_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_
бесконтрольном положении первого министра возможности обогащения были неограниченными, стараниями своего управителя кардинал стал обладателем самого крупного во Франции состояния в 40 млн л. [2, с. 21].
Своим чередом шло и социальное возвышение. В 1655 году, купив должность королевского секретаря, Кольбер стал дворянином. Затем, после приобретения сеньории Сеньелэ в Бургундии, его герб украсила баронская корона.
Таким образом, Кольбер и сам уже обзаводится среди финансистов своими контрагентами, признающими его лидерство. Испытавший свои способности в управлении огромным хозяйством кардинала, Кольбер стремится найти им применение в масштабах всей страны - лучше всего в верхах финансового ведомства. Но место сюринтенданта финансов было прочно занято умным и честолюбивым Никола Фуке. С ним Кольберу предстоит повести борьбу не на жизнь, а на смерть.
Список использованной литературы:
1. Борисов Ю.В. Дипломатия Людовика XIV. М.: Международные отношения, 1991. 381 с.
2. Ивонина Л.И. Мазарини. М.: Молодая гвардия, 2007. 303 с.
3. Малов В.Н. Ж.-Б. Кольбер. Абсолютистская бюрократия и французское общество. М.: Наука, 1991. 240 с.
© Явнова И.И., Гумеров Р.И., 2016
УДК 94
Явнова И.И.,
к.и.н. доцент, Туйкина Г.А.,
студентка 3 курса исторического факультета, Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета
г. Стерлитамак, Российская Федерация
ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В СОЗНАНИИ МАОРИ
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы традиционные религиозные представления и изменения в сознании коренного населения Новой Зеландии.
Ключевые слова
Маори, манна, тапу, новая Зеландия, миф, пантеон.
Интерес к религиозным представлениям маори проявился с первыми же контактами между пакеха и маори. Европейцы пытались разобраться, во что маори верят. Надо учесть, что люди, посетившие Новую Зеландию, а то время находились под сильным влиянием идей христианства. Все, кто не попадал в рамки христианского мира, объявлялись идолопоклонниками или дьяволопоклонниками: «Фигурки у них на шее -конечно идол. Кажется, будто она сидит на пятках, с очень широкими бедрами и плечами, с широко открытым ртом и высунутым языком». Они делались из зеленого камня - нефрита - и выглядели достаточно красиво: «Должно быть, эта фигурка изготавливалась продолжительное время, камень был столь же тверд, как и агат, а работа была выполнена очень качественно» [3, с. 3].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_
Маори видели в этом использование личной манны, своей силы для влияния на мир. Как уже говорилось, манну можно не только приобрести, но и растерять. Потерять ее можно из-за враждебных действий другого человека: «Манна может причинить вред, потому что она является сверхъестественной силой. Для ограждения человека от влияния вредоносной манны существуют тапу - система контроля и ограждения». «Тапу - это не запреты, их лучше воспринимать как предупредительные таблички, наподобие тех которые предупреждают о радиации. Система тапу призвана оградить «инфицирование» опасной манной. Мана и тапу позволяли существовать ноа - обществу. Ноа - это человеческое сообщество в рамках общей энергии, огражденное тапу и имеющее манну для изменения мира. Общей энергией связаны маори и со сверхъестественными существами, богами с определенными функциями. У маори представления о них сложились в политеистический пантеон, где каждый представлял силу природы, информация о которых содержится в мифах [2, с. 403].
Из мифов и легенд [1, с. 3-12], мы узнаем имена богов маори. Одним из главных маорийских богов был Тане, связывавшийся с растительностью и птицами. «Это было божество плодородия, считавшееся в то же время богом солнца и создателем женщин» [2, с. 450]. С именем Тане связан миф о сотворении мира: именно благодаря его усилиям удалось разделить Землю - мать первых богов и небо - отца. «В давние времена, прежде чем появились ночь и день, солнце и луна, зеленые поля и золотистый песок, Ранги - Небо-отец и Папа - Земля-мать лежали, тесно прижавшись друг к другу, и никогда не разлучались, а их дети ощупью блуждали в темноте, томясь по свободе и свету. Как им хотелось, чтобы над вершинами холмов подули свежие ветры и солнечные лучи согрели их бледные тела» [1, с.3-12]. После того, как Ранги и Папа были разлучены, Тане принялся творить Мир и вошел в мифологию как бог-творец.
Особое внимание ученых привлекает монотеистический культ Ио. Ответ на вопрос о его происхождении неоднозначен. Те Ранги Хиора говорит о том, что культ Ио зародился в Новой Зеландии до прихода европейцев: «Некоторые новозеландские школы изменили древние мифы, включив в них понятие Создателя всех вещей - Ио. Верховному богу давались различные имена, из которых имя Ио-матуа-коре (Ио, не имеющий родителей) указывает, что этот бог считается началом начал. Изначально небо состояло из десяти последовательных слоев, к которым позднее пришлось добавить еще два слоя, чтобы поместить Ио на самое высокое небо. Его резиденция была названа «Рангиа-иеа», а место общественных сборищ перед ним - «Те Рауроха» [3, с. 211-212]. Исследователи из Кембриджа выдвигали эту гипотезу еще и в 1933 г., но оговорились, что Ио, возможно, сокращено от Иеговы, следовательно, это результат миссионерской деятельности. П. Л. Солджак, а за ним и Те Ранги Хиора, считали, что вернее первая гипотеза, ссылаясь на источник, который Те Ранги определил как доевропейский: «Имя Ио несколько напоминает древнееврейское Иегову, существует мнение, что культ Ио возник после знакомства с христианским учением. Однако мы находим упоминание об Ио и в местных источниках, созданных еще до того, как Ветхий завет стал известен в Новой Зеландии.
Однако проверить подлинность источника невозможно, напрямую имя Ио не упоминается, а название его резиденции не доказывает, что речь шла о нем. С культом Ио связывается познание добра и зла; с учетом отсутствия у маори наказания за грехи после смерти, версия о миссионерском влиянии выглядит правдоподобнее, ей придерживаются множество авторов [1, с. 457]. Кондратов предположил, что культ Ио -это творчество жрецов маори в противовес миссионерскому учению и влиянию [1, с. 469].
Список использованной литературы:
1. Кондратов А. Сказки и легенды маори. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981.
2. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976. 575 с.
3. Хироа Те Ранги. Мореплаватели солнечного восхода. М.: Географиздат, 1959.
© Явнова И.И., Туйкина Г.А., 2016