Научная статья на тему 'Система источников правового регулирования предпринимательской деятельности: история и современность'

Система источников правового регулирования предпринимательской деятельности: история и современность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5787
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЫЧАИ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ / BUSINESS CUSTOMS / BUSINESS RELATIONSHIPS / ENTREPRENEURSHIP / THE LEGAL FRAMEWORK / THE SYSTEM SOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данелян Рузанна Нориковна

В статье сделан небольшой исторический экскурс становления законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в СССР и затем в РСФСР, на основе которого выделена система источников правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of sources of legal regulation of business: Past and Present

The article made brief historical digression becoming legislation governing business in the Soviet Union and then in the RSFSR, on which system is selected sources of legal regulation of business activity in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Система источников правового регулирования предпринимательской деятельности: история и современность»

КПНТТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14687 УДК 338.2

Данелян Р. Н. Система источников правового регулирования предпринимательской деятельности: история и современность // Концепт. - 2014. - Спец выпуск № 15. - ART 14687. - 0,73 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14687.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Данелян Рузанна Нориковна,

кандидат юридических наук, доцент, преподаватель кафедры правовой подготовки сотрудников ОВД ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ», г. Тюмень Ruzka@vandex.ru

Система источников правового регулирования предпринимательской деятельности: история и современность

Аннотация. В статье сделан небольшой исторический экскурс становления законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в СССР и затем в РСФСР, на основе которого выделена система источников правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предпринимательские отношения, система источников, правовая основа, обычаи делового оборота. Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Правовой основой развития законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в СССР можно назвать законы, принятые в конце 80-х гг. XX в. Их принятие было обусловлено изменениями, происходящими в социальноэкономической сфере и предоставляло возможность отдельным субъектам права осуществлять особую хозяйственную деятельность.

Принятый в 1986 году Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» [1], допускал осуществление предпринимательской деятельности в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также других видов деятельности, основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Закон разрешал заниматься индивидуальной трудовой деятельностью только в свободное от основной работы время, а также домохозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся, не занятым в общественном производстве.

Кроме того, в 1988 году принимается Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» [2], который определяет экономические и правовые основы хозяйственной деятельности социалистических государственных предприятий (объединений), предусматривает усиление экономических методов управления, использование полного хозяйственного расчета и самофинансирования.

Также в 1988 году вступает в силу Закон СССР «О кооперации в СССР» [3], определяющий экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов. Государство позволяет функционировать кооперативам в сельском хозяйстве, где их преобладающей формой являлись колхозы, промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, сфере платных услуг и т. д.

Через год Верховный Совет СССР утверждает «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде» [4], в соответствии с которыми трудовой коллектив государственного предприятия (объединения) вправе был образовать организацию арендаторов как самостоятельное юридическое лицо для создания на его основе арендного предприятия, которое становилось правопреемником государственного предприятия (объединения). Арендатор получал право выкупа арендованного имущества и преобразования по решению трудового коллектива арендного предприятия в кооператив, акционерное общество или иной вид коллективного предприятия в соответствии с действующим законодательством.

г\л Л г\л

КПНТТЕПТ

научно-ллетодический электронный журнал ART 14687 УДК 338.2

Данелян Р. Н. Система источников правового регулирования предпринимательской деятельности: история и современность // Концепт. - 2014. - Спец выпуск № 15. - ART 14687. - 0,73 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14687.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

В 1990 г. принимаются Законы «О собственности в СССР» [5], «О предприятиях в СССР» [6]. Первый закон устанавливал, что в СССР может существовать собственность советских граждан, коллективная и государственная собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и иностранных граждан, а также смешанных форм собственности. Второй - закреплял виды предприятий, которые вправе были осуществлять производственную деятельность, направленную на получение прибыли: индивидуальные и семейные, коллективные, государственные предприятия и т. д.

24 декабря 1990 г. был принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» [7], а 25 декабря 1990 г. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [8]. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» воссоздал организационно-правовые формы юридических лиц, существовавшие в России до революции, впервые в ст. 2 дал понятие предпринимательской деятельности. Предпринимательской признавалась инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, которая осуществляется ее субъектами на свой риск и под имущественную ответственность в тех пределах, которые очерчены организационно-правовой формой предпринимательства. Этим же нормативным правовым актом устанавливалась также другая форма предпринимательства - индивидуальное (семейное) частное предприятие [8].

Физические лица получают особый статус предпринимателей и становятся участниками хозяйственного оборота после того, как в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» устанавливается, что собственность граждан не носит потребительского характера, а может активно использоваться в производственнохозяйственных целях. Статьей 2 указанного Закона предусматривалось, что собственник может использовать имущество для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законом, и что результаты хозяйственного и иного использования имущества, включая произведенную продукцию, принадлежат собственнику этого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором собственника с другим лицом [7].

Указанные выше обстоятельства привели к неспособности Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. [9] регулировать новые экономические отношения, а отсутствие проекта нового гражданского кодекса, обеспечивающего адекватное правовое регулирование формирующихся рыночных отношений, привело к тому, что законодатель был вынужден на переходный период принять Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик [10], в которых были закреплены такие права гражданина, как право заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законодательными актами деятельностью, право создавать самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями юридические лица.

Отсутствие четкой единой государственной политики в области регулирования предпринимательских отношений приводила к тому, что принимались противоречащие друг другу нормативные правовые акты. Так, 31 декабря 1990 г. принимается Закон СССР «Об усилении ответственности за спекуляцию, за незаконную торговую деятельность и за злоупотребления в торговле» [11], но уже Законом РСФСР от 5 декабря 1991 г. из Уголовного кодекса РСФСР исключаются ст. 153 и 154, предусматривающие ответственность за спекуляцию и частнопредпринимательскую деятельность, а также коммерческое представительство [12].

IV О rw

КПНТТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14687 УДК 338.2

Данелян Р. Н. Система источников правового регулирования предпринимательской деятельности: история и современность // Концепт. - 2014. - Спец выпуск № 15. - ART 14687. - 0,73 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14687.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, являясь актом переходного периода, были неспособны разрешить проблемы правового регулирования сферы экономики.

Таким образом, возникает необходимость принятия нового Гражданского кодекса, способного удовлетворять требованиям бурно развивающихся социальноэкономических отношений. В научных кругах обсуждается вопрос о содержании нового Гражданского кодекса России. Возрождается идея частного права. Главным аспектом соотношения Гражданского кодекса, гражданского законодательства и государства - является вопрос о соотношении публичного и частного права» [13, с. 63].

В юридической литературе в этот период появляются понятия «предпринимательское право», «предпринимательский кодекс» как синонимы понятий «хозяйственное право», «хозяйственный кодекс».

Некоторые исследователи отмечали, что при разработке проекта нового Гражданского кодекса делаются попытки поглотить в нем правовое регулирование предпринимательских отношений. Гражданский кодекс должен содержать общие нормы регулирования имущественных отношений, применяемых во всех сферах деятельности. Предпринимательские (хозяйственные) отношения должны регулироваться специальным актом кодифицированного характера [14].

Главным недостатком действующего хозяйственного законодательства, по их мнению, является отсутствие обобщающего закона, который привел бы нормы этого законодательства в единую систему [14]. Кодификация предпринимательского права - это наиболее оптимальный путь совершенствования законодательства. Лучше принять один закон, чем около сотни применительно к отдельным видам предпринимательской деятельности, формам и требованиям к ее осуществлению [15, с. 152]. Примером эффективности принятия такого закона является и тот факт, что в Германии, Франции, США, Японии и других странах предпринимательские отношения регулируются торговыми кодексами.

Существовало и иное мнение исследователей, в соответствие с которым, исторический опыт России, в которой не был принят Торговый кодекс; опыт других государств, в которых при проведении поздних кодификаций гражданского законодательства произошло поглощение торговых кодексов гражданскими (Нидерланды, Италия), трудности разграничения предпринимательского кодекса с гражданским и др. наглядно показывает отсутствие необходимости принятия единого кодифицированного нормативноправового акта в области регулирования предпринимательской деятельности.

Итогом столь бурных научных обсуждений стало вступление в силу с 1 января 1995 г. нового Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ). В ст. 2 нового ГК РФ законодатель закрепил следующую норму: «гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием» (п. 1 ст. 2 ГК РФ) [16].

Таким образом, принятие части первой ГК РФ, стало серьезным этапом развития нормативной базы о предпринимательской деятельности. Значимость ГК РФ для регулирования предпринимательских отношений подтверждает и то, что более трехсот статей ГК РФ закрепляют специальный режим только для случаев, когда хотя бы одной из сторон выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. В ГК РФ внесены такие предпринимательские институты, как: коммерческая организация; коммерческий представитель; предприятие как имущественный комплекс; обязательства, связанные с осуществлением исключительно предпринимательской деятельности; особая ответственность субъекта предпринимательской деятельности и

IV 3 ^

КПНТТЕПТ

научно-ллетодический электронный журнал ART 14687 УДК 338.2

Данелян Р. Н. Система источников правового регулирования предпринимательской деятельности: история и современность // Концепт. - 2014. - Спец выпуск № 15. - ART 14687. - 0,73 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14687.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

многие другие. Остальные, за редким исключением, представляют собой общие нормы, применяемые в равной мере к отношениям с участием любых субъектов гражданского права, включая и тех, кто осуществляет предпринимательскую деятельность.

Главным достоинством ГК РФ стало устранение необоснованных ограничений предпринимательской деятельности, существовавших в ранее действовавшем законодательстве. Исключается вмешательство государства в частные дела граждан и субъектов предпринимательской деятельности. Однако, учитывая то, что предпринимательская деятельность имеет не только социально-экономические, но и юридические признаки самостоятельности, в значительной степени не свойственные имущественным отношениям, ГК РФ выделяет в составе своих норм многочисленные отсылки, касающиеся предпринимательской деятельности (о регистрации субъектов предпринимательской деятельности; несостоятельности (банкротстве), лицензировании субъектов предпринимательской деятельности; конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг и многие другие).

По мнению коллектива авторов Д. Г. Алексеевой, Л. В. Андреевой, В. К. Андреева - предпринимательская деятельность выходит за рамки гражданскоправового регулирования и не может быть регламентирована только с позиций частноправового регулирования. Нормы Гражданского кодекса относятся не ко всем, а только к горизонтальным отношениям, в которые вступают предприниматели между собой. Отношения же по вертикали, складывающиеся между предпринимателями и государством (в лице государственных органов), этим Законом не охватываются. За пределами гражданского законодательства остаются положения о государственном регулировании предпринимательской деятельности, вносящей в данные отношения не менее значимый публично-правовой аспект [17, с. 46].

В настоящее время в Российской Федерации ГК РФ является правовой основой предпринимательской деятельности. При этом следует учитывать тот факт, что предпринимательские отношения очень многообразны, а ГК РФ главным образом отражает частноправовой подход субъектов предпринимательской деятельности. Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о наличии в регулировании предпринимательской деятельности норм как публичного так и частного права.

Являясь основным источником предпринимательской деятельности ГК РФ, конечно является не единственным. К источникам предпринимательского права относятся нормативные правовые акты, обычаи делового оборота, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.

Ряд авторов предлагает объединение всех нормативных правовых актов в определенную систему, которая характеризуется иерархичностью, специализацией и дифференциацией, в зависимости: [17, с. 46]

- от сферы действия на федеральные; акты субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления; локальные акты;

- срока действия различают акты неопределенно длительного действия; временные акты;

- юридической силы нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Многочисленные законы также классифицируются по различным основаниям. В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства различают законы конституционные и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция

IV ^ rw

КПНТТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14687 УДК 338.2

Данелян Р. Н. Система источников правового регулирования предпринимательской деятельности: история и современность // Концепт. - 2014. - Спец выпуск № 15. - ART 14687. - 0,73 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14687.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

РФ и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание. Конституция РФ является Основным законом государства и занимает ведущее место в системе нормативных правовых актов. Для предпринимательского права особое значение имеют конституционные нормы, содержащие отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства и конституционные ограничения.

Текущие законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны предпринимательской деятельности. Особой разновидностью текущих законов являются кодифицированные законы. Важная роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит, как было указано выше - ГК РФ.

Предпринимательские отношения регулируются также нормами Бюджетного, Налогового кодексов, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса и другими кодифицированными законами.

Учитывая разнообразие предпринимательских отношений, законодатель принял множество законов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Их классификация может быть различной в зависимости от выбранных критериев:

- устанавливающие требования к осуществлению предпринимательской деятельности, например: «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О техническом регулировании» и др.;

- регулирующие правовое положение участников предпринимательской деятельности и их объединений, например: «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.;

- регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например: «О рекламе», «Об аудиторской деятельности», «Об организации страхового дела в РФ», «Об оценочной деятельности» и др.;

- предусматривающие возможность использования нематериальных благ, результатов интеллектуальной деятельности и обеспечивающие индивидуализацию предпринимательской деятельности, например: «О коммерческой тайне», «Об информации, информатизации и защите информации» и др.;

- направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, например: «Об арбитражных судах», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О третейских судах», «О международном коммерческом арбитраже» и др.;

- регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства, например: «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об экспортном контроле» и др.

Далее следует отметить подзаконные нормативные правовые акты, к которым относятся указы Президента Российской Федерации, принятые в соответствии с фе-

(V С rw

КПНТТЕПТ

научно-ллетодический электронный журнал ART 14687 УДК 338.2

Данелян Р. Н. Система источников правового регулирования предпринимательской деятельности: история и современность // Концепт. - 2014. - Спец выпуск № 15. - ART 14687. - 0,73 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14687.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

деральными законами, и имеющие приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

Указы Президента РФ содержат нормы права и регулируют разнообразные экономические отношения, например: «О защите потребителей от недобросовестной рекламы», «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансовопромышленных групп», «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации» и др.

Как правило, нормативные правовые акты российского правительства делятся на акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Например, постановление Правительства РФ «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности»; постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества»; постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и др.

Федеральные министерства также издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и др. (приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»; приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах»).

Следует отметить, что некоторые нормативные правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы и др.), с учетом особенностей, связанных с различным правовым положением субъектов регионального правотворчества, объемом и характером регулируемых отношений. Это могут быть акты об утверждении местного бюджета, акты об охране природы, развитии коммунального хозяйства и т. д. Региональный характер регулируемых отношений позволяет отнести эти акты к категории локальных. Они обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.

Действующее законодательство не устанавливает конкретных форм нормативных правовых актов организаций. Они определяются самими организациями в положениях, уставах, закрепляющих основы их функционирования, и являются локальными нормативными актами. Например, к компетенции совета директоров отнесено принятие в акционерном обществе следующих внутренних документов: Положение об информационной политике (содержит правила и подходы к раскрытию информации); Положение о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности общества (утверждается советом директоров с целью упорядочения процедуры проведения проверок ревизионной комиссией) и т. п.

К числу локальных относятся также Кодекс корпоративного поведения, одобренный на заседании Правительства РФ 28 ноября 2001 г. (протокол № 49) и рекомендованный к применению Федеральной комиссией по ценным бумагам от 4 апре- 6

r>J

6 ~

КПНТТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14687 УДК 338.2

Данелян Р. Н. Система источников правового регулирования предпринимательской деятельности: история и современность // Концепт. - 2014. - Спец выпуск № 15. - ART 14687. - 0,73 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14687.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ля 2002 г.; Кодекс этики аудиторов, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ (протокол № 16 от 28 августа 2003 г.).

Руководителями организаций и предприятий принимаются приказы нормативного и индивидуального значения, с помощью которых регулируются вопросы труда, заработной платы, материального поощрения, учетной политики предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета и другие внутриорганизационные вопросы.

Распоряжения принимаются директором предприятия, его заместителями и руководителями структурных подразделений для решения проблем, связанных с исполнением приказов и по иным оперативно-методическим вопросам.

Следует отметить, что судебные прецеденты не являются источниками права в силу исторической принадлежности России к континентальной правовой системе. Не относятся к источникам предпринимательского права и акты арбитражных судов, в частности постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Данные разъяснения принимаются в виде постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда, которые обязательны для арбитражных судов.

Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам. Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов могут быть оспорены в установленных федеральным законом процессуальных формах.

Одним из факультативных источников предпринимательского права является обычай, которым в соответствии с п. 1 ст. 5 ГК РФ признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются (п. 2 ст. 5 ГК РФ).

В совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» были даны следующие разъяснения: под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т. е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например традиции исполнения тех или иных обязательств [18].

Обычай не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе, хотя нередко они имеются и являются желательными, так как наличие таких документов вносит определенность в отношения сторон. Письменным подтверждением обычая делового оборота могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается п. 2 ст. 427 ГК РФ. Существование обычая или, напротив, его отсутствие в иных случаях сторона вправе доказывать, используя любые допускаемые правом доказательства.

Обычай имеет факультативное значение, что подтверждается ст. 309 ГК РФ -обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или

(V Т rw

КПНТТЕПТ

научно-ллетодический электронный журнал ART 14687 УДК 338.2

Данелян Р. Н. Система источников правового регулирования предпринимательской деятельности: история и современность // Концепт. - 2014. - Спец выпуск № 15. - ART 14687. - 0,73 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14687.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

иными обычно предъявляемыми требованиями. Данная норма получила дальнейшее развитие в статьях ГК РФ (311, 315, 474, 478, 508, 510, 513, 848, 863, 874 и др.).

Применение обычаев предусматривается и иными нормативными правовыми актами, в частности ст. 134, 135, 138 Кодекса торгового мореплавания РФ, и может вытекать из положений международных договоров, заключенных Российской Федерацией. Например, согласно ст. 138 Кодекса торгового мореплавания РФ («Палубный груз») перевозчик имеет право перевозить груз на палубе только в соответствии с соглашением между перевозчиком и отправителем, законом или иными правовыми актами РФ либо обычаями делового оборота.

Поскольку обычай признается источником права, его применение следует считать возможным и при отсутствии в правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если существует пробел в законодательстве, а также в условиях заключенного между сторонами договора.

В ряде статей ГК РФ используется термин «обычно предъявляемые требования», который в одних случаях дополняет отсылку к обычаям делового оборота (ст. 309, 478, 992 ГК РФ), а в других используется как самостоятельный термин (ст. 484, 485, 721 ГК РФ). В научной литературе «обычай» рассматривается как разновидность «обычно предъявляемых требований», что представляется дискуссионным, так как обычай - это дополнительный источник права, что прямо следует из ст. 5 ГК РФ. Обычно предъявляемые требования таким статусом не обладают. Вопрос о применении и содержании таких требований должен решаться в судебном порядке с учетом широкого круга факторов. На основе обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи при наличии признаков, содержащихся в ст. 5 ГК РФ, и подтверждения широкой практикой их применения.

Обычай, как было отмечено, наиболее часто применяется во внешней торговле, особенно при морских перевозках. Международная торговая палата (МТП) систематизирует и публикует в сборниках обычаи для факультативного применения предпринимателями (например, Инкотермс, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и др.). Такие сборники самостоятельной юридической силы не имеют и применяются только при наличии на них ссылки в договоре.

Инкотермс предназначены для единообразного понимания и применения торговых терминов, используемых в международном коммерческом обороте. Торговые термины Инкотермс содержат указания на важные вопросы, касающиеся исполнения договоров купли-продажи: по заключению договоров перевозки и страхования, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, оплате таможенных расходов и др. Инко-термс фиксирует момент исполнения продавцом своих обязанностей по договору, а также момент перехода риска случайной гибели (повреждения) товара с продавца на покупателя. Ссылка в договоре на Инкотермс делает их условиями договора. Не исключается возможность установления обычая на основе доказательств, предъявляемых заинтересованными сторонами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К актам, отражающим содержание международных торговых обычаев, относятся и Принципы международных коммерческих договоров (принципы УНИДРУА). Принципы УНИДРУА не являются международным договором и носят рекомендательный характер.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором

8

КПНТТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14687 УДК 338.2

Данелян Р. Н. Система источников правового регулирования предпринимательской деятельности: история и современность // Концепт. - 2014. - Спец выпуск № 15. - ART 14687. - 0,73 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14687.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Данной статьей предусматривается две категории международно-правовых норм. Во-первых, общепризнанные принципы и нормы международного права. Такие принципы и нормы обозначаются как принципы и нормы общего международного права.

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться в документах Организации Объединенных наций и ее специализированных учреждений.

Во-вторых, международные договоры Российской Федерации, являющиеся составной частью ее правовой системы.

Международным договором признается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Нормы международных договоров Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к противоречащим им нормам внутригосударственных законов.

Это означает, что в случае обнаружения противоречия между международным договором и национальным законом правоприменительные органы должны руководствоваться не предписаниями закона, а нормами, содержащимися в договоре. Договор обладает приоритетом в отношении любых законов, как федеральных, так и законов субъектов Федерации, принятых до заключения договора или после того.

Одним из важнейших многосторонних международных договоров является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция). Венская конвенция дает определение договора международной купли-продажи товаров, содержит положения о форме договоров и порядке их заключения, регулирует содержание прав и обязанностей продавца и покупателя, а также ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору. В конвенции содержатся положения о переходе риска с продавца на покупателя и положения об обязанностях сторон по сохранению товара.

Таким образом, система источников правового регулирования предпринимательской деятельности, может быть представлена следующим образом. Основные источники - Конституция РФ, международные договоры, ГК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, иные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, обычаи. Также к источникам правового регулирования предпринимательской деятельности можно отнести постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

(V Q rw

КОНТ ТЕПТ

Ж1но-методический электронный журнал 14687 УДК 338.2

Данелян Р. Н. Система источников правового регулирования предпринимательской деятельности: история и современность // Концепт. - 2014. - Спец выпуск № 15. - ART 14687. - 0,73 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14687.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Ссылки на источники

1. Об индивидуальной трудовой деятельности: Закон СССР от 19.11.1986 (ред. от 14.03.1988, с изм. от 25.12.1990) // Ведомости ВС СССР, 1986, № 47, ст. 964. утратил силу.

2. О государственном предприятии (объединении): Закон СССР от 30.06.1987 // Ведомости ВС СССР, 1987, № 26, ст. 385. утратил силу.

3. О кооперации в СССР: Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-XI (ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998) // Ведомости ВС СССР, 1988, № 22, ст. 355.

4. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде: утв. ВС СССР 23.11.1989 № 810-1. (ред. от 07.03.1991) // Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, № 25, ст. 481. утратил силу.

5. О собственности в СССР: Закон СССР от 06.03.1990 № 1305-1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР, 1990, № 11, ст. 164. утратил силу.

6. О государственном предприятии (объединении): Закон СССР от 30.06.1987 // Ведомости ВС СССР, 1987, № 26, ст. 385.

7. О собственности в РСФСР: Закон РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 (ред. от 24.06.1992, с изм. от 01.07.1994) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1990, № 30, ст. 416.

8. О предприятиях и предпринимательской деятельности Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 (ред. от 30.11.1994) // Ведомости СНД и ВС РСФСР", 27.12.1990, № 30, ст. 418. утратил силу.

9. Гражданский кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 11.06.1964. (ред. от 26.11.2001) // Ведомости ВС РСФСР, 1964, № 24, ст. 407. утратил силу.

10. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1. (ред. от 26.11.2001) // Ведомости СНД и ВС СССР, 26.06.1991, № 26, ст. 733. утратил силу.

11. Об усилении ответственности за спекуляцию, незаконную торговую деятельность и за злоупотребления в торговле: Закон СССР от 31.10.1990 № 1767-1. // Ведомости СНД СССР и ВС СССР, 1990, № 45, ст. 953. утратил силу.

12. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях: Закон РСФСР от 05.12.1991 № 1982-1. (ред. от 18.12.2001) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 26.12.1991, № 52, ст. 1867. утратил силу.

13. Яковлев В. Ф. Гражданское право и кодекс // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М., 1998.

14. Лаптев В. В. Предприниматели ждут свой кодекс. Как улучшить хозяйственное законодательство // РГ. 1994. 1 марта.

15. Курбатов А. Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001.

16. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ - Часть 1. // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

17. Алексеева Д. Г., Андреева Л. В., Андреев В. К. Российское предпринимательское право // М.: Велби, Проспект, 2010. - 1072 с.

18. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 9, 1996, № 5, 1997.

Ruzanna Danelyan,

Candidate of legal Sciences, Associate Professor, teacher of the Chair of legal training of the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Tyumen Ruzka@yandex.ru

The system of sources of legal regulation of business: Past and Present Abstract. The article made brief historical digression becoming legislation governing business in the Soviet Union and then in the RSFSR, on which system is selected sources of legal regulation of business activity in the Russian Federation.

Key words: entrepreneurship, business relationships, the system sources, the legal framework, business customs. Рекомендовано к публикации:

Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

r>J

10 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.