_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 908
Г.В. Чочиев
к.и.н.
Владикавказский научный центр РАН г. Владикавказ, Российская Федерация
МАТЕРИАЛЫ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СУЛЕЙМАНА КАЗМАЗА КАК ИСТОЧНИК ПО
ИСТОРИИ И ЭТНОГРАФИИ ТУРЕЦКИХ ОСЕТИН
Аннотация
В статье коротко охарактеризованы и систематизированы данные полевых исследований турецкого этнографа С. Казмаза о нескольких осетинских селах Сарыкамышского округа Карсского вилайета Турции. Представлены некоторые выводы относительно социально-культурного профиля этой группы осетинской диаспоры в середине ХХ в.
Ключевые слова
Турция, Сарыкамыш, осетины, диаспора, культура, идентичность, ассимиляция.
Послуживший основой для настоящей работы полевой материал был собран известным турецким этнографом-краеведом Сулейманом Казмазом в период с октября 1940 по сентябрь 1941 г. в округе Сарыкамыш провинции Карс (северо-восточная Анатолия) посредством наблюдений за жизнью и бытом местного населения и углубленных бесед-интервью с отдельными информаторами. Написанная в форме дневника авторская рукопись спустя более чем полвека была опубликована в Турции под названием «Сельские прогулки в Сарыкамыше» [2]. Наряду с селами других проживавших в округе этнических групп (турок, курдов, туркмен-карапапахов), объектом исследования Казмаза стали и четыре расположенных здесь села, основное население которых в указанный период составляли потомки осетин, переселившихся в конце 1850-х - начале 1860-х гг. в Османскую империю, в частности - сс. Хамамлы, Верхний Сарыкамыш, Бозат и Алисофу [1, с. 52]. Собранный Казмазом фактический материал позволяет составить определенное представление о целом ряде социально-культурных характеристик сарыкамышских осетин и сделать некоторые выводы о степени сохранности их этнической идентичности на означенном временном отрезке. Ниже в обобщенном виде резюмируются почерпнутые из упомянутого источника сведения об основных чертах этнического профиля данной группы осетинской диаспоры в Турции.
Этнодемографическая ситуация: На момент проведения исследования в Хамамлы насчитывалось 20 дворов (примерно 200 жителей), в Верхнем Сарыкамыше - 38, в Бозате - 30; данные по Алисофу не приводятся. Первые три села сохраняли фактически моноэтничный (осетинский) статус, в Алисофу же с начала 1920-х гг. совместно с осетинами проживали мигрировавшие из советского Закавказья карапапахи. Наметился отток осетинского населения в города и другие регионы Турции [2, c. 22-23, 33].
Язык: Судя по косвенным свидетельствам, основным языком бытового общения внутри указанных сел являлся осетинский язык. Для общения же с представителями «внешнего мира» их обитатели пользовались турецким языком [2, с. 284-286, 462].
Представления об исторической родине и миграции: В коллективном сознании четко сохранялась память о происхождении с Кавказа с заметной тенденцией к идеализации исторической родины. В качестве причин исхода предков в османские владения назывались их нежелание жить под властью русской администрации и стремление сохранить мусульманскую религию. Согласно устной традиции, прибывшие в Османскую империю осетины были с вниманием и заботой приняты султаном, который предложил им поселиться в Стамбуле или самим выбрать для себя подходящие земли в любой части страны. Обойдя почти всю Анатолию, иммигранты предпочли обосноваться в Сарыкамыше, который, несмотря на суровость природных условий, привлек их своей малонаселенностью, географической изолированностью и сходством местного ландшафта с кавказским [2, с. 28, 33-35, 267].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_
Хозяйственная жизнь: Холодный климат высокогорья (более 2000 м над уровнем моря) и низкий уровень плодородия почвы ограничивали возможности ведения земледельческого хозяйства. Основными культурами являлись пшеница и ячмень, урожая которых хватало только для собственного потребления сельчан. Произрастали также картофель и лук. Фруктовые деревья почти не росли. Поля по 2 года держали под паром. Лучше обстояло дело с разведением мелкого и крупного рогатого скота, чему благоприятствовало наличие в окрестностях сел летних пастбищ (поголовье овец в Бозате - около 300, в Хамамлы - около 200). На зимовку, однако, весь скот перегонялся в более южные низинные районы. В прошлом доходной статьей животноводства являлось коневодство, пришедшее к описываемому времени в упадок из-за снижения спроса на лошадей. За пределы сел на продажу вывозились солома, сено и масло. В более ранний период была развита заготовка и продажа древесины, но ввиду вырубки лесов этот промысел прекратил существование. Часть жителей подрабатывала ближним сезонным отходничеством. Экономическое неравенство было ощутимым. Так, в Бозате 10 дворов не имели земли и рабочего скота и батрачили в чужих хозяйствах [2, с. 30-36, 267, 276].
Жилище: Почти все дома были одноэтажными из тесаного камня и извести с плоскими земляными крышами, плохо удерживающими воду и холод, и земляными полами (причина - дефицитность древесины). Хлева и прочие хозяйственные помещения располагались за пределами домов. Планировка комнат правильная. Их внутреннее убранство отличалось аккуратностью, чистотой и оформленностью с известным эстетическим вкусом, что выделяло их на фоне жилищ представителей соседних групп [2, с. 22, 33, 444, 452].
Пища: Из традиционных продуктов питания было зафиксировано приготовление осетинского сыра, пирогов, а из напитков - пива (по торжественным поводам). Значительное место в рационе занимали и блюда местной кухни [2, с. 37, 294, 445, 465].
Одежда: До относительно недавнего времени повседневной одеждой служил традиционный кавказский костюм, все компоненты которого изготовлялись сельскими женщинами из овечьей шерсти и кожи. К описываемому периоду, однако, он был уже вытеснен одеждой современного образца под влиянием официальной политики европеизации и унификации внешнего вида граждан. В качестве отличительной черты сельчан названо стремление одеваться «по-городскому» [2, с. 268, 293, 448, 463-465].
Фольклор: Засвидетельствовано бытование героических и абреческих песен. Любовная лирика отсутствовала, считаясь предосудительной. Эпические сказания не упомянуты. Из других видов устного творчества отмечены предания и притчи «из кавказской жизни» (в т.ч. о Кавказской войне и имаме Шамиле) и образцы анатолийского фольклора [2, с. 277-285, 449].
Народные танцы и музыка хорошо сохранялись и регулярно исполнялись по торжественным случаям. Единственным музыкальным инструментом являлась гармоника [2, с. 31, 303-304].
Брак и семья: Как правило, браки были довольно поздними (для мужчин часто после 30 лет), что было связано не только с экономическими проблемами, но и с трудностью выбора партнера внутри собственной этнической группы ввиду ее малочисленности. Последнее обстоятельство привело к постепенному снятию запретов на браки между представителями различных по сословному статусу или родственных фамилий. Единичные прецеденты кросскузенного брака осуждались общественным мнением. Обязательна была выплата калыма в размере 150 лир (стоимость двух лошадей). Брак заключался с согласия обоих молодых людей. Похищение невесты практиковалось редко. После свадьбы соблюдались, хотя и менее строго, чем в прежние времена, традиционные формы избегания [2, с. 25, 290, 302-307, 449]. /
Воспитание детей: Трудовое воспитание начиналось в раннем возрасте. Помимо хозяйственных навыков, большое внимание уделялось обучению мальчиков искусству наездничества, стрельбе в цель и т.п. (эти традиции, правда, уже стали терять свое значение), а девочек - рукоделиям, в чем им не было равных в соседних селах. В качестве отличительной особенности осетинских сел отмечено также стремление родителей к предоставлению детям образования: практически все дети посещали начальную или среднюю школу, даже если ее не было в собственном селе; многие направлялись в города в гражданские и военные учебные заведения [2, с. 270, 278, 454, 460].
Погребальные обычаи сочетали осетинские и мусульманские традиции. Уровень воздаваемых усопшим почестей был выше, чем в неосетинских селах. Вместе с тем наблюдалась тенденция к ослаблению строгости соблюдения послепохоронных траурных норм [2, с. 298, 302, 446, 454].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070
Взаимоотношения между поколениями: Нормой поведенческого этикета как во внутрисемейной, так и в общественной жизни оставалось подчеркнуто почтительное отношение младших к старшим, хотя реальное влияние последних неуклонно снижалось. Сохранявшийся до начала 1920-х гг. неформальный институт медиативного суда старейшин уже прекратил свое существование. Начали проявляться разногласия между поколениями по социально-экономическим и культурным вопросам [2, с. 27, 36, 448].
Положение женщин: По сравнению с соседним населением женщины в осетинских селах пользовались значительной свободой (не избегали мужчин, не носили чадру и т.д.). Нормой являлось уважительное отношение мужчин к женщинам. Обязанностью женщин в семье было ведение домашнего хозяйства, но полевыми работами они, как правило, не занимались [2, c. 23, 299, 461].
Религиозное сознание: Сарыкамышские осетины являлись, несомненно, вполне правоверными мусульманами, стремившимися следовать в своей повседневной жизни предписаниям ислама. Отмечено соблюдение поста, совершение намаза (последнее далеко не регулярно). В большинстве сел имелась мечеть, а также мулла или муэдзин (иногда из неместных жителей). Практиковалось паломничество к расположенным в данном районе могилам мусульманских святых - зияретам. Признаков сохранения традиционных домусульманских верований и обрядов не зафиксировано [2, с. 269, 444, 455].
Отношения с окружающим населением были достаточно комплементарны. Лишь в с. Алисофу имел место конфликт между осетинами и карапапахами, вызванный борьбой за «жизненное пространство» и плохой культурной совместимостью двух групп и проявлявшийся в основном во взаимном хозяйственном вредительстве (поджогах запасов сена, соломы и т.п.). В целом в восприятии осетинами соседних групп просматривалось ощущение собственного социокультурного превосходства, с чем была связана и тенденция к определенной самоизоляции [2, с. 443-444].
Кратко изложенный выше полевой материал, содержащийся в дневнике Казмаза, свидетельствует о том, что сарыкамышские осетины к началу 1940-х гг. сохраняли многие важнейшие этносоциальные и этнокультурные особенности, унаследованные ими от «материнского» этноса. Их групповая идентичность базировалась прежде всего на четком сознании общности своего происхождения и социально-культурной «особости» в регионе. В то же время очевидно было влияние ассимиляционных процессов, хотя они и замедлялись некоторой обособленностью и самодостаточностью данной общины. Благодаря этому упомянутые осетинские села смогли просуществовать в качестве таковых в течение еще нескольких десятилетий. Лишь в последней четверти XX в. их жители окончательно покинули округ Сарыкамыш, мигрировав в крупные города западной и центральной Турции [3, с. 126].
Список использованной литературы:
1. Чочиев Г.В. Осетины на Ближнем Востоке: поселение, адаптация, этносоциальная эволюция // Известия Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. 2010. Вып. 4 (43).
2. Kazmaz S. Sankamiç'ta Koy Gezileri. Ankara: AKDTYK, 1995.
3. Andrews P.A. Ethnic Groups in the Republic of Turkey. Wiesbaden: Ludwig Reichert Verlag, 1989.
© Чочиев Г.В., 2016
УДК 94
Явнова И.И., Гумеров Р. И.,
к.и.н. доцент, студент 3 курса исторического факультета, Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета
г. Стерлитамак, Российская Федерация
СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЖАНА БАТИСТА КОЛЬБЕРА
Аннотация
В статье рассматривается становление идеологических взглядов французского государственного