УДК 364.04
СТАНОВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ РЕАБИЛИТОЛОГИИ КАК СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ И ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ИНВАЛИДОВ
Сигида Евгений Антонович, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой «Психология и социальная работа», [email protected],
Лукьянова Инна Евгеньевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры «Психология и социальная работа», [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва.
The article analyses the problems of improving social principles and approaches to the issue of the handicapped within innovative rehabilitology — that reflects the practical implementation of social technologies for securing public health at different levels and in various forms, taking into account the personal specificity of handicapped people.
В статье рассматриваются проблемы совершенствования социальных принципов и подходов к проблеме инвалидов в рамках инновационной реабилитологии, что является выражением практического воплощения социальных технологий по обеспечению общественного здоровья на разных уровнях и в разных формах с учетом специфики лиц, имеющих различные ограничения жизнедеятельности.
Keywords: innovative rehabilitology, limited vital activity, social aid, integration
Ключевые слова: инновационная реабилитология, ограничения жизнедеятельности, социальная помощь, интеграция
Вопросы социализации и интеграции, разработка инновационных подходов в социальной работе с целью повышения жизненной активности лиц с инвалидностью, чрезвычайно важные для российского общества, в современных условиях требуют четкого научного определения основополагающих социальных принципов и подходов к проблеме инвалидов, этим обусловлена актуальность рассматриваемой проблемы.
Рассмотрение инвалидности в социальных теориях общества является довольно сложной задачей, так как инвалидность в законодательстве РФ понимается как индивидуальное состояние индивидуума, вызванное нарушением здоровья, травмой или дефектом развития. Такое понимание инвалидности порождает определенные трудности для социологического исследования и определения социальной роли инвалидов как единой социоструктурной единицы. Известные в социологии «модели роли больного» Т. Парсонса, теория безумия М. Фуко, теория стигматизации И. Гофмана также рассматривают взаимоотношения
в обществе, строго говоря, не в сфере инвалидности, а скорее в сфере здоровья. Признание инвалида больным ориентируется на соответствующее к нему отношение и общества, признающего приоритетным медицинскую модель в вопросах реабилитации и интеграции. В то же время обсуждение социальных процессов в сфере инвалидности выявляет необходимость обращения внимания на социальный аспект, рассмотрение ограничения жизнедеятельно -сти лица, оказавшегося в трудной жизненной ситуации в более широком плане [7]. В частности, большие споры вызывал проект нового закона «Об основах социального обслуживания населения РФ», который был вынесен на общественное обсуждение в сентябре 2011 года.
Взаимодействие индивидуума с окружающей средой носит многоплановый характер, обусловленный многими факторами различного уровня — биологического, личностного, социального и др., что и создает основу для многочисленных барьеров. В связи с этим в понятии ограничения жизнедеятельности и функционирования отражен широкий круг
ограничений активности и ограничения возможности участия индивидуума, которые не позволяют ему нормализовать свои взаимоотношения со средой обитания.
Ограничение жизнедеятельности — это не атрибут индивида и не всегда его личная проблема, обусловленная рядом внутренних причин, такими как заболевания, травмы или физические дефекты развития, но всегда детерминирована внешними условиями, нарушениями факторов физического и социального значения, которые изменяют сложившиеся взаимоотношения между человеком и социальной средой.
Социальные последствия нарушенного паритета приводят к той или иной форме дезадаптации индивидуума в обществе. Глобальные техногенные и экологические изменения повышают агрессивность среды жизнедеятельности человека, приводят к нарушению его биосоциальных и социально-духовных связей, снижают адаптационные возможности на всех уровнях взаимодействия с окружающим миром.
Ограничения жизнедеятельности представляются как последствия или результат сложных взаимоотношений между изменением здоровья, личностными факторами и факторами внешней среды, в которых находится человек. В результате этих взаимоотношений окружающие факторы могут оказывать различное влияние на одного и того же индивидуума. Например, человек может иметь проблемы социализации и интеграции даже без нарушений и снижения своих возможностей в тех случаях, когда сталкивается с клеймом или дискриминацией в межличностных отношениях или на работе. В других случаях индивидуум может иметь снижение потенциальной способности при отсутствии социальной помощи и в то же время не испытывать проблем реализации в благоприятной окружающей среде.
Изучение индивидуума, связанного с окружающей средой в определенном иерархическом порядке физических, биологических, психологических и социальных уровней, нарушение которых приводит к деформации социального равновесия факторов природа (организм) — личность — общество, занимает важное место в процессе реабилитации и становится необходимым для понимания характера социальной помощи. Нарушение взаимоотношений человека в обществе неминуемо приводит к соци-ально-деятельностной дезинтеграции индивидуума, при этом первопричина становится связанной как с возможностями (или ограничениями) личности, так и с позицией, которую занимает общество. Признаки дисгармонии
будут обусловлены различными по характеру факторами, но соответствовать определенным уровням иерархического порядка. Нарушение взаимоотношений каждого уровня сопровождаются соответствующими ограничениями деятельности индивидуума, что порождает нарушение и компонента благополучия как на уровне организма, так и на уровне обеспечивающего социальный гомеостаз. Ограничения деятельности (жизнедеятельности) в этом случае рассматриваются как нарушения взаимоотношений (дисгармония) человека с окружающей социальной средой, обществом [2].
Устранение ограничений жизнедеятельности представляется как процесс (или результат) интеграции инвалидов в общество, обеспечивающий им равные права и возможности; как позитивное воздействие на индивидуумы не только на уровне организма, но и общества, с устранением негативных факторов окружающей среды, изменением социальной политики, создающих благоприятные возможности для реализации потенциала личности и восстановления его социального статуса.
Одним из социальных критериев оценки успешности государственной политики на федеральном и региональном уровнях в изменившихся условиях общественного уклада в Российской Федерации становится изменение общественного сознания и отношения к довольно многочисленной группе населения, находящейся в трудной жизненной ситуации, — лицам с ограничением жизнедеятельности. Согласно современным представлениям, трактовка трудной жизненной ситуации, которая дается в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» определяется как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность отдельного человека, семьи и требующая мер, способных восстановить утраченные социальные способности.
Формирующуюся социальную политику РФ можно рассматривать в качестве инструмента институциализации инвалидов, выделяя в ней такие признаки, как изменение отношения к людям с инвалидностью, признание инвалидов равными с остальной частью общества, признание ответственности общества перед инвалидами и др. В «Концепции социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми», принятой Правительством России (1992) была провозглашена ориентация социальной политики в отношении граждан, имеющих инвалидность, на социально-реабилитационную деятельность. Это выдвигает лиц с инвалидностью в сферу активной обще-
ственной жизни с признанием приоритетности реабилитации и интеграции.
В статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается следующее определение инвалида: «инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, что обосновывает возможность и необходимость его социализации и интеграции, обеспечения гарантии прав и свобод. Развитие сферы предоставления социальной помощи в этом случае базируется на доступности и возможности получения любого вида услуг всеми членами общества, включая лиц с ограниченными возможностями в реализации своих прав» [1].
Ухудшающееся состояние здоровья населения, увеличивающаяся инвалидизация привели к системной трансформации социальной политики в области охраны здоровья и жизнеобеспечения человека, поэтому проблема реабилитации приобретает общенациональное значение. Реабилитационная помощь как явление профессиональной деятельности в общественной жизни неотделима от потребностей и интересов государства, олицетворяет принципы конкретного этапа развития общества, социальных структур в интересах всех членов общества, в том числе тех, кто по разным причинам оказался в группе социально-уязвимых и социально-зависимых.
Термин «реабилитация» происходит от латинских слов — способность, потребность, «rehaЫHs» — восстановление способностей. В нашей стране принят термин «медико-социальная реабилитация», под которой понимается восстановление физического, психологического и социального статуса людей, утративших его в результате заболевания или травмы. Реабилитация решает следующие вопросы: устанавливает степень функциональных нарушений органов и систем организма, определяет трудоспособность и трудовой прогноз, разрабатывает программы восстановительных мероприятий. Однако при таком подходе формирующая структура реабилитации, призванная обеспечить оказание комплексной помощи (охраны здоровья), не может преодолеть ведомственный подход в решении задач сохранения и развития здоровья населения, потому что рассматривает вопросы реабилитации односторонне — только с позиции здравоохранения. Реабилитация ограничивается,
как правило, медицинской моделью, несмотря на некое терминологическое отклонение в сторону социальных аспектов [5].
Гуманистический подход, наметившийся в российском обществе, позволяет выделить в особое направление инновационную реаби-литологию, рассмотреть реабилитационную помощь как оказание интегрированных социально-медицинских услуг, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья, профилактику заболеваний и восстановление не только функций организма, но, прежде всего, способностей к социальному функционированию, всестороннему творческому развитию личности.
Инновационная реабилитология нами рассматривается как сфера деятельности по оказанию реабилитационной помощи, направленная на создание и организацию медико-социальных услуг на основе новых концептуальных положений, внедрение организационно-функциональных инноваций при проведении реабилитационных мероприятий, обеспечивающих совершенствование технологий сохранения здоровья, социального функционирования, способствующих повышению качества жизни.
Актуальность развития инновационной ре-абилитологии как позитивного фактора социальной политики обусловлена тем, что нарушение социального функционирования, потеря коммуникативных связей возможна не только в связи ухудшением или отсутствием здоровья, но и при наличии других, не менее значимых, факторов, включая бедность и социальное расслоение населения, духовную нищету, экологическую загрязненность окружающей среды и других непредвиденных жизненных обстоятельств, часто не зависящих от самого человека, но приводящих к проблемам в его взаимоотношениях с обществом [3].
Одним из серьезных барьеров на пути совершенствования механизмов реализации социальной политики может быть отрицательное или снисходительное отношение со стороны здоровых людей к лицам с ограничением жизнедеятельности. Современная парадигма социокультурного отношения к инвалидам имеет разноплановый характер с преобладанием гуманистической направленности и выражается в социальной толерантности, социальной независимости, терпимости, уважении и равенстве к такой категории «нетипичных» для общества людей, находит все большее понимание в наше время и позволяет взглянуть на инвалидность и реабилитацию не только как на медицинскую проблему.
Гуманизация и гуманитаризация общества последнего тридцатилетия XX века переориентировали взгляды общества и личности на проблему инвалидности и реабилитацию. Одним из основных постулатов в инновационной реабилитологии выдвигается приоритетность личности перед индивидуумом в реабилитационном процессе. В инновационной реабилитологии инвалид не признается больным, нуждающимся только в медицинской помощи с признанием за ним равных прав по сравнению со всеми гражданами, подчеркивается недопущение дискриминирующих определений инвалидности.
Как известно, словосочетание «ограниченные возможности» применительно к характеристике инвалида возникло в России в тяжелые 90-е годы и свидетельствовало о том, что общество перекладывает всю ответственность за инвалидность на самого инвалида. Можно было бы говорить об ограниченных возможностях общества, которое не было готовым предоставить и реализовать равные права для инвалидов. В те годы встречались и такие определения инвалидности, как социальная неполноценность, социальная непригодность, социальная недостаточность и др., что снимало вопрос о возможности социализации инвалидов.
Но это время прошло. Общество признало этих людей полноправными членами, определение инвалида стало более гуманным, что нашло отражение в российских и международных документах.
В Конвенции о правах инвалидов (2007) инвалидность рассматривается как «эволюционирующее понятие, которое является результатом взаимодействия между людьми с нарушением здоровья и общественными и сре-довыми барьерами, что мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Здесь нет и намека на понятие «ограниченные возможности» и более того акцентируется внимание на соблюдении принципа не дискриминации инвалида.
В то же время вызывает недоумение позиция СМИ в определении инвалида как лица с «ограниченными возможностями» стало быть изначально не способного к социальной деятельности, что, по меньшей мере, входит в противоречие с принятыми нормативными документами. Па-раолимпийские игры наглядно продемонстрировали всему миру, что нет предела возможностям человека. С другой стороны, многие могли
ощутить «ограниченные возможности» в плавании, толкании ядра и других видах спорта, но инвалидами, естественно, себя не ощутили.
Лицо, которое в обществе называют лицом с «ограниченными возможностями», никогда не будет социализировано и интегрировано уже по своему определению. Этот дискриминирующий и унижающий человека ярлык, который приклеивается к инвалиду, у которого лишь нарушены взаимоотношения с обществом по причине социальных барьеров, к сожалению, еще часто употребляется.
Для рассмотрения социальных принципов и подходов к проблеме инвалидов в структуре инновационной реабилитологии необходимо определить само понятие того «действия», которое должно привести к улучшению социального функционирования, устранению ограничений жизнедеятельности, адаптации человека в обществе.
В реабилитационном процессе для оказания реабилитационной помощи чаще используют такие понятия, как «воздействие», «проведение реабилитационных мероприятий» и т. д., которые должны оказать свое влияние на «объект» реабилитации.
При таком подходе реабилитируемый остается пассивным участником, абстрактным объектом процесса, в котором сам заинтересован, прежде всего. Более того, предметом реабилитации не выступает самое важное в человеческом существе — его уникальность личности, которая потому и рассматривается в отрыве от самого человека с психолого-социологических позиций как «субъект отношений» или «система социально-значимых черт». В то же время личность должна рассматриваться как основополагающие качества природы человека, включая мораль и нравственность, социальную стабильность общества, деловую активность, национальное достоинство и т. д., что обеспечивает повышение реабилитационного потенциала и интеллектуально-нравственного здоровья общества.
Реабилитация не может достигнуть своей цели, если она не будет обращена к личности и через личность воздействовать на все факторы, приводящие к ограничению жизнедеятельности. В противном случае реабилитация будет представлять набор мероприятий, который необходимо применить для воздействия на организм, или внешнюю среду, но не на человека — личность в конкретной среде обитания.
Восстановление способности к социальному функционированию, как стремление к покаянию, к праведной жизни, возможно при деятельностном понимании своей возможности быть человеком с правильным представлением ценностных ориентиров в жизни, чести и достоинства в противоположность понятиям эгоизма и гордыни.
Ревностное сохранение в себе качеств, присущих человеческой сущности, позволяет мобилизовать внутренние резервы и компенсировать недостающие или утраченные способности.
Цель инновационной реабилитации — обнаружить и восстановить в человеке такие понятия, как совесть, способность здраво мыслить и умение рассуждать. Для этого необходимы чистота помыслов и сердца, добрая совесть даже при собственном неверии в выздоровление, достижение и выполнение поставленной цели и задач.
Здравомыслящая личность способна к глубокой аналитической деятельности, позволяющей по-иному взглянуть на окружающий мир и распознать имеющиеся ограничения возможностей как внутреннего, так и внешнего характера, уйти от упрощенческой оценки своей значимости и творческого совершенствования [4].
В задачу инновационной реабилитологии входит устранение социальных барьеров, выступающих в разных формах, с целью максимально возможного возвращения личности к социальному функционированию и создания условий независимости в обществе.
Для достижения конечной цели инновационной реабилитологии — интеграции инвалида в общество — необходимы меры воздействия на все факторы, препятствующие социальному функционированию: возникает необходимость в устранении коммуникативных, психологических барьеров, изменение социальной политики, общественного мнения, воздействие на внешнюю среду, социальное окружение, и т. д. Особенно важно, что реабилитационная помощь должна оказываться при тесном сотрудничестве с самими инвалидами с целью оптимального планирования, организации и оценки предоставляемых услуг.
Специфичность и характер самой деятельности и специфика современного этапа российского общества выявили потребность расширения инновационной реабилитологии как деятельности и отрасли научного знания, необходимых для построения основных прин-
ципов формирования социальной политики в отношении групп лиц с различными формами ограничения жизнедеятельности.
Поставленные цели и задачи инновационной реабилитологии предполагают привлечение специалистов различных направлений: медицины, психологии, педагогики, социальной работы, объединенных в интегральную специальность — «инновационный реабилитолог».
Создание нового направления оказания реабилитационной помощи будет способствовать дальнейшему совершенствованию различных форм социальной помощи на основе достижений концепции инновационной реа-билитологии. Реабилитационные услуги при таком подходе требуют междисциплинарных знаний более высокого уровня, заинтересованности различных ведомств, практических учреждений в достижении эффективных мер помощи в восстановлении нарушенной жизнедеятельности и интеграции в общество.
Инновационная реабилитология по характеру своей деятельности представляет один из механизмов реализации социальной политики, так как способствуют социализации, интеграции и социальной защите людей в обществе. Ограничения жизнедеятельности в этом случае рассматриваются как проблема социальная, в которой вопрос полной интеграции индивида в общество признается основным, принципиальным и необходимым для обеспечения равноправной и свободной жизни.
Инновационная реабилитология решает широкий круг вопросов, включающих оказание услуг по устранению ограничений жизнедеятельности многочисленным категориям социально-неустроенных людей, престарелых, временно нетрудоспособных, лицам без определенного места жительства, находящихся в большинстве своем изолированно от общества, которые, потеряв здоровье, по той или иной причине не получают достаточной медицинской помощи в органах здравоохранения и нуждаются в оказании социально-медицинской помощи.
Клиентами инновационного реабилитоло-га в большинстве своем являются лица, нуждающиеся одновременно в социальных и медицинских услугах с позиции современной концепции здоровья — обеспечения физического, духовного и социального благополучия человека. Деятельность подобных специалистов способствует социально-медицинскому обеспечению населения воздействием не толь-
ко на факторы риска заболевания, но, в первую очередь, улучшением адаптационных, саноге-нетических возможностей человека физиологическими и социальными технологиями формирования основ здоровья.
В сфере оказания социально-медицинских услуг оказываются социально незащищенные люди, к тому же еще и страдающие какими-либо хроническими заболеваниями, имеющие физические дефекты, врожденные аномалии развития, социально опасные или социально значимые болезни и другую патологию, что не позволяет им самостоятельно, без посторонней помощи решить свои проблемы интеграции в общество. Социальная деформация и незащищенность усугубляется фактором отсутствия физического или психосоматического благополучия.
Инновационная реабилитология объединяет усилия специалистов различного профиля на основе единого понимания специфики технологий клинической, социальной восстановительной медицины и предполагает идентификацию специалиста со своей профессиональной деятельностью на межотраслевом, межсекторальном социально-медицинском уровне. Естественно-гуманитарный характер инновационной реабилитологии, биосоциальная направленность изучения общества позволяют определить соотношение социального и биологического в понятии здоровья человека, выяснить возможности преобразования биологического через социум, выработать рациональную тактику сохранения общественного здоровья.
Следует признать, что проблема восстанов-
ления, сохранения и развития здоровья давно вышла за рамки только медицинской науки и стала объектом изучения всего комплекса наук о человеке и обществе — социологии, психологии, социальной медицины и др. В широком плане обеспечивается реализация знаний и научных достижений в социальной политике на глобальном общечеловеческом уровне в виде создания и внедрения широкомасштабных инновационных программ. В этом случае социальные технологии выступают в форме научных теорий, программ, обеспечивающих внедрение приоритетных направлений сохранения общественного здоровья [6].
Инновационная реабилитология в структуре инновационной деятельности в настоящее время еще не получила достаточного развития и не находит отражения в нормативных документах. Однако основные направления политики РФ в области развития инновационной системы, которые развивают положения «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» дают основание для своевременности разработки и внедрения инновационных медико-социальных технологий.
Таким образом, развитие инновационной реабилитологии как компонента совершенствования реализации социальной политики является выражением практического воплощения социальных технологий по обеспечению общественного здоровья на разных уровнях и в разных формах с учетом специфики социальной помощи.
Литература
1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
2. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: МКФ. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 2001. 342 с.
3. Лукьянова И. Е. Научное обоснование современной реабилитационной помощи лицам с ограничениями жизнедеятельности: Дис... д-ра мед. наук. М., 2009.
4. Лукьянова И. Е., Суханов В. Г. Реабилитационная помощь лицам с ограничениями жизнедеятельности / Под ред. Е. А. Сигиды. М.: Наука, 2007.
5. Проблемы реабилитации в социальной работе и сервисе / Тематический сборник (Отв. ред. Е. А. Сигида). М.: 2001.
6. Сигида Е. А., Лукьянова И. Е. Психология и социальная работа в системе социального и гуманитарного образования: монография / Под ред. проф. Е. А. Сигиды. М.: ФГОУВПО «РГУТиС», 2010.
7. Ткаченко В. С. Общество и проблемы инвалидности: Монография. Ставрополь: Сервисшкола, 2006.