Научная статья на тему 'Становление и развитие татарской педагогической мысли (x - XVI вв. )'

Становление и развитие татарской педагогической мысли (x - XVI вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО / ТАТАРЫ / ИСЛАМ / МЕДРЕСЕ / АРАБСКИЙ ЯЗЫК / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / VOLGA BULGARIA / GOLDEN HORDE / KAZAN KHANATE / TATARS / ISLAM / MADRASSAS / ARABIC LANGUAGE / EDUCATION / PEDAGOGICAL THOUGHT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абызова Резеда Равиловна

Статья посвящена истории татарской педагогической мысли X XVI вв., когда происходило становление и развитие системы образования татар в составе таких государственных образований, как Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство. Автором рассматриваются основные формы получения образования у татар в данный исторический период, освещается роль государства в образовательной политике, делается вывод о преемственном характере системы образования татар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of Tatar pedagogical thought (X - XVI centuries)

The article is devoted to the history of Tatar pedagogical thought of the X XVI centuries, when the formation and development of the educational system of the Tatars took place in such state formations as the Volga Bulgaria, the Golden Horde, the Kazan khanate. The author considers the main forms of education among the Tatars in that historical period, highlighting the role of the state in the educational policy, and the author makes conclusions upon the continuity of the educational system of Tatars.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие татарской педагогической мысли (x - XVI вв. )»

8. Kulnevich, S.V. (2001), Pedagogy ofpersonality from concepts to technologies: manual, Creative center "Teacher", Rostov-on-Don.

9. Krenen, V.G. (2007), "Quality education in the context of General civilizational changes", Pedagogy and psychology, No. 2 (55), pp. 5-17.

Контактная информация: curling@ya.ru

Статья поступила в редакцию 09.10.2019

УДК 37.01

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТАТАРСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (X -

XVI ВВ.)

Резеда Равиловна Абызова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики

Татарстан, Казань

Аннотация

Статья посвящена истории татарской педагогической мысли X - XVI вв., когда происходило становление и развитие системы образования татар в составе таких государственных образований, как Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство. Автором рассматриваются основные формы получения образования у татар в данный исторический период, освещается роль государства в образовательной политике, делается вывод о преемственном характере системы образования татар.

Ключевые слова: Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство, татары, ислам, медресе, арабский язык, образование, педагогическая мысль.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF TATAR PEDAGOGICAL THOUGHT (X -

XVI CENTURIES)

Rezeda Ravilovna Abyzova, the candidate of philology, senior research associate, Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, Kazan

Annotation

The article is devoted to the history of Tatar pedagogical thought of the X - XVI centuries, when the formation and development of the educational system of the Tatars took place in such state formations as the Volga Bulgaria, the Golden Horde, the Kazan khanate. The author considers the main forms of education among the Tatars in that historical period, highlighting the role of the state in the educational policy, and the author makes conclusions upon the continuity of the educational system of Tatars.

Keywords: Volga Bulgaria, Golden Horde, Kazan khanate, Tatars, Islam, madrassas, Arabic language, education, pedagogical thought.

Необходимым условием формирования педагогической культуры в обществе является изучение истории педагогической мысли, поскольку лишь знание педагогического наследия, исследование многовекового опыта в области развития образования могут позволить объективно объяснить современное состояние образовательной системы, лучше понять многие явления педагогической действительности. В связи с этим весьма важным и актуальным представляется изучение истории татарской педагогической мысли, которая прошла многовековой путь своего развития, сыграв значимую роль в формировании самосознания, сохранении национальной идентичности татар.

Цель работы, которая заключается в определении состояния педагогической мысли татарского народа в X - XVI вв., предполагает решение следующих задач: выявить общие тенденции в системе образования татар в рассматриваемый исторический период, показать роль мусульманской религии в становлении татарской педагогической мысли, обозначить основные факторы, предопределившие развитие татарского просветительства. Научная новизна работы заключается в том, что в ней на основе фактов исторического и источниковедческого характера, с применением ретроспективного метода исследования,

систематизированы и обобщены ключевые моменты по истории татарской педагогической мысли X - XVI вв.

В IX - X вв. в Восточной Европе возникает одно из крупнейших государственных образований того периода - Волжская Булгария. В письменных источниках она характеризуется как могучее и процветающее государство той эпохи. В своих записках путешественники отмечали, что в Волжской Булгарии были широко распространены свобода вероисповедания, уважение к культурным ценностям и традициям других народов, в стране существовала развитая культура, действовала сеть школ и медресе [10, с. 43].

Политические и экономические интересы булгарских государей побудили их к принятию ислама [11, с. 172-173]. Это важное событие способствовало распространению среди татар персидской, тюркской, а особенно высокоразвитой в ту эпоху арабской культуры. Объединение народа на основе общих религиозно-культурных ценностей в единое государственное образование послужило предпосылкой для появления первых булгарских городов, строительства мечетей, открытия медресе.

С принятием ислама в Волжской Булгарии получает широкое распространение арабская письменность, так как с ростом самосознания булгарского общества возрастала и потребность в едином письме. По замечанию исследователей, «только единая графика и общепонятное письмо могут способствовать функционированию государственного аппарата, накоплению культурного опыта, развитию государственного и литературно-художественного языка» [14, с. 21]. Чтение священного писания мусульман - Корана и других религиозных книг также требовало знания арабского алфавита и языка. Арабские надписи, означающие мудрые изречения или благопожелания, можно обнаружить на сохранившихся до наших дней булгарских ювелирных украшениях, сосудах и других многочисленных предметах быта [7, с. 48-50; 15, с. 176; 18, с. 116].

С широким распространением арабской письменности в Волжскую Булгарию начинает проникать и просвещение мусульманского Востока. Еще в начале X века персидский путешественник Ибн Русте сообщал, что у булгар «большая часть исповедует ислам, и есть в селениях их мечети и начальные училища с муадзинами и имамами» [9, с. 561]. Школы (мектебе) в Волжской Булгарии функционировали при каждой мечети. Это была низшая ступень школ - начальная. «Появившиеся в IX веке в мусульманских странах медресе являлись средними и высшими учебными заведениями. Как правило, они располагались в столице и крупных городах» [4, с. 25]. Высшей ступенью образования в Волжской Булга-рии считалось обучение в таких научных и культурных центрах Востока, как Бухара, Самарканд, Нишапур, Балх, Багдад и др. Для татар и других мусульманских народов эти центры во многих отношениях были образцом до середины XIX века [9, с. 561].

Заметный вклад в развитие педагогической мысли Волжской Булгарии, безусловно, внесли и памятники письменной культуры. Народно-педагогические воззрения данной эпохи нашли отражение в произведениях тюркоязычных поэтов булгарского периода Юс-уфа Баласагуни, Махмуда Кашгарый (XI в.), Сулеймана Бакыргани (XII в.). Нравственно-гуманистическими ценностями была пронизана поэма «Кыйссаи Юсуф» («Сказание о Юс-уфе») булгарского поэта Кул Гали (XIII в.). По утверждению исследователей, появление такого литературного памятника в средние века свидетельствует о высоком развитии в бул-гарском обществе общественно-политической и педагогической мысли [12, с. 32; 20, с. 16]. Благодаря таким произведениям татарский читатель приобщался к нравственным идеалам, знакомился с педагогическими воззрениями своей эпохи, воспринимал идеи о воспитании.

Таким образом, система образования в Волжской Булгарии являлась важной и неотъемлемой составляющей государственной политики. В дальнейшем педагогическая мысль булгар оказала заметное влияние на формирование и развитие духовной культуры некоторых народов Среднего Поволжья и Приуралья, в особенности татарского народа [5, с. 150-151].

В 1236 году Волжская Булгария была завоевана монголами, и после возникновения Золотой Орды, как и многие другие страны Восточной Европы, вошла в состав данного государственного образования. Несмотря на то, что в Золотой Орде можно было наблюдать тесный союз степи и городов, сосуществование оседлой и кочевой культуры, основными культурными центрами всё же оставались города. Одним из таких культурных и научных центров являлась, безусловно, столица государства - город Сарай.

Арабский историк Ахмед ибн Мухаммед ибн Арабшах (1392-1450), посетивший Золотую Орду, писал: «Сарай сделался средоточием науки и рудником благодатей, и в короткое время в нем набралась такая добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, да всяких людей заслуженных, какой подобная не набиралась ни в многолюдных частях Египта, ни в деревнях его» [19, с. 463]. В Сарае, как и в других крупных городах Золотой Орды - Хорезме, Болгаре, Крыму, Хаджитархане, располагались крупные медресе. В мусульманском мире строительство медресе и его материальное обеспечение считалось богоугодным делом, поэтому эти учреждения часто основывались правителями, высшими чиновниками, представителями знати [8, с. 130]. В Золотой Орде медресе, как правило, также функционировали под покровительством ханов или других уважаемых лиц. Так, арабский писатель Ибн Халдун о золотоордынском хане Берке писал следующее: «Он [...] стал строить мечети и училища во всех своих владениях, приблизил к себе ученых и законоведов и сдружился с ними» [19, с. 379]. О строительстве в Сарае медресе другим золотоордынским ханом - Узбеком сообщал арабский путешественник ал-Омари [Там же, с. 229]. Своей величественностью отличалось медресе в Солхате, построенное в 1332-1333 гг. при правлении Узбек хана на средства супруги солхатского правителя - Инджибек-хатун. Как известно, «великое уважение ученым и всем, отличавшимся познаниями» [17, с. 154] оказывал Джанибек хан, сын Узбека, пришедший к власти после своего отца и продолживший его дело по распространению среди своего народа знаний и просвещения.

Золотая Орда поддерживала тесные культурные и научные связи с другими мусульманскими государствами, особенно с Египтом. Основу этих связей, по замечанию исследователей, составлял высокий уровень творческой мысли в Золотой Орде и понимание волжанами научных достижений Египта [1, с. 28]. Египетские ученые нередко совершали путешествия в Золотую Орду, так же как золотоордынские ученые в Египет [Там же, с. 2829]. Обучение в зарубежных медресе или преподавание в них не вызывало у интеллигенции Золотой Орды затруднений, что позволяет предположить, что система образования того времени и преподаваемые дисциплины были схожи не только у этих двух государств, но и во всех странах исламского мира [5, с. 276].

В золотоордынскую эпоху, как и в предшествующий период, важным источником педагогической и просветительской мысли являлись художественные произведения. Литература Золотой Орды продолжила традиции древнетюркского словесного искусства и имела назидательный, поучительный характер. В литературных сочинениях золотоордын-ских авторов: Махмуда Булгари, Хисама Кятиба, Кутба и др. гуманистические идеи и проблемы воспитания были представлены в тесном единстве с нравственными идеалами ислама. В средневековых литературных памятниках наряду с религиозно-дидактическими воззрениями и наставлениями автора могли содержаться сведения и научного характера. Так, например, в поэме «Сухейль и Гульдурсун» (1394) золотоордынский поэт Саиф Сараи в понятной каждому читателю форме сообщил о вращении Земли вокруг Солнца - и эта мысль была зафиксирована в Золотой Орде задолго до Коперника (Узнала любви притяже-нье душа, Землей вокруг Солнца круженье верша) [16, с. 155].

Как видим, Золотая Орда являлась одним из значимых центров просвещения в мусульманском мире. В разных городах страны действовали крупные медресе. Золотая Орда поддерживала тесные культурные связи с другими мусульманскими государствами. После окончания учебных заведений у себя на родине их выпускники продолжали свое

образование и преподавали сами в других странах мусульманского мира. Однако во второй половине XIV века расцвет Золотой Орды постепенно начинает сменяться периодом ее упадка. Непрекращающаяся борьба за ханский престол, внутренние раздоры и междоусобицы, нашествия внешних врагов приводят к распаду когда-то величайшего государственного образования средневековья. Золотая Орда прекращает существовать как единое государство, на ее территории образуются Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайская и Большая Орда.

В Казанском ханстве система просвещения продолжила традиции обучения, которые получили развитие главным образом в Золотой Орде, где так же наблюдалась тесная связь религии и образования, а просветительской деятельностью занимались представители духовенства. Помимо религиозных предметов, преподавались светские дисциплины - математика, астрономия, география, для обучения которым составлялись специальные учебники. Так, например, до наших дней дошел рукописный сборник, состоящий из 243 страниц и представляющий собой учебное пособие по арифметике, которое было составлено в 1542 году [2, с. 106].

В данный исторический период художественные произведения продолжали выполнять воспитательные и образовательные функции. В период Казанского ханства татарская литература обогатилась творчеством таких поэтов, как Мухаммед Амин, Кул Шариф, Ум-микамал и др. Наиболее ярким представителем татарской литературы этого времени был поэт-гуманист Мухаммедъяр. Его поэмы «Тухфаи мардан» (1540) и «Нуры содур» (1542) были полностью подчинены вопросам нравственного и гуманистического воспитания.

При описании духовной жизни Казанского ханства известный татарский богослов и историк Ш. Марджани отмечал высокое сосредоточие здесь научной и культурной мысли [13, с. 158]. Сообщения о образованности жителей Казанского ханства были также зафиксированы в путевых заметках иностранцев. Так, например, о том, что казанские татары «культурнее других» в своих записях сообщал посол Австрии, путешественник Сигизмунд Герберштейн [3, с. 170].

Таким образом, в Казанском ханстве были продолжены традиции образования, заложенные и получившие развитие в Волжской Булгарии и Золотой Орде. Система образования и воспитания основывалась на исламских ценностях. Наряду с религиозными предметами преподавались светские дисциплины. «Мектебе и медресе в основном содержались за счет государства» [14, с. 23]. В октябре 1552 года Казанское ханство было завоевано войсками Ивана IV. В дальнейшем просветительство и педагогическая мысль татарского народа продолжили свое развитие в составе многонационального Российского государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аль-Холи, Амин. Связи между Нилом и Волгой в ХШ-Х1' вв. / Амин Аль-Холи. - М. : Восточная литература, 1962. - 40 с.

2. Беркутов, В.М. Развитие математического образования булгаро-татар / В.М. Беркутов. -Казань : Дом Печати, 1997. - 176 с.

3. Герберштейн, С. Записки о Московии / С. Герберштейн. - М. : Изд-во Московского университета, 1988. - 432 с.

4. Гибатдинов, М.М. Система национального образования татар: история и современность / М.М. Гибатдинов, Л.Р. Муртазина, Т.А. Биктимирова // Казанский федералист. - 2006. - № 4. - С. 23-45.

5. Давлетшин, Г.М. Волжская Булгария: духовная культура / Г.М. Давлетшин. - Казань : Татар. кн. изд-во, 1990. - 192 с.

6. Давлетшин, Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие) / Г.М. Давлетшин. - Казань : Татар. кн. изд-во, 2004. - 431 с.

7. Даркевич, В.П. Художественный металл Востока УЛ-ХШ вв. (произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья) / В.П. Даркевич. - М. : Наука, 1976. - 200 с.

8. Зиливинская, Э. Д. Медресе и ханака в Золотой Орде (по письменным источникам и археологическим данным) / Э. Д. Зиливинская // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2011. - №

2. - С. 129-151.

9. История татар с древнейших времен. Т. 2 : Волжская Булгария и Великая Степь / под ред. Булата Хамидуллина. - Казань : Изд-во «РухИЛ», 2006. - 960 с.

10. Каримуллин, Э.Г. Безнен кардэшлек / Э.Г. Каримуллин. - Казан : Татар. кит. нэшр., 2005.

- 335 с.

11. Кляшторный, С.Г. Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени / С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов. - СПб. : Петербургское Востоковедение, 2009. - 432 с.

12. Маликов, Р.Ш. Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли Средневековья : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Маликов Р.Ш. - Казань, 2000. - 40 с.

13. Мэржани, Ш. Мостафадел-эхбар фи ахвали Казан вэ Болгар (Казан hэм Болгар хэллэре турында файдаланылган хэбэрлэр) / Ш. Мэржани. - Казан : Татар. кит. нэшр., 1989. - 415 с.

14. Мухаметшин, А.Г. Развитие педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII - начале XX вв. : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Мухаметшин А.Г. - Чебоксары, 2009. - 46 с.

15. Полякова, Г.Ф. Изделия из цветных и драгоценных металлов / Г.Ф. Полякова // Город Болгар. Ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков. - Казань, 1996. - С. 154-257.

16. Поэзия Золотой Орды / Хисам Кятиб, Сайф-и Сараи, Хорезми, Кутб [и др.]. - М. : Наталис ; Рипол Классик, 2005. - 175 с.

17. Родословное древо тюрков. Сочинение Абуль-Гази, Хивинского хана. - Казань, 1906. -

224 с.

18. Смирнов, А.П. Волжские булгары / А.П. Смирнов. - М. : Изд-во Гос. ист. музея, 1951. -

276 с.

19. Тизенгаузен, В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1 / В.Г. Тизенгаузен. - СПб. : изд. на иждивение гр. С.Г. Строганова, 1884. - 564 с.

20. Хузин, Ф.Ш. Булгарская цивилизация - наше наследие / Ф.Ш. Хузин // Булгарская цивилизация - наше наследие. - Ульяновск, 2005. - С. 12-22.

REFERENCES

1. Al-Holi, Amin (1962), Connections between the Nile and the Volga in the XIII-XIV centuries, Publishing house "Eastern literature", Moscow.

2. Berkutov, УМ. (1997), The development of mathematical education of the Bulgaro-Tatars, Publishing house "Printing House", Kazan.

3. Herberstein, S. (1988), Notes on Muscovite Affairs, Moscow University Press, Moscow.

4. Gibatdinov, M.M., Murtazina, L.R. and Biktimirova, T.A. (2006), "The system of national education of Tatars: history and modernity", Kazan federalist, No. 4, рр. 23-45.

5. Davletshin, G.M. (1990), Volga Bulgaria: spiritual culture, Tatar book publishing house, Kazan.

6. Davletshin, G.M. (2004), Essays on the history of the spiritual culture of the ancestors of the Tatar people (origins, formation and development), Tatar book publishing house, Kazan.

7. Darkevich, V.P. (1976), Art metal of the East VIII - XIII centuries (Products east toreutic in territory of the European part of the USSR and Ural Areal), Nauka, Moscow.

8. Zilivinskaya, E.D. (2011), "Madrasah and Khanqah in the Golden Horde (based on written sources and archeological data)", Problems of history, philology, culture, No. 2, рр. 129-151.

9. The History of the Tatars since Ancient Times, Vol. 2 (2006), Publishing House "Ruhil", Kazan.

10. Karimullin, A.G. (2005), Our kinship, Tatar book publishing house, Kazan.

11. Klyashtorny, S.G. and Sultanov, T.I. (2009), States and peoples of the Eurasian steppes: from antiquity to the New Age, St. Petersburg Oriental Studies, St. Petersburg.

12. Malikov, R.S. (2000), Formation and development of the Turkic-Tatar humanistic pedagogical thought of the middle Ages, dissertation, Kazan.

13. Marjani, Sh. (1989), The Sources on the history of Kazan and Bulgar, Tatar book publishing house, Kazan.

14. Mukhametshin, A.G. (2009), The development ofpedagogical thought of the Tatar people in the Kazan region in the VIII-early XX centuries, dissertation, Cheboksary.

15. Polyakova, G.F. (1996), "Products from non-ferrous and precious metals", The Bulgar city. Craft of metallurgists, blacksmiths, casters, Kazan, pp. 154-257.

16. Poetry of the Golden Horde (2005), Natalis; Ripol Classic, Moscow.

17. The genealogical tree of the Turks. The work of Abul-Ghazi, Khan of Khiva (1906), Kazan.

18. Smirnov, A.P. (1951), Volga Bulgars, Publishing house of the State Historical Museum, Moscow.

19. Tiesengausen, V.G. (1884), Collection of materials relating to the history of the Golden Horde, Vol. 1, St. Petersburg.

20. Khuzin, F.Sh. (2005), "Bulgarian civilization is our heritage", Bulgarian civilization is our heritage, Ulyanovsk, рр. 12-22.

Контактная информация: arezeda22@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 07.10.2019

УДК 378

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Роман Алексеевич Алексюк, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматриваются: педагогическая диагностика уровней ценностно-смыслового отношения курсантов военных вузов к военной службе, принципы и требования к ее проведению, позволяющие констатировать основные показатели, подлежащие дальнейшей коррекции. Она проводилась на всех этапах образовательного процесса и предполагала получение и использование достоверной информации об участниках, условиях, содержании и результативности его организации. Автором демонстрируется используемый педагогический инструментарий для изучения данного феномена, представлены основные направления и анализ результатов проведения опытно-поисковой работы. Сделаны ряд выводов, имеющих существенное значение для проведения целенаправленной работы с курсантами по повышению уровня их ценностно-смыслового отношения к военной службе.

Ключевые слова: педагогическая диагностика, уровни и сферы ценностно-смыслового отношения, принципы, требования, педагогический инструментарий, параметрические характеристики, военная служба, курсант, воинские традиции.

STUDY OF LEVELS OF VALUE-SEMANTIC ATTITUDE TO MILITARY SERVICE AMONG THE CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

Roman Alekseevich Aleksyuk, the teacher, Perm Military Institute of Forces National Guard ofRussian Federation

Annotation

The article deals with the pedagogical diagnosis of the levels of value-semantic attitude of the cadets of the military universities to the military service, the principles and requirements for its implementation, allowing to state the main indicators to be further corrected. It was carried out at all stages of the educational process and involved obtaining and using reliable information about the participants, conditions, content and effectiveness of its organization. The author demonstrates the pedagogical tools used to study this phenomenon, presents the main directions and analysis of the results of experimental research. A number of conclusions are made that are essential for purposeful work with cadets to increase the level of their value-semantic attitude to military service.

Keywords: pedagogical diagnostics, levels and spheres of value-semantic relations, principles, requirements, pedagogical tools, value-sense, military service, cadet, military traditions.

Формирование ценностно-смыслового отношения курсантов военных вузов к военной службе является важным аспектом решения актуальных проблем военного образования, поскольку выступает важным фактором его развития и осознания себя личностью. В этой связи важно четко представлять причины того или иного поведения курсантов в профессиональной среде, а также понимать суть механизмов, направляющих и реализующих процесс формирования и функционирования ценностно-смыслового отношения к военной службе. Проявление субъективного отношения к военной службе в деятельностно-пове-денческой активности личности курсанта имеет место во всех формах военно-профессиональной деятельности. Субъективное отношение курсантов военных вузов к военной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.