Научная статья на тему 'Правовое обеспечение правоохранительных органов при выполнении ими задач по противодействию ядерному терроризму'

Правовое обеспечение правоохранительных органов при выполнении ими задач по противодействию ядерному терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
218
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ЯДЕРНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / NUCLEAR TERRORISM / ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NUCLEAR SAFETY / ОБЪЕКТЫ ЯДЕРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / NUCLEAR INDUSTRY FACILITIES / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTIVE MAINTENANCE / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЯДЕРНОМУ ТЕРРОРИЗМУ / COUNTERING NUCLEAR TERRORISM / ACT OF TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойнов Евгений Иванович

Изложена проблема ядерного терроризма, уточнено понятие «ядерный терроризм», проведен анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность правоохранительных органов при выполнении ими задач по противодействию ядерному терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT OF LAW ENFORCEMENT IN FULLFILLING THE TASKS TO COMBAT NUCLEAR TERRORISM

The problem of nuclear terrorism is clarified, the concept of «nuclear terrorism» is defined, the analysis of legal documents regulating the activities of law enforcement agencies in the performance of tasks to combat nuclear terrorism is carried out.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение правоохранительных органов при выполнении ими задач по противодействию ядерному терроризму»

БОГОЯВЛЕНСКИЙ Георгий Терентьевич - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

BOGOYAVLENSKY, Georgy Terentyevich - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: Bogoyawlensckij@ mail.ru

УДК 34.096

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИМИ ЗАДАЧ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЯДЕРНОМУ ТЕРРОРИЗМУ

Е.И. Бойнов

Изложена проблема ядерного терроризма, уточнено понятие «ядерный терроризм», проведен анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность правоохранительных органов при выполнении ими задач по противодействию ядерному терроризму.

Ключевые слова: терроризм; ядерный терроризм; ядерная безопасность; объекты ядерной промышленности; профилактика; террористический акт; противодействие ядерному терроризму.

E.I. Boynov. LEGAL SUPPORT OF LAW ENFORCEMENT IN FULLFILLING THE TASKS TO COMBAT NUCLEAR TERRORISM

The problem of nuclear terrorism is clarified, the concept of «nuclear terrorism» is defined, the analysis of legal documents regulating the activities of law enforcement agencies in the performance of tasks to combat nuclear terrorism is carried out.

Keywords: terrorism; nuclear terrorism; nuclear safety; nuclear industry facilities; preventive maintenance; act of terrorism; countering nuclear terrorism.

На фоне актуализации борьбы с международным терроризмом особенно острой остается угроза ядерного терроризма. В силу поражающей мощи ядерная энергия в руках злонамеренных сил может привести к серьезнейшей трагедии.

Уголовный кодекс РФ (ст. 205) дает общее определение терроризма: «Терроризм - это совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо для оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

В общем значении определение терроризма включает в себя весь спектр данного преступления, не уточняя содержательной стороны последствий, наступающих в результате взрыва, поджога или иного действия. При этом необходимо учесть, что ядерный терроризм по своим последствиям не может быть причислен к

обычной форме уголовного преступления, так как его последствия касаются практически всего человечества. Ядерный терроризм - это намерения и действия отдельных лиц или групп по завладению ядерным оружием или радиоактивными материалами с дальнейшим их использованием или угрозой использования, а также атака объектов ядерной инфраструктуры с целью нанесения людских потерь, экологического ущерба, оказания сильного психологического воздействия на население для достижения определенных политических или экономических целей.

Наличие на территории России 10 АЭС, 112 исследовательских ядерных установок, несколько тысяч различных ядерно-опасных объектов и научно-исследовательских организаций, выполняющих технологические разработки и исследования с использованием ядерных материалов, дает основание принимать меры по проблеме их защиты и обеспечения безопасности. Объектом осуществления ядерного терроризма могут являться: ядерное оружие в местах базирования, ядерные установки на объектах ядерной энергии, радиоактивные

58

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №4(18)

изделия ЯПК при их изготовлении и транспортировке.

Однако, как показало исследование, ядерный терроризм отличается от обычного тем, что если при обычном или общепринятом в нашем понимании терроризме отсутствует цель нанесения ущерба экономической системе России, то при ядерном эта цель вполне реальна, так же как и при диверсии (ст. 281). Автор считает необходимым особо остановиться на формулировке «иные действия», указанной в ст. 205 УК РФ, и рассмотреть данное понятие более подробно, так как в Уголовном кодексе нет отдельной статьи закона, раскрывающей понятие ядерного терроризма, и именно в «иные действия» попадает огромной важности и значения проблема ядерного терроризма. Считаем, что под этим понятием следует понимать в том числе и радиоактивное заражение местности как последствие аварии при нарушении террористами технологического процесса производства объекта, или радиоактивное заражение местности как последствие взрыва на объекте ЯПК, а также использование радиоактивных материалов для продажи на «черном рынке» после их хищения с объектов ЯПК или с целью совершения террористических актов в дальнейшем. Таким образом, результаты детального исследования обозначенной проблемы позволяют сформулировать более точное определение понятия «ядерный терроризм».

Ядерный терроризм - это организация, планирование деятельности, вовлечение в деятельность, действия или бездействия с использованием ядерного, радиоактивного материала (материалов) на объекте (объектах), использующих ядерный, радиоактивный материал (материалы), угроза перечисленных действий, а также иные действия или бездействия, если это будет иметь или имеет опасность для общества и (или) государства.

Для осуществления комплекса мер по обеспечению безопасности объектов ЯПК органами государственной власти и управления принят ряд законодательных, распорядительных и программных документов, определяющих требования по физической защите объектов с учетом их специфики и функционирования. Созданы органы государственной власти и управления, обеспечивающие выполнение разработанных нормативных требований, а также реализующих выполнение эксплуатирующими организациями организационных и инженерно-технических мероприятий по физической защите объектов.

По мнению автора, под термином «физическая защита» следует понимать совокупность организационных мероприятий, инженерно-

технических средств и действий подразделений охраны с целью предотвращения диверсий или хищений ядерных материалов.

Основываясь на российском законодательстве в области ядерной безопасности, можно полагать, что физическая защита должна обеспечить выполнение следующих задач:

- предупреждение о несанкционированном доступе;

- своевременное обнаружение нарушителя;

- задержка (замедление) проникновения нарушителя;

- пресечение несанкционированных действий;

- задержание лиц, причастных к подготовке или совершению диверсий или хищению ядерного материала.

При этом основу физической защиты, как и прежде, обеспечивают структурные подразделения охраны как внутри объекта, так и по его периметру и за пределами объекта. Их деятельность в основном регламентирована и определена в нормативных актах, в том числе и ведомственного характера. В то же время анализ правового обеспечения правоохранительных органов России за последнее десятилетие требует некоторого уточнения отдельных положений нормативной базы.

Анализ законодательства Российской Федерации позволил выделить следующие законодательные акты, регламентирующие деятельность МВД Российской Федерации в населенных пунктах, имеющих объекты повышенной опасности, при угрозе совершения на них террористического акта: Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ «О поправках к Конституции Российской Федерации» от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г № 7-ФКЗ) [1]; федеральные конституционные законы РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФКЗ (ред. от 02.07.2013 г.) [2] и «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г. №3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005 г.) [3]; федеральные законы РФ «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ [4]; «О ратификации Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий (Конвенция № 174)» от 30.11.2011 г. №366-ФЗ [8]; «О гражданской обороне» (ред. от 25.11.2009 г) от 12.02.1998 г № 28-ФЗ [6]; «О полиции» от 07.02.2011 г № 3-ФЗ [7]; «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ [5].

Рассмотрим характеристику каждого из вышеперечисленных источников.

- Конституция Российской Федерации - это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

- Федеральный конституционный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В настоящее время чрезвычайные ситуации остаются одними из важнейших вызовов стабильному развитию государства. Источниками событий чрезвычайного характера являются крупные техногенные аварии и катастрофы. Высокую угрозу несут радиационно и химически опасные объекты. Эффективное решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения невозможно без оперативного привлечения заблаговременно созданных резервов материально-технических ресурсов.

Данный Закон призван выступить основой такой правовой базы, поскольку именно он определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Безусловно, эффективное противодействие возникновению чрезвычайных ситуаций не может быть обеспечено только в рамках текущей деятельности лишь органов исполнительной власти. Современное состояние многих территориальных звеньев Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не в полной мере обеспечивает комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Проблема может быть решена только на основе существующих механизмов регулирования и практического обеспечения мер защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

- Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении». В результате стихийных бедствий, вызванных техногенными и экологическими факторами, создается чрезвычайная, особо опасная обстановка. На-

пример, угроза совершения террористического акта на объекте повышенной опасности имеет следующие последствия: нарушается нормальный ритм жизни городов, иных населенных пунктов и режим функционирования государственных и муниципальных органов; возникает возможность причинения значительного ущерба экономике, материальным и культурным ценностям, а также личным и имущественным интересам физических и юридических лиц; возникает угроза здоровью, жизни многих людей; создается потенциальная угроза нарушения общественного порядка и общественной безопасности; осложняется деятельность государственных органов по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности. В данных условиях может быть введено чрезвычайное положение, которое характеризуется как вводимый на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

- Федеральный закон РФ «О безопасности». В современных условиях среди комплекса проблем государственного строительства особое значение приобрели проблемы национальной безопасности. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил. На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние оказывают рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза терроризма. В этой ситуации обеспечение национальной

безопасности стало центральной, стратегически значимой для развития страны задачей. Для ее решения требуются соответствующие силы, средства и ресурсы, специальные структуры, управленческие кадры и специалисты-профессионалы, а также научное, организационное, правовое и иное обеспечение, единая выверенная и взвешенная политика национальной безопасности, охватывающая все основные сферы жизни и деятельности общества и государства, и, самое главное в условиях демократического правового государства, - надежная и эффективная правовая база.

Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

В Федеральном законе «О безопасности» определяются основные принципы обеспечения безопасности и устанавливаются полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области безопасности.

- Федеральный закон Российской Федерации «О ратификации Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий (Конвенция № 174)». Цель указанной Конвенции заключается в предотвращении крупных аварий, вызываемых опасными веществами, и в ограничении последствий таких аварий. В сферу применения Конвенции входят вопросы безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности.

- Федеральный закон «О гражданской обороне» регулирует определенную сферу деятельности только органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. В сферу правового регулирования указанного Закона входит только осуществление данными субъектами полномочий в области гражданской обороны. Посредством гражданской обороны обеспечивается участие в оборонительной деятельности не только государства (в лице его органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации), но также и муниципальных образований (в лице органов местного самоу-

правления) и организаций (юридических лиц любой организационно-правовой формы).

Законодательные акты, непосредственно регламентирующие деятельность МВД России: Закон «О полиции» и Закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

- Закон «О полиции» направлен на создание нового типа взаимоотношений общества и силовой структуры - полиции. Закон четко устанавливает права и обязанности полицейских, правовой статус полиции, а также устраняет несвойственные для полиции функции, корректирует деятельность полиции с учетом современных требований общества. Закон направлен на создание законодательных основ организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными отношениями. Законом предусмотрено комплексное решение задач по устранению несогласованности норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также пробелов в правовом регулировании деятельности милиции. На современном этапе полиция должна сосредоточить основные усилия на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.

- Закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» определяет назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, порядок выполнения ими возложенных задач, устанавливает гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы в указанных войсках, и членов их семей.

Таким образом, рассмотрены законодательные акты, регламентирующие деятельность МВД России в населенных пунктах, имеющих объекты повышенной опасности, при угрозе совершения на них террористического акта. Считаем необходимым отметить, что регулирование общественных отношений в населенных пунктах, имеющих объекты повышенной опасности, возникающих в результате угрозы совершения на них террористического акта в части, касающейся прав, обязанностей и полномочий, регулируются российским законодательством в полном объеме. Однако анализ показал, что отсутствует единый алгоритм действий, как следствие, в случае возникновении чрезвычайной ситуации, невозможно принятие управленческого решения, с учетом всех сил и средств,

в результате которого конфликт участников в сфере взаимодействия был бы исключен. То есть отсутствует такой законодательный акт, в котором закрепленные правовые нормы будут оказывать (без каких-либо конкретизирующих их подзаконных актов) непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому они адресованы, а также связанная с этим возможность граждан и сотрудников МВД России требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на эти положения акта, который будет иметь именно прямое действие в рассматриваемой сфере. Однако, как показывает практика, смена основополагающих, принципиальных актов происходит медленно и не всегда успевает за потребностями жизни.

Ядерный терроризм, так же как обычный, совершается с прямым умыслом при обязательном наличии целей - нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти.

Отягчающими обстоятельствами терроризма (ч. 2 ст. 205) является совершение его:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) неоднократно;

в) с применением огнестрельного оружия.

Автор полагает, что такая форма терроризма, как ядерный терроризм, в обязательном порядке будет включать и сговор группы лиц, и применение оружия, за исключением случая, когда террорист - непосредственно лицо, допущенное к работам на системах управления технологическими процессами.

Аналогично отношение к ядерному терроризму и ч. 3 ст. 205 УК РФ, и ст. 20 УК РФ.

Особо квалифицированный состав терроризма (ч. 3 ст. 205) включает следующие отягчающие обстоятельства:

а) совершение его организованной группой;

б) наступление по неосторожности смерти человека;

в) наступление иных тяжких последствий;

г) посягательство на объекты использования атомной энергии;

д) использование ядерных материалов, радиоактивных веществ источников радиоактивного излучения.

Субъектом терроризма может быть любое вменяемое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста (ст. 20).

Для предупреждения терроризма важное значение имеет поощрительная норма, предусмотренная в примечании к данной статье. Лицо, вовлеченное в подготовку акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности,

если способствовало предотвращению акта терроризма своевременным предупреждением органов власти или иным способом.

Своевременным признается такое предупреждение органов власти, когда они имеют возможность предотвратить совершение террористических действий либо наступление последствий, указанных в ст. 205 УК.

Иное способствование предотвращению акта терроризма может выражаться в активных действиях самого субъекта по предупреждению общеопасных действий (взрыв, авария и т.п.), привлечению других граждан к локализации вредных последствий и т.д. Для настоящего исследования наибольший интерес представляют положения законодательных актов, относящиеся к Министерству внутренних дел РФ. Проведенное исследование показывает, что на структурные подразделения МВД в рамках их полномочий могут быть возложены следующие задачи:

- обеспечение охраны и обороны ядерно-опасных объектов, а при транспортировке ядерных материалов - и их сопровождение;

- проведение оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;

- участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при угрозе и в случае осуществления террористического акта на исследуемых объектах;

- обеспечение разработки и утверждение в установленном порядке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения охраны и обороны ядерно-опасных объектов.

В нормативных документах, при этом, мы не находим четких положений по участию структурных подразделений МВД в пресечении актов терроризма на объектах ЯПК. Такое положение, на взгляд автора, не вполне верно и требует уточнения.

Для противодействия ядерному терроризму необходимы совместные усилия на уровне государств, прежде всего, стран «большой восьмерки». Помимо спецслужб и правоохранительных органов, существуют специализированные международные организации, в функции которых входит предупреждение актов ядерного терроризма: Международное агентство по атомной энергии, Группа ядерных поставщиков, Австралийская группа, Комитет Зангера, Всемирный институт ядерной безопасности.

В настоящее время ядерное оружие официально имеют восемь государств: США, Рос-

сия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан и Северная Корея. Также имеющим ядерное оружие считается Израиль. Наиболее крупными держателями ядерного оружия являются США и Россия. В целом, именно Россия и США должны возглавить борьбу с ядерным терроризмом, при тесном сотрудничестве с ООН и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Таким образом, необходимо уменьшить количество объектов, на которых хранятся ядерные боеприпасы и делящиеся материалы, до практического минимума и обезопасить все ядерные объекты от любых возможных угроз со стороны террористов и криминалитета. При этом важным моментом является сотрудничество со спецслужбами и правоохранительными органами тех исламских государств, которые стремятся противодействовать террористическим организациям. Выявление фактов подготовки ядерных терактов, незаконного оборота ядерных материалов и технологий должно производиться с использованием специальных методов разведки.

Существенная роль в предотвращении и пресечении ядерного терроризма в России должна отводиться структурам МВД. Совместная деятельность их структурных подразделений в конечном итоге может в полной мере обеспечить надежную физическую защиту объектов ЯПК от террористических посягательств.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации «О поправках к Конституции Российской Федерации» от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ).

2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. конст. закон от 21.12.1994 г. № 68-ФКЗ (ред. от 02.07.2013 г.).

3. О чрезвычайном положении: федер. конст. закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005 г.).

4. О безопасности: федер. закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ.

5. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: федер. закон от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ.

6. О гражданской обороне: федер. закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ (ред. от 25.11.2009 г.).

7. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ.

8. О ратификации Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий (Конвенция № 174): федер. закон от 30.11.2011 г. № 366-ФЗ.

9. Совместная американо-российская оценка угрозы ядерного терроризма: доклад / Белферов-ский центр науки и международных отношений и Институт США и Канады (май 2011).

10. Ядерный терроризм: блеф или реальность? // Национальная оборона. 2013. № 4.

БОЙНОВ Евгений Иванович - слушатель. Академия управления МВД России. Россия. Москва. E-mail: [email protected]

BOYNOV, Evgeny Ivanovich -Listener. Academy of Management of the InteriorMinistry of Russia. Russia. Moscow, E-mail: [email protected]

УДК 343.1

ДОПУСТИМОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ: НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СУЩНОСТЬ, МЕЖОТРАСЛЕВАЯ СВЯЗЬ

И.З. Федоров

В аспектах назначения, классификации, сущности и межотраслевой связи сопоставляются ограничения прав и свобод человека и гражданина, допустимые Конституцией Российской Федерации, и меры государственного принуждения, применяемые в стадии предварительного расследования с целью обеспечения нормального хода судопроизводства по уголовным делам и исполнения судебных решений.

Ключевые слова: задачи уголовного судопроизводства; следователь; дознаватель; предварительное расследование; классификация ограничения прав и свобод человека и гражданина; обязанности участников процесса; меры государственного принуждения; меры пресечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.