пиками и учителями рабочих всех стран явились Маркс и Энгельс... Они обратились к рабочим всего мира с призывом к борьбе за новую светлую жизнь тысяч и миллионов обездоленного люда»23.
В своих трудах К. Маркс убедительно показал, что при коммунизме труд перестанет быть только средством к жизни человека, а станет его первой необходимостью, средством для гармонического развития личности.
Исторический опыт подтвердил правильность идей марксизма-ленинизма. В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране впервые и мире были созданы все социально-экономические предпосылки для подлинной организации системы охраны труда и здоровья рабочих.
В условиях развитого социализма, широкого внедрения достижений научно-технического прогресса в производство все более возрастает забота об охране здоровья трудящихся. Она обеспечивается комплексным проведением санитарно-оздо-ровительных мероприятий, плановым внедрением механизации и автоматизации технологических процессов, созданием здоровых и безопасных условий труда, а также преимущественным обеспечением промышленных рабочих медицинской помощью как через общую сеть лечебно-профилактических учреждений, так и на промышленных пред-
ю Революция 1905—1907 гг. иа Украине. Киев, 1955, с. 455—459.
приятиях через службы, в основе деятельности которых лежит профилактическое направление.
При организации рациональных форм труда^ быта и отдыха трудящихся все шире используются результаты научных исследований в различных отраслях производства, «разработок идей и информации, которыми располагают современная медицинская наука и здравоохранение»24.
Из года в год совершенствуются формы и методы охраны труда и медико-санитарной помощи промышленным рабочим. В стране получили развитие крупные многопрофильные медико-санитарные час-сти, цеховые поликлиники, «цехи здоровья», санатории-профилактории для рабочих. Важное значение приобрели реализация планов социально-экономического развития производственных коллективов, комплексно-целевых региональных программ «Здоровье», совершенствование деятельности врачебно-инженерных бригад, широкое внедрение диспансерного метода в практику деятельности лечебно-профилактических учреждений, создание реабилитационных центров и др.
Достигнутые успехи в области охраны труда и медико-санитарной помощи рабочим за годы Советской власти являются результатом реализации марксистско-ленинских принципов об охране здоровья трудящихся и имеют важное международное значение. Поступила 18.07.83
24 Царегородцев Г. И. Истоки гуманизма. Медицинская газета, II/III 1983 г. '
УДК 613:378.6611:94(47)
Н. Б. Ко росте лев
ОСНОВАНИЕ ПЕРВЫХ ГИГИЕНИЧЕСКИХ КАФЕДР В РОССИИ
1 ММИ им. И. М. Сеченова
Возникновению научной гигиены в России (последняя треть XIX века) и основанию первых научных учреждений в виде кафедр университетов и Военно-медицинской академии предшествовал длительный процесс, подготовивший базу для трансформации эмпирической гигиены в научную. Этому способствовали социально-экономические предпосылки, развитие фундаментальных наук и техники, формирование общественного мнения в пользу научной гигиены.
Общепризнано, что в формировании отечественной гигиены и гигиенической подготовке врачей конца прошлого века важнейшую роль сыграли первые кафедры гигиены. Вместе с тем в литературе, даже в таких авторитетных изданиях, как БМЭ и учебные пособия для студентов, указывается различное время создания кафедр: кафедры в Казанском университете — 1865, 1869 гг. и даже 1885 г.; в Московском университете— 1881, 1882, 1884 гг. и т. п. Это связано с тем, что авторы по-разному подходят к дате образования кафедр:
одни — по первой лекции самостоятельного курса, прочитанной профессором, другие ориентируются на время официального разрешения на разъединение кафедры судебной медицины и гигиены или дату решения университета о создании кафедры и др. Отсутствие единого подхода и определяет разноречивость данных. Для того чтобы точно информировать о времени появления первых кафедр гигиены в отечественных университетах и Петербургской военно-медицинской (до 1881 г. — медико-хирургической) академии, необходимо использовать единые критерии.
Нам представляется правомерным применить для указанной цели комплекс критериев, учитывающих как характер проведенной работы (чтение самостоятельного курса лекций, создание руководств, экспериментальные исследования и др.), так и формальную сторону дела. При этом нужно иметь в виду, что во второй половине XIX века само понятие «кафедра» ассоциировалось со званием «профессор»: адъюнкт-профессор, экстра-
ординарный профессор (э. п.), ординарный про-'фессор (о. п.), причем профессор часто, особенно в начале своей деятельности, вообще не имел сотрудников или помощников. В связи со сказанным мы считаем правомерным определять начало существования кафедры гигиены на основании следующих критериев: избрание и утверждение профессором ученого, имевшего соответствующую (общемедицинскую, физиологическую, химическую и гигиеническую) подготовку, чтение им самостоятельного курса гигиены, руководство и личное участие в научных исследованиях в области гигиены (экспериментально-лабораторных, гигиено-этнографических), участие в решении задач общественной гигиены, воспитание учеников.
Следует отметить, что создание кафедр в России в значительной степени определялось эволюцией университетских уставов. В уставах 1755 и 1804 гг. предмет «гигиена» не значился, но отдельные лекции или даже курсы гигиенического содержания читались.
По уставу 1835 г. предусматривалось преподавание гигиены н двух кафедрах: № 81 в виде медицинской полиции (сведения по общественной гигиене) и № 10 в виде диэтетики или гигиены (личная гигиена в связи с лечением болезней).
В 1862 г. был подготовлен проект нового устава. Среди критических замечаний к проекту наиболее значимым было указание великого врача и педаго-Та Н. И. Пнрогова на недопустимость соединения гигиены с фармакологией2.
Судьба гигиены волновала известных ученых. В 1862 г. Я- А. Чистович писал: «в русском медицинском факультете предстоит создать русскую общественную гигиену и разработать ее собственными самостоятельными традициями. А это невыполнимо до тех пор, пока кафедра гигиены не сделается самостоятельной»3. С. П. Боткин отмечал, что «эта наука (т. е. гигиена. — И. К.) должна быть первым основанием главнейшей деятельности военного врача. Предупредить развитие болезни, уменьшить число заболевших будет еще важнее, чем вылечить захворавшего». Он также указывал, что «без хорошего знания естественных наук немыслима разумная гигиена солдата»4.
В уставе 1863 г. кафедра № 14 (всего их было 17) имела название «Судебная медицина с токсикологией, гигиена и медицинская полиция, при ней ~оспитальное судебно-медицинское отделение, судебно-медицинские вскрытия, учение об эпизооти-IX и ветеринарная полиция».
Очевидно, что объединение личной гигиены и »лементов общественной гигиены было в то время
1 В уставах кафедры значились под определенными номерами.
г Пирогов Н. И. Замечания на проект Общего устава Императорских Российских университетов. СПб., 1863.
'Суровцев С. Г. .Материалы для истории кафедры гигиены в Императорской военно-медицинской академии. СПб., 1898, с. 32.
4 Т а м же, с. 36.
прогрессивным явлением, но этого было крайне мало. Условий для развития научных исследований и подготовки специалистов в области гигиены не было. И уже в 1864 г. Казанский и Киевский университеты обращаются с просьбой о выделении самостоятельной кафедры гигиены, однако получают отказ.
Эпидемия холеры в Петербурге5 со всей очевидностью показала, что для борьбы с эпидемиями необходимы специалисты в области гигиены. Эта идея была поддержана общественностью, официальными лицами, членами медицинского совета. Университеты вновь обращаются с просьбой о выделении самостоятельных кафедр и опять им в этом отказывают.
Только в 1869 г. Министерство народного просвещения направляет попечителям учебных округов уведомление, разрешающее образовать самостоятельные кафедры гигиены6. К сожалению, разрешение не предусматривало штатного расписания, лабораторий и ассигнований дополнительных средств на приобретение приборов, пособий, реактивов и др.
Лучше обстояло дело в Петербургской медико-хирургической академии. 5/У1П 1855 г. было получено сообщение о том, что утверждено образование двух новых кафедр (в том числе кафедры гигиены) и через Государственный совет с 1866 г. выделяется 7365 руб. на содержание новых кафедр.
Несмотря на полученное разрешение, подавляющее большинство кафедр начали функционировать значительно позднее. Основная причина — отсутствие подготовленных специалистов для замещения профессорских должностей. Университеты и Медико-хирургическая академия подходили чрезвычайно ответственно к замещению должностей профессоров гигиены. Так, в Петербургской медико-хирургической академии настойчивый поиск достойного кандидата длился с 1865 по 1869 г. В комиссию, которая должна была рекомендовать компетентного руководителя кафедры гигиены входили А. П. Бородин, И. М. Сеченов, А. Я. Чистович, в его поисках принимали участие Н. Н. Зимин, Н. М. Якубович и другие известные ученые. Кандидат должен был удовлетворять строгим требованиям. Так, А. Я - Чистович в частности подчеркивал, что это лицо должно обладать возможно более полными знаниями физиологии, физики, органической химии. Он обязан знать медицинские и естественные науки, методы исследования, статистику. Согласно другим требованиям, предусматривался стаж работы в госпиталях, знание географии, медицинской и политической экономии и др.
Выбор остановился на молодом докторе А. П. Доб-рославине, который в то время проходил усовер-
6 Так называемая четвертая эпидемия холеры (1864— 1872).
' Киевскому учебному округу — 25/1Х 1869 г., Казанскому и другим округам —25/Х 1869 г. Орлов В. Д. Тридцатилетие лаборатории гигиены (материзлы для истории кафедры гигиены). Киев, 1906, с. 11.
шенствование за рубежом. В 1869 г. он получил письмо от группы профессоров: Н. Н. Зимина (химика), И. В. Забелина (фармаколога, ученика И. М. Сеченова), И. М. Сорокина (токсиколога) с рекомендацией приступить к детальному изучению гигиены, чтобы возглавить кафедру в академии. К тому времени А. П. Доброславин уже имел основательную подготовку по химии в лабораториях А. П. Бородина и Н. Н. Зимина, по физиологии — у Н. М. Якубовича, занимался в зарубежных лабораториях. А. П. Доброславин последовал совету профессоров и со свойственным ему упорством и добросовестностью занялся изучением литературы, посещая гигиенические объекты, казармы, госпитали. В результате им создана первая гигиеническая работа «Очерки гигиенической обстановки парижских госпиталей и ее основание». Молодой ученый также усиленно работал в лабораториях М. Петтенкофера и К. Фойта.
Вернувшись на родину, А. П. Доброславин подал прошение о предоставлении ему права на чтение лекций по гигиене как приват-доценту. К этому времени он был автором 7 работ. 6/Ш 1871 г. им прочитана первая пробная лекция «О питательности отрубей», через 7 дней — вторая пробная лекция. А. П. Доброславин избирается доцентом. Почти одновременно с этим молодой ученый совместно с пятью врачами начинает экспериментальные работы в фармакологической лаборатории, которую на лето уступил проф. И. В. Забелин.
19/Х1 1871 г. А. П. Доброславин прочитал первую лекцию курса гигиены. Эту дату справедливо считают началом самостоятельного преподавания гигиены. 30/Ш 1872 г. А. П. Доброславин становится профессором академии, что одновременно знаменует образование самостоятельной кафедры гигиены. Организуется лаборатория. За короткий срок под руководством А. П. Доброславина подготовлены 124 диссертации, а всего выполнена 161 работа'. Из школы Доброславина вышли крупные гигиенисты, ставшие затем руководителями кафедр: М. Я. Капустин, К. П. Ковальковский, П. И. Судаков, А. И. Шидловский и др.
Наряду с Военно-медицинской академией решающую роль в формировании отечественной гигиенической науки сыграл Московский университет. Поэтому справедливо, отказавшись от хронологического принципа, изложить историю организации кафедры гигиены в МГУ непосредственно после описания создания кафедры в Петербурге.
До 1880-х годов гигиена преподавалась в Московском университете, как правило, на довольно низком уровне. Настойчивый поиск достойного кандидата на замещение должности профессора гигиены длился до тех пор, пока внимание не сконцентрировалось на Ф. Ф. Эрисмане. Но существовало серьезное препятствие — он не имел
" Перечень работ дан в книге Е. Я. Белицкой «А. П. Доброславин и развитие экспериментальной гигиены в России». М., Медицина, 1966, с. 183—194.
русской степени доктора медицины. И в 1881 г— университет присваивает ему степень доктора медицины «во внимание к его заслугам в области обще-щественной медицины». А в следующем (1882) году он утверждается в звании доцента.
С 1883 г. начались занятия студентов и врачей в гигиенической лаборатории. А в 1884 г. кафедра, согласно новому уставу, стала называться «Гигиена: и при ней эпидемиология и медицинская полиция, медицинская статистика, учение об эпизоотических болезнях и ветеринарная полиция». В том же году среди утвержденных ординарных профессоров указан доцен Ф. Ф. Эрисман. Примечательно, что он перешагнул через одну ступень (экстраординарного профессора) и получил звание ординарного профессора вместе с такими выдающимися учеными как К. А. Тимирязев, Д. Н. Анучин и др. Таким образом, 1884 г. следует считать годом образования кафедры гигиены в МГУ.
Анализ годовых отчетов университета дает обширный материал, характеризующий удивительно разностороннюю и благотворную работу ученого в области постоянного совершенствования преподавания гигиены, издания руководств, экспериментальных исследований, подготовки врачей по гигиене, организации санитарной станции и гигиенического института строительства клинического городка, общественную деятельность. Ф. Ф. Эрисман создал передовую оригинальную отечествен> ную школу, из которой вышли такие известные ги-" гиенисты как С. Ф. Бубнов, Н. К. Игнатов, С. С. Орлов, В. Г. Хлопин (позднее классик советской гигиены) и др.
Из нестолнчных одной из сильнейших по праву считалась кафедра гигиены Казанского университета. В отношении времени ее возникновения мнения различны. Наиболее правильными нам представляются взгляды И. А. Скворцова и П. Е. За-блудовского8, которые относят образование кафедры к 1865 г., т. е. ко времени получения А. И. Яко-бием звания профессора. Это полностью соответствует изложенным выше критериям, определяющим время образования кафедры.
Имя А. И. Якобия менее известно, чем А. П. Доб рославина и Ф. Ф. Эрисмана. Поэтому правомернь вопросы: какова же была подготовка А. И. Якоби* к руководству кафедрой? Правомерно ли его на зывать первым профессором гигиены?
А. И. Якобий после окончания университет« в 1847 г. со званием кандидата фнзнко-математиче ских наук был прикомандирован к департаменту юстиции. В 1857 г. он получил разрешение за ниматься в Медико-хирургической академии. За тем для усовершенствования в области медицинь он выехал за границу, где в 1860 г. защитил дис сертацию. В 1863 г. он получил степень доктор;
"Скворцов И. П. Об успехах гигиены в послед ние 25 лет. Русский медицинский вестник, 1898, т. 1 с. 3. Заблудовский П. Е. История отечествен вой медицины. М., 1960, с. 304.
медицины от Медико-хирургической академии, а ^ диссертация была опубликована.
В России он работал в лаборатории И. М. Сеченова по теме «Исследования физиологических явлений смерти животных при охлаждении». Затем ученый вновь выехал за границу и занимался в лабораториях ряда университетов. Его исследование «О вентиляционных формулах» опубликовано в гигиеническом журнале М. Петтенкофера и позднее в России. Другая работа «О законах по санитарной части в некоторых кантонах Швейцарии» напечатана в журнале Медицинского департамента.
Из сказанного очевидно, что ко времени избрания в 1865 г. профессором кафедры судебной медицины и гигиены А. И. Якобнй был подготовлен в области экспериментальной гигиены, физиологии, математики, химии, физики, по вопросам права, что помогало ему позднее вести гигиено-этнографические исследования.
Следовательно, 1865 г. следует считать временем образование первой кафедры гигиены в Казанском университете и годом создания первой кафедры гигиены в России.
В преподавательской работе А. И. Якобий главное внимание уделял преподаванию гигиены. Он читал студентам III курса частную и общую гигиену9. В этот период он приступил к организации лаборатории (кабинета).
Позднее на кафедре судебной медицины и гигиены оказываются два профессора — А. И. Якобий и И. М. Гвоздев. После того как в 1869 г. было получено официальное разрешение на разъединение кафедры судебной медицины и гигиены, А. И. Якобий стал именоваться профессором гигиены (кафедра № 17), а И. М. Гвоздев — профессором судебной медицины (кафедра № 31)10.
А. И. Якобнй, имея прекрасную общетеоретическую и гигиеническую подготовку, помимо преподавательской работы, вел научные исследования по гигиене, организовал лабораторию (кабинет), создал оригинальное руководство, имел учеников, некоторые из которых (И. П. Скворцов, В. О. Орлов и др.) стали крупными гигиенистами.
Следующим по времени из нестоличных университетов организует кафедру гигиены Киевский университет. Наиболее подходящим кандидатом оказался В. А. Субботин. В характеристике, написанной проф. Ф. Ф. Эдгардтом, отмечалось: «предмет работ Субботина — химико-физические процессы животного организма и хорошее знакомство с химией представляют весьма важные приготовительные занятия для изучения гигиены»11.
В течение 2 лет В. А. Субботин изучал гигиену
9 Известия и ученые записки Казанского университе-
та. Казань, 1865, вып. 4, с. 304.
11 Там же, 1870, вып. 1, с. 4—5.
11 О р л о в В. Д. Тридцатилетие лаборатории гигие-
ны Императорского университета святого Владимира
■ (материалы для истории кафедры гигиены). Киев, 1906,
с. 11.
у М. Петтенкофера, работал в лаборатории К. Фонта. В 1872 г. он избирается профессором. Этот год и следует считать годом основания кафедры гигиены в Киеве. Возглавив кафедру, он приступил к организации лаборатории. В том же году только от М. Петтенкофера он доставил различных приборов и оборудования почти на 800 руб. В. А. Субботин читал курс лекций, занимался совершенствованием педагогического процесса, писал учебник, вел экспериментальные исследования.
Несколькими месяцами позднее создана кафедра гигиены в другом университете на Украине — Харьковском. В течение длительного времени не удавалось найти подходящего профессора гигиены. В 1871 г. проф. А. И. Якобий вместе с группой прогрессивно настроенных профессоров покинул Казанский университет12. 17/11 1872 г. на заседании медицинского факультета Харьковского университета проф. А. С. Питра подал рапорт, в котором давал высокую оценку А. И. Якобню: «Факультет найдет в нем (А. И. Якобии) вполне готового преподавателя по одной из важнейших кафедр, заполнение которой у нас представляется делом трудным по малому числу лиц, специально изучивши х гигиен у»13.
Факультет признал, что проф. А. И. Якобий — «редкий кандидат»14. 6/1 1873 г., когда А. И. Якобий стал профессором гигиены, следует считать днем основания самостоятельной кафедры гигиены в Харькове. Так, проф. А. И. Якобий второй раз стал руководителем кафедры. Приступив к своим обязанностям, он начал организацию гигиенического кабинета (лаборатории)15.
В дальнейшем были организованы следующие самостоятельные кафедры. На медицинском факультете Варшавского университета она была создана в 1882 г., ее профессором стал И. П. Скворцов — оригинальный гигиенист, ученик А. П. Яко-бия и А. П. Доброславина. В Юрьевском (Дерпт-ском) университете кафедру основал в 1895 г. ученик Ф. Ф. Эрисмана С. Ф. Бубнов. В 1903 г. первым занял кафедру в Томском университете ученик А. П. Доброславина — А. И. Судаков. В 1903 г. профессором новой кафедры гигиены Новороссийского университета (Одесса) стал ученик Ф. Ф. Эрисмана Г. В. Хлопин. Все вновь избранные профессора приступили к организации лабораторий, сочетая педагогическую деятельность с научно-исследовательской работой.
Если в конце 60-х — начале 70-х годов медицинские факультеты испытывали недостаток в профессорских кадрах гигиенистов, то в 70-х годах положение изменилось. Благодаря А. П. Добро-
12 Так называемое дело Лесгафта.
13 Медицинский факультет Харьковского университета за первые сто лет его существования (1805—1905). Под ред. проф. И. П. Скворцова и Д. И. Багалея. Харьков, 1905—1906, с. 423.
"Там же.
16 Деятельность А. И. Якобня в Харькове отражена в ряде работ В. М. Жаботинского, М. Л. Кошкина и др.
славину, Ф. Ф. Эрисману и в меньшей степени А. И. Якобию, а также помощи М. Петтенкофера в России появилась плеяда высококвалифицированных профессоров гигиены. В 60—80-е годы проводились экспериментальные исследования в самых различных областях гигиены, совершенствовался педагогический процесс, выпускались оригинальные руководства по гигиене, готовились национальные кадры санитарных врачей, развивалась общественная гигиена. Однако в условиях царской России усилия замечательных ученых по улучшению санитарного состояния страны не были в достаточной степени реализованы.
Выводы. 1. Во всех отечественных университетах и Военно-медицинской академии образование самостоятельных кафедр гигиены закончилось в начале XX века. Этому предшествовал длительный и сложный процесс эволюции гигиены, трансформации эмпирической гигиены в научную.
2. От времени утверждения до начала функционирования большинства кафедр проходило значительное время, в течение которого были подготовлены высококвалифицированные специалисты. Первыми профессорами гигиены были видные ученые-гигиенисты.
3. При кафедрах гигиены организовывались лаборатории (кабинеты). Педагогический процесс сочетался с экспериментальными исследованиями в различных областях гигиены. Кафедры способствовали развитию общественной гигиены.
4. В литературе имеются разноречивые данные о времени образования первых отечественных кафедр гигиены. Предложенные критерии позволили унифицировать определение времени возникновения кафедр гигиены и составить хронологическую таблицу.
Поступила 29.10.83
УДК 613.2:378.661
Б. Л. Смолянский, Н. М. Денисенко, Л. С. Шибаева. Э. И. Остапцева,
В. Е. Цуцков
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПИСЬМЕННЫХ КУРСОВЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ
Днепропетровский медицинский институт
Среди мероприятий по оптимизации учебного процесса особое значение имеет контроль знаний студентов. В инструктивном письме Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 26/Х 1981 г. «О контроле учебной работы и оценки знаний студентов» подчеркивается, что курсовые экзамены являются ведущими формами контроля учебной работы студентов, на основе которых оценивается уровень усвоения будущими специалистами дисциплин учебного плана. Кафедра должна обеспечить объективность и единообразие требований, предъявляемых на экзаменах; следует избегать беглых опросов, результаты которых не отражают качество подготовки специалистов по соответствующей дисциплине. Таким образом, методы проведения экзаменов должны отвечать целям этой формы контроля как итоговой оценки результатов усвоения студентами учебно-программного материала. Кроме того, необходимы обобщение и анализ результатов экзаменов для оценки качества преподавания и разработки мероприятий по более углубленному изучению тех материалов, которые оказались сложны для студентов.
В этом аспекте письменные экзамены в большей степени отвечают указанным выше требованиям, чем устный экзаменационный опрос.
Письменные экзамены — основная форма экзаменов почти во всех зарубежных медицинских вузах. В нашей стране письменные экзамены с применением различных тестов проводятся в 1 ММИ
им. И. М. Сеченова на кафедре общей гигиены, социальной гигиены и организации здравоохранения, фармакологии, анатомии, факультетской хирургии, пропедевтики внутренних болезней. Как отмечает Г. И. Румянцев и соавт. (1981), письменные экзамены полезны и перспективны. Главными при этом являются надежность результатов экзамена и большая его объективность. Для письменных экзаменов по общей гигиене авторы использовали тесты множественного выбора с набором правильных или неправильных ответов. На наш взгляд, подобные тесты имеют определенные недостатки: мало развивается самостоятельное мышление студентов, допускается возможность угадывания правильного ответа, ограничивается объем изложения учебного материала.
В 1980 г. нами впервые организованы письменные переводные экзамены по гигиене питания для студентов IV курса санитарно-гигиенического факультета. Этому предшествовал программированный контроль в течение всего срока обучения. Письменный экзамен завершил систему контроля. Вопрос об осуществлении письменных экзаменов по гигиене питания обсуждался и утверждался на предметной комиссии по гигиеническим дисциплинам и методическим советом института. Была проведена большая методическая работа, переработано 40 экзаменационных билетов, состоящих на первом этапе нашей работы (1980—1981) из 3 вопросов, каждый из которых делился на 3—6 1