положениями ГК РФ о возмездности гражданско-правовых договоров.
Правовой анализ договора о развитии застроенной территории с точки зрения его возмездности показывает, что данный договор носит для лица, заключившего его с органом местного самоуправления, направленность на извлечение прибыли от его реализации.
Что касается другой стороны договора - органа местного самоуправления, то необходимо отметить, что в результате реализации договора о развитии застроенной территории в государственную или муниципальную собственность застройщиком будут переданы возведенные в ходе исполнения договора благоустроенные жилые и нежилые помещения, объекты социального и коммунально-бытового назначения, объекты инженерной инфраструктуры.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что договор о развитии застроенной территории относится к числу двусторонних (взаимных), консенсуальных, возмездных гражданско-правовых договоров.
Литература
1. Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть
1). Ст. 16.
2. Манасян Г.В. Проблемы договора о развитии застроенной территории. Краснодар, 2010.
3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения: Издание дополнительное, стереотипное. М., 2002.
4. Комментарий к ГК РСФСР/ Под ред. Е.А. Флей-шиц и О.С. Иоффе. М., 1970.
5. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т.1. 6-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2007.
6. Поднавознова Ю.В. Правовое значение договора о развитии застроенной территории: дефиниции, коллизии, перспективы применения // Вестник Саратовской государственной академии права. 2009. № 2.
7. Денисов С.А. О порядке заключения договора // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского; Исследовательский центр частного права. Российская школа частного права. М., 1999.
8. Симолин А.А. Возмездность, безвозмездность, смешанные договоры и иные теоретические проблемы гражданского права. М., 2005.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. Научно-практический комментарий / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина, В.П. Мозолина. М., 1996.
10. Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М., 1950.
11. Хасельберг Б.Л., Ровный В.В. Консенсуальные и реальные договоры в гражданском праве. 2-е изд., испр. М., 2004.
УДК 347
Шапсугова М.Д.
СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СССР И РФ ДО ПРИНЯТИЯ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ
В статье рассматривается процесс становления института индивидуального предпринимательства в законодательстве СССР и РФ до принятия ГК РФ.
In the article the process of becoming the institute of the sole proprietorship in Soviet Union legislation till enactment of the Civil code of the Russian Federation consided.
Ключевые слова: индивидуальная трудовая деятельность, предпринимательство, индивидуальный предприниматель.
Key words: individual labor activity, proprietorship, individual proprietorship.
Термину индивидуальное предпринимательство предшествовал термин индивидуальная трудовая деятельность, который был закреплен в ст. 17 Конституции СССР 1977 г.[1]. В соответствии с ука-
занной статьей допускалась индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятель-
ности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулировало индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.
Анализ ст. 17 Конституции СССР приводит к выводу, что индивидуальная трудовая деятельность строилась на принципах:
1) личного трудового участия;
2) запрета на использование наемного труда при осуществлении индивидуальной трудовой деятельности;
3) согласования публичных и частных интересов с приоритетом публичных.
Подобная трактовка согласовывалась с марксистко-ленинской идеологией в части неприемлемости эксплуатации человека человеком. Индивидуальная трудовая деятельность, в отличие от предпринимательской, не преследовала цели извлечения прибыли.
Позднее был принят Закон СССР от 19.11.1986 г. Об индивидуальной трудовой деятельности, согласно которому индивидуальной трудовой деятельностью являлась общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также с внутрикол-хозными трудовыми отношениями (ст. 1) [2].
Индивидуальная трудовая деятельность в СССР в соответствии с преамбулой Закона, использовалась для более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно полезной деятельностью, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда.
Допускалась индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. В абз. 4 ст. 1 Закона об индивидуальной трудовой деятельности утверждалась недопустимость осуществления индивидуальной трудовой деятельности с привлечением наемного труда с целью извлечения нетрудовых доходов или в ущерб другим общественным интересам. Законом устанавливался приоритет публичных (общественных) интересов в регулировании индивидуальной трудовой деятельности (абз. 1 ст. 1).
В соответствии со ст. 3 данного Закона индивидуальной трудовой деятельностью разрешалось заниматься совершеннолетним гражданам, участвующим в общественном производстве, в свободное от основной работы время, домашним хозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся. С учетом общественных потребностей в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, такой деятельностью могли заниматься также и другие граждане, не занятые в общественном производстве. В развитие ст. 17 Конституции СССР в Законе закреплялось положение о том, что индивидуальная трудовая деятельность может осуществляться гражданами с участием проживающих совместно с ними членов семьи (супруга, родителей и других достигших 16-летнего возраста родственников и иждивенцев). Среди современных форм осуществления предпринимательской деятельности этому признаку семейственности наиболее соответствует крестьянское (фермерское) хозяйство, членами которого по общему правилу могут быть граждане, состоящие в отношениях родства (свойства).
Закон содержал:
• общие положения о регистрации граждан, осуществляющих индивидуальную трудовую деятельность, о приобретении патента в случае осуществления тех видов деятельности, которые требуют наличия патента, об оказании содействия органами власти гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, о налогообложении доходов. Закон включал открытые перечни видов деятельности, которые допускались в сфере индивидуальной трудовой деятельности, а также открытые перечни видов деятельности, занятие которыми запрещалось;
• положения об имуществе, используемом для занятия индивидуальной трудовой деятельностью. В соответствии со ст. 4 Закона, индивидуальная трудовая деятельность могла осуществляться гражданами с использованием сырья, материалов, инструментов и иного имущества, принадлежащего им на праве личной собственности либо переданного заказчиком, а также имущества, полученного по договорам имущественного найма с предприятиями, учреждениями и организациями или с гражданами.
Лица, занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью, приобретали необходимые им сырье, материалы, инструменты и иное имущество в государственной, кооперативной розничной тор-
говой сети и на рынках, а также использовали необходимые им для этой деятельности природные ресурсы с соблюдением установленных правил. У предприятий, учреждений и организаций эти лица могли приобретать только излишние и неиспользуемые материалы и иное имущество в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик.
При нарушении порядка осуществления индивидуальной трудовой деятельности, помимо ответственности, предусмотренной законодательством, по решению исполкома Совета народных депутатов, выдавшего разрешение на осуществление индивидуальной трудовой деятельности, мог быть наложен запрет на занятие такой деятельностью.
Все доходы, полученные гражданами от занятия запрещенной индивидуальной трудовой деятельностью, а также от занятия индивидуальной трудовой деятельностью без надлежащего разрешения, подлежали взысканию в доход государства (ст. 23 Закона).
Важной вехой в развитии законодательства об индивидуальном предпринимательстве стало принятие Закона СССР от 6.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР» [3]. Согласно ч.2 ст. 6 указанного Закона за гражданином признавалось исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, которое он мог осуществлять как самостоятельно, так и на основе трудового договора. Однако действовал данный закон недолго. Постановлением ВС РСФСР от 24.12.1990 N 444-1 «О введении в действие Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» [4] все положения Закона СССР, за исключением ст. 25, были признаны не подлежащими применению. Законность данного постановления вызывает сомнения, однако этот вопрос мы оставим за рамками настоящего исследования.
Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 «О собственности в РСФСР» [5] в ст. 4 закреплял за гражданином исключительное право распоряжаться своими способностями к труду, которое могло осуществляться им самостоятельно или на основе договора. При осуществлении предпринимательской и иной не запрещенной законами РСФСР деятельности собственнику разрешалось заключать договоры с гражданами об использовании их труда. При этом гражданину, с которым был заключен такой договор, в соответствии с Законом №443-1 принадлежало право на долю дохода, полученного в результате использования его труда, а также право
с согласия собственника иметь вклад в имуществе предприятия, на котором он работает по найму, получать часть прибыли этого предприятия пропорционально размеру вклада.
Впервые термин «предпринимательство» появился в Законе РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 О предприятиях и предпринимательской деятельности [6], в соответствии со ст. 2 которого в качестве субъектов предпринимательской деятельности в РСФСР признавались граждане и их объединения. Закон вводил термин «предприятие», под которым понимался самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном Законом
о предприятиях, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В качестве цели деятельности впервые была закреплена прибыль наряду с удовлетворением общественных потребностей.
Статус предпринимателя приобретался собственником посредством государственной регистрации предприятия. Вместе с тем личность предпринимателя и собственника предприятия могли не совпадать. В этом случае предприниматель в соответствии с законодательством РСФСР нес ответственность перед собственником имущества предприятия за невыполнение обязательств, предусмотренных договором (ч.3 ст. 18).
Впервые была фактически разрешена и выделена в особую разновидность предпринимательская деятельность с привлечением наемного труда.
Предпринимательская деятельность в зависимости от того, использовался ли при ее осуществлении наемный труд или нет, регистрировалась в различном порядке:
1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, могла регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность.
2. Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрировалась как предприятие.
В законе проводилось отделение собственников предприятия от наемных управляющих в случаях, когда на них возлагалось управление предприятием.
В качестве одной из организационно-правовых форм предприятий, наиболее близкой к современной форме индивидуального предпринимателя, было индивидуальное (семейное) предприятие. Однако в отличие от первого оно имело устав и,
если это было предусмотрено уставом, ограниченную имущественную ответственность. Индивидуальным предприятием в соответствии со ст. 8 Закона О предприятиях признавалось предприятие, принадлежащее гражданину на праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено договором между ними. Имущество индивидуального предприятия формировалось из имущества гражданина (семьи), полученных доходов и других законных источников. Индивидуальное предприятие могло быть образовано в результате приобретения гражданином (семьей) государственного или муниципального предприятия. Собственник индивидуального предприятия нес ответственность по обязательствам предприятия в пределах, определяемых уставом предприятия. Индивидуальное предприятие имело собственное наименование с указанием организационно - правовой формы предприятия и фамилии собственника его имущества.
В главе III Закона РСФСР О предприятиях закреплялись нормы о правовом статусе предпринимателя и гарантии предпринимательской деятельности.
За предпринимателем закреплялись следующие права (ст. 16 Закона):
- начинать и вести предпринимательскую деятельность путем учреждения, приобретения или преобразования предприятия, а также заключения договора с собственником имущества предприятия;
- привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
- самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РСФСР и договорами;
- осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
- осуществлять административно - распорядительную деятельность по управлению предприятием;
- нанимать и увольнять работников от имени предприятия или самостоятельно в соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия;
- распоряжаться прибылью предприятия в соответствии с законодательством РСФСР, договорами и уставом предприятия;
- пользоваться услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования;
- образовывать союзы, ассоциации и другие объединения предпринимателей;
- оспаривать в суде (арбитраже) в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.
Предприниматель был обязан (ст. 17):
- выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РСФСР и заключенных им договоров, в том числе договоров с собственником имущества предприятия;
- заключать в соответствии с законодательством РСФСР самостоятельно или от имени предприятия трудовые договоры с работающими по найму гражданами или уполномоченными ими органами;
- полностью рассчитываться со всеми работниками предприятия согласно заключенным договорам, независимо от финансового состояния предприятия;
- осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования граждан, работающих по найму, обеспечивать им условия для трудовой деятельности в соответствии с законодательством РСФСР и коллективным договором;
- выполнять решения центральных и местных органов власти по социальной защите инвалидов и других лиц с ограниченной трудоспособностью;
- своевременно предоставлять декларацию о доходах предприятия и уплачивать налоги в порядке и размерах, определяемых законодательством РСФСР;
- заявлять о банкротстве предприятия в случае невозможности исполнения обязательств перед кредиторами.
Предприниматель отвечал перед кредиторами имуществом предприятия в соответствии с организационно-правовой формой предприятия (ч. 2 ст. 18 Закона РСФСР О предприятиях).
По признакам наличия ограниченной имущественной ответственности, имущественной обособленности, организационному единству, а также (косвенно) по наличию устава можно сделать вы-
вод, что предприятие как форма хозяйствования было ближе к юридическому лицу, нежели индивидуальному предпринимательству.
Закон О предприятиях и предпринимательской деятельности утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ» О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» [7].
Общие начала, правовой статус предпринимательства граждан в СССР определялись Законом СССР от 2.04.1991 № 2079-1 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» [8]. В данном законе под предпринимательством (предпринимательской деятельностью) понималась инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица - предприятия. В этом определении, как видим, отпала одна из целей деятельности, закреплявшаяся в предшествующих нормативных актах - удовлетворение общественных потребностей.
Формами предпринимательства признавались частное предпринимательство и коллективное предпринимательство, осуществляемые субъектами предпринимательства на основе собственности граждан, а также имущества, полученного и используемого на законном основании. Кроме того, в соответствии со ст. 4 указанного закона предпринимательство могло осуществляться: без применения наемного труда; с применением наемного труда; без образования юридического лица; с образованием юридического лица.
Особой формой предпринимательства признавалась предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он по контракту с собственником имущества предприятия или уполномоченным им лицом (органом) наделен всеми правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя Законом № 2079-1. Как отмечается в литературе, правовое регулирование деятельности руководителей предприятий в указанном законе было неадекватным, поскольку закон исходил из того, что данные контракты - это гражданско-правовые договоры подрядного типа, в связи с чем руководитель организационно отделялся от предприятия и по
существу противопоставлялся ему. В действительности же контракты были по своему содержанию трудовыми договорами, они содержали социальные гарантии для директора, определяли условия его труда, т.е. решали вопросы, относящиеся к сфере трудового права [9, с. 68-69].
Закон закрепил полную имущественную ответственность предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица и на основе контракта. Так, согласно абз. 2-3 ст. 6 Закона предприниматель, осуществлявший свою деятельность без образования юридического лица, отвечал по обязательствам, связанным с этой деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того имущества, на которое в соответствии с законодательными актами республик не могло быть обращено взыскание. Предприниматель, осуществлявший свою деятельность на основе контракта, также отвечал по обязательствам руководимого им предприятия всем своим имуществом, за исключением того имущества, на которое в соответствии с законодательными актами республик не могло быть обращено взыскание. Такую же ответственность он нес за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекавших из контракта.
Это положение Закона Об общих началах предпринимательства граждан противоречило содержанию и смыслу Закона СССР от 04.06.1990 № 1529-1 «О предприятиях в СССР» [10], который утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Постановления ВС РСФСР от
25.12.1990 N 446-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Этим же Постановлением было отменено действие Законов СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О кооперации» в части, противоречащей Закону РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В частности, Закон О предприятиях в СССР рассматривал руководителя предприятия как орган, должностное лицо предприятия, действующее от имени и в интересах предприятия, а не как предпринимателя, в то время как по Закону СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» получалось, что из заключенного директором договора возникали права и обязанности не предприятия, а самого директора [9, с. 69].
Таким образом, в Законе СССР «Об общих началах предпринимательства граждан» впервые в качестве формы осуществления предпринимательской деятельности была выделена форма предпри-
нимательства без образования юридического лица и закреплена полная имущественная ответственность по обязательствам.
Формально Закон Об общих началах предпринимательства граждан в СССР не утратил юридическую силу, фактически же он не действует на территории Российской Федерации в связи с принятием части первой ГК от 30.11.1994 N 51-ФЗ [11].
Порядок государственной регистрации физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, регулировался Законом РСФСР от 7.12.1991 г. № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» [12]. Данный закон утратил силу с 1 января 2004 года в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ [13].
Более подробно процедура государственной регистрации предпринимателей регулировалась Указом Президента РФ от 08.07.1994 N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности») [14], который утратил силу с 1 января 2004 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 28.11.2003 N 1410 [15]. Согласно положению регистрация предпринимателя осуществлялась в день подачи документов или в 3-хдневный срок, в случае если документы подавались по почте (п.7 Положения). Для регистрации требовалась подача только двух документов - заявления и документа об уплате регистрационного сбора. В качестве основания для отказа в регистрации Положением закреплялось лишь несоответствие состава представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям Положения. Положение применялось вплоть до вступления в силу Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» [16].
С принятием и введением в действие Ч.1 ГК РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ в российское законодательство был введен термин «индивидуальный предприниматель», закрепленный в ст. 23 ГК РФ.
Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что современный правовой статус индивидуального предпринимателя складывался постепенно. В его становлении можно выделить следующие этапы:
1. Разрешение на занятие индивидуальной трудовой деятельностью без привлечения наемного труда (с принятием Конституции СССР 1977 г.)
2. Закрепление права свободно распоряжаться прибылью и привлекать наемный труд (с момента вступления в силу Закона РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»).
3. Возникновение предпринимательства без образования юридического лица как организационной формы предпринимательской деятельности и закрепление полной имущественной ответственности ПБЮЛ (по Закону СССР от 02.04.1991 № 2079-1 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР»).
4. Закрепление индивидуального предпринимателя как формы осуществления предпринимательской деятельности в Гражданском кодексе РФ.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей на современном этапе представляется неудовлетворительным. В литературе отмечается, что в состав норм ГК РФ об индивидуальном предпринимательстве вошли нормы исключительно частно-правового характера, в результате чего «правовое положение индивидуальных предпринимателей регулируется недостаточно полно. В целях преодоления этого недостатка в п. 3 ст. 23 ГК РФ предусматривается, что к предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей могут применяться нормы о юридических лицах, являющихся коммерческими организациями. Такое положение основывается на том, что предпринимательские отношения едины независимо от того, участвуют ли в них индивидуальные или коллективные предприниматели (коммерческие организации). Однако такой способ регулирования крайне несовершенен, поскольку он не дает возможности учесть специфику тех предпринимательских отношений, в которых участвуют индивидуальные предприниматели. Более предпочтительным было бы принятие специального закона об индивидуальных предпринимателях» [9, с. 70].
Современное индивидуальное предпринимательство по законодательству РФ строится на исторически и последовательно сложившихся принципах личной выгоды, возможности привлечения наемного труда, полной имущественной ответственности предпринимателя по обязательствам.
Литература
1. Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. банковского; ИГП РАН, Академ. правовой ун-т. М., 2006.
2. Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19.11.1986 г. // Ведомости СССР. 1986. №47. Ст. 964.
3. Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26.05.1988 г. // Ведомости СССР. 1988. N 22. Ст. 355.
4. Закон СССР «О собственности в СССР» от
6.03.1990 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 11. Ст. 164.
5. Закон СССР от 04.06.1990 № 1529-1 «О предприятиях в СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 25. Ст. 460.
6. Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324.
7. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР
24.12.1990 г. // Ведомости РСФСР 1990. № 36. Ст. 416.
8. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 25.12.1990 г. // Ведомости РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.
9. Закон СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР». 2.04. 1991 г. // Ведомости СССР 1991. № 16. Ст. 442.
10. Закон РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской дея-
УДК 347.6
тельностью, и порядке их регистрации» 7.12. 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. № 8. Ст. 360.
11. Постановление ВС РСФСР от 25.12.1990 N 446-
1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // «Ведомости ВС РСФСР». 1990. № 30. Ст. 419.
12. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.
13. Указ Президента РФ от 08.07.1994 № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности») // Собрание законодательства РФ. 11.07.1994. № 11. Ст. 1194.
14. Указ Президента РФ от 08.07. 1994 № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности») // Собрание законодательства РФ 11.07.1994 № 11. С. 1194.
15. Указ Президента РФ от 28.11.2003 №1410 «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 01.12.2003. № 48. Ст. 4661.
16. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (ч.1) . Ст. 3431
Косинков В.В.
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПРАВА НА ОБНАРОДОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО НАСЛЕДОВАНИЯ
В Российской Федерации Конституцией РФ гарантируется право наследования (п. 4 ст. 35 Конституции РФ). Дискуссионным и требующим решения является вопрос о возможности перехода по наследству права на обнародование произведения. Решение этого вопроса позволит избежать трудностей, связанных с необходимостью определения воли наследодателя, а также предотвратит переход права на обнародование произведения к лицам, не входящим в число наследников, путем подделки разных форм выражения воли наследодателя.
In the Russian Federation the Constitution of the Russian Federation guarantees the right ofsuccession (item 4 of item 35 of the Constitution of the Russian Federation). And demanding the decision the question on transition possibility by right ofsuccession the rights to product promulgation is debatable. The decision of this question will allow to avoid the difficulties connected with necessity of definition of will testator and as will prevent transition of the right to product promulgation to the persons who are not entering into number of successors by a fake of different forms of expression of will testator.
Ключевые слова: авторское право, личное неимущественное право, моральное право, наследство, правопреемство, право на обнародование, право на обнародование произведения.
Key words: the copyright, the personal non-property right, the Inheritance, assignment, the right to promulgation, the moral right.
Личные неимущественные права и другие не- ских прав занимают особое место: они относятся к материальные блага в системе объектов граждан- правам и свободам человека и гражданина, от реа-