Научная статья на тему 'ОСНОВАНИЕ КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (К 100-летию кафедры)'

ОСНОВАНИЕ КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (К 100-летию кафедры) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВАНИЕ КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (К 100-летию кафедры)»

УДК 613/.1(И:378.6в1«1884—1964»

Г. И. Румянцев, Н. Б. Коростелев

ОСНОВАНИЕ КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (К 100-летию кафедры)

I ММИ им. И. М. Сеченова

В 1984 г. исполняется 100 лет со дня основания кафедры гигиены Московского государственного университета, ныне кафедры общей гигиены I ММИ им. И. М. Сеченова.

Рассматривая историю кафедры со времени образования университета (1755), нельзя не отметить, что в университетских уставах 1755 и 1804 гг. предмет «гигиена» не значился, хотя читались отдельные лекции и даже курсы по гигиене, а некоторые вопросы гигиены были отражены в трудах профессоров университета.

Одним из основоположников отечественной медицины, сыгравшим большую роль в развитии гигиены, по праву считается проф. С. Г. Зыбе-лин, который в своих трудах рассматривал вопросы гигиены жилища и гигиены местности, гигиены детского возраста и физического воспитания, проблемы демографии. В 70-е годы XVIII столетия гигиену читал И. И. Вечь, позднее — Ф. И. Барсук-Моисеев и др.

Наиболее яркая страница в истории медицинского факультета первой половины XIX века связана с именем М. Я. Мудрова — выдающегося отечественного клинициста. В 1808/1809 учебном году он начал читать курс военной гигиены.

Все произведения М. Я. Мудрова насыщены гигиеническим содержанием, ему принадлежит не потерявший своей актуальности афоризм: «Легче предохранять от болезней, нежели их лечить».

Особое значение для развития гигиены имела произнесенная в июне 1809 г. на торжественном ^собрании университета его актовая речь: «Сло-^во о пользе и предметах военной гигиены, или науки сохранять здоровье военнослужащих». В отзыве на эту речь проф. Буш писал: «Кафедра для гигиены вообще и в особенности для военных врачебных наук есть как преполезное заведение в Императорской медико-хирургиче-ческой академии, так и необходимо для приготовления молодых врачей на все обстоятельства и положения...»1 Речь неоднократно переиздавалась и долгое время была руководством по военной гигиене для студентов и военных врачей. История Медико-хирургической академии показывает, что мысли М. Я. Мудрова оставили значительный след в развитии гигиены.

К сожалению, в Московском университете гигиена не получила необходимого развития. По

уставу 1835 г. предусматривалось ее преподавание на двух кафедрах: на одной — в виде медицинской полиции совместно с судебной медициной, на другой — в виде гигиены или диэте-тики совместно с общей терапией, токсикологией, фармацией, рецептурой и др. Однако вопросы гигиены затрагивали профессора и других кафедр.

Наиболее прогрессивные гигиенические взгляды высказывали Г. И. Сокольский, Ф. И. Иноземцев, И. Е. Дядьковский, позднее Г. А. Захарьин и др. Анатом А. С. Севнук был автором одной из первых работ по профессиональной гигиене, касающейся влияния спичечного производства на здоровье людей.

Однако специального, полного курса гигиены не существовало, а в некоторые годы ее преподавание велось на весьма низком уровне. По университетскому уставу 1863 г. кафедра, на которой преподавались отдельные разделы гигиены, именовалась «Судебная медицина с токсикологией, гигиена и медицинская полиция; при ней госпитальное судебно-медицинское отделение, судебно-медицинские вскрытия, учение об эпизоотиях и ветеринарная полиция».

В Московском университете гигиена была «отдана на откуп» судебным медикам. Курс вел Д. Е. Мин, И. И. Нейдинг, В. С. Богословский (токсиколог). В конце 60-х годов для чтения доцентского курса по гигиене был выделен судебный медик П. И. Медведев.

Передовая профессура факультета не могла мириться с состоянием преподавания и научных работ по гигиене. К сожалению, постановления факультета от 1866 и 1876 гг. об учреждении кафедры гигиены остаются нереализованными2. Вопросы организации кафедры обсуждал совет университета еще в 1866 г.3.

Дело осложнялось тем, что не было кандидата, достойного возглавить кафедру гигиены.

При основании первых кафедр гигиены медицинские факультеты других университетов шли по двум путям. Так, медицинский факультет Киевского университета получил разрешение открыть самостоятельную кафедру гигиены еще в 1869 г. Для этой цели был специально подготовлен В. А. Субботин, который и избирается про-

' Суровцев 3. Г. Материалы для истории кафелры гигиены Императорской военно-медицинской (бывшей Ме-к дико-хирургической) академии. СПб., 1898, с. 13.

s Страшун И. Д. 175 лет. В кн.: 175 лет 1 МГМИ.

М., Медицина. 1940 г.

3 Отчет о состоянии и действиях Императорского университета в 1865—66 академическом и 1866 гражданском году. М., 1867, с. 35.

фессором в 1872 г. Аналогично сложилась ситуация и в Военно-медицинской академии, но поиски и подготовка кандидата здесь затянулись на еще более долгий срок. Решение об основании кафедры было принято в 1865 г., однако только в 1872 г. А. П. Доброславин был избран профессором.

В Харькове основанную в 1873 г. кафедру занял ее первый руководитель, уже известный гигиенист проф. А. И. Якобий.

По такому же пути пошел и Московский университет, пригласивший Ф. Ф. Эрисмана в качестве преподавателя гигиены, с тем чтобы он со временем стал руководителем кафедры. Почему же ведущий университет России, чей медицинский факультет гордился такими представителями, как Е. А. Захарьин, Н. В. Склифосовский, Д. Н. Зернов, Н. А. Тольский, А. И. Бабухин, А. А. Остроумов, приглашает иностранца для преподавания гигиены? Почему для этой цели выбран человек без ученых званий? Отметим, что к 1880 г. Ф. Ф. Эрисман являлся автором 21 работы, среди них «Руководство по гигиене» в 3 томах (1872; 1975), «Организация общественной гигиены в России» (1876), «Профессиональная гигиена» (1876), «Общедоступная гигиена» (1878) и др. В 1872—1874 гг. он прошел основательную подготовку в лабораториях К. Фойта и М. Петтенкофера. Ф. Ф. Эрисман уже в это время был известным гигиенистом.

С сентября 1879 г. по приглашению Московской губернской земской управы он вместе с А. В. Погожевым и Е. М. Дементьевым проводит обследование фабрик и заводов губернии,в дальнейшем материалы исследования публикуются в 17 томах.

Многочисленные сообщения Ф. Ф. Эрисмана в периодической печати и прежде всего в «Отечественных записках» способствовали тому, что имя ученого стало известно широкой общественности.

Таким образом, к 1880 г. Ф. Ф. Эрисман был достойным кандидатом. Вместе с тем существовали сложности, так как он имел лишь звание иностранного доктора медицины. 30/1Х 1881 г. совет Московского университета по предложению проф. Д. Н. Зернова, Т. П. Шереметьевского, Н. В. Склифосовского, И. И. Нейдлинга, А. А. Остроумова принял единогласное решение ходатайствовать о возведении Ф. Ф. Эрисмана в степень русского доктора медицины.

В отчете университета за 1881 г. сказано: «На основании примечания к параграфу 113 устава университета возведены в степень доктора: зоологии— известный путешественник и естествоиспытатель полковник Генерального штаба Николай Михайлович Пржевальский — в уважение к его успехам по исследованиям в области этнографии и зоологии; в степень доктора медицины — иностранный доктор Ф. Ф. Эрисман —

во внимание к его заслугам в области общественной гигиены *. щ

«6 ноября Ф. Ф. Эрисман был утвержден в ученой степени доктора медицины, а через 4 дня происходило его баллотирование в доценты по кафедре. 14 голосами из 15 Ф. Ф. Эрисман был избран на эту должность» 5.

В отчете за следующий (1882) год значится: «Согласно избранию совета Университета утверждены в звании... доцента — доктора медицины Ф. Ф. Эрисман»6.

19/Х1 1882 г. (по старому стилю) состоялась первая вступительная лекция Ф. Ф. Эрисмана по курсу гигиены.

Не случайно двухтомные «Избранные произведения» ученого открываются расширенным вариантом вступительной лекции «Основы и задачи современной гигиены». Именно в ней ученый развил свои принципиальные взгляды на гигиену и высказал знаменитые слова: «Не допускаю отделения общественной гигиены от научной, аф понимаю только разделение гигиенической науки как одного целого на экспериментальную и общественную гигиену... Лишите гигиену ее общественного характера, и вы нанесете ей смертельный вред» 1.

В 1883 г. была открыта лаборатория для практических занятий. Представляет интерес состав помещений: лабораторная комната для студентов с 17 столами, перегонным кубом, вытяжным шкафом, проведенными газом и водой; лабораторная комната меньшего размера для врачей, желавших усовершенствоваться в гигиене, с 6 лабораторными столами, шкафом с тягой, песочной баней, проведенными газом и водой; небольшая темная комната для работы со спектрографом и фотометром; большая аудитория на 200—250 человек с проведенными газом и водой; большая светлая раздевальня с проведенным газом; комната для хранения учебных пособий и аналитических весов; комната для хранения химических веществ, материалов, посудь/** и др. Ф. Ф. Эрисман систематически пополнял лабораторию новыми предметами и реактивами. За первое полугодие 1883 г. в лаборатории занималось 136 студентов, в течение года усовершенствовались 15 врачей. Как же проходили занятия в лаборатории?

В связи с тем что желающих оказалось очень много, были выделены групповые занятия, студенты IV—V курса были разделены на 2 половины по 4 группы, в каждой по 44 человека. Студенты исследовали воздух, воду, почву, пи-

4 Отчет о состоянии и действиях Императорского московского Университета за 1881 г. М., 1882, с. 34.

4 База нов В. А. Ф. Ф. Эрисман. М., Медицина, 1966, с. 106.

* Отчет о состоянии и действиях Императорского московского университета за 1882 г. М., 1983, с. 35.

'Эрисман Ф. Ф. Избр. произв. М., Медицина, 1959, т. 1, с. 55.

щевые вещества. Проводили все занятия доц.

Ф. Эрисман и ассистент С. Ф. Бубнов.

Работа проводилась большая, но правовая основа лаборатории была довольно шаткая. Гигиеническая лаборатория как вновь возникшее учреждение не имела никаких штатов, так как была причислена к кафедре судебной медицины. Но в перечне преподавателей в отчете впервые указан доц. Ф. Ф. Эрисман как гигиенист.

1884 г. для развития гигиены в университете стал историческим. Это год образования кафедры. В составе медицинского факультета кафедра значится под таким названием: «Гигиена и при ней: эпидемиология и медицинская полиция, медицинская статистика, учение об эпизоотических болезнях и ветеринарная полиция»8. В этом же году доц. Ф. Ф. Эрисман был утвержден в звании ординарного профессора по кафедре гигиены.

Ф. Ф. Эрисман с присущей ему энергией продолжает улучшать оборудование лаборатории, совершенствовать педагогический процесс, вести научные исследования. Годы работы Ф. Ф. Эрисмана в Московском университете — период наибольшего творческого успеха ученого. За это время опубликовано 86 его работ 9, завершен труд по санитарному обследованию фабрик и заводов.

По инициативе и планам Ф. Ф. Эрисмана построено здание Гигиенического института (1889), при непосредственном участии ученого сооружен весь комплекс клинического городка на Девичьем поле, многое сделано для организации деятельности Московской санитарной станции (1891).

Деятельность Ф. Ф. Эрисмана-педагога как нельзя лучше характеризуют его слушатели, известные деятели Коммунистической партии Н. А. Семашко и Н. С. Мицкевич. «Мне выпало счастье слушать Ф. Ф. Эрисмана,— вcпoминaieт А. Семашко,—...содержание его лекций было "!Так интересно, что мы, сгрудившись на первых партах аудитории, старались не проронить ни единого слова, аудитория была полна слушателей...»10. «Он единственный из профессоров-медиков говорил на своих лекциях о социальной гигиене; говорил он и об общественной и, в частности, земской медицине. Вообще он довольно резко выделялся среди московской медицинской профессуры с установкой на частную практику, политический консерватизм и в лучшем случае умеренный либерализм... В политическом отно-

* Отчет о состояниях и действиях Императорского московского университета за 1884 г. М., 1886.

• Подсчет приблизительный, так как часть работ была подготовлена до 1882 г., а накоторые, выполненные в 1895—1896 гг., опубликованы позднее.

10 Жизнь и деятельность Ф. Ф. Эрисмана. Труды научной конференции, посвященной памяти Ф. Ф. Эрисмана.

1947, с. 9.

шении... был самым левым из профессоров-медиков» ".

Экспериментальные исследования Ф. Ф. Эрисмана, его учеников и помощников представлялись в печатных отчетах лаборатории и санитарной станции и становились достоянием широкой врачебной общественности.

Ф. Ф. Эрисман создал школу гигиенистов, из которой вышли Г. В. Хлопин, С. В. Бубнов, Н. К- Игнатов, С. С. Орлов, В. Е. Игнатьев и др.

Ф. Ф. Эрисман совмещал в своем лице ученого, педагога, практического санитарного врача и общественного деятеля, будучи одновременно некоторое время руководителем кафедры, заведующим санитарной станцией, земским санитарным врачом Московской губернии, председателем съезда санитарных врачей и др. Вот как характеризовал известный теоретик и практик русской общественной медицины Е. А. Осипов сочетание научной и практической деятельности Ф. Ф. Эрисмана: «...земская деятельность Ф. Ф. Эрисмана была, так сказать, живой практикой при кафедре гигиены, и последняя... в значительной степени благодаря этому приобрела столь общепризнанное выдающееся значение» ,2.

Реакционерам пришлась не по нраву многогранная прогрессивная общественная и научная деятельность, передовые взгляды Ф. Ф. Эрисмана, и он был изгнан из университета.

«Не могу не вспомнить... печального факта удаления профессора Ф. Ф. Эрисмана волею начальства из Московского университета,— писал И. М. Сеченов,—...до него гигиена существовала в России лишь номинально, а в его руках она стала деятельным началом против многих общественных недочетов и язв. Он основал действительно рабочий (подчеркнуто И. М. Сеченовым) гигиенический институт, служивший не только науке, но и обществу. Для земской медицины он сделал столько, что в среде земских медиков имя его становится по заслугам рядом с именем С. П. Боткина, и ставится справедливо. Работая не покладая рук, он был прекрасным профессором и нашел время написать обширный и очень ценимый специалистами учебник гигиены... Он... искренне любил Россию и отдал все лучшие годы своей жизни на служение ей» |3.

Таким образом, кафедра гигиены медицинского факультета Московского университета, согласно университетскому уставу, вошла в официальный список самостоятельных кафедр, а ее заведующий получил звание ординарного профессора. Сотрудники кафедры проводили лекционный

11 Мицкевич С. И. Из воспоминаний старого революционера. Изд-во Московского университета, 1956.

12 База нов В. А. Е. А. Осипов. М., Медицина, 1974, с. 45.

13 Автобиографические записки И. М. Сеченова. М., 1907, с. 191 — 192.

курс и практические занятия со студентами, усовершенствование врачей, научные исследования. Создание кафедры поддерживали крупнейшие ученые-медики и ученые других специальностей. Хотя кафедра гигиены в Московском универ-

ситете была основана значительно позднее, чем в других крупных отечественных университета^ и Военно-медицинской академии, однако за ко^ роткий срок она завоевала признание в стране.

Поступила 14.03.84

УДК 613.95(477)« 1938—1945»

Н. Ф. Борисенко, И. И. Слепушкина, Т. Л. Проклина, Т. В. Ракицкая

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САНИТАРНОИ СЛУЖБЫ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА УКРАИНЕ (1938—1945 ГГ.) 1

Киевский медицинский институт

В описываемом периоде (1938—1945 гг.) можно условно выделить два этапа: третья пятилетка и Великая Отечественная война.

На годы третьей пятилетки была намечена реализация большой программы строительства учебно-воспитательных учреждений для детей раннего и дошкольного возраста, которая предусматривалась постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27/УШ 1936 г. «О запрещении абортов, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети роддомов, детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и про некоторые изменения в законодательстве о разводах». Этим документом предусматривалось довести общее число мест в яслях до 800 тыс., построить к 13/Ш 1939 г. 800 молочных кухонь в городах, за счет чего охватить 1,5 млн. детей организованным питанием, утроить существующую сеть детских садов. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22/11 1935 г. «О строительстве школ в городах» интенсивными темпами выполнялась программа строительства школьных зданий. Постановление ориентировало на улучшение внутренней планировки школьных зданий, запрещало нетиповое строительство. Оно сыграло определяющую роль в нормализации крупномасштабного строительства школ, которое осуществлялось в республике. Опубликованная «Инструкция о порядке выбора и отвода участка под строительство школ», утвержденная Госсанинспекцией (ГСИ) и наркомпросом УССР З/УП 1940 г., также способствовало упорядочению школьного строительства. В этот период Украинский институт ОХМД и стройуправление Наркомздрава УССР разработали образцы проектов строительства лагерей, дворцов юных пионеров, сезонных санаториев, яслей (стационарных и передвижных), молочных кухонь.

Значительно повышается роль санитарной организации в контроле за ходом строительства детских учреждений. Заместитель наркома здра-

воохранения Г. М. Хармандарян отдал распоряжение утверждать проекты строительства детских учреждений только после рассмотрения их жилищно-коммунальной ГСИ 2. Важным событием в деле повышения качества массового строи^ тельства детских учреждений явилось утверждение в декабре 1941 г. Комитетом по делам архитектуры при СНК СССР норм проектирования детских учреждений.

Наряду с санитарным контролем за массовым строительством детских учреждений и улучшением его качества школьно-санитарная инспекция в качестве одной из основных задач на третью пятилетку наметила дальнейшее улучшение оздоровления детей. С этой целью подводились итоги ежегодных оздоровительных мероприятий.

Актуальной в это время была задача по упорядочению ведения медицинской документации в детских учреждениях, что способствовало улучшению качества профилактических медицинских осмотров подростков и профотбора учащихся в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Было разработано положение о проведении медицинских осмотров подростков, а также положение о медико-санитарном обслуживании детей

в пионерских лагерях

«

Как и в предыдущие годы, значительную роль в становлении санитарной организации вообще и школьно-санитарной в частности играет Украинский санитарный совет и его ежегодные сессии, на которых вырабатывалась стратегия и тактика санитарной организации республики. Так, ^сессия санитарного совета [4], проходившая 29/Ш— 3/1V 1983 г., отметила в качестве основного достижения снижение заболеваемости детского населения: из расчета на 10 000 детей заболеваемость скарлатиной снизилась с 34,8 до 24, корью — с 31,5 до 21,8, дифтерией — с 45,9 до 20,4, коклюшем — с 34,4 до 29,7. В то же время санитарный совет считал, что санитарная организация и ОХМД мало уделяют внимания санитарному состоянию детских учреждений (яслям.

' Начало см. «Гигиена и санитария», 1983, № 8,

с. 38—41.

• ЦГАОР УССР, ф. 342, оп. 14, д. 144, с. 41.

* Там же, ф. 342, оп. 255, д. 14, с. 1—2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.