Становление и развитие понятия таможенного дела в российском законодательстве: (историография вопроса)
А. В. Кальницкая*
В современных условиях в связи с необходимостью государственной защиты экономических интересов и вступлением России в ВТО возрастает роль и значение таможенного дела. При этом следует обратить внимание на увеличивающееся количество административных правонарушений и нарушений законности в области таможенного дела. В целях уяснения его сущности обратимся к понятию «таможенное дело».
Данное понятие содержится в ч. 2 ст. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации1 и определяется как «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу». Закрепление любого понятия в законе является завершающим актом его формирования, оно признается окончательно выработанным и должно употребляться только в тех значениях, которые ему придал законодатель. Приобретая силу юридических законов, такие понятия становятся обязательными для всех субъектов права2. Однако нельзя отрицать, что понятия, закрепленные в законе, все же обладают определенной динамичностью — их содержание изменчиво, поэтому нам очень важно знать, как именно происходило становление понятия «таможенное дело», т. е. рассмотреть его в историографическом контексте. Как трактовалось данное понятие в нормативных актах разных эпох и что именно, по мнению ученых, вкладывалось в его содержание? Ответы на эти вопросы может дать история.
Таможенно-пошлинное обложение было известно еще в Древней Руси. Но о собственно таможенном деле в современном его понимании можно говорить условно, поскольку лишь по мере создания и укрепления централизованного государства, роста внешнеэкономических связей шло его становление и развитие.
Документальные свидетельства о времени возникновения таможенного обложения на территории
* В нашем журнале публикуется впервые.
России не сохранились, однако В. О. Ключевский указывает, что в дошедших до нас торговых договорах Руси и Византии (два договора Олега, один договор Игоря и один краткий договор Святослава) имеются упоминания о таможенных обычаях и льготах как издавна бытовавших в жизни явлениях3. Так, по договору Олега русские купцы не платили пошлину при торговле в Византии. «Читая эти договоры, легко заметить, какой интерес связывал в Х в. Русь с Византией. Всего подробнее и точнее определен в них порядок ежегодных торговых сношений Руси с Византией, а также порядок частных отношений русских в Константинополе к грекам; с этой стороны договоры отличаются замечательной выработкой юридических норм...»4
В V-IV вв. до н. э. в местностях Причерноморья уже существовали таможенные порядки. Знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Ольвией, Херсонесом и другими городами. А. Н. Козырин отмечает, что издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт, или мыто, — сбор за провоз товаров через заставы5. Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова «мытник» или «мытчик» — сборщик пошлин, «мытница» или «митница» — место их сбора6.
Во время татаро-монгольского ига на Руси употребляется слово «тамга» — сбор за получение ханских ярлыков, дающих разрешение на определенную деятельность. Отсюда и «тамжить», т. е. обладать тамгой, «таможня» — место тамжения7. Лица, получавшие право на собирание таможенных пошлин, назывались таможенниками.
Последовательно проводимая политика русских князей по укреплению единства Российского государства и, как следствие этого, развитие товарно-денежных отношений, усиление обмена между отдельными частями территории и между городским ремеслом и сельским хозяйством настоятельно требовали правовой регламентации, издания таких нормативных актов, которые всецело посвящены были бы регулированию таможенного дела. Эту задачу и выполняли таможенные грамоты. Например, в Белозерской таможенной грамоте 1497 г.8 нашло
отражение стремление центральной власти ограничить права наместников, постепенно изъять у них таможенные функции. Это было обусловлено, с одной стороны, возникшей необходимостью обособления таможенного дела в самостоятельную государственную службу, с другой — стремлением государства пресечь злоупотребление властью на местах и сохранить финансовый поток в казну от таможни.
В ХП-ХVI вв. таможенные полномочия в России осуществлялись двумя путями. Первый (казенный) заключался в том, что сбор торговых пошлин возлагался на представителей купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые сдавали все суммы сборов в казну. Второй способ управления таможнями и сбора пошлин — сдача таможен на откуп. Суть этого способа состояла в том, что заинтересованное лицо вносило в государственную казну определенную сумму денег, не меньшую, чем средний сбор таможенной пошлины за прошедший год, и собирало пошлины в свою пользу. Таким образом, понятие «таможенное дело» еще находилось в стадии зарождения и в его содержание включался только сбор пошлин, а собственно таможенные полномочия не всегда осуществлялись на основе профессиональной государственной службы.
Становление единого Российского государства обусловило централизацию и укрепление таможенного дела. Об этом может свидетельствовать отказ от практики установления и взимания мыта (тамги) мелкими феодалами, что можно расценивать как процесс установление единых таможенных границ и территории.
Соборное уложение 1649 г. стало еще одним шагом по консолидации таможенного дела. В статье 9 главы !Х Уложения содержался запрет на введение феодалами новых таможенных пошлин. «А в которых селех и в деревнях и по дорогам на мостах и на плотинах, и на реках, и на перевозех, и на торгех изстари мыта не бывало, и в тех местех новых мытов никому не вымышляти и не заводити ни которыми делы, опричь тех местех мыты и перевозы изстари были, и на которые мыты и перевозы и мосты кому жалованные грамоты даны»9. Из анализа данной нормы следует, что таким образом были ликвидированы внутренние таможни и таможенное дело стало рассматриваться как регулирование внешнеторговой деятельности, что соответствует его современному содержанию.
Именной Указ царя Алексея Михайловича 1653 г. «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по сколько взято и с каких товаров»10 развивает и унифицирует нормативную базу таможенного дела, что, в свою очередь, способствует его централизации и организационному единству. Он закреплял новое название законодательства, регулирующего процессы перемещения товаров через границы государства — таможенное. Многочисленные российские таможен-
ные пошлины (посаженные, полозовые, отвозные, годовщина, мытовое) были заменены единой рублевой пошлиной, укреплявшей экономические связи на внутреннем рынке России. «Впредь нашу таможенную пошлину имать с весчих товаров, со всяких товаров и с хлеба на Москве и в городех с тутошних жилецких и приезжих, со всяких чинов людей, рублевую пошлину, с продавцов по десяти денег с руб-ля»11. Введение единой рублевой пошлины следует рассматривать как попытку создания единого таможенного пространства, в таком случае понятие «таможенное дело» приобретает еще одно качество.
Таможенное оформление внешнеторговых сборов, являющееся необходимой процедурой таможенного дела, впервые регламентируется Новоторговым уставом 1667 г. Данный нормативный акт закрепил идеи монетаризма, т. е. таможенные пошлины стали взиматься только монетами, золотом и ефимками (русское наименование иностранной серебряной монеты, оценивавшейся правительством в 50 копеек)12. Ю. Ф. Азаров выделяет следующие части Новоторгового устава: 1) доставка товаров из Москвы и внутренних городов в Архангельск и их вывоз из страны; 2) таможенное регулирование внутренней торговли; 3) ввоз товаров из-за границы в Архангельск и другие русские города13. Таким образом, в содержание понятия таможенного дела добавляются такие составляющие, как таможенное оформление и таможенные платежи, что свидетельствует об увеличении содержательной емкости понятия.
Важный шаг в укреплении и обеспечении организационного единства таможенной службы был сделан при Петре I. Его внешняя политика, заключавшаяся в экспансии новых территорий, и принятый в 1724 г. новый таможенный тариф послужили основанием для проведения соответствующих реформ таможенного дела. Таким способом государство стремилось защитить интересы отечественного производителя, т. е. осуществляло протекционистскую политику, устанавливая высокие таможенные пошлины на ввозимые товары, производство которых в России или уже было освоено, или налаживалось: пенька, железо, парусина, шелковые ткани, позумент, ленты, иглы, скипидар, воск, сухие кожи, пергамент. Товары, не производимые в стране, при ввозе облагались умеренной пошлиной. Вывозимые из России товары облагались трехпроцентной пошлиной, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик (например, шерстяная и льняная пряжа), по сути, к ним применялась запретительная пошли-на14. В целях борьбы с усилившейся контрабандой Петр I в 1723 г. издал Указ, который предусматривал «...на дорогах учредить крепкие заставы, малые дороги завалить лесом или перекопать рвами и всех едущих стороной от застав наказывать изъятием того, с чем они будут взяты»15.
Постепенно совершенствовалось и управление таможенным делом. Ведать таможенными сборами с 1718г. стала учрежденная Петром I Коммерц-кол-легия. Избиравшиеся по-прежнему из купечества управляющие таможнями (таможенные бурмистры, а с 1720 г. — обер-цольнеры) получали годовое денежное содержание как служащие.
Можно заключить, что таможенное дело впервые стало осуществляться государственными служащими на профессиональной основе, что свидетельствует о его сложном полифункциональном характере. Понятие «таможенное дело» теперь охватывало и таможенный контроль, и перечень нарушений, установленных правилами провоза товара, влекущих юридическую ответственность.
Дальнейшее реформирование таможенного дела продолжила императрица Елизавета, издавшая Указ об уничтожении таможенных и мелочных сборов16, согласно которому внутренние таможни упразднялись, и товары, следующие по территории Российской империи, пошлинами не облагались. Указ 1753 г. стал важнейшим, но не последним этапом таможенной реформы, завершенной изданием Таможенного устава 1755 г. и тарифа 1757 г.17 Устав, по мнению ученых, упорядочивал деятельность таможенной службы и таможенный контроль, а также создавал правовую основу для таможенного
дела18.
В середине и во второй половине XVIII в. таможенная политика формировалась под воздействием фритредерских воззрений. Данный период вызывал интерес и у административистов. Так, И. Аксаков обращается к термину «фритредерская политика», приводя рассуждения А. Смита о “free trade” — свободной торговле, движении за свободу торговли, промышленности и расширении внешнеторговых
„ IQ
связей19.
В целом, как справедливо отмечает Ю. Ф. Азаров, документы и материалы по таможенному делу свидетельствуют о том, что таможенная политика в конце XVIII в. отличалась непоследовательностью и нестабильностью. При ее формировании доминировала потребность в увеличении фискальных сбо-ров20.
Итак, исследуемое понятие продолжает наполняться новым содержанием: оно охватывает понятия «таможенная граница», которая совпадала с государственной границей, и «таможенный режим», который имел два вида: протекционистский и фрит-редерский.
В 1822 г. в России был введен в действие второй протекционистский тариф21. Согласно ему, запрещался вывоз 21 и ввоз 301 наименования товаров. Активное участие в разработке тарифа и проведении таможенно-тарифной политики принимал Е. Канкрин, который подготовил 13 правил составления таможенной росписи и порядка регулирования внешней торговли. В результате содержание
понятия «таможенное дело» расширилось, благодаря понятию механизма регулирования внешней торговли.
На протяжении XIX в. таможенная политика сочетала как протекционистский, так и фритредер-ский режимы с преобладанием последнего. Таможенная политика С. Ю. Витте, проводимая с целью покончить с ограничительными мерами по отношению к действующим в России иностранным капиталам, тому подтверждение. С. Ю. Витте признавал, что протекционистская политика требует значительных жертв от населения страны и ему «приходится покупать иностранные изделия по ценам, повышенным вследствие пошлин, и почти столько же приплачивать за изделия внутреннего производ-ства»22. Он призывал спешить с развитием промышленности, подчеркивая, что «бедность капиталами» ее задерживает, и Россия «очень отстала», хотя по быстроте и силе промышленного роста «стоит впереди всех иностранных экономически развитых го-
23
сударств»23.
Таким образом, проведенный историографический анализ позволяет сделать вывод о том, что понятие таможенного дела берет свое начало в далеком прошлом. Постепенно, соответствуя историческим закономерностям и веяниям эпох, формируются черты, приближающие его к современному прочтению. Под таможенным делом сейчас понимается: 1) таможенная политика; 2) перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств (принципы); 3) таможенные режимы; 4) таможенно-тарифное регулирование; 5) таможенные платежи (федеральные таможенные доходы); 6) таможенное оформление; 7) таможенный контроль; 8) таможенная статистика и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности; 9) контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела; 10) нарушение таможенных правил и ответственность за них; 11) производство по делам о нарушениях таможенных правил; 12) рассмотрение
?4
дел о нарушениях таможенных правил24.
1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 22. — Ст. 2066; № 52 (ч. 1). — Ст. 5038; 2004.— № 27.— Ст. 2711; № 34.— Ст. 3533; №46 (ч. 1). — Ст. 4494; 2005. — № 30 (ч. 1) — Ст. 3101; 2006. — № 1. — Ст. 15; № 3. — Ст. 280; № 8. — Ст. 854; № 52 (ч. 2). — Ст. 5504.
2 См.: Безруков С. С. Оценочные понятия и термины в уголовно-процессуальном законодательстве России. — Омск, 2003. — С. 9.
3 См.: Ключевский В. О. Курс Русской истории: в 9 т. — М., 1987. — Т. 1. — С. 168.
4 Там же.
5 См.: Козырин А. Н. Таможенное право России. — М., 1995. — С. 27.
6 См.: Титов Ю. П. История государства и права России. — М., 2003. — С. 22.
7 См.: Исаев И. А. История государства и права России. — М., 2001. — С. 73.
8 См.: Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. / под ред. О. И. Чистякова. — М., 1985. — Т. 2. — С. 201-206.
9 Там же. — Т. 3. — С. 100.
10 См.: Волков М. Я. Отмена таможен в России. — М., 1957.— С. 78-79.
11 См.: Азаров Ю. Ф. Основы таможенного дела: в 2 т. — М., 2005.— Т. 1. — С. 17.
12 См.: Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. / под ред. О. И. Чистякова. — М., 1986. — Т. 4. — С. 117.
13 См.: Азаров Ю. Ф. Указ. соч. — С. 17.
14 См.: Козырин А. Н. Указ. соч. — С. 32.
15 Там же.
16 См.: Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. / под ред. О. И. Чистякова. — М., 1986. — Т. 5. — С. 161.
17 См.: Волков М. Я. Таможенная реформа 17531757 гг. Исторические записки. — М., 1962. — С. 157.
18 См.: Азаров Ю. Ф. Указ. соч. — С. 21; Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. — Казань, 1850.— С. 5.
19 См.: Аксаков И. Исследование о торговле на Украинских ярмарках. — СПб., 1858. — С. 46.
20 См.: Азаров Ю. Ф. Указ. соч. — С. 22
21 См.: Исаев И. А. Указ. соч. — С. 369.
22 Цит. по: Материалы по истории СССР. — М., 1959.— Т. 6.— С. 159-222.
23 Всеподданнейший доклад С. Ю. Витте «О положении нашей промышленности». — 1900. — февр. — С. 130-139.
24 См.: Габричидзе Б. Н. Таможенное право. — М., 1997.— С. 16-17.