Научная статья на тему 'Становление индивидуальности школьника в условиях поликультурной образовательной среды региона'

Становление индивидуальности школьника в условиях поликультурной образовательной среды региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбалко Екатерина Евгеньевна

Статья посвящена изучению роли музыкально-творческой деятельности учащихся в процессе становления их индивидуальности с учетом поликультурности образовательного пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбалко Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление индивидуальности школьника в условиях поликультурной образовательной среды региона»

Е. Е. РЫБАЛКО

становление индивидуальности школьника в условиях поликультурной образовательной среды региона

Статья посвящена изучению роли музыкально-творческой деятельности учащихся в процессе становления их индивидуальности с учетом поликультурности образовательного пространства.

Ключевые слова: индивидуальность, культура, поликультурная образовательная среда.

Проблема становления индивидуальности школьников в условиях современного поликуль-турного общества является одной из актуальных проблем отечественного и зарубежного образования. Потребность различных социумов в единении и духовной интеграции, преодолении мировоззренческого противостояния является важнейшей теоретической и практической задачей нашего времени [1]. Одна из главных проблем в условиях работы современной массовой (в том числе и музыкальной) школы - противоречие между индивидуальностью ребенка и единообразием школьного образования. Необходимость разрешения данного вопроса требует разработки таких образовательных концепций, которые были бы ориентированы на развитие ученика как уникального человека, способного реализовать свой творческий потенциал во взаимодействии с другими индивидуальностями.

В основу разработанной нами концепции легло представление об индивидуальности как интегральной характеристике, выражающей особую форму бытия человека, в рамках которой он обладает внутренней целостностью и относительной самостоятельностью. Наличие этих свойств дает ему возможность активно и творчески проявлять себя в окружающем мире на основе раскрытия своих задатков и способностей в соответствии с индивидуальными и общественными потребностями [2]. Понятие культуры в контексте по-ликультурного воспитания рассматривается нами как «часть человеческого окружения, созданная самими людьми» [3]. При такой трактовке культуры подчеркивается ее многоаспектность, абсолютная невозможность перечислить множественность ее составляющих. Поликультурная образовательная среда понимается нами как сложный, многоуровневый, меняющийся в зависимости от культурного контекста способ существования индивидуальности, уникальная форма бытия школьника в разнообразных пространствах культуры. В основе поликультурности лежит признание сложно структурированного множества культур, их дополнительности.

Содержательно-смысловое наполнение концепции определяют механизмы и ступени развития индивидуальности. Становление индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде происходит под воздей-

ствием психологических механизмов адаптации, коммуникации, идентификации и интеграции. Адаптация предполагает активное принятие и усвоение ценностей, традиций и норм, сложившихся в поликультурной среде. Коммуникация подразумевает активный обмен информацией и взаимное духовное обогащение субъектов поликультурной образовательной среды. Идентификация связана с формированием чувства принадлежности учащихся к среде на эмоциональном, ценностно-мировоззренческом, поведенческом уровнях, обусловливающих воспроизводство собственной индивидуальности при осуществления различных видов развивающей деятельности.

В условиях образовательного процесса музыкальной школы становление индивидуальности ребенка в поликультурной среде достигается разными способами. Наиболее эффективна данная концепция в творческом самовыражении учащихся в музыкальных звуках. В ходе освоения музыкальной композиции происходит оценка и приобщение школьника к различным культурам, осознание их ценности [4]. Образовательно-творческая направленность деятельности учащихся в системе дополнительного образования обусловила создание авторской программы «Сочинение музыки», которая педагогически обеспечивает процесс становления индивидуальности школьника посредством музыкальной композиции и включает выполнение следующих методологических задач:

- постижение специфики влияния музыкальной композиции на выявление и развитие индивидуальных особенностей школьников;

- грамотную методическую обеспеченность этого процесса;

- рефлексию и диагностирование результативности влияния музыкального самовыражения на индивидуальность учащегося;

- управление взаимодействующими процессами становления и развития индивидуальности школьника посредством музыкальной композиции на основе изучения возрастных и индивидуальных интересов, потребностей детей, индивидуализации и дифференциации содержания их деятельности.

Экспериментальная работа велась по таким направлениям, как исследование проявлений креативности, творческой мотивации, познавательной музыкальной активности, творческой само-

стоятельности, сформированное™ ценностных ориентаций, степени развития волевых качеств личности. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные позволяют сделать следующее заключение:

- в основе процесса становления индивидуальности школьников в поликультурной среде должна находиться учебная работа, четко регулирующая степень осваиваемых учащимися знаний и возможность их творческого применения;

- необходимо создавать условия, позволяющие позиционировать себя как индивидуальность в общественных группировках, правильно воспринимать окружающий мир и свое место в нем, вести конструктивный диалог с другими индивидами, толерантно относиться к проявлениям их индивидуального «я»;

- используемый художественно-дидактический и музыкальный материал должен отличаться

вариативностью, проблемностью, поэтапным усложнением, личной значимостью и эмоциональной привлекательностью для учащихся;

- надлежит применять методы работы, соответствующие склонностям и интересам учащихся группы.

Литература

1. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999.

2. Философский энциклопедический словарь / ред. кол. С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М., 1989.

3. Segall M., Campbell D., Негsокоvits M. J. The Influence оf Culture on Visual Perception. Indianapolis, 1966. C. 84.

4. Дмитриева Л. Г. Детское музыкальное творчество как методика воспитания // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11. М., 1976. С. 94-115.

YE. YE. RYBALKO. THE FORMATION OF PUPIL'S INDIVIDUALITY UNDER CONDITIONS OF POLYCULTURAL EDUCATIONAL SPHERE OF REGION

The article is dedicated to study of the role of musical creative work of pupils as development of their individuality taking into consideration polycultural educational sphere.

Key words: individuality, culture, polycultural educational sphere.

М. г. ШАЦИЛ0

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ВОСТОКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается один из актуальных вопросов современной науки - восточная культура глазами человека Запада. Автор предпринимает попытку выявить некоторые отличительные особенности восточного мировосприятия.

Ключевые слова: Восток, Запад, традиция, фатализм, религия, природа, гармония, рефлексия.

Как известно, до великих географических открытий отношение к Востоку всегда строилось по модели мифа или сказки. Затем он приобретает статус географической и культурной реальности, тем самым становясь чуть более близким, но все еще чудесным, экзотическим и диковинным, а интерес к восточным странам стал носить характер модного увлечения. Фарфор и ткани, ширмы и веера, наряды и лаковые кабинеты, китайские дворцы и сады - все это служило воплощением фантастичного театрализованного восточного мира, олицетворявшего особую роскошь.

Однако скоро влечение к миру таинственного и причудливого, к его внешним формам, атрибутам и аксессуарам без каких-либо попыток близкого с ним соприкосновения сменяется интересом иного свойства. Россия и Европа обретают в лице Востока не просто объект, подлежащий перестройке и цивилизации на европейский лад, а своего рода антипод, яркую противоположность. В XVIII веке в Европу начинают проникать разного

рода восточные идеи (религиозные, философские, художественные). Так был сделан первый шаг на пути к разрушению великого мифа о европоцен-тричности старого мира. Европейская культура перестала осознавать себя центром, осью, вокруг которой вращаются все другие миры. Происходит своего рода условное разделение культур на западную и восточную, указывающее не только на их географическое расположение, но и на различную ментальность народов, населяющих эти территории. Иными словами, происходит осознание различия в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно-экономических политических структур. Однако принимать восточный (инородный) мир как равноправный и равноценный научились не сразу, и способствовал этому целый ряд причин.

Восток, являясь во многом противоположностью Западу, воплощает в себе спокойствие и не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.