Введение данной нормы позволит приравнять ответственность за указанное деяние к ответственности за квалифицированную клевету (ч. 3 ст. 298 УК РФ) в отношении судьи, общественная опасность которых, как представляется, сопоставима.
К.Н. Аверина
ПРИМЕНЕНИЕ МЕР УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЛЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
Российское законодательство предусматривает различные меры защиты окружающей среды в целом, ряда ее компонентов, отдельных природных ресурсов и объектов, выделяемых в качестве объектов правовой охраны. Применение мер юридической ответственности является одним из основных способов охраны и возмещения причиненного ущерба окружающей среде. Именно этот инструмент позволяет максимально воздействовать на нарушителя. При нормальном функционировании уполномоченных государственных органов имеется довольно весомый арсенал для воздействия даже на крупные и влиятельные компании национального и международного уровня. Однако, несмотря на то что УК РФ содержит нормы, предусматривающие уголовную ответственность за посягательства на леса, их реализация не всегда в полной мере возможна.
Российская Федерация обладает самыми большими в мире запасами леса, занимающего огромную территорию, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. В мировом масштабе на долю России приходится примерно '/4 всех мировых запасов леса. Деятельность, связанная с этой отраслью народного хозяйства, всегда приносила ощутимый доход нашей стране и играла огромную роль в экономике.
* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором О.Л. Дубовик.
11 1929 Труды Института государства и права ^
Российской академии наук № 5/2011
Посягательства на леса не только наносят существенный урон экономике страны, но и угрожают экологической ситуации в целом. Например, за последние несколько десятилетий незаконная рубка леса приняла столь большие масштабы, что ряд стран, закупающих российский лес, практически прекратили вырубку собственного леса. Во многих регионах незаконная рубка и уничтожение лесных насаждений составляют основную долю в структуре экологических преступлений1. Так, в одном из самых богатых лесом регионе - Республике Коми по итогам 2007 г. было зарегистрировано 200 случаев незаконной рубки деревьев (5,747 тыс. куб. м леса). Экономический ущерб составил 22,5 млн руб. Только в половине случаев были выявлены виновники. По итогам проверок к уголовной ответственности привлечен 31 человек2.
К сожалению, политика государства в области охраны лесных ресурсов весьма непоследовательная и недостаточно жесткая. Учитывая бурный рост экономики и усиливающуюся антропогенную нагрузку на окружающую среду, экологические преступления зачастую рассматриваются как второстепенные. Общественность, юристы-практики, руководители федеральных и региональных государственных органов не придают большого значения этому виду преступности, игнорируют ее последствия, а порой просто пренебрегают вопросами борьбы с ней.
Лес является одним из основных компонентов природной среды, и именно его охрана входит в число основных задач экологической политики государства.
Ответственность за незаконную порубку имеет давнюю историю - это один из традиционных составов так называемого лесного браконьерства. Например, еще в Русской Правде предусматривалось наказание за рубку межевых и бортных деревьев3.
1 См.: Экологическая преступность в Европе / Сост. Ф. Комт, Л. Кре-мер; отв. ред. O.J1. Дубовик. М., 2010.
2 См.: Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Коми за 2007 год.
3 См.: Булгаков М.Б., Ялбулганов A.A. Природоохранные акты: от Русской Правды до Петровских времен // Государство и право. 1996. № 8. С. 137.
В дореволюционной России действовали многочисленные нормативные правовые акты, регулировавшие порядок пользования, восстановления и охраны лесов. После Октябрьской революции 1917 г. первым актом советского лесного законодательства был декрет СНК РСФСР «О лесах» (1918 г.), регламентировавший использование и охрану лесов, национализированных на основании Декрета о земле (1917 г.). Декрет объявил преступными рубку леса без надлежащего разрешения. В 1923 г. 2-я сессия ВЦИК утвердила Лесной кодекс РСФСР, в том же году были приняты и введены в действие Лесной кодекс БССР и Лесной закон УССР, в 1924 г. - лесные кодексы Грузинской ССР и Азербайджанской ССР, в 1928 г. - Узбекской ССР. На протяжении всей истории СССР лесное законодательство было одним из самых передовых и разработанных. Следует также отметить, что целый ряд уголовных норм содержались в нормативных правовых актах, направленных на организацию использования природных ресурсов.
В УК РСФСР 1922 г. закреплялась уголовная ответственность за нарушение правил природопользования, в том числе и лесом (ст. 99). УК РСФСР 1926 г. содержал аналогичную норму. В ст. 169 УК РСФСР 1960 г. «Незаконная порубка леса» за незаконную порубку деревьев и кустарников, выполняющих защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, в лесах заповедников, национальных и природных парков, заповедных лесных участках, лесах, имеющих научное или историческое значение, природных памятниках, лесопарках предусматривался штраф. Систематическая незаконная порубка деревьев и кустарников в каких бы то ни было лесах или причинение особо крупного ущерба карались лишением свободы на срок до трех лет.
В УК РФ 1996 г. уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена в ст. 260, которая помещена в гл. 26 «Экологические преступления». В первоначальной редакции данная статья называлась «Незаконная порубка деревьев и кустарников». Основная цель этой нормы заключалась в обеспечении порядка лесопользования, предотвращения повреждения и уничтожения лесов и иной растительности путем
незаконной порубки, а тем самым рационального использования и охраны лесов, т.е. многоцелевого, научно обоснованного, непрерывного неистощительного пользования лесным фондом для удовлетворения потребностей общества и граждан в древесине и другой продукции, а также эффективного ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, сбережения и защиты лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов.
Позже в указанную статью были внесены изменения. Так, она стала называться «Незаконная рубка лесных насаждений»; слова «порубка деревьев и кустарников» заменены словами «рубка лесных насаждений», что связано с включением в новый Лесной кодекс РФ понятий «лесные насаждения» и «рубка лесных насаждений».
Федеральный закон от 22 июля 2008 № 145-ФЗ «О внесении изменений в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»4 значительно усилил уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. Так, совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260, влечет лишение свободы на срок до одного года. Деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 260, рассматриваются теперь как преступления средней тяжести (максимальное наказание за их совершение -лишение свободы на срок до трех лет), а деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 260 УК РФ, квалифицируются как тяжкие преступления (максимальная санкция - лишение свободы на срок до шести лет).
Как уже говорилось выше, незаконная рубка является одним из традиционных и широко распространенных экологических преступлений, за которое всегда предусматривалась уголовная ответственность. При этом ст. 260 является одной из наиболее часто изменяемых. Однако, несмотря на это, ее конструкция, по мнению многих специалистов, остается несовершенной. Она перегружена трудными для понимания положени-
4 СЗ РФ. 2008 № 30. Ст. 3601. 164
ями (например, повреждение до степени прекращения роста лиан), часто не согласованными между собой, что не позволяет осуществлять эффективную уголовно-правовую борьбу с незаконными вырубками российских лесов5.
УК РФ предусматривает также ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений. В частности, в ст. 261 устанавливается ответственность за уничтожение или повреждение лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.
Целью данной нормы является предотвращение гибели лесной и внелесной растительности, сохранение лесов как национального достояния России и важного в хозяйственном отношении природного ресурса. При этом, как и в случае с незаконной рубкой леса, российское законодательство издавна устанавливало ответственность за неосторожный и умышленный поджог леса. Ранее данное преступление расценивалось как посягательство на собственность. Позже состав уничтожения и повреждения лесов был дополнен признаком объективной стороны - загрязнение сточными водами и отходами (УК РСФСР 1960 г.).
Под действие ст. 261 подпадает неосторожное обращение с огнем или источником повышенной опасности, заключающееся в несоблюдении необходимых мер предосторожности, в результате чего возникает лесной пожар (например, разведение костра и оставление его непотушенным, использование на территории лесного фонда машин и оборудования, дающих искру при работе, оставление механизмов не выключенными, что приводит к перегреву и возгоранию, и т.п., а также уничтожение или повреждение лесов и иных насаждений в результате вызванного пожара и наличие причинной связи между действиями виновного и наступившим результатом). Загрязнение может происходить в ходе хозяйственной и иной деятельности путем выбросов, сбросов вредных веществ, а также размещения отходов и отбросов производства, коммунально-бытовых и иных отходов (устройство сва-
5 См.: Конфоркин И.А. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. М, 2010.
лок на территории лесов) и иными способами. В тексте данной статьи характер загрязнения не раскрывается.
Несмотря на то что УК РФ предусматривает уголовную ответственность за посягательства на лес, существуют определенные проблемы с реализацией и использованием этих норм (ст. 260 и 261). В частности, компетентные государственные органы постоянно испытывают трудности при практическом применении данных норм вследствие их несовершенства.
Существуют определенные трудности и с разграничением преступлений, предусмотренных УК РФ, с административными правонарушениями в сфере лесопользования. Проблемы связаны как с определением размера ущерба, так и с объективными признаками самого деяния.
Следует отметить, что отсутствие многолетней практики или опыта мешает судам и иным уполномоченным органам выносить справедливое решение по делам, связанными с посягательствами на лес. Например, суды используют весьма небольшой диапазон мер наказания, предусмотренных в санкциях ст. 260 УК РФ. Такие санкции, как лишение свободы, исправительные работы, обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также конфискация орудий и средств совершения преступления практически не применяются.
Лесное законодательство РФ еще не раз будет дополняться и изменяться. Необходимость в дальнейшем развитии этой отрасли признают все: президент, правительство, парламент, владельцы крупных предприятий, общественность. Полагаем, что последовательно проводимая реформа лесного законодательства и всего сектора в целом коснется и уголовной ответственности за посягательства на леса.