Научная статья на тему 'О некоторых вопросах процедуры введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации'

О некоторых вопросах процедуры введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2035
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ ПРИРОДНОГО / ТЕХНОГЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / EMERGENCY / EMERGENCY SITUATIONS OF NATURAL / TECHNOGENIC AND SOCIAL ISSUES / PARTICULARLY THE SITUATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кропачева А.В.

В статье рассмотрены основания, порядок ведения и отмены чрезвычайного положения. Особое внимание уделено правовым и организационным аспектам введения чрезвычайного положения. Рассмотрены особенности его введения при чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF PROCEDURE INTRODUCING THE STATE OF EMERGENCY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article describes the grounds and procedure for maintaining and lifting the state of emergency. Special attention is paid to the legal and organizational aspects of the emergency. The peculiarities of its introduction during emergency situations of social, natural and technogenic character.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах процедуры введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации»

196 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Пзу.

№ t

ЕСТНИК

университета

имени О.Е. КутБфина (МГЮА)

Анжелика Владимировна КРОПАЧЕВА,

кандидат юридических наук,

преподаватель Московского финансово-юридического университета. angela_02@mail.ru 115191, г. Москва, Серпуховский вал, д.17, корп. 1

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОЦЕДУРЫ ВВЕДЕНИЯ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрены основания, порядок ведения и отмены чрезвычайного положения. Особое внимание уделено правовым и организационным аспектам введения чрезвычайного положения. Рассмотрены особенности его введения при чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера. Ключевые слова: чрезвычайное положение, чрезвычайная ситуация природного, техногенного и социального характера, особое положение.

KROPACHEVA A.V.,

candidate of legal Sciences, lecturer of the Moscow financial and legal University

ON SOME ISSUES OF PROCEDURE INTRODUCING THE STATE OF EMERGENCY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article describes the grounds and procedure for maintaining and

lifting the state ofemergency. Special attention is paid to the legal and organizational aspects of the emergency. The peculiarities of its introduction during emergency situations of social, natural and technogenic character.

Keywords: emergency, emergency situations of natural, technogenic and social issues, particularly the situation.

Система государственного управления не в полной мере может выполнить возложенные на нее задачи без правовых режимов, их регулятивных свойств, что наглядно проявляется при осуществлении государственного управления в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера. В эти периоды времени органами государственной власти реализуется специальная система законодательства, именуемая как чрезвычайное законодательство РФ1, что дает возможность введения в действие более жестких правовых регуляторов, которыми выступают чрезвычайные правовые режимы.

1 Мелехин А. В. Чрезвычайное законодательство Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные проблемы его реализации : монография. М. : Академия ©А. В. Кропачева, 2016 управления МВД России, 2013. С. 80.

"7^ЕСТНИК КропачеваА, В.

С )УНИВЕРСИТЕТА О некоторых вопросах процедуры введения режима чрезвычайного |д/

/ —У имени о. е. кугвфина (мпоа) положения в Российской Федерации

Исторический и зарубежный опыт положительным образом рассматривает применения различных чрезвычайных режимов. Так, в чрезвычайных ситуациях для сохранения своего политического режима Сенат Римской республики издавал «эепаШэ сопэиИит иШтиит», обязывая магистров использовать для этого любые, в том числе и неконституционные, средства. Никколо Макиавелли (14691527) полагал, что республики, которые при реальной угрозе не используют ни диктатуру, ни иную форму власти для своей защиты, будут обязательно разрушены. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) признавал, что опыт самых свободных народов учит, что бывают ситуации, когда необходимо на некоторое время «набросить покров на свободу, как некогда его набрасывали на статуи богов»2.

Административно-правовой институт чрезвычайного положения является важным элементом государственно-правовых систем и обязательным компонентом системы национальной безопасности экономически развитых стран.

Указывая, что чрезвычайное положение — это разновидность административно-правового режима, различные авторы выделяют некоторые его особенности:

— степень жесткости юридического регулирования, наличие ограничений или льгот (С. С. Алексеев3);

— законность условий и действий всех государственных институтов (И. С. Само-щенко4);

— установленный особый порядок действий правоохранительных органов (В. Д. Резвых, И. А. Скляров5);

— необходимость ограничения прав и свобод граждан и изменения системы управления путем перераспределения компетенции (М. Д. Давитадзе6). Для реализации чрезвычайного положения важное значение имеют правовой и

организационный аспекты. При чрезвычайном положении требуется не просто иное нормативное правовое воздействие, отличное от повседневного, но иное даже по сравнению с чрезвычайной ситуацией. Можно сказать, что в этом случае ситуация имеет более высокую степень «чрезвычайности». Содержание чрезвычайного положения реализуется посредством специального юридического инструментария, акцент в котором делается на специальные нормы. Эти нормы определяют правовой статус юридических и физических лиц, их дополнительные полномочия и обязанности, ограничения, вводимые на время действия чрезвычайного положения, неукоснительное исполнение нормативных предписаний и приказов.

Организационный аспект состоит в создании особых, временных правоприменительных структур, организации взаимодействия сил, участвующих в обеспечении чрезвычайного положения.

т

А

2 Домрин А. Н. Режим чрезвычайного положения. Опыт правового регулирования и практика применения в зарубежных странах. Доклад Совету по внешней и оборонной политике. М., 1992. С. 7.

3 Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 186.

4 Самощенко И. С. Охрана режима законности советским государством. М., 1960. С. 12.

5 Резвых В. Д., Скляров И. А. Взаимодействие в процессе административно-правового обе-

П

спечения режима социалистического хозяйствования. Горький, 1977. С. 5.

Давитадзе М. Д. Деятельность органов внутренних дел в условиях межнациональных кон -фликтов : монография. М. : ВНИИ МВД России, 1999. С. 68.

П

* к Н к

НАУКИ ^^

98 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ПЗу.

ш-^ \

ЕСТНИК

университета

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

Процедура объявления чрезвычайного положения должна быть определена в конституции каждого государства.

Статья 88 Конституции РФ закрепляет полномочие Президента РФ вводить на всей территории страны в целом или на ее части территории режим чрезвычайного положения с обязательным уведомлением Совета Федерации и Государственной Думы. С учетом президентской формы правления прерогативой в решении вопроса об инициировании процедуры чрезвычайного положения наделен Президент РФ. Однако во исполнение конституционного принципа разделения властей (ст. 10 Конституции) утверждение президентского указа по этому вопросу отнесено к компетенции Совета Федерации (пп. «б», «в» ч. 1 ст. 102).

В целях гарантирования нормального функционирования законодательных органов в государстве часть 5 ст. 109 Конституции запрещает распускать Государственную Думу во время объявления в стране чрезвычайного положения.

Поскольку чрезвычайным положением может быть установлены особый порядок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц, общественных объединений, отдельные ограничения прав и свобод человека и гражданина, а также возложение на них дополнительных обязанностей, законодателем предусмотрено, что указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

Общий порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ регламентируется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»7, положения которого необходимо привести в соответствие с требованиями незамедлительности официального опубликования.

Порядок утверждения Советом Федерации Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения закреплен в Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и Постановлении Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 декабря 2002 № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»8.

Председатель Совета Федерации незамедлительно направляет текст указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения в Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности (головной) и Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера для подготовки заключений.

Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации.

После обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения Председатель Совета Федерации обязан обеспечить

Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2663.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 7. Ст. 635.

в

ЕСТНИК Кропачева^ и. _ СЮ

ииипЕплитст! О некоторых вопросах процедуры введения режима чрезвычайного

имени о. е. кугвфина (мпоа) положения в Российской Федерации

сбор членов Совета Федерации к месту проведения заседания Совета Федерации в срок не более 48 часов.

После обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации обязаны прибыть к месту проведения заседания Совета Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова.

Рассмотрение вопроса об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на заседании Совета Федерации начинается с доклада Президента Российской Федерации либо по его поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации, после чего оглашаются заключения Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации.

Если за утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации, указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения не утверждается, что оформляется постановлением Совета Федерации.

В случае неутверждения Советом Федерации указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения он утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования.

Постановление Совета Федерации незамедлительно направляется Президенту Российской Федерации и в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

В подобной процедуре введения режима чрезвычайного положения исследователи проблем чрезвычайного законодательства находят законодательный пробел, связанный с отсутствием конституционной гарантии на случай, когда для объявления чрезвычайного положения есть все основания и условия, а Президент РФ, используя свое единоличное право, его не вводит и не несет при этом никакой ответственности. В качестве разрешения подобной правовой проблемы предлагается внести в Конституцию РФ изменения, гарантирующие действенность ФКЗ «О чрезвычайном положении», путем предоставления права Совету Федерации, а также главам субъектов РФ по согласованию с Президентом РФ самостоятельно вводить на своей территории чрезвычайное положение9.

На наш взгляд, подобное предложение не является целесообразным. Вместе с тем практический опыт показывает, что может сложиться обстановка, когда мо- Р

гут присутствовать некоторые основания для введения чрезвычайного положе- д

ния, но вводить его по различным причинам еще не целесообразно (обстановка на Северном Кавказе осенью 1999 г. - весной 2000 г.), а может быть, и не нужно, т.е. существует потребность в промежуточном режиме.

"0

Семейкин С. А. Чрезвычайное положение: понятие и проблемы его совершенствования // Чрезвычайное законодательство и борьба с терроризмом. М., 2003. С. 48-49. й

П

* к

а К.

onn - ™7^ЕСТНИК

CÜÜ ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ /^^университета

/ —" имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Соглашаясь с профессором С. А. Старостиным10, для России таким более «мягким» режимом могло бы стать особое положение, вводимое непосредственно перед чрезвычайным положением, основной целью которого является недопущение ухудшения оперативной обстановки. В проекте федерального закона «Об особом положении», разработанным профессором, право введения режима особого положения предоставлено не только Президенту РФ, но и органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Действительно, к введению чрезвычайного положения нужно относиться очень осторожно, так как поспешное введение чрезвычайного положения может сыграть негативную роль, спровоцировать возникновение новых чрезвычайных ситуаций. Однако органы власти должны иметь определенные полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, предусмотренные законодательно, поскольку они затрагивают определенные права и свободы. Предваряя введение чрезвычайного положения с его жесткими мерами по основаниям социального характера, необходимо предоставить государственным органам использовать всевозможные профилактические меры в рамках более «мягкого» режима особого положения. А принятый Закон «Об особом положении» станет базовым законом в области противодействия чрезвычайным ситуациям социального характера и займет в системе чрезвычайного законодательства место, подобное Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»11.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алексеев, С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве / С. С. Алексеев. — М., 1989.

2. Давитадзе, М. Д. Деятельность органов внутренних дел в условиях межнациональных конфликтов : монография. М. : ВНИИ МВД России, 1999. С. 68.

3. Домрин, А. Н. Режим чрезвычайного положения. Опыт правового регулирования и практика применения в зарубежных страха. Доклад Совету по внешней и оборонной политике / А. Н. Домрин. — М., 1992.

4. Мелехин, А. В. Чрезвычайное законодательство Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные проблемы его реализации : монография /А. В. Мелехин. — М. : Академия управления МВД России, 2013.

5. Резвых, В. Д., Скляров, И. А. Взаимодействие в процессе административно-правового обеспечения режима социалистического хозяйствования / В. Д. Резвых, И. А. Скляров. — Горький, 1977.

6. Самощенко, И. С. Охрана режима законности советским государством / И. С. Самощенко. — М., 1960.

7. Семейкин, С. А. Чрезвычайное положение: понятие и проблемы его совершенствования / С. А. Семейкин // Чрезвычайное законодательство и борьба с терроризмом. — М., 2003.

1 Старостин С. А. Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях (правовые и организационные аспекты): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000.

Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3648.

университета

университета

имени О.Е. Кутафина(МПОА)

ЕСТНИК

КропачеваА. В.

О некоторых вопросах процедуры введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации

201

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Собрание законодательства Российской Федерации. —1994. — № 35. —

9. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 22. —

10.Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 7. — Ст. 635.

11. Старостин, С. А. Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях (правовые и организационные аспекты) : дис. ... д-ра юрид. наук/ С. А. Старостин. — М., 2000.

Ст. 3648.

Ст. 2663.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.