Научная статья на тему 'Правовое регулирование индивидуального предпринимательства'

Правовое регулирование индивидуального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1937
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЕМНЫЙ ТРУД / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / INDIVIDUAL ENTREPRENEUR / INDIVIDUAL ENTERPRISE / ENTERPRISE / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / SMALL ENTERPRISES / SMALL BUSINESS ENTITIES / PRIVATE ENTERPRISES / HIRED LABOUR / STATE REGISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев А. М., Васильев А. А.

В статье рассматривается процесс становления и развития правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности. Производиться сравнение правового положения гражданина, осуществляющего индивидуальную предпринимательскую деятельность и юридического лица коммерческой организации, выявляются общие и индивидуальные особенности обеих форм осуществления предпринимательской деятельности. Приводиться зарубежный опыт регулирования индивидуального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF INDIVIDUAL ENTERPRISE

The article discusses the process of formation and development of legal regulation of individual entrepreneurial activity. Comparison is made between the legal status of a citizen, realizing individual entrepreneurial activity and a legal entity of proprietary organization, identifies common and individual characteristics of both forms of entrepreneurial activity. Gives the example of experience of regulation of individual enterprise.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование индивидуального предпринимательства»

Однако сами международные договоры подразделяются на межгосударственные и межправительственные*.

Из этого следует, что вне зависимости от отношения международных договоров к межгосударственным или межправительственным, они относятся к международным договорам Азербайджанской Республики. Ст. 151 Конституции не выразила свое отношение к юридической силе межправительственных договоров. Исходя из ст.147 Конституции они, как одна из разновидностей международного договора, также являются неотъемлемой частью системы законодательства Азербайджанской Республики. На место, занимаемое межправительственными договорами в иерархии источников национального законодательства

Библиографический список

Азербайджанской Республики, указывает статья 130.6 Конституции, которая гласит, что не вступившие в силу межправительственные договоры, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции и законам Азербайджанской Республики, не подлежат введению в действие и применению.

Таким образом, ввиду особого значения международных договоров в системе национального законодательства, рассматриваемое положение Конституции о приоритете международных договоров перед национальным законом остается неоднозначным, вызывает необходимость дополнительного разъяснения и внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство.

1. Усенко, Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. - № 2.

2. Зивс, С.Л. Источники права. - М.,1981.

3. Калугин, В.Ю. Международное гуманитарное право / В.Ю. Калугин, Л.В. Павлова, И.В. Фисенко. - Минск, 1999.

4. Конституция Азербайджанской Республики. - Баку, 1995.

5. Международное право в документах: учеб. пособие / сост. Н.Т. Блатова. - М.,1982.

6. Броунли, Я. Международное право. - М., 1977. - Кн.1-2.

7. Черниченко, С.В. Теория международного права: в 2 т. - М., 1999. - Т. 1.

8. Мюллерсон, РА. О соотношении международного публичного, международного частного и национального права // Сов. гос-во и

право. - 1982. - № 2.

9. Гавердовский, А.С. Имплементация норм международного права. - Киев, 1980.

10. Самедов, М.Н. Выполнение международного права в юрисдикции государства. - Баку, 2002.

11. Зимненко, Б.Л. Согласование норм внутригосударственного и международного права и в правовой системе России // Московский журнал международного права. - 2000. - № 4.

Bibliography

1. Usenko, E.T. Sootnoshenie i vzaimodeyjstvie mezhdunarodnogo i nacionaljnogo prava i Rossiyjskaya Konstituciya // Moskovskiyj zhurnal mezhdunarodnogo prava. 1995. - № 2.

2. Zivs, S.L. Istochniki prava. - M.,1981.

3. Kalugin, V.Yu. Mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo / V.Yu. Kalugin, L.V. Pavlova, I.V. Fisenko. - Minsk, 1999.

4. Konstituciya Azerbayjdzhanskoyj Respubliki. - Baku, 1995.

5. Mezhdunarodnoe pravo v dokumentakh: ucheb. posobie / sost. N.T. Blatova. - M.,1982.

6. Brounli, Ya. Mezhdunarodnoe pravo. - M., 1977. - Kn.1-2.

7. Chernichenko, S.V. Teoriya mezhdunarodnogo prava: v 2 t. - M., 1999. - T. 1.

8. Myullerson, R.A. O sootnoshenii mezhdunarodnogo publichnogo, mezhdunarodnogo chastnogo i nacionaljnogo prava // Sov. gos-vo i pravo.

- 1982. - № 2.

9. Gaverdovskiyj, A.S. Implementaciya norm mezhdunarodnogo prava. - Kiev, 1980.

10. Samedov, M.N. Vihpolnenie mezhdunarodnogo prava v yurisdikcii gosudarstva. - Baku, 2002.

11. Zimnenko, B.L. Soglasovanie norm vnutrigosudarstvennogo i mezhdunarodnogo prava i v pravovoyj sisteme Rossii // Moskovskiyj zhurnal mezhdunarodnogo prava. - 2000. - № 4.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 245.08

Vasilyev A.M., Vasilyev A.A. LEGAL REGULATION OF INDIVIDUAL ENTERPRISE. The article discusses the process of formation and development of legal regulation of individual entrepreneurial activity. Comparison is made between the legal status of a citizen, realizing individual entrepreneurial activity and a legal entity of proprietary organization, identifies common and individual characteristics of both forms of entrepreneurial activity. Gives the example of experience of regulation of individual enterprise.

Key words: individual entrepreneur, individual enterprise, enterprise, entrepreneurial activity, small enterprises, small business entities, private enterpriseб, hired labour, state registration.

А.М. Васильев, д-р ист. наук, канд. юр. наук, доц., проф. каф. правовых дисциплин, зав. каф. правовых дисциплин Армавирской гос. педагогической академии; А.А. Васильев, канд. юр. наук, доц. Кубанского гос. университета (филиал в г. Армавире), E-mail:[email protected]

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В статье рассматривается процесс становления и развития правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности. Производиться сравнение правового положения гражданина, осуществляющего индивидуальную предпринимательскую деятельность и юридического лица - коммерческой организации, выявляются общие и индивидуальные особенности обеих форм осуществления предпринимательской деятельности. Приводиться зарубежный опыт регулирования индивидуального предпринимательства.

Ключевые слова: индивидуальный предприниматель, индивидуальное предпринимательство, предпринимательство, предпринимательская деятельность, малое предпринимательство, субъект малого предпринимательства, частное предпринимательство, наемный труд, государственная регистрация.

* См.: ст.2 Закона Азербайджанской Республики «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Азербайджанской Республики» на заключенные: 1) от имени Азербайджанской Республики

- межгосударственные; 2) от имени Правительства Азербайджанской Республики

- межправительственные; 3) министерств, государственных комитетов и ведомств Азербайджанской Республики

- межправительственные.

Сложное развитие предпринимательства сопровождалось и сопровождается процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Оно появляется вместе со становлением рыночных отношений.

Индивидуальное предпринимательство как экономическое явление в России начало свое развитие в современном цивилизованном виде в конце восьмидесятых годов двадцатого века. Тогда же появились первые законы и нормативные правовые акты, направленные на создание правовых условий рыночного функционирования экономики страны. Указанный период следует рассматривать в качестве отправной точки развития российского предпринимательского права. В данный период был провозглашен курс на развитие предпринимательской инициативы и стартовали экономические преобразования, сопровождавшиеся процессом законотворчества, ориентированным на создание правовых условий развития рыночных экономических отношений.

Историческими предшественниками индивидуальных предпринимателей в Древней Руси были купцы, т.е. горожане, профессионально занимавшиеся торговлей. Первое упоминание о купцах в Киевской Руси относится к X в. Уже в XI-XII вв. купечество составляло особую социальную группу городского населения, пользующуюся поддержкой княжеской власти. В XII в. в крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации.

С XVII в., в связи с ростом городов, внутреннего рынка и развитием внешней торговли взаимодействие купеческого капитала с внутренним промышленным и сельскохозяйственным производством усиливается. Крупное купечество начинает объединять торговые и ростовщические операции с предпринимательством в соледобывающей, винокуренной (до 50-х гг. XVIII в.), кожевенной и других отраслях промышленности, а в дальнейшем - также в металлургии, текстильной, бумажной, стекольной промышленности. Развитие торговли вне города привело к появлению крестьян-купцов.

Рост экономического значения городского купечества в XVII нашел отражение в таких актах законодательства, как Торговый устав (1653 г.), Новоторговый устав (1667 г.) и др. В первой четверти XVIII в. купечество было объединено в единое податное посадское сословие. В новую сословную организацию купцов, просуществовавшую без радикальных изменений до 60-х гг. XIX в., вошли промышленники, крупные и средние купцы, представители банковского и ростовщического капитала. С 1863 г. доступ в купечество был открыт выходцам из других сословий [1, с. 301-304].

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике развитых стран [2, с. 48]. Предпринимателями первоначально называли людей предприимчивых, действующих на рынке, просто азартных, энергичных, склонных к рискованным операциям людей. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую, не запрещенную законом деятельность, направленную на увеличение прибыли.

На уровне СССР были приняты, в частности, указ Президиума Верховного Совета СССР от 07.04.1989 г. «Об аренде и арендных отношениях в СССР» [3, с. 21], закон СССР от 04.06.1990 г. «О предприятиях в СССР» [4, с. 10], Основы гражданского законодательства СССР и республик [5, с. 14], закон СССР от 02.04.1991 г. «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» [6, с. 12]. Получили закрепление: право собственности граждан на любое имущество потребительского и производственного назначения, кроме отдельных видов имущества, которые в соответствии с законодательством не могут принадлежать гражданину; право собственности юридических лиц, право собственности государства; право на равную защиту всех собственников.

Гражданам-предпринимателям было предоставлено право осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами СССР и республик, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами. Субъектами предпринимательства признавались: любой гражданин СССР, не ограниченный в правах, в порядке, определяемом законодательными актами СССР и республик; любой иностранный гражданин или лицо без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами СССР и республик; группа граждан - коллектив предпринимателей. Признавались частное (т.е. индивидуальное) и коллективное предпринимательство, осуществляемое указанными выше субъектами на основе собствен-

ности граждан, а также имущества, полученного и используемого на законном основании.

Предпринимательство граждан могло осуществляться как без применения, так и с применением наемного труда, как без образования, так и с образованием юридического лица; государство признает любые формы предпринимательства, осуществляемые в рамках закона, общественно полезной деятельностью и обеспечивает их правовые гарантии и поддержку [7, с. 4]. Закон СССР от 02.04.1991 г. «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» (ст. 5-11) устанавливал также: права предпринимателя (на приобретение имущества государственных и иных предприятий, участие своим имуществом в деятельности иных хозяйствующих субъектов, наем и увольнение работников, установление форм, систем и размеров оплаты труда, других видов доходов работников, распоряжение чистой прибылью (доходом), получение не ограниченного размером личного дохода и др.); обязанности и ответственность предпринимателя (оформлять трудовые отношения с работниками путем заключения договоров, оплачивать труд работников, вносить отчисления по страхованию лиц, работающих по найму, обеспечивать надлежащие условия труда, соблюдать права потребителей); правила государственной регистрации граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и основания прекращения предпринимательской деятельности; правила налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности и личного дохода предпринимателя; основные принципы государственной поддержки и защиты прав предпринимателей.

От законодательства СССР законодательство РФ начала 90-х годов отличалось низким уровнем юридической техники, игнорированием ряда основополагающих доктринальных положений, наличием противоречивых, неоправданных и экономически не обеспеченных норм.

Статья 2 Закона РСФСР от 25.12.1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» субъектами предпринимательства признавала: граждан РСФСР и других союзных республик, не ограниченных в установленном законом порядке в своей дееспособности; граждан иностранных государств и лиц без гражданства в пределах правомочий, установленных законодательством РСФСР; объединения граждан - коллективных предпринимателей (партнеров). При этом было установлено, что статус предпринимателя «приобретается посредством государственной регистрации предприятия», т.е. юридического лица. И далее: «Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие». Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, могла регистрироваться как «индивидуальная трудовая деятельность». Напомним, что этот вид деятельности регулировался применявшийся в то время на территории России Законом СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.) [8, с. 9].

Указанные, а также ряд других правовых норм блокировали применение на территории РФ закона СССР от 02.04.1991 г. «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», который, как уже отмечалось, предусматривал ведение гражданами предпринимательской деятельности, как путем создания юридического лица, так и без образования такового. Поэтому индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица в 1991 г. могла осуществляться лишь при отсутствии у соответствующего предпринимателя наемных работников и после регистрации «индивидуальной трудовой деятельности».

Очевидно, что гражданин и юридическое лицо - это два разных субъекта гражданского права, каждый из которых обладает обособленным имуществом, самостоятельно участвует в гражданском обороте от своего имени и на свой риск, несет самостоятельную имущественную ответственность. Поэтому предпринимательская деятельность гражданина «путем создания юридического лица» в принципе невозможна. Что же касается предпринимательской деятельности гражданина (индивидуальной предпринимательской деятельности), то она может осуществляться гражданином только непосредственно и без образования юридического лица, от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.

Данный вывод подтверждается и нормами современного законодательства. Например, ст. 18 ГК РФ в содержание правоспособности граждан включает, в частности, права: заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.

ГК РФ различает: а) предпринимательскую деятельность гражданина, т.е. деятельность, которую данный гражданин осуществляет непосредственно; б) создание гражданином юридического лица, т.е. имеющий самостоятельное правовое значение волевой акт, влекущий юридические последствия, но не относящийся к предпринимательской деятельности гражданина.

Существовавшая правовая ситуация не стимулировала развитие индивидуального предпринимательства. Она начала немного изменяться с введением в действие с 01.01.1992 г. Закона РСФСР от 07.12.1991 г. «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» [9, с. 14]. Он определял порядок государственной регистрации и уплаты регистрационного сбора для граждан, изъявивших желание заниматься «предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами РФ, без образования юридического лица». Такие граждане подлежали государственной регистрации уже в качестве предпринимателей, а не субъектов индивидуальной трудовой деятельности (ст. 1). Согласно ст. 4 этого Закона, граждане, в т.ч. участники полного товарищества, могли осуществлять те виды деятельности, которые были указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя. Устанавливалось также, что до приведения законодательных актов России в соответствие с указанным Законом они применяются в части, ему не противоречащей. Граждане, осуществлявшие свою деятельность на основе прежнего законодательства, были обязаны пройти государственную регистрацию в порядке, указанном в Законе РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», до 01.01.1993 г. [10, с. 4].

Несовершенство законов РФ, коллизии между ними и законодательством СССР первой половины 90-х гг., трудности в правоприменительной практике не способствовали появлению значительного количества индивидуальных предпринимателей: их правовое положение оставалось неопределенным. Такая ситуация сохранялась до введения в действие части 1 ГК РФ. Именно эту дату можно считать моментом, с которого началось постепенное, а впоследствии - активное развитие индивидуального предпринимательства в РФ.

В России отношения индивидуальной предпринимательской деятельности урегулированы целым рядом отраслей права: гражданским, налоговым, финансовым, административным и др. Отсутствие систематизации данных отраслей права часто порождает несогласованность, противоречивое, а иногда прямо противоположное толкование норм, что создает трудности в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности.

Чтобы разобраться во всем многообразии норм и правил индивидуальному предпринимателю, не имеющему юридического образования, можно в своей деятельности руководствоваться основными правилами и нормами, приведенными в приложении.

Проблема правового положения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, относится к числу важных проблем правовой науки, и потому значение любого исследования в этой области по справедливости можно выразить афоризмом: нет ничего практичнее хорошей теории [11, с. 11].

Составители ГК РФ отказались от этой правовой конструкции. Как отмечается в юридической литературе, легального определения понятия предпринимателя нет. Предприниматель -это, отнюдь, не юридическая категория, но экономическое по-

нятие, коль скоро в праве нет определения, что есть предприниматель. Действительно, к сожалению, нужно констатировать, что в нынешней рыночной экономике РФ нет юридической формулы предпринимателя. Легитимные основания занятия предпринимательской деятельностью гражданами в этой связи весьма сомнительны, а это не способствует привлечению капиталов законопослушных иностранных бизнесменов.

Предпринимательская деятельность гражданина регулируется ст. 23 ГК РФ, где указано: «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения» [12, с. 17].

Регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности облекается в правовую форму: нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Конкретные акты могут иметь разнообразный характер: запретов, разрешений. Законодательством предусмотрены акты предписания, плановые акты и др.

Основным источником правового регулирования предпринимательства в России является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Для предпринимательства особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Конституции РФ закреплены гарантии и ограничения предпринимательства.

Конституция РФ разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права.

До сих пор нет четкого определения индивидуальной предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, будучи правовой категорией, относится к понятию предпринимательского права. Однако в ГК РФ легального определения этого понятия нет. В специальном законе РФ «Об индивидуальном предпринимательстве в РФ», который необходимо принять, должно быть дано юридическое определение предпринимателя через указание на его правосубъективность как хозяйствующего субъекта. Нужна инкорпорация правовых норм о предпринимательстве. В законе РФ «Об индивидуальном предпринимательстве в РФ» необходимо будет закрепить принципы деятельности индивидуальных предпринимателей.

Необходимо ввести критерий систематичности незаконного осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности не более трех раз в течение отчетного года.

Таким образом, можно сделать практически важный для всех вывод о том, что всем, кто занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью в России или имеет такое намерение в рамках существующего конституционного строя нет оснований опасаться умаления значения перечисленных выше конституционных гарантий данной деятельности и тем более запрета индивидуального предпринимательства, возврата к правовой ситуации, имевшей место в годы советской власти.

Библиографический список

1. Советская историческая энциклопедия / гл. ред. Е.М. Жуков. - М., 1965. - Т. 8.

2. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) / предисл. проф. В.Ф. Яковле-

ва. - М., 2003.

3. Ведомости СССР - 1989. - № 15.

4. Ведомости СССР - 1990. - № 25.

5. Ведомости СССР - 1991. - № 26.

6. Ведомости СССР - 1991. - № 16.

7. Статьи 1, 3, 4 Закона СССР от 02.04.1991 г. «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР».

8. Ведомости СССР - 1986. - № 47.

9. Ведомости РФ. - 1992. - № 8.

10. Постановление Верховного Совета РСФСР О порядке введения в действие Закона РСФСР О регистрационном сборе с физических

лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации от 07.12.1991 г. // Ведомости РФ. - 1992. - № 8.

11. Семеусов, В.А. Понятие предпринимательский деятельности // Академический юридический журнал. - 2002. - № 4.

12. Гражданский кодекс РФ. Часть 1, от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. - 1994. - № 238-239. - 08 дек.

Bibliography

1. Sovetskaya istoricheskaya ehnciklopediya / gl. red. E.M. Zhukov. - M., 1965. - T. 8.

2. Zhilinskiyj, S.Eh. Predprinimateljskoe pravo (pravovaya osnova predprinimateljskoyj deyateljnosti) / predisl. prof. V.F. Yakovleva. - M., 2003.

3. Vedomosti SSSR. - 1989. - № 15.

4. Vedomosti SSSR. - 1990. - № 25.

5. Vedomosti SSSR. - 1991. - № 26.

6. Vedomosti SSSR. - 1991. - № 16.

7. Statji 1, 3, 4 Zakona SSSR ot 02.04.1991 g. «Ob obthikh nachalakh predprinimateljstva grazhdan v SSSR».

8. Vedomosti SSSR. - 1986. - № 47.

9. Vedomosti RF. - 1992. - № 8.

10. Postanovlenie Verkhovnogo Soveta RSFSR O poryadke vvedeniya v deyjstvie Zakona RSFSR O registracionnom sbore s fizicheskikh lic,

zanimayuthikhsya predprinimateljskoyj deyateljnostjyu, i poryadke ikh registracii ot 07.12.1991 g. // Vedomosti RF. - 1992. - № 8.

11. Semeusov, V.A. Ponyatie predprinimateljskiyj deyateljnosti // Akademicheskiyj yuridicheskiyj zhurnal. - 2002. - № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Grazhdanskiyj kodeks RF. Chastj 1, ot 30.11.1994 № 51-FZ // Rossiyjskaya gazeta. - 1994. - № 238-239. - 08 dek.

Статья поступила в редакцию 05.04.12

УДК 341.92

Maistrenko E.I. LEGAL COLLISION AS REASON OF THE LEGAL CONFLICT. In this article are investigated legal conflict and reasons of its emergence, and also legal collisions as reason of the legal conflict.

Key words: legal conflict, reasons of the legal conflict, legal collision

Е.И. Майстренко, помощник судьи Стерлитамакского городского суда, г. Стерлитамак,

E-mail: [email protected]

ПРАВОВАЯ КОЛЛИЗИЯ КАК ПРИЧИНА ПРАВОВОГО КОНФЛИКТА

В данной статье исследуется правовой конфликт и причины его возникновения, а также правовые коллизии как причина правового конфликта.

Ключевые слова: правовой конфликт, причины правового конфликта, правовая коллизия.

Общество состоит из разнородных субъектов, каждый из которых обладает собственными интересами и потребностями. Возникающие у различных субъектов интересы и потребности носят, как правило, различный характер, а иногда бывают прямо противоположны. Конфликт между субъектами возникает тогда, когда обе стороны желают обладать чем-то, что одинаково высоко ценится ими обеими. Он возникает в ситуации, когда хотя бы одна из сторон не готова идти на компромисс, то есть, считает ущемление своих интересов невозможным.

Одним из видов конфликтов, возникающих в обществе, является правовой конфликт.

Само понятие правового конфликта в правоведении в настоящее время исследуется многими учеными. Единой точки зрения, какой конфликт следует относить к правовым, и что следует понимать под правовым конфликтом, в юридической науке не сложилось.

Так, П.А. Астахов указывает, что юридический конфликт «представляет собой открытое противостояние между, как минимум, двумя субъектами права, обусловленное противоречиями их юридически значимых интересов, влекущее юридические последствия и преодолеваемое с помощью юридических средств и методов» [1, с. 24]. С нашей точки зрения, в этом подходе необходимо выделить два принципиальных момента: правовой (или юридический) конфликт является следствием противоречий в юридически значимых интересах субъектов и правовой конфликт преодолевается с помощью юридических средств и методов. Эти положения можно отнести к существенным признакам правового конфликта.

В вопросе определения правового конфликта нам наиболее близка позиция В.Н. Кудрявцева, который полагает, что «наиболее полно правовой аспект выражается в тех конфликтах, которые возникают и развиваются в связи с объективно существующими противоречиями между несколькими правовыми нормами, относящимися к одному и тому же предмету» [2, с. 260]. Таким образом, собственно правовым является только тот конфликт, который возникает на основе противоречащих норм права, то есть, на основе правовых коллизий. Такие конфликты называются В.Н. Кудрявцевым юридическими конфликтами в узком смысле этого слова. Интересы противостоящих сторон и мотивы их поведения определяются смыслом правовых норм, от которых зависят действия участников. Такой конфликт начинается и заканчивается с использованием юридических средств и процедур [2, с. 260]. Мы полагаем, что, использование юридических средств и процедур для разрешения является основным

признаком правового конфликта. При его возникновении и разрешении практически не имеют значения индивидуальные, личностные, социально-психологические аспекты конфликта. Имеют значение только предписания правовых норм. Как правило, притязания сторон правого конфликта основываются на предписаниях правовых норм, а не на индивидуальных особенностях. Именно поэтому и разрешить такой конфликт возможно только правовыми средствами.

Такие же особенности правового конфликта называет А.С. Хохлов. Он указывает, что «особенностью правового конфликта является наступление юридически значимых последствий, а также специальные формы процедуры фиксации и разрешения юридических конфликтов» [3, с. 55].

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие хотя бы одной юридической составляющей конфликта влечет за собой юридическое вмешательство, что автоматически превращает социальный конфликт в правовой.

Каждый правовой конфликт, как и любой иной конфликт, возникающий в обществе, имеет причину своего возникновения. Под причиной правового конфликта следует понимать объективные обстоятельства, имеющие правовой характер, которые предопределяют появление конфликта. При этом, причина конфликта всегда связана с потребностями конфликтующих сторон, что логично, так как если у стороны не возникает интереса в каком-либо вопросе, то, как следствие, не возникает и конфликта.

Правовой конфликт, с точки зрения А.С. Хохлова, может возникнуть по поводу признания, восстановления, нарушения юридических прав, по поводу объема или характера юридических прав, притязаний на те или иные права или освобождения от каких-либо обязанностей, перераспределения юридических прав и обязанностей [3, с. 54]. Таким образом, в качестве причины конфликта можно выделить или нарушение прав - то есть совершение правонарушения, или же правовое притязание - то есть признание, восстановление прав, их объем.

Исходя из причин возникновения, правовой конфликт имеет две значимые в правовом смысле формы - правовой спор и правонарушение [1, с. 25]. При конфликте в форме правонарушения участники конфликта действуют вопреки установленным запретам и обязанностям. Такой правовой конфликт имеет негативный, деструктивный характер. Конфликт в форме правового спора строится на обосновании притязаний или отказе в их удовлетворении субъектами права, действующими на основе существующих норм права. Такой конфликт, как правило, носит конструктивный характер, так как направлен на устранение противоречий между людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.