Научная статья на тему 'Понятие «Незаконной рубки»: проблемы квалификации и критерии отграничения от административных деяний данной категории'

Понятие «Незаконной рубки»: проблемы квалификации и критерии отграничения от административных деяний данной категории Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4754
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ РУБКА / ЛЕСОРУБОЧНЫЙ БИЛЕТ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ЛЕСНОЙ ФОНД / ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ / ХИЩЕНИЕ ЛЕСА / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЛЕСНЫЕ УЧАСТКИ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ILLEGAL FELLING / FELLING CONTRACT / ECOLOGICAL OFFENCES / FOREST RESOURCES / HARVESTING OF WOOD / FOREST STEALING / RIGHT OF OWNERSHIP ON COPSE / CRIME / ENVIRONMENTAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомина Инна Анатольевна

В статье на основе анализа различных нормативно-правовых актов дается понятие незаконной рубки, описываются признаки данной деятельности как преступления и административного правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of illegal felling: the issues on qualification and criteria of delimination from administrative deeds of this category

On the basis of different regulatory legal acts analysis the author performs the concept of illegal felling, describes features of this activity as a crime and as an administrative offence.

Текст научной работы на тему «Понятие «Незаконной рубки»: проблемы квалификации и критерии отграничения от административных деяний данной категории»

УДК 343.985

ПОНЯТИЕ «НЕЗАКОННОЙ РУБКИ»: ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ ОТГРАНИЧЕНИЯ ОТ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЯНИЙ ДАННОЙ КАТЕГОРИИ

© Фомина И. А., 2008

В статье на основе анализа различных нормативно-правовых актов дается понятие незаконной рубки, описываются признаки данной деятельности как преступления и административного правонарушения.

Ключевые слова: незаконная рубка; лесорубочный билет; экологические правонарушения; лесной фонд; заготовка древесины; хищение леса; право собственности на лесные участки;

преступление; охрана окружающей среды.

Леса России всегда были и остаются на хорошем счету у мирового сообщества, они составляют четверть мировых запасов (более половины мировых запасов хвойных пород, древесина которых ценится выше остальных). Древесина является биржевым и важнейшим стратегическим ресурсом экономики любой страны. После нефти, газа и металла древесина и бумажно-беловые изделия стали одной из самых прибыльных статей экспорта России.

Однако большая часть лесных насаждений, которые с научной точки зрения могут вырубаться, при этом, не нанося ущерба природе в целом и экономике государства в частности, используются не в достаточном объеме, так как находятся вдали от дорог и населенных пунктов, что затрудняет к ним доступ. Именно из-за «географического» фактора (в большей степени) ежегодно наблюдается прирост преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ. В 2008 г. объем таких преступлений достиг уже 19—24 млн куб. м в год. При этом в разных регионах эти объемы совершенно разные — от 68 тыс. куб. м в Свердловской области до 178 тыс. куб. м в Иркутской области [1].

Таблица

Официальные сведения о незаконных рубках по России за I полугодие 2007 г. [2]

Феде- ральные округа Незаконные рубки Выявлено нарушений, % (по кубомассе)

число случаев масса, плотн. тыс. куб. м ущерб, тыс. руб.

Сибирский Федеральный округ 3052 214,9 2063,0 48,0

Более того, данные официальной статистики намного расходятся с реальными показателями объемов вырубки, производимых незаконно (табл.).

Основные экспортеры леса — мелкие лесные хозяйства. Для них порой имеет значение не столько рентабельность, сколько оборачиваемость капитала, которая при экспорте этого сырья очень быстрая. К тому же, большей эффективности можно добиться при экспорте по полулегальным схемам. Последнее практикуется уже давно.

Одной из приоритетных задач генеральный прокурор РФ Ю. Я. Чайка назвал борьбу с незаконными вырубками лесов. Таких преступлений в Сибири, в частности, стало в два раза больше [3]. Именно поэтому необходимо определиться с самим понятием «незаконная рубка», поскольку оно является достаточно важным для квалификации подобного рода преступлений.

Согласно данным Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РФ: за I полугодие 2007 г. установлено 9 592 случаев незаконных рубок леса объемом 535,9 тыс. плотных куб. м древесины. Причинен ущерб на 6,2 млрд рублей. Площадь повреждения леса сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами составила 40,6 га. Причинен ущерб на 3,8 млн рублей. Число случаев самовольного захвата земель лесного фонда — 128, площадь — 173,2 га; ущерб причинен на 102 млн рублей. Всего за I полугодие

2007 года ущерб от лесонарушений составил 6,5 млрд рублей [4].

Существует множество различных научных определений понятия «незаконная рубка». В Уголовном кодексе РФ, а также в Лесном кодексе РФ 2006 г. (далее — ЛК РФ) не дано понятие «незаконная рубка», однако это понятие было дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14. Согласно данному Постановлению под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 551; или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда [5].

В настоящий момент это определение нуждается в пересмотре в связи с вступлением в силу нового лесного законодательства, предусматривающего, в числе прочего, отмену лесорубочных билетов и ордеров, и введение иных документов, устанавливающих право рубки. Однако до настоящего времени это определение остается в основном действительным, поскольку лесопользование, за небольшими исключениями, по-прежнему осуществлялось на основании лесорубочных билетов (возможность выписки которых сохраняется вплоть до 1 января 2009 года) [6].

Исходя из указанного Постановления Пленума ВС РФ незаконные рубки можно разделить на три основные группы действий:

1. Рубки, осуществляемые без разрешительных документов или по разрешительным документам, выданным с нарушениями действующих правил рубки.

2. Рубки, на которые есть официальные документы, но они осуществляются с их нарушением.

3. Рубки деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке.

При этом следует иметь в виду, что какой бы способ не был выбран, он предполагает активное поведение виновного лица и выражается в форме действия.

Слово «порубка», согласно толковому словарю С. И. Ожегова [7], имеет два толкования:

1. Место, где рубят, срублен лес.

2. Незаконная рубка леса, а также (спец.) вообще рубка леса.

Согласно диспозиции ст. 16 ЛК РФ, рубка может осуществляться только тремя способами: срубание, спиливание и срезание. Однако следует предположить, что способов рубки на практике может быть намного больше. Так, например, очень многими авторами отмечается в качестве способов порубки — выкорчевывание или корчевание, выкапывание, выдергивание, ломание и т. п. [8], при этом, данные действия нельзя смешивать или отождествлять с повреждением до степени прекращения роста.

Кроме того, следует рассмотреть отдельно диспозицию ст. 261 УК РФ — «Уничтожение или повреждение лесных насаждений».

С объективной стороны данные преступления выражаются в уничтожении или повреждении лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261 УК РФ), либо путем поджога, иным общеопасным способом, либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия (ч. 2

ст. 261 УК РФ).

Таким образом, перечисленные выше способы осуществления отделения ствола нельзя квалифицировать по данной статье.

Исходя из этого можно предположить, что если мы загоним трактор и, обвязав стволы канатом, повалим их — это не будет относиться к незаконной рубке, а соответственно, независимо от объема, наши действия не будут подлежать уголовной ответственности. Конечно, возможно данный способ является более затратным и трудоемким, но он вполне окупит себя при реализации первой партии таких вот стволов.

Сламливание, выкорчевывание, отрывание и т. д., не упомянутые законодателем в

ст. 16 ЛК РФ, конечно, не относятся к организованным видам рубок, но к несанкционированным их отнести можно.

Таким образом, рубку следует трактовать, как процесс отделения ствола от земли любыми возможными способами.

Система рубок леса, применяющаяся в России, достаточно сложна и запутана. Виды рубок различаются по формальной цели их проведения, способам рубки, принципам отбора деревьев в рубку и другим параметрам. Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим систему рубок, необходимо считать Лесной кодекс РФ. Помимо этого, согласно п. 3 ст. 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Следует обратить внимание на то, что правовые нормы, содержащиеся в ст. 16 и 17 ЛК РФ, являются императивными, предусматривающими единственно возможные варианты правомерных действий в указанных в них случаях.

Возрасты рубок лесных насаждений (возрасты лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры), правила заготовки древесины и иных лесных ресурсов, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами устанавливаются для каждого лесного района уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Формально все рубки лесных насаждений в настоящий момент делятся на две основные группы — выборочные рубки и сплошные рубки (ст. 17 ЛК РФ).

К выборочным рубкам относятся рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников. В зависимости от характера вырубаемых деревьев и технологии проведения рубок выделяют следующие виды выборочных рубок спелых, перестойных лесных насаждений: добровольно-выборочные, группово-выборочные, равномерно-постепенные, группово-постепенные (котловинные), чересполосные постепенные, длительно-постепенные рубки.

К сплошным рубкам относятся рубки, при которых на соответствующих землях

или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников. Причем строго оговорено, что в защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций. Особо отмечено, что осуществление сплошных рубок допускается только при условии воспроизводства лесов на данных участках.

Помимо этого, Приказом Министерства природных ресурсов РФ в 2007 г. были утверждены Правила ухода за лесами. Данные Правила разработаны в соответствии со ст. 64 ЛК РФ и устанавливают порядок осуществления мероприятий по уходу за лесами во всех лесных районах Российской Федерации, к которым относится вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия. При уходе за лесами осуществляются рубки лесных насаждений любого возраста, направленные на улучшение породного состава и качества лесов, повышение их устойчивости к негативным воздействиям и экологической роли.

При этом имеет большое значение цели таких мероприятий в рамках ухода, в зависимости от категории леса, так как их несоблюдение автоматически позволяет ставить вопрос о спорности действий лиц, осуществляющих рубку под «предлогом» ухода. Так, в эксплуатационных лесах мероприятия по уходу за лесами направлены на достижение целей устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. В защитных лесах мероприятия по уходу за лесами направлены на достижение целей сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов. При этом целями рубок ухода за лесом являются:

• улучшение породного состава лесных насаждений;

• повышение качества и устойчивости лесных насаждений;

• сохранение и усиление защитных, водоохранных, санитарно-гигиенических и других полезных свойств леса;

• сокращение сроков выращивания технически спелой древесины;

• рациональное использование ресурсов древесины.

В зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода осуществляются следующие виды рубок ухода за лесами:

• осветления, направленные на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев главной древесной породы;

• прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев главной древесной породы, а также на продолжение формирования породного и качественного состава лесных насаждений;

• прореживания, направленные на создание благоприятных условий для правильного формирования ствола и кроны деревьев;

• проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий для увеличения прироста деревьев;

• обновления, проводимые в приспевающих, спелых и перестойных насаждениях для создания благоприятных условий для роста молодых перспективных деревьев, имеющихся в насаждении;

• переформирования, проводимые в сформировавшихся средневозрастных и старшего возраста насаждениях с целью коренного изменения их состава, структуры, строения путем регулирования и создания благоприятных условий роста деревьев целевых пород, поколений, ярусов;

• формирования ландшафта, направленные на формирование лесопарковых ландшафтов и повышение их эстетической, оздоровительной ценности и устойчивости.

Кроме того, в отдельных нормативных актах говорится и о других видах рубок: рубки главного пользования, рубки промежуточного пользования и прочие рубки. Можно предположить, что, так как данные нормативные акты были приняты и вступили в силу на основе ранее дейст-

вующего ЛК РФ, где существовали такие рубки и не отменены до настоящего времени, то их применение возможно только, если это не противоречит действующему законодательству.

К рубкам главного пользования относились рубки, основной целью которых являлась заготовка товарной древесины; они могли проводиться только в лесах, достигших (или, в исключительных случаях, почти достигших) так называемого «возраста спелости», т. е. того возраста, в котором рубка леса является наиболее выгодной с хозяйственной точки зрения. Рубки главного пользования запрещалось проводить лесхозам и другим государственным органам, связанным с ведением лесного хозяйства.

К рубкам промежуточного пользования относились рубки, формальной целью которых являлся уход за лесом или поддержание его в благоприятном санитарном состоянии. Они включали в себя рубки ухода и выборочные санитарные рубки (выборочное удаление больных или поврежденных деревьев). Исходная цель рубок ухода состояла в том, чтобы проредить растущий одновозрастной лес, удалить ослабленные или поврежденные деревья и сохранить лучшие. Но, в отличие от рубок главного пользования, их могли проводить лесхозы и национальные парки; и их можно было проводить в тех лесах, где рубки главного пользования запрещены. На практике эти виды рубок, а также выборочные санитарные рубки и так называемые «проходные» рубки чаще всего проводились с единственной целью — заготовки товарной древесины в тех случаях или теми организациями, которым проведение рубок главного пользования было запрещено. В реальности на практике это привело к полному стиранию грани между рубками ухода за лесом (если речь идет о лесах старших возрастов) и рубками главного пользования. Более того, в случае выборочных рубок ухода или выборочных санитарных рубок рубка обычно приобретала характер приисковой (т. е. выборки лучших, наиболее здоровых и представляющих наибольшую товарную ценность, деревьев), несмотря на то, что приисковые рубки в России запрещены уже на протяжении нескольких десятилетий.

К прочим рубкам относились рубки, проведение которых не связано непосредственно с выращиванием леса, а именно расчистки лесных участков под строительство

какой-либо инфраструктуры и сплошные санитарные рубки. Формально сплошная санитарная рубка представляла собой рубку погибшего или безнадежно потерявшего биологическую устойчивость участка леса. Но в реальности и сплошные санитарные рубки также превратились главным образом в способ заготовки товарной древесины теми, кому рубки главного пользования запрещены (лесхозами) или там, где они запрещены.

Еще раз хотелось бы отметить, что данные виды рубок были предусмотрены в Лесном кодексе 1997 г., Лесной кодекс 2007 г. не имеет понятия рубок главного пользования, постепенных и прочих рубок. Законодатель выделил только две формы рубки — выборочную и сплошную, при этом и выборочные и сплошные рубки входили в группу рубок главного пользования.

Наукой лесоводства выделялся также еще третий способ рубок главного пользования — это постепенные рубки, которые проводят на одном и том же участке в несколько приемов, в течение нескольких лет [9]. Выделяются также рубки ухода, цель которых — уход за лесом (при этом также получают древесину), например осветление, прочистка, прореживание, проходная рубка.

Можно выделить еще и дополнительную группу способов рубки, большая часть которых представляет комбинации элементов, присущих основным группам. Иными словами, существуют способы, выходящие за границы одной группы и включающие в себя отдельные элементы другой в пределах системы рубок главного пользования. Поэтому их можно назвать комбинированными рубками (например, при сочетании постепенной и выборочной рубки).

Конечно, в реальности, практически все рубки, осуществляемые в настоящее время в России, превратились в коммерческую заготовку товарной древесины — вне зависимости от того, к какому виду рубок они формально относятся и с какой целью формально проводятся. Однако хотелось бы от законодателя большей определенности по видам рубок, их упорядочении и четкой градации. То есть необходимо или дополнить статьи Лесного кодекса другими видами рубок, существующими в подзаконных актах или привести подзаконные акты в соответствии с ЛК РФ.

Законной считается та рубка, что осуществляется по правилам Лесного кодекса

РФ. В частности, рубка может быть осуществлена на основе двух документов: договора аренды лесного участка и договора купли-продажи лесных насаждений. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Договор аренды заключается по результатам аукциона или без его проведения в случаях, специально оговоренных в Лесном кодексе РФ (например, реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов). Срок аренды — до 49 лет.

Договор купли-продажи заключается по правилам Лесного кодекса РФ (глава 7), а если что-то не оговорено, то — по правилам Гражданского кодекса РФ. Срок договора не может превышать одного года. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Договор заключается по итогам аукциона, но бывают случаи, когда заключение договора не требуется — заготовка гражданами дров.

Важным является положение п. 6 ст. 17 ЛК РФ, в котором отмечено, что сплошные рубки запрещаются только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или другими федеральными законами.

Исходя из позиции законодателя в Лесном кодексе РФ сплошные рубки полностью запрещены в:

• лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников (п. 2 ст. 103 лК РФ);

• лесах, расположенных в водоохранных зонах (п. 1 ст. 104 ЛК РФ);

• заповедных лесных участках (п. 2

ст. 107 ЛК РФ).

С оговоркой запрещены в:

• лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников (п. 3 ст. 103 ЛК РФ);

• лесах, выполняющих функции защиты

природных и иных объектов (п. 1

ст. 105 ЛК РФ);

• ценных лесах (п. 1 ст. 106 ЛК РФ);

• особо защитных участках (п. 2 ст. 107 ЛК РФ).

К «другим федеральным законам» относится, в частности, Федеральный закон РФ

«Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ, в котором предусмотрено, что сплошные рубки запрещаются в центральной экологической зоне (п. 1 п. 1 ст. 11).

Особо следует сказать о правилах заготовки древесины для собственных нужд. Согласно ст. 30 ЛК РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. При этом строго оговорено, что к заготовке гражданами древесины для собственных нужд не применяются плавила

ч. 2 ст. 29 ЛК РФ, т. е. заготовка древесины не может осуществляться в эксплутаци-онных и защитных лесах. Таким образом, остается только одна категория лесов — резервные леса. Однако согласно ст. 109 ЛК РФ к резервным лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Таким образом, непонятно, в каких же категориях лесов можно вести заготовку древесины гражданами для собственных нужд. Остаются только леса, расположенные не на землях лесного фонда, но ввиду малой осведомленности простых обывателей о делении лесов (а табличек у нас не пишут) на землях лесного фонда, а также вообще о делении на земли лесного фонда и иные земли исходя из земельного законодательства возможна незаконная рубка неумышленно. Кроме того, многие из граждан не знают, что такую заготовку для собственных нужд они должны проводить на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (п. 4 ст. 30 ЛК РФ). Более подробно данный механизм урегулирован правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 г. № 406 «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Так, гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, подает в заявление о заключении договора о купле-продаже лесных насаждений для собственных нужд, в котором указываются: фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность, наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений, требуемый объем древесины и ее качественные показатели. Кроме того, субъектами РФ могут быть приняты отдельные нормативно-правовые акты,

регулирующий данный вопрос более подробно (в Иркутской области подобного документа пока не принято).

Отдельно необходимо отметить, что до вступления в силу Лесного кодекса РФ в 2007 г., осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Согласно ст. 4 Федерального закона РФ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ: лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет, выданные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации (в 2008 г.) признаются действительными до истечения срока их действия.

Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета являлись договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования им, договор концессии, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет удостоверяли право их владельцев на краткосрочное (до 1 года) пользование участками лесного фонда и (или) лесными ресурсами, причем только установленным в них видом пользования. Лесорубочный билет выдавался ежегодно.

При предоставлении участков лесного фонда в пользование в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, в случае, если проведение работ в указанных целях было связано с рубками (расчисткой лесных площадей и другими рубками), лесорубочный билет выдавался на срок, необходимый для проведения этих рубок.

Лесорубочный билет являлся документом, дающим право владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. В разрешении указывалось место нахождения участка лесного фонда, количественная и качественная характеристики отпускаемой древесины, живицы и второстепенных лесных материалов, их стоимость, сроки производства работ, объем и др.

Ордер на отпуск древесины давал право его владельцу на проведение в мелком размере на корню заготовки и вывозки древесины и производной продукции. Лесничество на основании ордера без выдачи лесорубочного билета могло производить отпуск

древесины на корню мелкими партиями, в порядке очистки леса от валежника, пней, сухостоя и бурелома.

Как уже было отмечено выше, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Исходя из всего вышеизложенного незаконными следует признавать:

1. Рубка без разрешительных документов на заготовку древесины или с использованием разрешений, выданных с нарушениями или незаконно:

• рубки, совершаемые населением для собственных нужд: данный вид нарушений имеет две основные причины. Первое, это бедность населения во многих районах, не позволяющая покупать даже самые минимально необходимые объемы строительных материалов и дров. Вторая причина связана с неэффективностью работы лесной службы, когда пойти в лес и незаконно вырубить несколько стволов оказывается гораздо легче и быстрее, чем заключить договор купли-продажи лесных насаждений. Помимо этого, есть граждане, не желающие платить государству за лесные ресурсы, глубоко считая, что срубленные ими «пара деревьев» не наносят вред природной среде. Однако самовольные рубки данного типа имеют наиболее массовый характер. При этом граждане не понимают, почему должны осуществлять плату за «народные» ресурсы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• рубки, осуществляемые гражданами или постоянными бригадами с целью последующей реализации заготовленной древесины. Лесозаготовители, осуществляющие заготовку древесины в коммерческих целях, получили неофициальное название «черные лесорубы». При этом населением незаконные рубки воспринимаются как дополнительный легкий заработок;

• рубки, осуществляемые компаниями вблизи от официально разрабатываемых участков, либо в труднодоступных местах, редко посещаемых проверяющими органами;

• рубки, осуществляемые при создании лесной инфраструктуры без получения необходимых разрешений и т. п.

2. Совершение рубок не на отведенном участке или за границами отведенных участков, заготовка древесины на участках, отведенных другому лесозаготовителю, либо с использованием документов другого лесозаготовителя.

3. Совершение рубок не в том количестве и не тех пород, какие указаны в разрешительных документах. Этот достаточно распространенный способ практикуется как местным населением, так и фирмами и органами управления лесным хозяйством и заключается в том, что самовольная рубка проводится поверх уже законченной рубки, либо обнаруженной лесной охраной и остановленной самовольной рубки, сделанной другой фирмой или частным лицом.

Исходя из всего вышесказанного под незаконной рубкой следует понимать рубку, осуществляемую любым способом, с нарушением правил лесного законодательства, заготовки древесины, санитарной безопасности в лесах, пожарной безопасности в лесах, ухода за лесами, без соответствующего разрешения или с любым нарушением данного разрешения.

Спорной является точка зрения о понятии незаконной порубки, высказанная А. Л. Сулеймановым: «незаконная порубка — это общественно опасное, виновное, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания деяние (действие), посягающее на общественные отношения по охране деревьев и кустарников от незаконных порубок, рациональное использование ресурсов в данной сфере и обеспечение экологической безопасности государства и населения» [10].

Дело в том, что, давая это понятие, автор не раскрывает его содержание. Конечно, здесь включены признаки деяния, характеризующие его как преступное, которые выделены в ст. 14 УК РФ «понятие преступления» (преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания), однако само понятие «незаконная порубка» так и не раскрыто, а просто дублируется автором. То есть содержание термина «незаконная рубка» дается через незаконную рубку.

Отдельно следует остановиться на проблеме квалификации незаконной рубки лесных насаждений. На данную проблему указывают многие известные российские ученые, например Э. Н. Жев лаков: «В

экологических преступлениях предмет посягательств всегда следует рассматривать в связи с объектом и наряду с ним. Изолированный анализ предмета не позволяет уяснить то отношение, которому наносят ущерб, порождает ошибки, путаницу в квалификации преступления» [11].

В абз. 4 п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 особо отмечено, что завладение деревьями, которые уже срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать как хищение чужого имущества.

Для того чтобы четко произвести разграничение предмета незаконной рубки и предмета хищений, необходимо определиться с двумя этими понятиями.

В примечании 1 к ст. 158 УК РФ указывается, что под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Исходя из этого можно выделить четкие юридические критерии, характеризующие имущество при хищении:

1. Имущество должно быть чужим, т. е. находиться в чьей-либо собственности или владении. Чужое имущество — это не находящееся в собственности или законном владении виновного имущество [12].

2. Имущество должно быть обязательно чужим по отношению к виновному. Имущество, принадлежащее лицу на праве собственности или долевой, совместной собственности, не может быть предметом хищения, так как виновный обладает по отношению к этому имуществу всеми правами собственника. Согласно ст. 20 ЛК РФ собственниками древесины могут быть граждане и юридические лица, которые приобрели данное право в соответствии с гражданским законодательством. Помимо этого, собственником древесины является Российская Федерация.

3. Из-за хищения, которое является безвозмездным деянием, уменьшается имущество или благосостояние потерпевшего и, тем самым, увеличивается имущество или благосостояние виновного или других лиц.

Высказанная некоторыми авторами [13] позиция о том, что необходимо предусмотреть специальную норму, предусматриваю-

щую ответственность за порубку, повреждение, уничтожение древонасаждений, являющихся объектами собственности, и поместить его среди преступлений против окружающей среды, нецелесообразна.

Право чьей-либо собственности оговаривать не имеет смысла, оно и так подразумевается в ст. 260 УК РФ. Лес не может быть бесхозным и никому не принадлежать. Кроме того, он произрастает всегда на землях, у которых есть собственник.

Содержание права собственности определено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по своему усмотрению, совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Таким образом, субъективное право собственности представляет собой закрепленную за собственником юридически обеспеченную возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.

Юридические возможности приобретения права собственности на лесные участки определены в ст. 8 ЛК РФ. Формулировка императивной нормы ч. 1 данной статьи, согласно которой лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, фактически запрещает передачу таких лесных участков в собственность субъектов Российской Федерации, в собственность муниципальных образований, а также в частную собственность (собственность граждан и юридических лиц). Сформированные и формируемые лесные участки также находятся только в федеральной собственности,

независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет.

Согласно ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Обратим внимание, что в федеральной собственности находятся, в частности, те земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами (ст. 17 Земельного кодекса РФ). Помимо права собственности, лесной участок может принадлежать лицу на основании других прав, предусмотренных в ст. 9 ЛК РФ, — права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), права аренды лесных участков, а также права безвозмездного срочного пользования лесными участками.

Согласно данным статистики, абсолютное большинство незаконных рубок совершается на территории лесного фонда, который в силу п. 2 ст. 6 ЛК РФ находится в федеральной собственности. Таким образом, нецелесообразно предусматривать критерий нахождения в чьей-либо собственности, так как это уже подразумевается.

Кроме того, если мы сформулируем такую статью, то будет практически невозможно отграничить данное преступление от хищения. Дело в том, что основное различие между хищением и незаконной порубкой необходимо проводить по родовому объекту преступлений указанных категорий.

В качестве объекта преступного посягательства в преступлениях против собственности выступают отношения собственности и причиняют эти деяния ущерб собственнику. То есть здесь первостепенным критерием выступает экономический критерий, процветание и благосостояние общества в целом или отдельного гражданина. Отношения собственности выражаются в принадлежащем собственнику праве владения, пользования и распоряжения (ст. 209 ГК РФ), помимо этого, отношение собственности включает право законного приобретения имущества (ст. 212 ГК РФ). И до вступления в силу Уголовного кодекса 1997 г., когда была впервые введена в действие гл. 26 — экологические преступления, действительно незаконная порубка рассматривалась как преступление против собственности и, в первую очередь, посягательство было направлено на интересы собственника.

Экологические же преступления (в том числе незаконная рубка) имеют свои отличительные признаки, определяющиеся спецификой родового (общественные отношения, обеспечивающие экологическую безопасность человеческого обитания, а также сохранность и рациональное использование природных ресурсов), видового (отношения по охране природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности), непосредственного (конкретные отношения по охране, использованию отдельных видов природных ресурсов и по обеспечению экологической безопасности) объектов посягательства, а также предмета (в некоторых составах выступают компоненты окружающей природной среды (животные, растения и т. д.), в некоторых — продукты человеческой деятельности, оказывающие вредное воздействие на состояние окружающей природной среды и ее элементов (отходы, экологически вредные вещества и материалы, биологические агенты и токсины и т. д.) и объективной стороны преступления (экологичность деяний, нарушение общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей среды, последствия в виде вреда природе и здоровью человека).

Признаками совершения любого экологического преступления будут:

1. Общие — экологичность, общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость.

2. Специальные — нарушение правил охраны природы, причинение вреда окружающей среде, негативное воздействие на природную среду.

Рассмотрим их более подробно.

Общие признаки

1. Экологичность.

То есть отнесение того или иного преступления к экологическим. Экологичность связана с создаваемыми и естественно-природными закономерностями взаимодействия общества и человека с окружающей средой. Отражает в себе исторический уровень развития науки, технологии, масштабы потребления и производства и зависит от уровня научных представлений о механизмах и последствиях различного вида антропогенных воздействий. Дает возможность выделить данную группу преступлений как относительно самостоятельную в структуре иных противоправных общественно опасных деяний.

Характерными признаками экологического преступления являются: освоение

объектов окружающей среды (ее компонентов, элементов, природных ресурсов), направленность на такое использование окружающей среды или воздействие на нее, которое прямо запрещено уголовным законом; непосредственное сознательное осуждаемое изменение состояния, изменение состояния качества или отдельных параметров окружающей среды [14].

2. Общественная опасность.

Зависит от формы вины, размера вреда и способов совершения преступления. Общественную опасность следует рассматривать исходя из количественных и качественных характеристик.

Качественная характеристика подразумевает под собой характер общественной опасности экологических преступлений и определяется значительностью права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба вследствие негативного воздействия на природную среду. Уголовный закон должен быть ориентирован на признание природной среды основой для жизни, здоровья, деятельности человека. Исходя из этого экологические преступления — преступления против всего живого на земле, совершаемые путем воздействия на среду обитания.

Количественная характеристика должна быть выражена в степени общественной опасности и учитываться законодателем в отдельных статьях УК. При этом учитывается размер причиненного вреда и квалифицирующие признаки конкретных деяний.

3. Противоправность.

Противоправность является специфическим правовым элементом. Экологические преступления, в своей основе, представляют собой сложные акты человеческой деятельности, урегулированные правом в разной степени. В разном объеме российское законодательство устанавливает порядок и правила охраны окружающей среды. Таким образом, экологические преступления в большей степени, чем иные, зависят от воли законодателя, от уровня развития правовой культуры и юридической техники.

4. Наказуемость.

Исходя из трактовки норм уголовного права наказуемость это обязательный признак. Так как угроза наказание это основа уголовно-правовой нормы. И его

выделение — лишь стремление подчеркнуть его важность.

5. Виновность.

Данный признак выражается в форме умысла или неосторожности (ст. 24 УК РФ). Согласно ст. 5 УК РФ: лицо, подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействия) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Специальные признаки

1. Нарушение правил охраны природной среды.

Характеризуется в совершении конкретных действий (бездействий) предусмотренных в статье уголовного кодекса.

2. Причинение вреда (объект, объективная сторона).

Именно вред, его тяжесть, причиняемый данными действиями, относит их к уголовным и отграничивает от других, смежных экологических проступков.

3. Негативное воздействие на природную среду.

Должно быть выражено в нарушении законодательства РФ и повлечь за собой такое изменение природной среды, которое ухудшает его по сравнению с первоначальным законодательством.

С учетом объекта экологических преступлений можно выделить два вида преступлений, посягающих на:

1) экологический правопорядок в целом. Объектом таких посягательств являются общественные отношения по поводу окружающей среды как интегрированного объекта правового регулирования использования и охраны. По Уголовному кодексу РФ к данному виду преступлений относятся составы, сформулированные в ст. 215, 237, 247—249, 259, 262, 358;

2) порядок использования и охраны отдельных природных ресурсов. Это преступления, предусмотренные ст. 245, 250—258, 260-261 УК РФ.

М. М. Бринчук определяет объект экологического преступления следующим образом: «...общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты

экологических прав и законных интересов человека и гражданина» [15].

Несколько более подробное и детализированное определение объекта мы встречаем у О. Л. Дубовик: «Объект экологических преступлений - это сложный целостный комплекс фактических общественных отношений, их правовой формы и материальной оболочки, рациональное и соответствующее нормам экологического законодательства, осуществление которых обеспечивает жизнедеятельность человека, использование им окружающей среды как непосредственного базиса существования, удовлетворения разумных социальных потребностей и гарантирует его безопасность» [16].

Непосредственным объектом являются охраняемые уголовным законом общественные отношения по использованию отдельных видов природных ресурсов, природных объектов, по обеспечению правопорядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности населения и территорий в ходе эксплуатации промышленных и других предприятий, сооружений, установок и иной производственной деятельности.

Согласно ст. 4 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

• земли, недра, почвы;

• поверхностные и подземные воды;

• леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

• атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Именно по этой причине к числу экологических нельзя отнести такие преступления, как хищение, уничтожение диких зверей и птиц, находящихся в неволе (зоопарках, вольерах и т. п.). Не является экологическим преступлением жестокое обращение с домашними животными, ибо последние не принадлежат к природе, они не состоят с нею в цепочке экологических связей и зависимостей.

По этой же причине не относятся к экологическим преступлениям хищение спи-

ленных деревьев, приготовленных к транспортировке. «УК РФ не предусматривает ответственности за хищение леса на корню. Хищением может быть признано завладение теми деревьями, которые срублены... т. е. приготовлены к сбыту или вывозу другими лицами» [17]. О краже можно было бы вести речь в том случае, когда срубленные деревья были подвергнуты работниками лесничества клеймению (секвестированию), т. е. срубленные деревья были оприходованы лесничеством как товарная продукция. Если после этого браконьер самовольно их вывез и реализовал, то его действия образуют состав кражи, т. е. налицо присутствует реальная совокупность преступлений [18].

Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т. п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами (п. 11 ч. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.).

Помимо этого, как хищение квалифицируется рубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах, поскольку здесь деревья и кустарники являются продукцией товарного производства предприятий, производятся для продажи и выполняют экономические, а не экологические функции [19]. Подобные выводы подтверждаются анализом судебно-следственной практики. Так, А. без разрешения, выкопала в ООО «Ботанический сад» 3 кипариса, с целью посадить их у себя на даче. Ее действия были квалифицированы как кража по ст. 158 УК РФ. Это объясняется тем, что данные разновидности деревьев выращивались ООО «Ботанический сад» для последующих их продаж [20].

В целях точного отражения сути любого экологического преступления, в том числе и незаконной рубки, и четкого его отграничения от смежных преступлений, необходимо отметить, что общественная опасность экологического преступления состоит в том, что оно причиняет вред общественным отношениям по охране окружающей природной среды: ее сохранению, восстановлению

и рациональному использованию в конечном итоге посягая на человека через ухудшение или уничтожение биологической основы его существования - природы.

Кроме того, иногда на практике действия лиц, виновных в незаконной рубке, дополнительно квалифицируют по ст. 174.1 УК РФ как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения преступления. Так, 28 апреля 2005 г. было возбуждено дело в отношении Ф. по ч. 3 ст. 260 УК РФ и ч. 2 ст. 174.1 УК РФ. В ходе предварительного расследования было установлено, что в апреле 2005 г. в квартале Х Н-го лесничества Ф. совершил незаконную порубку деревьев с причинением ущерба в сумме 360 000 рублей. Незаконно добытую древесину Ф. реализовал в ОАО «РРР». Суд согласился с квалификацией содеянного по совокупности ст. 260 и ст. 174.1 УК РФ. С такой позицией можно согласиться лишь в случаях, когда речь идет о систематической реализации крупных партий незаконно заготовленной древесины, когда действительно происходит легализация крупной партии имущества (деревьев), которым виновное лицо завладело преступным путем. ^

1. Режим доступа: http://www.rosleshoz.gov.ru/ media/ news/8G.

2. Режим доступа: http://www.rosleshoz.gov.ru/ activity/illegal/stat/2.

3. Режим доступа: http://as.baikal.tv/news/

new.html? newsid=2GG7G2G64.

4. Режим доступа: http://www.rosleshoz.gov.ru/ activity/illegal/reports/1.

5. О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения : постановление Пленума ВС РФ от 5.11.98 № 14 // Рос. газ. 1998. 24 нояб.

6. Режим доступа: http://www.forest.ru/rus/news/ index.html?x=12G71.

7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Екатеринбург, 1994. С. 489.

8. Разумов С. А. Комментарий к Уголовному кодек-

су РФ / под общ. ред. С. А. Разумова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.labex.ru/ page/

kom_uk_26G.html; Лебедев В. М. Комментарий к Уголовному кодексу РФ // Гарант [Электронный ресурс] : правовая система.

9. Мелехов И. С. Лесоводство : учеб. 3-е изд., испр. и доп. М., 2005. С. 31.

10. Сулейманов А. Л. Уголовно-правовые проблемы незаконной порубки деревьев и кустарников // Уголовное право. 2003. № 1. С. 58.

11. Жевлаков Э. Н. Экологические правонарушения и ответственность. М., 1997. С. 36.

12. О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. № 5 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. № 7.

13. См., например: Пакутин В. Д. Уголовно-правовая охрана внешней среды и природных ресурсов в СССР (Квалификация отдельных преступлений) : учеб. пособие. Уфа, 1976. С. 60; Сардаров Э. Ш. К вопросу о предмете незаконной порубки деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ) / / Актуальные вопросы уголовного процесса современной России : межвуз. сб. науч. тр. Уфа, 2003.

14. Уголовное право России : учебник для вузов : в 2 т. Т. 2. Особенная часть / под ред. А. Н. Игнатова, Ю. А. Красикова. М., 2000. С. 476.

15. Бринчук М. М Экологическое право : учебник. М., 1998.

16. Дубовик О. Л. Экологические преступления : комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 1998.

17. Вопросы уголовного права и процесса в практике Верховных Судов СССР и РСФСР. М., 1979. С. 125.

18. Зубкова В., Соколов Н. Проблемы применения законодательства о незаконной порубке лесных насаждений по УК РФ // Уголовной право. 2007. № 2. С. 53.

19. Жевлаков Э. Н. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в Российской Федерации // Гарант [Электронный ресурс] : правовая система.

20. Бойцов А. И. Преступления против собственности. М., 2002. С. 139.

The Concept of Illegal Felling: the Issues on Qualification and Criteria of Delimination from Administrative Deeds of this Category

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Fomina I., 2008

On the basis of different regulatory legal acts analysis the author performs the concept of illegal felling, describes features of this activity as a crime and as an administrative offence.

Key words: illegal felling; felling contract; ecological offences; forest resources; harvesting of wood; forest stealing; right of ownership on copse; crime; environmental protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.