Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САНИТАРНОМ СЛУЖБЫ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА УКРАИНЕ (1938—1945 ГГ.)'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САНИТАРНОМ СЛУЖБЫ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА УКРАИНЕ (1938—1945 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САНИТАРНОМ СЛУЖБЫ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА УКРАИНЕ (1938—1945 ГГ.)»

курс и практические занятия со студентами, усовершенствование врачей, научные исследования. Создание кафедры поддерживали крупнейшие ученые-медики и ученые других специальностей. Хотя кафедра гигиены в Московском универ-

ситете была основана значительно позднее, чем в других крупных отечественных университета^, и Военно-медицинской академии, однако за ко^ роткий срок она завоевала признание в стране.

Поступила 14.03.84

УДК 613.95(477)« 1938—1945»

Н. Ф. Борисенко, И. И. Слепушкина, Т. Л. Проклина, Т. В. Ракицкая

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САНИТАРНОИ СЛУЖБЫ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА УКРАИНЕ (1938—1945 ГГ.) 1

Киевский медицинский институт

В описываемом периоде (1938—1945 гг.) можно условно выделить два этапа: третья пятилетка и Великая Отечественная война.

На годы третьей пятилетки была намечена реализация большой программы строительства учебно-воспитательных учреждений для детей раннего и дошкольного возраста, которая предусматривалась постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27/УШ 1936 г. «О запрещении абортов, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети роддомов, детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и про некоторые изменения в законодательстве о разводах». Этим документом предусматривалось довести общее число мест в яслях до 800 тыс., построить к 13/Ш 1939 г. 800 молочных кухонь в городах, за счет чего охватить 1,5 млн. детей организованным питанием, утроить существующую сеть детских садов. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22/11 1935 г. «О строительстве школ в городах» интенсивными темпами выполнялась программа строительства школьных зданий. Постановление ориентировало на улучшение внутренней планировки школьных зданий, запрещало нетиповое строительство. Оно сыграло определяющую роль в нормализации крупномасштабного строительства школ, которое осуществлялось в республике. Опубликованная «Инструкция о порядке выбора и отвода участка под строительство школ», утвержденная Госсанинспекцией (ГСИ) и наркомпросом УССР З/УП 1940 г., также способствовало упорядочению школьного строительства. В этот период Украинский институт ОХМД и стройуправление Наркомздрава УССР разработали образцы проектов строительства лагерей, дворцов юных пионеров, сезонных санаториев, яслей (стационарных и передвижных), молочных кухонь.

Значительно повышается роль санитарной организации в контроле за ходом строительства детских учреждений. Заместитель наркома здра-

воохранения Г. М. Хармандарян отдал распоряжение утверждать проекты строительства детских учреждений только после рассмотрения их жилищно-коммунальной ГСИ 2. Важным событием в деле повышения качества массового строи^ тельства детских учреждений явилось утверждение в декабре 1941 г. Комитетом по делам архитектуры при СНК СССР норм проектирования детских учреждений.

Наряду с санитарным контролем за массовым строительством детских учреждений и улучшением его качества школьно-санитарная инспекция в качестве одной из основных задач на третью пятилетку наметила дальнейшее улучшение оздоровления детей. С этой целью подводились итоги ежегодных оздоровительных мероприятий.

Актуальной в это время была задача по упорядочению ведения медицинской документации в детских учреждениях, что способствовало улучшению качества профилактических медицинских осмотров подростков и профотбора учащихся в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Было разработано положение о проведении медицинских осмотров подростков, а также положение о медико-санитарном обслуживании детей

в пионерских лагерях

«

Как и в предыдущие годы, значительную роль в становлении санитарной организации вообще и школьно-санитарной в частности играет Украинский санитарный совет и его ежегодные сессии, на которых вырабатывалась стратегия и тактика санитарной организации республики. Так, ^сессия санитарного совета [4], проходившая 29/Ш— 3/1V 1983 г., отметила в качестве основного достижения снижение заболеваемости детского населения: из расчета на 10 000 детей заболеваемость скарлатиной снизилась с 34,8 до 24, корью — с 31,5 до 21,8, дифтерией — с 45,9 до 20,4, коклюшем — с 34,4 до 29,7. В то же время санитарный совет считал, что санитарная организация и ОХМД мало уделяют внимания санитарному состоянию детских учреждений (яслям.

' Начало см. «Гигиена и санитария», 1983, № 8,

с. 38—41.

• ЦГАОР УССР, ф. 342, оп. 14, д. 144, с. 41.

* Там же, ф. 342, оп. 255, д. 14, с. 1—2.

детским домам, молочным кухням, пионерским ^агерям) и оздоровительной работе. В решениях Совета отмечалась необходимость усилить санитарный надзор за детскими учреждениями, установить тщательный надзор за организацией питания детей в этих учреждениях, приведением их в образцовое состояние. В связи с малочисленностью школьно-санитарных организаций санитарный совет поручает жилищно-коммунальной ГСИ на основе изучения опыта строительства и эксплуатации яслей, детских садов, школ, медико-санитарных и оздоровительных учреждений провести пересмотр и уточнение санитарно-гигиенических норм их строительства и эксплуатации, а также разработать план мероприятий по санитарному благоустройству территории этих учреждений. В числе недочетов в деятельности санитарной организации наряду с прочими упущениями отмечены недостаточная увязка в работе ГСИ с ОХМДетом, оздравдетом и слабое участие в ^профилактической и общеоздоровительной работе последних. Указано также на «пестроту» структуры и штатов городских и районных санэпидстанций, различный уровень их работы.

Действительно, анализ деятельности санэпидстанций в данный период убедительно подтверждает этот вывод. Так, по данным В. Г. Пономаревой [3], в 1940 г. в Днепропетровской области вели весьма активную деятельность 60 школьных и школьно-санитарных врачей. Хорошо работали санитарные организации в западных областях республики после их присоединения к УССР в

1939 г. Они, в частности, уделяли большое внимание созданию сети детских учреждений, оздоровлению детского населения. Так, в Тернополе было организовано санитарное наблюдение в школах и детских садах, впервые установлен систематический контроль за состоянием здоровья и физическим развитием детей [5].

Подводя итоги деятельности санитарной организации в области гигиены детей и подростков в ^третьей пятилетке, следует отметить, что она характеризовалась определенными достижениями. Так, улучшилось и стабилизировалось положение с кадрами школьно-санитарных инспекторов, в

1940 г. на Украине их было уже 53. В системе оздравдета в 1938 г. работало 1250 школьных врачей 4. Были созданы новые специализированные детские учреждения: санатории для нервных детей, дома для детей с физическими дефектами5. Значительно уменьшилась детская смертность: с 215 (на 1 ООО родившихся) в 1913 г. до 131, в 1940 г. на 39,1 % [1]. Смертность от детских инфекций снизилась в 4,5 раза. Значительно улучшилось физическое развитие детей и подростков, число непригодных к военной службе среди призывников сократилось в 10 раз [1].

»Там ж с, ф. 342, оп. 286, д. 14, с. 35.

5 Там же. ф. 342, оп. 289, д. 14, с. 3—4, 39; ф. 342,

он. 14, д. 345, с. 19—26.

В период Великой Отечественной войны служба охраны здоровья детей понесла огромные потери. На временно оккупированной территории Украины было разрушено около 75 % детских и подростковых учреждений [2], разграблены оборудование и инвентарь. Никакие плановые санитарные и противоэпидемические мероприятия в период временной оккупации на территории республики не проводились. Сеть учреждений санитарно-эпидемиологической службы была полностью уничтожена в. Эвакуированные в тыл страны НИИ охраны здоровья детей и подростков, учитывая необходимость первоочередной разработки проблем, касающихся здоровья и патологии детей раннего возраста, были реорганизованы в институты педиатрии, акушерства и гинекологии. Врачи ОЗДП и школьно-санитарные государственные санитарные инспектора были перепрофилированы.

Вместе с тем на свободной от оккупантов территории республики непрерывно проводилась санитарная и противоэпидемическая работа под руководством санэпидстанций. Так, если к началу 1942 г. на Украине городских ясельных коек сохранилось лишь 20 % от довоенного, а сельские вообще отсутствовали, то благодаря усилиям партийных, советских органов и санитарной организации к июню 1942 г. количество коек в городских яслях составляло уже 40 % от довоенного.

Развертыванию детских учреждений мешало отсутствие помещений и оборудования. Обеспечение школ медицинской и профилактической помощью в этот период было крайне слабым. Из-за отсутствия школьных врачей эти функции выполняли средние медицинские работники. По представлению Наркомздрава, СНК УССР 2/У1 1942 г. вынес постановление о проведении летней оздоровительной кампании с охватом 17 800 детей в городской и 21 000 в сельской местности. Благодаря усилиям санитарно-эпидемиологической службы инфекционные заболевания (скарлатина, дифтерия, цереброспинальный менингит) среди детей неоккупированных областей Украины не были широко распространены 7.

С началом изгнания с Украины немецко-фашистских оккупантов Наркомздрав республики возобновил работу по восстановлению медико-санитарной службы в освобожденных районах. В первые дни после освобождения Киева в него вернулся аппарат Наркомздрава — 4 госсанинспектора, занявшихся восстановлением санитарной службы в освобожденных районах.

После изгнания оккупантов помещения сохранившихся детских учреждений находились в запущенном антисанитарном состоянии 8. Поэтому главными задачами ГСИ были установление са-

• Там же, ф. 342, оп. 563, д. 14, с. 4.

'Там же, ф. 342, оп. 14, д. 373, с. 46—48, 50, 53.

• Т а м ж с, ф. 342. оп. 14, д. 563, с. 83—84; д. 666, с. 6.

янтарного надзора за восстановлением сети детских и подростковых учреждений, подготовка и расстановка кадров школьных врачей, контроль за улучшением санитарного режима в детских учреждениях, подготовка и расстановка кадров школьных врачей, контроль за улучшением санитарного режима в детских учреждениях. Эта работа требовала срочных и энергичных организационных мероприятий. Многие помещения школ в это время не отапливались, школьники вынуждены были заниматься в верхней одежде. Низкая температура в классных комнатах способствовала росту частоты простудных заболеваний. Мебель (стулья, скамейки, столы) в школах не соответствовала росту учащихся. Водопровод и канализация бездействовали, отмечалась значительная завшивленность школьников. В связи с этим был издан приказ Наркомздрава и Наркомпроса УССР от 7/1Х 1944 г. «О санитарном режиме в школе на осенне-зимний период 1944—45 гг.». В результате в школах был проведен ремонт, а в IV квартале 1944 г. организован углубленный медицинский осмотр 496 404 учащихся в 2268 школах 9.

Неотложные задачи возникли перед ГСИ в связи с необходимостью обеспечить санитарный надзор за подростковыми учреждениями. Сеть последних в период временной оккупации также была уничтожена. По сведениям Республиканского управления трудовых резервов, в 1941 г. на Украине функционировало 96 ремесленных училищ (РУ), 202 ФЗО и 19 железнодорожных училищ (ЖДУ). Острая необходимость в подготовке квалифицированных кадров рабочих потребовала их восстановления в короткий срок, и уже в 1944 г. на Украине их было восстановлено 144, 319 и 32 соответственно. В связи с разрушением фонда общественных зданий эти училища размещались в приспособленных, плохо оборудованных помещениях. Не хватало твердого и мягкого инвентаря, часто нарушался санитарный режим.

Выполнению намеченных сложных задач способствовало постановление СНК СССР от 10/Х1 1944 г. «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей ,0, в соответствии с которым число мест в детских яслях по УССР с 46 510 в 1944 г. увеличилось до 33 тыс. Важным событием в развитии школьно-санитарной службы явилось постановление Наркомздрава СССР от 3/Х1 1943 г., в соответствии с которым главный государственный санитарный инспектор СССР издал 19/Ш 1944 г.12 приказ о введении должностей школьных государственных инспекторов во всех ГСИ союзных и автономных республиках, областях, краях и го-

9 Там же, ф. 334, оп. 14, д. 564, с. 58; д. 664,

с. 34, 35.

10 Та м же, ф. 334, оп. 14, д. 605, с. 10.

"Там же, ф. 334, оп. 14, д. 664, с. 18.

"Там же, ф. 334, оп. 14, д. 605, с. 18.

родах для усиления санитарного надзора за школьными, детскими и подростковыми учреждениями. Ввиду отсутствия кадров школьно-сани- *Т тарных врачей было предложено в городах, где имеется 2—3 государственных санитарных инспектора других профилей, возложить на одного из них обязанности по школьно-санитарному контролю за всеми учреждениями для детей и подростков. В районах санитарный надзор за детским населением поручался районному государственному санитарному инспектору. В постановлении была намечена четкая программа деятельности школьно-санитарной инспекции, в частности особое внимание уделялось необходимости обеспечить предупредительный санитарный надзор за всеми вновь открываемыми детскими учреждениями. Выдвигалась также задача улучшения оказания медицинской помощи и осуществления контроля за проведением в детских и подростковых учреждениях учета состояния здоровья и физического развития детей и подростков 13, кото-^ рая имела большое значение для изучения сани-~ тарных последствий войны. Успешной организации и проведению оздоровительной кампании способствовало постановление СНК УССР «О проведении детских оздоровительных кампаний летом 1944 г.».

Приступая к реализации поставленных задач, санитарная организация провела санитарное обследование всех детских и подростковых учреждений для выяснения их числа и состояния с составлением санитарных паспортов и дефектных актов. На основании полученных материалов 20 % школьных зданий были капитально отремонтированы, а в остальных проведен текущий ремонт. Ряд школ, размещенных в приспособленных помещениях, по настоянию ГСИ были переведены в лучшие здания. Это дало возможность к 1/1 1945 г. в УССР восстановить 26 183 школы из 29 314 функционировавших в 1941 г.14.

Главная ГСИ республики разработала и передала в ЦК КП(б) Украины и СНК УССР план 4* неотложных мероприятий для наведения санитарного порядка в детских учреждениях, в том числе по обеспечению их топливом, мягким инвентарем, теплой одеждой, по организации детских домов санаторного типа. По требованию ГСИ уже в III и IV кварталах 1944 г. в ряде областей удалось ускорить оборудование классных комнат стандартной школьной мебелью. Для систематического медицинского обслуживания школьников и укрепления санитарного режима в школах ГСИ добилась прикрепления ко всем школам в I квартале 1944 г. врачей и средних медицинских работников, что дало возможность в начале 1945/46 учебного года провести профилактический и медицинский осмотры школьников и другие профилактические мероприятия.

"Там же, ф. 342, оп. 14. д. 605, с. 1, 10. "Там ж е, ф. 342, оп. 14. д. 563, с. 84.

Главной ГСИ УССР были утверждены «Сани-. тарные правила по организации и содержанию летних детских оздоровительных учреждений» ,5. Под непосредственным контролем ГСИ проводился выбор мест и помещений для открытия оздоровительных учреждений. Без предварительного осмотра и согласования с органами ГСИ оздоровительные учреждения не открывались. Это обстоятельство, а также санитарный контроль за питанием в оздоровительных учреждениях обеспечили удовлетворительную эффективность оздоровления. В целом по республике летом 1944 г. оздоровлено 227 897 детей 1в.

Были предъявлены жесткие требования к администрации подростковых учреждений по устранению санитарных непорядков в обеспечении подростков. Во исполнение приказа Наркомздрава СССР и Главного управления трудовых резервов от 18/11 1944 г. «О мероприятиях по улучшению медсанобслуживания учащихся РУ и ФЗО» ГСИ »^установила систематический текущий надзор за вновь открывающимися объектами. К училищам и школам ФЗО с числом учащихся не менее 400 были прикреплены для постоянного медицинского обслуживания врач и медицинская сестра, проведен углубленный медицинский осмотр подростков.

В 1944 г. сеть детских дошкольных учреждений была восстановлена в значительной степени. Так, детских домов в 1944 г. на Украине было 430 (в 1941 г. — 514), а детских садов стало даже больше (1406 в 1941 г. и 1895 в 1944 г.) 17.

В 1944 г. должности областных школьно-санитарных инспекторов в основном были замещены (на 71,4%). Однако следует указать, что, несмотря на соответствующие указания, штаты школьно-санитарных ГСИ были весьма ограничены — имелось по одному школьному госсанинспектору в аппарате областной ГСИ и то не во всех областях. Часть должностей областных школьно-санитарных врачей не были укомплекто-^ ваны (Николаевская, Тернопольская, Каменец-Подольская, Черновицкая), а в Херсонской и Ро-венской областях не были предусмотрены штатным расписанием. В связи с этим все детские и подростковые объекты в районах обслуживались общесаннтарными врачами, выполнявшими отдельные задания, и, таким образом, целенаправленный плановый санитарный надзор за детскими учреждениями отсутствовал 18. Поэтому Нар-комздрав УССР издал приказ от 12/VIII 1945 г., обязывающий всех заведующих областными, городскими и районными отделами здравоохранения обеспечить медико-санитарное обслуживание школ и других детских учреждений. Для этой цели Наркомздрав УССР выделил 800 врачебных

15 Там же, ф. 342, оп. 14, д. 664, с. 6—8.

"Там же, ф. 342, оп. 14, д. 663, с. 2—3; д. 564, с. 58-59.

" Там же, ф. 342, оп. 14, д. 563, с. 86—87.

л "Таи же, ф. 342, оп. 14, д. 570, с. 131.

ставок и 1607 ставок для средних медицинских работников |9.

В последний год войны актуальными оставались вопросы дальнейшего расширения сети детских учреждений во исполнение постановления СНК УССР от 5/Х 1945 г. «О ходе выполнения плана мероприятий по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей»20. На 1/1 1945 г. восстановлены 26 183 школы. Всего функционировало 26 860 школ с охватом 4,5 млн. детей 2|.

Все еще оставался актуальным вопрос об обеспечении школ мебелью. Неотложными задачами являлись также улучшение качества школьных завтраков, более полный охват ими школьников, организация родительских комитетов для проведения контроля за санитарным состоянием школ. Встречались случаи нарушения санитарного режима. За отклонение в санитарном режиме ГСИ временно закрыла 270 школ для наведения в них санитарного порядка, было оштрафовано 540директоров школ. Таким образом, основное внимание школьно-санитарной организации и органов ГСИ было направлено на осуществление строгого контроля за санитарно-техническим состоянием школ и подготовкой их к новому учебному году 22.

Выполняя приказ Наркомздрава СССР «О мероприятиях по улучшению медико-санитарного обслуживания учащихся РУ, ФЗО и ЖДУ», ГСИ провела контроль за подготовкой к медико-санитарному обслуживанию нового приема континген-тов молодежи в эти учреждения, установила за ними систематический санитарный контроль, а также осуществила упредительный санитарный надзор за вновь открывающимися учреждениями 23.

Большого внимания требовали вопросы оздоровления детей. Для этой цели главная ГСИ УССР 14/Ш 1945 г. приняла постановление «О порядке открытия санаториев, домов отдыха и детских летних оздоровительных учреждений на территории УССР в 1945 г.» С этой целью она утвердила 25/Ш 1945 г. и издала «Санитарные правила по организации и содержанию летних детских оздоровительных учреждений» и «Санитарные правила для детских учреждений (яслей, детских садов, детских домов)»24.

Таким образом, санитарно-эпидемиологическая служба Украины в годы Великой Отечественной войны, в небывало тяжелых условиях и в кратчайшие сроки добилась восстановления сети дошкольных и подростковых учреждений и школ, обеспечения в них санитарного режима, горячего питания школьников, противоэпидемического об-

19 Т а м ж е, ф. 342, оп. 14, д. 664, с. 69.

11 Там же, ф. 342, оп. 14, д. 665, с. 5; д. 666, с. 6.

21 Там же, ф. 342, оп. 14, д. 664, с. 82.

г» Там же, ф. 342, оп. 14, д. 665, с. 1.

"Там же, ф. 342, оп. 14, д. 665, с. 1.

а Там же, ф. 342, оп. 14, д. 664, с. 51—54.

служивания, оздоровления в летний период, что позволило сохранить здоровье детей на более высоком уровне, чем в других странах, участвовавших во второй мировой войне.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГранОо А. А. Развитие гигиены в Украинской ССР. Киев, 1975, с. 119—120.

2. Марзеев А. Н. Записки санитарного врача. Киев, 1965 с. 141—143.

3. Пономарева В. Г. — В кн.: Материалы к истории п#| гиены и санитарного дела в УССР. Киев, 1959 т. Г с. 53—63.

4. Всеукраинский санитарный совет. 9-й. Резолюции. Киев 1938, с. 7, 9, 10, 16.

5. Рябышенко О. Г. — В кн.: Материалы к истории гигиены и санитарного дела в УССР. Киев, 1959, т. 1 с. 99—107.

Поступила 06.02.8i

УДК 616-084.3(476-25)

Э. И. Зборовский, Р. Ф. Фомина, Н. И. Орехов, Т. В. Авраменко, В. В. Апанасевич, А. А. Гракович, И. Д. Козлов, Ю. Н. Лапотко

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ МИНСКА В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ НАБЛЮДЕНИИ

Белорусский НИИ кардиологии, Минск

Эффективность диспансерного наблюдения во многом определяется готовностью населения к обследованию и способностью длительное время придерживаться полученных медицинских рекомендаций, активным, сознательным участием пациентов в осуществлении здорового образа жизни.

Однако проведенные в СССР и за рубежом эпидемиологические разработки по профилактике ишемическдй_бо^езни сердца (ИБС) показывают, что более 3(Г%_~взрослого населения отказываются от первичного обследования, а по мере реализации профилактической программы значительно возрастает процент неучаствующих [7, 10]. Исследования, проведенные сотрудниками Всесоюзного научного кардиологического центра АМН СССР, показали, что в настоящее время с профилактической целью к врачу обращается менее 6% населения [11]. Изыскание путей наиболее полного вовлечения населения в профилактические осмотры, обследования и поддержание устойчивого контакта с ним в период проведения полного курса профилактики по-прежнему остается нерешенной задачей профилактической кардиологии.

Одним из подходов к решению данной задачи является изучение лиц, не участвовавших в следовании. Установлены различия в психологических и поведенческих характеристиках лиц, участвующих и не участвующих в обследовании, доказано, что у последних чаще встречаются ИБС, факторы риска, выше общая смертность и смертность от сердечно-сосудистых заболеваний [1—3, 8, 12]. Это позволяет считать отказавшихся от обследования группой высокого риска в отношении вероятности развития ИБС и наиболее трудным контингентом для профилактических воздействий.

Нами изучена готовность к участию в кооперативной программе по многофакторной профилактике ИБС неорганизованной популяции мужчин 40—59 лет в Минске. Организация и методика проведения исследования подробно изложены в отечественной литературе [5, 15]. Лицам, включенным в обследование, направляли письма-приглашения с разъяснением целей профилактического кардиологического осмотра. Посылали 4 письма с интервалом 2 нед и 5-е — в конце за- т^ вершения скрининга. Всего на обследование из I и II районов было приглашено 6000 человек, яви-

Таблица 1

Причины неявки и отказа от обследования

Причина неявки на обследование Возраст отказавшихся от обследования, годы Всего

абс. %

40 — 44 45 — 49 50 — 54 55 — 59

Мотивированный отказ 54 49 39 20 162 8.7

Немотивированный отказ 70 66 70 57 263 14,2

Обещали, но не явились 40 40 29 11 120 6,5

Контакт установить не удалось

(отсутствие интереса к обследо- 1158 62,6

ванию) 406 319 271 162

Смерть 3 1 6 1 11 0,6

Выбытие (постоянно, временно) и др. 42 45 31 19 137 7,4

Итого . . . 615 (33,2%) 520 (28,1%) 446 (24,1%) 270 (14,6%) 1851 100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.