Обзор изменений законодательства в сфере борьбы с незаконной заготовкой древесины
Е.Ю.Гаевская
В статье рассмотрены общественные отношения в сфере приобретения, хранения, перевозки, переработки и сбыта древесины. Незаконная заготовка древесины является общенациональной проблемой. Ее решение возможно только путем комплексного подхода на уровне как российского, так и международного законодательства. Национальная концепция борьбы с обозначенным видом экологических правонарушений должна формироваться в рамках различных отраслей права: экологического, уголовного и административного.
Ключевые слова: браконьерство, вырубка леса, лесная сертификация, ущерб, таксы
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2016. № 2 (23). С. 104-115.
В современной России достаточно широкое распространение получило такое преступление, как незаконная рубка лесных насаждений. В начала XXI в. в Российской Федерации лесное браконьерство как негативное социальное явление изменилось качественно. Незаконные рубки леса в значительно большем объеме стали осуществляться организованно, профессионально, с использованием современных технических средств. Эти преступные посягательства представляют угрозу Российской Федерации, ее экономическим и экологическим интересам.
В 2013 г. в России отмечался постоянный рост числа правонарушений: было зафиксировано около 30 тыс. случаев незаконной заготовки древесины. По данным фактам в 2013 г. в следственные органы было передано 17 425 дел, возбуждено 12 875 уголовных дел (74%), к уголовной ответственности привлечено 2588 человек [1].
На современном этапе нелегальная заготовка и контрабандный вывоз древесины из России приняли угрожающие масштабы и относятся к транснациональной преступности. Ежегодный ущерб, причиняемый экономике страны криминальными лесозаготовками, исчисляется миллиардами рублей. По данным субъектов РФ, ущерб за незаконную за-
Гаевская Екатерина Юрьевна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного инстиута экономики и права.
Адрес для корреспонденции: [email protected]
готовку древесины за 9 месяцев 2014 г. в объеме 828,7 тыс. м3 оценивается в 7,3 млрд руб., а совокупный доход об общего объема незаконных рубок составляет примерно 230-250 млрд руб. [2].
Сопредельные государства (Китай, Эстония) практически прекратили вырубку леса на своей территории, рассчитывая на более дешевое сырье, приходящее из России и часто полученное по криминальным схемам. Анализ состояния и динамики нарушений лесного законодательства начала XXI в. показывает, что объемы незаконных рубок леса в стране составляют более 30%, а в некоторых районах — до 70% от общего количества вырубаемой древесины. В отдельных «лесных» регионах Российской Федерации (Амурская, Архангельская, Иркутская, Кировская, Свердловская, Тверская, Ярославская области и др.) доля незаконной рубки лесных насаждений составляет до 95% в структуре всех экологических преступлений [3].
На территории Свердловской области в 2014 г. был зарегистрирован 561 случай незаконных рубок лесных насаждений объемом 97,6 тыс. м3, ущерб от незаконных рубок составил 1101,3 млн руб. [4].
Лесное браконьерство в России по величине причиняемого ущерба порой превосходит многие преступления против собственности и преступления в сфере экономической деятельности [5].
Одним из важнейших направлений правовой охраны лесов, несомненно, является совершенствование системы надзора (контроля) за происхождением древесины и оборотом лесоматериалов. Так, в целях борьбы с браконьерством при лесозаготовках 03.03.2013 вступил в силу Регламент Европейского союза № 995/2010 [6]. Данный регламент прямо запрещает ввоз на территорию стран ЕС древесины (в виде изделий или лесоматериалов), заготовленной в других странах с нарушением законодательства этих стран. Согласно указанному регламенту все импортеры лесоматериалов и продукции из древесины на европейский рынок, в том числе Российская Федерация, должны продемонстрировать систему тщательной проверки легальности закупаемых лесоматериалов. Импортеры должны либо самостоятельно разработать систему оценки рисков и контроля легальности, либо использовать одну из существующих схем, предусматривающую верификацию третьей независимой стороной, например одну из признанных схем международной добровольной лесной сертификации.
Принятие данного регламента является частью совершенствования правоприменения и управления в лесном секторе и торговле, о недопущении на рынок ЕС древесины сомнительного происхождения, действующего с 2003 г. Ключевыми компонентами FLEG(T), эффектив-
но дополняющими новый регламент, являются схемы лицензирования заготовки и поставки древесины странами — поставщиками и ЕС, обеспечивающие легальность происхождения древесины [7].
В целях реализации положений указанного Регламента Европейского союза в России с конца 2013 по 2015 г. был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на изменение правового регулирования в сфере борьбы с незаконной заготовкой древесины. Так, с 01.01.2014 вступили с силу нормы Федерального закона № 415-ФЗ [8], которым были внесены изменения в Лесной кодекс РФ в части борьбы с реализацией незаконно заготовленной древесины (гл. 2.1 «Учет и маркировка древесины»; гл. 2.2 «Транспортировка древесины» и гл. 2.3 «Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней»), а также в КоАП РФ [9], где была введена новая статья 8.28.1 «Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней».
В обеспечение реализации норм федеральных законов было принято достаточно большое число Постановлений Правительства РФ. Среди основных хотелось бы отметить Постановление Правительства РФ от 28.01.2015 № 55 «О порядке эксплуатации единой государственной автоматизированной системы учета древесины и сделок с ней» [10]; Постановление Правительства РФ от 06.01.2015 №2 11 «Об утверждении Правил предоставления декларации о сделках с древесиной» [11], вступившее в силу с 01.07.2015 и устанавливающее срок предоставления декларации. Так, в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ № 11 декларация о сделках с древесиной предоставляется в течение 5 рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действий договора на отчуждение древесины, в том числе в целях вывоза из РФ, но не позднее 1 дня до транспортировки древесины. Изменения о фактическом объеме транспортировки древесины должны вноситься не позднее 1 дня до транспортировки.
Также следует отметить:
♦ Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1525 «Об утверждении Правил учета древесины» [12];
♦ Постановление Правительства РФ от 21.06.2014 № 571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины» [13];
♦ Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1301 «Об утверждении Правил предоставления информации в единую государственную информационную систему учета древесины и сделок с ней» [14];
♦ Постановление Правительства РФ от 04.11.2014 №2 1161 «Об утверждении положения о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень)» [15], принятое в обеспечении реализации ст. 50.2 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 04.11.2014 № 1161 маркировка древесины осуществляется путем поштучного крепления на древесину бирки, содержащей следующие требования: данные юридического лица либо индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, осуществляющего вывоз древесины из РФ, номер бирки и номер декларации о сделках с древесиной (п. 6).
В уголовном законодательстве РФ вопросу уголовно-правовой охраны лесов от незаконной заготовки древесины посвящена ст. 260 Уголовного кодекса РФ [16], предусматривающая уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном, крупном и особо крупном размере, лицом с использованием служебного положения, группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, являются общественные отношения в области использования и охраны лесов. Предметом преступления обозначаются лесные насаждения, а также не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники и лианы.
При анализе предмета незаконной рубки лесных насаждений можно выделить юридически значимые для правильности квалификации данного деяния характеристики. Предмет анализируемого преступления, в отличие от предмета большинства других преступлений, уничтожается или повреждается практически всегда, т.к. ч. 1 ст. 260 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста предмета преступления.
В юридической науке предмет незаконной рубки лесных насаждений рассматривается в широком и узком смысле. Это обусловлено тем, что в диспозиции ч. 1 ст. 260 УК РФ предмет преступного деяния — лесные насаждения, деревья, кустарники и лианы неразрывно связаны с таким признаком объективной стороны, как место совершения преступления. Так, предметом преступления в узком смысле выступают «деревья», «кустарники» и «лианы», которые не всегда характеризуются местом совершения преступления. Предмет преступления в широ-
ком смысле — это «лесные насаждения», произрастающие на определенном участке, в определенном месте.
Следует также отметить, что Уголовный кодекс РФ не раскрывает содержание таких терминов, как: «лесные насаждения», «деревья», «кустарники» и «лианы», «не отнесенные к лесным насаждениям». Данные понятия являются бланкетными, и для их разъяснения требуется обращение к нормам природоохранного законодательства, а в некоторых случаях даже к теории экологического права.
До 2012 г. к спорным вопросам квалификации при незаконной заготовке древесины относились вопросы определения предмета рассматриваемого деяния: относится ли к предмету преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на приусадебных, дачных и садовых участках.
Данные вопросы на сегодняшний день разрешены Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 18.10.2012 №2 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» [17]. Так, в соответствии с п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 21 к предметам преступления по ст. 260 УК РФ не относятся: деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.
Соответственно, древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на приусадебных, дачных и садовых земельных участках, предметом рассматриваемого преступления не выступает. Общественно-опасные деяния по уничтожению и порче данной древес-но-кустарниковой растительности необходимо квалифицировать как преступления против собственности, поскольку данные общественные отношения лесным законодательством не регулируются, и древесно-кустарниковая растительность на указанных земельных участках в состав лесного фонда РФ не входит.
Объективная сторона ст. 260 УК РФ заключается в незаконной порубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений, а также деревьев, кустарников и лиан, не отнесенных к лесным насаждениям, если эти деяния совершены в значительном размере.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» от 18.10.2012 № 21 под рубкой предусмотренных ст. 260 УК РФ предметов преступления следует понимать их спиливание, срубливание или срезание, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника или лианы от корня. Незаконной признается рубка насаждений с нарушением требований лесного законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления договора аренды лесного участка, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, а также в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Следует отметить, что незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан может влечь за собой как уголовную, так и административную ответственность. Эти правонарушения в сфере лесных отношений по фактическому составу схожи. Преступления отличаются от административных правонарушений тем, что представляют более повышенную социальную опасность в силу значительности ущерба либо посягательства на особо режимные лесные объекты (заповедники, национальные парки и т.п.). Например, по объективной стороне ст. 8.28 КоАП РФ и ст. 260 УК РФ предусматривают ответственность за схожие правонарушения — незаконную порубку деревьев и кустарников. В соответствии с п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 № 21 основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 тыс. руб.
В части совершенствования нормативно-правового регулирования борьбы с браконьерством ФЗ от 21.07.2014 № 277-ФЗ [18] в УК РФ была введена ст. 191.1, предусматривающая уголовную ответствен-
ность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта и сбыт заведомо незаконной заготовленной древесины.
Непосредственным объектом рассматриваемого деяния выступают общественные отношения в сфере приобретения, хранения, перевозки, переработки и сбыта древесины. Предметом ст. 191.1 УК РФ является именно незаконно заготовленная древесина. Объективную сторону деяния составляет совершение хотя бы одного из указанных в статье альтернативных действий: приобретение, хранение, перевозка, переработка или сбыт древесины. Состав преступления сконструирован законодателем как формальный, т.е. считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных действий, совершенных в крупном размере. Соответственно, обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления является крупный размер, исчисляемый по таксам, установленным Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла, обязательным признаком является цель сбыта, а также заведомое знание виновного (несомненные, достоверные сведения) о незаконном характере заготовленной древесины. Субъект преступления по ч. 1 ст. 191.1 УК РФ общий.
Квалифицирующим признаком, ответственность за который предусмотрена ч. 2 ст. 191.1 УК РФ, выступает соучастие — группа лиц по предварительному сговору; особо квалифицирующими признаками (ч. 3 ст. 191.1 УК РФ) — особо крупный размер, соучастие в форме организованной группы; признаками специального субъекта преступления — использование своего служебного положения.
Поскольку наработанной судебной практики по ст. 191.1 УК РФ пока нет, сложно сказать о проблемах квалификации рассматриваемого деяния. Однако представляется возможным квалификация по совокупности ст. 191.1 УК РФ и ст. 260 УК РФ, а также при решении вопроса о виновности лица по ст. 191.1 УК РФ должен учитываться способ приобретения и сбыта незаконно заготовленной древесины.
Также с 01.07.2015 и с 01.01.2016 вступает в силу ст. 8.28.1 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней.
Совершенствование уголовно-правовой и административно-правовой охраны лесов тесно связано с совершенствованием мер и гражданско-правовой ответственности в обозначенной сфере.
Для правильности квалификации по ст. 260 УК РФ законодатель определяет размер значительного, крупного и особо крупного ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений.
В соответствии с примечанием к ст. 260 УК РФ значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляемый по утвержденным Правительством РФ [19] таксам, превышающий 5 тыс. руб., крупным размером — 50 тыс. руб., особо крупным размером — 150 тыс. руб. Аналогичные нормы установлены и в примечании к ст. 191.1 УК РФ.
В предыдущей редакции Уголовного кодекса РФ в примечании к ст. 260 УК РФ упоминался ущерб, «исчисленный по установленным таксам», в процессе применения которой возникали определенные трудности: в ряде регионов работники прокуратуры и следственных органов при исчислении ущерба считали неприемлемым применять таксы и применяли реальную стоимость срубленного леса. В данной ситуации работники правоохранительных органов не различали таксы, определяющие стоимость древесины, и таксы, определяющие размер ущерба. Вторые представляют собой кратное увеличение стоимости в зависимости от вида и места порубки, и по ним исчисляется размер ущерба. В указанном случае недопустимо было расширительное толкование норм уголовного закона. Законодатель исходил из того, что подобное преступление является экологическим, и в понятие ущерба, «исчисленного по утвержденным таксам», было заложено понятие экологического вреда, нанесенного государству, а не только учет реальной стоимости древесины.
Исчисление ущерба по утвержденным таксам вызывало еще проблемы и потому, что не было уточнено, что это за «установленные таксы», и многие применяли региональные таксы. В новой редакции эта норма прописана более детально: "ущерб, причиненный лесному фонду и лесам, не входящим в лесной фонд, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам". Это значит, что нельзя применять таксы, утвержденные органами государственной власти субъектов РФ. В настоящее время действуют и должны применяться таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273.
На сегодняшний день, по данным судебной практики, не вызывает сложности вопрос отграничения преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, от административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.28 КоАП РФ, при наличии в примечании к ст. 260 УК РФ денеж-
ного критерия криминализации [20]: значительный, крупный и особо крупный размер, определяемый по установленный таксам.
Несмотря на глобальные изменения российского законодательства в рассматриваемой сфере, реформы совершенствования правовой охраны лесов в РФ являются не оконченными. Так, Государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 20132020 годы» [21] предусматривает III этапа:
♦ I этап (2013-2014 гг.) — создание эффективной системы управления, охраны лесов от пожаров, вредных организмов и неблагоприятных факторов, ведение государственного лесного реестра и государственной инвентаризации лесов;
♦ II этап (2015-2017 гг.) — интенсификация использования лесов на основе дальнейшего совершенствования арендных отношений, развитие лесоустройства и государственной инвентаризации лесов, совершенствование системы государственного лесного надзора, системы государственного пожарного надзора в лесах;
♦ III этап (2018-2020 гг.) — завершение формирования системы государственного управления лесами, формирование эффективной системы единого генетико-селекционного комплекса (ЕГСК), модернизация научных исследований и инновационное перевооружение лесного хозяйства.
Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что в современных условиях развития общества вопросы борьбы с незаконной заготовкой древесины выступают общенациональной проблемой. Говоря о незаконных действиях в сфере использования лесов и нарушения требований их охраны, мы говорим о многогранной проблеме, решение которой возможно только путем комплексного подхода к урегулированию данных общественных отношений на уровне как российского, так и международного законодательства. Национальная концепция борьбы с обозначенным видом экологических правонарушений должна формироваться в рамках различных отраслей права, немаловажное значение среди которых принадлежит экологическому, уголовному и административному праву.
Литература
1. Леса России: Информационный бюллетень. М., 2014. С. 17.
2. Смолякова Т. Срубил — в тюрьму // Российская газета. 2014. № 6501. С. 9.
3. Конфоркин И.А. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 2.
4. Доклад об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Федерального государственного пожарного надзора в лесах Департаментом лесного хозяйства Свердловской области за 2014 год. www.forest.midural.ru/uploads/ document/496/ doklad-ob-osuschestvlenii-federalnogo-gosudarstvennogo-lesnogo-nadzora-2014.doc. С. 28.
5. Травина И.Г. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с незаконной рубкой лесных насаждений. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3.
6. Official Journal of the European Union 12.01.2010. www.eur-lex.europa. eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2010:295:0023:0034:EN:PDF
7. Нгуен В.Л. Роль лесного комплекса в контексте реализации стратегических приоритетов России // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 2. С. 56-60.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 415-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6980; Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4278.
9. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 02.05.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
10. Постановление Правительства РФ от 28.01.2015 № 55 «О порядке эксплуатации единой государственной автоматизированной системы учета древесины и сделок с ней» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 6. Ст. 951.
11. Постановление Правительства РФ от 06.01.2015 № 11 «Об утверждении Правил предоставления декларации о сделках с древесиной» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 2. Ст. 524.
12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1525 «Об утверждении Правил учета древесины» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (ч. 3). Ст. 306.
13. Постановление Правительства РФ от 21.06.2014 №2 571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (ч. 2). Ст. 3570.
14. Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 №2 1301 «Об утверждении Правил предоставления информации в единую государст-
венную информационную систему учета древесины и сделок с ней» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 50. Ст. 7090.
15. Постановление Правительства РФ от 04.11.2014 № 1161 «Об утверждении положения о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень)» // Собрание законодательства РФ. 2014. №2 46. Ст. 6358.
16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Собрание законодательства РФ. 2015. № 13. Ст. 1811.
17. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Российская газета. 2012. 31 окт.
18. Федеральный закон от 21.07.2014 № 277-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4278.
19. Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства» вместе с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 20. Ст. 2437.
20. Справка по результатам изучения судебной практики по делам об экологических преступлениях, предусмотренных статьями 191.1, 258, 258.1, 260 УК РФ, рассмотренных Волжским городским судом, мировыми судьями судебных участков Республики Марий Эл за 2013 год и 9 месяцев 2014 года. www.volzhkiy.mari.sudrf.ru/modules. php?name=docum_sud&id=526
21. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы" // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. 1). Ст. 2164.
An overview of changes in legislation in the sphere of combating illegal logging
Gaevskaya Ekaterina — Candidate of Law Sciences, Associate Professor of the Department of criminal law disciplines of the International Instiute of Economics and Law
Address for correspondence: [email protected]
The author considers public relations in the field of acquisition, storage, transportation, processing and marketing of wood. Illegal logging is a nationwide problem in Russia. Its solution is possible only through an integrated approach at the level of both Russian and international legislation. National concept of combating a designated type of environmental violations should be formed within different fields of law: environmental, criminal, and administrative.
Key words: poaching, deforestation, forest certification, damages, fees
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2016. N 2 (23). P. 104-115.