Научная статья на тему 'Проблемы соотношения национального и международного права в Азербайджанской Республике'

Проблемы соотношения национального и международного права в Азербайджанской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОГОВОРОВ / МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ДОГОВОРОВ / IMPLEMENTATION / TRANSFORMATION / NATIONAL LEGAL SYSTEM / INTERSTATE CONTRACTS / INTERGOVERNMENTAL CONTRACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исмаилова Б. Сафар Кызы

В данной статье делается попытка изучить только один из аспектов соотношения источников трудового права, а именно нормативных правовых актов национального трудового законодательства и актов международного права, поскольку источники трудового права в настоящее время многообразны, находятся в сложных взаимосвязях между собой, каждая из которых требует детального и внимательного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CORRELATION OF NATIONAL AND INTERNATIONAL LAW IN THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN

With progress of process of globalization and the international population shift work of foreign citizens is more and more applied. There was such new concept as the international work which regulation became a new direction in legal regulation of work of many states. For regulation of the international work and other attitudes connected with the international regulation development of conceptually new mechanism of interoperability of the international and national right is required. In this connection more increasing modern national legal systems, not depending on their attitude to this or that legal family, it is integrated into the international legal system. Having investigated the national legislation in this area the author comes to conclusion, that there are blanks and contradictions in the legislation which are necessary for eliminating.

Текст научной работы на тему «Проблемы соотношения национального и международного права в Азербайджанской Республике»

Раздел 9 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Редактор раздела:

СЕРГЕЙ АЛЬБЕРТОВИЧ ПОЛЯКОВ - кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой уголовного права и процесса Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск)

УДК 343

Ismailova B. With. THE PROBLEM OF CORRELATION OF NATIONAL AND INTERNATIONAL LAW IN THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN. With progress of process of globalization and the international population shift work of foreign citizens is more and more applied. There was such new concept as the international work which regulation became a new direction in legal regulation of work of many states. For regulation of the international work and other attitudes connected with the international regulation development of conceptually new mechanism of interoperability of the international and national right is required. In this connection more increasing modern national legal systems, not depending on their attitude to this or that legal family, it is integrated into the international legal system. Having investigated the national legislation in this area the author comes to conclusion, that there are blanks and contradictions in the legislation which are necessary for eliminating.

Key words: implementation, transformation, national legal system, interstate contracts, intergovernmental contracts.

Б. Сафар кызы Исмаилова, соискатель Института философии, социологии и права НАНА,

E-mail: Bela Ismailova [email protected]

ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В данной статье делается попытка изучить только один из аспектов соотношения источников трудового права, а именно нормативных правовых актов национального трудового законодательства и актов международного права, поскольку источники трудового права в настоящее время многообразны, находятся в сложных взаимосвязях между собой, каждая из которых требует детального и внимательного исследования.

Ключевые слова: реализация, трансформация, национальные правовые системы, межгосударственных договоров, межправительственных договоров.

С развитием процесса глобализации и международной миграцией населения все больше применяется труд иностранных граждан. Появилось такое новое понятие как международный труд, регулирование которого стало новым направлением в правовом регулировании труда многих государств. Для регулирования международного труда и других отношений, связанных с международным регулированием требуется разработка концептуально нового механизма взаимодействия международного и национального права. В связи с этим все больше современные национальные правовые системы, не в зависимости от их отношения к той или иной правовой семье, интегрируется в международную правовую систему. При этом, как правильно отмечает Е.Т. Усенко, «ни одна система не заменяет, не отменяет, не подменяет и не поглощает ее, не сливается с ней, а воздействует на ее функционирование, изменение, развитие и сама испытывает то же самое с ее стороны» [1, с. 16]. Международные и национальные правовые системы отличаются друг от друга по способу образования норм, по объекту и субъекту правового регулирования, а также методам принуждения. Нормы международного права создаются государствами на основе согласования их волеизъявлений, регулируют отношения между суверенными государствами, обязательны для всех субъектов международного права и в первую очередь для государств. Нормы национального законодательства создаются соответствующими органами государственной власти конкретного государства, действуют в пределах территории данного государства и обязательны для исполнения всеми государственными органами, долж-

ностными лицами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами и т.д.

Вопросы взаимодействия международного и внутреннего права государств подробно исследованы в теории международного права. Существует два основных исторически сложившихся подходов к определению данного вопроса - монистического и дуалистического. Суть дуалистической концепции состоит в том, что международное и национальное право рассматриваются как две независимые системы права, каждая из которых не обладает силой изменять или создавать нормы другой системы [2, с. 222]. Сторонники монистической теории, отдавая предпочтение международному или внутригосударственному праву, признают приоритет одного из них [3, с. 238]. Значимость названных направлений состоит в том, что каждое из них дает возможность избрать разные подходы при разрешении возникающих на практике противоречий между нормами внутригосударственного и международного права. Несмотря на то, что Конституция Азербайджанской Республики закрепила приоритет международных норм, нельзя констатировать, что Азербайджан, впрочем, как и большинство других стран, придерживается какой-либо одной из названных теорий [4].

При рассмотрении соотношения норм национального и международного права с точки зрения юридической природы этих источников трудового права необходимо обратить внимание на ряд проблем.

Одна из проблем связана с обеспечением реализации норм международного права на территории Азербайджанской Респуб-

лики и, следовательно, с процедурой включения международно-правовых норм в национальную правовую систему.

Многие государства предусматривают в качестве источников национального законодательства не только международные договора, но и общепризнанные принципы и нормы международного права. Например, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»; Статья 8 Конституции Республики Беларусь: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства».

Общепризнанные принципы международного права это совокупность норм международного права, имеющих основополагающее значение, занимающих наиболее высокое место в иерархии международно-правовых норм. Одна из важнейших характеристик общепризнанных принципов состоит в том, что они обязательны для всех государств. Так, в ч. 6 ст.2 Устава ООН отмечена обязательность закрепленных в Уставе ООН принципов не только для государств - членов ООН, но и для других государств: «Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности». Общепризнанные принципы международного права закреплены в общем виде в Уставе ООН, затем они были конкретизированы и дополнены в ряде международно-правовых актов. При этом ст.103 Устава ООН записано: «В том случае, когда обязательства членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу» [5, с. 4-11 ].

В международном праве, как было сказано выше, общепризнанные принципы и нормы обладают высшей юридической силой, определяют содержание всех других международно-правовых норм, и, следовательно, норм международных договоров. Примером акта, содержащего общепризнанные принципы международного права, является Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года. Необходимо констатировать, что в данной Декларации нашли свое отражение принципы, непосредственно регулирующие трудовые отношения. Так, ст. 23 гласит: «каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы...на равную оплату за равный труд...создавать профсоюзы и входить в профсоюзы для защиты своих интересов».

Ст. 24 «каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск» [6, с. 306-307]. Данные принципы нашли свое отражение в статьях 35, 36, 37, 58.2 Конституции Азербайджанской Республики. Но, есть общепризнанные принципы, которые посредственно имеют отношение к регулированию трудовых отношений, а именно к миграции населения и международному труду. В ст.13 данной Декларации записано: «каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства» [7, с. 304]. Данная международно-правовая норма нашла свое отражение в ч. 3 ст.28 Конституции Азербайджанской Республики, которая закрепляет право граждан «свободно передвигаться, выбирать себе место жительства и выезжать за пределы Азербайджанской Республики». Это конституционную норму следует относить к смежным с трудовым правом отраслям на том основании, что она, имея самостоятельное социальное значение, в ряде случаев приобретает одновременно и трудовое. Право свободного передвижения и выбора места жительства дает возможность международной миграции населения, которая в свою очередь приводит к применению труда с иностранным участием, а также труда азербайджанских граждан за рубежом.

Таким образом, общепризнанные принципы международного права способствуют развитию трудового права и законодательства Азербайджанской Республики через их определенное применение и толкование. При этом международные договоры, основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права, направлены не столько на непосредственное правовое регулирование внутренних отношений в государстве, имея свой специфический предмет правового регулирования, сколько определяют основы для согласованного развития национального законодательства в рамках международного сообщества.

Для того, чтобы норма международного права стала обязательной для физических и юридических лиц в государстве, его государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо привести национально-правовые нормы в соответствии с международными обязательствами данного государства. Так, Я. Броунли отмечал: «Из природы договорных обязательств и из обычного права, возникает общая обязанность государства привести внутреннее права в соответствии с обязательствами по международному праву» [8, с. 71].

В международно-правовой науке сам процесс согласования нередко обозначается различными терминами. Отметим, что в этом вопросе в стратегии практически все авторы единодушны, а в тактическом плане имеются разногласия, особенно в способах согласования. Отдельные авторы предпочитают термин «трансформация» [9, с. 155], другие - «национально-правовая имплементация» [10, с. 62-63], третьи же просто - «имплементация» [11, с. 90-91]. Не ставя перед собой задачи анализировать все недостатки этих терминов, поддерживаем мнение Зим-ненко Б.Л., который отметил, что «сопоставляя определение всех этих терминологий, можно заметить одно общее-все эти термины обозначают один и тот же процесс. Все авторы понимают под этими терминами механизм осуществления норм международного права» [11, с. 95]. При этом более точной нам представляется точка зрения авторов, которые процедуру согласования внутригосударственного права в соответствии с обязательствами по международному праву называют имплементацией. Имплементация (международного права) (англ. implementation - «осуществление», «выполнение») - фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации - строгое следование целям и содержанию международного установления. Способами имплементации считаем, являются инкорпорация, трансформация, а также отсылка -общая, частная или конкретная.

Инкорпорация - это способ, при котором международноправовые нормы без каких - либо изменений дословно воспроизводится в нормативно-правовых актах имплементирующего государства. Трансформация применяется в случаях, когда технически невозможно или нецелесообразно по тем или иным причинам при формулировании нормы внутригосударственного правового акта сохранить форму соответствующей нормы международного договора. Трансформация позволяет при сохранении смысла нормы международного договора сформулировать национальную норму в соответствии с национальными правилами нормотворческой техники, которая по своему содержанию будет понятна правоприменителю. При общей, частной или конкретной отсылки международно-правовые нормы непосредственно не включаются в текст закона, в отсылках содержится лишь упоминание о них.

Примером общей отсылки можно назвать статью 13.1 Трудового Кодекса Азербайджанской Республики, которая гласит: «Если законом или международными договорами, стороной которых является Азербайджанская Республика, не предусмотрено иное, иностранцы и лица без гражданства, находясь в Азербайджанской Республике, пользуются всеми трудовыми правами наравне с гражданами Азербайджанской Республики и несут обязанности, соответствующие этим правам».

К частной отсылке можно отнести статью 5.1 Трудового Кодекса Азербайджанской Республики, которая гласит: «Если иное не предусмотрено договорами, заключенными Азербайджанской Республикой с иностранными государствами, международными организациями, настоящий Кодекс применяется без каких либо условий на рабочих местах, учрежденных соответствующими иностранными государствами, их физическими и юридическими лицами, международными организациями, а также лицами без гражданства, прошедших государственную регистрацию в порядке, предусмотренном законодательством Азербайджанской Республики».

Вторая проблема связана с определением точного места разновидностей международных договоров, стороной которого является Азербайджанская Республика в иерархии источников трудового права. Как мы показали выше, ст. 151 Конституции Азербайджанской Республики установила приоритет международных договоров над внутригосударственным правом: «при возникновении противоречия между нормативно-правовыми актами, входящими в систему законодательства Азербайджанской Республики (исключая Конституцию Азербайджанской Республики и акты, принятые путем референдума), и межгосударственными договорами, стороной которых является Азербайджанская Республика, применяются международные договоры».

Однако сами международные договоры подразделяются на межгосударственные и межправительственные*.

Из этого следует, что вне зависимости от отношения международных договоров к межгосударственным или межправительственным, они относятся к международным договорам Азербайджанской Республики. Ст. 151 Конституции не выразила свое отношение к юридической силе межправительственных договоров. Исходя из ст.147 Конституции они, как одна из разновидностей международного договора, также являются неотъемлемой частью системы законодательства Азербайджанской Республики. На место, занимаемое межправительственными договорами в иерархии источников национального законодательства

Библиографический список

Азербайджанской Республики, указывает статья 130.6 Конституции, которая гласит, что не вступившие в силу межправительственные договоры, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции и законам Азербайджанской Республики, не подлежат введению в действие и применению.

Таким образом, ввиду особого значения международных договоров в системе национального законодательства, рассматриваемое положение Конституции о приоритете международных договоров перед национальным законом остается неоднозначным, вызывает необходимость дополнительного разъяснения и внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство.

1. Усенко, Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. - № 2.

2. Зивс, С.Л. Источники права. - М.,1981.

3. Калугин, В.Ю. Международное гуманитарное право / В.Ю. Калугин, Л.В. Павлова, И.В. Фисенко. - Минск, 1999.

4. Конституция Азербайджанской Республики. - Баку, 1995.

5. Международное право в документах: учеб. пособие / сост. Н.Т. Блатова. - М.,1982.

6. Броунли, Я. Международное право. - М., 1977. - Кн.1-2.

7. Черниченко, С.В. Теория международного права: в 2 т. - М., 1999. - Т. 1.

8. Мюллерсон, РА. О соотношении международного публичного, международного частного и национального права // Сов. гос-во и

право. - 1982. - № 2.

9. Гавердовский, А.С. Имплементация норм международного права. - Киев, 1980.

10. Самедов, М.Н. Выполнение международного права в юрисдикции государства. - Баку, 2002.

11. Зимненко, Б.Л. Согласование норм внутригосударственного и международного права и в правовой системе России // Московский журнал международного права. - 2000. - № 4.

Bibliography

1. Usenko, E.T. Sootnoshenie i vzaimodeyjstvie mezhdunarodnogo i nacionaljnogo prava i Rossiyjskaya Konstituciya // Moskovskiyj zhurnal mezhdunarodnogo prava. 1995. - № 2.

2. Zivs, S.L. Istochniki prava. - M.,1981.

3. Kalugin, V.Yu. Mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo / V.Yu. Kalugin, L.V. Pavlova, I.V. Fisenko. - Minsk, 1999.

4. Konstituciya Azerbayjdzhanskoyj Respubliki. - Baku, 1995.

5. Mezhdunarodnoe pravo v dokumentakh: ucheb. posobie / sost. N.T. Blatova. - M.,1982.

6. Brounli, Ya. Mezhdunarodnoe pravo. - M., 1977. - Kn.1-2.

7. Chernichenko, S.V. Teoriya mezhdunarodnogo prava: v 2 t. - M., 1999. - T. 1.

8. Myullerson, R.A. O sootnoshenii mezhdunarodnogo publichnogo, mezhdunarodnogo chastnogo i nacionaljnogo prava // Sov. gos-vo i pravo.

- 1982. - № 2.

9. Gaverdovskiyj, A.S. Implementaciya norm mezhdunarodnogo prava. - Kiev, 1980.

10. Samedov, M.N. Vihpolnenie mezhdunarodnogo prava v yurisdikcii gosudarstva. - Baku, 2002.

11. Zimnenko, B.L. Soglasovanie norm vnutrigosudarstvennogo i mezhdunarodnogo prava i v pravovoyj sisteme Rossii // Moskovskiyj zhurnal mezhdunarodnogo prava. - 2000. - № 4.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 245.08

Vasilyev A.M., Vasilyev A.A. LEGAL REGULATION OF INDIVIDUAL ENTERPRISE. The article discusses the process of formation and development of legal regulation of individual entrepreneurial activity. Comparison is made between the legal status of a citizen, realizing individual entrepreneurial activity and a legal entity of proprietary organization, identifies common and individual characteristics of both forms of entrepreneurial activity. Gives the example of experience of regulation of individual enterprise.

Key words: individual entrepreneur, individual enterprise, enterprise, entrepreneurial activity, small enterprises, small business entities, private enterpriseб, hired labour, state registration.

А.М. Васильев, д-р ист. наук, канд. юр. наук, доц., проф. каф. правовых дисциплин, зав. каф. правовых дисциплин Армавирской гос. педагогической академии; А.А. Васильев, канд. юр. наук, доц. Кубанского гос. университета (филиал в г. Армавире), E-mail:[email protected]

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В статье рассматривается процесс становления и развития правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности. Производиться сравнение правового положения гражданина, осуществляющего индивидуальную предпринимательскую деятельность и юридического лица - коммерческой организации, выявляются общие и индивидуальные особенности обеих форм осуществления предпринимательской деятельности. Приводиться зарубежный опыт регулирования индивидуального предпринимательства.

Ключевые слова: индивидуальный предприниматель, индивидуальное предпринимательство, предпринимательство, предпринимательская деятельность, малое предпринимательство, субъект малого предпринимательства, частное предпринимательство, наемный труд, государственная регистрация.

* См.: ст.2 Закона Азербайджанской Республики «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Азербайджанской Республики» на заключенные: 1) от имени Азербайджанской Республики

- межгосударственные; 2) от имени Правительства Азербайджанской Республики

- межправительственные; 3) министерств, государственных комитетов и ведомств Азербайджанской Республики

- межправительственные.

З19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.