УДК 339.5« А. Я. ЧЕРНЫШ
Российская таможенная академия, г. Москва
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
В статье проведен ретроспективный анализ формирования экономических отношений в сфере таможенного дела, рассмотрены тенденции развития и становления экономики таможенного дела под влиянием ряда экономических факторов, проявляющихся на различных этапах развития экономической политики России. Ключевые слова: экономика таможенного дела, экономические отношения, протекционизм, фритредерство, факторы.
Основами нормативного построения экономических отношений в сфере таможенного дела являются протекционизм и фритредерство.
Исследования, проведенные в работах [1—3], позволяют утверждать, что начало формированию современных экономических отношений в сфере таможенного дела России было положено еще в XVI веке. Важную роль в их развитии сыграл Новоторговый устав 1667 года. Именно он длительное время регулировал таможенные пошлины.
Значительные усилия по развитию таможенного дела были предприняты Петром I. Они, в частности, касались ввоза табака и некоторых других, ранее запрещенных товаров. В 1699 г. Петр I повелел, чтобы во всех городах торговых и промышленных людей в отношении суда, расправы и разных сборов ведали не бояре, воеводы и приказные люди, а выборные бургомистры, которые по своей сути практически не отличались от таможенных голов.
Петром I вплоть до 1724 г. проводилась фритре-дерская фискальная таможенная политика. Для нее в 1715 г. было принято принципиальное решение об отмене казенных монополий, касавшихся внешней торговли. В 1719 г. все заповедные товары, за небольшим исключением, были отданы в свободную торговлю. Одновременно восстанавливались пошлины, отмененные указом царя Алексея Михайловича в 1654 г. Были возобновлены и прежние мытные сборы, например, проезжая пошлина.
Таможенные тарифы до XVIII века были рассчитаны на решение фискальных задач. Суммы таможенных пошлин не превышали 10 % стоимости товаров. Этого было недостаточно для стимулирования развития промышленности и ремесленного производства. По сути дела, проводилась политика свободной торговли. Коммерц-коллегией был выработан проект общего таможенного тарифа. В конечном итоге был составлен особый таможенный тариф для Петербургского, Выборгского, Нарвского, Архангельского, Кольского портов.
Только в 1723 году Петр I пришел к выводу, что главной причиной отставания мануфактурного производства в России было засилье иностранных товаров. Именно поэтому в это время был принят ряд правительственных решений протекционистской направленности, в частности о наложении импортных пошлин на импортные товары, производство которых было налажено в России.
В 1724 году одновременно с таможенным тарифом был принят Морской торговый регламент, который внес значительные изменения в таможенное оформление судов. К исходу реформаторской деятельности Петра I был разработан тариф, направленный на защиту экономических интересов России и регулирование внешней торговли.
В годы царствования Елизаветы Петровны (1741 — 1761 гг.) под воздействием введенного протекционизма в таможенном деле России произошли серьезные изменения: были сняты внутренние таможенные заставы и отменены семнадцать видов сборов.
С приходом к власти Екатерины II в России начали распространяться идеи меркантилизма, физио-кратизма и фритредерства. Екатерина II разделяла учение физиократов, признававших землю и земледелие основными источниками общественного богатства и выступавших сторонниками свободной торговли. Вступив на престол, она отменила все торгово-промышленные монополии. Откупная система была упразднена.
Таможенная политика России в XIX веке харак-теризировалась чередованием протекционизма и фритредерства. Это наглядно видно из схемы, приведенной на рис. 1. Необходимо отметить, что приведенный график представляет собой закономерность, математически выраженную регрессией, коэффициент корреляции которой достаточно высок.
Первый этап (с 1801 года до 1822 года) представляет собой период свободной торговли. Он характерен снятием запрета на вывоз российских товаров и отменой эмбарго на ввоз английских товаров.
Второй этап (с 1822 года) характерен переходом к протекционизму с запретом вывоза более 20 и ввоза более 300 видов товаров.
Третий этап (50-70-е годы) характерен использованием фритредерского таможенного тарифа. В 1850 году были установлены минимальные пошлины более чем по 600 статьям, а в 1857 году произошло снижение пошлин почти по 300 статьям и снятие по 12 статьям. В 1868 году были снижены пошлины на привозное сырье и полуфабрикаты.
Четвертый этап (конец XIX века) по своей сути протекционистский. Он характерен использованием таможенного механизма регулирования внешней торговли в интересах развития промышленности. В 1877 году вводится золотая пошлина до 100 %
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
снижение тарифов протекционизм снижение тарифов протекционизм фритредерство протекционизм свободная торговля протекционизм фритредерство протекционизм фритредерство протекционизм фритредерство
1699 1749 1799 1849 1899
годы
Рис. 1. Схема чередования протекционистских и фритредерских основ построения экономических отношений
в сфере таможенного дела России в 1699-1904 гг.
стоимости товара на ввоз товаров, уплачиваемая золотом. Повышается пошлина на ввоз машин, чугуна. Резко повышается тариф и пошлина на торговые операции с Германией.
В целом оценивание 200-летней истории российской политики регулирования внешней торговли позволило выявить статистическую закономерность чередования протекционистской и фритредерской политики с циклом периода в 20,34 лет, сокращающегося со скоростью ( — 0,2748*х) дней за цикл (рис. 1).
Расчеты, проведенные по полученной зависимости, показывают, что новый цикл фритредерской политики России начал формироваться в 2012 году и продлится уже не 20,34 лет, а 15 лет, т.е. до 2027 года.
Важную роль в 20-х годах XX века в становлении экономических отношений в сфере таможенного дела сыграли мирные и торговые договоры Советской России с зарубежными государствами, на основе которых и осуществлялась внешняя торговля. Они оказали влияние как на характер таможенной политики, так и на экономические отношения в таможенном деле. Основой для заключения торговых договоров послужило постановление Верховного Совета РСФСР от 16 января 1920 года о снятии с Советской России блокады.
Важным событием в области таможенного дела было создание в 1921 году Таможенного управления. Под его началом находились 134 таможни, 149 таможенных постов, восемь окружных и два инспекторских управления.
Таможенная политика того времени основывалась на следующих принципах регулирования экономических отношений:
— строго выдержанный протекционистский тариф;
— защита сельского хозяйства исходя из сложившейся возможности, но без ущерба для промышленности;
— установление высоких ввозных пошлин (в виде разности между фабричными ценами на товары отечественного и заграничного производства);
— беспошлинный ввоз промышленного сырья, полуфабрикатов, предметов машинного оборудования, не производящихся в стране, но крайне необходимых национальной промышленности;
— введение высоких и даже запретительных пошлин на те виды товаров, которые производились в стране в достаточном количестве;
— введение умеренных пошлин на хлопок и шерсть;
— установление умеренных пошлин на руды и лесной материал, если они производились в стране в достаточном количестве;
— беспошлинный ввоз сахара, спирта, нефтяных и текстильных изделий.
На рубеже 20-30-х годов все большее применение находит принцип государственной монополии. При этом существенно сокращается число участников внешнеторговых связей. Таможенный контроль становится только лишь вспомогательным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности. Отношения на экономической основе почти упраздняются. Оценка экономики таможенного дела и ее функции безопасности в этом периоде даны в труде А. И. Потяева «Теория таможенного дела» (1927 год). В ней он констатирует, что «СССР вместо построения своей экономической политики ... вынужден временно пользоваться рядом мероприятий, существенно сходных с теми, которые обычно применялись различными странами в защиту отечественного (национального) производителя от иностранной конкуренции» [4].
Необходимо отметить, что в данный исторический период именно такая экономическая политика позволила Советскому Союзу в сложнейших внешнеполитических условиях создать мощный экономический потенциал и провести гигантские эконо-
Рис. 2. Взаимосвязь факторов, определяющих становление экономических отношений в сфере таможенного дела и формирующих экономику таможенного дела
мические, военные и социальные преобразования и вывести страну в ряд великих держав.
В целом довоенная экономическая политика с активным использованием мощнейшего протекционистского режима позволила в значительной мере подготовить СССР к защите своего суверенитета путем создания оборонной промышленности и Во-оружейных Сил.
После Великой Отечественной войны политика возрождения экономических отношений в сфере таможенного дела была направлена на укрепление и развитие внешнеторговых связей со странами народной демократии. Это диктовалось внутренней потребностью стран социалистического содружества и необходимостью дальнейшего укрепления оборонной мощи этих стран.
К середине 50-х годов XX века сложились основные направления экономических отношений во внешней торговле СССР и сфере таможенного дела, наметились вехи международного разделения труда в рамках стран — членов Совета экономического взаимодействия (СЭВ) и Варшавского договора, что нашло отражение в таможенном законодательстве и нормативных актах.
Более полувека (с 1930 по 1990 годы) таможенные методы регулирования внешнеэкономической деятельности использовались в незначительной мере, объективно уступив место политическим и идеологическим факторам. И лишь начиная с 1991 г., когда был провозглашен принцип либерализации внешней торговли, повлекший за собой бурный рост числа участников внешнеэкономической деятельности,
вновь стали расширяться функции и задачи, стоящие перед таможенными органами.
Новый период начался с ликвидацией СССР и появлением России как самостоятельного государства и становлением новой таможенной службы. 25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР был образован Государственный таможенный комитет России.
Необходимо отметить, что в период после принятия в 1991 году Таможенного кодекса СССР и Закона СССР «О таможенном тарифе» и вплоть до середины 1993 года в России таможенное дело во многом регулировалось союзными законами в части, не противоречащей новому российскому таможенному законодательству.
В целях защиты экономического суверенитета, обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и создания условий для эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику, в 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ).
В 2003 г. в рамках налоговой реформы России Федеральным законом № 61-ФЗ от 28 мая был принят новый Таможенный кодекс РФ (ТК РФ) [5]. В ст. 1 этого кодекса отмечалось, что таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В п. 2. ст. 1 ТК РФ впервые дается определение понятия таможенного дела как «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу». При этом указывалось, что, согласно ст. 3 ТК РФ, общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.
В целом на данном этапе экономических отношений в Российской Федерации в сфере таможенного дела к настоящему времени нормативную основу его обеспечения экономической безопасности в РФ составляют: ст. 74 (п. 1 и п. 2) и 114 (п. 1, подп. «д») Конституции РФ; Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390 «О безопасности» [6]; Таможенный кодекс Таможенного союза [7]; Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [8]; Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» [9]; Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [10]; Концепция внешней политики РФ (утв. Президентом РФ от 12.07.2008 Пр-1440) [11]; Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [12].
Важно заметить, что, во-первых, институциональная деятельность государства по регулированию экономических отношений в сфере таможенного дела направлена на предотвращение внешних и внутренних угроз экономической безопасности России, а во-вторых, она осуществляется как на федеральном уровне Федеральной таможенной службой, так и на региональном уровне региональными таможенными управлениями. Тем самым создается строгая вертикаль ответственности за экономическую безопасность страны. Меры по укреплению экономической безопасности возводятся в ранг строгой обязанности и ответственности каждого органа, осуществляющего тот или иной вид экономической деятельности. Так, например, главой 2 Федерального закона «О безопасности» определены полномочия федеральных органов государственной власти и функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности.
Проведенный ретроспективный анализ формирования и развития экономических отношений и обеспечения экономической безопасности в сфере таможенного дела России позволяет установить состав и причинно-следственные связи взаимодействия факторов, определяющих возникновение в нем экономических процессов. Схематично это представлено на рис. 2. Они обусловлены, с одной стороны, внешнеэкономическим оборотом, а с другой — применением адекватного ему экономического инструмента регулирования — таможенными пошлинами и сборами. Следует отметить, что по-
шлины обусловлены самим внешнеторговым обменом, а сборы — услугами, оказываемыми таможенными органами в связи с этим обменом.
В целом система различных экономических факторов, приведенных на рис. 2, формирует новую категорию — экономику таможенного дела.
Подводя итог, необходимо заметить, что явление экономики таможенного дела формируется прежде всего двумя процессами: внешнеэкономическим обменом и оказанием услуг, обеспечивающих этот обмен. Регулирующие воздействия на экономические отношения, поддерживающие эти процессы, осуществляет государство посредством созданных им таможенных органов.
При этом вклад экономических отношений сферы таможенного дела (экономики таможенного дела) в обеспечение экономической безопасности государства реализуется как за счет наполнения доходной части бюджета, так и за счет создания условий для развития отечественного производства.
Экономические отношения в сфере таможенного дела связаны с осуществлением фискальной и регулятивной функций экономики таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (пошлин, налогов, сборов и т.д.). Регулятивная (протекционистская) функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования и квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т.д.
Важным обстоятельством является то, что экономические отношения в сфере таможенного дела главным образом направлены на обеспечение экономической безопасности государства, прежде всего путем снижения импортных пошлин. Дело в том, что если на начальном этапе развития капитализма в XIX в. с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления, то сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Так, в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50 % всех поступлений в бюджет, но в настоящее время эта доля не превышает 1,5 %. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджет подавляющего большинства промышленно развитых стран.
В целом анализ экономических отношений в сфере таможенного дела приводит к выводу, что экономика таможенного дела представляет собой элемент макроэкономического механизма внешнеэкономической и торговой политики по распределению доходов субъектов внешнеэкономической деятельности на основе действия макроэкономических законов. Они ориентированы на достижение общественного блага, к которому имеют доступ все национальные субъекты внешнеэкономической деятельности. Один из его признаков — наличие функции экономической безопасности. В этом отношении общественное благо неизбираемо и неисключаемо, его получает вся нация. Оно — неконкурентно, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю при любом заданном уровне его потребления. Поэтому нельзя назначить плату за их использование.
Таким образом, проведенный анализ экономических отношений в сфере таможенного дела позво-
лил выявить проблему необходимости исследования теоретических положений, позволяющих объяснять их явления, состояния и тенденции, разрабатывать общие методологические подходы организации воздействий на них, прогнозировать новые тенденции развития экономики таможенного дела, предвидеть возможность появления новых форм экономической безопасности и их особенности.
Библиографический список
1. Черныш, А. Я. Теория экономики таможенного дела : монография / А. Я. Черныш, Л. А. Жигун. — М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2012. — 200 с.
2. Развитие теории экономики таможенного дела. Концепция формирования теории экономики таможенного дела (шифр «Экономика — ТД 2009») : отчет о научно-исследовательской работе / А. Я. Черныш, Е. Г. Анисимов, С. В. Барам-зин, Ю. Е. Гупанова и др. ; науч. рук. А. Я. Черныш. — Люберцы : РИО РТА, 2010. - 195 с.
3. Черныш, А. Я. Экономика таможенного дела : учебник / А. Я. Черныш, Е. . Анисимов, В. И. Голоскоков, Ю. Е. Гупанова и др. — М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2013. — 432 с.
4. Потяев, А. И. Теория таможенного дела /А. И. Потяев. — М. : Изд-во Наркомторга СССР и РСФСР, 1927. — 163 с.
5. Таможенный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от 24.11.2008) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2066.
6. О безопасности : Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 1. — Ст. 2.
7. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза;
Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 17 (ред. от 16.04.2010) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 50. - Ст. 6615.
8. О таможенном регулировании в Российской Федерации : Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2010. -№ 48. - Ст. 6252.
9. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) : указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608. — Режим доступа: СПС «Консультант плюс» (дата обращения 01.09.2013).
10. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537. — Режим доступа: СПС «Консультант плюс» (дата обращения 01.09.2013).
11. Концепция внешней политики РФ : утв. Президентом РФ 12.02.2013. — Режим доступа: СПС «Консультант плюс» (дата обращения 01.09.2013).
12. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : Федеральный закон от 08.12.2003 г. №164-ФЗ (ред. 30.11.2013) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4850.
ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич, доктор военных наук, профессор (Россия), проректор по научной работе Российской таможенной академии, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
Адрес для переписки: 14009, г. Люберцы Московской обл., Комсомольский пр., 4
Статья поступила в редакцию 12.12.2013 г.
© А. Я. Черныш
Книжная полка
ББК 60.5/С69
Социальная реабилитация : учеб. для высш. проф. образования по дисциплине «Социальная реабилитация» по направлению подгот. «Социальная работа» и специальности «Социальная работа» / под ред. Н. Ш. Валеевой. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 319 с.
Проведен анализ понятия «реабилитация»; раскрыты теоретические подходы к интерпретации данного явления. Проанализирован зарубежный и отечественный опыт реабилитации в социальной работе. Особое внимание уделено роли специалиста социальной работы в процессе реабилитации. Выделена социально-реабилитационная компетенция как фактор успешности профессиональной деятельности специалиста социальной работы. Рассмотрена специфика реабилитации отдельных социальных групп населения: инвалидов, лиц пожилого возраста, военнослужащих, наркозависимых, лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, беспризорных и безнадзорных детей, ВИЧ-инфицированных.
Предназначен для студентов, обучающихся по направлению 040100 «Социальная работа», а также для научных и практических работников сферы социальной работы и образования. Может использоваться в качестве учебника для студентов вузов социально-гуманитарных специальностей, а также в магистратуре, аспирантуре, системе повышения квалификации.
005.6/В25
Вдовин, С. М. Система менеджмента качества организации : учеб. пособие для вузов по направлениям 090200 «Менеджмент» и 221400 «Управление качеством» / С. М. Вдовин, Т. А. Салимова, Л. И. Бирюкова. -М. : ИНФРА-М, 2012. - 297 с.
В учебном пособии рассматриваются базовые предпосылки формирования системы менеджмента качества организации, исследуется влияние современных тенденций менеджмента качества и стандартизации на формирование подходов к разработке СМК организации, раскрываются основные положения, элементы и модель СМК, принципы и методы ее формирования, отражается содержание разделов ГОСТ Р ИСО 900012008, а также основные этапы разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и улучшения системы.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ