Научная статья на тему 'Современное состояние и проблемные вопросы взаимодействия ОВД и вв при выполнении ими задач при угрозе и совершении актов терроризма на объектах ядерно-промышленного комплекса'

Современное состояние и проблемные вопросы взаимодействия ОВД и вв при выполнении ими задач при угрозе и совершении актов терроризма на объектах ядерно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЯДЕРНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЪЕКТЫ ЯДЕРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / TERRORISM / NUCLEAR TERRORISM / INTERACTION / SITES OF NUCLEAR INDUSTRY PLANTS / PREVENTION / ACT OF TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойнов Е. И.

В статье рассматриваются основные проблемы и ориентиры развития взаимодействия ОВД И ВВ при угрозе и совершении актов терроризма на объектах ядерно-промышленного комплекса. Автором проанализированы особенности и недостатки законодательной базы, регулирующей данную проблему Статья раскрывает содержание понятия «ядерный терроризм», рассмотрены профилактические действия, направленные на пресечение акта терроризма. Статья подводит некоторые итоги изучения проблемных вопросов взаимодействия ОВД и ВВ при выполнении ими задач при угрозе и совершении актов терроризма на объектах ЯПК, в итоге выделены основные позиции по противодействию ядерного терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CURRENT STATUS AND ISSUES OF PROBLEMS OF INTERACTION OF INTERNAL AFFAIRS AND INTERNAL TROOPS IN PERFORMING TASKS IN CASES OF TERRORISTIC ACTS AT NUCLEAR INDUSTRIAL COMPLEXES

This article discusses the main issues and guidelines for the development of interaction of ATS and explosives in cases of threats of terrorism and terroristic acts at sites of a nuclear-industrial complex. The author analyzes the characteristics and shortcomings of the legal framework governing the issue. The paper explains the meaning of a notion of a “nuclear terrorism” and describes the prevention measures directed to the extinction of a terroristic act. The main ideas on the methods in the work against nuclear terrorism comprise the conclusion of the paper.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и проблемные вопросы взаимодействия ОВД и вв при выполнении ими задач при угрозе и совершении актов терроризма на объектах ядерно-промышленного комплекса»

Раздел 11 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Редактор раздела:

СЕРГЕЙ АЛЬБЕРТОВИЧ ПОЛЯКОВ - кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой уголовного права и процесса Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск)

УДК 34.096

Boynov E.I. A CURRENT STATUS AND ISSUES OF PROBLEMS OF INTERACTION OF INTERNAL AFFAIRS AND INTERNAL TROOPS IN PERFORMING TASKS IN CASES OF TERRORISTIC ACTS AT NUCLEAR INDUSTRIAL COMPLEXES. This article discusses the main issues and guidelines for the development of interaction of ATS and explosives in cases of threats of terrorism and terroristic acts at sites of a nuclear-industrial complex. The author analyzes the characteristics and shortcomings of the legal framework governing the issue. The paper explains the meaning of a notion of a "nuclear terrorism" and describes the prevention measures directed to the extinction of a terroristic act. The main ideas on the methods in the work against nuclear terrorism comprise the conclusion of the paper.

Key words: terrorism, nuclear terrorism, interaction, sites of nuclear industry plants, prevention, act of terrorism.

Е.И. Бойнов, подполковник полиции, слушатель Академии управления МВД России, г. Москва,

E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОВД И ВВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИМИ ЗАДАЧ ПРИ УГРОЗЕ И СОВЕРШЕНИИ АКТОВ ТЕРРОРИЗМА НА ОБЪЕКТАХ ЯДЕРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

В статье рассматриваются основные проблемы и ориентиры развития взаимодействия ОВД И ВВ при угрозе и совершении актов терроризма на объектах ядерно-промышленного комплекса. Автором проанализированы особенности и недостатки законодательной базы, регулирующей данную проблему Статья раскрывает содержание понятия «ядерный терроризм», рассмотрены профилактические действия, направленные на пресечение акта терроризма. Статья подводит некоторые итоги изучения проблемных вопросов взаимодействия ОВД и ВВ при выполнении ими задач при угрозе и совершении актов терроризма на объектах ЯПК, в итоге выделены основные позиции по противодействию ядерного терроризма.

Ключевые слова: терроризм, ядерный терроризм, взаимодействие, объекты ядерной промышленности, профилактика, террористический акт.

Мировая и отечественная практика показывает, что взаимодействие должно организовываться в интересах тех, кто играет определяющую роль в решении поставленной задачи.

Как известно взаимодействие - один из важнейших принципов согласования по цели, месту, времени и способам применения различных по предназначению и составу, структур принимающих участие в выполнении поставленных задач.

В исследуемых условиях данными структурами являются части и подразделения внутренних войск, обеспечивающие охрану и оборону объектов ЯПК. В этом случае, территориальные органы внутренних дел своей оперативно-служебной деятельностью должны, как бы, обеспечивать служебно-боевую деятельность внутренних войск.

На практике, как показало исследование, данное положение вещей представляется в несколько ином ракурсе. И более того, сегодня система взаимодействия ОВД и ВВ, принимающих участие в обеспечении физической защиты объектов ЯПК, оказалась не в полной мере готова к современным угрозам ядерного терроризма на охраняемых объектах.

Таким образом, считаем целесообразным рассмотрение проблемных вопросов взаимодействия между ОВД и ВВ начать с правовых и организационных основ противодействия ядерно-

му терроризму, так как именно от этих аспектов в конечном итоге и зависит согласованность в действиях всех структур призванных обеспечить физическую защиту объектов ЯПК.

Анализируя правовые основы противодействия терроризму, мы опираемся на международные и Российские законодательные акты.

В мировой практике накоплен значительный опыт обеспечения безопасности объектов ядерной промышленности, который базируется на прочной правовой и организационной основе. Основополагающим во всех системах обеспечения физической защиты в различных странах является надежное и четкое взаимодействие между службами охраны и местными структурами внутренних дел (полиция, жандармерия и т.д.). Частично зарубежный опыт уже взят на вооружение в России. Однако, в ряде случаев, слепое копирование мирового опыта в отечественную практику не только не повышает эффективность совместных действий, а наоборот может принести вред, что обусловлено спецификой нашего производства, особенностями условий обстановки и требует дифференцированного подхода к Российской действительности.

Эти особенности отмечаются уже при анализе законодательной базы по обеспечению совместных действий ОВД и ВВ при

охране ЯО и их противодействии терроризму. К законодательным актам Российской Федерации, регулирующим деятельность правоохранительных органов по противодействию терроризму мы относим: Конституцию Российской Феде-рации [1], законы «О безопасности» [2], «О противодействии терроризму» [3], «О полиции» [4], «О внутренних войсках МВД РФ», «Об оперативно-розыскной деятельности» [5], «Об обороне», «О службе внешней разведки», «О средствах массовой ин-формации», «О прокуратуре РФ» и другие.

В системе правовых мер, призванных обеспечить охрану государс-твенного строя и прав граждан от преступных посягательств, важную роль играют Основы уголовного судопроизводства и Уголовный кодекс, содержащие нормы, предусматривающие ответственность за общеуголовные преступления, в том числе и терроризм.

При этом, проведенный анализ вышеуказанных документов, включая межведомственные и ведомственные нормативные акты, дает нам основание говорить о недостаточной проработке в них вопросов, относящихся к раскрытию основ совместной деятельности ОВД и ВВ по противодействию ядерному терроризму. Разработанное и принятое в июне 2000 г., «Положение о взаимодействии в системах физической защиты ядерно-опасных объектов», хотя и согласованно с главным штабом ВВ МВД России не может быть признано совершенным для сегодняшнего дня.

На взгляд автора, вопросам противодействия ядерному терроризму необходимо придать первостепенное значение в связи с особой, общественно опасной формой проявления и непоправимыми последствиями. В законодательных актах содержащих общее понятие о терроризме необходимо выделить ядерный терроризм в отдельный раздел или, что было бы наиболее правильным, создать законодательные акты, непосредственно определяющие формы противодействия ядерному терроризму [1]. Именно так это сделано по отношению к терроризму на воздушном транспорте. Законодательные меры касаются вопросов общего терроризма и совершенно не учитывают терроризм ядерный. Вопросы профилакти-ки терроризма неоднократно рассматривались на заседаниях межведомственной антитеррористической комиссии. Однако, на основе анализа и углубленного изучения принятых ей документов, автор пришел к выводу, что, в большинстве своем, все законодательные акты направлены на вопросы профилактики тер-рористической деятельности, нацелены на пресечение непосредственной угрозы или акта терроризма, но не регламентируют порядок реализации правоохранительными структурами совместных ОВД и ВВ функций, когда угроза террористического акта на объекте ЯПК реальна.

Под профилактикой ядерного терроризма следует понимать совокупность знаний и деятельность правоохранительных структур в целях:

- выявления и нейтрализации причин ядерного терроризма;

- выявления и нейтрализации условий, способствующих ядерному терроризму;

- выявления и нейтрализации организаций и групп, способных поставить своей задачей ядерный терроризм;

- определения форм и методов контроля.

Для того, чтобы в полном объеме понимать и осуществлять профилактическую деятельность необходимо понимание обобщенных целей террористов и исходя из их анализа можно определить комплекс совместных мер ОВД и ВВ, которые мы условно разделили на три группы:

- информационно-аналитическая деятельность;

- общая и специальная профилакти-ка;

- специальные мероприятия, проводимые ОВД и ВВ при непосредственной угрозе террористического акта на объекте ЯПК.

Библиографический список

Информационно-аналитическая деятельность осуществляется всеми субъектами заинтересованными и задействованными в обеспечении безопасности объектов ядерной энергии. Цель данной деятельности, прогнозирование предпосылок, тенденций развития различных видов и форм терроризма в том или ином регионе, социальном объединении граждан, с учетом внутриполитических, социально-экономических, национально-этнических криминогенных, религиозных, демографических факторов.

Общая профилактика может осуществляться всеми субъектами заинтересованными и задействованными в обеспечении безопасности объектов ядерной энергии. Цель данной деятельности, противодействие развитию негативных процессов, конфликтности в обществе, социальному ожесточению людей, своевременное реагирование политическими, социально - экономическими методами на тенденции определенных партий, религиозных объединений, общественно-политических движений к проявлению экстремизма, использованию вооруженных способов борьбы.

Специальная профилактика осуществляется силами субъектов обеспечения безопасности объектов ядерной энергии, в пределах их компетенции и носит более оперативный характер.

Практика деятельности органов внутренних дел идет по пути проведения специальных профилактических операций для устранения причин роста отдельных видов преступлений. Она вполне оправдывает себя. Но в борьбе с терроризмом, в том числе ядерным, проведение профилактических операций по какому-то виду преступлений не может дать полный эффект, т.к. террор осуществляется как путем совершения различных преступлений, так и тщательно спланированными действиями направленными только на совершение акта терроризма, с соблюдением жесткой конспирации, исключением утечки информации о готовящемся террористическом акте. Современный террорист - это не обязательно преступник в прошлом, скорее, это более политизированный элемент, чем преступный.

В связи с этим необходимо рассматривать антитеррористическую профилактику, как комплекс идеологических, информационно - аналитических, оперативных и войсковых мероприятий, согласованных по периодам, целям, содержанию, задачам, объектам профилактики и субъектам участия в ней.

На основании обобщения и анализа полученной информации об обострении оперативной обстановки и появление признаков, свидетельствующих о возможных террористических актах разрабатываются меры по их предотвращению и пресечению.

Завершая рассмотрение современного состояния и проблемных вопросов взаимодействия ОВД и ВВ при выполнении ими задач при угрозе и совершении актов терроризма на объектах ЯПК, необходимо выделить следующие основные позиции:

1. Система безопасного функционирования объектов ЯПК в России нуждается в детальном рассмотрении на основе опыта передовых стран мира, с учетом современных угроз, т.е. реального положения в атомной промышленности нашей страны.

2. При рассмотрении системы обеспечения физической защиты необходимо учитывать уже существующую систему безопасности и наличие мате-риальных средств на данную безопасность.

3. Необходимы новые, кардинальные, технические и организационные решения обеспечения безопасности, основанные на опыте передовых стран мира и существующей системы деятельности правоохранительных структур.

4. Необходимо вводить в систему деятельности правоохранительных органов, служб безопасности объектов, новое понятие - ядерный терроризм, со всеми вытекающими организационными и юридическими последствиями.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993года, (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации «О поправках к Конституции Российской Федерации» от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-Ф3.

3. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 28.06.2014) «О противодействии терроризму».

4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

5. Федеральный закон № 27-ФЗ от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Bibliography

1. Konstituciya Rossiyjskoyj Federacii ot 12 dekabrya 1993goda, (s uchetom popravok, vnesennihkh Zakonami Rossiyjskoyj Federacii «O popravkakh k Konstitucii Rossiyjskoyj Federacii» ot 30.12.2008 № 6-FKZ i ot 30.12.2008 № 7-FKZ).

2. Federaljnihyj zakon «О bezopasnosti» ot 28.12.2010 N 390-FZ.

3. Federaljnihyj zakon ot 06.03.2006 № 35-FZ (red. ot 28.06.2014) «О protivodeyjstvii terrorizmu».

4. Federaljnihyj zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ «О policii».

5. Federaljnihyj zakon № 27-FZ ot 6 fevralya 1997 g. «О vnutrennikh voyjskakh Ministerstva vnutrennikh del Rossiyjskoyj Federacii».

Статья поступила в редакцию 08.09.14

УДК 343

Gontar S.N., Uvarov N.A. GENESIS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF CONSTITUTIONAL PRIVACY RIGHTS FOR PEOPLE INVOLVED IN COURT PROCEEDINGS (FROM THE EARLY RUSSIAN STATEHOOD TO THE BEGINNING OF 20th CENTURY). This article examines the historical aspects of formation and development of a constitutional right to privacy of an individual working in the field of court proceeding. The authors give examples from the life of Russia, which show the first attempts to legislate privacy of citizens on the example of so-called codes, established in 1136, 1209, 1649 and in 1903. Thus, the authors reveal the main periods of the development of the right to privacy which is of great scientific interest.

Key words: constitutional rights, right to privacy, criminal justice.

С.Н. Гонтарь, канд. юр. наук, начальник каф. криминалистики, ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]; Н.А. Уваров, преп. каф. криминалистики ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЛИЦА НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА (С НАЧАЛА СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ДО НАЧАЛА ХХ В.)

В статье исследуются исторические аспекты становления и развития конституционного права лица на неприкосновенность частной жизни в сфере уголовного судопроизводства. Авторы приводят примеры из истории Руси, в которых показаны первые попытки закрепить законодательно неприкосновенность частной жизни граждан на примере так называемых Краткой Правды 1136 г. и Пространной Правды 1209 г, Соборного Уложения 1649 г., Уголовного Уложения 1903 года. Тем самым авторы раскрывают основные периоды становления права на неприкосновенность частной жизни, что представляет научный интерес.

Ключевые слова: конституционные права, право на неприкосновенность частной жизни, уголовное судопроизводство.

Право на неприкосновенность частной жизни, являясь одним из основных конституционных прав человека и гражданина, отражает стремление каждого иметь свой собственный мир интимных, семейных, деловых и иных интересов, не подлежащих контролю со стороны государства и общества.

Кардинальное изменение отношения государства к личности связано с принятием в 1993 году Конституции РФ [1], впервые закрепившей право на неприкосновенность частной жизни. В связи с этим, частная жизнь лица уже не может рассматриваться как социальная категория, не имеющая правового содержания.

Невмешательство государства в частную жизнь граждан -один из принципов гражданского общества. Неприкосновенность частной жизни гражданин всегда признавалась ценностью, неотъемлемым правом человека, хотя степень возможного вмешательства государства в частную жизнь своих граждан в различные периоды существования нашего государства была различна.

Как отмечает Т.В. Кашанина, «процессуальное право как совокупность правовых норм ... появляется лишь на сравнительно поздних этапах жизни человеческого общества» [2]. Однако сама деятельность (процедура) по разрешению правовых споров, возникла уже на ранних этапах развития общества и права. Так, Г.В. Мальцев, отмечая это, пишет: «Зарождение примитивных процессуальных форм, упорядочивающих конфликтную ситуацию спора или наложения наказаний за действия, близкие к преступлению или являющиеся таковыми, относится к весьма ранним стадиям человеческого общества» [3].

Понимание необходимости особой охраны сведений, составляющих, в современном толковании, предмет частной жизни, имело место уже в самых ранних правовых памятниках России. На формирование права древней Руси сильное влияние оказывала религия. Связано это, в первую очередь, с принятием Рос-

сией христианства в 988 г. Его распространение на Руси, оказало существенное влияние на законодательство Киевской Руси и явилось фундаментом формирования норм уголовного судопроизводства. Христианская доктрина изначально несет в себе элемент «таинства» [4]. Еще до возникновения канонического права правовые источники указывали на недопустимость никакого вмешательства в церковные таинства и устанавливали самые суровые наказания за нарушения этого запрета. Уже со времени Лютеранского собора (1215 г.) в каноническом праве Европы утвердилось положение о тайне исповеди, которую никто не вправе нарушить. Христианская религия сыграла решающую роль в проявлении всякого рода индивидуальных начал в человеке, в том числе интимных. Как отмечает Г.Д. Мепариш-вили, «аскетизм и десексуализация бытия, занимающие заметное место в системе христианских ценностей, стесняли идею свободной индивидуальной жизни и породили явление, которое не знала ни одна прежняя культура, а именно - табуирование (от слова «табу») тела человека как такового. Дальнейшее развитие общественных отношений, науки и техники привело к существенному расширению круга тайн частной жизни человека. За занавесом оказались жилище, личная переписка и документация и т.д.» [5]. Следовательно, уже в средневековье европейская правовая мысль стала признавать право отдельного человека, по сути, на свою собственную частную жизнь, со своими индивидуальными секретами, в которой судья ему — только Господь Бог. В историографии усиление правовой защиты индивида обусловливается также развитием городской цивилизации, в которой отдельный человек стал цениться как личность [6]. Именно взаимодействие двух основных факторов — христианства и городской цивилизации — стало краеугольным камнем для последующего юридического признания права человека не только на собственную персонификацию, но и на тайну частной жизни - как охраняемое законом благо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.