Научная статья на тему 'Становление идеологических взглядов жана Батиста Кольбера'

Становление идеологических взглядов жана Батиста Кольбера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
520
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАН БАТИСТ КОЛЬБЕР / ИЕЗУИТСКИЙ КОЛЛЕДЖ / КАРЬЕРА / М. ЛЕТЕЛЬЕ / ДЖ. МАЗАРИНИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Явнова И. И., Гумеров Р. И.

В статье рассматривается становление идеологических взглядов французского государственного деятеля Жан Батист Кольбера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление идеологических взглядов жана Батиста Кольбера»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070

Взаимоотношения между поколениями: Нормой поведенческого этикета как во внутрисемейной, так и в общественной жизни оставалось подчеркнуто почтительное отношение младших к старшим, хотя реальное влияние последних неуклонно снижалось. Сохранявшийся до начала 1920-х гг. неформальный институт медиативного суда старейшин уже прекратил свое существование. Начали проявляться разногласия между поколениями по социально-экономическим и культурным вопросам [2, с. 27, 36, 448].

Положение женщин: По сравнению с соседним населением женщины в осетинских селах пользовались значительной свободой (не избегали мужчин, не носили чадру и т.д.). Нормой являлось уважительное отношение мужчин к женщинам. Обязанностью женщин в семье было ведение домашнего хозяйства, но полевыми работами они, как правило, не занимались [2, c. 23, 299, 461].

Религиозное сознание: Сарыкамышские осетины являлись, несомненно, вполне правоверными мусульманами, стремившимися следовать в своей повседневной жизни предписаниям ислама. Отмечено соблюдение поста, совершение намаза (последнее далеко не регулярно). В большинстве сел имелась мечеть, а также мулла или муэдзин (иногда из неместных жителей). Практиковалось паломничество к расположенным в данном районе могилам мусульманских святых - зияретам. Признаков сохранения традиционных домусульманских верований и обрядов не зафиксировано [2, с. 269, 444, 455].

Отношения с окружающим населением были достаточно комплементарны. Лишь в с. Алисофу имел место конфликт между осетинами и карапапахами, вызванный борьбой за «жизненное пространство» и плохой культурной совместимостью двух групп и проявлявшийся в основном во взаимном хозяйственном вредительстве (поджогах запасов сена, соломы и т.п.). В целом в восприятии осетинами соседних групп просматривалось ощущение собственного социокультурного превосходства, с чем была связана и тенденция к определенной самоизоляции [2, с. 443-444].

Кратко изложенный выше полевой материал, содержащийся в дневнике Казмаза, свидетельствует о том, что сарыкамышские осетины к началу 1940-х гг. сохраняли многие важнейшие этносоциальные и этнокультурные особенности, унаследованные ими от «материнского» этноса. Их групповая идентичность базировалась прежде всего на четком сознании общности своего происхождения и социально-культурной «особости» в регионе. В то же время очевидно было влияние ассимиляционных процессов, хотя они и замедлялись некоторой обособленностью и самодостаточностью данной общины. Благодаря этому упомянутые осетинские села смогли просуществовать в качестве таковых в течение еще нескольких десятилетий. Лишь в последней четверти XX в. их жители окончательно покинули округ Сарыкамыш, мигрировав в крупные города западной и центральной Турции [3, с. 126].

Список использованной литературы:

1. Чочиев Г.В. Осетины на Ближнем Востоке: поселение, адаптация, этносоциальная эволюция // Известия Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. 2010. Вып. 4 (43).

2. Kazmaz S. Sankami§'ta Köy Gezileri. Ankara: AKDTYK, 1995.

3. Andrews P.A. Ethnic Groups in the Republic of Turkey. Wiesbaden: Ludwig Reichert Verlag, 1989.

© Чочиев Г.В., 2016

УДК 94

Явнова И.И., Гумеров Р. И.,

к.и.н. доцент, студент 3 курса исторического факультета, Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета

г. Стерлитамак, Российская Федерация

СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЖАНА БАТИСТА КОЛЬБЕРА

Аннотация

В статье рассматривается становление идеологических взглядов французского государственного

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_

деятеля Жан Батист Кольбера.

Ключевые слова

Жан Батист Кольбер, иезуитский колледж, карьера, М. Летелье, Дж. Мазарини.

29 августа 1619 года у Никола Кольбера и его жены Мари Пюссор, дочери купца из близкого к Реймсу города Ретеля, родился первый сын, названный Жаном Батистом. Судьба мальчика, казалось, была предопределена. Из поколения в поколение старшие сыновья купцов Кольберов наследовали отцовское дело и получали чисто купеческую профессиональную подготовку, стажируясь в торговых фирмах, с которыми вели дела их родители. Но тут дело обернулось иначе. Когда пришел срок, Никола отдал сына в реймсский иезуитский колледж, в котором особое внимание уделялось углубленной гуманитарной подготовке, знанию классических языков [3, с. 26].

В 1634 году кончилось обучение в колледже. Жана Батиста устраивают на службу при лионском банкире Маскрани. Работа в лионском банке оказалась недолгой. Более пяти лет юный Жан Батист нигде не может прочно устроиться. Переехав из Лиона в Париж, он меняет еще три места. Один урок он должен был усвоить твердо: отец ему не в помощь и для успешной карьеры нужно рассчитывать на себя. На вершине карьеры Кольбер будет иметь основания написать в «инструкции» для своего сына: «Мой сын должен хорошо думать и часто размышлять о том, чем он стал бы по своему рождению, если бы Бог не благословил мой труд и если бы этот труд не был огромным» [3, с. 28].

Наконец, к 1640 году Кольбер приобретает должность ординарного военного комиссара. В обязанности военного комиссара входило сопровождать войска на марше, организовывать их расквартирование, проверять правильность списочного состава и комплектность экипировки, инспектировать гарнизоны. В условиях тяжелой войны эта деятельность была особенно интенсивной. Зато можно было завязать выгодные связи с поставщиками товаров для армии. Так прошло пять лет. Жизнь в военной среде, видимо, способствовала развитию жестокости, авторитарности характера Жана Батиста.

В 1643 году произошло очень важное для карьеры Кольбера событие. Государственным секретарем военных дел стал Мишель Летелье, шурин Сен-Пуанжа, возглавивший одно из бюро госсекретариата, а Жан Батист с 1645 года стал служащим этого «министерства», пользовавшимся на правах родственника особым доверием министра. В декабре 1648 года он женился на Мари Шаррон, из семьи крупных финансистов, связанных с военными поставками.

В 1650 году эти контакты стали постоянными: двор с Мазарини часто выезжал из Парижа. Летелье оставался в столице и хотел иметь при кардинале своего представителя. Таким агентом и стал Кольбер. Столкнувшись с отказом Мазарини дать Летелье одно аббатство, Кольбер наговорил первому министру грубостей. Кардинал жаловался Летелье, что его агент «употреблял слова, столь мало сообразные с тем, кто такой он и кто такой я, что я поневоле рассердился и ответил ему сотой долей того, что он мне сказал», со своей стороны, Кольбер написал шефу, как ему трудно переносить такое обращение «человека, к которому я не испытываю никакого уважения» [2, с. 211].

«Человеком» Мазарини Кольбер стал в тяжелом для кардинала 1651 году. Смещенный по требованию аристократов и парламента, бывший премьер-министр ударился в изгнание за границу. Во Франции осталось большое имущество, требовался преданный управляющий, Кольбер согласился им стать [3, с. 29]. 5 апреля он же извещает кардинала, что Кольбер полностью ознакомился с состоянием его имущества. При официальном оформлении договоренности Кольбер поставил свои условия: Мазарини должен был обратиться к Летелье с просьбой позволить его клиенту заниматься делами кардинала, причем Кольбер продолжал бы в прежнем объеме нести службу при старом патроне. Желая подчеркнуть свою независимость, новый управитель даже отказался получать от кардинала жалованье, гордо заявив, что он «не хочет служить из корысти» [1, с. 20].

Зато он потребовал для себя абсолютной доверенности на ведение всех дел, и в частности верительного письма, которое дало бы ему право обращаться от имени кардинала к королеве. Нуждавшийся в поддержке Летелье изгнанник принял все требования. Когда Мазарини вернулся к власти, фразы о нежелании служить из корысти были забыты. Обогащая патрона, Кольбер обогащался и сам. При

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_

бесконтрольном положении первого министра возможности обогащения были неограниченными, стараниями своего управителя кардинал стал обладателем самого крупного во Франции состояния в 40 млн л. [2, с. 21].

Своим чередом шло и социальное возвышение. В 1655 году, купив должность королевского секретаря, Кольбер стал дворянином. Затем, после приобретения сеньории Сеньелэ в Бургундии, его герб украсила баронская корона.

Таким образом, Кольбер и сам уже обзаводится среди финансистов своими контрагентами, признающими его лидерство. Испытавший свои способности в управлении огромным хозяйством кардинала, Кольбер стремится найти им применение в масштабах всей страны - лучше всего в верхах финансового ведомства. Но место сюринтенданта финансов было прочно занято умным и честолюбивым Никола Фуке. С ним Кольберу предстоит повести борьбу не на жизнь, а на смерть.

Список использованной литературы:

1. Борисов Ю.В. Дипломатия Людовика XIV. М.: Международные отношения, 1991. 381 с.

2. Ивонина Л.И. Мазарини. М.: Молодая гвардия, 2007. 303 с.

3. Малов В.Н. Ж.-Б. Кольбер. Абсолютистская бюрократия и французское общество. М.: Наука, 1991. 240 с.

© Явнова И.И., Гумеров Р.И., 2016

УДК 94

Явнова И.И.,

к.и.н. доцент, Туйкина Г.А.,

студентка 3 курса исторического факультета, Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета

г. Стерлитамак, Российская Федерация

ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В СОЗНАНИИ МАОРИ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы традиционные религиозные представления и изменения в сознании коренного населения Новой Зеландии.

Ключевые слова

Маори, манна, тапу, новая Зеландия, миф, пантеон.

Интерес к религиозным представлениям маори проявился с первыми же контактами между пакеха и маори. Европейцы пытались разобраться, во что маори верят. Надо учесть, что люди, посетившие Новую Зеландию, а то время находились под сильным влиянием идей христианства. Все, кто не попадал в рамки христианского мира, объявлялись идолопоклонниками или дьяволопоклонниками: «Фигурки у них на шее -конечно идол. Кажется, будто она сидит на пятках, с очень широкими бедрами и плечами, с широко открытым ртом и высунутым языком». Они делались из зеленого камня - нефрита - и выглядели достаточно красиво: «Должно быть, эта фигурка изготавливалась продолжительное время, камень был столь же тверд, как и агат, а работа была выполнена очень качественно» [3, с. 3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.