Научная статья на тему 'Становление института чрезвычайного положения, обстоятельства и порядок его введения'

Становление института чрезвычайного положения, обстоятельства и порядок его введения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
852
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / STATE OF EMERGENCY / КОНСТИТУЦИЯ РФ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН / FEDERAL CONSTITUTIONAL LAW / КОНВЕНЦИЯ / CONVENTION / ПРЕЗИДЕНТ РФ / RUSSIAN PRESIDENT / ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ / FEDERAL ASSEMBLY / СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ / FEDERATION COUNCIL / УКАЗ / DECREE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богоявленский Георгий Терентьевич

Отражены отдельные вопросы, связанные со становлением института чрезвычайного положения за рубежом и в России. Рассмотрены конкретные обстоятельства введения чрезвычайного положения и порядок его введения в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STATE OF EMERGENCY INSTITUTE CIRCUMSTANCES AND ITS INTRODUCTION ORDER

The questions connected with the formation of state of emergency institute abroad and in Russia are reflected. Concrete circumstances of state of emergency introduction and the order of its introduction in the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «Становление института чрезвычайного положения, обстоятельства и порядок его введения»

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №4(18)

54

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

УДК 342.51

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ПОРЯДОК ЕГО ВВЕДЕНИЯ

Г.Т. Богоявленский

Отражены отдельные вопросы, связанные со становлением института чрезвычайного положения за рубежом и в России. Рассмотрены конкретные обстоятельства введения чрезвычайного положения и порядок его введения в Российской Федерации.

Ключевые слова: чрезвычайное положение; Конституция РФ; федеральный конституционный закон; конвенция; Президент РФ; Федеральное Собрание; Совет Федерации; указ.

G.T. Bogoyavlensky. FORMATION OF STATE OF EMERGENCY INSTITUTE CIRCUMSTANCES AND ITS INTRODUCTION ORDER

The questions connected with the formation of state of emergency institute abroad and in Russia are reflected. Concrete circumstances of state of emergency introduction and the order of its introduction in the Russian Federation are considered.

Keywords: state of emergency; Constitution of the Russian Federation; federal constitutional law; convention; Russian President; Federal Assembly; Federation Council; decree.

Становлению института чрезвычайного положения способствовало возникновение чрезвычайных ситуаций, необходимость применения экстренных мер противодействия, которые серьезно ограничивали права и свободы человека и гражданина. Развитие данного института происходило на национальном и международном уровнях.

Формирование института чрезвычайного положения в международном праве связано с принятием первых парламентских актов в середине и второй половине XIX в.: во Франции - в 1848 г., в Пруссии - в 1857 г., в Австро-Венгрии - в 1869 г., в Испании - в 1870 г. [7]. С принятием Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 4 ноября 1950 г.) были созданы условия для становления данного института на международном уровне. Конвенция установила: «В случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, любая из Высоких Договаривающихся Сторон может принимать меры в отступление от ее обязательств по настоящей Конвенции только в той степени, в какой это

обусловлено чрезвычайностью обстоятельств, при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву» [3]. В соответствии с Конвенцией государство, вводимое на своей территории чрезвычайное положение, обязано информировать Генерального секретаря Совета Европы об отступлении от своих обязательств, о вводимых им мерах, о причинах их принятия, а также о дате прекращения действия таких мер и возобновления осуществления положений Конвенции в полном объеме.

16 декабря 1966 г Генеральной Ассамблеей ООН был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где содержатся аналогичные нормы [5]. Данным международным правовым актом введение чрезвычайного положения признается условием для отступления стороной от принятых ею обязательств, при этом определена степень отступления от обязательств - «как это требуется остротой положения» [7, с. 69]. В нем указываются основания официального объявления чрезвычайного положения, расширены права и

свободы, которые не подлежат ограничению в период чрезвычайного положения.

В Российской империи положение усиленной (чрезвычайной) охраны, как временная мера, было законодательно установлено после убийства Александра II в 1881 г. Ежегодное его возобновление особым постановлением из временной меры превратило его в постоянную меру. Данная мера действовала непрерывно до Февральской революции 1917 г. в столице и в отдельных регионах. Исключительное положение могло быть двух видов: положение усиленной охраны (мягкий режим) и положение чрезвычайной охраны (жесткий режим). При введении чрезвычайного положения увеличивался объем полномочий властей в регионах, которые примыкали к регионам, объявленным на исключительном положении. При этом полномочия государства расширялись по всей Империи. Во время революции 1905-1907 гг. властные полномочия передавались военным властям, такой режим назывался военным положением.

Правовое регулирование чрезвычайного положения в РСФСР и СССР в разное время осуществлялось следующими правовыми актами:

1) Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Положение о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка» (8 марта 1923 г);

2) Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О чрезвычайных мерах охраны революционного порядка» (10 мая 1926 г.);

3) Закон СССР «О чрезвычайном положении» (1 декабря 1988 г);

4) Закон СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения» (апрель 1990 г).

Возможность введения чрезвычайного положения в Российской Федерации предусмотрена ст. 56 Конституции Российской Федерации [1]. Такое положение может быть введено как на всей территории Российской Федерации, так и в ее отдельных местностях, при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Таким основным правовым актом, регламентирующим введение чрезвычайного положения, является Федеральный конституционный закон № З-ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» (далее - Закон «О чрезвычайном положении») [2].

Чрезвычайное положение - это особый правовой режим, который предусматривает отдельные ограничения прав и свобод граждан. Режим чрезвычайного положения возлагает дополнительные обязанности на граждан и организации, а также предусматривает особый порядок деятельности органов государствен-

ной власти и местного самоуправления. Режим объявляется в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.

В соответствии со ст. 3 Закона «О чрезвычайном положении» к обстоятельствам введения чрезвычайного положения относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Введение чрезвычайного положения сопряжено привлечением значительных сил и средств, проведением масштабных мероприятий в целях устранения обстоятельств, повлекших за собой введение чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, в соответствии со ст. 4 Закона «О чрезвычайном положении», вводится Указом Президента Российской Федерации. О введении чрезвычайного положения Президент незамедлительно сообщает палатам Федерального Собрания Российской Федерации. Указ должен быть незамедлительно обнародован по каналам радио и телевидения, а также официально опубликован.

После обнародования Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова. Вопрос об утверждении указа в Совете Федерации рассматривается в качестве первоочередного в срок, не превышающий

56

вестник Российского университета кооперации. 2014. №4(18)

72 часов с момента его обнародования. По результатам рассмотрения указа Совет Федерации принимает соответствующее постановление. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования.

Ст. 5 Закона «О чрезвычайном положении» регламентирует содержание Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения. В Указе определяются:

1) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

2) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

3) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

4) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

5) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

6) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

7) время вступления Указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации вводится на срок, не превышающий 30 суток, а в ее отдельных местностях - 60 суток. По истечении данного срока чрезвычайное положение считается прекращенным. Срок действия Указа Президента РФ может быть продлен в случае, если цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты.

Федеральным конституционным законом также определены меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения. На территории, где введено чрезвычайное положение, в течение всего периода действия чрезвычайного положения выборы и референдумы не проводятся. Могут быть введены следующие меры и временные ограничения: комендантский час; ограничение свободы печати и других средств массовой информации; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр; ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федера-

ции в совершении актов терроризма; введение карантина; временное отселение жителей в безопасные районы, привлечение государственного материального резерва, отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей и др. Введение конкретных мер и ограничений зависит от обстоятельств, по которым введено чрезвычайное положение.

При введении чрезвычайного положения Указом Президента Российской Федерации на территории, где введено чрезвычайное положение, может быть введено особое управление этой территорией путем создания временного специального органа управления территорией. Правовое регулирование деятельности временного специального органа управления осуществляется положением, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Таким образом, чрезвычайное положение - это совокупность мер, ограничивающих личные, политические, социальные, экономические и культурные права граждан. Введение чрезвычайного положения относится к единоличным полномочиям Главы государства по собственному усмотрению в целях предотвращения или устранения чрезвычайной ситуации. Предпринимаемые конкретные меры также определяются Главой государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.

2. О чрезвычайном положении: федер. конст. закон Рос. Федерации от 30 мая 2001 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 23, ст. 2277.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2, ст. 163.

4. Исаев И.А. Государственный интерес и чрезвычайное положение: диктатура как искусство управления // История государства и права. 2013. № 8.

5. Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М.: Юрид. лит., 1990.

6. Мохов А.А. Санитарное, ветеринарно-са-нитарное и фитосанитарное регулирование в условиях чрезвычайного положения // Таможенное дело. 2013.№ 3.

7. Чойжоованчиг Б. Институт чрезвычайного положения в международном праве // Административное право и процесс. 2013. № 12. С. 69.

БОГОЯВЛЕНСКИЙ Георгий Терентьевич - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: Bogoyawlensckij@mail.ru

BOGOYAVLENSKY, Georgy Terentyevich - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: Bogoyawlensckij@ mail.ru

УДК 34.096

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИМИ ЗАДАЧ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЯДЕРНОМУ ТЕРРОРИЗМУ

Е.И. Бойнов

Изложена проблема ядерного терроризма, уточнено понятие «ядерный терроризм», проведен анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность правоохранительных органов при выполнении ими задач по противодействию ядерному терроризму.

Ключевые слова: терроризм; ядерный терроризм; ядерная безопасность; объекты ядерной промышленности; профилактика; террористический акт; противодействие ядерному терроризму.

E.I. Boynov. LEGAL SUPPORT OF LAW ENFORCEMENT IN FULLFILLING THE TASKS TO COMBAT NUCLEAR TERRORISM

The problem of nuclear terrorism is clarified, the concept of «nuclear terrorism» is defined, the analysis of legal documents regulating the activities of law enforcement agencies in the performance of tasks to combat nuclear terrorism is carried out.

Keywords: terrorism; nuclear terrorism; nuclear safety; nuclear industry facilities; preventive maintenance; act of terrorism; countering nuclear terrorism.

На фоне актуализации борьбы с международным терроризмом особенно острой остается угроза ядерного терроризма. В силу поражающей мощи ядерная энергия в руках злонамеренных сил может привести к серьезнейшей трагедии.

Уголовный кодекс РФ (ст. 205) дает общее определение терроризма: «Терроризм - это совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо для оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

В общем значении определение терроризма включает в себя весь спектр данного преступления, не уточняя содержательной стороны последствий, наступающих в результате взрыва, поджога или иного действия. При этом необходимо учесть, что ядерный терроризм по своим последствиям не может быть причислен к

обычной форме уголовного преступления, так как его последствия касаются практически всего человечества. Ядерный терроризм - это намерения и действия отдельных лиц или групп по завладению ядерным оружием или радиоактивными материалами с дальнейшим их использованием или угрозой использования, а также атака объектов ядерной инфраструктуры с целью нанесения людских потерь, экологического ущерба, оказания сильного психологического воздействия на население для достижения определенных политических или экономических целей.

Наличие на территории России 10 АЭС, 112 исследовательских ядерных установок, несколько тысяч различных ядерно-опасных объектов и научно-исследовательских организаций, выполняющих технологические разработки и исследования с использованием ядерных материалов, дает основание принимать меры по проблеме их защиты и обеспечения безопасности. Объектом осуществления ядерного терроризма могут являться: ядерное оружие в местах базирования, ядерные установки на объектах ядерной энергии, радиоактивные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.