Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА УКРАИНЕ (1919-1938 гг.)'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА УКРАИНЕ (1919-1938 гг.) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА УКРАИНЕ (1919-1938 гг.)»

Таблица 2

Заболеваемость с временной нетрудоспособностью (на 100 рабочих)

Неспецифические заболевания верхних питательных путей У рабочих, страдавших силикозом У рабочих, не страдавших енликозо"

преенликозный период метасиликозный период случаи ч число случаев у 1 больного средняя длительность 1 случая

случаи \ X X число случаев у 1 больного средняя длительность 1 счучая случаи ж к 3 число случаев у 1 больного Ц КО« КО? X X >» «•СП О " о

Грипп, острый катар

верхних дыхательных 5,27

путей 44,6 241,9 2,33 5,40 49.2 262,0 2,38 34,0 154,0 1,17 4,40

Бромхиты 14,8 129,0 1,86 8,72 26,6 272.0 2,08 10,05 4,3 31,6 1,20 7,35

Прочие 4,5 49,3 1,23 11.0 6,5 108,0 1,64 16,67 2,1 27,1 1.12 13,10

ду заболеванием силикозом и другими заболеваниями органов дыхания (табл. 2).

В результате анализа этих данных было доказано, что у больных силикозом, как в пре-, так и в мета-сил и коз ном периоде чаще, чем в контрольной группе, возникают другие заболевания органов дыхания, в частности грипп, ОРЗ, ангины. Это дало автору возможность рекомендовать диспансерное наблюдение за шахтерами, часто болеющими перечисленными неспецнфическими болезнями. К сожалению, некоторые исследователи не руководствуются рассматриваемым принципом научного анализа. Так, в статье, освещающей опыт борьбы с производственным травматизмом, приво-* дятся данные о значительном его снижении па исследуемом предприятии, но не указано, благодаря каким мероприятиям достигнут этот результат.

В другом случае исследователь, представляя важные данные о более высоком уровне заболеваемости контннгентов, прибывающих на Крайний Север из различных районов страны, и устанавливая, какими конкретно болезнями чаще болеют в период адаптации (тонзиллитами, болезнями печени, желчевыводящих путей, эндокринной системы), не выявляет конкретных причин и обстоятельств, обусловивших это явление.

Встречаются иногда неубедительные указания на ирнчинно-следственные связи. Так, в одной рукописи автор констатирует, что снижение общезаводского показателя заболеваемости произошло в связи с улучшением качества медицинского обслуживания, в частности врачебно-трудовой экспертизы.. Но почему же в ряде цехов урозень заболеваемости повысился? Ведь медицинская служба на предприятии единая. Если же автор считает, что снижение заболеваемости зависит от цеховых врачей, следует проанализировать, почему одним врачам удалось добиться снижения заболеваемости, а другим — нет. Надо было провести анализ до конца.

Нако нец, встречаются работы, в которых конста-тируютс я причинно-следственные связи между явлениям и, вообще не связанными между собой. Так, остается непонятным, какое влияние может оказывать на возникновение травм действие лекарственных веществ. Во избежание ошибок при анализе статистических данных исследователю необходимо ознакомиться с методическими основами такого анализа.

Поступила lJ.0t.ttt

УДК «1Э.*5(477> «1919-1938.

Н. Ф. Борисенко, И. И. Слепушкина, Т. В. Ракицкая

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА УКРАИНЕ

(1919-1938 гг.)

Киевским медицинским институт

При рассмотрении становления и развития сани-тарно-противоэпндемнческого обслуживания .детского населения в довоенный период можно условно выделить несколько этапов.

Первый этап (1919—1922 гг.). В этот период школьно-санитарный надзор входил в состав санитарно-эпидемиологической службы республики и осуществлялся главным образом в крупных го-

родах, таких, как Киев, Харьков, Днепропетровс к, Одесса. В составе санитарно-эпидемиологической службы этих городов функционировал школьно-санитарный подотдел, укомплектованный школьно-санитарнымй врачами. В других городах республики санитарно-протнвоэпидемическое обслуживание детей и подростков проводилось городскими или уездными санитарными врачами, а там, где

их не было,— участковыми врачами (Е. П. Попов). Первые годы деятельности школьно-санитарной службы были посвящены борьбе с эпидемиями, детской смертностью, развертыванию широкой сети домов ребенка и детских домов, яслей и детских площадок (А. Н. Марзеев; Е. Л. Лысенко; Н. М. Попова, и др.). Если до революции на Украине имелось лишь 20 детских домов, 5 детских консультаций и 5 молочных кухонь и отсутствовали ясли, то уже через полгода работы санитарной службы на Украине было организовано 27 приютов, 29 консультаций, 20 яслей и 30 «капель молока» (£. Н. Федотова; Р. Л. Зантбарг). В 1921 г. функционировало 68 яслей, 59 консультаций, 18 молочных кухонь (А. 3. Бандур1вськин), 1260 детских домов, 800 детских садов, 2190 семилетних школ и 10 000 площадок 1. К 1923 г. число консультаций увеличилось до 52, молочных кухонь — до 20, яслей — до 77 2. Большое внимание в это время уделялось улучшению санитарного режима в детских домах, яслях и других учреждениях, что было обусловлено очень плохим санитарным состоянием детских учреждений, неудовлетворительной санитарной культурой детей и персонала. Наряду с работой по наведению в детских учреждениях элементарного санитарного порядка, школьно-санитарные врачи республики предпринимали попытки решить актуальные проблемы гигиены детей и подростков. Так, в 1921 г. состоялось несколько совещаний школьно-санитарных врачей, на которых обсуждались санитарный надзор за детскими столовыми, физкультура в школе, физическое воспнтанне дошкольников. Были разработаны нормы питания детей (Е. А. Лысенко). Начиная с 1923 г. школьно-санитарная служба постепенно переходит от противоэпидеми-ской работы в детских учреждениях к саннтарно-профнлактической.

Второй этап (1923—1934 гг.). Это время выхода школьно-санитарной организации из состава санитарно-эпидемиологической службы и развитие ее как самостоятельного подразделения в системе охраны материнства и детства. 15/VI 1923 г. выходит постановление Всеукраинского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров УССР «О государственной организации по охране здоровья детей». В соответствии с этим документом охрана здоровья детей республики в возрасте от 14 до 18 лет осуществляется специальной государственной организацией (оздравдетом), которая является составной частью органов охраны материнства и детства. Этой организации поручалась охрана здоровья всего детского населения — как организованного, так и неорганизованного. Работа осуществлялась в трех основных направлениях: санитарно-профилактиче-ском, лечебно-профилактическом и врачебно-педа-гогическом. Санитарно-профилактическое направ-

1 Центральный государственный архив Октябрьской революции (ЦГАОР) УССР. ф. 342, оп. 1, д. 785, с. 52.

•Там же, д. 1782, с. 18.

ление предусматривало осуществление всех функций школьно-санитарного надзора: выбор помещений для детских учреждений, наблюдение за санитарным состоянием детских действующих учреждений и строительством новых, установление санитарных норм. Ни одно детское учреждение не могло быть открыто без заключения органов оздравдета. Эта организация имела также право закрывать детские учреждения, не соответствующие гигие -ническнм требованиям, осуществлять санитарный надзор за оборудованием детских учреждений, проводить мероприятия по борьбе с инфекционными заболеваниями. Врачи принимали участие в уездных, губернских и всеукраннских общесанитарных съездах и с правом решающего голоса входили в состав губернского санитарного совета. Начиная с 1923 г. оздравдет провел большую работу по оздоровлению детского населения республики и созданию специальной сети оздоровительных учреждений — закрытых и дневных санаториев, летних оздоровительных площадок повышенного и упрощенного типов, солнечных площадок для детей, страдающих костным туберкулезом, летних лагерей-коммун для пионеров (Т. М. Привалова). Уже в 1924 г. оздоровительная работа рассматривалась как плановая. Ежегодно темпы летней оздоровительной кампании наращивались и количество оздоровленных детей увеличивалось. Так, если в 1927 г. было оздоровлено 90 767 детей, то в 1932 г.— 1 786 565 3. С 1931 г. оздоровительная кампания проводится для детей всех возрастных групп, начиная с грудных.

Для детей раннего возраста создавались площадки при консультациях, имевших маточные кухни и ясли-санатории. Для оздоровления детей 4—8 лет использовались летние оздоровительные площадки. В дальнейшем оздоровление проводилось не только в летний сезон, но и круглогодично. Для этой цели служили зимние оздоровительные школьные площадки. Важной вехой в оздоровлении детского населения явилось опубликование постановления СНК УССР «О планировании оздоровительных мероприятий и наблюдение за их осуществлением» (1933) 4. Начиная с 1930 г. широко проводится оздоровление подростков.

Значительно хуже обстояло дело с гигиеническим обеспечением учебной работы в школах как по их охвату, так и по качеству санитарного контроля. Это объяснялось дефицитом врачей и недостаточной подготовкой их в области школьной гигиены. Между тем этот вопрос приобретает большую актуальность в связи с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК УССР от 30/У1 1924 г. о введении общего обучения детей 8—9 лет и 10—11 лет на протяжении ближайших 6 лет 5.

Анализ материалов отчетов оздравдета за 1924—

»Там же. д. 2994. с. 318: д. 12G4, с. 115—117.

4 Т а м же, оп. 3. д. 5079. с. 153.

'Там же, д. 5083, с. 14.

1928 гг.' показывает, что з целом проведена большая работа по изучению санитарного обеспечения детей и подростков в школах, фабрично-заводских училищах. Однако деятельность оздравдета осуществлялась главным образом в городах. В сельской местности она была возложена на участковых врачей и проводилась крайне недостаточно либо совсем не велась.

На этом этапе в санитарно-противоэпидемиче-ском обслуживании детского населения участвует и санитарно-эпидемиологическая служба, которая проводила текущий санитарный надзор в различных детских учреждениях. Кроме того, отдел санпросвета разработал программу по гигиене детей для школ и организовал преподавание гигиены в школах.

Ряд деятелей санитарной службы считали неправильным отрыв школьно-санитарной организации от санитарно-эпидемиологической службы. В докладе И. И. Беляева на IV Всеукраинском санитарном совете в марте 1925 г. подчеркивалось, что выделение школьно-санитарной организации в отдельную, обособленную от общесанитарной организации группу, без достаточно сильного аппарата в губерниях и на местах, опирающуюся в своей работе на лечебных врачей-совместителей, наносит ущерб единству санитарной организации и делу наблюдения за школами.

К началу первой пятилетки (1929—1933 гг.) материально-техническая база оздравдета улучшилась. Укрепилась научная основа ее деятельности, так как в разработке наиболее актуальных вопросов гигиены детства на Украине принимало участие 6 институтов (2 Киевских, 2 Харьковских, Одесский и Днепропетровский).

Важнейшими вехами в развитии оздравдета были постановление ВЦИК и СН К. Украины от 14/VIII 1930 г. «О введении обучения подростков 11— 15 лет» (создаются одно- и двухлетние школы), а также постановление ВЦИК и СНК Украины от 28/VIII 1930 г. «О введении обязательного обучения в объеме семилетки» 7. После выхода этих постановлений резко увеличилась сеть школ в республике: с 22 577 в 1928/29 учебном году до 27 851 в 1932/33 учебном году, а также число учащихся — с 2 529 936 до 4 708 810. Большое значение для развития гигиены детства имело постановление ЦК ВКП(б) от 3/1X 1931 г. «О начальной и средней школе» и от 21/IV 1932 г. «О работе пионерской организации», в которых даны четкие указания по организации учебной работы и оздоровлению детей. Перестройка работы школы, в частности введение всеобщего обучения, политехнического обучения, а в связи с этим производственной практики на базе промышленных предприятий, потребовало изменения профиля деятельности врачей оздравдета 8. Необходимо было основное внимание

• Т а м ж е, оп. 9, д. 309, с. 18, 64, 67, 132. 292, 391, 425. 431, 529. 535.

'Там же, оп. 3, д. 5083, с. 14, 96.

•Там же, оп. 2, д. 311, с. 8—11.

уделять санитарному обеспечению политехнического и производственного обучения. Школьно-санитарным врачам поручалось участвовать в выборе помещений для мастерских, в которых должны обучаться старшие учащиеся, и рабочих комнат для младших (освещение, вентиляция, расстановка станков), давать консультации по оборудованию мастерских, проводить отбор детей для работы в мастерских, знакомиться с производством, к которому прикреплена школа, и др. ^

Во второй пятилетке большую актуальность приобретает вопрос о значительном развитии сети яслей и детских садов, поскольку в соответствии с постановлением СНК УССР от 2/1II 1932 г. «О состоянии и перспективе использования женского труда в народном хозяйстве» * было намечено дальнейшее расширение привлечения женщин к работе на производстве: 190 000 в 1931г., 204 400 — в 1932 г., в кооперацию — 116 400. В 1930 г. общее число ясельных коек достигло 16 344, что составило около 50% необходимого количества 10. На основании этого было принято постановление СНК УССР от 5/1II 1930 г. «О строительстве яслей», в котором выдвигалась задача обеспечить 100% охват яслями детей женщин, работающих в тяжелой промышленности, и на 50% — в остальных областях народного хозяйства 10. Решение XVI съезда партии о том, что фабрично-заводское ученичество должно стать основной формой подготовки квалифицированных кадров рабочих, способствовало бурному росту подростковых учреждений. Если в 1923 г. в ФЗУ обучалось 163 000 подростков, то в 1931 г. их число достигло 1 106 000ц. Все это расширяло круг обязанностей врачей оздравдета.

Подводя итоги проделанной оздравдетом в первой пятилетке работы, следует указать, что, несмотря на указанные надочеты в ее деятельности, система государственных оздоровительных мероприятий способствовала оздоровлению условий жизни детского населения. Основным достижением оздравдета в первой пятилетке были проведение широких мероприятий по оздоровлению детей, начало плановой диспансеризации, снижение частоты инфекционных заболеваний, 100% охват учащихся санитарно-противоэпидемическим обслу -живанием, обеспечение школьников горячими за -втраками.

Третий этап. Организация в составе санита рно-эпидемиологической службы школьно-санита рной инспекции. Важнейшим событием во второй пятилетке, определившим новый этап в разв итии школьно-санитарной службы, было постановл ение ЦИК и СНК СССР от 23/XII 1933г. «Об организации санитарной инспекции», создаваемо й в 1 целях улучшения санитарного обслуживания населения. В развитие этого постановления в УССР

»Там же, оп. 14, д. 256, с. 73.

10 Т а м же, он. 3. д. 2538. с. 117, 298. "Там же. д. 2421, с. 1 — 18.

17/1 1933 г. как и во всех республиках, было опубликовано «Положение о государственной инспекции», в котором были сформулированы права и обязанности этой организации 12. «Положение» было утверждено ЦИК и СНК УССР 28/1У 1934 г. Согласно ему, в состав Государственной санитарной инспекции (ГСИ) входили школьно-санитар-ные государственные инспекторы. Однако на Украине деятельность школьно-санитарной инспекции в этот период проявлялась недостаточно. Это частично объясняется тем, что руководители санитарной службы Украины в какой-то степени недооценивали роль и значение ГСИ в развитии школьно-санитарного надзора за детскими учреждениями и в то же время ГСИ не была укомплектована квалифицированными школьно-санитарными инспекторами. Так, заместитель наркома здравоохранения Г. И. Хармандарян, докладывая на VIII сессии Всеукраинского санитарного совета в 1934 г. «О госсанинспекции», указывал, что школьно-санитарная инспекция на Украине будет утверждена не повсюду. Школьно-санитарные инспекторы предусмотрены во всех областях и только в некоторых городах и районах, и функции их будут сводиться к надзору и контролю за осуществлением гигиенических мероприятий организациями охматдета и просвещения. Существующая организация оздравдета полностью сохраняется. Такая установка, естественно, не дала положительного результата.

Между тем объем и содержание деятельности в области школьно-санитарного надзора усложнялись и расширялись. Так, проблема оздоровления детей в течение круглого года продолжала оставаться актуальной в 1933 г. (А. 3. Бандуревский, Д. Н. Мац). В связи с постановлением ВЦИ К и СНК УССР (1932 г.) в республике введен 3-й этап обучения — в объеме 10 классов. Введение всеобщего обучения резко увеличило количество учащихся в городах. Рост количества учащихся потребовал громадного школьного строительства. Общий объем капиталовложений в строительство детских учреждений в УССР в 1936 г. составил 85 809 тыс. руб. — больше, чем выделено на строительство всех других медико-санитарных объектов (Г. Н. Суетин). Осуществление в широких масштабах строительства дошкольных детских учреждений и школ, появление новых типов детских учреждений (комнат матери и ребенка на железнодорожных вокзалах, классов слабовидящих детей и др.) требовали осуществления квалифицированного предупредительного санитарного надзора. А таких специалистов на Украине было очень мало. Г. И. Хармандарян, выступая на совещании областных санитарных инспекторов 3—6/1Х 1935 г., указывает на пассивность школьно-санитарного надзора.

В связи с малочисленностью и слабостью школьно-санитарной ГСИ в санитарном обеспечении дет-

ского населения принимают участие и другие профильные ГСИ. Так, жилищно-коммунальная ГСИ участвовала в обсуждении типового проектирования школ, внесла ряд исправлений в проекты, добилась, чтобы проекты нового школьного строительства утверждались только после согласования с ГСИ.

В третьей пятилетке достигается дальнейшее снижение заболеваемости детей. Реализуется программа, намеченная постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23/1II 1935 г. «О строительстве школ в городах». Намечается дальнейшая программа строительства яслей, молочных кухонь, детских садов и школьных зданий. Однако и в годы третьей пятилетки школьно-санитарная организация в целом была еще слаба. Так, на IX сессии Всеукраинского санитарного совета 29/1II — 3/1V 1936 г. в резолюции подчеркнута совершенно неудовлетворительная постановка школьно-санитарного надзора в республике. В частности, указывалось на организационные неувязки в руководстве, отсутствие кадров школьно-санитарных инспекторов, отход оздравдета от непосредственного участия в школьно-санитарном надзоре. Санитарный совет считал необходимым неотложное восстановление школьно-санитарной инспекции в Нар-комздраве Украины и на местах с возложением на них обязанностей по школьно-санитарному надзору. Несмотря на организационные трудности, недостатки в работе в период становления школьно-санитарной организации, в деле охраны здоровья подрастающего поколения были достигнуты определенные успехи. Так, была создана сеть детских учреждений, многие из которых организованы впервые, проводились систематическое, в течение всего года, оздоровление детей всех возрастных групп и плановая диспансеризация детского населения республики, обеспечивался текущий и предупредительный санитарный надзор, ликвидированы эпидемии инфекционных заболеваний. Все это способствовало укреплению здоровья детей — улучшались показатели их физического развития, снизилась почти в 2 раза смертность (С. А. ТомЫн; Р. Ю. Кольнер).

Литература. Бандуревский А. 3., Мац Д. Н. — Про-

филакт. мед., 1934, № 6, с. 19—23. Бандурьвський А. 3. — Там же, 1935, № 8—9, с. 19—21. Зантбарг Р. Л. — Там же. с. 25—32. Кольнер Р. Ю. Дитяча смертшсть на УкраЫ. Харьк1в, 1930.

Марзеев А. Н. Записки санитарного врача. Киев, 1965. Лысенко Е. А. — В кн.: Материалы к истории гигиены и санитарии на Украине. Киев, 1962, т. 2, с. 131 —141. Попов Е. П. —Профилакт. мед., 1924, К» 1—2, с. 100—105. Попова Н. М. — Там же, 1928, № 12, с. 76—78. Привалова Т. М. — Там же, 1927, № 10, с. 78. Том1Л1н С. А. Спроба саштарного опису Укради. Харь-к 1 в, 1928 г.

Федотова Е. Н. — Профилакт. мед., 1935, № 8—9, с. 17—18.

Хармандарян Г. И. — Там же, 1934, N9 8, с. 2—12. Хармандарян Г. И. — Там же, 1935, № 12, с. 3—Г2.

»»Там же, оп. 14, д. 64, с. 1—3 и 9—11.

Поступила 26.02.83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.