Научная статья на тему 'Приамурский таможенный округ: устройство таможенного надзора в 1909–1912 гг. '

Приамурский таможенный округ: устройство таможенного надзора в 1909–1912 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
464
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ ОКРУГ / ПОРТО-ФРАНКО / ТАМОЖЕННЫЙ НАДЗОР / РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беляева Наталья Анатольевна

Рассматривается история становления таможенной службы в период ее реформирования на Дальнем Востоке России. Определяются важнейшие направления деятельности таможенных учреждений Приамурского таможенного округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приамурский таможенный округ: устройство таможенного надзора в 1909–1912 гг. »

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Н.А. БЕЛЯЕВА

Приамурский таможенный округ: устройство таможенного надзора в 1909-1912 гг.

Рассматривается история становления таможенной службы в период ее реформирования на Дальнем Востоке России. Определяются важнейшие направления деятельности таможенных учреждений Приамурского таможенного округа.

Ключевые слова: таможенный округ, порто-франко, таможенный надзор, реформа.

Таможенные округа, предшественники современных региональных таможенных управлений, появились в системе таможенных учреждений России в XIX в. Согласно Таможенному уставу по европейской торговле, принятому в 1819 г., на территории империи учреждалось 14 таможенных округов. В дальнейшем их количество менялось, но вплоть до 1912 г. именно таможенные округа оставались территориальными звеньями в системе управления таможенным делом.

На Дальнем Востоке таможенный округ был учрежден весной 1909 г., что стало показателем окончательного вхождения дальневосточных владений России в состав ее таможенной территории. Создание единого управления таможенным делом на территории Приамурья и Забайкалья означало распространение на дальневосточную окраину не только общего таможенного тарифа, но и всех «таможенных установлений».

Первый проект учреждения таможенного округа на территории Приамурского генерал-губернаторства появился еще в условиях порто-франко. По высочайшему повелению летом 1894 г. на Дальний Восток была направлена экспедиция под руководством Н.П. Забугина. В преддверии отмены порто-франко ей была поставлена задача изучить состояние торговли в крае, выработать предложения по таможенному тарифу, а также рассмотреть вопрос о возможности транзита товаров через Владивосток. Членам экспедиции, офицерам Отдельного корпуса пограничной стражи и таможенным ревизорам

БЕЛЯЕВА Наталья Анатольевна — доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток,

во главе с управляющим Иркутской таможней В.П. Дебилем, поручалось осмотреть сухопутную границу с Китаем к востоку от Кяхты и морскую от Посьета до Аяна и выработать предложения об устройстве пограничного и таможенного надзора1.

Комиссия прибыла во Владивосток 12 сентября 1894 г., а летом следующего года уже завершила свою работу. Ее итоги, оформленные в виде записок, были направлены приамурскому генерал-губернатору и сохранились среди документов его канцелярии в Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока (РГИА ДВ). Донесения членов экспедиции составили отдельное архивное дело в фонде Департамента таможенных сборов Российского государственного исторического архива (РГИА) в г. Санкт-Петербурге. Черновики и личные записки самого В.П. Дебиля сохранились в фонде Иркутской таможни Государственного архива Иркутской области (ГАИО).

Особый интерес для изучения истории становления таможенной службы на Дальнем Востоке представляет отчет и записка В.П. Дебиля «Об устройстве пограничного и таможенного надзора в Приамурском крае», в которой впервые было высказано предложение об учреждении на огромной территории от Кяхты до Хабаровска таможенного округа с центром в Благовещенске. В его состав должны были войти таможенные учреждения по сухопутной и морской границам: таможни во Владивостоке и Николаевске-на-Амуре, таможенные посты в заливе Де-Кастри, бухте Св. Ольги и устье р. Сучан. Для пресечения контрабанды предлагалось установить пограничные укрепления вдоль побережья Амурского, Уссурийского и Посьетского заливов, открыть таможенные учреждения по линии Хунчун — Новокиевка — Барабаш — Полтавка — Турий Рог — Ильинский — Графский. Все эти меры должны были обойтись казне в значительную сумму: только на обустройство таможенных учреждений в Забайкальской и Амурской областях предполагалось потратить почти 4 млн р. единовременно и более 750 тыс. р. ежегодно2. Затратность предложенного проекта при незначительных прогнозируемых суммах таможенного дохода была главным основанием для отказа от его проведения в жизнь. Предложения В.П. Дебиля были приняты во внимание лишь частично. Добавим, что к тому моменту, когда «экспедиция Забугина» завершила свою работу, российская правительственная политика переориентировалась на обеспечение «особых интересов» в Маньчжурии. Во внешней политике начиналось «десятилетие Дальнего Востока».

В основу начавшегося после первой отмены порто-франко3 таможенного строительства была положена идея создания таможенных учреждений в пунк-

1 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 217. Л. 7.

2 Там же. Л. 175 об.

3 Впервые порто-франко было отменено с 1 января 1901 г. Законом от 10 июня 1900 г. В условиях Русско-японской войны императорским указом порто-франко было восстановлено с 1 мая 1904 г. Окончательно отменено с 1 марта 1909 г. на основании Закона от 16 января 1909 г. в портах, расположенных к югу от устья Амура. На остальной территории Дальнего Востока режим порто-франко прекратил свое действие в 1910 г.

тах наиболее интенсивного товарного движения. Таможни 1-го класса были учреждены в июне 1900 г. в Кяхте и Сретенске, в мае 1901 г. — во Владивостоке и Николаевске-на-Амуре, в июне 1902 г. — на станции Маньчжурия Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). В апреле 1902 г. было принято решение об открытии таможенных застав, постов и переходных пунктов на сухопутной и морской границах в основном для борьбы с контрабандой, которая после отмены порто-франко создавала реальную угрозу легальной торговле в Приамурье.

Контроль над деятельностью таможенных учреждений на территории Забайкальской и Амурской областей осуществляли таможенные ревизоры — Забайкальского района с центром в Иркутске и Амурско-Приморского района с центром в Хабаровске. Одновременно появился, на этот раз близкий к осуществлению, проект создания в структуре российской таможенной службы еще одного таможенного округа, управление которым располагалось бы за пределами таможенной территории Российского государства — в Харбине. На начальника нового округа, получившего в проекте Министерства финансов название «Маньчжурский», предполагалось возложить обязанности руководства российскими таможенными учреждениями в полосе отчуждения КВЖД и прилегающей к Маньчжурии территории Приморской области4. Однако такое «включение» территории сопредельного государства в пределы российской таможенной территории вызвало категорическое возражение министра иностранных дел России В.Н. Ламсдорфа, справедливо опасавшегося международных осложнений.

В итоге было принято решение отказаться от идеи таможенного округа в Маньчжурии, ограничившись созданием, в дополнение к двум уже существовавшим, Заамурского таможенного района во главе с окружным таможенным инспектором с правами начальника таможенного округа, местом нахождения которого был назначен г. Владивосток. На окружного таможенного инспектора в Заамурском районе возлагались обширные задачи, в том числе и обеспечение особых российских интересов в Маньчжурии.

К началу Русско-японской войны система таможенных учреждений и управления ими на территории Дальнего Востока выглядела следующим образом:

— Кяхтинская, Сретенская таможни 1-го класса, Иркутская складочная таможня, Байкальская, Хилкотойская и Акшинская таможенные заставы находились в подчинении таможенного ревизора Забайкальского таможенного района;

— Николаевская-на-Амуре таможня 1-го класса, Благовещенская, Хабаровская, Лахасусская и Иманская таможенные заставы были подведомственны таможенному ревизору Амурско-Приморского района;

4 О попытке учреждения Маньчжурского таможенного округа см. подробнее: Беляева Н.А. От порто-франко к таможне: очерк истории российского протекционизма. Владивосток, 2003. С. 157.

— Заамурскому окружному таможенному инспектору подчинялись Владивостокская и Маньчжурская таможни 1-го класса, Пограничная5, Посьетская, Хунчунская, Абагатуйская, Борзянская таможенные заставы, в Сосновой пади, а также шесть таможенных постов (НовоКиевский, Славянский, Барабашский, Никольский, Шкотовский, Владимиро-Александровский) и два переходных пункта (Платоново-Александровский и Полтавский).

Окончательная отмена порто-франко во Владивостоке и в портах Приморской области южнее устья Амура с 1 марта 1909 г. потребовала изменений в управлении таможенными учреждениями. К этому моменту в структуре таможенной службы произошли перемены, связанные прежде всего с изменением объемов работы и условий деятельности некоторых из них. Так, в 1909 г. Благовещенская и Пограничная таможенные заставы были преобразованы в таможни 2-го класса. Открыт целый ряд новых таможенных учреждений. Заметим, что к этому времени и в административно-территориальном делении дальневосточных владений России произошли изменения. В 1906 г. Забайкальская область была передана из состава Приамурского в Иркутское генерал-губернаторство, а в 1909 г. образованы самостоятельные Камчатская и Сахалинская губернии, ранее входившие в Приморскую область.

За отменой порто-франко неизбежно следовали изменения и в управлении таможенным делом. Законом от 2 мая 1909 г. должности окружного таможенного инспектора Заамурского района и ревизоров Амурско-Приморского и Забайкальского районов упразднялись, на территории Приамурского генерал-губернаторства и Забайкальской области учреждался один таможенный округ, штатные чины которого получали все «служебные права и преимущества», предоставленные соответствующим должностям в таможенных учреждениях Европейской России.

Преобразования в организации таможенного дела сопровождались соответствующим финансовым обеспечением. На мероприятия, связанные с учреждением нового округа, а также на финансирование существовавших к тому времени и вновь открываемых таможенных учреждений было ассигновано более 309 тыс. р.; еще 46,3 тыс. р. выделено на обмундирование досмотрщиков, в том числе и на приобретение теплой одежды, наем и содержание помещений, путевое довольствие таможенным чиновникам. «Единовременные издержки» на приобретение вооружения и амуниции, выдачу путевых пособий, приобретение катеров, моторных и весельных шлюпок для Николаевской-на-Амуре и Благовещенской таможен, а также Хабаровской таможенной заставы составляли 260,4 тыс. р. С 1910 г. предусматривались ежегодные ассигнования на организацию таможенного надзора в Приамурском крае и Забайкалье в размере почти 513 тыс. р. в год. В эту сумму входили не только

5 Пограничная таможенная застава была учреждена 1902 г. на конечной станции Пограничная КВЖД (ныне г. Суйфэньхэ).

денежное содержание личного состава управления таможенного округа, таможен, застав и таможенных постов, суммы на канцелярские расходы и хозяйственные нужды, но и расходы на награды и пособия чинам таможенных учреждений, а также пособия на воспитание детей. Учитывая особые условия несения службы в отдаленном регионе, закон предоставлял министру финансов право устанавливать оклады содержания досмотрщиков выше, чем это было предусмотрено ст. 70 Устава таможенного, не выходя, впрочем, «из предела ассигнуемых на содержание досмотрщиков кредитов» [1, с. 3-6].

Названный «Приамурским» новый таможенный округ объединял в своем составе таможенные учреждения, расположенные на территории Забайкальской, Амурской и Приморской областей, а также в полосе отчуждения КВЖД — Маньчжурскую таможню 1-го и Пограничную таможню 2-го класса. В его состав вошли 75 таможенных учреждений, в том числе 4 таможни 1-го класса (Владивостокская; Николаевская-на-Амуре; Сретенская, Маньчжурская); 3 таможни 2-го класса (Пограничная, Благовещеская, Кяхтинская)6; 20 таможенных застав (еще 2 были учреждены в 1910 г. в Петропавловске-на-Кам-чатке и Александровске-на-Сахалине), 1 переходный пункт (Пограничный — ныне Сосновая падь); 48 таможенных постов на побережье Тихого океана (6 постов), по границе с Кореей (2 поста), с Маньчжурией (28 постов), с Монголией (12 постов)7. Кроме того, в Приамурский таможенный округ входили 8 таможенных постов в составе таможенных застав: Полтавской (таможенный пост на р. Ушагоу); Хабаровской (пост в дер. Осиповка); Хунчунской (Карантинный таможенный пост); Посьетской (на мысе Черухадо), и, наконец, в составе Хансийской таможенной заставы действовал таможенный пост в бухте Экспедиция. В добавление этому существовали временные таможенные посты Раздольный, Голенковский и Марковский; близ устья р. Сунгари была установлена таможенная брандвахта под управлением чиновника Ека-терино-Никольской таможенной заставы. Одновременно на Зейских пристанях в сентябре 1910 г. было открыто отделение корабельной конторы Благовещенской таможни «с правом приема и выгрузки судов с беспошлинными партионными товарами» [1, с. 8-17].

Центром нового таможенного округа стал г. Владивосток. В штате управления, которое размещалось по адресу Посьетская, 51, числилось кроме самого начальника еще 5 человек — два окружных ревизора, два чиновника для поручений и секретарь. На должность начальника таможенного округа был назначен занимавший с июня 1902 г. должность Заамурского таможенного инспектора Сергей Николаевич Латкин, который обладал знанием специфики таможенного дела и его местных особенностей, владел иностранными языками, а также имел прекрасное образование и то, что в характеристиках начала ХХ в. называлось «служебным опытом и тактом». К моменту назначе-

6 Преобразована из таможни 1-го класса согласно Закона от 2 мая 1909 г.

7 Перечень таможенных учреждений дан в кн.: Таможенная политика России на Дальнем Востоке: хрестоматия: в 2-х ч. Ч. 2. Владивосток, 2006.

ния на должность начальника Приамурского таможенного округа за его плечами было 22 года службы в таможенном ведомстве.

Приамурский таможенный округ существовал короткий период — с мая 1909 по май 1912 г. Это были годы промышленного подъема, затронувшего и дальневосточные владения России. Документы входивших в состав округа таможенных учреждений, Департамента таможенных сборов, Министерства финансов, канцелярии Приамурского генерал-губернатора позволяют выделить приоритетные направления, которым руководство Приамурского таможенного округа уделяло особое внимание.

Таможенные учреждения Приамурского таможенного округа действовали на основе Таможенного устава и Общего тарифа по европейской торговле. Однако специфические условия региона наложили отпечаток на применение основных узаконений. Так, таможенные заставы Приамурского таможенного округа были наделены правами таможен 3-го класса по пропуску товаров, более широкие функции выполняли и таможенные посты. Согласно утвержденной министром финансов 18 февраля 1910 г. «Инструкции таможенным постам Забайкальской, Амурской и Приморской областей», на расположенные по границе с Маньчжурией, Монголией и Кореей посты возлагалось взимание пошлин с привозимых к ним «для потребности местного населения» товаров, список которых утверждался министром финансов, а также «наблюдение за непровозом в империю контрабанды» [1, с. 93]. Утвержденной тогда же особой инструкцией регламентировались и действия таможенных застав и таможенных постов, расположенных по побережью и заливам Тихого океана. На них возлагалось выполнение всех правил по приему и отпуску судов, которые в портах выполнялись таможнями [1, с. 97].

Важнейшим направлением деятельности таможенных учреждений Приамурского таможенного округа оставалась борьба с контрабандой. Таможенная служба была единственной государственной структурой, осуществлявшей охрану протяженной границы. Главным контрабандным товаром, в огромных количествах ввозимым из Манчжурии в Забайкалье и Приамурье, оставался алкоголь. Однако теперь таможенные учреждения боролись с незаконным ввозом не запрещенного к привозу китайского ханшина, а с ввозом в больших количествах из Маньчжурии российского спирта. Основными поставщиками этой контрабандной продукции стали русские спиртовые заводы в полосе отчуждения КВЖД. Вывозимый согласно установленному порядку в Маньчжурию с возвратом акциза, разбавленный там до привычных российскому потребителю 40°, спирт возвращался обратно в Россию контрабандным путем8. Приведем один лишь пример: по оценкам акцизного управления в 1911 г. на станцию Маньчжурия из Хайлара было ввезено около 131 тыс. ведер спирта. Понятно, что население поселка Маньчжурия численностью около тысячи человек не могло потребить такое количество алкоголя. Совершенно

8 Государственный архив Читинской области (ГАЧО). Ф. 107. Оп. 1. Д. 92. Л. 246.

очевидно, что большее его количество предназначалось для ввоза в села и приисковые поселки Забайкалья. В том же году таможенниками и акцизными контролерами в зоне деятельности Маньчжурской таможни было задержано более 3,1 тыс. ведер спиртных напитков крепостью 40° — рекордное количество для таможни, но это составило всего 2,4 % от общего объема ввезенного в Забайкальскую область контрабандного алкоголя9.

Процесс формирования системы таможенных учреждений на Дальнем Востоке России завершился в 1910 г. В мае 1909 г. Совет министров принял решение об учреждении таможенного надзора в Петропавловске-на-Камчатке и в Александровске-на-Сахалине и поручил Министерству финансов в установленном порядке разработать конкретные меры, направленные на его реализацию [3, с. 16]. Законом от 1 июня 1910 г. были выделены средства на установление таможенного надзора в портах Петропавловск Камчатской и Алек-сандровск Сахалинской областей. Фактически свою работу новые таможенные учреждения начали в ноябре 1910 г.10

Открытие новых таможенных учреждений было направлено в первую очередь на упорядочение мореплавания в российских территориальных водах и прекращение беззастенчивого расхищения промысловых богатств Дальнего Востока иностранными промышленниками. Однако уже спустя полгода после открытия заставы на Сахалине, начальник Приамурского таможенного округа С.Н. Латкин сообщал в Департамент таможенных сборов о фактическом бессилии таможенной службы и местной администрации изменить ситуацию с иностранным судоходством на восточном берегу Сахалина. «Иностранные суда, — замечал он, — совершенно игнорируя постановление о закрытых портах, и теперь, как и прежде, идут, куда им вздумается, не заходя в Александровск для принятия их таможенным надзором» [3, с. 60].

Многочисленные обращения начальника Приамурского таможенного округа в Департамент таможенных сборов в конечном итоге возымели свое действие. В июле 1910 г. министр финансов распорядился, чтобы судам, приходящим с иностранными грузами в Петропавловск-на-Камчатке и Алек-сандровск-на-Сахалине, предоставлялись в отношении досмотра «возможные облегчения». С этой целью таможенным заставам разрешалось досматривать привозимые товары («впредь до указаний опыта») по грузовым документам без фактического досмотра товаров, следующих в русские порты [3, с. 101].

Министерство финансов приложило немало усилий, чтобы создать надлежащие условия для деятельности таможенных учреждений на Дальнем Востоке. В наследство от предыдущей эпохи Приамурскому таможенному округу досталась неразвитость таможенной инфраструктуры, отсутствие помещений для таможен, застав и постов, жилья для таможенных чиновников, необходимого количества пакгаузов и складов для хранения товаров. Первые

9 ГАЧО. Ф. 78. Оп. 2. Д. 127. Л. 19-20.

10 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 800. Л. 47.

шаги в этом направлении были предприняты Министерством финансов сразу же после отмены порто-франко. На момент создания таможенного округа велись переговоры с военным ведомством о возвращении Владивостокской таможне участка на п-ове Эгершельд, предоставленного ей еще в 1899 г., но использованного в интересах военного ведомства в годы Русско-японской войны. В стадии разрешения находились вопросы приобретения помещений для Хунчунской, Покровской и Поганичной таможенных застав. В Николаевске-на-Амуре Министерство финансов вело переговоры с городским самоуправлением о передаче в распоряжение таможни одной из двух арендованных при-станей11.

В июле 1909 г. Департамент таможенных сборов представил министру финансов доклад «Об оборудовании пристанями и казенными помещениями таможенных учреждений в городах Благовещенск, Хабаровск, Николаевск». Обращая внимание на ненормальные условия работы таможенных учреждений, директор Департамента С.Д. Ган обосновал целесообразность в сложившихся условиях приобрести земельные участки и недвижимость и приспособить их под таможенные нужды12. Соответствующие распоряжения получило и управление Приамурского таможенного округа.

30 июня 1909 г. С.Н. Латкин информировал Департамент таможенных сборов о безвозмездной передаче правлением Сучанских копей принадлежащей ему казармы в б. Находка под таможенный пост. Однако помещение требовало серьезного ремонта — устройства печей, полов, остекления окон и т. п. Кроме того, сама казарма размещалась в 4 верстах от побережья за сопками. С.Н. Латкин предлагал отказаться от предложенного помещения, поскольку таможенный пост целесообразно было открывать ближе к пристани. 31 мая 1910 г. Сучанское лесничество передало во временное пользование таможенному ведомству для устройства таможенного поста в б. Находка участок площадью 1100 кв. саженей в урочище Находка-пристань (Сучанская дача). А 30 января следующего года последовало высочайшее одобрение положения Совета министров о бесплатной передаче в ведение Министерства финансов участка казенной земли на берегу бухты Находка. «По минованию надобности» участок должен быть возвращен в ведение Главного управления землеустройства и земледелия13. Постройка здания таможенного поста в б. Находка завершилась накануне Первой мировой войны.

В апреле 1910 г. получил высочайшее одобрение закон об отпуске из государственного казначейства средств на приобретение недвижимого имущества для Благовещенской заставы. За 90 тыс. р. был куплен участок ликвидированного Амурского пароходства с двухэтажным каменным и старым деревянным домами, каменным и железным пакгаузами и с выходом на р. Амур.

11 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 21. Оп. 1. Д. 670. Л. 25; Д. 665. Л. 17.

12 РГИА. Ф. 21. Оп. 1. Д. 672. Л. 16.

13 РГИА. Ф. 21. Оп. 1. Д. 671. Л. 1, 6, 19, 27, 49.

Для размещения Хабаровской таможенной заставы в марте 1911 г. за 35 тыс. р. была приобретена усадьба купца Л.И. Бархатова в 100 саженях от Амура14. В сентябре того же года постоянное помещение получила Александровская таможенная застава — для ее размещения был арендован у Л.В. Григорьевой деревянный на каменном фундаменте, крытый оцинкованным железом просторный дом с усадебным участком и всеми надворными постройками. Примечательно, что дом был телефонизирован, и условия аренды давали таможне право пользоваться телефонным аппаратом. Недалеко от дома, в котором разместилась застава, был арендован и дом для досмотрщиков так же, как и первый, теплый, удобный и сравнительно недорогой [3, с. 73-74].

Особенно сложно решался вопрос с размещением самой крупной в Приамурском таможенной округе Владивостокской таможни. Еще с 1 января 1907 г. для нее у торгового дома «М. Пьянков с бр.» была арендована часть здания по ул. Светланской, 41 (ныне Светланская, 43). Однако сами помещения оказались неудобными. Здание было весьма благоустроенным (электрическое освещение и водяное отопление), но таможня располагалась на третьем этаже. При отсутствии отдельного хода таможенные чиновники и посетители попадали в помещение таможни через общий с другими квартирантами вход. Не соответствовало «общепринятому в таможне порядку ведения таможенных операций» размещение комнат. Высокой была и арендная плата — 11,5 тыс. р. в год15.

Вынуждено продлевая контракт с торговым домом «М. Пьянков с бр.», Министерство финансов с 1909 г. через С.Н. Латкина вело переговоры о приобретении участка земли для строительства здания Владивостокской таможни. Заметим, что вопрос о выделении участка земли для таможенных целей возник еще осенью 1902 г. во время визита во Владивосток министра финансов С.Ю. Витте. Представлявший интересы таможенного ведомства С.Н. Латкин неоднократно ставил вопрос перед Владивостокской городской управой об участке для строительства здания таможни, но всякий раз его ходатайство отклонялось под предлогом отсутствия свободной земли. Лишь в 1908 г. город предложил таможенному ведомству участок на Береговой улице на условиях аренды сроком на 12 лет, с правом постройки 3-этажного здания и продления аренды еще на 12 лет, после чего участок оставался в ведении таможни на все время ее существования с арендной платой в 6 тыс. р. ежегодно16. Однако это предложение не удовлетворило таможенное ведомство. Участок, хотя и располагался близ порта, представлял собой косогор, и возможность постройки здесь 3-этажного здания была под вопросом.

Рассчитывать на бесплатную уступку какой-то другой территории не приходилось — земля в городе оставалась дорогой. С.Н Латкин начал переговоры об участке земли для строительства здания таможни с Правлением общества КВЖД.

14 РГИА. Ф. 21. Оп. 1. Д. 672. Л. 24-26.

15 РГИА. Ф. 21. Оп. 1. Д. 670. Л. 1-б.

16 РГИА. Ф. 21. Оп. 1. Д. 670. Л. 2.

Объектом переговоров стал принадлежащий КВЖД участок по ул. Алеутской. Он находился в непосредственной близости от порта и вокзала и был «вполне пригоден для таможенной надобности». Переговоры шли сложно и продлились почти два года. В результате пришли к компромиссу: участок, принадлежащий КВЖД на Алеутской улице, обменяли на больший по размеру, чем принадлежавший таможне на Эгершельде. 18 июля 1911 г. император одобрил решение Совета министров об обмене17. В годы первой мировой войны Владивостокская таможня переехала в собственное здание на ул. Алеутской18.

С отменой порто-франко Дальний Восток развивался как неотъемлемая часть российского экономического пространства, сохраняя исторически сложившиеся связи с сопредельными странами и прежде всего Китаем. Важнейшим направлением деятельности таможенных учреждений Приамурского таможенного округа стало взаимодействие с китайскими таможнями в зоне КВЖД. Создается смешанная Харбинская комиссия, результатом работы которой стала выработка Временных правил для действий китайских таможен на станциях Маньчжурия и Пограничная (Суйфэньхэ), определивших

^ ^ ч 1С

механизм таможенного взаимодействия российских и китайских таможен19. Правилами вводился упрощенный порядок попуска транзитных грузов, следовавших из Маньчжурии через Владивосток. Речь шла преимущественно о «маньчжурском хлебе» — соевых бобах, в больших количествах вывозившихся на рынки Японии и Западной Европы. Следует заметить, что благодаря упрощению таможенных формальностей Владивосток превратился в вывозной порт Маньчжурии, опередив своего извечного конкурента — японский порт Дайрен, в недавнем прошлом называвшийся российским портом Дальний.

В мае 1912 г. в стране началась реформа местного таможенного управления. В результате была произведена повсеместная ликвидация таможенных округов, взамен созданы таможенные участки во главе с участковыми инспекторами. Новым территориальным структурам подчинялись таможни 2-го и 3-го классов, таможенные заставы и посты. Таможни же 1-го класса замыкались непосредственно на Департамент таможенных сборов и подчинялись участковым инспекторам лишь в ревизионном отношении. На основании Закона от 28 мая 1912 г. упразднен был и Приамурский таможенный округ. Вместо него учреждались Читинский, Хабаровский и Владивостокский таможенные участки. Последний из них возглавил бывший начальник таможенного округа С.Н. Латкин.

17 РГИА. Ф. 21. Оп. 1. Д. 670. Л. 96.

18 Ныне в этом здании по Алеутской, 16 располагаются подразделения администрации Приморского края.

19 См. об этом подробно: Беляева Н.А. Таможенное взаимодействие России и Китая в Маньчжурии: Опыт и уроки начала ХХ столетия // Россия и АТР. 2004. № 4; она же. Законодательное обеспечение русско-китайского таможенного взаимодействия в конце XIX — начале ХХ в. // Ленинградский юрид. журнал. 2006. № 2 (6).

Участковая система управления таможенным делом пережила революцию и гражданскую войну и сохранилась в структуре учрежденного в декабре 1922 г. дальневосточного таможенного округа (ДВТО).

Список литературы

1. Сборник узаконений и распоряжений по таможенной части в Приамурском крае и Восточной Сибири по 1 января 1912 г. СПб., 1912.

2. Таможенная политика России на Дальнем Востоке: хрестоматия: в 2-х ч. Ч. 2. Владивосток, 2006.

3. Таможня на Тихом океане: документы и материалы. Вып. 3. Сахалинская таможня. Владивосток, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.