Научная статья на тему 'Становление института таможенных представителей на российском Дальнем Востоке'

Становление института таможенных представителей на российском Дальнем Востоке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
633
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / CUSTOMS / ТАМОЖЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ / CUSTOMS REPRESENTATIVE / ТАМОЖЕННЫЙ ЭКСПЕДИТОР / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ТОРГОВОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / TRADE REPRESENTATION / ТОРГОВЫЕ ДОМА / HOUSE OF COMMERCE / НОТАРИУС / NOTARY / ДОВЕРЕННОСТЬ / POWER OF ATTORNEY / ПОЛНОМОЧИЯ / POWERS / CUSTOMS FORWARDING AGENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лаврик Людмила Александровна

Рассматривается история возникновения института таможенных представителей в Российской империи в XVIII-XIX вв. и его функционирование на российском Дальнем Востоке в начале XX в. На основе архивных документов из фондов Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ) показана роль таможенных представителей в оказании посреднических услуг в сфере таможенного дела торговым домам и торгово-промышленным фирмам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of the Institute of Customs Representatives in the Russian Far East

The article focuses on the history of establishment of the institution of customs representatives in the Russian Empire in the 18th and 19th centuries centuries and its functioning in the Russian Far East at the beginning of the 20th century. Based on archival documents from the funds of the Russian State Historical Archive of the Far East, the author highlights the role of customs representatives in providing mediation services in the sphere of customs for houses of commerce and trading and manufacturing enterprises.

Текст научной работы на тему «Становление института таможенных представителей на российском Дальнем Востоке»

УДК 339.543(091)

DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2018.1.86

Л. А. ЛАВРИК*

Становление института таможенных представителей на российском Дальнем Востоке

Рассматривается история возникновения института таможенных представителей в Российской империи в ХУШ-Х1Х вв. и его функционирование на российском Дальнем Востоке в начале XX в. На основе архивных документов из фондов Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ) показана роль таможенных представителей в оказании посреднических услуг в сфере таможенного дела торговым домам и торгово-промышленным фирмам.

Ключевые слова: таможня, таможенный представитель, таможенный экспедитор, внешнеэкономическая деятельность, торговое представительство, торговые дома, нотариус, доверенность, полномочия.

ЛАВРИК Людмила Александровна -кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права. politica-vfrta@yandex.ru.

LAVRIK L. A. - Candidate of Historical Sciences, associate professor at the Department of the Law and State Theory and History.

L.A. LAVRIK

The Development of the Institute of Customs

Representatives in the Russian Far East

The article focuses on the history of establishment of the institution of customs representatives in the Russian Empire in the 18th and 19th centuries centuries and its functioning in the Russian Far East at the beginning of the 20th century. Based on archival documents from the funds of the Russian State Historical Archive of the Far East, the author highlights the role of customs representatives in providing mediation services in the sphere of customs for houses of commerce and trading and manufacturing enterprises.

Keywords: customs, customs representative, customs forwarding agent, foreign economic activity, trade representation, house of commerce, notary, power of attorney, powers.

Таможенные представители занимают особое место в системе взаимоотношений

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в. Vladivostok branch of the Russian Customs Academy. 16 V, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

бизнеса и таможни во внешнеторговых отношениях. Сегодня в России институт посреднических услуг в таможенной сфере сложился и эффективно действует. Однако в современной научной литературе широко распространенно мнение, что рынок посреднических услуг в области таможенной деятельности и один из ее субъектов - таможенный представитель, сформировались в России только в конце XX - начале XXI в.

Институт таможенных представителей имеет долгую историю и возник еще в Российской империи. Он формировался в рамках института торгового представительства на протяжении XVШ-XIX вв. и успешно функционировал в Российской империи в конце XIX - начале XX в. [4].

Развитие торгового права шло в непосредственной связи с развитием торговой деятельности. Рост торговли, особенно внешней, в XVIII в. вызвал к жизни появление института торгового представительства. Как справедливо заметил известный юрист XIX в. П. Цитович: «не всякий, кто способен (имеет право) производить торговлю, ведет свою торговлю сам. Торговец не ведет своей торговли или потому, что не может, т. е. не в состоянии, или потому, что не хочет (болен, отсутствует, может быть не успевает)» [16]. Другой видный представитель юридической науки А. Ф. Федоров отмечал, что «не всегда торговец в состоянии сам выполнять все связанные с торговлей операции, при мало-мальски крупной торговле приходится обращаться к услугам других лиц, которым поручаются те или другие действия или операции по торговле, согласно системе разделения труда» [15, с. 299]. Для выполнения различных торговых операций купцы прибегали к помощи вспомогательного персонала, к которому известные юристы XIX - начала XX в. относили приказчиков, торговых служащих, торговых учеников, торговых агентов, торговых маклеров, комиссионеров [3; 5; 17].

Основой взаимоотношений купцов и вспомогательного персонала стало представительство. В классическом цивилистическом понимании сущность представительства «состоит в том, что одно лицо (представитель) отправляет юридическую деятельность вместо другого лица (представляемого)» [2, с. 8]. По мнению А. Гордона, понятие о юридической замене лиц составляет основную, фундаментальную идею представительства. «С большим развитием экономической жизни и ее потребностей эта основная идея получает все более широкое практическое применение: представительство становится средством для расширения сферы юридической деятельности лица. Посредством представителей лицо может одновременно совершать юридические действия в различных и самых отдаленных местах» [2, с. 7].

Таким образом, появление торгового представительства было вызвано потребностями коммерческой жизни. Именно под влиянием возрастающих практических нужд коммерсантов, желающих действовать вне

зависимости от границ и расстояний, складывался правовой институт представительства. Особую роль в правовом регулировании отношений представительства играло государство, разрабатывая правовые конструкции в зависимости от потребностей коммерсантов и собственно государственных интересов.

Начало торгового представительства было заложено в указе 14 мая 1723 г. [6]. В нем впервые были установлены условия представительства со стороны приказчиков и сидельцев1. Купцы должны были имена приказчиков и сидельцев записывать в таможне с объявлением, что они торговать будут «хозяйскими именами» и что за них по сделкам будет отвечать хозяин, записывать в таможне следовало и дававшиеся «кредитные письма» (доверенности). Те же нормы были повторены в указах от 15 марта 1732 г. и 14 марта 1744 г. [7]. Причиной появления указа 1744 г. явились многочисленные случаи нарушений, когда купцы не записывали своих приказчиков в таможне, давали им кредитные письма в произвольной форме, и это способствовало обману и мошенничеству2. До этого времени в России не существовало общих правил оформления доверенности, во многих случаях они давались устно. В указе были даны формы «кредитных и верющих писем», в которых указывались полномочия доверенных лиц и сроки доверенностей. Кроме того, «кредитные письма» разделялись на генеральные (право осуществлять торговлю от имени купца) и специальные (право на отдельные торговые операции). «Кредитные и верющие письма» должны были быть засвидетельствованы в Ратуше или Магистрате и обязательно записаны в таможне в особую книгу. Впервые в указе 1744 г. кроме приказчиков и сидельцев упоминаются комиссионеры («то есть кому кто поручит свое дело»)3.

В Таможенном уставе 1755 г. был подробно определен порядок «хождения в таможне» по торговым делам, указаны две формы кредитного письма (специальное и генеральное), в которых определялись пределы полномочий доверенного лица (приказчика или комиссионера), сроки доверенностей, а также устанавливалась ответственность доверителя за все действия доверенного лица в торговых делах [8].

Порядок таможенного представительства на основе доверенностей был введен по Таможенному уставу по европейской торговле, принятому в декабре 1819 г. [9]. Заметим, что доверенности являются формой реализации представительства, именно в них указываются пределы полномочий

1 Сидельцами называли приказчиков, занимающихся торговым промыслом в самих лавках или магазинах.

2 Сенатский указ «О записке в таможне купцам приказчиков и сидельцев своих, торгующих их именами по сим прежних указов, и о даче им кредитных писем по прилагаемой форме» 1744 г.

3 «Ежели купец кому другому, а не приказчику своему, поверит, то в верющем письме, вместо приказчика, писать надлежит комиссионер».

и ответственность доверенных лиц. В разделе У «О доверенностях» Таможенного устава упоминаются уже особого рода уполномоченные, которые получают доверенности «на отправление дел по таможне». Полномочия доверенного лица заключались в выполнении таможенных формальностей: подача объявлений, очистка пошлиной, жалобы на решения таможни. Согласно уставу именно таможня должна была следить за объемом полномочий и срочностью доверенности (1 год)4. В этом же уставе была дана типовая форма «доверенности на отправление дел по таможне», что значительно облегчало работу таможенных учреждений. Таким образом, «хождение по таможенному производству дел» становилось одним из видов торгового представительства.

Правовое положение доверенных лиц было определено в Сенатском указе 1821 г. «О дозволении всем состояниям принимать от купцов, имеющих право заграничного торга, доверенности на хождение по делам в Таможнях» [10]. Законными представителями купцов в таможне разрешалось быть всем сословиям, в том числе иностранным подданным. В указе отмечалось, что снятие сословных ограничений будет способствовать развитию торговой деятельности.

В 1825 г. Комитет министров принял положение «О лицах, занимающихся хождением по делам в Таможнях» [11]. Согласно этому положению доверенности «по таможенному производству дел» формально были выделены как особый вид доверенностей, без права осуществлять торговую деятельность. Главной причиной разделения доверенностей было намерение правительства защитить интересы казны, чтобы под прикрытием торговой доверенности «под чужим именем не могли торговать лица, не имеющие права торга».

Окончательное закрепление правовые нормы, регулирующие торговое и таможенное представительство, получили в Уставе торговом 1903 г. и Уставах таможенных 1904 и 1910 гг.

В Торговом уставе 1903 г. были указаны особые правила для «доверенностей на производства торга» и «доверенностей на хождение по таможенному производству дел» [14]. Различались доверенности по срокам и объему полномочий доверенных лиц. Заметим, что торговая доверенность также давала возможность доверенным лицам представлять интересы купцов в таможне.

К доверенностям «для хождения по таможенным делам» предъявлялись особые требования: она должна была быть написана по установленной форме (ст. 47), законно засвидетельствована у нотариуса (ст. 51). Таможенные доверенности выдавали купцы 1-й гильдии, которые были вправе заниматься «заграничной» торговлей, а также их уполномоченные

4 Срок доверенности был обусловлен тем, что промысловые свидетельства, которые давали право на торговлю, выдавались на один год.

(торговые доверенные). Принимали такую доверенность все лица, которые могли быть поверенными по гражданским законам.

Особенностью положения «поверенных для хождения по таможенным делам» (таможенных экспедиторов)5 было то, что «будучи посредниками между купечеством и органами министерства финансов, заведующими взиманием таможенных пошлин и сборов, они подчинены дисциплинарной власти департамента таможенных сборов» [1, с. 250]. Таможенные учреждения обязаны были тщательно следить за тем, чтобы доверенные лица не выходили за рамки полномочий, установленных доверенностью. Лишиться права на хождение при таможне доверенные лица могли «за допущенные ими злоупотребления при исполнении некоторых таможенных обрядностей». В ст. 1097 Устава таможенного 1904 г. указано, что экспедиторы, комиссионеры и купеческие поверенные «могут быть лишены права хождения при таможнях временно, на срок от одного до шести месяцев, или навсегда, изобличенные в неоднократном представлении в таможенные учреждения заведомо неправильных сведений относительно качества или количества товаров; в умышленном нарушении таможенных постановлений, в подаче своим доверителям заведомо неправильных счетов по предмету очистки товаров пошлинами или в недобросовестном исполнении поручений» [12]. Кроме того, Таможенный устав 1904 г. (ст. 82) запрещал таможенным чиновникам «иметь участие в торговле привозной, так и отпускной; также заключать с купцами сделки и принимать на себя по таможенным делам доверенности или комиссии».

Важную роль в обеспечении законности действий таможенных и торговых представителей играли нотариусы. Принятое в 1866 г. Положение о нотариальной части строго регламентировало действия нотариусов, которые при составлении доверенности были обязаны установить личность («самоличность») доверителя, его правоспособность, засвидетельствовать подлинность подписи доверителей, верность копий и занести доверенность в реестр [13]. Нотариусы строго соблюдали порядок оформления доверенностей, ведь именно они выступали главным гарантом защиты законных интересов коммерсантов. Благодаря появлению института нотариата окончательно сложился правовой механизм торгового и таможенного представительства на основе доверенностей.

Таким образом, анализ законодательства Российской империи позволяет высказать предположение, что в рамках института торгового представительства сформировалась такая его разновидность, как таможенное представительство. Многие известные юристы XIX в., например, А. П. Ба-шилов, А. Ф. Федоров, рассматривали таможенное представительство

5 В Торговом уставе доверенных лиц называют «поверенными для хождения по таможенным делам», а в торговой практике «таможенными экспедиторами».

как разновидность торгового [1; 15]. Однако они по-разному оценивали роль таможенных экспедиторов. Например, П. Цитович считал, что «представитель здесь ничего более, как ходатай, и притом он может быть или ходатаем определенного лица, у которого он служит, или же ходатайствует по поручению всякого, кто к нему обратится. Такой ходатай превращается в экспедитора в случае, если он отправляет и принимает чужие товары от своего имени» [16].

Иного мнения придерживались А. П. Башилов и А. Ф. Федоров. Особенно высоко оценивал деятельность «поверенных по таможенным делам» А. П. Башилов. Он одним из первых обратил внимание на их профессиональные навыки. По его мнению, уплата таможенных пошлин всегда сопровождается довольно сложной процедурой, требующей большой затраты времени и специальных познаний. Поэтому процедура уплаты таможенных пошлин, так называемая «очистка» товаров, и совершение разных таможенных обрядностей почти никогда не исполняются самими купцами и даже редко поручаются ими своим приказчикам, как действия совершенно ответственные и требующие постоянного присутствия в таможне [1, с. 248].

Кроме того, А. П. Башилов отмечал исключительно посреднический характер деятельности «поверенных по таможенным делам». Таможенные экспедиторы, являющиеся посредниками между купцами и таможенными учреждениями, «не состоят на службе у того или другого купца, а потому могут оказывать свои услуги многим купцам одновременно, они совершенно свободно и самостоятельно занимаются своим промыслом, как профессией, и на своих доверителей-купцов смотрят как на клиентов», получая за это денежное вознаграждение [1, с. 249]. Особые профессиональные навыки, высокую ответственность в действиях «поверенных по таможенным» делам и посреднический характер деятельности отмечал также и А. Ф. Федров [15, с. 311].

Таким образом, активизация внешнеторговой деятельности коммерсантов на протяжении XVШ-XIX вв. способствовала формированию практики торгового представительства, правовое регулирование которого осуществляло государство посредством норм сенатских указов, торговых и таможенных уставов. В рамках института торгового представительства начал складываться и институт таможенного представительства, который получил широкое распространение и начал превращаться в разновидность специализированной деятельности, ведущийся профессионалами на коммерческой основе.

Получить представление о том, как функционировал институт торгового и таможенного представительства в начале XX в., можно на примере Дальневосточного региона. Владивосток в силу географического положения и близости азиатско-тихоокеанских стран был удобным морским

портом для транзитной торговли, многие коммерсанты активно вели торговлю через Владивосток. В Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока (РГИА ДВ) сохранились документы таможенного и нотариального делопроизводства, которые наглядно показывают, что в Дальневосточном регионе успешно функционировал институт как торгового, так и таможенного представительства. В фонде Владивостокской таможни сохранились в основном доверенности «на право хождения в таможне» за 1911 г., 1915-1916 гг. В фонде нотариуса Гесс-де-Кальве сохранились торговые доверенности за 1918-1919 гг. Анализ более 300 таможенных доверенностей показывает, что торговые дома и торгово-промышленные товарищества Москвы, Петрограда и других городов постоянно обращались к услугам посредников (экспедиторов) для ведения дел в таможне.

Известные московские и петроградские торговые фирмы и торгово-промышленные товарищества отправляли и получали коммерческие грузы через Владивосток: «Вогау и К°», «Книп и Вернер», «Ферстер, Геппенер и К°», «Гергард и Гей», «Л. Кноп и К°», «Павел Форостовский», акционерная компания «Зингер», «Международная компания жатвенных машин в России», фирма «Нестле» (англо-швейцарская компания конденсированного молока), российско-американское мануфактурное товарищество «Треугольник», русское товарищество «Износков, Зуккау и К°», торгово-промышленное товарищество «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и К°», товарищество чайной торговли и складов «Братья К. и С. Поповы» и др. Многие из них были известными экспедиционными конторами и имели во Владивостоке отделения и постоянных доверенных лиц.

В 1911 г. среди экспедиторов наиболее часто упоминаются И. И. Фегеле (швейцарский подданный) и Б. Ю. Фрезе. Экспедитор И. И. Фегеле был доверенным лицом московского акционерного общества «Р. Келлер и К°», акционерного русского общества «Всеобщая компания электричества», фирмы «Ферстер, Геппенер и К°», правления Добровольного флота на Дальнем Востоке, торговых домов «Гейтманъ и Аурнгаммеръ», «Вассард и К°»6.

Экспедитор Б. Ю. Фрезе был доверенным лицом нескольких торговых фирм: торговых домов «Братья Кузнецовы», «Братья Синкевич», «Бри-нер, Кузнецов и К°», акционерных обществ «Артур Коппель», «Люксъ» и «Дибров»7.

Таможенными поверенными были представители всех сословий (мещане, крестьяне, дворяне) и занятий (приказчики, артельщики, экспедиторы). Например, крестьянин С. С. Галактионов (доверенный Л. Ш. Ски-дельского), дворянин В. А. Иршенко (доверенный торгового дома «Валь-кадеръ и Пеппель»), мещанин Н. К. Рейнфельдтъ (доверенный торгового

6 РГИА ДВ. Ф. 25. Оп. 2. Д. 26. Л. 61, 74, 92, 105, 123.

7 Там же. Л. 40, 117-120, 184-193.

дома «Лангелитье»), артельщик И. В. Лазарев (доверенный Сибирского торгового банка)8. Среди таможенных поверенных было много иностранных подданных (японских, китайских, американских, датских).

Общее присутствие таможни допускало доверенных лиц к хождению в таможне по делам фирмы на основании нотариальных доверенностей и заявлений в таможню. Доверенным лицам выдавалась карточка на один год и Владивостокская таможня тщательно следила за правильным выполнением ими таможенных поручений. Заметим, что в таможенном делопроизводстве доверенные лица торговых домов чаще всего назывались «экспедиторы» и «комиссионеры».

В Российской империи отсутствовала практика создания единого реестра таможенных поверенных, поэтому во Владивостокской таможне постоянно вели учет доверенных лиц торговых фирм. Как правило, составлялись списки экспедиторов, допущенных к хождению при таможне, указывалось звание, фамилия и отчество экспедитора, от кого дана доверенность, по какому промысловому свидетельству производит экспедитор промысел. В фонде Владивостокской таможни найден самый большой список экспедиторов, допущенных «к хождению при таможне» во второй половине 1921 г., в котором значится 281 фамилия с указанием торговых фирм. Среди них были известные торговые дома: «Гергард и Гей», «Вассард и К°» «Кунст и Альберс», «Бринер и К°», «А. Лильге и К°», «Ферстер, Геп-пенер и К°», «Вогау и К°», «Кавказ и Меркурий» и др.9

Во Владивостокской таможне также тщательно отслеживали сроки таможенных доверенностей. На основании заявления торгового дома или торгово-промышленного товарищества об уничтожении доверенности управляющий Владивостокской таможней И. К. Ковалевский издавал приказ о прекращении полномочий доверенных лиц. Особенно много таких приказов было в годы революции и Гражданской войны. Например, в книге приказов Владивостокской таможни за 1918-1919 гг. находится 30 таких приказов10.

В условиях политической нестабильности и постоянной смены различных политических режимов в Дальневосточном регионе в годы революции и Гражданской войны институт таможенного представительства позволил обеспечить защиту частных коммерческих интересов торговых фирм и торгово-промышленных товариществ.

Одной из самых сложных проблем стало продление срока доверенностей. В условиях Гражданской войны доверенные лица торговых домов и товариществ не могли в обычном порядке возобновить нотариальную доверенность, т. к. было прервано транспортное сообщение с центром

8 РГИА ДВ. Ф. 25. Оп. 2. Д. 26. Л. 2, 5, 11, 38.

9 РГИА ДВ. Ф. Р-273. Оп. 1. Д. 210. Л. 27-32.

10 РГИА ДВ. Ф. 25. Оп. 1. Д. 426. Л. 440.

страны и отсутствовала связь с владельцами торговых предприятий. Доверенные лица ряда торговых фирм ходатайствовали о продлении юридической силы доверенностей, выданных в европейской России.

В декабре 1918 г. в качестве временной меры Верховный уполномоченный на Дальнем Востоке Д. Л. Хорват установил следующий порядок продления доверенностей. Доверенное лицо обращалось с ходатайством в местный Биржевой комитет. Биржевой комитет рассматривал ходатайство и направлял свое заключение Областному комиссару, который выдавал разрешение на продление срока доверенности. Такой порядок продления доверенностей действовал до 31 января 1919 г.11

13 декабря 1918 г. Верховный правитель адмирал А. В. Колчак утвердил Постановление Совета министров, согласно которому доверенности, выданные правлениями или владельцами торговых и промышленных предприятий и кредитных учреждений, по просьбе доверенных лиц могли быть продлены до 1 июля 1919 г. Был определен порядок продления нотариальных доверенностей. Доверенные лица подавали мировому судье прошения о продлении срока действия доверенностей по месту жительства или своего временного пребывания с приложением подлинных доверенностей с копиями и удостоверениями одного из учреждений: почтово-телеграфной конторы, местной конторы государственного банка, биржевого комитета, податного инспектора, окружного инженера, либо городской или земской управы о перерыве сообщения с местом нахождения правления или владельца предприятия и учреждения. Мировой судья должен был удостовериться по представленным документам, что проситель, вследствие перерыва транспортных сообщений, лишен связи с местом нахождения правления или владельца предприятия, делал на подлинной доверенности отметку о продлении срока ее действия, взыскивал гербовый сбор. Действие продленной доверенности могло быть прекращено правлением или владельцем.

Постановлением Совета министров от 27 июля 1919 г., утвержденном Верховным правителем адмиралом Колчаком, сроки нотариальных доверенностей были продлены до 1 января 1920 г. Было внесено существенное дополнение. Обязанности мирового судьи по продлению срока доверенности лицам, находящимся за границей, могли исполняться посольствами, миссиями или консулами. При их содействии доверенные лица получали соответствующие удостоверения о местонахождении правлений предприятий и о невозможности торгово-телеграфных сообщений с ними. Кроме того, было установлено, что отметки мировых судей о продлении срока доверенностей, совершенные в порядке ст. 3 Постановления Совета министров от 13 декабря 1918 г., считались имеющими силу до 1 ян-

11 РГИА ДВ. Ф. Р-955. Оп. 1. Д. 7. Л. 3, 154.

варя 1920 г. без возбуждения ходатайства со стороны уполномоченных

лиц12.

Владивостокская таможня также тщательно следила за соблюдением полномочий всех доверенных лиц (экспедиторов) в чрезвычайных политических условиях. В 1919 г. управляющий Владивостокской таможней издал специальный приказ «О требовании именных карточек от экспедиторов». Причиной появления такого приказа явилось выполнение экспедиторских обязанностей лицами, не имеющими установленных законом промысловых свидетельств13.

Распространенной проблемой в годы Гражданской войны была утрата карточек «на право хождения в таможне» или кража их в общественном транспорте14. В 1919 г. фирма Л. В. Лангелитье заявила, что у ее доверенного М. К. Максимова во время посадки в вагон трамвая был похищен бумажник, в котором находилась установленная карточка «на право хождения по делам при таможне». В подобных случаях торговая фирма обращалась с заявлением во Владивостокскую таможню, карточку выдавали новую, а предъявителя украденной карточки передавали в распоряжение милиции15.

В 1919 г. во Владивостокской таможне были выявлены явные нарушения Торгового устава 1903 г. со стороны торговых домов. Торговые фирмы отправляли в таможню экспедиторов, которые не смогли представить документы о достижении ими 21-летнего возраста. Среди них были доверенные лица известных торговых домов: «Стрельни и К°», «Поплаухин и К°», «А. Лильге и К°», «Киосинша», «Линдгольм», «Бринер и К°» и др.

В мае 1919 г. управляющий Владивостокской таможней И. К. Ковалевский приказом не допустил 13 экспедиторов, а в июне 153 доверенных лица к хождению в таможне по делам торговых фирм. Основанием послужило нарушение Устава торгового (статьи 31, 49, 52), Свода законов (статьи 221, 2294 ч. 1 т. X), Устава таможенного (ст. 1097) и Циркуляра Департамента таможенных сборов (от 24.02.1907 № 5851)16. В течение двух месяцев большинство доверенных лиц представили в таможню документы, удостоверяющие их возраст, и вновь были допущены к хождению в таможне по делам торговых фирм17.

Владивостокской таможней были выявлены факты и других правонарушений в деятельности доверенных лиц. Например, в 1921 г. экспедитор Юрий Адольфович Кригеръ умышленно воспользовался неправильной

12 РГИА ДВ. Ф. 25. Оп. 1

13 РГИА ДВ. Ф. 25. Оп. 1

14 РГИА ДВ. Ф. 25. Оп. 1

15 РГИА ДВ. Ф. 25. Оп. 1

16 РГИА ДВ. Ф. 25. Оп. 1

17 РГИА ДВ. Ф. 25. Оп. 1

Д. 440. Л. 98-99.

Д. 440. Л. 13.

Д. 440. Л. 104, 110, 118, 148.

Д. 440. Л. 79.

Д. 440. Л. 48, 56, 57.

Д. 440. Л. 68, 69, 82.

очисткой товара, получил из таможни товар с оплатой его пошлиной и другими сборами в сумме 4 руб. 70 коп. вместо 954 руб. 05 коп. золотом, за что был лишен права хождения по таможне сроком на два месяца18. Однако в таможенном делопроизводстве очень редко встречаются подобные случаи.

Рассмотренный исторический опыт взаимодействия торговых домов и Владивостокской таможни показывает, что институт таможенного представительства успешно функционировал в Российской империи как в мирные годы, так и в чрезвычайных условиях революции и Гражданской войны.

Деятельность таможенных экспедиторов в Российской империи имела ряд особенностей по сравнению с современными таможенными представителями. Главное отличие заключается, прежде всего, в правовом статусе таможенного представителя. В Российской империи таможенными экспедиторами могли быть только физические лица, которым не разрешалось объединяться в компании. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза современным таможенным представителем признается только юридическое лицо после включения в реестр таможенных представителей.

Другое отличие касается профессиональных качеств доверенных лиц. К современным таможенным представителям предъявляются особые квалификационные требования, которые подтверждаются сдачей экзамена.

Общим же в деятельности таможенных представителей и дореволюционных, и современных является то, что оказание посреднических услуг в таможенной сфере строится на договорной основе, т. е. на основе нотариальных доверенностей. По-прежнему таможенные учреждения составляют реестры таможенных представителей.

Таким образом, на протяжении XVIII-XIX вв. в Российской империи в процессе развития внешней торговли в рамках торгового представительства постепенно складывался институт таможенного представительства. Проведенный анализ законодательства Российской империи и выявленные исторические источники - нотариальные доверенности «на хождение по таможенному производству дел», позволили реконструировать институт таможенного представительства, который успешно функционировал в начале XX в. в Дальневосточном регионе.

Список литературы

1. Башилов А. П. Русское торговое право. СПб., 1887. URL: http://www.litres. ru/aleksandr-bashilov/russkoe-torgovoe-pravo (дата обращения: 19.03.2018).

2. Гордон А. Представительство в гражданском праве. СПб., 1879. URL: http://www.twirpx.com/file/686614 (дата обращения: 19.03.2018).

18 РГИА ДВ. Ф. Р-273. Оп. 1. Д. 208. Л. 10.

3. Гуляев А. И. Торговля и торговые установления. М., 1912. URL: http:// www.litres.ru/aleksey-gulyaev/torgovlya-i-torgovye-ustanovleniya (дата обращения: 19.03.2018)

4. Лаврик Л. А. Из истории торгового представительства: на примере города Владивостока в годы Первой мировой войны // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2015. № 1. С. 99-108.

5. Нерсесов Н. И. Конспективный курс лекций по торговому и вексельному праву. М., 1917. URL: http://www.twirpx.com/file/1229986 (дата обращения: 19.03.2018).

6. Полное собрание законов Российской империи. Т. 7, № 4224. URL: http:// www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 19.03.2018).

7. Полное собрание законов Российской империи Т. 12, № 8896. URL: http:// www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 19.03.2018).

8. Полное собрание законов Российской империи. Т. 14, № 10486. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 19.03.2018).

9. Полное собрание законов Российской империи. Т. 36, № 28030. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 19.03.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Полное собрание законов Российской империи. Т. 37, № 28534. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 19.03.2018).

11. Полное собрание законов Российской империи. Т. 40, № 30365. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 19.03.2018 ).

12. Свод законов Российской империи. Т. 6. URL: http://www.civil.consultant. ru/reprint/books/193/100.html (дата обращения: 19.03.2018).

13. Свод законов Российской империи. Т. 16. URL: http://www.civil.consultant. ru/reprint/books/238/325.html (дата обращения: 19.03.2018).

14. Устав торговый. Т. 11. Ч. 2. Изд. 1903 г. По сводному продолжению 1912 года, с разъяснениями и приложениями. 2-е изд., пересмотр. и доп. СПб.: Изд. юрид. кн. склада «Право», 1914. 860 с.

15. Федоров А. Ф. Торговое право. Одесса, 1911. URL: http://www.litres.ru/ a-fedorov/torgovoe-pravo (дата обращения: 19.03.2018).

16. Цитович П. Учебник торгового права. Изд-во «Библиотечный фонд», 1891. URL: http://www.twirpx.com/file/5721 (дата обращения: 19.03.2018).

17. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. М., 1919. URL: http://www. twirpx.com/file/301770 (дата обращения: 19.03.2018).

© Лаврик Л. А., 2018 © Lavrik L. A., 2018

Для цитирования:

Лаврик Л. А. Становление института таможенных представителей на российском Дальнем Востоке // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 1(82). С. 86-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.