обучающихся.

Формирование профессиональной готовности к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья должно проходить, на наш взгляд, в соответствии с выделенными компонентами данного феномена, а именно: в единстве мотивационно-когнитивного, эмоционально-рефлексивного, деятельностного компонентов. Формирование каждого компонента профессиональной готовности должно предусматривать соответствующие практико-ориентированные задания, которые могут быть включены в содержание дисциплин и практик учебного плана и найти отражение в научно исследовательской работе обучающихся, что, соответственно, делает заявленную нами проблему актуальной и перспективной для дальнейшего изучения.

Библиографический список

Алехина С. В. Инклюзивное образование и психологическая готовность учителя // Вестник МГППУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 4. С. 118-127.

Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования: монография / О.С. Кузьмина, Н.В. Чекалева, Т.Ю. Четверикова / под общ. ред Н.В. Чекалевой. Омск: Издатель-Полиграфис, 2014. 242 с.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 128 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование» [Электронный документ]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VQ%203++/Mag/440403 %D0%9C 3 17062021.pdf (дата обращения: 05.07.2021).

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» [Электронный документ]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110053 (дата обращения: 13.07.2021).

Хитрюк В. В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2013. № 3 (79) [Электронный документ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-pedagogov-k-rabote-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения 20.07.2021).

Яковлева И. М. Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С.В. Алехина [и др.]. М., 2011. С. 242-243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.