Научная статья на тему 'Становление конституционного права на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением в России'

Становление конституционного права на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
399
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ЭКОЛОГИЯ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА / CONSTITUTIONAL LAW / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL POLLUTION / COMPENSATION OF HARM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева Екатерина Геннадьевна

В статье изложена история возникновения конституционного права граждан на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением. Проанализировано законодательство, начиная с Древней Руси до настоящего времени, выявлены причины закрепления данного права в Конституции России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильева Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional law formation on preservation of the environment in Russia

In article the history of occurrence of a constitutional law of citizens on indemnification of a damage as a result of ecological infringement is described. In it the legislation from ancient Russia is analysed till now. In article the reasons of fastening of the right in the constitution of Russia are described.

Текст научной работы на тему «Становление конституционного права на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением в России»

УДК 342.4(470+571)

Е. Г. Васильева

Становление конституционного права на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением в России

В статье изложена история возникновения конституционного права граждан на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением. Проанализировано законодательство, начиная с Древней Руси до настоящего времени, выявлены причины закрепления данного права в Конституции России.

In article the history of occurrence of a constitutional law of citizens on indemnification of a damage as a result of ecological infringement is described. In it the legislation from ancient Russia is analysed till now. In article the reasons of fastening of the right in the constitution of Russia are described.

Ключевые слова: конституционное право, экология, загрязнение окружающей среды, возмещение вреда.

Key words: сonstitutional law, ecology, environmental pollution, compensation of harm.

Первые правовые нормы, регламентирующие возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, появились в «Пространной правде», так ст. 69 за промысел («покражу») бобра предусматривала штраф в 12 гривен, что было равно наказанию за убийство холопа. Бобры и многие ценные пушные звери считались собственностью князя1.

Законодательство России XV-XVI вв. также защищало право собственности на природные объекты, например на землю. Статья 14 «Приговора земского собора первого ополчения» от 30 июня 1611 г.

© Васильева Е. Г., 2013

1 Соколов Н.А. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в Российской Федерации: материалы конф. по охране окружающей природной среды. Красноярск, 2002. С. 65.

предусматривала возможность возврата поместий и вотчин, изъятых по ошибке или по наговору2.

Охрана природы нашла отражение и в Соборном уложении 1649 г. Предусматривалась ответственность за умышленное уничтожение лесов путем поджога: «А будет кто по недружбе учнет в чьем лесу на стенах огонь класти, и от того в том лесу учинится пожар... и на тех людех взяти пеня, что государь укажет, а исцу велети на них доправити убытки по сыску»3. Тем самым, сумма возмещения ущерба лесам была установлена государем в определенном размере. Однако за невиновные действия ущерб лесам и убытки истцу вообще не возмещались: «А будет от кого такое дело учинено без хитрости, то на нем пени и исцова иску не имати»4.

При Петре I принимались меры по охране животных. Особой охране подлежали лоси. С представителей высших сословий за незаконную охоту на лосей взыскивали штраф 100 р., а людям низших сословий грозило «наказание жестокое без всякой пощады» и «ссылка в Азов с женами и детьми на вечное житье»5.

Одним из первых законодательных актов России, направленных на функциональное деление лесов, был Указ Петра I от 30 марта 1701 г. В соответствии с ним запретили вырубку лесных насаждений в 30километровой зоне по берегам многих сплавных и судоходных рек России. Петр I объявлял некоторые леса заповедными, невзирая на их принадлежность (казенные, помещичьи, монастырские). За порубку заповедных лесов виновные подвергались штрафу в 10 р., а за «многую заповедных лесов по-сечку» - смертной казни. За умышленный поджог леса в качестве наказания определялась смертная казнь. В 1724 г. в дополнениях к указанному предписывалось виновных в порубке леса валодмейстеров (управляющих лесами) и сторожей наказывать кнутом и, вырезав ноздри, ссылать вечно на каторжные работы6.

Таким образом, ответственность за нарушение природоохранного законодательства ужесточилась. Это обусловлено как политической волей монарха, так и необходимостью защиты природных ресурсов, подвергшихся варварскому использованию в военный период.

2 Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. Акты земских соборов / под ред. А.Г. Манькова. М.: Юрид. лит. 1985. Т.3. С. 58.

3 Там же. С. 140.

4 Там же.

5 Соколов Н.А. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук // Вестн. СиБГТУ. № 6. 1996. С. 156.

6 Там же.

Законодательство расцвета абсолютизма в России также было ориентировано на защиту частновладельческих прав на природные ресурсы. Право владения природными ресурсами носило классовый характер. Так, ст. 33 Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства от 21 апреля 1785 г. подтверждала право дворян на все сокровения в недрах земли, минералы, произростения и воды, ст. 34 - на леса для их свободного употребления7.

Екатерининское законодательство не уделяло обязательствам из причинения вреда внимания, поскольку вопрос уже урегулирован предшествующим правом. Оговаривались лишь случаи, ранее не освещенные в законе. Так, при проведении генерального размежевания земель возникал вопрос о компенсации собственнику за незаконное владение его землей. Пункт 12 гл. 4 «Инструкции Межевым губернским канцеляриям и провинциальным конторам» устанавливал, что при незаконном завладении землей пострадавшему выплачивалась денежная компенсация за каждый год незаконного владения пашней, сенными и лесными угодьями8.

Следует отметить, что только во второй половине XIX в. организация надлежащей охраны, а также рационального использования защитных лесов в России переходит на новую ступень. Это связано, прежде всего, с принятием в 1888 г. нового Лесоохранительного закона, который четко определял понятие защитных лесов и режим их использования.

Таким образом, еще в дореволюционной России были созданы некоторые предпосылки для возникновения и закрепления в дальнейшем на уровне основного закона государства права граждан на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением. Следует отметить, что законодательство было ориентировано, в первую очередь, на защиту частновладельческих прав на природные ресурсы.

Процесс создания советского законодательства об охране природы берет свое начало с принятия Декрета о земле. Для защиты лесов общегосударственного значения в 1917 г. был принят Декрет, объявивший преступными лесопорубки без надлежащего разрешения9.

7 Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. Законодательство периода расцвета абсолютизма / под ред. А.Г. Манькова. М.: Юрид. лит. 1985. Т.5. С. 31.

8 Законодательство Екатерины II: в 2 т. / под ред. О.И. Чистякова. М.: Юрид. лит.,

2001. Т. 2. С. 251.

9 Соколов Н.А. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в Российской Федерации: материалы конф. по охране окружающей природной среды. Красноярск,

2002. С.65.

Совет Труда и Обороны в 1920 г. принял Постановление «О борьбе с лесными пожарами», предусмотревшее отдачу под суд военного трибунала лиц, умышленно или по неосторожности вызвавших лесной пожар. Ответственность за посягательства на фауну основывалась на Декрете СНК «О сроках охоты и праве на охотничье оружие» и Декрете об охоте.

Дальнейшее развитие законодательства связано с кодификацией. В УК 1922 г. была закреплена уголовная ответственность за нарушение правил охраны природы. Она предусматривалась в одной статье, но за три вида преступных посягательств. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. содержал уже 12 норм об ответственности за нарушения природоохранного законодательства.

В дальнейшем был принят Закон «Об охране природы в РСФСР», который определил основные направления государственной политики в этой сфере. Экологические нарушения рассматривалась прежде всего с точки зрения экономических потерь.

В 1962 г. на специальной сессии ООН было обращено внимание на угрожающие для человечества масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду. Для решения вопросов охраны природы на международном уровне создана организация ЮНЕП.

В 70-е гг. прошел процесс кодификации природоохранного законодательства; приняты Земельный, Водный, Лесной кодексы и Кодекс о недрах РСФСР, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира, Закон об охране атмосферного воздуха. В 1988 г. в УК РСФСР включена новая статья, устанавливающая ответственность за жестокое обращение с животными.

С провозглашением в декабре 1991 г. России суверенным государством начался процесс обновления всех отраслей права, в том числе и экологического. 19 декабря 1991 г. принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», ст. 86 которого закреплена обязанность полного возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Вторая половина XX в. характеризуется резким ухудшением экологической обстановки. Возросшее потребление природных ресурсов, связанное как со значительным ростом населения, так и с повышением жизненных стандартов, привело не только к вовлечению в хозяйственную деятельность практически всех полезных ископаемых, лесов, вод, но и к интенсивному загрязнению природной среды, ее деградации.

Развитие природоохранного законодательства, принятие актов международного права, а также ухудшение экологической обстановки в стране

154

создало необходимые предпосылки для закрепления права граждан на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением в Конституции Российской Федерации 1993 г., что, без сомнения, является прогрессивным и своевременным шагом.

Интересно, что данное право не гарантировано конституциями таких развитых государств, как США, Англия, Германия. Безусловно, это не способствует соблюдению прав граждан на благоприятную окружающую среду в данных странах.

Рассмотрение экологических проблем с современных позиций позволяет утверждать, что ухудшение окружающей природной среды не является неизбежным и необязательно сопутствует хозяйственной деятельности человека. А поскольку природу приходится охранять в условиях ее усиливающейся эксплуатации, то закрепление права граждан на благоприятную окружающую среду в Основном Законе государства целесообразно и служит одной из основных гарантий его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.