Научная статья на тему 'Вопросы правового обеспечения противодействия ядерному терроризму в России'

Вопросы правового обеспечения противодействия ядерному терроризму в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
413
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЯДЕРНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЪЕКТЫ ЯДЕРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЯДЕРНОМУ ТЕРРОРИЗМУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойнов Евгений Иванович

В статье изложена проблема ядерного терроризма, уточнено понятие «ядерный терроризм», проведен анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность правоохранительных органов при выполнении ими задач по противодействию ядерному терроризму

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the problem of nuclear terrorism, clarified the concept of «nuclear terrorism», the analysis of legal documents regulating the activities of law enforcement agencies in the performance of tasks to combat nuclear terrorism.

Текст научной работы на тему «Вопросы правового обеспечения противодействия ядерному терроризму в России»

ПРАВО И ПОЛИТИКА

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЯДЕРНОМУ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИИ

Аннотация. В статье изложена проблема ядерного терроризма, уточнено понятие «ядерный терроризм», проведен анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность правоохранительных органов при выполнении ими задач по противодействию ядерному терроризму.

Ключевые слова: терроризм, ядерный терроризм, ядерная безопасность, объекты ядерной промышленности, профилактика, террористический акт, противодействие ядерному терроризму.

QUESTIONS OF LEGAL SUPPORT OF COUNTERACTION TO NUCLEAR TERRORISM IN RUSSIA

Annotation. In the article the problem of nuclear terrorism, clarified the concept of «nuclear terrorism», the analysis of legal documents regulating the activities of law enforcement agencies in the performance of tasks to combat nuclear terrorism.

Keywords: terrorism, nuclear terrorism, nuclear safety, nuclear industry facilities, preventive maintenance, act of terrorism, countering nuclear terrorism.

На фоне актуализации борьбы с международным терроризмом особенно острой остается угроза ядерного терроризма. В силу поражающей мощи ядерная энергия в руках злонамеренных сил может привести к серьезнейшей трагедии.

Наличие на территории России 10 АЭС, 112 исследовательских ядерных установок, несколько тыс. различных ядерно-опасных объектов и научно-исследовательских организаций, выполняющих технологические разработки и исследования с использованием ядерных материалов, дает основание принимать меры по проблеме их защиты и обеспечения безопасности. Объектом осуществления ядерного терроризма могут являться: ядерное оружие в местах базирования, ядерные установки на объектах ядерной энергии, радиоактивные изделия ЯПК при их изготовлении и транспортировке.

Однако, как показало исследование, ядерный терроризм отличается от обычного тем, что, если при обычном или общепринятом в нашем понимании терроризме отсутствует цель нанесения ущерба экономической системе России, то при ядерном эта цель вполне реальна, так же как и при диверсии (ст. 281). Автор считает необходимым особо остановиться на формулировке «иные действия», указанной в ст. 205 УК РФ и рассмотреть данное понятие более подробно, так как в уголовном кодексе нет отдельной статьи закона раскрывающей понятие ядерного терроризма, и именно в «иные действия» попадает огромной важности и значения проблема ядерного терроризма [2].

Считаем, что под этим понятием следует понимать в том числе и радиоактивное заражение местности, как последствие аварии при нарушении террористами технологического процесса производства объекта, или радиоактивное заражение местности, как последствие взрыва на объекте ЯПК, а также использование радиоактивных материалов, для продажи на «черном рынке» после их хищения с объектов ЯПК, или с целью совершения террористических актов в дальнейшем. Таким образом, результаты детального исследования обозначенной проблемы позволяют сформулировать более точное определение понятия «ядерный терроризм».

УДК 34.096 Е.И. Бойнов

Evgeniy Boynov

© Бойнов Е.И., 2015

Ядерный терроризм - это организация, планирование деятельности, вовлечение в деятельность, действия или бездействия с использованием ядерного, радиоактивные материала (материалов), и на объекте (объектах), использующих ядерный, радиоактивные материал

(материалы), угроза перечисленных действий, а также иные действия или бездействия, если это будет иметь или имеет опасность для общества и (или) государства.

Для осуществления комплекса мер по обеспечению безопасности объектов ЯПК приняты органами государственной власти и управления ряд законодательных, распорядительных и программных документов, определяющих требования по физической защите (ФЗ) объектов с учетом их специфики и функционирования. Созданы органы государственной власти и управления, обеспечивающие выполнение разработанных нормативных требований, а также реализующих выполнение эксплуатирующими организациями организационных и инженерно-технических мероприятий по ФЗ объектов.

По мнению авторов, под термином «физическая защита» следует понимать совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны с целью предотвращения диверсий или хищений ядерных материалов.

Основываясь на Российском законодательстве в области ядерной безопасности можно полагать, что физическая защита должна обеспечить выполнение следующих задач:

- предупреждение о несанкционированном доступе;

- своевременное обнаружение нарушителя;

- задержка (замедление) проникновения нарушителя;

- пресечение несанкционированных действий;

- задержание лиц причастных к подготовке или совершению диверсий или хищения ядерного материала [5].

При этом, основу физической защиты, как и прежде, обеспечивают структурные подразделения охраны, как внутри объекта, так по его периметру и за пределами объекта. Их деятельность в основном регламентирована и определена в нормативных актах, в том числе и ведомственного характера. В то же время, анализ правового обеспечения правоохранительных органов России за последнее десятилетие, требует некоторого уточнения отдельных положений нормативной базы.

Рассмотрим характеристику некоторых из нормативных источников.

- Конституция Российской Федерации - это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного стоя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления [2].

- Федеральный конституционный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В настоящее время чрезвычайные ситуации остаются одними из важнейших вызовов стабильному развитию государства. Источниками событий чрезвычайного характера являются крупные техногенные аварии и катастрофы. Высокую угрозу несут радиационно и химически опасные объекты. Эффективное решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения невозможно без оперативного привлечения заблаговременно созданных резервов материально-технических ресурсов. Данный закон призван выступить основой такой правовой базы, поскольку именно он определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Безусловно, эффективное противодействие возникновению чрезвычайных ситуаций не может быть обеспечено только в рамках текущей деятельности только органов исполнительной власти. Современное состояние многих территориальных звеньев Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не в полной мере обеспечивает комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Проблема может быть решена только на основе существующих механизмов регулирования и практического обеспечения мер защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

- Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении». В результате стихийных бедствий, вызванных техногенными и экологическими факторами создается чрезвычайная, особо опасная обстановка. Например, угроза совершения террористического акта на объекте повышенной опасности имеет следующие последствия: нарушается нормальный ритм жизни городов, иных населенных пунктов; нарушается режим функционирования государственных и муниципальных органов; возникает возможность причинения значительного ущерб экономике, материальным и культурным ценностям, а также личным и имущественным интересам физических и юридических лиц; возникает угроза здоровью, жизни многих людей;создается потенциальная угроза нарушения общественного порядка и общественной безопасности; осложняется деятельность государственных органов по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности. В данных условиях может быть введено чрезвычайное положение, которое характеризуется как вводимый на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

- Федеральный закон «О безопасности». В современных условиях среди комплекса проблем государственного строительства особое значение приобрели проблемы национальной безопасности. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил. На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние оказывают рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза терроризма. В этой ситуации обеспечение национальной безопасности стало центральной стратегически значимой для развития страны задачей. Для ее решения требуются соответствующие силы, средства и ресурсы, специальные структуры, управленческие кадры и специалисты-профессионалы, а также научное, организационное, правовое и иное обеспечение, единая выверенная и взвешенная политика национальной безопасности, охватывающая все основные сферы жизни и деятельности общества и государства, и, самое главное в условиях демократического правового государства, - надежная и эффективная правовая база. Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [4]. На основании данных документов принимаются иные нормативные и ненормативные акты органов исполнительной власти [1]. В Федеральном законе «О безопасности» определяются основные принципы обеспечения безопасности и устанавливаются полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области безопасности.

- Федеральный закон Российской Федерации «О ратификации Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий (Конвенция № 174)». Цель указанной конвенции заключается в предотвращении крупных аварий, вызываемых опасными веществами, и в ограничении последствий таких аварий. В сферу применения конвенции входят вопросы безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности.

- Федеральный закон «О гражданской обороне» регулирует определенную сферу деятельности только органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. В сферу

правового регулирования указанного закона входит только осуществление данными субъектами полномочий в области гражданской обороны. Посредством гражданской обороны обеспечивается участие в оборонительной деятельности не только государства (в лице его органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации), но также и муниципальных образований (в лице органов местного самоуправления) и организаций (юридических лиц любой организационно-правовой формы).

Законодательные акты, которые непосредственно регламентируют деятельность МВД России: закон «О полиции» и закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

- Закон «О полиции» направлен на создание нового типа взаимоотношений общества и силовой структуры - полиции. Закон четко устанавливает права и обязанности полицейских, правовой статус полиции, а также устраняет несвойственные полиции функции, корректирует деятельность полиции с учетом современных требований общества. Закон направлен на создание законодательных основ организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными отношениями. Законом предусмотрено комплексное решение задач по устранению несогласованности норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также пробелов в правовом регулировании деятельности милиции. На современном этапе полиция должна сосредоточить основные усилия на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.

- Закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» определяет назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, порядок выполнения ими возложенных задач, устанавливает гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы в указанных войсках, и членов их семей.

Считаем необходимым отметить, что регулирование общественных отношений в населенных пунктах, имеющих объекты повышенной опасности, возникающих в результате угрозы совершения на них террористического акта в части касающейся прав, обязанностей и полномочий регулируются Российским законодательством в полном объеме. Однако анализ показал, что отсутствует единый алгоритм действий, как следствие, в случае возникновении чрезвычайной ситуации, невозможно принятие управленческого решения, с учетом всех сил и средств, в результате которого конфликт участников сфере взаимодействия был бы исключен. То есть, отсутствует такой законодательный акт, в котором закрепленные правовые нормы будут оказывать (без каких-либо конкретизирующих их подзаконных актов) непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому они адресованы, а также связанная с этим возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на эти положения акта, который будет иметь именно прямое действие в рассматриваемой сфере. Однако как показывает практика смена основополагающих, принципиальных актов происходит медленно и не всегда успевает за потребностями жизни.

При этом, в нормативных документах мы не находим четких положений по участию структурных подразделений МВД в пресечении актов терроризма на объектах ЯПК. Такое положение, на взгляд автора, не вполне верно и требует уточнения.

Для противодействия ядерному терроризму необходимы совместные усилия на уровне государств, прежде всего, стран «большой восьмерки». Помимо спецслужб и правоохранительных органов, существует специализированные международные организации, в функции которых входит предупреждение актов ядерного терроризма:

- международное агентство по атомной энергии;

- группа ядерных поставщиков;

- австралийская группа;

- комитет Зангера;

- всемирный институт ядерной безопасности [3].

В настоящее время ядерное оружие официально имеют восемь государств: США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан и Северная Корея. Также имеющим ядерное оружие считается Израиль. Наиболее крупными держателями ядерного оружия являются США и Россия. В целом, именно Россия и США должны возглавить борьбу с ядерным терроризмом, при тесном сотрудничестве с ООН и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Таким образом, необходимо уменьшить количество объектов, на которых хранятся ядерные боеприпасы и делящиеся материалы, до практического минимума, и обезопасить все ядерные объекты от любых возможных угроз со стороны террористов и криминалитета. При этом важным моментом является сотрудничество со спецслужбами и правоохранительными органами тех исламских государств, которые стремятся противодействовать террористическим организациям. Выявление фактов подготовки ядерных терактов, незаконного оборота ядерных материалов и технологий должно производиться с использованием специальных методов разведки.

Существенная роль в предотвращении и пресечении ядерного терроризма в России должна отводиться структурам МВД. Совместная деятельность их структурных подразделений в конечном итоге и можетв полной мере обеспечить надежную физическую защиту объектов ЯПК от террористических посягательств.

Библиографический список

1. Головизнина, И. А. Роль актов Министерства финансов Российской Федерации в регулировании системы налогообложения / И. А. Головизнина // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 16. - С. 172-174.

2. Грищенко, Л. Л. Проблема правового регулирования общественных отношений в условиях внутренних вооруженных конфликтов / Л. Л. Грищенко // Публичное и частное право. - 2011. - № 2. - С. 158-164.

3. Совместная американо-российская оценка угрозы ядерного терроризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://belfercenter.ksg.harvard.edu/files/Joint-Threat-Assessment%20RUS%2027%20May%202011.pdf (дата обращения : 25.04.2015).

4. Савенко, Г. М. О стратегии экологической политики Российской Федерации / Г. М. Савенко // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 18. - С. 71-74.

5. Ядерный терроризм: блеф или реальность? [Электронный ресурс] // Национальная оборона. - 2012. -№ 8. - Режим доступа : http://www.oborona.ru/includes/periodics/maintheme/2012/0803/19468942/detail.shtml (дата обращения: 15.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.